Этот выпуск альманаха начинает публикацию работ лаборатории компьютерных технологий обучения детей ИКП РАО. Отвечая современным потребностям изучения возможностей и разработки средств использования компьютерных технологий в образовании, наши специалисты создают развивающие программы, как и прежде, направленные на поиск обходных путей помощи ребенку, затрудняющемуся в психическом и социальном развитии.
В этих программах не просто используется привлекательность компьютера, вовлекающая ребенка в восприятие нужной информации, помогающая сосредоточить его на отработке необходимых навыков, не только задействуются имеющиеся дополнительные возможности организации деятельности ребенка. Наши программы, прежде всего, дают возможность развития взаимодействия ребенка и взрослого, ребенка с другими детьми, его партнерами по работе с компьютером. В стремлении избежать простой отсылки ребенка к компьютеру мы следуем традициям отечественной специальной психологии и педагогики и продолжаем считать, что полноценное развитие ребенка возможно лишь в условиях совместно-осмысленной и совместно-разделенной деятельности, что, не вызрев в ней, ребенок не сможет достигнуть самостоятельности и независимости и полноценно пользоваться в будущем освоенными знаниями, умениями и навыками. Понятно, что в особой степени все вышесказанное касается детей с проблемами в развитии, детей с особыми образовательными потребностями.
Единственный настоящий снимок нашей земли. Часть 1 | Сон Разума
В этом выпуске представляется компьютерная программа «Мир за твоим окном», она разработана еще в 1990х для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития. Однако, как показал опыт, она может быть очень полезна не только другим категориям детей, нуждающихся в особой помощи, но и обычным детям дошкольного и младшего школьного возраста. Здесь на примере разработки несложной темы «Времена года», включенной во все программы начального обучения, представлены педагогические технологии, позволяющие выявить трудности или даже провалы в развитии и обучении ребенка, которые в традиционных условиях обучения остаются скрытыми от глаз учителя. А это, в свою очередь, поможет понять, в какой помощи нуждается ребенок, поможет решить многие самые трудные и «проваливающиеся» в традиционной практике задачи.
Безусловно, чаще всего, трудности в обучении детей, о которых мы говорим, порождены особенностями их развития, однако нельзя автоматически «списывать» на это все возникающие в обучении проблемы. Авторам очень хотелось, чтобы компьютерная программа «Мир за твоим окном» помогла специалистам и родителям задуматься: а было ли предшествующее обучение, действительно, развивающим. Многолетний опыт привел авторов к мысли о том, что многие школьные проблемы детей порождены не только, а зачастую и не столько особенностями их развития, сколько характером обучения. «Мир за твоим окном» — это особый компьютерный инструмент, с помощью которого учитель может увидеть и скрытые ранее от его глаз проблемы в развитии конкретного ребенка, и свои профессиональные просчеты — пропущенные задачи развития и соответствующие им этапы обучения. Программа помогает специалисту учиться соотносить «шаги» в развитии ребенка с «шагами» в методике обучения.
БОРЮСЬ С ГУСЁМ ЗА СВОЙ КОМПЬЮТЕР
Таким образом, предназначение этой программы — помочь ребенку радостно и деятельно познавать тайны окружающего мира, обсуждая свои открытия и промахи со сверстниками и взрослым, а учителю и родителям — познавать мир ребенка, делая видимыми скрытые проблемы его развития и открывая «секреты» построения специального обучения.
К этому выпуску прилагается фильм о том, как на деле используется представленный компьютерный инструмент для обучения самых разных категорий детей. Вы сможете, как мы надеемся, увидеть, как нуждаются в подобной помощи дети, и насколько она может быть действенной даже в самых тяжелых случаях.
Источник: alldef.ru
Компьютерная игра «Мир за твоим окном»
1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)
Компьютерная игра
«Мир за твоим окном»
Выполнила студентка
Ковальчук Татьяна Александровна
специальное (дефектологическое) образование,
очная форма обучения
Научный руководитель:
Голишникова Елена Ильинична к.п.н., доцент
Мурманск
2017
2. Описание игры
Программа «Мир за твоим окном» разработана еще
в 1990х для детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста с нарушениями слуха, речи,
задержкой психического развития. Эта программа может
быть очень полезна не только другим категориям детей,
нуждающихся в особой помощи, но и обычным детям
дошкольного и младшего школьного возраста. Здесь на
примере разработки несложной темы «Времена года»,
включенной во все программы начального обучения,
представлены педагогические технологии, позволяющие
выявить трудности или даже провалы в развитии и
обучении ребенка, которые в традиционных условиях
обучения остаются скрытыми от глаз учителя.
3. Предназначение программы «Мир за твоим окном»
Предназначение этой программы —
помочь ребенку радостно и деятельно
познавать тайны окружающего мира, обсуждая
свои открытия и промахи со сверстниками и
взрослым, а учителю и родителям — познавать
мир ребенка, делая видимыми скрытые
проблемы его развития и открывая «секреты»
построения специального обучения.
4.
Возрастная группа
Старший дошкольный возраст (5-6/7 лет)
Младший школьный возраст
Область педагогики/психологии
Общая педагогика
Коррекционная педагогика
Специальная/коррекционная психология
Возрастная психология, психология развития
Сурдопедагогика
Логопедия
Задержка психического развития
Автор
Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л.
5.
Кому адресовано
Преподавателям психологических колледжей и ВУЗов
Преподавателям педагогических колледжей и ВУЗов
Специальным психологам
Педагогам-дефектологам
Педагогам-психологам
Педагогам массовых учреждений работающим с
интегрированными детьми с ОВЗ
Психологам массовых учреждений, работающих с
интегрированными детьми с ОВЗ
Воспитателям
Родителям
Организаторам образования
6.
В первой части программы ребенок знакомится с
героем и его комнатой, учится устанавливать соотношение
между температурой воздуха, пейзажем за окном и датой в
настенном календаре.
7.
Выполняя упражнения второй части «Погода»,
ребенку будет казаться, что он смотрит вместе с героем
телепрограмму о погоде, ведет диалог о своем
эмоциональном отношении к ней, спорит с героем, сочиняет
прогнозы на завтра.
8.
В третьей части «Одежда» ребенок помогает герою
одеваться на прогулку, разглядывая пейзаж за окном и
температуру воздуха на градуснике; приготовить одежду на
завтра; собрать чемодан в дорогу для путешествия во время
каникул.
9.
Упражнения четвертой части «Рассказы о временах
года» помогут формировать у детей умения вычленять из
текста прямые и косвенные, явные и неявные характеристики
сезонов года; суммировать информацию, извлеченную из
разных частей текста; сопоставлять противоречивые
характеристики и отделять существенное от второстепенного;
понимать фразу в разных контекстах; строить по ходу чтения
гипотезы о временном контексте описанных в тексте
событий, обоснованно менять ее по ходу чтения и
аргументировать финальный вывод.
10. Достоинства
1. Программа позволяет привлечь ребёнка с нарушенной
концентрацией внимания;
2.
Неотъемлемой частью программы является методическое
руководство, для взрослых, чтобы добиться развивающих и
коррекционных эффектов обучения;
3.
Программу можно использовать при обучении обычных
детей, младшего возраста;
4.
Имеет несколько частей.
Источник: ppt-online.org
Презентация «Современные компьютерные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
презентация к уроку
Компьютерные технологии (новые информационные) – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер . Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс – повышение его качества и эффективности .
* «Мир за твоим окном» — первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии (авт. Е.Л.Гончарова, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина — сотрудники Института Коррекционной Педагогики РАО). Программа состоит из 5 частей: «Времена года», «Погода», «Одежда», «Рассказы о временах года», «Календарь». * «Игры для Тигры» (авт. Л.Р.Лизунова) – компьютерная технология предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. * «Дельфа-130» – программно-аппаратный комплекс (Москва, 1994г.) для формирования и коррекции произносительной стороны речи детей.
* «Демосфен» –компьютерная программа развития речи при заикании. * «Дельфа-142» – логопедический тренажёр (авт. О.Е.Грибова — зав. кафедрой АПКиПРО ) помогает работать над некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи. * «Видимая речь III » – программно-аппаратный комплекс предназначен для коррекции звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. * Визуальный тренажёр произношения (аналог программы «Видимая речь») состоит из 6 модулей для коррекции речевых проблем.
О.Б.Кремер разработала специальные компьютерные игры, которые предназначены для обучения детей с нарушением интеллекта и способствуют решению задач коррекционного обучения, диагностики и контроля: — «Ромашка» — для отработки навыка устного счёта — «Словарные слова» – игра для закрепления правописания словарных слов и пополнения словарного запаса. — «Правильный ответ» – игра для тестирования по различным темам и предметам. — «Вставь математический знак» – развивающая и обучающая игра для обработки навыков устного счёта.
Для самых маленьких создана серия CD-дисков «Маленький искатель» ( Scholastic Inc .) — развивающие игры для детей от 3 до 6 лет. Они представляют собой рифмованные картинки-загадки и мастерски сложенные головоломки, обучающие чтению, стихосложению, азам математики и классификации предметов, восприятию информации на слух и выполнению письменных указаний, развивающие творческие способности и логическое мышление. Можно порекомендовать такие игры, как “Искатель в школе”, “Искатель фантазер”.
CD-диск «Веселая азбука» от компании «Кирилл и Мефодий » популярен у родителей и детей 3 – 6 лет. С помощью интерактивного алфавита ребенок легко запомнит все русские буквы, а упражнения на развитие логического мышления помогут ему правильно составлять из букв слоги, из слогов — слова, из слов — предложения. Для детей постарше (4-7 лет) можно порекомендовать развивающую программу для детей «Клиффорд готовится к школе» ( Scholastic Inc .). Вместе с героем игры, огромным псом Клиффордом, ребенку предлагается решать различные задачи, улучшая навыки чтения, счета, совершенствовать логическое мышление.
«Веселое географическое путешествие» ( Руссобит-М ) — увлекательная игра для детей от 5 до 7 лет, которая знакомит с основами географии. Рассказы сопровождаются красочными иллюстрациями, анимацией и чередуются с увлекательными играми и интересными заданиями. «Веселая математика» ( Руссобит-М ) для дошкольников расширит познания ребенка в области математики, укрепит навыки выполнения арифметических действий, поможет развить интеллектуальные способности. Игра «Мышка Мия . Юный дизайнер» ( Kutoka Interactive ) для детей от 5 до 12 лет познакомит с огромным набором графических средств, научит рисовать и разукрашивать. В обучающей игре «Алик – скоро в школу!» дошкольники 4 – 6 лет познакомятся с милым и добрым щенком по имени Алик, который в веселой и ненавязчивой форме поможет подготовить ребенка к обучению в школе, расскажет ему много интересной и полезной информации.
Интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы: https://mersibo.ru – Развивающие игры для детей от 2 до 8 лет; http://window.edu.ru — Единое окно доступа к образовательным ресурсам; http://logoportal.ru/ — Логопедический портал. Всероссийский образовательный сайт; http://www.logoped.ru/ — Электронный портал для логопедов, дефектологов; https://dohcolonoc.ru/ — сайт для воспитателей детских садов https:// www . do s h k ol ka . ru — для дошкольников и т.д.
« Логомер » — программно-дидактический комплекс (МЕРСИБО), современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета. «Развитие речи» — программно-методический комплекс (авт. Г.О. Аствацатуров , Л.Е. Шевченко), разработано компанией «Новый диск» «Игры на память» — интерактивные игры для развития высших психических функций у детей 4-8 лет (МЕРСИБО). «Представление об окружающем мире» — интерактивное развивающее пособие для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми из серии «Дошкольное образование» « Игроматика » — весёлая математика для дошкольников и начальной школы (МЕРСИБО) и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей. В современной России проблема сохранения.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта»
laquo;Анализ учебника по чтению для 3 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Авторы: В. В. Воронкова, З.Д. Будаеваhttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2021/06/09/prezentatsiya-sovremennye-kompyuternye-tehnologii-v» target=»_blank»]nsportal.ru[/mask_link]