Программа монтессори для детей раннего возраста что это

Особенности социального развития детей раннего возраста, занимающихся по педагогической системе Марии Монтессори

Бойко, Е. А. Особенности социального развития детей раннего возраста, занимающихся по педагогической системе Марии Монтессори / Е. А. Бойко, Т. В. Семеновских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 475-478. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69231/ (дата обращения: 20.12.2022).

В статье анализируются вопросы социального развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Рассматривается педагогическая система Марии Монтессори, как инструмент для развития социальных навыков детей раннего возраста.

Ключевые слова: социальное развитие, социальные навыки, самостоятельность, ранний возраст, педагогическая система Марии Монтессори, метод наблюдения.

Теоретический обзор проблемы исследования. УжевXX веке многие ученые и педагоги-гуманисты придавали значимость воспитания детей раннего возраста. По праву такими учеными могут считаться Жан-Жак Руссо, Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Мария Монтессори, Константин Дмитриевич Ушинский.

Развитие ребёнка по системе Монтессори

Большую значимость в решение проблемы социализации детей раннего возраста внесли отечественные исследователи, ученые и педагоги: Мая Ивановна Лисина, Людмила Филипповна Обухова, Антонина Григорьевна Рузская, Елена Борисовна Волосова. В своих трудах они не раз подтверждали, что возможно весьма эффективно влиять на социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка уже в самые первые годы его жизни.

Развитие самостоятельности, коммуникативных и социальных навыков детей раннего возраста эффективно реализовывать в монтессори-пространстве. В подтверждение данного факта мы выбрали и проанализировали первоисточники из ресурса Web Of Science.

  1. «Качественные дошкольные программы, которые развивают ребенка в целом с учетом возрастных социально-эмоциональных и когнитивных навыков, обещают значительное улучшение результатов ребенка. Одной из моделей дошкольного образования, которая включает в себя как произвольно ориентированную на ребенка деятельность, так и образовательные элементы, является Монтессори. Здесь мы говорим о продольном исследовании, в котором использовались рандомные поступления в две государственные школы Монтессори в американском городе с высоким уровнем бедности. Финальная выборка включала 141 ребенка, 70 из Монтессори-школы и 71 в других школах, большинство из которых были протестированы 4 раза в течение 3 лет на развитие различных когнитивных, социальных и коммуникативных навыков.

Дошкольное учреждение Монтессори повысило результаты детей по нескольким показателям. Несмотря на то, что в первой контрольной точке они не отличались, с течением времени дети Монтессори стали более социализированы, эмоционально устойчивы. Они также получили более высокие баллы по исполнительным функциям» [5].

  1. «Исследования эффективности образования Монтессори скудны, а результаты противоречивы. Одной из возможных причин несоответствия являются различия в точности реализации Монтессори-метода. Чтобы проверить, отличаются ли результаты в зависимости от точности реализации, мы исследовали детей дошкольного возраста, зачисленных в классические программы Монтессори с высокой точностью воспроизведения, программы Монтессори с низкой точностью, которые дополняли программу традиционными школьными мероприятиями, и, для сравнения, обычными программами.

В начале и в конце учебного года дети проходили тестирование на различные социальные и академические навыки. Несмотря на то, что осенью они показали себя не лучше, дети в классических программах Монтессори, по сравнению с детьми в Дополнительных программах Монтессори и обычных, продемонстрировали значительно больший выигрыш в учебном году по показателям результативности исполнительной функции, чтения. математика, словарный запас и решение социальных проблем, что позволяет предположить, что реализация Монтессори с высокой точностью связана с лучшими результатами, чем программы Монтессори с более низкой точностью или обычные программы» [6].

  1. «Исследование направлено на изучение влияния метода Монтессори на социальную компетентность и поведение детей 3–5 лет на их навыки регуляции эмоций.

Исходя из результатов исследований, мы можем сделать вывод о том, что грамотная предметно-пространственная среда Монтессори является эффективным средством развития социальных навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста. С помощью монтессори-пространства и монтессори-материалов дети приобретают новый социальный опыт, учатся регулировать свое поведение и эмоции, овладевают навыками коммуникации, навыком решения проблемных ситуаций» [7].

  1. Найти и проанализировать общие положения системы Марии Монтессори о социальном развитии детей раннего возраста.
  2. Определить эффективность монтессори-среды в социальном развитии детей раннего возраста.
  3. Создать условия для социального развития детей 2–3 лет в условиях семьи и монтессори-среды.

Фактологическая база исследования. ЧОУ ДО СЦМ «Розовая башня», г. Тюмень, МАДОУ ЦРР ДС № 125, г. Тюмень. В исследовании задействовано 30 детей от 2 до 3 лет из монтессори-группы «Я взрослый» центра «Розовая башня» и 30 детей от 2 до 3 лет детского сада № 125.

Основы социального развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются у детей в раннем и дошкольном детстве. Опыт первых взаимоотношений с другими людьми является основой для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт в большинстве своем определяет особенности осознания себя в этом мире, отношения к миру, поведения.

В этот период складываются такие важнейшие качества личности как познавательная активность, положительное отношение к миру, уверенность в себе, доброжелательность к людям, творческие способности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают непроизвольно, бессознательно, а как результат физиологического созревания. Их становление требует грамотных и конструктивных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком [4].

Социальное развитие — это процесс усвоения и дальнейшего развития человеком социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков; общественных норм, правил; ценностей, традиций; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей [3].

В комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» Л. Н. Галигузова и Е. О. Смирнова выделяют следующие социальные навыки, необходимые ребенку для его социального развития: раздевание и одевание; уход за внешним видом; помощь воспитателю; уход за вещами и игрушками; правила этикета [2].

Для диагностики уровня социального развития детей раннего возраста, опираясь на данные образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Л. Н. Галигузовой и Е. О. Смирновой [2], мы применили метод наблюдения. Данные для наблюдения были взяты из образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Л. Н. Галигузовой и Е. О. Смирновой (раздел «Педагогический мониторинг развития детей в ходе реализации программы «Первые шаги»). Дополняет данную карту наблюдений «Журнал педагогической диагностики развития ребенка (группа раннего возраста)» В. Ю. Белькович [1].

Наш выбор обусловлен тем, что, объединяя два диагностических листа и их показатели, мы в полной мере рассмотрим и опишем показатели детей по каждому социальному навыку, представленному в программе «Первые шаги».

Диагностический лист в образовательной программе «Первые шаги» включает в себя такие показатели для наблюдения как: навыки самообслуживания; общение со взрослым; общение со сверстниками; овладение коммуникацией; взаимодействие с бытовыми предметами [2].

Нами были выделены показатели социально-коммуникативного развития ребенка из журнала В. Ю. Белькович, дополняющие диагностический лист по образовательной программе «Первые шаги».

Экспериментальная часть исследования осуществлялась поэтапно. Она включала в себя констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.

Группы-монтессори (далее: Группа 1) состоят из 30 детей возраста от 2 до 3 лет, 18 девочек и 12 мальчиков. Группа 1 состоит из пяти групп кратковременного пребывания. Группы являются нормализованными. В сентябре-ноябре в группу приняли 6 человек, в январе — 1 ребенка, в марте — 1 ребенка. Группы являются трехчасовыми, занятия проходят 3 раза в неделю (понедельник, среда и пятница).

Группы детского сада № 125 (далее: Группа 2) состоят из 30 детей возрастом от 2 до 3 лет. Группа 1 состоит из четырех групп кратковременного пребывания, занятия которых проходят с понедельника по пятницу с 8 00 до 12 00.

Сравнивая результаты констатирующего эксперимента в Группе 1 и Группе 2 группах, мы отметили, что результаты Группы 1 незначительно превышают результаты Группы 2, что позволяет нам проводить дальнейшее исследование. Экспериментальной является монтессори-группа, контрольной — группа ДС № 125.

На этапе формирующего эксперимента с экспериментальной группой проводились занятия по системе Монтессори 3 раза в неделю. Занятия включали в себя приветствие детей, фронтальное занятие (круг), самостоятельную деятельность детей в специально подготовленной монтессори-среде, фронтальное занятие по художественно-эстетическому воспитанию, чаепитие (перекус), фронтальное музыкальное занятие, одевание. Каждое занятие нами заполнялся диагностический лист, данные которого позволили отследить динамику в социальном развитии детей данной группы.

Читайте также:
Onedrive что это за программа на телефоне Самсунг и нужна

Контрольный эксперимент предполагал оценивание степени влияния работы детей в монтессори-пространстве на их социальное развитие, путем диагностики каждого показателя. Для диагностики мы также использовали метод наблюдения.

Обсуждение результатов исследования. При обработке данных существенные различия между группами были обнаружены в нескольких показателях. Более наглядно рассмотрим их на Рисунке 1 «Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе» и Рисунке 2 «Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе».

Рис. 1. «Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе»

Рис. 2. «Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе»

Сравнивая результаты экспериментальной и контрольной групп, мы можем говорить о том, что в общении со сверстниками и навыках коммуникации экспериментальная группа значительно превосходит контрольную группу. Это связано с тем, что речь детей экспериментальной группы соответствует возрастной норме, благодаря ему достигается понимание друг друга.

Также можно увидеть разницу в показателе «Навыки самообслуживания». Эта разница связана с тем, что в экспериментальной группе педагоги и родители делают упор на самостоятельность ребенка, в том числе это касается одевания и раздевания. В то время как в контрольной группе детей раздевают и одевают сами родители.

В показателе «общение с взрослыми» нет большой разницы, так как педагог и в той, и в другой группе является авторитетом, значимым взрослым для детей.

Выводы. Полученные и обработанные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что, занимаясь в подготовленной Монтессори-среде, дети раннего возраста имеют все необходимые предпосылки для дальнейшей социализации в обществе, приобретения таких качеств личности, как эмпатия, доброжелательность, позитивное отношение к миру и труду. Дети в таком пространстве склонны находить общий язык с другими детьми младше и старше их по возрасту, приобрести навыки самостоятельности, аккуратности, независимости от взрослого.

1. Белькович В. Ю., Журнал педагогической диагностики развития ребенка: группа раннего возраста / авт.-сост. В. Ю. Белькович. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. — 144 с. — (ФГОС ДО. Мозаичный ПАРК).

2. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с. — (ФГОС дошкольного образования).

  1. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: «АРКТИ», 2006.
  2. Юдина Е.Г, Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2003. — с.91.
  3. Lillard, AS. Montessori Preschool Elevates and Equalizes Child Outcomes: A Longitudinal Study / Angeline S. Lillard, Megan J Heise, Eve M. Richey [et all] // Frontiers in psychology — 2017. — Vol. 8. — P. 23–49.
  4. Lillard, AS. Preschool children’s development in classic Montessori, supplemented Montessori, and conventional programs / Angeline S. Lillard // Journal of school psychology — 2012. — Vol. 50. — № 3. — P. 379–401.
  5. Iman, ED. The effect of the Montesori education method on pre-school children’s social competence — behaviour and emotion regulation skills / Esra Dereli Iman, Sahin Danisman, Zeynep Akin Demircan, Dilara Yaya // Early child development and care — 2019. — Vol. 189. — № 9. — P. 1494–1508.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, группа, контрольный эксперимент, социальное развитие детей, экспериментальная группа, социальное развитие, контрольная группа, образовательная программа, диагностический лист.

Источник: moluch.ru

Методика Монтессори

Методика Монтессори или «помоги мне сделать это самому»

Мария Монтессори

Большинство современных мам и пап, с содроганием вспоминающие суровых воспитателей в детском саду с командными голосами или учителей, которые заставляли учеников ходить по кругу во время перемены, с пониманием и предпочтением относятся к ставшей очень популярной в последнее время методике Марии Монтессори.

Мария Монтессори – итальянский педагог и первая в мире женщина-врач — создала свою особую методику, предназначенную для воспитания детей. На сегодняшний день ее изучают практически все педагогические вузы не только нашей страны, но и мира в целом. Многие детские сады сегодня осваивают методику Монтессори, что дает значительные эффекты по сравнению с традиционными программами.

Дело в том, что современное общество наконец-таки увидело, что традиционная система не идеальна для воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому появился такой острый интерес к Монтессори. На сегодняшний день понимание внутреннего мира ребенка этой женщиной и ее идеи в отношении помощи для его развития и формирования как личности оказались очень значимыми.

Суть методики Марии Монтессори

Монтессори

Основа метода состоит в том, чтобы максимально включить ребенка в интересную для него деятельность. Для этого необходимо тщательно разрабатывать дидактические материалы, также необходимо при этом учитывать их соответствие естественным потребностям ребенка.

Что касается самой Марии Монтессори, то она называла свой метод не иначе как «помощь жизни». Этот метод не стоит относить к методикам раннего развития детей, так как у развития есть свои определенные законы, которые ни в коем случае не стоит разрушать. У развития имеется и свой темп, его порой очень опасно форсировать.

Монтессори к данному вопросу подошла другим путем. Она доказала, что у каждого из детей имеется свой темп развития и в данном случае педагог должен всячески устранять препятствия, которые возникают на пути естественного развития ребенка. То есть задача воспитания и обучения объединяются в одно целое – целенаправленное создание условий для полноценного своевременного развития личности. babydream.com.ua

Метод воспитания Монтессори предполагает, что путь воспитания ребенка будет целостный и логичный. Ребенок будет свободен в среде, которая будет специально для него подготовлена. А педагог будет всячески стимулировать его к саморазвитию. Он будет подталкивать его к тому, чтобы малыш научился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.

Для этого выбирается игровая форма воспитания как основная. Специально оборудуется комната, там имеется большое количество различных специальных игровых пособий, которые должны полностью соответствовать возрасту детей.

Как влияет методика Монтессори на детей

Методика Марии Монтессори предполагает, что между взрослыми и детьми будут равноправные отношения. Главная и ведущая роль отводится семье, от которой и будет напрямую зависеть адаптация ребенка к данной системе. Если родители согласны на условия методики, то малыш быстрее адаптируется и будет чувствовать себя комфортно в детском саду или в школе.

Что изменится в ребенке, который будет воспитан по системе Монтессори:

  1. Он полюбит порядок и работу
  2. Будет способен к спонтанной концентрации
  3. Сможет полюбить и оценить тишину и индивидуальную работу.
  4. Будет иметь возможность действовать по своему собственному выбору.
  5. В нем будет вырабатываться дисциплина и послушание, к которым постепенно будут присоединяться независимость и инициатива.

Основы обучения детей по методике Монтессори

зоны развития

Если вы, хорошенько все обдумав, решите отдать свое чадо в школу, работающую по системе Монтессори, то должны знать главные основы методики. В ее основе лежат три кита: Учитель, подготовленная среда и непосредственно ребенок. Главное отличие от традиционной школы – в центре ребенок, а не педагог. В такой школе используется исключительно индивидуальный подход к каждому малышу.

В школе, которая в своей основе имеет методику Марии Монтессори, невозможно повелительное наклонение по отношению к детям. Педагоги не торопят маленьких человечков быстрее развиваться, они предоставляют ему возможность учиться и развиваться самостоятельно. Это также отличительная черта от традиционной системы обучения, которая не прислушивается к внутренним ритмам и потребностям малышей. Методика Монтессори дает возможность еще маленькому человеку пройти путь познания в ситуациях, в которых знания должны приобретаться исключительно в деятельности.

Педагоги предоставляют детям абсолютную свободу в выборе занятий и материала, с которым ему хотелось бы поработать. Ребенок сам решает, что он будет делать из этого материала. Времени также будет потрачено столько, сколько малыш захочет заниматься. Даже трех или двухминутное обучение педагог проводит с каждым из учащихся только в индивидуальном порядке.

Постепенно ребенок станет совершенствовать свои умения и приобретет чувство уверенности в себе и независимости. Со временем дети научатся сами находить свои ошибки и исправлять затем их. Такая методика будет постепенно приучать ребенка к точности с малых лет, а это будет очень полезно для внутренней организации развивающейся личности.

В методике Монтессори большое внимание уделяется развитию у детей навыков самообслуживания. Ребенок, который самостоятельно сможет зашнуровать ботинки или застегнуть куртку сможет не только получить опыт самостоятельности, но и разовьет мышцы, которые нужны для того, чтобы овладевать навыками письменной речи.

Читайте также:
Xmp что это за программа

К примеру, на занятиях по методике Монтессори детям даются в руки ножницы, что пугает очень многих мам и пап. И зря, так как дети заранее тренируются работе с ножницами на различных зажимах и пинцетах. Причем в любой момент они имеют возможность перейти из зоны сенсорного материала в математическую зону или какую-либо другую.

Педагог только предлагает малышу перейти в зону ближайшего развития, а тот уже решает идти или нет.

Самостоятельность для Марии Монтессори стоит на первом месте. Вряд ли у какой-либо мамы будет масса терпения смотреть, как ее ребенок размазывает грязь по столу или неумело моет посуду. Легче сделать все самой, а учитель, работающий по методике Монтессори, даст этому ребенку возможность сделать все самостоятельно.

В чем плюс такой методики для родителей?

1. Возможность раскрыть имеющиеся в ребенке личностные качества и таланты.

2. Ребенок будет способен концентрировать свое внимание (чем большинство современных детей, к сожалению, не может похвастаться)

3. У ребенка появится чувство собственного достоинства и самодостаточности.

4. У ребенка появится замечательная привычка к порядку и к самостоятельной работе.

5. Дети становятся послушными и самодисциплинированными.

6. Еще одно качество у таких детей – любовь к познанию.

Методика Монтессори говорит нам о том, что в основе воспитания должен быть принцип строгой возрастной периодизации. Не нужно торопить малыша к развитию, он должен делать то, что должен делать по своему развитию. Помогайте своим детям делать все самим, чтобы в будущем ваши дети стали личностями.

Источник: bebiklad.ru

Методика раннего развития Марии Монтессори

Популярная методика обучения и развития детей – методика Марии Мотессори появилась сто с лишним лет назад. Но до сих она жива и с успехом практикуется многими воспитателями. В чём её секрет и особенности, расскажет эта статья.

методика марии монтессори

Кем была Мария Монтессори

Мария Монтессори – итальянский врач, педагог, философ и учёные. Биография Монтессори охватывает 82 года – именно столько она прожила.

Мария Монтессори родилась в маленьком итальянском городе. Славу и известность ей принесла так называемая система Монтессори. Кстати, она была первой женщиной из Италии, получившая медицинское образование и степень доктора наук.

Впоследствии она стала первой женщиной-врачом Италии, изучая болезни нервной системы и проблему умственной отсталости, которая в то время почти не изучалась. Позднее, после успешного выступления на конференции в Турине, Монтессори пригласили возглавить первый в Риме Ортофенический институт для людей с задержкой в умственном развитии. Мария, конечно же, согласилась.

Затем учёный открыла свою школу для обучения здоровых детей – «школу Монтессори». Именно в этой школе учёный создавала и развивала собственные методы обучения детей, которые впоследствии были распространены во всём мире. Мария прочитала огромное количество лекций по теме обучения и воспитания детей.

Знаменитый метод Монтессори широко применяется до сих пор. О нем пойдёт речь далее.

Методика Монтессори: суть и принципы

Методика раннего развития Мотессори – авторская методика, отличающаяся от традиционной.

Система Марии Монтессори была создана для детей от трёх лет, хотя многие родители практикуют этот метод в более раннем возрасте.

Данная программа включает в себя множество специальных развивающих материалов, по которым малыш учится размышлять, писать и читать. Внешне материалы больше похоже развивающие игрушки, однако учёный настаивала на том, чтобы эти материалы не называли игрушками, ведь дети не должны в них играть, а заниматься с их помощью.

Как проходят занятия по методике Марии Монтсессори?

Система Монтессори для детей предполагает занятия в студиях. Студия – это помещение, состоящее из одной или двух комнат. В студии шесть зон: зона для игр с водой, зона для игр с крупами, творческая зона, спортивная, математическая и зона для развития сенсорики и моторики.

Занятия для детей начинаются с приветствия: дети садятся в круг, затем делают гимнастику для пальчиков, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Приветствие занимает порядка 10-15 минут. После него дети расходятся по зонам – по желанию, что кому больше нравится. Педагог при этом не организует никаких занятий: он может только подойти к ребёнку, чтобы что-то подсказать или помочь справиться с какой-либо задачей. После окончания занятий педагог звонит в колокольчик, чтобы дети снова собрались в круг, станцевали, рассказали друг другу и по традиции задули свечку.

Занятия по монтессори

На первый взгляд может показаться, что здесь нет организованной работы педагога. Но в этом же и вся суть метода: педагог не должен вмешиваться в дела ребенка – это поможет ему быстрее стать самостоятельным. Главный принцип методики – «Помоги мне это сделать самому». При этом взрослый не должен сделать за ребёнку его работу – он может лишь показать выходы и пути решения той или иной задачи.

Система раннего развития не предполагает чётко разработанной программы обучения. Согласно ей, ребёнок должен заниматься в свободном темпе и только тем, что интересно ему.

Студии Монессори охватывают два возрастных периода:

  • студии для детей от нуля до трёх лет;
  • студии для детей от трёх до шести лет.

Во всех этих студиях комнаты разделены на развивающие зоны. Какие именно, и чем они полезны, читаем далее

Зоны Монтессори

Всего Мария создала шесть зон, но сегодня во многих детских центрах используют только пять. Это:

  • Практическая зона
  • Сенсорная
  • Математическая
  • Языковая
  • Космическая зона

В практической зоне дети учатся простейшим бытовым навыкам: например, подметать пол, мыть посуду, застегивать и расстёгивать одежду, одевать и раздевать кукол. Эта зона помогает малышам познакомиться с миром вещей, окружающих их, и научиться решать простые бытовые задачи.

практическая зона монтессори

Сенсорная зона ориентирована на игры с предметами, которые отличаются по форме, цвету, размеру и так далее. Сюда входят поролоновые мячики разного диаметра, крышки для баночек и бутылок разного размера и многое другое. Так, через тактильные ощущения, дети развивают мелкую моторику рук и пальцев, а также их ловкость. Память и внимание здесь тоже задействованы.

Сенсорная зона монтессори

Математическая зона позволяет ребёнку познакомиться с миром цифр и чисел. Здесь дети учатся считать, осваивают математические символы, геометрические фигуры. Для детей в зоне разложены счётные палочки, счёты, фигурки из геометрии и прочее. Более старшие дети знакомятся с дробями. Всё это приводит к развитию абстрактного мышления, а оно очень пригодится им в жизни.

Математическая зона монтессори

В языковой зоне детки знакомятся с языком. Здесь есть всё для этого: кубики с буквами, азбука, касса с буквами и слогами, алфавит в цветных картинках и прочее.

языковая зона монтессори

Космическая зона позволяет детям узнать всё об окружающем их мире: фигурки животных, коллекции минералов, карты – всё это станет для детей настоящим открытием.

космическая зона монтессори

По желанию педагогов можно добавить к этим ещё несколько зон. Главное, чтобы в каждой зоне дети учились проявлять свою самостоятельность в обучении и познавали мир.

Пункты и правила методики Монтессори

Программа включает следующие пункты, на которых строится вся идеология её метода:

  1. Ребёнок- сам себе учитель. Он обладает полной свобода действий и выбора.
  2. Дети всегда учат друг друга. Старшие дети могут научить младших, а те, в свою очередь, будут к ним прислушиваться и ориентироваться на них.
  3. В каждой комнате должны находиться материалы для обучения – Монтессори-материалы.
  4. Чтобы ребёнок хорошо учился и развивался, нужно вызвать у него интерес к учёбе, только и всего.
  1. Всё, что ребёнок сможет сделать сам, он должен делать сам. Не нужно ему помогать в этом. Так формируются навыки самостоятельности и уверенности в себе.
  2. Дети должны вести себя спокойно и тихо, чтобы не мешать заниматься другим детям. Для игр и веселья есть отдельная комната – так называемая «комната для расслабления».
  3. Все материалы и игрушки, к которым прикасался ребёнок, он должен помыть и сложить туда, откуда он их взял. Такой подход развивает в детях способность уважать других.
  4. Тот, кто взял материал первым, должен заниматься с ним. Другие дети обязаны уважать чужое мнение и знать границы дозволенного.

Соблюдение всех перечисленных пунктов и правил развивают в детях такие качества, как:

  • самостоятельность;
  • усидчивость;
  • уважение к людям;
  • уверенность в себе;
  • навыки коммуникации и поведения в обществе;
  • практические навыки, которые затем пригодятся в быту;
  • толерантность к своим сверстникам;
  • умение концентрироваться на работе;
  • умение принимать решения.

Метод Марии активно применяют во многих детских развивающих заведениях, как зарубежных, так отечественных. На ней выросло не одно поколение детей, и результаты эффективности этого метода подтверждены многими исследованиями. В чём её главные достоинства?

Читайте также:
Qpst что это за программа

Достоинства методики Монтессори

Система, о которой идёт речь в этой статье, весьма интересна и своеобразна. Она помогает развивать в детях множество полезных навыков. Дети учатся самостоятельно решать задачи и бытовые проблемы. Они учатся высказывать свою точку зрения и отстаивать её, а также слушать и уважать других.

Разделение комнаты на зоны помогает педагогам грамотно организовать рабочее пространство, а самим детям – выбрать то, что им действительно по душе. Кроме того, зонирование улучшает самоорганизацию детей.

Недостатки методики Монтессори

Несмотря на множество очевидных достоинств, мнения специалистов по поводу её эффективности расходятся.

Среди существенных недостатков, которые они в ней выделяют, относятся:

  • Программа направлена на развитие исключительно логического и аналитического мышление, интеллекта, а творческие способности, а также эмоциональная сфера практически не затрагиваются. Иными словами, ребёнок не может раскрыть свой творческий потенциал в условиях методики, а это для раннего возраста считается крайне важным.
  • Нет подвижных и сюжетных игр, а ведь игры играют важную роль в жизни ребёнка дошкольного возраста. Через игры ребёнок познаёт мир, взаимодействуя со сверстниками.
  • Методика в меньшей степени ориентирована на замкнутых, тихих и робких детей, ведь ключевой её момент – это полная самостоятельность. Тем самым, когда малышу понадобится помощь педагога, он просто из-за присущей ему робости не сможет её попросить.
  • Как только ребёнок закончит занятия в Монтессори-студиях, где довольно свободная среда, ему будет довольно тяжело привыкнуть к заведениям, где немного другая атмосфера.

Имея ввиду эти пункты, многие педагоги не использую данную систему для своих занятий. Они лишь черпают из неё самые значимые моменты, добавляя что-то от себя.

В целом, система имеет много очевидных плюсов, но на перечисленные аспекты стоит обратить внимание.

В заключение отметим, что методика Монтессори существует уже довольно долгое время и создана она легендарной женщиной всех времён и народов. Кто-то считает эту систему эффективной, кто-то – сомневается в некоторых её пунктах. Однако всё, что делала Мария, принесло достойные плоды.

Главное в этой методике – позволить ребёнку быть самостоятельным, не делать за него работу, а лишь при необходимости подсказывать и помогать.

С помощью этой программы в ребёнке формируются многие практические навыки; у него развивается мышление, моторика и сенсорика, воображение становится шире. Кроме того, она помогает детям быть организованными и правильно вести себя в обществе сверстников. Словом, система Монтессори учит детей быть учителями самим себе, самостоятельно развиваться и познавать этот мир. Дети учатся быть ответственными и приспособленными к жизни. Ну а мы желаем вам и вашему ребёнку успехов в развитии и надеемся, что эта статья оказалась полезной для вас.

Источник: friendlymama.ru

Описание методики раннего развития Марии Монтессори

Мария Монтессори

В данном материале описаны основные задачи, принципы, философия и недостатки всемирно известной методики Монтессори.

Мария Монтессори – это итальянский врач (1870-1952гг.), которая в 1907 году открыла специализированную школу для детей-олигофренов. Благодаря ряду своеобразных и на первый взгляд простоватых заданий, а так же умелому применению принципа саморазвития малыша, Монтессори добилась поразительных результатов. За один год ее воспитанники догнали и даже где-то перегнали своих здоровых сверстников. Врач была в восторге от происходящего и решила применить свою методику для развития обычных, здоровых ребят.

Согласно её теории, педагоги – это последователи и наблюдатели, а её программы значительно отличаются от стандартных занятий по развитию и тренировке ребенка. Метод Монтессори до сих пор пользуется огромной популярностью в детских садах и специализированных школах раннего развития. Группы детей в её школах объединяют по принципу семьи, где дети от 3-х до 12-ти лет занимаются вместе.

Методика Монтессори отрицает стандартные условия обучения детей – нет классно-урочной системы, а вместо школьных парт используются лёгкие переносные столики со стульчиками и коврики для занятий на полу.

В классе с методикой Монтессори учитель не занимает центр комнаты и не сидит за столом, а наоборот, общается с детьми и занимает нейтральную территориальную позицию. В детскую деятельность учитель здесь вмешивается только в случае, когда это необходимо ребенку.

Метод Монтессори

Метод Монтессори состоит из 3-х частей:

  • ребёнок
  • окружающая среда
  • учитель

Сам метод основан на наблюдении за детьми в естественных условиях и принятии их такими, какими они есть на самом деле.

Методика Монтессори включает в себя многосторонние занятия:

  1. Для реальной жизнедеятельности. Дети учатся самостоятельно одеваться и обуваться, пересыпать и переливать продукты, мыть и чистить, перемешивать и вырезать, рисовать и раскрашивать и т.п. Происходит развитие крупной и мелкой моторики.
  2. Для сенсорного развития. На занятиях дети изучают окружающий мир, учатся различать высоту, ширину, длину, цвет и форму. Например, ребенку дается задание выставить на стол цилиндры от самого большого до наименьшего. Дети учатся следить глазами справа налево (это помогает проще освоить технику чтения)
  3. Для умственного развития. Затрагиваются языковая, математическая, географическая и естественно-научная зоны обучения.
  4. Для развития равновесия, внимания и координации движений. Чаще всего в классах, работающих по методике Монтессори, для проведения физических упражнений на полу или на ковре нарисована линия в виде круга или овала. Все двигательные упражнения проводятся в основном на линии.

Принцип метода Монтессори: направить ребенка на самовоспитание, самообучение и саморазвитие. Данный метод не использует общепринятые меры наказания, поощрения или чрезмерное вовлечение в процесс. Соревнование и сравнение с другими детьми тоже не имеют места быть.

Вся прелесть в том, что не нужно ничего навязывать ребенку, он сам определит какой ритм и вид учебной работы ему интересен. Учитель в данном случае на протяжении 3-5-ти минут индивидуально объясняет ребенку, как работать с выбранным материалом самостоятельно. Исправлять ошибки и выстраивать отношения в группе дети должны сами, учитель лишь аккуратно и незаметно направляет и контролирует сохранность интереса при работе.

Принцип метода Монтессори

Кредо или девиз методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Философия Монтессори-педагогики: каждый ребёнок – это личность с самого момента рождения. Стремление к самосовершенствованию и любовь к труду детям заложено природой. На самом деле родители должны быть не воспитателями и не творцами способностей и характера ребенка, они должны просто помочь раскрыться его врожденному потенциалу. Поэтому роль учителя совсем не в обучении, а в правильном управлении самостоятельной деятельностью ребенка.

Педагогика метода Марии Монтессори. Эту методику можно считать целостной системой, а особенность её использования заключается в том, что желаемый результат может быть получен только в случае использования всего комплекса занятий, а не отдельных его частей.

Комплекс системы методики Монтессори:

  1. Учебно-игровое пространство, организованное особым образом (на одного ребенка от 5-ти до 8 кв. м.)
  2. Дети в группах разновозрастные (в одной группе занимаются ученики с разницей в 2-3 года)
  3. Формируются весьма большие группы – до 30 человек
  4. Материалы для занятий делятся по возрасту и тематике (дидактические материалы – по возрастному признаку для 0-3, 3-6 и 6-12 лет; сенсорные, космические, математические и пр. – по тематике)
  5. Право на преподавание по методике Монтессори имеют только специально обученные педагоги. Обучение проходит во всеукраинской ассоциации Монтессори-учителей при Министерстве образования Украины

Результат метода Монтессори: всесторонне развитая, гармоничная, самостоятельная, дисциплинированная, уверенная в себе и своих силах личность. Кроме того, ребенок становится независим в оценках, воспитан и настроен на дальнейшее саморазвитие.

Кубики Монтессори

Недостатки методики Марии Монтессори:

  1. Смостоятельное изучение материала не прибавит ребёнку опыта общения в группе. И вообще, в домашних условиях очень трудно организовать место и процесс обучения ребенка согласно требованиям методики Монтессори.
  2. Педагогика Монтессори категорична в отрицании простых, обычных игрушек и привычных детских игр. Однако, не забывайте, что всё это ребёнок легко может получить дома от родителей.
  3. В системе монтессори-воспитания отсутствуют книги – сказки, стихи и т.д. Эту не достающую нишу опять же восполняют родители и школьная программа.
  4. Детские сады и центры раннего развития детей, которые используют методику Монтессори дорогие и поэтому доступны не всем. Объяснить это можно, например, тем, что все учебные пособия и материалы для развивающих игр неизменно на протяжении 100 лет со дня существования методики изготавливаются из дорого, натурального материала и многие имеют сложную технологию изготовления.

На нашем сайте Вы можете найти описание занятий по методике Марии Монтессори.

Источник: chudo-udo.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru