Программа мониторинга подземных вод с кем согласовывается

Добрый вечер! При получении лицензии по водоснабжению обязали оформить программу мониторинга мониторинга подземных вод. Составили собствееными силами согласно методическим указаниям, но прокуратура сказала, что это не верно, нужна организация с лицензией для разработки данной программы. Но при поиске нормативного акта, который бы обязал обращаться к лицензируемым организациям я не нашла. Кто имеет право разрабатывать программу мониторинга подземных вод?

18 марта 2020, 15:16 , Анастасия, г. Москва
Ответы юристов
Кристина Аникеева
Юрист, г. Воронеж
Общаться в чате

Здравствуйте, Анастасия! Согласно с законом РФ, все лица, имеющие лицензионное разрешение на пользование артезианской скважиной обязаны на регулярной основе проводить мониторинг. Разработка этой программы базируется на основных положениях, которые утверждены Роснедра. Несоблюдение требований, касающихся экологического мониторинга вод, и неисполнения пунктов правил, считается серьезным нарушением, которое предусматривает не только наложения крупных штрафов, но и ликвидацию выданной ранее лицензии.

Отзыв о компании АРТЕЗИЯ от ООО Нефтяная Компания Новый Поток. Программа мониторинга подземных вод.

В соответствии с Программой мониторинга Недропользователь обязан ежеквартально подавать отчеты о режиме эксплуатации и состоянии водозабора в Территориальный центр мониторинга, а также ежегодно – отчеты о выполнении условий пользования недрами в орган лицензирования. Программа включает в себя календарный график выполнения работ по техническому обследованию скважин, рекомендации по ведению отчетных журналов, график сдачи отчетности в соответствующие органы и прочее.

Перед началом работ от Вас потребуется паспорт скважины с геофизическим заключением, данные химических анализов подземных вод за последние 5 лет до и после водоподготовки, данные об уровнях подземных вод и объеме добычи за последние 5 лет, сведения об установленном в стволе скважины и у оголовка оборудовании; иные документы, состав которых зависит от конкретного случая.

Источник: pravoved.ru

Для чего нужен и что из себя представляет мониторинг подземных вод?

Подземные воды относят к классу полезных ископаемых. Несмотря на то, что этот ресурс относится к восполняемым, обновление его происходит гораздо медленнее, чем растрата.

Поэтому учет всей используемой воды – одна из приоритетных задач в работе Федерального агентства по недропользованию.

О том, что такое мониторинг подземных вод и для чего он необходим, расскажем в статье.

Что это такое?

Мониторинг подземных вод – это система постоянных наблюдений за изменением состояния подземных вод под воздействием природных, антропогенных и техногенных факторов.

Он необходим, чтобы:

foto18533-2

  1. Контролировать степень загрязнения подземных вод.
  2. Следить за территориальным расположением загрязнения.
  3. Оценить влияние забора подземных вод на состояние тех водоносных горизонтов, на которых они расположены.
  4. Контролировать отдельные водозаборы.
  5. Определять инфильтрационное питание подземных вод.
  6. Выявлять уровень связи между поверхностными и подземными водами.

GroundWater Sampling — EPIRB Project (Russian Version) / Отбор проб подземных вод — проект EPIRB

Это только основные задачи мониторинга. Он разделяется на 3 типа:

  • государственный,
  • промышленный,
  • частный.

Государственный

Государственный мониторинг подземных вод – это одна из частей общего мониторинга природных недр РФ.

Он необходим для того, чтобы своевременно оценивать состояние этого природного ресурса, прогнозировать его изменения, в том числе на местах эксплуатации подземных вод, регулировать их запас и использование.

Этот процесс осуществляется как в естественной среде, так и при техногенных нарушениях.

Исследующие органы должны контролировать количество и качество питьевой воды на территории всей страны. Именно этот ресурс является одним из самых ценных и необходимых для поддержания жизни на планете.

В Российской Федерации этот вид мониторинга проработан тщательнее всех исследований подземных недр. Он проводится ежегодно, на его основе составляется специальная карта.

На промышленных предприятиях

Каждое предприятие, получившее право на работу с недрами, обязано разработать и предоставить программу производственного контроля и организации мониторинга качества подземных вод.

Предприятие обязано:

  • вести учет количества добываемой воды;
  • регулярно проводить режимные наблюдения;
  • контролировать используемые запасы;
  • следить за водоносными пластами.

Для этого необходимо:

foto18533-3

  1. Вести журнал учета водозабора (каждая скважина должна быть оборудована счетчиками).
  2. Замерять статистический и динамический уровни в скважинах (необходимо оборудовать их пьезометрическими трубками).
  3. Регулярно проводить анализ на хим. состав воды в специальных лабораториях, имеющих право на проведение таких исследований (3 раза в год для питьевых, 1 раз в год для технических вод).
Читайте также:
Лучшие программы для редактирования изображений

Организация, получившая лицензию, должна также предусмотреть возможные экстренные ситуации, прогнозировать расход воды в таких случаях и разработать схему устранения проблемы.

Ответственность за эти исследования берет на себя юридическое лицо, если им будут не выполнены необходимые действия, последуют штрафы, минимальный размер которых 300 тыс. руб.

Частный

Частный — проводится в том случае, если:

  • на участке находится артезианская скважина,
  • пришлось использовать водоносный горизонт для добычи воды,
  • используется более 100 м3 в сутки.

Это очень редкие случаи, на территории страны их совсем немного. Но если какое-то из этих условий выполнено, то владельцу участка приходится проводить мониторинг подземных вод за свой счет.

Когда необходим?

foto18533-4

Мониторинг всех подземных вод контролируется Федеральным агентством по недропользованию. На государственном уровне такие исследования проводятся масштабно 1 раз в год.

В случае техногенных аварий исследования проводятся немедленно, в местах хранения радиоактивных и химических отходов исследования проводятся чаще 1 раза в год.

На промышленных предприятиях контроль за природным ресурсом ведется постоянно, благодаря установке счетчиков и специальных приборов в каждой скважине.

Также вода контролируется на входе и выходе в предприятие. Наблюдение ведется не только за количеством, но и за качеством воды. Обязательно химическое исследование.

В мире и в России становится все больше предприятий, оснащенных современным оборудованием, когда вода из стоков используется повторно, и присутствует система воздушного охлаждения. Это помогает сэкономить до 70% природного ресурса.

Кем проводится контроль?

Контроль на предприятии проводится лаборантом с соответствующим образованием, который:

  • регулярно ведет все журналы и другие необходимые документы,
  • составляет отчеты,
  • передает их в государственные органы.

Он же составляет программу мониторинга и согласовывает ее с руководством предприятия и компанией, выдающей лицензию на недроиспользование.

Сейчас существуют компании, имеющие лицензию на составление первоначальной программы и регулярное ведение мониторинга. В них работают специалисты гидрогеологи, а в некоторых даже бывшие сотрудники госпредприятий, знающие все нюансы работы.

Как заказать на участке?

Данную услугу можно заказать, подобрав в интернете подходящую компанию. Их довольно много, поэтому выбор большой, особенно это касается регионов, в которых находится большое количество водных объектов, а также в центральной части страны.

Примерная стоимость

foto18533-5

Стоимость годового обслуживания зависит от уровня объекта, который необходимо контролировать и от региона.

Годовое исследование на участке обойдется примерно от 5 до 50 тыс. руб., на водозаборных сооружениях – около 300 тыс., на предприятиях, загрязняющих ОС – около 300 тыс. руб.

Куда обращаться?

Обращаться нужно только к организации, которая выиграла тендер на предоставление данного вида услуг. Существуют сайты, на которых находится данная информация.

Результат обращения — отчет

После проверки заказчику предоставляется документ с отчетом, который содержит:

  • оценку состояния гидротехнического сооружения и соответствию его требованиям и стандартам, прописанным в лицензии;
  • разработку предложения о том, как снизить уровень расхода воды и улучшить ее состояние;
  • прогноз изменения уровня и состава воды на следующий отчетный период;
  • оценка эффективности действий, проведенных по охране и сохранению чистоты недр.

Разработка программы мониторинга подземных вод и согласование её с гос. органом держателем лицензии на пользование недрами

В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
Согласно п. 3 ст. 63.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя различные подсистемы, в т.ч. подсистему государственного мониторинга состояния недр (далее – ГМСН).
В соответствии со ст. 36.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон ФРФРФ «О недрах») государственный мониторинг состояния недр является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
При этом государственный мониторинг состояния недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (утв. Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2013 г. № 681) создание и обеспечение функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга осуществляется:
а) Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного экологического мониторинга, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, — в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
б) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, — в части государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);
в) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации — в части государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;
г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации — в части государственного мониторинга объектов животного мира и государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации;
д) Федеральным агентством лесного хозяйства — в части государственного лесопатологического мониторинга;
е) Федеральным агентством по недропользованию — в части государственного мониторинга состояния недр;
ж) Федеральным агентством водных ресурсов — в части государственного мониторинга водных объектов с участием Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации;
з) Федеральным агентством по рыболовству — в части государственного мониторинга водных биологических ресурсов.

Читайте также:
Компьютерная программа в которой находится вирус

Важно отметить, что согласно ст. 63 ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 63.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:
— информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
— данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Следует отметить, что в соответствии с п. 1 Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации (утв. приказом Минприроды России от 21 мая 2011 г. № 433) (далее – Положение) ГМСН представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. ГМСН является составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей природной среды.
Согласно п. 4 Положения система ГМСН включает следующие подсистемы:
— мониторинг подземных вод;
— мониторинг опасных экзогенных геологических процессов;
— мониторинг опасных эндогенных геологических процессов;
— мониторинг месторождений углеводородов;
— мониторинг месторождений твердых полезных ископаемых;
— мониторинг участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
— мониторинг участков недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, не связанной с недропользованием;
— мониторинг геологической среды континентального шельфа.

На основании изложенного, государственный мониторинг состояния недр является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом государственный мониторинг состояния недр включает в себя, в т.ч. подсистему мониторинга подземных вод.

Читайте также:
Для чего origin программа нужна на компьютере

Согласно подп. «а» п. 4 Положения подсистема мониторинга подземных вод (подземных водных объектов) предназначена для оценки состояния подземных вод и прогноза изменения этого состояния, в том числе эксплуатируемых месторождений подземных вод; учета эксплуатационных запасов подземных вод и их использования; ведение государственного водного кадастра по разделу «подземные воды». Мониторинг подземных вод одновременно является составной частью государственного мониторинга водных объектов. Результаты мониторинга водных объектов в необходимых случаях учитываются в системе ГМСН.
Необходимо отметить, что согласно п. 5 Положения организацию работ по государственному мониторингу состояния недр осуществляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) во взаимодействии с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
При этом в соответствии с подп. «в» п. 7 Положения ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.

На основании изложенного, ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр.
При этом условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.
Необходимо отметить, что требования к содержанию программы мониторинга состояния недр, в т.ч. требования к ведению мониторинга подземных вод, действующим законодательством не установлены.
Данный вывод подтверждается Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 12 декабря 2011 г. по делу № А05-5788/2011.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных данным Законом.
Необходимо отметить, что Форма лицензии на пользование недрами утверждена 25 октября 2021 г. Приказом Минприроды России № 782 и приказом Роснедр № 13 (далее – Форма).
В соответствии с абз. 10 п. 5.1 Формы пользователь недр осуществляет ведение мониторинга состояния недр в течение срока эксплуатации водозабора в соответствии с техническим проектом разработки месторождения подземных вод, согласованным в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах».

Важно отметить, что условиями пользования недрами, предусмотренными лицензией на пользование недрами, за пользователем недр может быть закреплена обязанность по разработке программы мониторинга подземных вод и её согласования с уполномоченным государственным органом.
Данный вывод подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 сентября 2019 г. № Ф08-7496/2019 по делу № А63-13574/2018.

В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, является основание для привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, в случае, если условиями, предусмотренными лицензией на пользование недрами, за пользователем недр закреплено требование по разработке программы мониторинга подземных вод и её согласования с уполномоченным государственным органом, несоблюдение указанного требования является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru