Методология — это учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Эта категория рассматривается в двух аспектах: теоретическом (формируется разделом философского знания) и практическом.
Особенности методологии исследований
Успех психологического исследования существенно зависит от развития методологического аппарата. По этой причине проблема разработки методов психологии находится в центре внимания научных исследователей. Формирование соответствующих методов исследования основано на методологических принципах, исходя из теоретического положения науки.
Любой метод психологического исследования, как правило, несет на себе печать той или иной теории. Теория способна определять выбор объекта исследования, а также способы расшифровки получаемых результатов. Эффективность исследований можно определить через точную взаимосвязь методологии, методов исследования и методик.
Если взять за основу общие методологические принципы, то можно выстроить практически любое психологическое исследование. Исходя из них, ставятся конкретные задачи тех или иных особенностей психики, формируется стратегия и общий путь психологического исследования.
Основные методы психологических исследований
Любой вариант классификации психологических методов предполагает разграничение структуры исследования метода и способов фиксации эмпирических данных в качестве психологических методик. Метод, способный задавать способ познавательного отношения исследователей в отношении изучаемого предмета, можно реализовать при различных операционных средствах психологических показателей.
Методы психологических исследований
Метод представляет собой способ рассуждения, который состоит из определенных нормативов. В соответствии с ними происходит соотнесение эмпирических фактов и теоретических объяснений.
Метод относительно свободен от процедурных аспектов отбора эмпирических фактов, поскольку не ограничивается определенной предметной областью психологической науки. Он дает возможность определить способы исследовательского отношения к исследуемой реальности. В этом случае методику необходимо рассматривать в качестве процедуры или «техники» сбора данных, которые включаются в различные структуры исследований.
«Методология и методы психологического исследования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Психологи разграничивают структуру общей методики и описание специальной методики. Специальные методики предназначены для включения в разные исследовательские схемы. Например, такой показатель, как кожно-гальваническая реакция (КГР), использовали в науке в условиях, которые существенно отличались друг от друга (идентификация разных видов напряженности, включая операциональную и эмоциональную).
Для отбора переменных при реализации экспериментального метода психологи пользуются разными методиками, включая психологические. Так, наблюдение и измерение переменных могут выступать в качестве условий реализации экспериментального метода. Это предусмотрено для случаев, когда имеется в виду методика как способ получения психологических показателей.
Методы исследования в психологии
Аналогичен статус методик для выделения переменных, когда они используются как психодиагностические средства при реализации экспериментального метода. Тем не менее, психодиагностика в качестве метода построения психологического исследования с другими целями, чем проверка причинных гипотез, имеет в основе другие нормативы, чем эксперимент.
Методология психологии
Методология психологического исследования представляет собой систему знаний, которая описывает и обосновывает используемые в психологии методы научного исследования. Эта категория позволяет получить точные и достоверные знания о психических явлениях.
Методологии психологии присущ свой понятийно-терминологический аппарат. С его помощью происходит выстраивание психологических теорий, которые описывают и объясняют явления психики.
Общей целью всех методов исследования является точная регистрация психологических фактов, которые необходимы для дальнейшего теоретического анализа. Любые психологические феномены имеют несколько уровней детерминации:
- Феноменологический уровень (все, что отображается в сознании, включая мотивы, образы, эмоции и цель);
- Физический уровень (все, что связано с физиологией организма субъекта);
- Биологический уровень (все, что в ходе эволюции трансформировалось в соответствующие реакции);
- Социальный уровень (все, что относится к воздействию социального окружения на субъект).
Результаты психологических исследований предопределяют объяснения по каждому из представленных уровней, не сводимых друг к другу.
Методы психологии включают базовые приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей. Они имеют цель раскрыть закономерности психики и поведения человека, при этом каждый метод производит это в зависимости от присущих ему особенностей.
В психологии применяются четыре группы методов исследования:
- Организационные,
- Эмпирические,
- Методы обработки данных,
- Интерпретационные методы.
Организационные методы включают сравнительный, лонгитюдный и комплексный анализ. Эти процессы используются в течение всего исследования, представляя собой организационно-исследовательские подходы. Для сравнительного метода характерно сопоставление исследуемых объектов по показателям (критериям, признакам). Лонгитюдный метод предполагает многократные исследования одних и тех же субъектов в течение долгого времени. Комплексный метод состоит в рассмотрении объекта с точки зрения различных наук или позиций.
Эмпирические методы представлены наблюдением и экспериментом. Также они включают психодиагностические методы (например, беседу, анкетирование, тесты и др.), метод экспертных оценок, анализ процесса и продуктов деятельности, биографический метод.
К методам обработки данных необходимо отнести количественный (статистический) и качественный метод (дифференциация материала по группам).
Интерпретационные методы включают генетический и структурный метод. Первый из них предполагает анализ материала в качестве развития (происходит выделение отдельных фаз, стадий, критических моментов). Структурный подход выявляет связи между всеми характеристиками личности.
Источник: spravochnick.ru
Учебная программа по дисциплине
Курс «Методология, теория и методы психологических исследований» предназначен для слушателей системы дополнительного образования специальности 1-23 01 76 Психология предпринимательской деятельности в объеме 24 часа.
Цель курса: теоретическая и практическая подготовка слушателей к осуществлению диагностической и исследовательской работы психолога-практика. Усвоение научных технологий организации, планирования и проведения психологического исследования, выбора методов сбора, обработки и предъявления данных.
Задачи курса: дать слушателям знания об основных методологических принципах и методах психологического исследования, способствовать интеграции теоретических и практических знаний о содержании, формах и методах психологического исследования; способствовать овладению студентами технологиями научного психологического исследования, развитие исследовательского мышления; формирование готовности к применению полученных знаний, навыков и умений в исследовательской деятельности психолога-практика.
Слушатели должны знать:
- особенности основных теоретических направлений психологии и соответствующих методологических оснований;
- Современные модели, методы и инструментарий психологического исследования;
- Структуру и логику психологического исследования;
- Этические нормы проведения психологических исследований.
- Анализировать методологические основания различных психологических теорий;
- Осуществлять выбор темы, разработку программы исследования; определять проблему и актуальность исследования, формулировать научную гипотезу;
- Осуществлять отбор и теоретическое обоснование методов исследования в соответствии с целями и гипотезой исследования;
- Грамотно организовывать сбор эмпирических данных;
- Обеспечивать достоверность результатов научно-психологических исследований.
Раздел 1. Методология научных исследований в психологии
Тема 1.1. Методология и методы психологических исследований
Методология как учение о научном методе. Уровни методологического анализа: философский, общенаучный, конкретно-научный. Методика как конкретное воплощение метода. Методологические принципы психологии Научные принципы. Принцип детерминизма. Принцип методического атеизма.
Принцип объективности. Принцип субъектности. Принцип системности. Принцип единства сознания и деятельности. Принцип системного подхода в психологии. Принцип личностного подхода. Принцип развития.
Проблема научного и житейского знания в психологии. Характеристики науки как системы знаний: объективность, внутренние и внешние критерии истинности. Современные теории психологии и их методологические основания. Бихевиоризм. Когнитивная психология. Психоанализ.
Гуманистическая психология. Отечественные теории психологии. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Деятельностный подход: теория А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Теория Б.Г.
Ананьева и системный подход в психологии (Б.Ф. Ломов). Субъектно — деятельностный подход А.В. Брушлинского. Этические стандарты психологических исследований.
Источник: studfile.net
Методология и методы психологии
Методология и методы психологии. Требования к методам психологических исследований: валидность, надежность, репрезентативность.
Современная психология, как и любая другая наука, имеет собственную методологию – учение о принципах построения, формах и способах научного познания, а также сама система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология учит, как необходимо действовать учёному или практику, чтобы получить достоверные результаты.
Выделяют три уровня методологии:
· Закон (общая методология). На данном уровне действуют законы, которые формулирует философия.
· Принцип (частная методология). На этом уровне действуют принципы, используемые в данной области научного знания.
Для психологии основными принципами выступают:
— принцип детерминизма. Всякое явление имеет причину, всякое психологическое исследование является поиском причины;
— принцип единства сознания, деятельности и общения. Не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Сознание и все психические свойства человека проявляются и формируются в деятельности и общении с другими людьми;
— генетический принцип (принцип развития). Все психические явления рассматриваются как постоянно развивающиеся и изменяющиеся. Охарактеризовать психическое явление можно лишь тогда, если выясним его характерные особенности в данный момент, историю его возникновения и перспективы развития;
— принцип личностного подхода;
— принцип системного подхода. Системный подход предполагает, что предмет, объект и средства изучения являются сложной системой.
· Метод (частная методология). На этом уровне осуществляется сбор и использование психологической информации.
Методы психологии – это способы изучения психических явлений и психической деятельности. Методика – приём целесообразного проведения какой-либо работы. Психология использует целую систему методов и методик.
К методам психологической науки предъявляются следующие основные требования:
Валидность – качество метода, показывающее, в какой степени он измеряет то, для измерения чего он предназначен.
Надёжность – качество метода исследований, позволяющее получить одни и те же результаты при повторном или многократном его использовании.
Репрезентативность характеризует способность выборки испытуемых быть представительной, т.е. достаточно точно отражать характеристики того контингента испытуемых, который обследуется.
Классификация методов: эмпирические, организационные, обработки данных, коррекции.
В психологии весь набор методов можно разделить на четыре большие группы:
· методы обработки данных;
· методы психологического воздействия.
К эмпирическим методам (методам сбора информации) относят наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), психодиагностические методы (тесты), анализ продуктов деятельности, моделирование.
Самонаблюдение (интроспекция) долгое время было в психологии единственным методом. Считалось, что сознание познаётся иначе, чем внешний мир, познаваемый при помощи органов чувств, и лишь сам человек может судить о том, что происходит в его внутреннем мире (Дж. Локк, Р. Декарт, В. Вундт). Однако данный метод имеет ряд недостатков.
Так, далеко не все психические процессы мы можем наблюдать (например, есть неосознаваемые психические процессы). Используя самонаблюдение, трудно быть объективным; кроме того, владея терминологией науки, испытуемый не может адекватно описать своё состояние. В настоящее время субъективный метод (интроспекция) используется в медицине, в космонавтике.
Наблюдение – это последовательное и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их изменений при определённых обстоятельствах. Необходимыми условиями для проведения наблюдения являются: чёткий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, выдвижение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях.
Процедура наблюдения включает следующие этапы:
- определение цели и задач (для чего? с какой целью?),
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?),
- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?),
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?),
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Можно выделить следующие виды наблюдения: внешнее (наблюдение со стороны), внутренне (самонаблюдение), свободное (не имеет заранее установленных рамок, процедуры, программы), стандартизированное (есть чётко продуманная программа, ограничено то, что наблюдается), включённое (исследователь входит в состав группы испытуемых), стороннее (наблюдатель не заметен для испытуемых, возможно использование зеркала Гезелла).
К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:
— на результаты наблюдения могут значительно влиять интересы, потребности, психические состояния и личностные особенности наблюдателя;
— чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение гипотезы, тем более искажается восприятие событий;
— наблюдение требует значительных затрат времени.
— длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, следовательно, возможна неточность записей.
Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей. Продуманно создаётся искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.
Виды эксперимента:
а) естественный (в обычных условиях создаётся искусственная ситуация);
б) лабораторный (проводится в лабораторных условиях);
в) констатирующий (изучение определённых психологических явлений);
г) формирующий (включает формирование новых качеств у испытуемых).
Преимущества эксперимента: лучше, чем другие методы, позволяет изучить причинно-следственные связи, понять происхождение и развитие явлений; условия можно повторять. Недостатки: данные естественного эксперимента не всегда точны, результаты лабораторного эксперимента выигрывают в точности, зато уступают в степени соответствия жизни.
Психодиагностические методы (тесты) позволяют фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми (или группами людей, объединённых по каким-либо признакам).
Тест – «проба», «испытание» (англ.). Это краткое стандартизированное испытание, которое поддаётся математической обработке данных.
Виды тестов:
а) тест-опросник (это система заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения соответствия валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых);
б) тесты-задания (представляют собой систему специальных заданий, на основе успешности выполнения которых судят о психологических характеристиках человека);
в) проективные тесты (в их основе лежит механизм проекции, т.е. человек склонен приписывать неосознаваемые им собственные положительные или отрицательные качества не себе, а другим людям, «проецировать» их на других).
Достоинства тестов: применимы к людям различного жизненного опыта, профессий и возраста. Особое значение тесты имеют в практике профессионального отбора на вакантные рабочие места, а также при аттестации персонала. Недостатки: тесты не учитывают зависимость результатов от уровня развития. Испытуемый может сознательно повлиять на полученные результаты, зная, как устроен тест.
Существует два варианта устного опроса: интервью и беседа. Интервью представляет собой опрос «лицом к лицу», т.е. здесь ставится задача в непосредственном контакте с человеком получить от него ответы на определённые, обычно заранее продуманные вопросы.
Недостатки опроса в целом: данные основаны на самонаблюдении, ответы испытуемых невозможно соотнести с их реальной деятельностью и поведением.
Изучение продуктов деятельности (игровой, трудовой, учебной) представляет собой исследование рисунков, поделок, сочинений и т.д. Разновидность – биографический метод. Ценность изучения продуктов деятельности в том, что исследователь располагает материально зафиксированными продуктами деятельности, он может к ним возвращаться, сравнивать их. Однако при использовании данного метода далеко не всегда можно раскрыть многообразие психической деятельности.
Метод моделирования применяется, когда использование других методов затруднено. Его особенностью является то, что, с одной стороны он опирается на определённую информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при его использовании не требуется участия испытуемых или учёта реальной ситуации. Модели могут быть техническими, кибернетическими, математическими, логическими и т.д.
Организационные методы:
· сравнительный метод (сопоставление групп испытуемых по каким-либо признакам; наибольшее распространение получил в зоопсихологии и детской психологии);
· метод поперечных срезов (изучение развития каких-либо психических функций путём сравнительного исследования групп испытуемых, отличающихся только по показателю возраста; при этом различия между сравниваемыми выборками по возрасту должны быть тем меньше, чем более ранние периоды развития исследуются)
· лонгитюдный метод (многократное обследование лиц на протяжении длительного времени);
· комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
Методы обработки данных включают в себя количественный (статистический) анализ и качественный метод (дифференциация материала по группам). Цель применения методов математической статистики: повысить обоснованность выводов психологического исследования за сёт использования вероятностных моделей и логики (т.е подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования).
Методы психологического воздействия – набор приёмов, методов и программ, воздействующих на поведение людей. Данные методы используются после изучения личности или группы с помощью методов сбора информации. Можно выделить три основных метода данной группы: метод предъявления моделей, дискуссия, тренинг.
Метод предъявления моделей основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания. Эмоциональное заражение – процесс, основанный на бессознательной передаче от субъекта к субъекту психических состояний разного рода. На основе эмоционального заражения зачастую возникает подражание – копирование поведенческих актов и поступков другого человека. Копирование основано на механизме идентификации: человек хочет быть похожим на того, кто для него авторитетен.
Возможны два варианта использования метода предъявления моделей: предъявление в качестве образцов поведения других людей и использование различных персонажей кинофильмов, произведений художественной литературы и т.д.
Дискуссия – обсуждение какого-либо вопроса с целью найти оптимальное решение. Правила проведения эффективных дискуссий: говорить по очереди, не перебивая друг друга, уточнять смысл сказанного собеседником, предоставлять возможность высказываться каждому участнику дискуссии, периодически резюмировать сказанное в группе. Преобладающим механизмом воздействия в дискуссии выступает убеждение – процесс воздействия на суждения человека силой логических доказательств.
Тренинг – метод воздействия, направленный на создание новых психических образований либо на развитие существующих. Существует три вида тренинга: функциональный (направлен на развитие основных психических функций и процессов – памяти, мышления и воли); аутотренинг (формирование и развитие навыков психической саморегуляции, релаксации); социально-психологический тренинг (тренинг общения, тренинг уверенности в себе, тренинг лидерских качеств и т.д.)
Психологическое исследование: виды, основные этапы.
В качестве основных можно выделить три вида психологического исследования:
Термин «эмпирия», который происходит от греческого «empeiria» (опыт), исходно имел два значения:
1) человеческий опыт восприятия внешнего мира посредством органов чувств;
2) наблюдение, осуществляемое в обычных (естественных) условиях, в отличие от эксперимента.
В настоящее время во многих науках под эмпирической частью понимают любую совокупность научных фактов или данных, а не только данные, доставляемые чувственным опытом. Эмпирическим называют такое исследование, целью которого является получение данных различными способами – методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного или естественного эксперимента.
Под экспериментом («experimentum») – проба, опыт (лат.) понимают научно поставленный опыт, изучение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
Разделять исследования на теоретические и эмпирические можно лишь условно. В любом исследовании до сбора данных, до проведения эмпирического исследования автор должен определить исследовательскую парадигму и теоретический базис работы. Этот этап является теоретическим. С другой стороны, любая теоретическая работа опирается на определенный массив факторов, а своими принципами, подходом, выводами определяет направление поиска факторов и методов их получения.
Перечислим основные этапы психологического исследования:
1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
Научная проблема в отличие от житейской формулируется в терминах определённой отрасли. Она должна быть операционализированной, т.е. указывать область средств и методов своего решения. Так, почему солнце светит? – это вопрос, но не проблема. Являются ли различия в уровне агрессивности у детей генетически детерминированными или зависят от условий воспитания?
– это проблема, т.к. она сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определёнными методами.
Объект исследования – то, на что направлен процесс познания (индивид, группа людей или психическое явление). Предмет исследования представляет собой свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определённых условиях. Предмет – более узкое понятие, чем объект. Он устанавливает познавательные границы, в рамках которых изучается конкретный объект в данном исследовании. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
2. Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.
Гипотеза – научное предположение о структуре изучаемого явления, характере и сущности связей между его элементами, о факторах, обусловливающих эти связи.
3. Планирование исследования. Определение цели и задач. Выбор методов и методики.
Цель исследования – желаемый конечный результат (главный!). Конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задачи имеют вид утверждений, реализация которых в исследовании обеспечит последовательность и логичность действий в достижении цели. Можно сказать, что это подцели. Обычно выдвигают 2-4 задачи.
4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании – поиск и выбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.
5. Обработка данных.
6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции. Так, например, с точки зрения психоанализа агрессивность может считаться результатом влияния врождённых бессознательных влечений, с позиции бихевиоризма это результат влияния среды, точнее, подражания.
7. Соотношение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru