Компьютерная программа «Мир за твоим окном» на занятиях допольнительном образования в специальной (коррекционной) школе
Лютова Ольга Евгеньевна, учитель информатики, «Новоуральская СКОШ № 59»
В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР младшего школьного возраста в условиях специальной (коррекционной) школы посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), описывается опыт работы с компьютерной программой «Мир за твоим окном».
Ключевые слова: дополнительное образование, обучение детей ЗПР, педагогическая диагностика, индивидуализация обучения.
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, реализуемое в свободное время. В специальной (коррекционной) школе дополнительное образование носит коррекционную направленность, обеспечивая реализацию единого коррекционного образовательного пространства учреждения.
В системе дополнительного образования школы работает кружок «Окружающий мир и компьютер», в котором занимаются дети с ЗПР вторых классов. Занятия проводятся в компьютерном классе. Наполняемость учебной группы до 12 человек. Учащиеся работают с коррекционно — развивающей средой «Мир за твоим окном».
Важное сообщение для жителей Украины.
Данная компьютерная программа помогает сделать предметом размышлений ребенка его собственный жизненный опыт, связанный с темой «Времена года», которая содержится в программах начального обучения всех категорий детей ЗПР. В условиях специальной (коррекционной) школы она успешно внедрена, через индивидуализацию учебного процесса; активизацию познавательной деятельности учащихся.
При проведении занятий дополнительного образования учитываются психофизические возможности детей и особенности их эмоционально-волевой сферы. Работа проводится в три этапа:
- Констатация (диагностическая работа для самостоятельного решения);
- Обучение (система последовательно предлагаемых заданий (работа с компьютерной программой «Мир за твоим окном», с активной доской) с помощью которых ребенок приходит к правильному решению);
- Контроль (задание, позволяющее определить усвоение учебного материала раздела программы «Четыре времени года»).
На первом этапе учащиеся вторых классов выполняют диагностическую работу. Например, «найди лишнее слово»: зима, весна, март, лето, осень; «подчеркни только месяцы года»: январь, февраль, зима, март, апрель, май, июнь, июль, лето, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь; «соедини правильно»: с одной стороны размещены названия времен года с другой — загадки о них. Выбирая существенные признаки времен года из загадок (пробиваются травинки; с бугорка ручей бежит; наступили холода; превратилась в лед вода; зайка серый обернулся зайкой белым и др.), дети должны установить соответствие загадки с названием времени года.
На втором этапе учащиеся начинают работать с компьютерной программой «Мир за твоим окном». Раздел «Четыре времени года» помогает сделать видимыми представления ребенка об окружающем мире, предлагая ему упражнения, где он должен действовать по инструкции. В разделе три вида упражнений, выполняя которые учащиеся многократно устанавливают соответствие между пейзажем за окном, температурой воздуха и датой календаря, но решать эту задачу они будут каждый раз на основе разных исходных данных. Инструкции очень просты: «Открой окно»; «Покажи время года»; «Как ты думаешь, какая температура воздуха?».
Проверка совместимости пар по звездам, поиск жены миллионеру. Китай.Мир наизнанку 11 сезон 21 серия
Упражнение 1. «Любой день года. Что за окном?». Учащиеся выбирают (по просьбе педагога, а потом самостоятельно) любое время года, затем месяц и число, а потом «открывают» окно и смотрят соответствующий пейзаж. Это упражнение дает возможность рассматривать пейзажи и выделять существенные признаки того или иного сезона года.
Упражнение 2. «Подходит – не подходит?». Компьютер показывает месяц и число, а учащимся предлагается самим открыть окно и рассмотреть пейзаж, а также ответить на вопрос «Подходит – не подходит?» этот пейзаж к данному месяцу и времени года. Итак, от сезона и месяца года – к определению возможной картины природы за окном. Программа предъявляет один за другим несколько несоответствующих пейзажей. Следовательно, прежде чем ученик найдет правильное решение, ему придется устанавливать соответствие или несоответствие несколько раз.
Упражнение 3. «Когда это бывает?». Учащимся предлагается открыть окно, затем рассмотреть пейзаж. Далее действовать по инструкции, которую предлагает компьютер – выбрать время и месяц года. Соответствие устанавливается в новом направлении – от пейзажа к сезону и месяцу. Эта серия упражнений является «зеркальным отражением» упражнения «Подходит – не подходит?»
В связи с временными ограничениями работы детей младшего школьного возраста с компьютером, дальнейшая работа продолжается с активной доской. На доске представлены картинки с изображением времен года с другими признаками (например, «Деревья с красными листьями», так как в программе «Деревья с желтыми листьями») и карточки с названиями времен года.
Необходимо определить время года на картинке и прикрепить карточку с названием этого времени года. Другие вопросы для обсуждения: Назовите месяцы года?; Назовите осенние (весенние, зимние, летние) месяцы? Картинки с изображением времен года, на которых явления природы, занятия людей, карточки с названиями времен года и месяцев года.
Названия времен года специально перепутаны и соотнесены неверно. Учащиеся должны найти ошибки и исправить их. Работа на отгадывание загадок о месяцах года. Далее дети читают названия месяцев года и считают их. С помощью педагога соотносят их с конкретным временем года. Поздняя осень, зима. Из цветной бумаги вырезаны животные: медведь, лиса, еж, заяц, лось, лягушка, белка, мышь и др.
Учащимся предлагается разделить этих животных на две группы: активные, впадают в спячку. «Какие птицы прилетят на кормушку 20 декабря?» Кормушка для птиц. Птицы: голубь, воробей, сорока, ворона, свиристель, ласточка, грач, синица, трясогузка. Дети выбирают не перелетных птиц, садят их на кормушку. Осень: гербарий из листьев (береза, тополь, осина, клен, рябина и др.).
Дети определяют с каких деревьев опали листья. В ходе обсуждения учащиеся обосновывают каждый сделанный выбор, указывая те признаки, на которые опирался. Обсуждение организуется в группе «ученик — педагог — другие ученики».
На третьем этапе предлагается задание, позволяющее определить усвоение учебного материала раздела программы «Четыре времени года». Например, «зачеркни лишнее»: с одной стороны размещены существенные признаки сезонов года, а с другой — название одного из времен года.
Необходимо зачеркнуть лишние признаки, оставить подходящий. «Подчеркни только летние месяцы»: июнь, март, июль, август. Аналогично с другими месяцами года. «Так бывает?» Инструкция: «Прочитай предложения. Подчеркни «Да или Нет». С одной стороны — предложения, с другой — слова «Да/Нет». «Зимой в саду расцвели яблони». «Дни длиннее, чем ночи». «Весной луга затопили реку». «Летают бабочки, стрекозы» и др.
Программа дополнительного образования детей «Окружающий мир и компьютер» развивает у учащихся ЗПР умения наблюдать, сравнивать, обобщать, группировать. Работа с компьютером повышает учебную мотивацию, развивает познавательный интерес детей, упражнения программы «Мир за твоим окном» предоставляют учащимся учебный материал, способствующий коррекции психических функций.
Применение ИКТ в образовании детей с ЗПР обеспечивает индивидуализацию обучения, в которой нуждаются дети с отклонениями в развитии. Каждому ребенку предоставляется возможность работать в своем собственном темпе, экспериментировать для формирования выводов, установления закономерностей, систематизации полученных знаний и обобщения личного опыта.
Источник: xn—-8sbacgoafpfhob7bahedccd4aal4l.xn--p1ai
Презентация на тему Компьютерная игра Мир за твоим окном
Описание игры Программа «Мир за твоим окном» разработана еще в 1990х для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития. Эта программа может быть очень
- Главная
- Педагогика
- Компьютерная игра Мир за твоим окном
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Компьютерная игра
«Мир за твоим окном»
Татьяна Александровна
специальное (дефектологическое) образование,
очная форма обучения
Научный руководитель:
Голишникова Елена Ильинична к.п.н., доцент
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «МАГУ»)
Слайд 2Описание игры
Программа «Мир за твоим окном» разработана
еще в 1990х для детей старшего дошкольного
и младшего школьного возраста с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития. Эта программа может быть очень полезна не только другим категориям детей, нуждающихся в особой помощи, но и обычным детям дошкольного и младшего школьного возраста. Здесь на примере разработки несложной темы «Времена года», включенной во все программы начального обучения, представлены педагогические технологии, позволяющие выявить трудности или даже провалы в развитии и обучении ребенка, которые в традиционных условиях обучения остаются скрытыми от глаз учителя.
Слайд 3Предназначение программы «Мир за твоим окном»
Предназначение этой
программы — помочь ребенку радостно и деятельно
познавать тайны окружающего мира, обсуждая свои открытия и промахи со сверстниками и взрослым, а учителю и родителям — познавать мир ребенка, делая видимыми скрытые проблемы его развития и открывая «секреты» построения специального обучения.
Слайд 4Возрастная группа
Старший дошкольный возраст (5-6/7 лет) Младший школьный
возраст
Область педагогики/психологии
Общая педагогика Коррекционная педагогика Специальная/коррекционная психология Возрастная психология, психология
развития Сурдопедагогика Логопедия Задержка психического развития
Автор
Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л.
Слайд 5Кому адресовано
Преподавателям психологических колледжей и ВУЗов Преподавателям педагогических
колледжей и ВУЗов Специальным психологам Педагогам-дефектологам Педагогам-психологам Педагогам массовых учреждений работающим
с интегрированными детьми с ОВЗ Психологам массовых учреждений, работающих с интегрированными детьми с ОВЗ Воспитателям Родителям Организаторам образования
Слайд 6 В первой части программы ребенок знакомится с героем и
его комнатой, учится устанавливать соотношение между температурой
воздуха, пейзажем за окном и датой в настенном календаре.
Слайд 7 Выполняя упражнения второй части «Погода», ребенку будет казаться, что
он смотрит вместе с героем телепрограмму о
погоде, ведет диалог о своем эмоциональном отношении к ней, спорит с героем, сочиняет прогнозы на завтра.
Слайд 8 В третьей части «Одежда» ребенок помогает герою одеваться на
прогулку, разглядывая пейзаж за окном и температуру
воздуха на градуснике; приготовить одежду на завтра; собрать чемодан в дорогу для путешествия во время каникул.
Слайд 9 Упражнения четвертой части «Рассказы о временах года» помогут формировать
у детей умения вычленять из текста прямые
и косвенные, явные и неявные характеристики сезонов года; суммировать информацию, извлеченную из разных частей текста; сопоставлять противоречивые характеристики и отделять существенное от второстепенного; понимать фразу в разных контекстах; строить по ходу чтения гипотезы о временном контексте описанных в тексте событий, обоснованно менять ее по ходу чтения и аргументировать финальный вывод.
Слайд 10Достоинства
Программа позволяет привлечь ребёнка с нарушенной
концентрацией внимания;
Неотъемлемой частью программы является методическое
руководство, для взрослых, чтобы добиться развивающих и коррекционных эффектов обучения;
Программу можно использовать при обучении обычных детей, младшего возраста;
Имеет несколько частей.
Источник: thepresentation.ru
Презентация Особенности использования специализированной компьютерной среды «Мир за твоим окном».
Сама программа «Мир за твоим окном» посвящена теме «Времена года» и состоит из пяти частей:
Сама программа «Мир за твоим окном» посвящена теме «Времена года» и состоит из пяти частей: Времена года, Погода, Одежда, Рассказы о временах года, Календарь.
Программа «Мир за твоим окном» разработана еще в 1990х для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития
Программа «Мир за твоим окном» разработана еще в 1990х для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития. Однако, как показал опыт, она может быть очень полезна не только другим категориям детей, нуждающихся в особой помощи, но и обычным детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Здесь на примере разработки несложной темы «Времена года», включенной во все программы начального обучения, представлены педагогические технологии, позволяющие выявить трудности или даже провалы в развитии…
Здесь на примере разработки несложной темы «Времена года», включенной во все программы начального обучения, представлены педагогические технологии, позволяющие выявить трудности или даже провалы в развитии и обучении ребенка, которые в традиционных условиях обучения остаются скрытыми от глаз учителя
Мир за твоим окном» — это особый компьютерный инструмент, с помощью которого учитель может увидеть и скрытые ранее от его глаз проблемы в развитии конкретного…
«Мир за твоим окном» — это особый компьютерный инструмент, с помощью которого учитель может увидеть и скрытые ранее от его глаз проблемы в развитии конкретного ребенка, и свои профессиональные просчеты — пропущенные задачи развития и соответствующие им этапы обучения.
В первой части программы ребенок знакомится с героем и его комнатой, учится устанавливать соотношение между температурой воздуха, пейзажем за окном и датой в настенном календаре
В первой части программы ребенок знакомится с героем и его комнатой, учится устанавливать соотношение между температурой воздуха, пейзажем за окном и датой в настенном календаре.
Выполняя упражнения второй части «Погода», ребенку будет казаться, что он смотрит вместе с героем телепрограмму о погоде, ведет диалог о своем эмоциональном отношении к ней,…
Выполняя упражнения второй части «Погода», ребенку будет казаться, что он смотрит вместе с героем телепрограмму о погоде, ведет диалог о своем эмоциональном отношении к ней, спорит с героем, сочиняет прогнозы на завтра
В третьей части «Одежда» ребенок помогает герою одеваться на прогулку , разглядывая пейзаж за окном и температуру воздуха на градуснике
В третьей части «Одежда» ребенок помогает герою одеваться на прогулку , разглядывая пейзаж за окном и температуру воздуха на градуснике
Упражнения четвертой части «Рассказы о временах года» помогут формировать у детей умения вычленять из текста прямые и косвенные, явные и неявные характеристики сезонов года; суммировать…
Упражнения четвертой части «Рассказы о временах года» помогут формировать у детей умения вычленять из текста прямые и косвенные, явные и неявные характеристики сезонов года; суммировать информацию, извлеченную из разных частей текста; сопоставлять противоречивые характеристики и отделять существенное от второстепенного; понимать фразу в разных контекстах; строить по ходу чтения гипотезы о временном контексте описанных в тексте событий, обоснованно менять ее по ходу чтения и аргументировать финальный вывод.
Таким образом, специализированные компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей с различными нарушениями, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются…
Таким образом, специализированные компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей с различными нарушениями, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.
Источник: znanio.ru