В мире каждый ребенок имеет культурные права. Эти особые права и свободы гарантируются Конвенцией о правах ребенка, Декларацией Генеральной сессии Ассамблеи ООН «Мир, пригодный для жизни детей», Всемирной декларацией «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей». В нашей стране гарантом культурных прав детей выступает Конституция России и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
В России всем детям без исключения предоставлены возможности для самореализации в культурной жизни. И дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью не являются исключением.
Публикация «Реализация дополнительной программы „Мир открытий“ для воспитанников с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
Сегодня Министерство просвещения Российской Федерации ведет многоплановую и системную работу по обеспечению участия детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в программах дополнительного образования. Освоение детьми с особыми образовательными потребностями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ способствует их успешной социализации в обществе.
Мир, Mir Pay и Привет, Мир — Обзор Платёжной системы Мир, Плюсы и минусы
Сфера дополнительного образования нацелена на обеспечение доступности образовательных услуг для всех категорий детей дошкольного возраста. Одной из важных задач дополнительного образования является создание специальных образовательных условий для воспитанников с особыми потребностями.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», одной из приоритетных стратегий Министерства просвещения России является обеспечение доступности и повышение качества дополнительного образования детей. Так, к 2024 г. доля детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, включенных в систему дополнительного образования, должна составить 70%.
Безусловно, данная позиция законодательно закреплена в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей и молодежи, в действующих нормативно-правовых актах, где большое внимание уделяется созданию специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительное образование рассматривается как «…вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».
Характерными для всех нозологических групп воспитанников с ограниченными возможностями здоровья являются следующие особенности:
способы приема, переработки, хранения и использования информации;
специфическое формирование понятий;
снижение темпа деятельности;
снижение работоспособности при длительных умственных и физических нагрузках;
трудности адаптации к новым условиям;
Почему частный турагент — лучший вариант для старта в туризме? Преимущества стратегии / 16+
ограничение возможностей полноценного социального взаимодействия.
Знания об особенностях приема и переработки информации, специфическом формировании понятий, возможном снижении темпа деятельности и работоспособности у детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимы:
педагогу дополнительного образования при адаптации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а также при их реализации (например, пролонгация сроков реализации программ, введение дополнительных наглядных, звуковых, тактильных и других опор, поэтапность и четкий алгоритм занятий и др.);
администрации образовательной организации для создания специальных условий для получения образования и при утверждении учебного плана (например, необходимость приобретения специального оборудования для кабинетов специалистов, актового (музыкального, спортивного) залов).
Степень проявления особенностей психофизического развития воспитанников зависит от многих факторов: выраженности нарушения, времени его возникновения, начала коррекционной работы, адекватной включенности родителей в коррекционный процесс, собственного потенциала каждого ребенка.
В ходе реализации Адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир открытий» для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимо соблюдение следующих условий:
необходимость организации рабочего места для ребенка с особыми образовательными потребностями и инвалидностью с учетом его индивидуальных особенностей – специальная мебель, технические приспособления и средства;
учет рекомендаций врача-ортопеда, который определяет правила посадки и передвижения ребёнка, рефлекс-запрещающие позиции (поза, которую взрослый придаёт ребёнку для снижения активности патологических рефлексов и нормализации мышечного тонуса);
соблюдение в ходе проведения занятий комфортного режима, в том числе ортопедического: перерывы при статических нагрузках, избегание определенных движений, использование необходимых ортопедических приспособлений;
необходимость адаптировать материал занятия (упрощение содержания заданий, инструкций или вопросов);
ограничение количества различных видов заданий на одном занятии из-за замедленного темпа деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
В связи с неоднородностью, различными вариантами и степенью выраженности нарушений развития детей с особыми образовательными потребностями необходим дифференцированный подход к разработке и выбору организационных форм, видов и условий обучения.
Правильная организация образовательного процесса с внедрением инклюзивных практик – сложная задача, поэтому наряду с классическими приёмами и принципами коррекционно-развивающего воздействия, вполне обосновано применение оригинальных, творческих авторских методик и технологий, эффективность которых доказана многолетней практикой и стабильно положительными результатами работы.
Одной из технологий, имеющих доказательную эффективность в процессе реализации, является игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры», представляющая собой форму взаимодействия детей и педагога через реализацию определённого сюжета с использованием развивающих игр.
С 2021 года по настоящее время в нашем дошкольном учреждении успешно реализуется Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
«Мир открытий»
социально-гуманитарной направленности (далее – Программа).
Программа разработана и адаптирована для воспитанников с особыми образовательными потребностями с учётом их психического, речевого развития и индивидуальных возможностей.
Цель Программы
– всестороннее развитие личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, развитие их интеллектуально-творческих способностей через развивающие игры В. В. Воскобовича.
Задачи Программы:
Обучающие задачи:
— познакомить детей с авторскими играми В. В. Воскобовича и их героями, обогатить игровой опыт;
— обогатить и систематизировать представления воспитанников об окружающем мире, их математические представления;
— учить работать по схеме, ориентируясь на образец;
— учить воспитанников ориентироваться в пространстве и на плоскости;
— формировать умение анализировать информацию и принимать верное решение;
— формировать у воспитанников практические навыки работы с доской (Коврограф «Ларчик»).
Развивающие задачи:
— развивать у детей познавательный интерес, желание и потребность к изучению нового;
— развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
— развивать у детей эмоционально-образное и логическое мышление;
— формировать представления (математические, об окружающем мире, речевые компетенции;
— развивать у воспитанников наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.
Воспитательные задачи:
— воспитывать у детей интерес к новым играм, потребность в эмоциональном общении с педагогом и детьми по ходу игры;
— воспитывать желание откликаться на просьбу о помощи;
— воспитывать умение сопереживать ближнему;
— воспитывать чувство эмпатии;
— воспитывать умение выслушивать ответы сверстников, не перебивая, контролировать свои действия;
— воспитывать умение работать в команде.
Цикл занятий в рамках реализации данной Программы предназначен для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в возрасте от 5 до 7 лет, реализуется в течение учебного год с 1 октября по 31 мая.
Период реализации Программы составляет 1 год — 32 учебные недели.
Наполняемость группы – 8 детей. Режим занятий: 2 раза в неделю по 25 минут (для воспитанников 5-6 лет, 30 минут (для воспитанников 6-7 лет).
Специфика игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей заключается в том, что все игры полифункциональны, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений, привлекают воспитанников своей яркостью и красочностью. Во время знакомства с игрой дошкольники отвечают на поисковые вопросы, решают интеллектуальные задачи, выполняют творческие задания.
Обучающие задачи, поставленные педагогом в игровой форме, отличаются доступностью для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Путешествия и приключения в Фиолетовом Лесу создают у детей эмоционально-положительный фон настроения, вызывая ощущение радости и переживания, удовлетворения от игры.
Дети с удовольствием «посещают» Цифроцирк – мир занимательной математики, в котором вместе с персонажем Магноликом и забавными зверятами-цифрятами играют с «Математическими корзинками», катаются на «Счетовозике», отгадывают тайну «Волшебной восьмёрки».
Погружаясь в игру, дети осваивают счёт, узнают, запоминают и сравнивают цвет, форму и величину предметов, тренируют мелкую моторику рук, у них совершенствуются психические процессы (речь, мышление, память, внимание, воображение).
Дети с неподдельным интересом прослушивают сказки Фиолетового Леса, становясь действующим лицом событий, проживают таинственные веселые сказочные приключения, вместе с героями преодолевают препятствия, добиваясь успеха. В процессе использования данной технологии главной задачей является адаптация сказок для детей с особыми образовательными потребностями: придерживаться небольшого текстового объема, вносить дополнительные элементы, облегчающие восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказы о цвете, форме и величине, наличие предметов, обогащающих сенсорный опыт: тактильные, обонятельные, зрительно-слуховые стимулы и т. д.). Благодаря такой адаптации данная технология стала более доступной к усвоению и воспроизведению программного материала воспитанниками с особыми образовательными потребностями.
Освоение игр детьми происходит поэтапно. На начальном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится педагогу, который знакомит дошкольников с персонажами сказок и образной терминологией, подбором игровых заданий в зависимости от возможностей и интересов каждого ребенка.
На втором этапе дети осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования.
На третьем этапе основное внимание уделяется развитию творчества и самостоятельности. Воспитанники без помощи педагога придумывают игровые задания и упражнения, изобретают новые решения задач, предлагают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы.
Важно учитывать зону ближайшего развития детей, для этого необходимо оказывать им строго дозированную помощь. В процессе выполнения условий той или иной игровой задачи детям предлагаются следующие
виды помощи
— стимулирующая (подбадривание, похвала);
— организующая (ребенку вновь детально проговаривается инструкция);
— обучающая (демонстрация педагогом выполнения или решения задачи);
— наглядная (введение наглядности, образец остается перед ребенком);
— совместная деятельность взрослого и ребенка.
Методы и приемы, используемые в ходе реализации Программы, целесообразно комбинировать и адаптировать. Для дошкольников с особыми образовательными потребностями при предъявлении инструкции к игре необходимо сочетать словесные и наглядные методы.
В процессе организованной образовательной деятельности обязательным элементом является включение 1-2 тематических динамических пауз (физкультминуток) с целью снятия эмоционального напряжения, восстановления умственной работоспособности, снятия мышечной утомлённости, расслабления, нормализации работы нервной системы, развития общей моторики, координации речи с движением.
В ходе проведения игровой деятельности воспитанникам даются элементарные знания самомассажа с использованием элементов конструктора «Чудо-соты», «Чудо-крестики», «Фонарики». Дети прокручивают детали в ладонях, стимулируя речевые и мыслительные зоны. Наряду с этим происходит разогрев мышц кистей рук, что положительно влияет на общую моторику и психоэмоциональное состояние воспитанников.
Элементы данных конструкторов также используются с целью формирования навыка определения предметов на ощупь. В ходе дидактической игры «Чудесный мешочек» дети в игровой форме выбирают детали конструктора из мешочка среди их множества (по размеру и форме) по словесному заданию педагога.
С целью снятия тревожности, развития мелкой моторики рук, повышения работоспособности, развития тактильной чувствительности используются адаптированные тексты пальчиковой гимнастики, сопровождающиеся речевыми рифмованными упражнениями.
Таким образом, детальный анализ и результаты работы по реализации Адаптированных дополнительных общеразвивающих программ в дошкольном учреждении позволяют сделать вывод, что в процессе применения вышеуказанных технологий с доказанной эффективностью решается весь спектр образовательных, коррекционных и воспитательных задач.
Публикации по теме:
Фотоотчёт «Неделя открытий и экспериментов в ДОУ» «Неделя открытий и экспериментов» фотоотчёт Ребенок-дошкольник по своей природе является исследователем, поэтому организация детского.
«Плюсы и минусы программы «Первые шаги» и основные её отличия от программы «От рождения до школы»» В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой.
Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки» Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена реализации программы духовно – нравственного развития дошкольников «Социокультурные истоки».
Кинетический песок в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями здоровья Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть-чуть? Как вы любили летом во дворе или с родителями на морском берегу играть с песком и водой.
Источник: www.maam.ru
Аналитическая справка по программе «Мир открытий»
статья на тему
С 2013г. в детском саде «Родничок» вторая младшая группа «Радуга» начала образовательно-воспитательный процесс по программе «Мир открытий» под редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой и других педагогов. Воспитатели второй младшей группы «Радуга» начали разрабатывать перспективные планы, опираясь на программы: Л.Г. Петерсон «Учусь учиться», И.А. Лыковой «Цветные ладошки», по развитию речи – разработки занятий О.С. Ушаковой.
Данная программа предусматривает индивидуальный маршрут развития для каждого ребенка, что обеспечивается на основе принципов «минимакса» и обеспечения комфортности жизнедеятельности.
В каждой образовательной области цели и задачи программы «Мир открытий» конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями детей. Успешной, на наш взгляд, является технология «Ситуация», которая вместо занятий предлагает развивающие ситуации. Детям предлагается материал для анализа, исследования – понимания причин, применения правил проектирования, переработка информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни.
А теперь я расскажу, какие технологии программы использую на своих игровых ситуациях, прежде всего это принцип психологической комфортности, что это значит: создание доверительной, доброжелательной атмосферы, снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса. Я выступаю в роли старшего друга, наставника, партнера, помощника, организатора.
Моя задача – пробуждать и поддерживать живой интерес детей, их любознательность, желание продуктивно действовать, активно познавать окружающий мир, испытывая при этом радость открытий. На своих игровых ситуациях я задаю вопрос: «Вы хотите. », тем самым показываю возможность свободы выбора детей игровой деятельности.
Мы в практике встречаемся с такими детьми, которые отказываются от деятельности, но должны соблюдаться общие правила: при отказе от общей игры можно сидеть на стульчике и наблюдать за другими детьми. Обычно очень скоро ребенок возвращается, т.к. сидеть неинтересно, когда твои друзья играют и участвуют в интересном действии. Например, Сащенко Егор, первый месяц пребывания в д/с, он сидел на детском кресле и нигде не принимал участия, затем стал рисовать, лепить, ходить на муз. и физ. занятия. Включаться в совместные игры, слушать вместе с другими детьми сказки, активно играть на прогулке. Следующий вопрос: «Что для этого надо?», если воспитанники затрудняются , я задаю наводящие вопросы.
У детей есть возможность обсуждать, действовать, отображать, переделывать, добавлять и т.п.
В течение года (сентябрь – май)я столкнулась с трудностями реализации образовательно-воспитательного процесса по программе «Мир открытий». Не всегда программа по разным видам деятельности, таких как: «Математика», «Развитие речи», «ИЗО» совпадают с основной темой месяца. Мне приходилось менять или добавлять игровые ситуации в зависимости от основной темы. Возникали трудности у детей с индивидуальным психо-педагогическим развитием. Не каждый ребенок может выразить вслух свое понимание ситуации, проанализировать ее и найти выход.
Анализируя эффективность и результативность в реализации данной программы, я нахожу много плюсов:
- Приближение образовательно-воспитательной ситуации к реальной действительности жизни, что помогает личностному принятию их ребенком;
- Учит детей общаться в ситуациях, которые будут отражать модель социума.
Ценным, на наш взгляд, является то, что программа находит эмоциональный отклик и у детей, и у их родителей.
Родители с большим интересом включаются образовательно-воспитательный процесс:
- Помогают в обогащении развивающей среды в группе;
- Активны в повседневной жизни;
- Делятся своими проблемами в воспитании детей;
- Охотно выступают на родительских собраниях;
- С удовольствием участвуют в утренниках, развлечениях.
После родительского собрания в начале учебного года я познакомила с новой программой, ее целями и задачами. Родители с пониманием отнеслись и согласились со мной, чтобы дети развивались по программе «Мир открытий». Я считаю, что программа заслуживает дальнейшей реализации в детской организации, так как она позволяет в союзе родителей и педагогов детям успешно приобрести полноценный жизненный опыт, а так же дает ребенку возможность для самореализации в социуме.
Источник: nsportal.ru
Рецензии на книгу « Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». ФГОС ДО » Петерсон, Лыкова, Рыжова
Ещё 2 дня Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». ФГОС ДО 1 рец.
9 фото
УЖЕ ПОКУПАЛИ
- «Английский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС», Вербицкая, Эббс (7)
- «География. 5 класс. Контурные карты. ФГОС» (2)
- «Английский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Английский в фокусе. ФГОС», Быкова, Дули (8)
- «Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. ФГОС», Плешаков, Новицкая (5)
- «Литература. 9 класс. Учебник. В 2-х частях», Коровина, Коровин (1)
Источник: www.labirint.ru