Добрый день, дорогие родители. Если вы хотите выбрать для своего ребёнка детский сад, либо группу развивающих занятий, то в этом случае мы советуем вам обратить внимание на специализированную педагогическую систему Монтессори.
Кроме детских садов, которые практикуют эту систему, довольно часто группы Монтессори организуются и в обычных детсадах.
Также они могут открываться как самостоятельно существующие. В ряде случаев Монтессори — педагогика существует и в начальных классах школы.
Если вы разберётесь с самыми главными принципами этой системы, и сможете самостоятельно сопоставить все «за» и «против», то сможете принять решение о том, стоит ли вашему ребёнку обучаться по этой методике.
Монтессори — педагогика и методика детских садов
Многие детские сады г.Москвы и школы успешно применяют методику Монессори уже многие годы, доказав эффективность в быстром и правильном развитии дошкольников.
Автором данной методики является Мария Монтессори. Она первая женщина на территории Италии, которая смогла получить диплом врача. Но при этом общественные взгляды Италии раньше были не такими демократичными, как сейчас, и поэтому присутствие в клинике женщины считалось неуместным.
МОНТЕССОРИ: плюсы и минусы системы
Из-за такого предрассудка М. Монтессори, в течение долгого времени не могла себе никакой работы по специальности. При этом, будучи личностью целеустремленной, она в конце концов смогла добиться места доктора в специализированной клинике для психически больных деток. То, что она там увидела Мария, очень сильно поразило её.
Мария Монессори с очень ярым энтузиазмом взялась за исследование психиатрии, и в итоге смогла придти к данному новаторству. Мария Монессори разработала упражнения для подопечных и стала много с ними заниматься. В результате проведения занятий умственно отсталые детки смогли хорошо сдать экзамен по письму.
Опыт работы помог понять особенности развития психики дошкольникови стал позже основой для дальнейших открытий в педагогике. В конечном итоге была открыта отдельная методика.
На сегодня Монтессори-педагогика содержит в себе большое количество самых разных упражнений.
Педагоги могут пройти подготовку на специализированных курах и научиться владеть методикой Монтессори.
Воспитание детей по методике Монтессори
Как происходит воспитание детей по этой методике? Монтессори-педагогика предполагает наущение ребёнка самостоятельному мышлению, отсутствию страха перед принятием самостоятельных решений. В результате из ребёнка вырастает свободный — независимый человек.
Этого можно добиться, если следовать ряду педагогических принципов. В частности, следует предоставлять ребёнку свободу в выборе себе занятий.
Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого из детей. Важно в повседневной жизни создать все условия для того, чтобы маленький мальчик или маленькая девочка развивались и самостоятельно!
Монтессори — педагогика и методика детских садов
Если вы побываете предварительно в Монтессори группе, то сможет увидеть уютную комнату, которая разделена на ряд тематических зон. И в каждой из таких зон группируется дидактический материал, призывающий развивать те или иные способности, к примеру, языковые, математические, сенсорные, или те, которые способны тренировать навыки самообслуживания и бытовые навыки.
Зоны Монессори так и названы:
- языковая,
- математическая,
- сенсорная,
- а также зона двигательной активности.
При этом детки могут сами выбрать себе более подходящую зону, а также материалы для работы и упражнения. При этом слово «игра» для детишек заменяется словом «работа», что подчёркивает серьёзно отношение к чему-либо.
К примеру, зона практической жизни в системе Монтессори – это модели деятельности в быту, выполняемые любым взрослым человеком: это завязывание шнурков, пришивание пуговиц, сервировка стола, одевание. Для выполнения упражнений в этой группе предусмотрены материалы, которые позволяют изучить повседневное поведение взрослых в быту.
В сенсорной зоне дошкольники могут выбрать для себя подходящие материалы по размеру, цвету, консистенции, форме. Здесь дети смогут научиться работать с различными сыпучими материалами, глиной, водой и т. д.
Все предметы при этом выполнены из разных природных материалов. Они очень привлекательны, и при этом сгруппированы по цвету и размеру. Материал для упражнений при этом отражает реальную жизнь и культуру. При этом часть материалами может быть хрупкими, что приучит ребёнка к аккуратности.
Некоторые мамы, которые посещают группу Монтессори совсем недавно, удивляются тому, что воспитатели детского садад ничего не делают, а просто сидят. Но такая позиция воспитателей и предусматривается данной методикой.
Воспитатель не имеет права вмешиваться в работу ребёнка или давать ей какую-либо оценку. Он может лишь давать презентации, которые способны объяснить суть упражнений. Ребёнок при этом может сидеть в группе и наблюдать за всем происходящим. То есть он может быть занят чем-то не постоянно.
Теперь о том, с какого возраста ребёнку можно посещать группы, занимающиеся по методике Монтессори.
Обычно в подобные группы записывают детей, начиная с одного года. Годовалые дети уже могут начать с интересом изучать материалы в рамках этой методики.
Группы сформированы из детей в возрасте 1 — 6 лет.
Также занятия проводятся и возрастной группе 7-12 лет. Иногда формируются и разновозрастные группы.
Ключевое понятие по методике Монтессори — это свобода. Но чтобы можно было воспитать свободного человека, вы должны научить его тому, чтобы он мог уважать свободу других. Так что в Монтессори-группах действуют определённые правила:
- не следует мешать другому ребёнку тогда, когда он чем-то занят;
- при выборе рабочего места для малыша необходимо учитывать интересы других деток группы;
- не следует шуметь и мешать другим детям;
- после работы следует убрать материалы на места, вытереть грязь для того, чтобы другим было удобно;
- материалы для группы предоставляются только в единственном экземпляре. Если тот или иной материал занятии, то второй ребёнок может ожидать, пока он освободится или смотреть, как работает другой ребёнок.
Собираясь на занятия, нужно одеть ребёнка таким образом, чтобы вы не переживали из-за испачканной одежды.
Минусы методики Монтессори
Некоторые отмечают минусы Монтессори-педагогики. К примеру, это отсутствие ролевых игр. По мнению Монтессори, уход дошкольников от проблем в выдуманный мир неправилен.
В целом данная методика Монтессори в большей степени акцентирует на то, чтобы развить у ребёнка логические, и творческие способности.
Можно отметить, что система Монтессори педагогики подходит далеко не всем деткам. Есть дети гиперактивные, которые требуют более активного поведения в группе. А что касается аутичных дошкольников, то они могут замкнуться в таких группах ещё больше.
Если вы интересуетесь методикой Монтессори, то почитайте литературу о ней и сделайте выбор: отдавать ребёнка в такую группу или нет.
Монтессори педагогика и методика видео
Источник: dzen.ru
Плюсы и минусы методики Монтессори при развитии детей
Мария Монтессори – итальянский врач и педагог, основательница уникальной педагогической системы воспитания детей. В последние годы популярность методики Монтессори в России сильно возросла.
Главный принцип методики : «Помоги мне сделать это самому». Ребенок решает, во что и сколько ему заниматься с тем или иным материалом.
Главные принципы методики Монтессори :
• Ребенок сам выбирает, во что, как, и с кем играть — взрослый не должен навязывать правила и условия игры.
Публикация «Плюсы и минусы методики Монтессори при развитии детей» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Также взрослому не стоит решать задачи за малыша, лучше предоставить ему возможность самому справиться с трудностями.
• Если играют сразу несколько детей, они должны соблюдать правила: не шуметь и не мешать другим, не отбирать игрушки (кто первый взял, тот и играет).
• После игры малыш учится аккуратно убрать игрушки на место.
Важную роль в подходе Монтессори играет окружающее пространство. Все материалы обязательно располагаются на уровне роста ребенка так, чтобы он мог без помощи взрослого взять нужную вещь.
В детских садах, оборудованных по методике, среда разбивается на зоны:
• Бытовая (кухня, гладильная доска, сушилка для белья, веник, совок, тряпка и т. п.);
• Сенсорная (предметы разных форм, текстур, размеров и веса);
• Математическая (счетный материал, геометрические фигуры)
• Языковая (книги, развивающие пособия)
• Космическая (знакомство с природными явлениями, культурой разных стран, камни и другой природный материал)
Плюсы методики Монтессори :
• Ребенок развивается самостоятельно, согласно его индивидуальным особенностям;
• Огромное разнообразие развивающих игр и пособий;
• В разновозрастных группах, сформированных по интересам, дети учатся взаимодействовать с младшими и старшими.
Минусы методики Монтессори
• Отсутствует развитие творческой и эмоциональной сферы
• Отсутствуют сюжетно-ролевые игры
• Отсутствуют подвижные занятия
• Сложно полностью создать среду в домашних условиях
• Недостаток общения между детьми
• Возможны проблемы при поступлении в школу, в группах Монтессори дети привыкают делать то, что им хочется.
Публикации по теме:
«Плюсы и минусы программы «Первые шаги» и основные её отличия от программы «От рождения до школы»» В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой.
Технология дистанционного образования в ДОУ: плюсы и минусы (разновозрастная группа ЗПР) В связи с пандемией приостановлено посещение детьми дошкольных образовательных учреждений. Реализация образовательной программы осуществляется.
Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.
Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа.
Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики.
Презентация для школьников к уроку истории на тему «Реформы правления Н. С. Хрущёва. Все плюсы и минусы» Тема урока «СССР. Годы правления Н. С. Хрущева» Главные мысли урока в виде презентации: — Помочь учащимся глубже осознать эпоху “оттепели”,.
Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.
Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.
Упражнения по музыкально-слуховому развитию для детей раннего возраста от года до трёх лет с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Упражнения по музыкально-слуховому развитию для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики К. Орфа.
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Плюсы и минусы методики Марии Монтессори
В настоящее время система образования Монтессори очень популярна. Она хорошо зарекомендовала себя, благодаря выраженному положительному эффекту, проявляющемуся у всех детей без исключения. Кроме того, сейчас стало популярно мнение о том, что система Монтессори становится не просто образовательной программой, а образом жизни всей семьи.
Методика предполагает создание в доме особой атмосферы, включающей не только специфическую организацию пространства, но и отношение родителей к ребенку и друг к другу. Именно поэтому, прежде чем выбирать эту методику для работы с вашим ребенком, следует проанализировать все положительные и отрицательные ее стороны.
Плюсы методики Монтессори
Методика очень эффективна. Она зарекомендовала себя как действенный способ развития эмоциональной, социальной, когнитивной, ну и, конечно, умственной сфер.
Положительные стороны методики Монтессори — на занятиях не приветствуется критика и заниженная оценка. Детей обучают не через рассказ учителя, а через работу с материалами и это является главным достоинством программы. Большое внимание в методике акцентируется на сенсорном и сенсорно-моторном развитии учеников, что напрямую влияет на дальнейшее умственное развитие. Ребенок развивается самостоятельно, основываясь на его индивидуальных особенностях.
Методика Марии Монтессори не прибегает к классической системе поощрений и наказаний — она учит ребенка искать мотивацию для исследования окружающего мира в голове у самого ребенка.
- По системе Монтессори дети работают либо одни, либо в небольших группах, благодаря чему к детям применяется индивидуальный подход. Благодаря этому дети имеют мотивацию учиться, которая со временем перестает быть приходящим и уходящим явлением — она становится постоянным спутником ребенка на жизненном пути. Постоянная мотивация, естественно, оказывает положительное влияние на подход к процессу познания.
- Система Монтессори не приемлет стандартных способов мотивации, когда детей заставляют выполнять некую мнимую норму, хвалят за лучшую работу в классе и ругают за ошибки на глазах у всего коллектива. Для любого ребенка такая жизнь — постоянный источник стресса. Методика позволяет оградиться от него и научиться самостоятельно ставить цели, добиваться результатов, анализировать недочеты и самостоятельно ставить цели.
- Ребенок, занимающийся по системе Монтессори, сам решает, каким видом деятельности ему заняться. Программа хороша тем, что она имеет способность подстраиваться под интересы и потребности ребенка. Это объясняется тем, что главная задача педагогов и воспитателей, особенно на ранних этапах обучения, не укомплектовать головы детей сухим набором фактов, но воспитать в детях желание учиться и мотивацию становиться лучше в сравнении ни с кем-то другим, а с собой прежним.
- Отсутствие любых форм принуждения мотивирует детей и дает им возможность брать ситуацию под контроль, тем самым развивая в детях лидерские качества. Кроме того, это позволяет избежать негативных эмоций, связанных с притеснением интересов и потребностей детей.
- Увлекательная форма подачи материала — одна из ключевых положительных сторон методики Монтессори. Весь материал делится на зоны, каждая из которых прорабатывается с ребенком отдельно. Для каждой из этих зон разработан огромный объем теоретического и практического материала. Имеются в виду не только пособия для родителей, но и учебные материалы для детей. Программа построена так, что по большей части она не раскрывает факты, а позволяет ребенку додуматься до них самостоятельно. Преподаватели же не заставляют детей бездумно соглашаться со всем тем, что они говорят. Они позволяют детям самостоятельно получить знания о мире в ходе решения ситуационных и практических задач.
- Отсутствие спланированной программы позволяет детям, которые пропустили несколько дней учебы по какой-либо причине не волноваться из-за того, что они плохо напишут какую-нибудь работу. Каждый ребенок в учебных заведениях Монтессори работает в комфортном для него темпе. В обычных школах главная задача детей — угнаться за программой, написать все необходимые контрольные и при всем этом постараться хоть что-то запомнить. Здесь же ребенка никто не будет гнать за результатом.
- Методика Монтессори предполагает не только умственное обучение. Вместе с ним время уделяется физической культуре, когнитивному и социальному развитию. Исследования показали, что дети, посещающие специализированные школы, развиты более правильно, чем те, кто целыми днями сидят за партой и учат. В школах Монтессори у детей всегда есть возможность сменить положение тала: они могут спокойно встать, сесть или даже лечь — никто и слова не скажет. А все потому, что учителя здесь понимают важность движения для детей, в особенности — самых маленьких.
- Для детей здесь в приоритете их собственные потребности. Дети учатся прислушиваться к себе и понимать, что хочется им самим, а не учителю или самому громкому ребенку класса.
- В среде, созданной по системе Монтессори, могут сосуществовать дети с разными типами темперамента, при этом комфортно будет всем. Никто не будет скучать или бежать из последних сил, чтобы нагнать остальных.
- Большая доля внимания уделяется обучению детей навыкам самообслуживания. Им прививают любовь к чистоте и порядку, учат следить за своим внешним видом, состоянием волос и одежды. Учителя здесь, вместо того, чтобы обвинять родителей в недостаточно качественном домашнем воспитании, помогают детям освоить в обществе.
- В большинстве случаев дети обучаются в небольших группах. В каждой из них есть дети разных возрастов. Учителя помогают им общаться между собой и учиться коллективному выполнению задач.
- Благодаря свободному общению, которое доступно детям в течение всего дня, они с раннего возраста знают, как попросить о помощи, как поблагодарить и даже как поставить на место.
- Благодаря тому, что группы разновозрастные, ребенок имеет возможность сформировать в себе лидерские качества, помогая младшим ребятам. Младшие же имеют возможность выбрать себе пример для подражания среди старших детей, а не среди взрослых.
Минусы методики Монтессори
Следует понимать, что у любой педагогической методики есть минусы. Это абсолютно нормально: все дети разные, у каждого свои потребности и свой характер.
Отрицательные стороны методики Монтессори — на занятиях используется только специальный учебный материал, который разработала автор метода обучения. Программа не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков и это является ее главным недостатком. В обучении почти не используются игры, мало задействовано творчество и в домашних условиях есть сложности в создании полноценной среды развития.
- В учебных учреждениях, придерживающихся системы Монтессори, дети учатся небольшими группами. Поэтому переход в обычные учебные заведения будет большим стрессом для ребенка. Особенно это проявляется у тех детей, которые необщительны по природе. Кроме того, система ценностей и жизненных принципов обычного детского сада и обычной школы значительно отличается от того, что преподают в специфических учебных заведениях. Из-за этого между детьми может возникнуть непонимание. Конечно, со временем ребенок, скорее всего, адаптируется. Ему помогут те коммуникативные навыки, которые он получил за время учебы в заведении Монтессори, будь то детский сад или школа.
- Если ребенок учится по программе Монтессори, родители должны будут включаться в образовательный процесс, а иначе положительных сдвигов не будет. Методика подразумевает тесное сотрудничество учителей, родителей и ребенка, причем все они должны быть задействованы в образовательном процессе в равной мере.
- Монтессори в свое время ратовала за то, чтобы в сказках, читаемых малышам, не было ничего сказочного. Вместо говорящего Колобка и животных, наделенных человеческим мышлением, Монтессори рекомендовала читать детям исключительно те сказки, в которых описаны такие бытовые ситуации, которые могут произойти в реальности. Это даже, получается, не сказки, а просто поучительные истории. Такая нелюбовь к фантастике объясняется тем, что система эта направлена на создание максимально возможного уровня адаптации ребенка к реальной жизни. Именно поэтому она уделяет столько времени приобретению ключевых бытовых навыков.
- К сожалению, система Монтессори не учит ребенка преодолевать себя и идти против своего «хочу». В соответствии с системой, ребенок занимается тем, что ему интересно. В современном реальном мире, увы, так нельзя. Это может помешать достижению успеха в учебе (университетской) и профессии. Если такой человек осознает, что он не хочет сегодня идти на пары, то он и не пойдет. Спустя пару недель таких «не хочу» этого студента просто выгонят из института. И виноват будет не он, а система образования, которая не научила его преодолевать себя. Напротив, она частично потворствовала развитию лени.
- Если переводить ребенка из учреждения Монтессори в простое учебное заведение, у него, как уже говорилось, могут возникнуть некоторые трудности в плане адаптации. Те же проблемы возникают и при переводе ребенка из обычного садика или школы в учреждение, работающее по системе Монтессори. Это те же трудности в адаптации, только суть их в другом: ребенок, привыкший к получению от педагогов четких инструкций, просто-напросто теряется, когда получает свободу действий и мыслей. Такие дети обычно страдают отсутствием фокусировки на тех задачах, которые нужно выполнить или же, наоборот, чрезмерной концентрацией на одном-единственном деле. С другой стороны, такие проблемы характерны не для всех, а лишь для детей, за которых прежде все решали родитель и/или учителя, то есть для детей, прежде не имеющих права голоса. В заведениях Монтессори такие дети учатся слушать самих себя, а также формировать и высказывать собственное, объективное мнение.
- Современное общество взрослых людей отвергает некоторые аспекты методики Марии Монтессори. Например, чересчур частое открытое выражение ребенком своих желаний могут воспринять как недостаток воспитания, а не как проявление свободы слова и мысли.
- Из-за популярности системы качество такого образования очень сильно варьируется. В связи с этим, прежде чем отдавать ребенка учиться в специализированное заведение, попросите его руководителя предъявить вам дипломы и сертификаты сотрудников детского сада или школы, который вы выбрали для своего ребенка.
Источник: kidsmi.ru