Программа моя улица список улиц

Юрий Сапрыкин о том, как Москва решила стать удобной для жителей и с чем столкнулась на этом пути

«Моя улица» — программа комплексного благоустройства улиц Москвы, запущенная в 2014 году. Программа предусматривает обновление и расширение тротуаров, прокладку велодорожек, установку малых архитектурных форм. Конечная ее цель — возвращение центра Москвы пешеходам и велосипедистам и сокращение автомобильного потока.

Методические и проектные материалы для проекта на первом этапе разрабатывало конструкторское бюро «Стрелка». До 2020 года на работы в рамках программы потрачено около 200 млрд рублей, за это время реконструировано 415 улиц, переулков и площадей. В 2020 году из-за эпидемии коронавируса работы по благоустройству в Москве были приостановлены.

Этот текст — часть проекта Юрия Сапрыкина «Слова России», в котором он рассказывает о знаковых событиях и именах последних двадцати лет и о том, как эти явления и люди изменили нас самих.

Выйти из полноэкранного режима

Первый канал. Новый этап масштабной программы «Моя улица»

Развернуть на весь экран

10 июля 2014 года Воронежский областной суд оставил под стражей до 30 августа украинскую летчицу Надежду Савченко, обвиняемую в пособничестве в убийстве журналистов ВГТРК под Луганском. Ополченцы армии ДНР покинули город Северск в Донецкой области. Нацсовет по вопросам телевидения дал украинским провайдерам сутки на отключение от эфира российских телеканалов. В связи с наплывом беженцев с Украины российские власти ввели режим ЧС в шести регионах страны. Во время осмотра Пятницкой улицы мэр Москвы Сергей Собянин объявил о запуске программы городского благоустройства «Моя улица»

Москва 2000-х, как ее видит правительство Юрия Лужкова,— это дома, в них должна течь вода и зажигаться свет, иногда их нужно сносить и строить новые (если это исторически ценные здания — возводить заново в сильно ухудшенном виде). На участках земли, свободных от жилых домов, строятся БЦ, ТЦ и ТРЦ.

В оставшихся промежутках устраиваются городские праздники, призванные напомнить москвичам об исторических традициях, насладиться творчеством Олега Газманова и купить меду. У слова «благоустройство» в таком городе понятный смысл — это плановая замена всего (вернее, кое-чего) обветшавшего, ежесезонная покраска бордюров в желто-зеленый, необязательное латание разного рода дыр.

Москва — город с деньгами, и городские власти научились выжимать деньги из каждого квадратного метра, но все, что не получается сдать в долгосрочную аренду, властям как будто не интересно. Жителям, впрочем, тоже: их выводит из равновесия лишь самый вопиющий снос, возведение совсем уж абсурдного памятника или перспектива точечной застройки под окнами. Предел урбанистических мечтаний — списки «Чего нет в Москве», которые публикует журнал «Афиша»; впрочем, и тут речь идет в основном об учреждениях и институциях — нет больших концертных клубов и маленьких дизайнерских лавок, нет кинотеатра IMAX и булочных со свежими круассанами, за что ни ухватись, ничего нет — выходит так, что даже самая смелая мечта о «городе с человеческим лицом» сводится в эту пору к пожеланию открыть еще несколько точек торговли. Город как среда обитания, которая может быть удобной или нет, от которой зависит, как люди в городе себя ведут и что они при этом чувствуют,— город в таком понимании может быть интуитивно знаком петербуржцу, где такая среда сложилась задолго до его рождения, но ни в Москве, ни тем более в других населенных пунктах эти параметры неосознанны и, в общем, не видны. Чтобы их разглядеть, нужны специальные очки.

Программа благоустройства «Моя улица»

Эту оптику дает язык; чтобы изменились взгляды, а затем и вещи, должны сначала измениться слова. Новые термины для разговора о городе возникают как бы из ниоткуда и не очень понятно зачем: городская среда, общественное пространство, транспортная связность, само слово «урбанистика», объединяющее эти понятия.

Но к чему эту урбанистику приложить в конце нулевых и куда ее отнести — на фестиваль меда? Даже самые прогрессивные градоначальники вроде пермского губернатора Чиркунова не готовы заниматься средой вообще. С легкой руки Марата Гельмана Пермь пытаются оживить через точечные вторжения современного искусства, но гигантские «пермские ворота» Николая Полисского или меланхолическую беседку Александра Бродского окружают злые неухоженные улицы, которые от появления арт-объекта не становятся добрее: беседку у пермского Музея современного искусства благодарные горожане однажды ночью и вовсе сожгут. Урбанистический дискурс продвигается в массы усилиями Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», который открылся в Москве в мае 2010-го, и поначалу он выглядит как воспарившая над городским бытом кастальская школа: ее слушатели, ведомые архитектором Ремом Колхасом, будут заниматься изящной умственной игрой, вечерами отдыхая в дизайнерском баре. При этом сразу за воротами «Стрелки» начинаются разбитые дороги, приспособленные под стихийную парковку тротуары и потускневший желто-зеленый цвет «объектов ЖКХ», и что с этим делать, как любили писать все в той же «Афише», решительно непонятно.

«Улица — это общественное пространство, а общественное пространство — это в основе своей пространство для общения. Оно должно создавать атмосферу доверия, места для знакомства, рамочную повестку дня — все это описывается понятием „friendly city», которое в силу особенностей нашего исторического развития не переводится на русский язык»

Можно предположить, что основатели «Стрелки» имели в виду не только подготовку архитекторов и дизайнеров, но изменение сознания их будущих заказчиков, и первая площадка для такого эксперимента возникла раньше, чем ожидалось, и в масштабах, которые невозможно было представить. Через четыре месяца после основания «Стрелки» мэр Москвы Юрий Лужков отправлен в отставку в связи с «утратой доверия», и если у нового градоначальника Сергея Собянина нет собственной идеологии, стиля — то быстро становится понятно, где ее можно взять.

Активные горожане трактуют первые шаги нового мэра по аналогии с мэром предыдущим: если начинают менять асфальт на плитку, значит, наверняка к семье мэра приписан плиточный заводик. Но быстро становится понятно, что здесь действуют мотивы иного порядка: есть идея «комфортного городского пространства», есть новый урбанистический язык, есть средний (креативный, образованный) класс, осторожно формулирующий запрос на политические перемены — и наверняка готовый поддержать более локальные, градоустроительные.

Читайте также:
Как отменить открытие файла с помощью одной программы

Есть, в конце концов, необходимость расчистить центр от автомобилей, иначе город просто задохнется — и значит, нужно сделать его удобным для пешеходов. Весной 2011-го почти одновременно Собянин запрещает наружную рекламу на фасадах домов и над проезжей частью и назначает депутата Госдумы Сергея Капкова директором ЦПКиО им. Горького. Город нужно освободить от визуального, архитектурного, торгово-коммерческого мусора и создать наглядную модель, в сторону которой все будет двигаться: ею и станет центральный парк.

Дальнейшее известно. Сергей Капков, запустив реконструкцию парка и заменив непродирабельную аббревиатуру лаконичным названием «Парк Горького», уходит руководить московским департаментом культуры, и это не простое назначение: между культурой и городской средой теперь нет четких границ, городская среда и есть культура, инженерия человеческих душ происходит не только в музее или театре, но на улице, в сквере, в парке — через само строение скверов и парков.

Капковская модернизация — это велодорожки, вайфай и стритфуд, деревянные лавочки, пешеходные улицы, обновленные библиотеки и «Гоголь-центр»; это город, который работает как «фабрика впечатлений», город, в котором интересно. Интересно оказывается не всем.

Культурная политика капковского периода прочерчивает новые линии противостояния: одни принимают все происходящее на ура, другие с первых же парк-горьковских дней начинают оплакивать утраченную Москву — сначала в образе старых аттракционов, которые убирают из парка, далее везде. Этим другим кажется, что все это делается для каких-то оторванных от жизни хипстеров, которых власть к тому же отвлекает таким образом от политической борьбы; кажется, что культуру заменяют дизайном, а суть — видимостью.

Нарастающее московское благополучие вступает в явное противоречие с политическими разногласиями: «удобные для жизни» общественные пространства — это те же площади и скверы, на которых, согласно новым законам, запрещено собираться митингующим, самый изысканный и утонченный из общегородских праздников — День города — 2014, увенчанный исполнением «Музыки на воде» Генделя на Патриарших,— проходит всего через несколько недель после катастрофы со сбитым малайзийским «Боингом» и почти одновременно с боями за Иловайск. 10 марта 2015 года Капков уходит в отставку, в интервью «Медузе» (в настоящее время внесена в реестр СМИ-иноагентов) он говорит: «Повестка теперь другая. А при этой повестке то, что я делаю,— я не знаю, нужно или нет». Мало кто может представить в этот момент, что новейшая история московского благоустройства — и связанного с ним общественного раздражения — еще даже не началась.

«Пора признать, что перед нами самый если не успешный, то по крайней мере самый далеко зашедший опыт авторитарной модернизации в постсоветской России. Собянин не просто „благоустраивает» город, Собянин реально делает все, чтобы изменить сам уклад жизни горожан, и такого в Москве не было как минимум со сталинских времен»

Программу «Моя улица» мэрия осторожно запускает еще в капковские времена, но настоящий размах она приобретает летом 2015-го, со сменой ведомственной принадлежности: теперь культура выведена за скобки, реконструкцией улиц занимается комплекс городского хозяйства, отныне «город, удобный для жизни» — это прежде всего новые тротуары, остановки, деревья, фонари, лавочки, автобусы. Но прежде всего тротуары. Создание «комфортной городской среды» оказывается сопряжено с жутким дискомфортом: центр Москвы перекопан от первой оттепели до последних заморозков, ни пройти ни проехать, и уверения, что все это временно и для вашего же блага, действуют плохо. Соцсети гудят: раздражает круглосуточный грохот под окнами, и пыль, и грязь, и то, что в прошлом году бордюры под окнами уже меняли, а теперь перекладывают опять, отдельно раздражает результат — то, что появляется, когда заканчиваются грохот и пыль. То, что задумывалось властями как общественное благо, воспринимается благополучателями как акт коррупции невиданных масштабов, за которым не может стоять ничего, кроме алчности.

На самом деле может. Благоустройство новейшего образца — реализация все тех же урбанистических идей, с которыми когда-то вышла на московскую сцену «Стрелка». Новые тротуары такие широкие затем, что по ним можно гулять, знакомиться, разглядывать друг дружку, сидеть за столиком в уличном кафе и выпивать по бокальчику.

Улицы, парки, площади — они для того, чтобы жить, смотреть на других и показывать себя, а не просто перебегать на максимальной скорости из точки А в точку B, желательно зажмурившись. На то же ощущение от города работают и платные парковки, и выделенные полосы, и новые удобные автобусы, и… набор аргументов давно и хорошо известен, и всякий, кто имеет неосторожность с ним выступить, должен быть готов услышать в свой адрес — тебя купили, тебе заплатили, ты лижешь сапог Собянина (уверен, не будет исключением и этот текст). И это не менее интересное явление, чем само по себе благоустройство.

Урбанистика, чей понятийный аппарат подхватили когда-то городские власти,— это не схема расположения тротуаров и лавочек, это система знаний о том, как люди живут в городе, об их социальных взаимодействиях. Тротуары и лавочки предполагают, что люди включаются в жизнь города не только в качестве гуляющих и сидящих за столиками,— в этом пространстве они находят себе подобных, запускают свои бизнес-начинания, обмениваются товарами и услугами, в конце концов, участвуют в управлении городом, а значит, начинают ощущать город своим. Московское благоустройство второй половины 2010-х — смелый социальный эксперимент: что будет, если сделать все то же самое, но без малого бизнеса, участия в управлении и прочих социальных тонкостей в городе, жители которого все больше чувствуют его чужим? Получится ли создать дружелюбную и комфортную городскую среду там, где никто никому не верит? Можно ли сделать людей счастливыми, если они сами о том не просили — а это счастье на них спустили сверху?

«Собянинская реконструкция Москвы неплохо описывается в категориях фантасмагории и эстетизации, создания тотальной приятной для взгляда среды, притом что взгляд этот совершенно не призван что-либо видеть, а призван просто смотреть и „любоваться»»

И вот результат эксперимента. Мэрия реконструирует скверик, москвичи идут туда гулять, но сразу же скучают по совсем недавнему (и не очень-то приветливому) городу с палаткой у метро и наружкой на фасаде — а за сквериком видят лишь уворованный миллиард. Жители менее благополучных мест смотрят на размах столичного благоустройства, мягко говоря, с изумлением: только за 10 месяцев одного лишь 2019 года по статье «Благоустройство» город освоил 281 млрд рублей, это больше, чем расходы на Крымский мост, и сопоставимо с бюджетом Татарстана , и это пиршество происходит в стране, где в тысячах школ нет канализации и в сотнях — теплых туалетов. Мэрия (особенно запомнилось выступление вице-мэра Петра Бирюкова, который сообщил в 2017-м москвичам, пережившим уже три сезона «Моей улицы», что программа уличного благоустройства не закончится никогда) не пытается объяснить, зачем это все, создает систему имитационной народной поддержки — тротуары ремонтируют не просто так, а потому, что цифровые аватары москвичей проголосовали за них в приложении «Активный гражданин», а перед выборами еще раскидывает задания популярным инстаграм-блогерам, спуская для публикации стандартный текст «Как похорошела Москва при Собянине!». В результате единственным публичным спикером «Моей улицы», который пытается объяснить ее идеологию и конечную цель, становится архитектурный критик (и по совместительству партнер КБ «Стрелка», участвовавшего в разработке программы) Григорий Ревзин — и в ответ на его статью на сайте фонда Carnegie в соцсетях поднимается настоящее цунами ярости, способное сбить с ног даже самого эмоционально выдержанного человека (аргументы и стилистику этих комментариев лучше всех резюмировал Алексей Навальный, объявивший всех урбанистов «агрессивными олухами» и «жуликами на подряде у мэрии»).

Читайте также:
Интересные программы для детского сада

Московское благоустройство в год пандемии и карантина резко сбавило обороты, а вместе с ним снизился и градус общественного недовольства: оказалось, в общем и целом, что и с этими фонарями и тротуарами можно жить. «В общем и целом» — потому что удобные для прогулки тротуары не выглядят такими удобными, если в процессе гуляния ты упираешься в оцепление Росгвардии. Потому что спонтанная нерегулируемая жизнь, которая образуется во вновь появившихся общественных пространствах, не радует органы правопорядка (как это произошло в «Яме» на Покровском бульваре, ныне обнесенной двойными ограждениями) и привыкших к тишине местных жителей (как это происходит на Патриарших).

Потому что реализованная в центре Москвы концепция «города как театра» хороша для богатых и здоровых, но для бедных и больных, видимо, нужны другие решения — чтобы они не чувствовали себя в этом театре изгоями. Потому, в конце концов, что над всем этим висит зловещая коррупционная тень — которая несколько портит атмосферу городского праздника. «У нас широкий круг явлений трактуется в том смысле, что воруют,— писал Григорий Ревзин в „Weekend» в марте 2020 года.— Возьмите образование или медицину — есть же обвинения?

Никому, однако же, не приходит в голову отменить их вовсе. С урбанистикой — благоустройством, общественным транспортом, велосипедами, парковками, деревьями, освещением, лавочками — иначе. Это как бы вообще не нужно, это просто лишнее, предпринятое для кражи денег». Наверное, когда-нибудь и эти тротуары, и эти лавочки создадут новое ощущение от города, в котором не будет ничего, кроме доброжелательности и открытости — но пока выходит так, что их на этих лавочках нет, при всей любви к лавочкам, по не зависящим от лавочек причинам.

  • Журнал «Коммерсантъ Weekend» №36 от 22.10.2021, стр. 16
  • Юрий Сапрыкин подписаться отписаться
  • Проект Weekend «Слова России» подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

«Моя улица»: какие объекты включили в программу в 2017 году

Программа благоустройства «Моя улица» в 2017 году охватит 87 городских объектов, включая улицы, площади, набережные и парки. Об этом сообщает портал мэра и правительства Москвы.

Подготовительный этап работ стартовал в центре города: на Петровке и Краснопресненской набережной, а также на участках Кремлевского и Бульварного кольца − в ночь с 18 на 19 марта. Приступить к реализации программы в полном объеме планируют в апреле.

Набережные

В 2017 году приоритетным направлением является благоустройство 12 столичных набережных. В числе «избранных» оказались Краснопресненская, Ростовская, Смоленская, Саввинская, Болотная, Котельническая и Гончарная набережные, а также Пречистенская, Лужнецкая, Москворецкая, Андреевская и Якиманская.

Деревья, которые будут высажены вдоль набережных, помогут разграничить зоны для пешеходов и транспорта. Тротуары расширят, создав на их основе полноценную велопешеходную территорию, оборудованную смотровыми площадками и местами для отдыха. Предполагается, что в результате этих работ столицу украсит дуга из благоустроенных набережных

Кольца

В этом году завершится реконструкция Кремлевского кольца. Двум оставшимся его участкам: Новой площади и Китайгородскому проезду, − вскоре придадут ухоженный, современный облик.

Работы по благоустройству Бульварного кольца также находятся на завершающей стадии. В порядок приведут обе стороны Гоголевского, Покровского и Яузского бульваров. На Никитском, Тверском, Страстном, Рождественском, Чистопрудном и других бульварах работы затронут только нечетную сторону. . Фасады домов и вывески почистят и отремонтируют. Кроме того, программа «Моя улица» предусматривает организацию сквозного движения по зеленой зоне в центре бульваров, так что в планы города также входит оборудование дополнительных наземных пешеходных переходов.

На Садовом кольце в центре внимания окажутся площади: Самотечная, Земляной Вал, Смоленская, Смоленская-Сенная, Малая и Большая Сухаревская. А на площади Красные Ворота появится настоящая роща, где будут расти дубы, клены, липы и другие породы деревьев. Благодаря комфортной уличной мебели и светильникам, москвичи смогут отдыхать здесь как днем, так и вечером.

Парк «Зарядье» и музейный квартал на Волхонке

От будущего парка «Зарядье» планируют проложить новую пешеходную зону − от Варварки до Никольской улицы. В ее центральной части будет располагаться благоустроенная Биржевая площадь с фонтаном.

Лубянская площадь, в свою очередь, перестанет быть запутанным транспортным хабом, превратившись удобное пешеходное пространство.

Не менее серьезные перемены ожидают улицу Волхонка. На территории между станцией метро «Кропоткинская» и Пречистенской набережной создадут целый музейный квартал.

Въезды в город и улицы

Программа «Моя улица» в 2017 году не оставит без внимания и основные «ворота в город», то есть въездные группы Алтуфьевского и Щелковского шоссе, Мичуринского и Рязанского проспектов, а также шоссе Энтузиастов.

Работы по благоустройству пройдут и вблизи ряда станций метро, в числе которых − «Баррикадная», «Краснопресненская», «Сокол» и «Академическая». Наконец, в порядок к приведут территорию, прилегающую к стадиону «Лужники», включая Лужнецкую набережную и улицу Лужники.

  • Андреевская набережная
  • улица Балчуг
  • Белгородский проезд
  • Биржевая площадь
  • видовая дворовая территория на улице Маросейке, дом 13, строение 3
  • Богоявленский переулок
  • Болотная набережная
  • Болотная улица
  • улица Большая Лубянка
  • Большая Сухаревская площадь
  • Валовая улица
  • улица Варварка
  • улица Волхонка
  • Гоголевский бульвар
  • Гончарная набережная
  • Житная улица
  • улица Зацепский Вал
  • площадь Земляной Вал
  • улица Земляной Вал
  • Зубовский бульвар
  • Ильинский сквер
  • улица Каретный Ряд
  • Китайгородский проезд
  • улица Коровий Вал
  • Котельническая набережная
  • Краснопресненская набережная
  • улица Крымский Вал
  • улица Ленивка
  • Лубочный переулок
  • Лубянская площадь
  • Лубянский проезд
  • Малая Сухаревская площадь
  • Мароновский переулок
  • Москворецкая набережная
  • Москворецкая улица
  • Нижняя Краснохолмская улица
  • Никитский бульвар (нечетная сторона)
  • Новая площадь
  • Оружейный переулок
  • улица Петровка
  • Петровский бульвар (нечетная сторона)
  • площадь Тверская Застава
  • Покровский бульвар
  • улица Пречистенка
  • Пречистенская набережная
  • Рождественский бульвар (нечетная сторона)
  • Ростовская набережная
  • Рыбный переулок
  • Саввинская набережная
  • Садовая-Каретная улица
  • Садовая-Самотечная улица
  • Садовая-Спасская улица
  • Садовая-Сухаревская улица
  • Садовая-Черногрязская улица
  • Самотечная площадь
  • Смоленская набережная
  • Смоленская площадь
  • Смоленская-Сенная площадь
  • Смоленский бульвар
  • Соймоновский проезд
  • улица Сретенка
  • Сретенский бульвар (нечетная сторона)
  • Старая площадь
  • Страстной бульвар (нечетная сторона)
  • Тверская улица (от Настасьинского переулка до Триумфальной площади)
  • Тверской бульвар (нечетная сторона)
  • территория стадиона «Лужники» (Лужнецкая набережная от Третьего
    транспортного кольца до улицы Лужники, улица Лужники от Лужнецкой
    набережной до Лужнецкого моста)
  • территория возле станции метро «Академическая»
  • территория возле станций метро «Баррикадная» и «Краснопресненская»
  • территория возле станции метро «Сокол»
  • Устьинский проезд
  • Хохловская площадь
  • Чистопрудный бульвар (нечетная сторона)
  • Якиманская набережная
  • Якиманский переулок
  • Яузский бульвар
  • 1-я Тверская-Ямская улица
  • 1-й Бабьегородский переулок
  • 1-й Голутвинский переулок
  • 1-й Кадашевский переулок (объект, переходящий на 2018 год)
  • 3-й Голутвинский переулок
  • 4-й Голутвинский переулок
  • въездная группа Алтуфьевского шоссе
  • въездная группа Мичуринского проспекта
  • въездная группа Рязанского проспекта
  • въездная группа шоссе Энтузиастов
  • въездная группа Щелковского шоссе
  • Работы по программе «Моя улица» завершат в Москве ко Дню города
  • Более 100 новых пешеходных переходов появится в Москве по программе «Моя улица»
  • Москвичи смогут наблюдать за проведением работ по программе «Моя улица»
Читайте также:
Кем программа организации разрабатывается и утверждается

Источник: www.m24.ru

Программы благоустройства “Моя улица”, “Мой район”, “От дома до дома”: расскажем, в чем разница

благоустройство, прогулочный маршрут

В Москве действует несколько программ благоустройства. Например, «Моя улица», «Мой район» или «От дома до дома». Интересный вопрос: а в чем между ними разница? Разве моя улица не находится в моем районе? И разве расстояние от одного дома до другого не является частью улицы?

Моя улица

Программа «Моя улица» была самой первой, можно сказать, пробным шаром. Ее утвердили в 2015 году. Как рассказал глава столичного департамента капитального ремонта Алексей Елисеев: «Когда мы начинали программу «Моя улица», не было концепций и стандартов благоустройства, ощущались проблемы с проектировщиками, отсутствовали связи с поставщиками материалов и малых архитектурных форм».

Но что точно было, так это четкое осознание факта: в Москве жить, мягко говоря, не совсем удобно. И утверждению программы предшествовало несколько лет раздумий, изучений концепций разных городов, совещаний с ведущими архитекторами и урбанистами мира, конкурсы проектов различных архитектурных бюро.

моя улица

За первый год работы программы было благоустроено 43 улицы, преимущественно в центральной части города, и 7 вылетных магистралей: Варшавское, Каширское, Можайское, Щелковское, Ленинградское, Ярославское шоссе и Рязанский проспект. На Большой Ордынке, Мясницкой, Кузнецком Мосту и других улицах в два раза увеличилась пешеходная зона. Триумфальную площадь замостили гранитом. Появилась и первая в городе велодорожка длиной 9 км на Бульварном кольце от Никитского бульвара до Чистопрудного. И это далеко не полный список того, что было сделано в тот первый год, когда столица стала наконец-то осуществлять переход от идеи (город должен стать комфортным!) к ее решению.

В следующем году был значительно переформатирован городской транспорт: появились новые маршруты, выделенные полосы, парковочные места.

выделенные полосы

Обкатав программу в центре города, все ее участники — и городская администрация, и москвичи, — можно сказать, вошли во вкус. А тут еще появился урбанист, профессор Сорбонны Карл Морено и озвучил идею 15-минутного города. Дескать, для комфортной жизни нужно, чтобы до всего необходимого можно было добраться за 15 минут. Пешком. Город должен быть компактным!

К слову сказать, идея эта так и осталась для Москвы недостижимым идеалом.

Мой район

Однако программа «Мой район», появившись в 2018-м году, частично решила эту задачу. Годом ее рождения можно считать 2018, когда на сайт sоbyanin.ru стали поступать «наказы» от жителей: благоустроить двор, отремонтировать поликлинику, сделать площадку для выгула собак. Это уже был не центр города: работы были перенесены в спальные районы. «Мой район» отличался от «Моей улицы» прежде всего комплексным подходом: благоустраивалась не только улица, но и дворы, которые прячутся за домами, и социальные учреждения, которые на этой улице находятся. Второе отличие — упор на районы, далекие от центра. Любой район Москвы должен быть хорош — такой лозунг выдвинули в городской администрации.

От дома до дома

Наконец, в 2020 году стартовала программа «От дома до дома».

– В работу берется целиком улица, наиболее востребованная москвичами, – объяснил Алексей Елисеев. – Ее благоустройство предусматривает локальные изменения для комфортного передвижения транспорта и людей: расширения, дополнительные парковки, перенос светофоров, пешеходные переходы, остановочные павильоны, пешеходно-тропиночные сети и места кратковременного отдыха. Фактически улица ремонтируется от фасада до фасада.

митино, благоустройство, дорожка, плитка

Можно ли считать, что программа «Моя улица» завершила свое существование в 2018 году и что программа «Мой район» закончилась в 2020-м? Конечно, нет. Эти программы не заканчиваются, они переходят друг в друга и сливаются.

Еще в 2017 году заммэра Москвы по благоустройству Пётр Бирюков назвал программу «Моя улица» бесконечной.

«Меня часто спрашивают — когда закончится программа «Моя улица»? Отвечаю: никогда. Хороший хозяин в доме всегда наводит порядок, со своими детками, младшими, старшими. Мы с вами — хозяева нашей Москвы. Эта наша работа на благо Москвы будет бесконечной», – сказал он.

И, несмотря на старт программы «От дома до дома», программа «Мой район» тоже продолжает действовать.

Но какая же из этих трех программ реализуется в каждом конкретном случае? Наверное, не стоит об этом задумываться.

В этом году благоустраивают Ленинский проспект. Это, несомненно, улица, которую ремонтируют от дома до дома, попутно благоустраивая дворы и улучшая инфраструктуру районов, через которые он проходит. Даже Алексей Елисеев вряд ли сможет ответить, по какой именно программе всё это делается.

– Мы сейчас уже не выделяем какие-то программы, они сосуществуют, – говорит он.

Майя ПЧЁЛКИНА.

Источник: moydom.moscow

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru