Программа миац что это

Содержание

Роль МИАЦ в системе защиты информации сферы здравоохранения

Важную роль МИАЦ в обеспечении требований по защите информации в здравоохранении сложно оспорить, но в части обеспечения безопасности объектов КИИ сферы здравоохранения ситуация сложнее. Фактически, субъектами КИИ вынуждены заявляться медучреждения даже в отношении сегментов региональных информационных систем в сфере здравоохранения, оператором которых является МИАЦ региона.

Какую же роль отводит федеральный Минздрав МИАЦам при обеспечении безопасности объектов КИИ?

Ответ — методическое сопровождение деятельности по обеспечению безопасности объектов КИИ в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации.

Проект Приказа Минздрава «Об утверждении типового положения о медицинском информационно-аналитическом центре»

Медицинский информационно — аналитический центр (далее – МИАЦ) является самостоятельной медицинской организацией особого типа, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, созданной с целью организационно- методического обеспечения сбора, обработки и анализа данных в здравоохранении, медицинской статистики, цифровой трансформации отрасли здравоохранения, управления данными и защиты информации в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации.

Медицинский информационно-аналитический центр Республики Башкортостан

2. Руководство МИАЦ осуществляет директор – лицо, имеющее высшее образование, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет, а также опыт работы в сфере здравоохранения или информационных технологий, назначаемое и увольняемое руководителем органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

7.4. Информационная безопасность:

представление информации в области защиты информации в системе здравоохранения по запросам органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья;

организация мероприятий по повышению эффективности использования информационной инфраструктуры и средств защиты информации в системе здравоохранения субъектов Российской Федерации;

методическое сопровождение деятельности медицинских организаций субъекта Российской Федерации по защите информации, в том числе персональных данных, обрабатываемых в медицинских информационных системах медицинских организаций, государственных информационных системах в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации;

методическое сопровождение деятельности по обеспечению безопасности объектов критической информационной инфраструктуры в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации.

Но даже с реализацией методической поддержки не понятно, а кто должен будет ее реализовать? Логично предположить, что этим будет заниматься штатный отдел защиты информации МИАЦ.

Смотрим какие задачи на этот отдел заложены в проекте НПА:

Отдел защиты информации:

  • разрабатывает и реализует мероприятия в соответствии с утвержденной концепцией информационной безопасности;
  • проводит аудит соблюдения и оценку эффективности применения утвержденных политик информационной безопасности в медицинских организациях;
  • организует контроль соблюдения сетевой безопасности (защиту от несанкционированного доступа к информации, просмотра или изменения данных), безопасности межсетевого взаимодействия;
  • организация защиты информации в системе здравоохранения субъекта Российской Федерации, техническое обслуживание средств защиты информации, составление рекомендации и предложения по совершенствованию и повышению эффективности защиты информации в области здравоохранения;
  • участвует совместно с функциональным заказчиком новой информационной системы, сервиса или отдельной функциональности и отделом внедрения ‎и сопровождения информационных систем в проведении приемосдаточных испытаний по предоставленной разработчиком проектной документации (техническое задание, программа и методика испытаний и так далее);
  • согласовывает проектную документацию на новые информационные системы, сервисы или отдельные функциональности (техническое задание, программа ‎и методика испытаний и так далее) в части защиты информации;
  • разрабатывает и согласовывает проекты нормативно-правовых актов ‎и организационно-распорядительных документов, необходимых для внедрения и дальнейшего продуктивного использования новой информационной системы, сервиса или отдельной функциональности в части защиты информации;
  • участвует в процессе внесения изменений в программно-аппаратные платформы и информационные системы для обеспечения защиты информации;
  • организует и контролирует доступ к информационным ресурсам, системам ‎и сервисам;
  • организует и контролирует настройки полномочий рабочих мест пользователей в информационных системах в соответствии с требованиями защиты информации;
  • оказывает консультационные услуги медицинским организациям по подготовке документации по обработке и защите персональных данных;
  • осуществляет организационно-методическое руководство, координацию и контроль соблюдения требований нормативно-правовых актов Российской Федерации, и иных документов по вопросам обеспечения безопасности информации ограниченного доступа, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну;
  • обеспечивает техническую и криптографическую защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведений составляющих государственную тайну, обрабатываемой в ходе эксплуатации информационных системах, в том числе государственных, в сфере здравоохранения субъекта в соответствии с законодательством Российской Федерации, эксплуатационной документацией на систему защиты информации и организационно-распорядительными документами по защите информации;
  • обеспечивает функционирование действующей системы защиты информации информационных систем, в том числе и государственных, в сфере здравоохранения субъекта;
  • осуществляет контроль за соблюдением установленных правил безопасной работы, проводит оценку эффективности и достаточности принятых мер и применяемых средств защиты;
  • разрабатывает рекомендации медицинским организациям государственной системы здравоохранения и меры по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и их совершенствованию;
  • организует мероприятия и координирует работу всех подразделений МИАЦ по комплексной защите информации ограниченного доступа, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, на всех этапах технологических циклов ее обработки и передачи в соответствии с единой политикой обеспечения информационной безопасности МИАЦ;
  • проводит анализ существующих методов и средств, применяемые для контроля и защиты информации, и разрабатывает предложения по их совершенствованию и повышению эффективности этой защиты;
  • организует работу по обеспечению соблюдения политики информационной безопасности при эксплуатации региональных медицинских информационных систем.

Ничего похоже на методическую поддержку по безопасности КИИ мы не видим.

МИАЦ

Какие же ресурсы закладываются в МИАЦ для выполнения столь многообразных задач по защите информации?

Источник: dzen.ru

Как автоматизируется государственная медицина в России

Как информационные системы делают медицину в России умнее и быстрее на примере одного продукта компании К-МИС, в которой я работаю.

1276 просмотров

Я работаю разработчиком в компании К-МИС. Мы создаём программы для здравоохранения, внедряем и поддерживаем их в эксплуатации.

В 2011-2012 году в России началась масштабная информатизация медицины: был запущен проект создания «Единой государственной информационной системы здравоохранения» (ЕГИСЗ). Были запланированы нововведения:

  • оснащение рабочих мест компьютерами;
  • создание компьютерных сетей между медицинскими организациями;
  • введение электронного документооборота;
  • запись к врачу через интернет;
  • создание информационных систем для работы врачей, регистраторов;
  • создание аналитических информационных систем;
  • телемедицина и создание систем поддержки принятия решения врачами (когда программа подсказывает врачу диагноз, план лечения или степень риска развития заболевания);
  • доступ пациентов к их медицинским картам.

В последующие годы были приняты нормативные документы, уточняющие концепцию развития здравоохранения. Реализуя концепцию, региональные министерства организуют тендеры, в которых участвует К-МИС и другие коммерческие компании. Регионы объявляют тендеры независимо друг от друга для поддержки конкуренции между производителями ПО.

Некоторые из нововведений информатизации очевидны для пациентов: в кабинетах врачей появились компьютеры, врачи создают электронные протоколы осмотров, а записаться на приём можно через интернет.

Но существуют и незаметные пациенту изменения в здравоохранении, о которых я расскажем в этой статье на примере продукта КМИС Регион, в разработке которого я участвовал.

КМИС Регион
Начальная страница КМИС Регион, тестовые данные

В 2017-2018 годах мы разработали систему КМИС Регион. Основное назначение системы: помощь в управлении региональной системой здравоохранения, поддержка принятия управленческих решений и автоматизация ключевых процессов, таких, как обеспечение пациентов лекарствами. Для этого КМИС Регион собирает сведения о пациентах, медицинских организациях, сотрудниках, медицинские карты пациентов и другие данные.

В систему поступает информация из МИС — медицинских информационных систем, установленных в каждой поликлинике, больнице или другой организации. Данные структурируются, на их основе строятся аналитические отчёты. Медицинские карты пациентов передаются в Единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ), а оттуда — в личный кабинет пациента «Мое здоровье» на портале Госуслуги.

КМИС Регион — веб-приложение, в котором используются открытые технологии: данные хранятся в СУБД Postgres, обрабатываются приложением, написанным на языке Python, а интерфейс отображается в браузере с помощью библиотеки AngularJS. Мы используем открытые технологии потому, что это — одно из требований импортозамещения в разработке ПО для государственных нужд. Но на самом деле, мы просто их любим: они надёжны, хорошо документированы и их цикл жизни мало зависит от вендора. Перейдя на открытые технологии, мы смогли уменьшить требования к серверам. Теперь для работы региональной системы достаточно двух серверов: основного и резервного.

Читайте также:
Tiles hop что это за программа

Другие программы получают данные из КМИС Региона во внутренней сети системы здравоохранения. Например, если у пациента сменился полис и он рассказал об этом в поликлинике, в других организациях станет об этом известно.

Данными пользуются и люди: сотрудники МИАЦ и главные врачи региона. МИАЦ — это медицинские информационно-аналитические центры, созданные в каждом регионе и подчинённые Министерству здравоохранения. Они следят за выполнением планов по информатизации и анализируют заболеваемость, смертность, миграцию пациентов. Мы придумываем, как отобразить информацию понятно пользователю и для этого разработали внутреннюю дизайн-систему: набор UI-компонентов и свод принципов дизайна.

В КМИС Регионе сотрудники МИАЦ видят информацию:

  • о пациентах, прикреплениях к медицинским организациям, отчётам по возрастам, количеству инвалидов и льготников;
  • о медицинских организациях, сотрудниках и свободных местах;
  • о медицинских документах, полученных из организаций и переданных на федеральный уровень, льготных рецептах и прикреплениях;
  • о проведении диспансеризации, профилактических осмотров, отпуску льготных лекарственных средств.

Отчёт в КМИС Регионе, на скриншоте тестовые данные

КМИС Регион получает документы сразу после их создания, и может строить отчёты сразу. Раньше каждый отчёт строился только раз в период, когда данные становились неактуальными.

Главные врачи региона видят:

  • медицинские документы пациента, и принимают решение по конкретному сложному случаю;
  • отчёты о проведении диспансеризации, профилактических осмотрах и заболеваемости, чтобы скорректировать деятельность на уровне региона.

Страница пациента в КМИС Регионе, на скриншоте тестовые данные

Кроме того, система управляет поставками льготных лекарств в пункты отпуска. Все выписанные рецепты попадают в базу данных, а значит, в каждый пункт отпуска отправляются лекарства, необходимые там.

Данные передаются в защищённой сети и доступны сотрудникам в зависимости от их должности. Разработчики К-МИС не имеют доступа к настоящим данным о пациентах.

Как это работает на практике?
Обращения в несколько медицинских организаций

Часто необходимо посетить несколько организаций в процессе лечения: нужный врач принимает или обследования проводятся только в другой организации.

Раньше номер полиса, СНИЛС и другая информация о пациенте хранились в каждой поликлинике отдельно. Когда пациент обращался в другую организацию, он показывал документы снова. Теперь данные содержатся в единой базе, а значит, достаточно только паспорта, чтобы попасть на приём.

Эта часть системы называется Центральным реестром пациентов из которого вырос КМИС Регион. В видео рассказывается о возможностях реестра пациентов.

Сейчас пациент берёт медицинскую карту в каждую организацию, иначе врач не узнает о течении болезни. Когда медицинские карты хранятся вместе, забирать карту в учреждении необязательно, а протоколы осмотров и исследований доступны всем врачам, которых посещает пациент.

Направления на госпитализацию и льготные рецепты

Врач направляет пациента на госпитализацию и не знает, в каких больницах есть свободные места. Пациенту приходится звонить и договариваться о числах. В КМИС Регион известно о занятости мест, поэтому госпитализация планируется на конкретные даты.

Также врач не знает, в каких аптеках доступны льготные лекарства. КМИС Регион хранит льготные рецепты, и в нужную аптеку лекарства приезжают вовремя.

Профилактика

Чем раньше заболевание выявят и вылечат, тем дольше и качественней будет жизнь пациента, а затраты на лечение уменьшатся.

КМИС Регион ведёт учёт по каждому пациенту с серьёзным заболеванием, которое может сделать пациента инвалидом или привести к смерти, и контролирует проведение медицинских мероприятий вовремя.

Также контролируется проведение диспансеризаций и реакции врачей на отклонения в показателях пациентов.

По медицинским показателям можно предугадать, у какого пациента появится серьёзное заболевание и взять его на контроль до болезни. Этим занимается система поддержки принятия врачебных решений Webiomed, разработанная нами. В Вебиомед отправляются медицинские документы пациента, накопленные за его жизнь, а система принимает решение о риске сердечно-сосудистых, лёгочных, онкологических заболеваний.

А что потом?

Первый этап развития здравоохранения включал в себя централизованное накопление данных, и это реализовано в КМИС Регионе. Сегодня мы делаем упор на анализ информации: построение новых отчётов по разным выборкам, представление истории жизни пациентов в удобном виде, предоставление доступа к медицинским данным самому пациенту.

Внедрение систем, подобных КМИС Региону, ведётся неравномерно. Разные поставщики разрабатывают похожие продукты, однако они отличаются возможностями, удобством интерфейса и скоростью работы. Поэтому часть из приведённых выше возможностей используются в конкретном регионе, а часть — только ожидают внедрения.

Кроме региональных систем разрабатываются и используются программы для работы врачей, регистраторов, лабораторий.

Мы регулярно пишем об информатизации здравоохранения в блоге компании: kmis.ru/blog, однако, он ориентирован в большей степени, на работников сферы здравоохранения.

Источник: vc.ru

Цифровой апокалипсис: свердловские больницы лишились сервисов на 1,8 млрд рублей

Свердловские власти столкнулись с идеальным срывом программы цифровизации региональной медицины. Деньги из федерального бюджета исправно потрачены на программы и оборудование, которые работают настолько криво, что усложняют работу врачам и жизнь пациентам, особенно инвалидам, оставшимся без выплат. Сколько еще сотен миллионов рублей и времени нужно на преодоление цифровой отсталости, кто виноват и что делать – в этом пытался разобраться ЕАН.

Идеальный цифровой мир

Итак, региональные Минздрав и Минцифры потратили сотни миллионов рублей из программы «Цифровой контур здравоохранения». Этот документ с казенным названием обещал свердловчанам поистине фантастические возможности: от телемедицины (консультация врача онлайн) до возможности иметь электронную медкарту и все медицинские документы в доступе в любой больнице любого региона. С 2019 по 2024 год на создание медицинской экосистемы федеральные власти выделяли 3,25 млрд рублей. Из этой суммы, разделенной по годам почти равными частями, больше половины уже потрачено через систему госконтрактов на цели, прописанные в паспорте.

— 28 514 автоматизированных рабочих мест (АРМ) – компьютеров, позволяющих оцифровывать обращения граждан в поликлиниках и прочих местах их «соприкосновения» с врачами;

— ведение электронного расписания приема врачей;

— ведение электронных медицинских карт пациентов в соответствии с клиническими рекомендациями – хрустальная мечта человека, чьи бумажные истории болезни теряются или оказываются недоступными в больницах не по прописке;

— создание защищенного архива юридически значимых медицинских документов, в том числе снимков и визуализированных анализов;

— формирование автоматической выгрузки счетов за оплату лечения в ТФОМСы;

— возможность передачи информации о пациенте как на верхний уровень – в региональный и федеральный Минздравы, так и во включенные в единый цифровой контур подсистемы.

В последнем пункте речь идет о подсистемах, собирающих сведения про пациента (анамнез, аллергии и прочее) для врачей скорой помощи, для аптечной сети (там будут видеть все выписанные льготные рецепты) и лабораторий, чтобы результаты анализов навсегда оставались в архивах.

Кроме того, в общий цифровой контур регионального здравоохранения должны входить системы наблюдения за онкопациентами с момента первого их обращения к врачу, мониторинга беременных и пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также телемедицинские консультации и диспансеризация.

           Все вышеописанное по замыслу должно работать, как, например, в Москве. Там каждый желающий имеет возможность и записаться к врачу через приложение в своем смартфоне, и быть уверенным, что доктор увидит всю историю болезни.           

В случае перегрузки той или иной поликлиники цифровая экосистема позволит найти подходящего специалиста в другом подходящем месте.

Суровая аналоговая реальность

Свердловской области до идеальных конструкций пока далеко. Несмотря на то, что проект цифровизации медицины проводится и финансируется более трех лет, регион находится в седьмом десятке рейтинга цифровой зрелости субъектов РФ. Этот термин родился в среде создателей сервиса Госуслуги, функционал которого является идеалом легкости и скорости получения документов, справок и прочих продуктов госбюрократии.

       Карлов и пустота: новый-старый глава свердловского Минздрава остался один на один с беглыми врачами         На Среднем Урале, по мнению опрошенных главврачей и чиновников, именно медицина стала наиболее слабым звеном федеральной цифровизации. Впервые – и массово – проблемы отрасли ударили по инвалидам. Так, к ноябрю 2022 года смежные с региональным Минздравом структуры отказались принимать от медиков документы подтверждения инвалидности в бумажном виде, поскольку по графику проекта отныне допускается только электронный документооборот.

Читайте также:
Для чего служит антиспамовая программа

               Сразу несколько собеседников в медучреждениях области и в Екатеринбурге рассказали о том, что больницы не могли отправить документы, а учреждения медико-социальной экспертизы – принять их. В результате у людей с инвалидностью зависли пенсии и пособия, которые без подтверждения не выплачиваются.               

«В поликлиниках и больницах скандалы – люди обвиняют в этом нас. Но мы ли отвечаем за несостыковку и рассогласованность работы медицинских информационных систем (так называемых МИС прим ЕАН)?» — жалуется высокопоставленный собеседник агентства, пожелавший остаться неназванным. Он называет этот сбой глобальным.

На фоне проблем, возникших у свердловских инвалидов, невозможность записаться к участковому врачу или узкому специалисту через Госуслуги или другие государственные сайты едва ли можно назвать проблемой. Хотя в технологическом смысле она весьма показательна и демонстрирует упомянутую цифровую незрелость: продвинутый во многих процессах Екатеринбург не может организовать полноценную дистанционную запись к врачу.

В то же время жители городов Свердловской области такую возможность имеют. Об этом рассказала ЕАН депутат свердловского Заксобрания Екатерина Есина. О том, что в третьем квартале 2022 года услугой записи могли воспользоваться лишь 26 % свердловчан, а в октябре – уже 52 %, с оптимизмом докладывал и глава свердловского Минцифры Михаил Пономарьков. Кстати, с начала года именно он, а не Минздрав отвечает за создание цифрового контура здравоохранения.

Война всех против всех

Парадоксально, но причиной цифрового апокалипсиса стала попытка встроить свердловские больницы в единый цифровой контур российского здравоохранения. Так считают все опрошенные собеседники. В свердловской медицине действуют три медицинские информационные системы, или МИСы – МИР («Медицинская интегрированная регистратура»), «Промед» и ЕРМИС (Единая региональная медицинская информационная система).

Первая традиционно использовалась в большинстве больниц Екатеринбурга и до сих пор считается прогрессивной. Вторая, программный продукт Ростелекома, чаще всего встречалась в больницах за пределами областного центра, а ЕРМИС стала частью федеральной системы, новой цифровой платформой для свердловских медиков. Именно в нее по программе цифровизации встраивают разнообразные МИСы, функционалом которых в 2018 году хвастались перед тогдашним главой федерального Минздрава Вероникой Скворцовой. В новой реальности достижения тех лет оказались проблемой коммуникации – их очень сложно приспособить к работе в федеральном цифровом контуре.

                  Вероника Скворцова оценит, как борются с раком в Екатеринбурге                    Но проблема еще сложнее. Ведь кроме упомянутых МИРа и «Промеда» существует много различных подсистем, например, «ОНКОР» (онкологический мониторинг), есть акушерский мониторинг и ряд других полезных программ, позволяющих отслеживать пациентов от первого обращения до родов, выздоровления и так далее. И они тоже осложняют коммуникацию с новой цифровой платформой.

«Видите ли, ни одна из подсистем полностью не стыкуется ни друг с другом, ни МИРом, ни с «Промедом», ни с ЕРМИС. И получается, что акушеры заводят данные в «Промед», а потом – то же самое – в свою акушерскую систему. В нашей больнице с «Промедом» взаимодействовала своя информационно-лабораторная подсистема, которая позволяла загружать результаты анализов конкретного пациента в общую – а главное, прозрачную для всех – базу данных. Но год-полтора назад Минздрав организовал конкурс и закупил систему «Ариадна».

              После ее установки получилось, что оказалась разрушена старая – новая не «дружит» ни с аппаратурой, ни с «Промедом». Теперь, например, анализы нужно заносить вручную в «Ариадну», и в «Промед», и еще в одну, если нужно», — рассказывает руководитель одной из областных больниц.              

По его словам, с цифровизацией работы врачам на самом деле только добавилось. Ему, как и многим главврачам, на рутинную работу приходилось нанимать операторов, которые занимаются переносом одной и той же информации в разные информационные системы.

В Екатеринбурге ситуация не лучше. В «городской» системе МИР у офтальмологов, травматологов, патологоанатомов, дерматологов, акушеров были свои, более-менее «дружащие» с основной, подсистемы. Однако при попытке вписать их в новый цифровой контур, в ЕРМИС, случаются масштабные сбои.

Например, при очередной попытке связать с ней систему МИР одной из больниц Екатеринбурга работа клиники встала на несколько часов. Информационную систему пришлось перезапускать вручную в десятках кабинетов. Апокалипсис разной степени тяжести периодически возникает везде, когда необходимо использовать электронную запись. Нередко, чтобы избежать штрафов, медики сначала записывают данные пациента на бумагу, а позже – когда снижается нагрузка на сеть – заносят в информацию в систему.

Цифровые миллиарды

Описанные сбои в свердловских больницах начали возникать еще в начале года. Как это ни парадоксально, но проблемы начались после того, как региональные власти начали тратить деньги по программе цифровизации. В 2019 году Москва выделила на эти цели 357 млн рублей, в 2020 – 1,13 млрд, в 2021 и 2022 – 339 и 469 млн рублей соответственно, в 2023 и в 2024 гг. программа предусматривает по 478 млн рублей.

Деньги с уверенным размахом стал осваивать «Медицинский информационно-аналитический центр», который был исполнителем проекта и до конца 2021 года подчинялся свердловскому Минздраву. С 2022 года МИАЦ стал называться «Центром цифровой трансформации здравоохранения» и перешел в подведомственность свердловского Минцифры.

Самая затратная статья расходов – закупка компьютеров, так называемых автоматических рабочих мест (их по паспорту проекта должно быть 28 514 единиц). Судя по сайту Госзакупок и бизнес-справочнику «ЛИК:Эксперт», на протяжении 2020 года МИАЦ организовывал серию закупок вычислительной техники на сумму от 28 млн до 179 млн рублей. Какие-то из торгов отменялись антимонопольной службой России, какие-то – местным начальством, но с уверенностью можно сказать, что на приобретение компьютеров к 2022 году ушло не менее 250-270 млн рублей. Как показывает система мониторинга контрактов, один из самых крупных лотов – на 175 млн рублей – получило свердловское ООО «ИК Хост». Эти коммерсанты конкурировали с москвичами, работающими в той же сфере, ООО «Софтлайн проекты» (известный поставщик госкомпаний).

     Свердловские больницы подключили к системе «Единая цифровая платформа»       Еще один крупный блок закупок – программное обеспечение, точнее – доработка и обслуживание работающих систем (МИР, «Промед») и их подсистем, чтобы они начали взаимодействовать с новой цифрой платформой – ЕРМИС. На эти цели в 2020 году в целом потрачено не менее 45 млн рублей, включая, например, подсистему АДИС, предназначенную для информирования врачей скорой помощи об анамнезе неотложного пациента. Как отмечают собеседники ЕАН, закупки услуг по модернизации систем и подсистем, упорно не желавших корректно работать вместе, продолжаются и по сей день. В 2021 году на подобные цели более потрачено через Госзакупки 170 млн рублей (такой подсчет дает сделать государственный сервис).

Всего же за с 2019 по 2022 год только на цели цифровизации медицинских учреждений и включение их в федеральный цифровой контур было заключено более 200 контрактов на сумму более 2 млрд рублей.

Золотая шина

Собеседники ЕАН отдают должное: большинство людей, выстраивающих цифровой контур, понимали его необходимость. Во второй половине 2020 года и до конца 2021 были попытки создать так называемую шину, позволявшую «сшить» все системы и подсистемы с федеральным контуром. Шина позволяла спасти действующие в регионе МИСы МИР и «Промед», к которым уже привыкли врачи, а также обеспечить их коммуникацию с любыми подключаемыми расширениями.

Замысел был хороший, однако технологические решения принимались неадекватные, говорят наблюдатели.

Читайте также:
Альтернативные программы что это

             «В результате в 2021 году МИАЦ купил интеграционное решение (программно-аппаратный комплекс – шину, прим ЕАН), но в процессе внедрения поняли, что оно не работает: коммуникации между имеющимися программами по-прежнему нет, мощностей серверов не хватает. Создали ужас: врачи начали заносить сведения, часто дублированные, в разные системы.             

Вместо купленной шины стали использовать наиболее подходящую для обобщения данных систему — онкологический «ОНКОР». Данные в Москву по этому каналу передавали от безвыходности», — рассказывает Екатерина Есина.

О сомнительной трате бюджетных денег на бесполезную шину ЕАН рассказал и еще один осведомленный собеседник. Исходя из имеющихся данных, речь идет госзакупке № 32110732553 от 15.10.2021 (223-ФЗ). На сайте www.zakupki.gov.ru она названа так: «Создание отраслевого компонента «Подсистема управления информатизацией здравоохранения Свердловской области» в рамках реализации проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». Стоимость приобретения составила 78,92 млн рублей, заплаченных ООО «Асофт21» из Чебоксар, причем ранее эта компания в многочисленных торгах замечена не была.

Инсайдеры агентства говорят, что к самому продукту вопросов нет. «Есть вопросы к тому, кто подбирал продукт для работы на свердловской инфраструктуре», — резюмирует собеседник.

Ранее ЕАН писал, что эта закупка была сделана, когда МИАЦ возглавлял Сергей Шалимов, пропавший весной 2022 года.

По данным Екатерины Есиной, проверка работы автоматизированных рабочих мест в ряде больниц показала, что производительность купленных в 2020-2021 годах компьютеров далека от идеальной. Нередко они просто не используются, поскольку, судя по всему, могли быть куплены лишь для освоения денег по проекту. Но формально контракты выполнены, претензий нет.

Ненужная прозрачность

Сделать объективные выводы о состоянии цифровизации свердловской медицины довольно непросто. С одной стороны — Минцифры, не всегда готовое к откровенности, с другой – собеседники, анонимно критикующие нововведения в конкретных случаях. Все это не дает общей картины, тем более что на запрос ЕАН о состоянии дел по проекту в Минцифре не ответили. Именно поэтому приходится пользоваться данными системы госзакупок, инсайдерской информацией и оценками.

Одну из них дал министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, посещавший Екатеринбург в конце ноября. Именно тогда он задал встречающей стороне вопрос: где 1,8 млрд рублей, которые были выделены на проект? Именно в эту сумму условно оцениваются потерянные свердловчанами медицинские сервисы.

Пока же глава свердловского Минцифры Михаил Пономарьков публично заявляет о хорошей динамике цифровизации. Как следует из его доклада на октябрьском форуме «Инфотех» в Тюмени, успехом проекта можно считать шестикратное увеличение объема электронных документов за период с IV квартала 2021 по октябрь 2022 года, а также внедрение системы для врачей неотложки, упомянутой выше АДИС.

            «На самом деле это – тупик: и средства потрачены, и ничего толком не работает», — резюмируя, отвечает на вопрос один из главврачей больницы областного города.            

По его словам, выход из него один – провести честный аудит того, что закуплено, определить сроки и количество денег. Ответов пока нет.

Источник: eanews.ru

Какие выплаты положены врачам

С 2023 года более миллиона медработников смогут получать еще одну надбавку к зарплате

Поделиться
Читать нас в

Какие выплаты положены врачам

Более 7,4 миллиарда рублей дополнительно выделят на зарплату врачей и среднего медицинского персонала в 2023 году. Распоряжение об этом подписал председатель Правительства Михаил Мишустин, сообщили 9 декабря на сайте кабмина. Деньги распределят между бюджетами территориальных фондов обязательного медицинского страхования. С чем связано такое решение и на какие еще доплаты и льготы могут рассчитывать медики, выясняла «Парламентская газета».

Ежемесячное подспорье

Распоряжение, подписанное Мишустиным, утверждает прилагаемое к документу распределение в 2023 году «иных межбюджетных трансфертов», которые предоставят из бюджета ФОМС территориальным фондам обязательного медицинского страхования «в целях софинансирования расходов медорганизаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала».

Как объяснили на сайте кабмина, выделить дополнительные деньги решили исходя из прогноза годового прироста численности медработников, по которому в 2023 году в медучреждения придут трудиться более 18 тысяч врачей и свыше 20 тысяч специалистов среднего медицинского персонала. На зарплату им в следующем году выделят более 7,4 миллиарда рублей.

По поручению президента Владимира Путина с 2021 года регионы занимаются модернизацией первичного звена здравоохранения. Программа предполагает обновление инфраструктуры медучреждений и привлечение кадров, в которых многие регионы испытывают серьезный недостаток. По предложению Правительства глава государства установил с 2023 года доплаты медикам.

Так, начиная со следующего года они ежемесячно будут получать надбавку к заработной плате. Суммы зависят от рода деятельности, пояснила 7 декабря вице-премьер Татьяна Голикова, сообщил ТАСС. По ее словам, врачи первичного звена будут дополнительно получать 14,5 тысячи рублей в месяц, врачи скорой помощи — 11,5 тысячи. Самая большая надбавка ожидает врачей центральных районных и районных больниц — плюс 18,5 тысячи рублей к зарплате ежемесячно.

Средний медицинский персонал центральных районных и районных больниц будет получать дополнительно 8 тысяч рублей, зарплата среднего медперсонала первичного звена вырастет на 6,5 тысячи. Фельдшерам и медсестрам скорой помощи будут доплачивать 7 тысяч рублей, а младшему медперсоналу — 4 тысячи. Также ежемесячную доплату в 4,5 тысячи рублей получат фельдшеры скорой помощи, принимающие вызовы.

Надбавки к зарплате коснутся 379 тысяч врачей, 725 тысяч человек среднего медицинского персонала и около 65 тысяч младшего медицинского персонала. Всего их получат около 1,1 миллиона медиков. При установлении доплат будут учитывать региональный коэффициент дифференциации. На эти цели в бюджете ФОМС предусмотрели более 152 миллиардов рублей.

Надбавки будут получать лишь отдельные категории медработников, пояснил заслуженный врач России, сенатор Владимир Круглый. В основном они коснутся первичного звена здравоохранения, где наиболее острый дефицит кадров, а также скорой помощи и районных больниц, сказал он «Парламентской газете».

«Надбавки определенным медработникам — это срочная мера, которую нельзя откладывать, — отметил сенатор. — Об этом говорил и президент. Однако по-прежнему актуальной остается разработка отраслевой системы оплаты труда медикам, которую отложили до 2025 года».

Разница в зарплате врачей в богатых и дотационных регионах сегодня очень существенная, подчеркнул Круглый. По его мнению, надбавки помогут привлечь в систему здравоохранения новых специалистов и удержать старых. Однако проблема дефицита кадров требует «более системного решения».

Подъемные за переезд

Чтобы улучшить ситуацию с нехваткой врачей в отдаленных регионах и создать медикам комфортные условия, в России с 2012 года действует программа «Земский доктор». По ней медработники, переехавшие на село, в рабочие поселки и поселки городского типа, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, районов Крайнего Севера и Арктической зоны, могут получить весомые подъемные, которые полностью освобождены от подоходного налога. С 2018 года в программу включили фельдшеров, а с 2021 года — акушерок и медсестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. А в мае 2022 года программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» расширили. В них получили возможность участвовать и молодые специалисты, окончившие вуз или колледж и вернувшиеся работать в родные села и поселки с населением не более 50 тысяч человек.

Размер подъемных составляет от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Так, врачи по этим программам получают миллион, фельдшеры, акушерки и медсестры — по полмиллиона. Если специалисты приехали работать на удаленных и труднодоступных территориях, то компенсации увеличивают до 1,5 миллиона и 750 тысяч соответственно. Для Дальнего Востока, Крайнего Севера и регионов Арктической зоны выплаты составляют 2 миллиона рублей для врачей и миллион для фельдшеров. Чтобы получить деньги, медикам необходимо заключить договор с учреждением с обязательством отработать там не менее пяти лет.

Кроме того, медикам, живущим на селе и в поселках городского типа и работающим по трудовому договору, ежемесячно выделяют 1200 рублей на оплату жилья и коммунальных услуг. Отдельная выплата положена и врачам, проводящим диспансеризацию и профосмотры, за выявление онкологических заболеваний. Так, например, терапевту, направившему пациента на консультацию к врачу-онкологу, платят 500 рублей.

Источник: www.pnp.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru