Развитие детей по методике Монтессори – тонкости и преимущества
Методика Монтессори — это популярная программа раннего развития, в которой ведущая роль отводится малышу. Ребенок сам выбирает ту сферу деятельности, которая ему интересна, сам учится взаимодействовать со сверстниками и обслуживать себя. Роль взрослого при такой методике сводится к обеспечению всех условий и предоставление необходимых предметов.
Родители всегда озабочены развитием своих малышей. Их может тревожить плохая речь либо трудности в усваивании информации, неусидчивость и многое другое. Порой родители сталкиваются с неврологическими недугами крохи, которые затрудняют его развитие. В этом случае стоит познакомиться с различными методиками развития малыша, в частности, с методикой Монтессори.
Подробная информация об этой методике развития детей изложена в книгах Марии Монтессори – талантливейшего итальянского педагога и психолога, нашедшего новый подход к воспитанию и обучению детей. Создателю техники удалось доказать, что ребенок может легко усваивать важную информацию в игровой форме. Главное для этого создать специальную среду, в пределах которой каждый предмет выступает учебным пособием.
Что такое методика Монтессори? Самая подробная информация
Этот способ развития существует уже много десятков лет, и его эффективность доказана, но иногда родители не видят ожидаемого эффекта. Очень важно знать, в чем причина того, что малыш не получает необходимые навыки и знания. Далеко не всегда причина в педагоге или неправильном проведении занятий, возможно, данный способ не подходит конкретно вашему малышу.
Суть системы обучения Монтессори
Система базируется на основном тезисе, выдвинутом Монтессори: ребенок с рождения тянется к знаниям. Кроме того, существует разделение на периоды, когда усвоение определенных знаний происходит особенно легко:
- 0-3 года — в этом возрасте у ребенка формируется принятие порядка
- 1-4 года — формируются основные действия и движения
- 0-5 лет — период для сенсорного развития
- 1,5-5,5 лет — закладываются основы для восприятия мелких предметов
- 0-6 — самый продуктивный период для развития речи
Ребенок, обучающийся по методу Монтессори, учится всему сам, но в условиях, специально подготовленных. Здесь участие родителей дистанционное, оно важно при подготовке среды.
Для развития же используются специальные развивающие материалы, выполняя действия с которыми, ребенок усваивает соотношение форм и размеров, развивает логическое мышление и мелкую моторику.
Игрушки в классической системе обучения по методике Монтессори исключены, так как считается, что игрушки дети берут от невозможности найти что-то более интересное.
Достичь результата позволит соблюдение важных положений методики:
- Ребенок занимает активную позицию в происходящем, а взрослый играет роль помощника.
- Малыш сам себя учит методом проб и ошибок, поскольку ему предоставляется полная свобода действий.
- Ребенку помогают учиться другие дети. Для этого собирают в одну группу детей разных возрастов, и они в условиях абсолютной свободы делятся своими знаниями и навыками.
- Нужно ребенку объяснить, что нет запретов и ограничений. Он может делать всё, что ему захочется.
- Малыш успешно проводит занятие в случаях, когда он действует согласно природе, а не против нее.
- За ошибки малыша никто не должен наказывать, в правильной среде он сам поймет, что поступил неправильно.
Всё это позволяет малышу получать новые знания без особых усилий и мучений, и он не просто насыщает мозг теорией, он постигает всё на практике. Основная задача методики в том, чтобы раскрыть внутренний потенциал ребенка, а не научить его что-то конкретное делать так, как делают все остальные. Именно по этой причине данная методика считается эффективным методом воспитания самодостаточных детей с четкой позицией.
Как создается среда для занятий по методике Монтессори
Среда для занятия является основным обучающим инструментом, поэтому к данному вопросу необходимо подходить очень внимательно. Каждому возрасту соответствует определенная обстановка, которая обеспечивает комфортное и здоровое развитие малыша. По мнению самой создательницы методики, не стоит слишком ускорять развитие, но очень важно не пропускать удачный момент для нового толчка.
Для этого разработана техника подготовки среды для развития малышей. В ней выделяют пять основных зон:
- Для упражнений и получения бытовых навыков. В этой зоне размещаются предметы, которые помогают малышу постигать навыки самостоятельного обеспечения своих бытовых потребностей: умываться, убирать за собой, чистить зубы и т.д.
- Для сенсорного восприятия. В этой части находится то, что учит ребенка различать формы, величины и т.д.
- Для получения математических навыков. Здесь всё призвано учить ребенка счету, сложению, вычитанию, умножению и прочим арифметическим навыкам.
- Для изучения русского языка. Здесь малыш знакомится с буквами, составом слов, фонетикой, расширяет свой лексический запас и учится писать.
- Зона космоса, где всё призвано познакомить малыша с окружающим миром. Здесь присутствуют основы ботаники, астрономии, физики, географии и др.
Всего этого вполне достаточно для того, чтобы получать разносторонние знания в пределах одного занятия. Для подготовки подобных классов не используются учебные парты. Есть только небольшие мобильные стулья и столы и полки с обучающими предметами. Ребенок может легко перемещать стул и стол в пространстве, чтобы попасть в интересующую его зону.
Роль дидактического материала
В занятиях по данной методике большую роль играют дидактические материалы, которые подбираются для конкретной зоны и малышей определённой возрастной категории. Существуют четкие правила использования этих материалов:
- Ребенок может приступать к их использованию только после того, как ему подробно объяснили, как ими пользоваться.
- Пользоваться материалами нужно аккуратно, они не предназначены для игры, их нужно раскладывать по определенным правилам.
- Запрещается передавать материалы от одного ребенка другому.
- Работа с материалами проводится только по тому принципу, который показал преподаватель.
- Усложнение уровня заданий происходит постепенно.
Работа с раздаточными материалами позволяет ребенку стать более дисциплинированным, научиться концентрироваться и выполнять определённую задачу. При этом реализуется познавательный компонент.
Что нужно делать взрослым
Взрослые в этой системе играют роль серого кардинала, который дистанционно готовит всё для успешного обучения детей. Также важно уметь закрепить знания, для этого в домашних условиях нужно ненавязчиво выяснить, что нового узнал малыш на последнем занятии.
Ну и, конечно же, взрослые подготавливают среду для обучения, подбирая все необходимые элементы и предметы. Занятия, безусловно, проходят под наблюдением педагога, но он не принимает активного участия в них, а только показывает, как пользоваться материалами и предметами, а потом вновь дает возможность детям самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Поскольку цель метода заключается в том, чтобы научить кроху самостоятельности, участие взрослых сведено к минимуму. И не стоит менять эти принципы, поскольку в таком случае теряется суть. Очень важно, чтобы взрослые не подсказывали, не направляли и не критиковали, иначе ребенок сразу откажется от таких занятий.
Педагоги для занятий по этой методике подбираются очень внимательно, поскольку эти люди должны уметь рассмотреть индивидуальные склонности каждого ребенка и помочь ему развить свои природные способности. Для обучения педагогов организуются курсы и группы практических занятий.
Порой родители стараются в домашних условиях провести подобные занятия, но подготовить все необходимые материалы, всё оборудование и разобраться в тонкостях проведения обучающих процедур достаточно сложно, а грамотное проведение занятия требует специальных навыков. Осознав это, зачастую родители отказываются от подобной затеи.
Когда пора вести малыша в класс Монтессори
Уже доказано научно, что в первые четыре года жизни человек получает 50 % знаний и навыков, а до восьми лет еще 30 %, потому очень важно именно в это время вложить в кроху максимум. И метод, разработанный М. Монтессори, позволяет это сделать максимально эффективно. Часто родители задумываются о том, когда пора начинать посещать занятия. Здесь нет четких границ, поскольку группы предполагают набор детей различных возрастов, но есть некоторые рекомендации.
По мнению создателя методики, первые месяцы жизни малыш должен быть с близкими, поэтому не стоит торопиться его развивать, а вот когда кроха немного подрос и начал активно двигаться, можно посещать короткие развивающие занятия, которые учат ребенка самостоятельности и развивают стремление познавать новое. После 2,5–3 лет можно проводить полноценные занятия по данной методике и уже не переживать, что малыш забеспокоится об отсутствии родителей, поскольку занятия захватывают всё внимание крохи.
Преимущества метода
Этот способ развития интеллекта детей очень популярен в разных странах мира. Есть несколько важных достоинств подобных занятий:
- Можно без труда за короткий промежуток времени помочь ребенку получить важные знания и навыки.
- Метод позволяет раскрывать естественные склонности малыша, поскольку ребенок сам выбирает, чем ему заниматься, показывая тем самым свои интересы.
- Дети учатся самостоятельности.
- Малыши получают навыки поведения в коллективе, состоящем не только из сверстников.
Такой спектр влияния на интеллект малыша имеет далеко не каждая техника обучения, потому метод Монтессори стал таким популярным и распространённым.
Недостатки занятий по методике Монтессори
В таком прекрасном, на первый взгляд, способе развивать малыша всё же есть недостатки. Именно поэтому далеко не все обращаются к нему. Основным недостатком является высокая стоимость занятий. В домашних условиях создать необходимую среду достаточно трудно и дорого, поэтому сейчас активно открывают частные группы или детские сады, где внедряется эта методика, но обучение в подобных учреждениях также обходится в круглую сумму.
Помимо этого, в данной методике есть несколько педагогических минусов:
- Основное развитие направлено на обучение математике и интеллектуальный рост.
- Детям трудно привыкать после демократичных условий проведения таких занятий к правилам поведения и дисциплине в школе и обычном детском саду.
- Метод не подразумевает активных развлечений.
- Нет ролевых игр.
С учетом этих недостатков рекомендуют сочетать метод Монтессори с другими развивающими методиками, чтобы ребенок был развит всесторонне и смог выбирать то, что ему интересно, среди большого перечня предложений. Всё-таки указанный метод направлен на подготовку математиков, физиков и людей, предпочитающих точные науки, а вот гуманитарии и дети творческого склада здесь не получат полноценного развития своих способностей.
Для того чтобы обеспечить своему малышу гармоничное и полноценное развитие, родителям стоит обращать внимание на его предпочтения и интересы, и тогда, изучив разные методы, можно найти идеальное сочетание развивающих занятий. Опытные специалисты помогают качественно воплотить методику на практике.
Существует много возможностей развить способности каждого ребенка, но нужно ко всему подходить с умом. Не стоит слишком активно нагружать мозг ребенка, поскольку малышу важно расслабляться, играть и развлекаться. Также следует понимать, что для каждого возраста предназначены определённые занятия и есть нормы развития, от которых не стоит далеко отклоняться. Эти нормы позволяют ребенку развиваться постепенно, последовательно и не перетруждаться.
Источник: www.baby.ru
Плюсы и минусы методики Марии Монтессори
Перед выбором в пользу Монтессори образования, мы очень рекомендуем вам ещё раз оценить, насколько философия подхода отзывается вам и вашему супругу, ведь всё чаще педагоги и родители говорят о том, что Монтессори – это не только развивающие занятия, но образ жизни всей семьи.
Монтессори предполагает создание особой атмосферы в доме, как в плане создания функционального пространства, так и со стороны взаимодействия с ребенком, поэтому сегодня мы предлагаем вам проанализировать плюсы и минусы системы Монтессори и решить, насколько метод подходит вашей семье.
Плюсы Монтессори методики
Монтессори – это очень эффективный метод обучения и когнитивного развития ребенка. Это подтверждается многими научными исследованиями, опубликованными в международных журналах (при желании многие статьи в открытом доступе можно найти в базе данных PubMed). За счёт чего это достигается?
Монтессори метод учит искать внутреннюю мотивацию для исследования мира и не прибегает к принуждениям и наказаниям
- Дети в Монтессори пространстве работают одни или в маленьких группах, поэтому они всегда могут занимать активную позицию в обучении, которая со временем вырастает в истинную внутреннюю мотивацию. В Монтессори среде не нужно «отсиживать» урок, считая ворон, что положительно влияет на интерес ребенка к познанию.
- Вообще привычные схемы мотивации в Монтессори педагогике не используются. Детей не заставляют выполнять нормы, не хвалят за лучшую работу в классе и не отчитывают за провалы на глазах у всех. Ограждение от подобных стрессов позволяет ребенку сформулировать здоровую самооценку и научиться самостоятельно ставить цели и оценивать результаты.
- Ребенок в Монтессори пространстве сам решает, чем заняться, а программа может подстраиваться под его интересы, ведь задача педагогов не укомплектовать детей стандартным набором знаний, а способствовать развитию их самостоятельности, приобретении знаний о мире и желания учиться.
- Отсутствие принуждения мотивирует детей брать контроль в свои руки, они сами могут регулировать нагрузку и интенсивность задач, а значит Монтессори среда не вызывает у них негативных ассоциаций, дети всегда с радостью идут в садик или школу Монтессори.
Увлекательная подача материала – один самых очевидных плюсов Монтессори
- Для каждой зоны в педагогике Монтессори разработано множество материалов, которые позволяют ребенку приходить к собственным выводам об устройстве мира. Преподаватели не заставляют детей поверить им на слово, а помогают самостоятельно получить научные знания о мире с помощью практических задач.
- Из-за того, что в Монтессори подходе нет жесткого поурочного планирования, дети, которые отсутствуют по болезни, не чувствуют себя отстающими. Даже если ребенок отсутствовал или долго не мог добиться успеха в каком-то задании, он не будет чувствовать себя безнадёжно отставшим.
Плюс методики Марии Монтессори в её комплексном подходе – во внимание ставится не только обучение детей, но и их личностное и физическое развитие
- Множество исследований подтверждает, что Монтессори дети двигаются больше, чем их ровесники из традиционных садиков. Всем известно, как много значит движение для маленьких детей, в Монтессори среде у детей всегда есть возможность сменить позу, переключиться на упражнения на развитие координации или, наоборот, прилечь. Они никогда не услышат «Хватит слоняться туда-сюда, сядь и слушай спокойно».
- Дети лучше учатся откликаться на свои потребности: побыть с другими или в одиночестве, сделать сложную задачу или попроще, быть активным или какое-то время просто посидеть в тишине.
- Монтессори среда чувствительна к детям разных темпераментов: в ней комфортно и активным детям, и их медлительным сверстникам. Никому не нужно ждать в бездействии или нервничать, пытаясь догнать остальных.
- Много внимания в Монтессори уделено вещам, которые принято пускать на самотёк: освоение бытовых навыков (уход за собой и своей одеждой, уборка помещения и так далее) и воспитание здорового понимания приличия (поведение за столом, уважительное общение со старшими и сверстниками, правила гигиены). В Монтессори совершенно нормальным считается помочь ребенку понять, как вести себя в обществе, а не обвинять родителей в промахах малыша.
Монтессори дошкольное образование зарекомендовало себя как подход, отвечающий буквально всем потребностям ребенка: уделяется время развитию его моторики и координации, коммуникативных навыков и, конечно, когнитивному развитию. При этом в Монтессори используются привлекательные для детей материалы, а подача материала не оставляет детей равнодушными.
Монтессори пространство даёт возможность для развития коммуникативных навыков и лидерских качеств детей
- В Монтессори среде всегда обучается группа детей: педагоги учат ребят работать вместе, решать возникающие споры и конфликты, помогать друг другу в освоении материала.
- Благодаря свободному общению детей в течение всего дня, они приобретают важные коммуникативные навыки: как обратиться за помощью, как соглашаться и отказываться, как инициировать общую игру, как смириться с отказом.
- Благодаря организации разновозрастных групп у детей появляется возможность проявить свои лидерские качества, помогая младшим, а младшие могут найти пример для подражания и научиться кооперироваться под руководством старшего одноклассника.
Минусы Монтессори метода
Конечно, стоит быть объективными, у всех педагогических подходов есть свои плюсы и минусы и система Монтессори не исключение.
- Очень часто садик Монтессори – это небольшая группа детей, в отличие от государственных учреждений, где в одной группе может быть больше детей, чем во всем Монтессори саду. Это может влиять на развитие коммуникативных навыков детей, которые привыкают к небольшому количеству своих одногруппников и могут испытывать сложности в общении с новыми детьми, особенно не из Монтессори сообществ. Этот минус методики особенно ощущается у детей, которые не общительны по своей природе. Однако правила эффективной коммуникации, которые прививают в Монтессори-группе, помогают детям выстраивать отношения со сверстниками.
- Безусловно, подход Монтессори отличается от педагогики районных садов и школ, а значит, ребенку будет нужно время на адаптацию при переходе, если после Монтессори предстоит общение с авторитарными педагогами с «железной» дисциплиной.
- Родителям необходимо включаться в образовательный процесс и поддерживать идеи Монтессори воспитания, иначе ребёнок не будет успешен,
- Ещё одним минусом для нашей культуры является особое отношение педагогов Монтессори методики к сказкам. В то время как мы все росли на волшебных сказках о Золотой Рыбке, Царевне-Лягушке и волшебной Щуке, Мария Монтессори рекомендовала читать детям исключительно про бытовые ситуации и реальные природные явления. Объясняется это тем, что понимание символов и придуманных явлений появляется у ребенка только ближе к школьному возрасту, а до этого времени сказки только искажают картину мира, формирующуюся у малыша,
- Монтессори меньше, чем другие подходы воспитывают в ребенке способность к неинтересной монотонной работе и умение преодолевать себя. К сожалению, реальность такова, что эти качества тоже могут оказаться важными для успешной жизни.
- Иногда детям бывает сложно привыкнуть к свободе и отсутствию чётких инструкций от педагогов. Это приводит либо к чрезмерному увлечению какой-то одной активностью, либо, наоборот, невозможностью сфокусироваться. На самом деле это не совсем минус системы Монтессори, такое поведение чаще всего проявляется у детей, за которых всегда всё решали взрослые, а, значит, через какое-то время после смены воспитательного подхода и поведение ребёнка меняется, нужно просто дать ему время.
- Современное общество может не разделять Монтессори взглядов на воспитание детей: часто свободное поведение детей (например, открытое выражение желаний или нежелание безоговорочно следовать всем требованиям взрослых) могут принять за невоспитанность.
- Из-за популярности Монтессори качество предоставляемых услуг очень сильно варьируется, и часто под вывеской Монтессори работают люди без необходимого образования и опыта. Именно поэтому мы рекомендуем доверяться только тем клубам, где профессионализм педагогов могут подтвердить официальными дипломами и сертификатами.
Для нашей культуры идеалы Монтессори воспитания пока ещё чужды: люди привыкли к более авторитарным подходам, ожидают от детей подчинения и исполнения чётких указаний. Немаловажно для россиян и иметь возможность оценить ребенка по прописанным для каждой группы критериям, чего они также не смогут найти в Монтессори. Именно особенности методики, связанные с этими аспектами, родители чаще всего приписывают к минусам Монтессори.
Выводы
Как любой другой подход, Монтессори методика имеет свои плюсы и минусы. Одни родители благодарят Монтессори педагогов за воспитание в их детях адекватной самооценки, самостоятельности и целеустремлённости, другие ругают систему за появление у детей несоответствующих возрасту независимости и свободолюбия.
Можно с уверенностью сказать, что удовлетворённость подходом полностью зависит от того, насколько осознанно родители принимали решение о выборе в пользу Монтессори.
Заключение
Для того чтобы решить подходит ли вам Монтессори подход, мы рекомендуем посетить Монтессори центр лично, пообщаться с родителями и педагогами, понаблюдать, как ваш малыш реагирует на атмосферу в клубе.
Специально для этих целей во всех Монтессори клубах «Созвездие» мы предоставляем первое пробное занятие совершенно бесплатно. Для записи заполните форму на сайте или просто позвоните нам. До встречи в Монтессори центрах «Созвездие»!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Источник: www.center-sozvezdie.ru
Методика Марии Монтессори
Методика Монтессори – программа раннего развития, в которой малышу отводится ведущая роль. Ребёнок самостоятельно выбирает род деятельности . И зуча ет свойства предметов. Учится себя обслуживать, взаимодействовать со сверстниками . Задача взрослого: создать необходимые условия, оснастив помещение специальными пособиями.
Аудио-версия статьи «МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ
- Плюсы методики Монтессори
- Минусы методики Монтессори
Автор известной методики – итальянский врач ХХ века, педагог Мария Монтессори. По её мнению, основные знания об окружающем мире малыш должен получать , опираясь на собственный опыт . Право выбора, чем заниматься, – за ребёнком. Взрослые организуют развивающую среду в соответствии с возрастными особенностями детей .
Обязательные а трибуты – дидактические пособия, и грушки вторичны. На задний план отходит и фигура старшего наставника. Воспитатель не вмешивается в деятельность детей. П ри необходимости направляет, подсказывает, помогает. Г лавная идея метода : «Помоги мне сделать это самому».
Главные правила: убирай за собой, клади вещи на свои места, говори тихо.
Биография Марии Монтессори
Единственный ребёнок в своей семье, Мария Монтессори, родилась 31 августа 1870 года. У чилась хорошо, проявляя особый интерес к естественным наукам. После окончания школы получила профессию врача, разрушив стереотипы. На тот момент искусством врачевания владели исключительно мужчины.
В 1896 году устроилась на работу в клинику для детей с особенностями умственного и психического развития. Совмещая практику с изучением трудов врачей и педагогов, Монтессори приходит к неоднозначному выводу. Дети с ограниченными возможностями здоровья больше нуждаются в педагогической, нежели чем в медицинской поддержке.
Потребовалось некоторое время для того, чтобы отдельные идеи оформились в логическую теорию. В её основу легло учение Сегена , дополненное практическими разработками. Внедрение в обучение новых методов дало потрясающие результаты.
Дети, имеющие отставание в умственном или психическом развитии, освоили грамоту. Научились читать и писать лучше, чем их здоровые сверстники. Так Монтессори убеди лась в правильности выбранного подхода.
В 1898 году Мария познакомилась с Джузеппе Монтессано . Боясь разрушить научную карьеру, она заключ ила с возлюбленным договор: не вступать в официальный брак . В отношениях родился сын Марио .
Заботу о мальчике Мария, как и все женщины равного ей статуса, доверила гувернёрам. Марио состоял на пансионе в принимающей семье. Выходные дни Монтессори целиком посвящала сыну, много общаясь и играя с ним. Такой подход к воспитанию был нетипичным для того времени.
По достижении десятилетнего возраста ребёнок переехал к матери. С тех пор они не разлучались. Повзрослев, Марио активно включается в научную деятельность, став верным соратником Марии и адептом её теории .
Всю себя Монтессори отдавала научной деятельности. В 1907 году, 6 января, она открывает первую школу для умственно отсталых и педагогически запущенных детей. Достигнув успеха в начинаниях, принимает решение работать с обычными малышами.
Так в Италии появился Дом ребёнка – учреждение дошкольного образования нового типа. Он был оснащён всем необходимым оборудованием, подобранным по единому принципу. Дом ребёнка приобрё л известность далеко за пределами Италии. Чтобы набраться опыта, в него приезжают гости, становясь последователями нового педагогического течения.
После смерти дело, начатое Монтессори , продолжил её сын. Д лительное время возглавлял одноимённую Международную Ассоциацию. Внёс большой вклад в развитие гуманистического подхода в образовании, способствовал становлению научной педагогики .
Суть педагогики Монтессори
Система базируется на постулате, выдвинутом Монтессори: каждый малыш с рождения тянется к знаниям. Причём существуют особые, сенситивные периоды, когда усвоение инфо рмации проходит легко:
- Принятие порядка (с 0 до 3 лет);
- Формирования действий, движений (1–4 года);
- Сенсорное развитие (0–5,5 лет);
- Восприятие мелких предметов (1,5-5,5 лет);
- Речевое развитие (0-6 лет).
Для выработки необходимых навыков используются дидактические пособия. Выполняя простые манипуляции с развивающими материалами, малыш усваивает соотношения форм, размеров. Развивает логическое мышление, мелкую моторику. Монтессори считала, что игрушки дети берут от безысходности , к огда в поле зрения нет ничего интересно го . В классической системе игрушки исключены.
Особые требования предъявляются к личности учителя. Он должен «изгнать из сердца гнев и гордыню», быть «смиренным», владеть собой. В основе взаимоотношений с маленькими воспитанниками – хорошее расположение, уважение к личности малыша .
Практическое взаимодействие наставника с подопечными сводится к коротким двухминутным урокам. По просьбе детей учитель показывает, как нужно обращаться с тем или иным предметом. После чего предоставляют возможность действовать самостоятельно.
Ребёнок выбирает не только род занятий, но и их продолжительность. По желанию м еняет обстановку, переходя из одной зоны в другую. Инициатива малыша всегда в приоритете.
Методика полностью искл ючает соревновательный элемент, о тсутствуют критерии оценивания. Наставник вправе проявить настойчивость, но не использует такие методы, как наказание, принуждение, поощрение. Совместная деятельность детей подчиняется установленным нормам и правилам. Например, « кто первый взял, тот играет » . « Поиграл – у бери за собой » .
Источник: academy-of-curiosity.ru
Что такое метод Монтессори? Принципы системы воспитания
Каждый родитель желает дать ребенку самое лучшее воспитание и образование. В современной педагогике есть множество авторских методик, обучающих детей с пеленок. По мнению специалистов, самой востребованной и популярной считается программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее система воспитания активно используется в детских садах и развивающих центрах всего мира.
Суть методики
- Занятия проходят в специально разделенных зонах, в которых размещаются необходимые пособия для обучения.
- В группах занимаются дети разного возраста. Младшие стараются учиться и брать пример со старших, а те, в свою очередь, заботятся и направляют малышей.
- Воспитатели ничего не навязывают ребенку – он самостоятельно решает, что ему интересно и чем он хочет заниматься.
На первый взгляд может показаться, что дети полностью предоставлены сами себе
Однако малыши должны соблюдать ряд правил, которые упорядочивают деятельность и вносят в детскую жизнь стабильность:
- Ребенок выполняет самостоятельно то, с чем он может справиться без помощи взрослых. Такой подход воспитывает в нем ответственность, независимость и уверенность в собственных силах.
- Игрушки и письменные принадлежности, с которыми взаимодействует малыш, он обязан после себя помыть или убрать на место. Благодаря этому он учится ухаживать за вещами, у него развивается уважение к другим людям.
- Во время игры дети должны вести себя тихо, чтобы не мешать другим заниматься и играть. При желании «выпустить пар» они могут это сделать в специальных комнатах для расслабления.
Как проходят занятия?
В детских садах группы делятся на несколько зон и наполняются разными пособиями. Дети лучше ориентируются в небольшом пространстве и разбираются в разнообразных материалах.
Благодаря данному зонированию педагоги лучше организуют рабочее пространство для малышей и сохраняют порядок в помещении
В каждом саду создают 5 основных зон:
- Практическая. Помогает дошкольникам приобретать базовые бытовые навыки. Например, малыши 1-3 лет учатся расстегивать самостоятельно пуговицы или замок на одежде, складывать вещи, подметать пол, одевать и раздевать игрушки. Дошкольников до 8 лет обучают чистке обуви, стирке и глажке одежды, мытью и нарезанию продуктов питания.
- Языковая. Здесь дети найдут пособия для изучения букв и слогов – это позволит им расширить не только свой словарный запас, но и кругозор. Учебные пособия разделены в зависимости от возраста дошкольников:
- для самых маленьких деток используют учебники с фактурными буквами или коробки с картинками;
- детям от 5 лет предоставляются наборы печатных и прописных букв, с их помощью они обучаются письму и грамоте.
- Сенсорная. В этой зоне дети играют с предметами различной формы, размера, цвета и веса. Это могут быть поролоновые мячи, набор красочных крышечек для бутылочек и баночек, раскраски, крупные пазлы, пластилин. Игра с подобными материалами развивает у дошкольников моторику рук и пальцев и тактильные ощущения. Дети становятся внимательнее, быстрее концентрируются и лучше запоминают новую информацию.
- Математическая. Здесь малыши знакомятся с цифрами, геометрическими фигурами и телами, а также учатся считать. Для совсем маленьких деток обучение происходит в виде игры, а более взрослые дошкольники осваивают математику с помощью счетов, наборов фигур и деревянных дощечек. Решая математические задания, они воспитывают в себе усидчивость, внимательность, терпеливость и совершенствуют абстрактное мышление. Благодаря этому им легче учиться в школе.
- Космическая. Дети знакомятся с окружающей средой, познают удивительный мир Вселенной, разгадывают тайны природы и природных явлений, изучают культуру и обычаи всех народов мира. Совсем маленькие детки играют с фигурками животных, смотрят картинки в энциклопедиях и других пособиях. Ребята старшего возраста активно взаимодействуют с картой, коллекциями минералов и другими материалами, необходимыми для обучения.
Плюсы методики
К основным плюсам методики Монтессори можно отнести следующее:
- Самостоятельность. Малыши без вмешательства взрослых своими силами познают что-то новое и приобретают базовые навыки.
- Свобода личности. Дети учатся уважать не только себя, но и окружающих людей.
- Отсутствие оценок и суждений. Если ребенок не справляется с определенными задачами, никто не будет его за это ругать или наказывать – благодаря этому не страдает детская самооценка.
- Разновозрастные группы. Младшие берут пример со старших, а те помогают им в обучении.
Минусы методики
Несмотря на плюсы данной методики, она имеет и недостатки. По мнению специалистов к основным минусам можно отнести следующее:
- Отсутствие сюжетно-ролевых и подвижных игр. По мнению автора методики, это только тормозит интеллектуальное развитие детей, в результате чего они не смогут получить базовые знания. Однако ученые доказали обратное: именно игра и физическая активность в дошкольном возрасте становятся ведущим видом деятельности. Благодаря ним дети лучше познают человеческие отношения, ориентируются в окружающем мире и взаимодействуют со сверстниками.
- Отсутствие эмоциональной и творческой сферы. Большая часть пособий направлена на развитие мелкой моторики, интеллекта, аналитического и логического мышления. Духовная часть практически не затрагивается в процессе обучения.
- Демократичная атмосфера далека от реальности. По мнению педагогов, обучающиеся по данной методике дети с трудом привыкают к правилам обычных детских садов и школ.
- Не подходит застенчивым и замкнутым детям. Методика подразумевает самостоятельное саморазвитие малышей. Тихие и замкнутые дошкольники чаще всего не готовы к подобным действиям и нуждаются в регулярной поддержке взрослых.
Поэтому детские учреждения и развивающие центры не практикуют данную методику в полном виде.
Современные педагоги находят в ней только лучшие аспекты, которые внедряют в собственные наработки
Программа Монтессори – уникальный и действенный способ воспитания, который отлично подойдет для детей дошкольного возраста. Как и любая другая система, данная педагогика имеет свои преимущества и недостатки.
Прежде чем воспользоваться методикой, необходимо трезво оценить особенности и возможности своего ребенка. Только в таком случае удастся определить, подойдет ли программа для малыша или он нуждается в другой системе воспитания и обучения.
Дополнительную информацию о методике Монтессори вы узнаете, посмотрев видео:
Источник: sunmag.me