Быстрая и профессиональная разработка программы мониторинга объектов размещения отходов ОРО зависит от сложности работ и начинается от 45000 рублей при сроках от 20 рабочих дней. В соответствии с п. 3 статьи 12 Закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. собственники таких объектов обязаны проводить регулярный мониторинг за их воздействием на состояние окружающей среды. Порядок проведения наблюдений определен Приказом МПР №66 от 04.03.2016 г.
Объекты, на которых производится размещение отходов, наносят значительный вред окружающей среде, заключающийся в поступлении загрязняющих веществ в атмосферный воздух, почву, подземные воды. Такие объекты являются источниками как химического, так и биологического загрязнения, а также наносят значительный ущерб растительному и животному миру.
Вышеуказанные требования не распространяются на следующие объекты:
- полигоны, предназначенные для размещения медицинских отходов;
- скотомогильники;
- объекты размещения радиоактивных отходов;
- выведенные из эксплуатации или законсервированные полигоны;
- места захоронения отходов, находящиеся на территориях, использование которых для захоронения утиля запрещено требованиями, установленными законодательством.
Основными целями мониторинга выступают:
Мониторинг и оценка
- предотвращение ущерба окружающей среде;
- информирование государственных органов и заинтересованных лиц о состоянии экологической обстановки в местах расположения объектов размещения утиля.
Наблюдения проводятся в соответствии с таким документом, как Программа мониторинга объектов размещения отходов, разрабатываемой собственниками таких объектов.
Результаты наблюдений передаются в Росприроднадзор в виде отчета, который предоставляется ежегодно, в срок до 15 января.
Кто может разработать Программу мониторинга ОРО?
Для начала требуется проанализировать документацию полигона, определить места расположения контрольных точек отбора лабораторных образцов, установить периодичность контроля, выявить и составить перечень контролируемых показателей.
Зачастую в штате эксплуатирующей организации не всегда имеется сотрудник, обладающий необходимыми знаниями и опытом для разработки рассматриваемого документа. В таком случае стоит прибегнуть к услугам специалистов, например, специалистов коммерческих экологических организаций. Это позволит значительно ускорить процесс разработки документа и внедрения его в действие на объекте, что особенно важно в случае наличия у собственника соответствующих предписаний надзорных органов, грозящих получением значительного штрафа.
Стоимость разработки составит от 45 000 рублей, сроки занимают от 20 дней.
Особенности составления программы ОРО.
При разработке рассматриваемого документа в первую очередь анализируется уровень его влияния на состояние окружающей среды. Для этого рекомендуется руководствоваться такими материалами, как:
- проектная документация на полигон, в частности раздел ПМООС;
- данные ранее проведенных наблюдений за состоянием экологии на месте расположения объекта и в пределах его зоны влияния;
- справочные данные о фоновых концентрациях загрязняющих веществ, характерных для территории расположения полигона;
- данные инвентаризации объекта исследования, проведенными ранее или в период разработки рассматриваемого документа.
Разработка проводится с учетом следующих материалов:
Методики мониторинга национальных лесов и программы оценки на местах
- основных технических характеристик и особенностей полигона;
- данных о перечне и характеристиках отходов, подлежащих размещению на объекте;
- физико-географических, гидрогеологических и геологических особенностях места расположения полигон.
Перечисленные данные предоставляются разработчикам документа в виде исходных сведений, в составе которых используются:
- проектная документация на строительство полигона;
- данные инженерно-экологических изысканий, проведенных при проектировании объекта;
- копия лицензии на деятельность по размещению отходов и данные их паспортизации.
Помимо перечисленных документов используется справочная литература. Например, для составления характеристики исследуемой местности, а также справочная информация, предоставляемая органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Что входит в состав Программы мониторинга?
Рассматриваемый документ содержит не только данные, касающиеся организации наблюдений на объекте, но также и полную его характеристику. Перечень сведений, входящих в его состав, установлен требованиями Приказа №66 от 04.03.2016 г.
Общие данные о полигоне.
В разделе приводятся следующие сведения:
- наименование объекта исследования, назначение, площадь, год ввода в эксплуатацию, данные о вместимости;
- месторасположение полигона с климатической, геологической и гидрогеологической характеристикой местности, описанием почвенного и растительного покровов;
- перечень размещаемых отходов с указанием классов опасности, кодов по ФККО;
- реквизиты письма о результатах инвентаризации, переданного в надзорные органы.
В следующем разделе формулируются цели и задачи, которые ставятся при проведении мониторинга.
Например, основными целями наблюдений могут выступать оценка состояния природной среды, определение наличия превышений установленных нормативных показателей и разработка мероприятий по их устранению. К задачам мониторинга можно отнести оценку возможного ущерба экологии и его предотвращение, прогнозирование изменения состояния природной среды и т.д.
Третьим пунктов идут данные об информационных источниках, использованных при разработке рассматриваемого документа – проектной документации, справочной литературе, природоохранной документации предприятия.
Четвертым выступает пункт о сведения о компонентах окружающей среды, определенных в качестве объектов наблюдения.
В разделе приводится описание воздействия объекта размещения на состояние атмосферного воздуха, водные объекты, подземные воды, почвенный и растительный покров, с выявлением наиболее подверженных его негативному влиянию компонентов.
Далее указываются показатели качества природной среды, подлежащих наблюдению.
Раздел содержит перечень контролируемых показателей и обоснование их выбора в зависимости от их свойств и уровня негативного воздействия объекта, с определением периодичности проведения исследований.
Данные о точках организации наблюдений и выборе мест отбора лабораторных образцов.
Тут приводится определенный на основании ранее проведенного анализа перечень контрольных точек и мест отбора образцов, необходимых при проведения лабораторных измерений, перечень точек организации наблюдений за состоянием окружающей среды с обоснованием их выбора.
Итог – это сведения об отчетности, формируемой по результатам проведенных наблюдений.
Определяется перечень данных, необходимых для включения в отчет о результатах мониторинга, периодичность его предоставления в надзорные органы, состав приложений к отчету.
В качестве Приложений могут быть представлены:
- графические материалы, с указанием места расположения полигона и контрольных точек для организации наблюдений;
- справочные данные, полученные при разработке документа;
- исходная информация, полученная от собственника полигона.
Мониторинг состояния окружающей среды на объектах размещения отходов
23 июня 2021 г. вступил в силу Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденный Приказом Минприроды России от 04.03.2016 г. № 66.
В соответствии с п.3 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Виды воздействия объекта размещения отходов на окуружающую среду
Действие Порядка мониторинга не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах:
- объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
- объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством РФ
- специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
- скотомогильники;
- объекты размещения медицинских отходов.
Порядок мониторинга предназначен для использования:
- собственниками объектов размещения отходов;
- лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов;
- Росприроднадзором и его территориальными органами;
- другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.
Мониторинг осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Программа мониторинга может быть подана в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».Программа мониторинга разрабатывается на основе имеющихся данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
При этом, по усмотрению лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, могут быть использованы:
- данные раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», являющегося частью проектной документации объекта, связанного с размещением отходов I-V класса опасности, и материалов по оценке воздействия объекта размещения отходов на окружающую среду;
- фондовые данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
- данные о фоновом состоянии окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов;
- имеющиеся у лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
- материалы, ранее проведенных обследований окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
При разработке программы мониторинга учитываются:
- проектные характеристики (технические особенности) объекта размещения отходов;
- происхождение, виды, количество и классы опасности размещаемых отходов;
- физико-географические условия в районе расположения объекта размещения отходов;
- геологические и гидрогеологические условия в районе расположения объекта размещения отходов.
Требования к составу и содержанию программы мониторинга:
Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчётов.
Отчеты о результатах мониторинга в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов (п.6 Порядка мониторинга).
Требования к составу и содержанию отчета о результатах мониторинга:
Согласно п.п.6.6 — 6.8 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.
По согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.
Выше полигона и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод.
Обратите внимание
Приказ Минприроды России от 04.03.2016 № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2016 № 42512)
п. 4. Порядок мониторинга предназначен для использования собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) и ее территориальными органами, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальными органами и подведомственными организациями, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов (далее — лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов) в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
«ГОСТ Р 56059-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический мониторинг. Общие положения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 09.07.2014 № 708-ст)
п.4.8 Эколого-аналитические измерения входят в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений и государственного регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, что определяет необходимость соблюдения установленных требований системы обеспечения единства измерений в соответствии с ГОСТ Р 8.589-2001, [4], [5] и требований в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Эколого-аналитические измерения могут проводить только собственные или привлекаемые лаборатории, аккредитованные на проведение необходимых измерений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
Обратитесь к нам
ЦЛАТИ по Омской области, является одной из ведущих аналитических лабораторий предлагая полный спектр услуг по мониторингу состояния окружающей среды на объектах размещения отходов, обеспечивая быстрые, комплексные, точные, доступные по цене исследования для промышленных, инженерных / консалтинговых и государственных клиентов по всему Омску и Омской области.
Чтобы уточнить детали или оформить Заявку на услуги ЦЛАТИ по Омской области, обратитесь к нам по контактному телефону в Омске +7 (381-2) 23-77-86
Ответственность.
Ответственность за несоблюдение требований природоохранного законодательства при эксплуатации объектов, предназначенных для размещения отходов, возможна в соответствии со статьей 8.2 КоАП.
Сумма штрафных санкций при этом составляет:
- для должностного лица – до 30 тысяч рублей;
- для объектов, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – до 50 тысяч рублей;
- для юрлиц – до 250 тысяч рублей.
Наказание также может выражаться в виде временного приостановления деятельности полигона, сроком до 90 суток.
Источник: ecobeltex.ru
Программа мониторинга оро пример
Программа мониторинга для объектов размещения отходов (ОРО) – это документ, содержащий сведения об объекте ОРО и порядке организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия, а таже порядок оценки изменений состояния окружающей среды.
Целью мониторинга для объектов ОРО является сбор данных для контроля воздействия на окружающую среду, а таже подготовки ежегодного отчета в территориальный орган Росприроднадзора.
Нормативная основа для мониторинга для ОРО
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
• п.3 ст.12 определяет, что на территориях объектов размещения отходов (ОРО) и в пределах их воздействия на окружающую среду обязательно проведение мониторинга состояния окружающей среды.
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»
Для кого необходима программа мониторинга для ОРО
Необходимость разработки программы и проведения мониторинга на территории и в зоне влияния ОРО определяется п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030: обязательны для всех объектов размещения отходов.
Действие настоящего Порядка не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на объектах: скотомогильники, объекты размещения медицинских отходов, специальные объекты размещения радиоактивных отходов.
Порядок разработки мониторинга для ОРО
• Сбор исходных данных о об ОРО, необходимых для оценки видов и степени воздействия на окружающую среду;
• Обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
• обоснование выбора наблюдаемых показателей для наблюдения характеристики состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений;
• Оформление и утверждение программы ПЭК руководителем предприятия;
• Направление программы ПЭК в территориальный орган, осуществляющий государственный федеральный или региональный надзор (в зависимости от подведомственности объекта).
Стоимость работ от 60 000 ₽
Стоимость разработки программы мониторинга ОРО зависит от наличия достаточных сведений об объекте размещения отходов, в том числе для обоснования видов и объемов исследований и определяется в каждом конкретном случае.
Источник: projeco.ru
Производственный экологический мониторинг объектов размещения отходов: что, зачем и почему?
В последнее время отдел продаж компании «Искра.Эксперт» получает большое количество заявок по составлению программ производственного экологического мониторинга (ПЭМ) на объектах размещения отходов (ОРО) и осуществлению исследовательских работ в рамках реализации данных программ.
318 просмотров
Ответить на наиболее часто задаваемые вопросы наших клиентов вызвался технический директор компании – Картамыш Сергей Владимирович.
Картамыш Сергей Владимирович
Картамыш Сергей Владимирович является техническим директором и специалистом-биоэкологом в ООО «Искра.Эксперт». Сергею 38 лет, 17 из которых он профессионально занимается экологией. Главные направления его специализации – это производственный экологический мониторинг (ПЭМ), инженерно-экологические изыскания и экологический аудит предприятий.
Наиболее значимые проекты:
- ПЭМ при строительстве газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» (2010-2011 гг.);
- ПЭМ при строительстве «Техническое перевооружение порта Посьет» (2012-2021 гг.);
- ПЭМ при строительстве объекта «Создание судостроительного комплекса «Звезда»;
- «Дноуглубление акватории бухты Большого Камня» (2019-2020 гг.);
- Проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду для полигона твердых бытовых отходов (ТБО) г. Большой Камень (2018-2019 гг.);
- Разработка программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду для полигона твердых бытовых отходов (ТБО) г. Фокино.
Итак, отвечаем на часто задаваемые вопросы:
Вопрос 1: Что такое объект размещения отходов и почему к ним относится наш внешний отвал вскрышных пород? Ведь они природного происхождения, не загрязнены химическими веществами и являются инертными.
Ответ 1: В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов (ОРО) – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения и захоронения отходов.
Внешний отвал горных пород является ОРО, если горные, в том числе вскрышные породы хранятся в нем более 11 месяцев. Если в течение 11 месяцев горные породы из внешнего отвала используются для рекультивации отработанных горных выработок, внешний отвал не является ОРО. Инертность горных пород, даже если они отнесены к 5-му классу опасности, не является существенным аргументом. Горные породы при их пересыпке или в отвале пылят и загрязняют атмосферный воздух, дождевые и талые воды с площади отвалов; являются неочищенными сточными водами и содержат в себе взвешенные вещества и различные примеси, такие как фосфаты, карбонаты, сульфаты и другие. Они попадают в природные водные объекты и почвы, поэтому говорить о том, что внешний отвал не влияет на окружающую среду – не приходится.
Вопрос 2: Для чего объектам размещения отходов, в том числе полигонам твердых бытовых отходов (ТБО) осуществлять производственный экологический мониторинг?
Ответ 2: В соответствии с ч. 2 ст. 11 и ч. 3 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (см. приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «О порядке проведения мониторинга ОРО»).
Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов. В уведомительном порядке они предоставляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным (п. 4 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1030).
При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается (ч. 6 ст. 23 ФЗ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с ч. 7 ст. 23 ФЗ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, которые обеспечивают защиту окружающей среды, а также подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 26 мая 2016 г. № 467 «Об утверждении Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов»).
Вопрос 3: Какова ответственность за невыполнение ПЭМ на ОРО?
Ответ 3: Отсутствие мониторинга состояния окружающей среды трактуется как нарушение:
- ст. 8.1. КоАП РФ – предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 2 до 5 тыс. руб., для юридических лиц – от 20 до 100 тыс. руб.
- ст. 8.5. КоАП РФ – устанавливает административную ответственность за сокрытие или искажение экологической информации: для должностных лиц – от 3 до 6 тыс. руб., для юридических лиц – от 20 до 80 тыс. руб.
Кроме того, проектная документация по строительству, реконструкции или рекультивации ОРО является объектом государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). В заключении ГЭЭ прописывается необходимость выполнения ПЭМ.
Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. Кроме того, проектная документация по строительству, реконструкции или рекультивации ОРО – от 10 тысяч до 20 тысяч руб.; на юридических лиц – от 100 тысяч до 250 тысяч руб. (часть 2 ст. 8.4. КоАП РФ).
Подводя итог всему вышесказанному, хочется выделить основные моменты:
- Объектами размещения отходов являются не только полигоны ТБО, но и шламохранилища, хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, в том числе внешние отвалы вскрышных пород.
- Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды и предоставлять в Росприроднадзор годовые отчеты.
- При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.
Источник: vc.ru