Примерная образовательная программа «Детский сад по системе Монтессори»
Программа «Детский сад по системе Монтессори» создана на основе
педагогической системы известного педагога и психолога Марии Монтессори в
соответствии Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования. Сохранив в полной мере ее концептуальные
основы, Программа вобрала в себя новейшие достижения педагогической и
психологической науки, а также опыт современных отечественных и зарубежных
монтессори-педагогов.
http://linda6035.ucoz.ru/
3.
Историческая справка
М. Монтессори (1870-1952) — итальянский педагог,
врач. Первая женщина в Италии — доктор
медицинских наук (1896). Профессор гигиены в
Высшей женской школе (1896-1906). В 1900-1907
читала курс педагогической антропологии в
Римском университете (в 1904-1908 проф.).
Практическую деятельность начала в детской
психиатрической клинике (1895-1898), где
Детский сад – монтессори или классический. Что выбрать?
разработала метод развития органов чувств у
умственно отсталых детей. Успех метода позволил
применить его к нормальным детям дошкольного
возраста. Для внедрения своей системы
Монтессори создавала дошкольные учреждения
для детей 3-6 лет — «дома ребенка». После
установления фашистского режима в Италии
эмигрировала. В Великобритании, Франции,
США, Испании, Индии и других странах активно
пропагандировала свою систему, создавая школы,
организуя лекции, международные конгрессы по
проблемам воспитания детей.
http://linda6035.ucoz.ru/
4.
Авторский коллектив:
Елена Александровна Хилтунен,
эксперт Ассоциации Монтессори –
педагогов России, г.Москва.
Оксана Феликсовна Борисова,
к.п.н., руководитель МДОУ «Детский
сад комбинированного вида №14», г.
Снежинск, Челябинской
Валентина Владимировна
Михайлова, руководитель НОУ
«Санкт – Петербургская Монтессори –
школа.
Программа составлена на
основании
-Федерального Закона Российской
Федерации №2 73 — ФЗ от 29.12.2012г.
«Об образовании в Российской
Федерации»
-Федерального государственного
образовательного стандарта
дошкольного образования.
Источник: ppt-online.org
Детский сад по системе монтессори
Детский сад по системе монтессори программа. Для ребенка в 2 года детский сад – идеальное место, где он может стать самостоятельным, общительным и любознательным в столь небольшом возрасте. Поэтому важно определиться, в какой садик и группу определить его.
Почему бы не обратить внимание на детский сад Монтессори, где каждая группа создается с учетом склонностей малышей, а не их возраста.
Пособия и материалы, по которым будут заниматься последователи принципа развития ребенка 1-3 лет, разработанного Марией Монтессори, направлены на развитие моторики и координации движений. Спустя некоторое время вы заметите, насколько ваш ребенок стал самостоятельным.
Начиная с 2-летнего возраста, малыш будет знаком с правилами счета и основами русской речи. Воспитатели будут помогать ему познавать окружающий мир, при этом не станут применять физическую силу, если он будет себя плохо вести.
Самое интересное, что они не принуждают ребенка к занятиям, позволяя ему свободно развиваться так, как он хочет.
Вы, как заботливый родитель, должны знать, что в Монтессори-группе находится от 15 до 20 деток. В каждой группе есть, как малыши, так и дошколята. Правило, которого здесь придерживаются: в группу должны быть набраны дети всех возрастов.
Чем отличается такой детский сад от обычных садиков?
Ребенок в 2 года детский сад просто ненавидит, так как ему не нравится, что его принуждают учиться и постоянно что-то делать. Сад Монтессори не пытается искусственно ускорить темп его развития, а значит, он намного быстрее определиться в отличие от сверстников, которые по большей части сидят дома или посещают традиционный детский сад, в том, что ему интересно, а к чему «не лежит душа». Вы увидите, что он становится самостоятельным.
Малыш свободен в выборе занятий, и может по собственному желанию, когда захочет, сменить вид деятельности. Пособия и материалы, на которые опираются все воспитатели, работающие по методу Монтессори, рассчитаны на то, что ребенок может самостоятельно использовать их.
Конечно, следует учитывать, что после такого права свободного выбора, вседозволенности, малышу будет сложно первое время адаптироваться к системе обучения в обычной школе. Все-таки там он будет вынужден подчиняться воле учителей и строгой школьной программе.
Программа Монтессори в детском саду, особенности
Развитие ребенка 1-3 лет будет всесторонним, так как в каждой группе есть большое количество уникальных развивающих игр и соответственно пособий. Таким образом, малыш будет тренировать мелкую моторику и овладевать жизненно необходимыми навыками шнуровать обувь, застегивать без помощи взрослых одежду и т.д.
На координацию движений ему предложат выполнять простые упражнения из системы Монтессори: «Розовая башня», «Лестница», «Блоки цилиндров» и прочие. Весь инвентарь для игр изготовлен из натурального дерева, что не вызывает у детей аллергических реакций.
Детские сады по системе Монтессори для развития ребенка
Ребенок в 2 года полюбит детский сад по методике Монтессори, и в этом можете не сомневаться. Ведь помещение, в котором занимаются детки, разделено на уголок жизненной практики, развития 6-ти чувств, а также есть еще такие три уголка, как математический, космический и языковой. Заинтересованы?
Источник: infonyanya.ru
Методика раннего развития Монтессори
Методика Монтессори для детей – это система раннего развития малышей-дошкольников, которая, не предполагает жёстких запретов и ограничения в сферах деятельности. Заниматься по ней можно начинать с самого рождения ребёнка. В пользу этого свидетельствует также тот факт, что в первые три года жизни мозг усваивает абсолютно всю информацию, которая в него поступает и которую он может переварить и осмыслить.
С одной стороны, самостоятельность в учёбе способствует развитию самостоятельности в жизни. Однако абсолютная самостоятельность не приведёт ни к чему хорошему, ведь если полностью предоставить ребёнка самому себе, то не будет возможности развить в нём дисциплину. В связи с этим предполагается введение в программу ребёнка тех занятий, которые не интересуют его.
Занятия можно проводить с самого раннего возраста, главное – подобрать особенные игрушки, которые должны способствовать развитию моторики и сенсорики. Они должны быть разной длины и структуры, разной формы, размера, цвета. Пусть они издают разные звуки и будут выполнены из разных материалов. Словом, чем больше анализаторов будет задействовано в процессе игры, тем лучше.
Монтессори-методика — педагогическая система образования была разработана в начале 20 века первой в Европе женщиной-врачом Марией Монтессори. Метод основан на принципах свободного воспитания. Приоритет в учебных заведениях отдаётся развитию сенсорики, то есть деятельности органов чувств. Эта система способствует развитию у детей ряда навыков и качеств: самостоятельности, умения концентрировать внимание, координации, работы по упорядоченному алгоритму, умения сортировать поставленные задачи по критерию приоритетности.
Стоит заметить, что, как показывает практика, подавляющее большинство детей, обучавшихся по системе Монтессори, вырастают любознательными, целеустремлёнными и, что самое главное, добрыми людьми. Они научены не тратить время на бессмысленные конфликты и конкуренцию, ведь с самого раннего детства такой ребёнок осознаёт, что его главный конкурент — он сам из прошлого.
Всем известно, что Мария Монтессори была врачом, но мало кто знает, что она специализировалась на работе с детьми, у которых были выявлены особенности психического и когнитивного развития. В ходе напряжённой работы было выяснено, что большинство из этих детей на самом деле абсолютно здоровы, просто родители ими не занимались. Как итог этого — образовательная система Монтессори стала базироваться на трех составляющих: ребёнок, окружающая среда и учитель-наставник.
Принципы методики
Методика Монтессори пропагандирует проявление к малышам такого же уважения, как к взрослым людям. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка как можно раньше сформировалось понимание того, что он — такая же часть социума, как мама или папа, и что мир, окружающий ребёнка, — это не что-то эфемерное и непостижимое. Напротив, всё, что ребёнок видит, имеет свою структуру и место в этом большом мире.
Самой ответственной фазой жизни является отрезок времени от рождения до 6 лет, т. к. это время формирования у ребенка его личности и способностей. Взрослый должен понять, чем интересуется ребенок, и создать для него благоприятную среду, в которой он будет с интересом развиваться. Главное — это развитие мелкой моторики и чувств, воспитание в каждом ребенке самостоятельности.
Основными принципами системы являются:
- Самостоятельность ребёнка.
- Свобода в установленных границах.
- Естественное психологическое, физическое и социальное развитие.
Особенность методики Монтессори заключается в отсутствии каких-либо форм принуждения. По мнению автора методики, каждый ребёнок подсознательно стремится развиваться и получать знания. Рано или поздно у него появляется потребность в приобретении нового опыта и открытии граней, в которые до сих пор он был заключён. Когда она появляется, ребёнок, сам того не осознавая, начинает искать способы узнать для себя что-то новое. Задача родителей — наблюдать этот процесс и следить, чтобы ребёнок всегда был в безопасности.
Здесь нет единых требований для всех, у каждого — свой индивидуальный темп. Ребенок занимается тем, что ему по душе, что нравится. Главный принцип: «Помоги мне сделать это самому».
Основные положения
- В процессе обучения ребенок проявляет активность, а находящийся рядом взрослый — не наставник, а только помощник.
- Ребенок самостоятельно принимает решение, какой деятельностью заниматься.
- Дети старшего возраста помогают младшим освоить то, что уже умеют сами. Такое обучение способствует развитию лидерских качеств у старших.
- Занятия проходят в специальной среде.
- Главная задача педагога — добиться, чтобы у детей появился интерес, побуждающий их к дальнейшему самостоятельному развитию.
- Запреты и критика недопустимы. Ребенок может совершать ошибки и самостоятельно их анализировать.
Методика Монтессори – программа раннего развития, где ребёнку отводится ведущая роль. Малыши любого возраста сами выбирают себе вид деятельности. Несомненный плюс также в том, что в течение учебного дня дети обслуживают себя полностью самостоятельно. Разумеется, преподаватели и воспитатели в первый раз будут рядом, чтобы объяснить, как правильно, и предостеречь от ошибок, однако в дальнейшем ребёнок учится сам справляться с простейшими бытовыми заданиями.
Суть методики Монтессори
Методика базируется на том, что в приоритете здесь не интеллект, а развитие моторики, органов чувств, навыков социализации и самостоятельности. Несомненным положительным аспектом данной системы является то, что она не предполагает определённой программы. Имеется в виду, что не существует конкретных сроков выполнения того или иного задания — каждый ребёнок работает в индивидуальном темпе. Кроме того, на первых порах дети даже имеют возможность самостоятельно принимать решения о том, чем они хотят заниматься в настоящий момент. Таким образом, ребёнок, работая в разных сферах, совершенствует свои навыки, не конкурируя при этом с другими детьми, тем самым приобретая уверенность в себе и повышая свою самооценку.
Смысл методики Монтессори заключается в развитии самостоятельности у ребенка. В соответствии с обучением – большую часть знаний ребёнок усваивает самостоятельно, без помощи взрослых. Что же делать нам, взрослым, если неотъемлемой частью методики является невмешательство в детские игры? Наша обязанность — выяснить, что интересует ребёнка, какие у него особенности характера, чем он хочет заниматься. Когда это будет сделано, необходимо создать такую среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно и иметь возможность заниматься тем, что ему нравится.
Система Монтессори подразумевает, что задача взрослого человека — наблюдать за самостоятельной деятельностью ребёнка, анализировать его интересы, подбирать ему материалы для занятий таким образом, чтобы те соответствовали этим интересам.
Основы педагогики
Основные составляющие педагогики Монтессори позволяют ребенку найти свой путь развития. Таковыми составляющими являются роли взрослого воспитателя, развивающей среды и дидактического материала. Роль воспитателя очень важна. Прежде всего он должен быть опытным и мудрым, создавать развивающую среду и предоставлять детям дидактический материал.
Свои знания о мире взрослые не навязывают. Воспитатель наблюдает, как играют дети, выявляет их интересы и наклонности. Взрослый и ребенок находятся в равных условиях — оба сидят на полу или на корточках. Педагог не мешает ребенку. Пусть ребенок ошибается и делает свои маленькие открытия.
Это позволит ему продвигаться дальше в нужном направлении.
Основополагающим элементом педагогики Монтессори является развивающая среда. Если она подготовлена правильно, ребенок развивается самостоятельно, без опеки воспитателя. Дети любят познавать мир: все понюхать, пощупать, попробовать на вкус. Комната для игры делится на пять зон:
- Повседневная жизнь — в этой зоне упражнений ребенок учится уходу за своими вещами, уходу за собой.
- Языковая — в игре ребенок знакомится с буквами, учится писать слова.
- Сенсорная — в специальных играх развиваются органы чувств, изучаются величина и размеры предметов.
- Естествознания — ребенок знакомится с миром, космосом, ботаникой, географией, физикой, анатомией и другими науками.
- Математическая — здесь дети знакомятся с цифрами и учатся математическим действиям.
Основой педагогики Монтессори является и предметная среда — дидактический материал. Игрушками могут быть любые предметы: тазик, салфетка, губка, карандаш. Следует располагать игрушки на уровне глаз ребенка. К дидактическому материалу следует относиться аккуратно. При групповых занятиях материал нельзя передавать из рук в руки.
После того как ребенок закончил упражнение, он должен положить пособие на место. Затем можно брать другие материалы. Монтессори считала, что игра с мелкими предметами развивает речь, память, формирует интеллект. Важно воспитание в ребенке самостоятельности. Все книги должны быть в одном экземпляре — дети должны научиться договариваться.
Поработав с книгой, нужно поставить ее на место. Таким образом дети приучаются к порядку и к пониманию того, что каждая вещь имеет свое место.
Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Взрослый должен проанализировать интересы ребёнка и подобрать такие рабочие материалы, с которыми ему не будет скучно работать.
Источник: kidsmi.ru
Программа монтессори в детском саду что это такое
В 2012 году Межрегиональная Монтессори Ассоциация инициировала создание рабочей группы по написанию программы дошкольного образования, которая получила название «Детский сад по системе Марии Монтессори».
Программа может стать основой для создания образовательной организацией своей рабочей программы и получения лицензии.
Программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования РФ.
В декабре 2014 года Президиум УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров принял решение о присвоении программе «Детский сад по системе М. Монтессори» грифа УМО: «Рекомендовано УМО в качестве методического пособия для осуществления образовательной деятельности в области дошкольного образования».
В 2014 году программа была издана в издательстве «Национальное образование». Купить в Лабиринте
Источник: projects.mma-montessori.com