Успешность выполнения научной работы в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной цели.
Методы научного познания принято делить на общие и специальные.
Большинство специальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Естественно поэтому, что они изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных специальных науках. Они никогда не бывают произвольными, т.к. определяются характером исследуемого объекта.
Помимо специальных методов, применяемых в отдельных науках, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках, в том числе и в системе экономических наук.
Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы [7]:
#39 Эмпирические методы научного познания
1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Рассмотрим теперь подробнее некоторые общие методы научного познания.
Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других методов.
В повседневной деятельности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.
Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность; 2) целенаправленность; 3) активность; 4) систематичность.
Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире.
Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.
Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. Первое: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Второе: для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.
Методы научного познания для ЕГЭ2022 по обществознанию
С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.
Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.
Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом – от имеющихся измерительных приборов.
Эксперимент – метод научного исследования, который предполагает целенаправленное изучение какого-либо явления посредством активного воздействия на него при помощи создания новых условий или через изменение течения процесса.
Эксперимент связан с наблюдением, но не тождествен ему. Эксперимент имеет ряд основных преимуществ перед наблюдением, а именно:
1) эксперимент дает возможность изучать то или иное явление в «чистом виде», изолировать явление от разного рода усложняющих обстоятельств;
2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях;
3) в процессе эксперимента исследователь может вмешиваться в ход явления;
4) эксперимент можно повторить в любое время, когда это необходимо для целей научного исследования и когда налицо те же самые условия.
Эксперимент может проводиться как непосредственно с объектом исследования, так и с его моделью, т.е. с искусственно созданным объектом, который аналогичен исследуемому.
Рассмотренные методы используются в основном на эмпирическом уровне исследования. На эмпирическом и теоретическом уровнях исследований используются следующие методы: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.
Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Обычно под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов. Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции). Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т.п.
Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и прежде всего – с анализом и синтезом.
Анализ является методом научного исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое.
Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. В зависимости от степени познания объекта, от глубины проникновения в его сущность применяется анализ и синтез различного рода.
Прямой и эмпирический анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляются выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего. Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явление, но для проникновения в его сущность он недостаточен.
Возвратный или элементарно-теоретический анализ и синтез широко используется как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза осуществляются не механически, а базируются на некоторых теоретических соображениях, в качестве которых могут выступать предположения о причинно-следственной связи различных явлений, о действии какой-либо закономерности.
Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяет структурно-генетический анализ и синтез. При этом идут дальше предположения о некоторой причинно-следственной связи. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, таких звеньев, которые представляют самое центральное, самое главное в них, оказывающее решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.
Индукция в широком смысле является формой мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса. А дедукция – формой мышления, когда новая мысль выводится логическим путем из предшествующих мыслей.
Индуктивный метод исследования заключается в следующем: для получения общего знания о каком-либо классе предметов исследуются отдельные представители этого класса, определяются общие существенные признаки, а затем делается вывод о всем классе в целом. Другими словами, исследователь переходит от знания менее общих положений к знанию более общих.
Дедуктивный метод исследования заключается в следующем: для получения нового знания о предмете надо, во-первых, найти ближайший род, в который входит этот предмет, и, во-вторых, применить к этому предмету соответствующее положение, присущее всему роду. Другими словами, осуществляется переход от более общих знаний к менее общим.
Дедуктивный метод выгодно отличается от других методов познания тем, что при истинности исходного знания он дает истинное выводное знание. Однако было бы неверным переоценивать научную значимость дедуктивного метода, поскольку без получения исходного знания этот метод ничего не дает.
Моделирование – исследование каких-либо объектов (конкретных или абстрактных) посредством искусственно созданных объектов, сходных с исследуемым. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого и т.п. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке.
Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие. Оно может заключаться либо в сходстве характеристик модели и объекта, либо в сходстве функций, осуществляемых моделью и объектом, либо в тождестве математического описания «поведения» объекта и его модели.
В последнее время широкое распространение получило моделирование на ЭВМ, в частности, появилось большое количество программ для ЭВМ, позволяющих моделировать экономические ситуации и явления. Моделирование с помощью ЭВМ обладает рядом достоинств, а именно: возможностью создания универсальных, удобных моделей; сравнительной дешевизной и быстротой проведения исследований.
Разрабатывая и применяя модели, необходимо не упускать из виду, что моделирование базируется на умозаключении по аналогии, а аналогия дает вероятностное значение. Другими словами, модель лишь приближенно отображает исследуемый объект и, следовательно, ее применение при исследовании может дать несоответствующие действительности результаты.
Из теоретических методов исследования остановимся на методе восхождения от абстрактного к конкретному, который представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания разбивается на два относительно самостоятельных этапа.
На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности, к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании, к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности – но уже в мышлении.
Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него – к конкретному в мышлении.
Материалистическая диалектика в применении, например, к экономике включает следующие основные приемы познания [20]:
1) восхождение знания от абстрактного к конкретному, т.е. сначала представления об экономических процессах доводятся до «чистого» (абстрактного) состояния, а затем это абстрактное воспроизводится в сознании в виде целостного объекта с учетом совокупности данных конкретных обстоятельств;
2) применение принципа единства «исторического» и «логического», когда из огромной массы фактов отбираются существенные, раскрывающие экономическую логику исторического развития;
3) признание экономического развития как результата «единства и борьбы противоположностей» различных субъектов рыночных отношений.
4) изучение генезиса (происхождения) экономических форм, т.е. прослеживание, из каких условий они проистекают, что представляют собой в зрелом виде и во что превратятся в будущем, исходя из первичной «клеточки», развивающейся в организм.
Источник: www.aup.ru
«Методы научного познания» .
Сформировать представление о наблюдениях и эксперименте, как методах исследования и познания. Познакомить с особенностями этих методов, с основными структурными элементами, из которых складывается каждый из рассматриваемых методов. Подготовить к самостоятельному проведению наблюдений и опытов.
Развитие умения работать с информацией, обобщать, анализировать, делать выводы. Развитие коммуникативных УУД. Формирование критического мышления учащихся.
УУД занятия
Личностные: формирование умения проводить наблюдения и эксперименты и применять их при выполнении проектов.
Регулятивные: создать условия для принятия, планирования и реализации учебной задачи.
Коммуникативные: воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Методы работы: частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
— педагогика сотрудничества (учебный диалог,, работа в парах);
Ожидаемые результаты:
Предметный: применение методов исследовательской и проектной деятельности
Коммуникативные: формирование умения работать в группах.
Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Личностные: мобильность, самостоятельность.
Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности.
Матвеева Елена Зосимовна
Содержимое разработки
Сценарий занятия в 8 классе по основам проектной деятельности «Наблюдение и эксперимент» .
Е.З.Матвеева, г. Иркутск, МБОУ СОШ №35
Всё, что мы знаем о реальности, исходит из опыта
и завершается им.
А. Эйнштейн (1879–1955),
выдающийся физик-теоретик,
один из творцов современной науки
Цель занятия:
Сформировать представление о наблюдениях и эксперименте, как методах исследования и познания. Познакомить с особенностями этих методов, с основными структурными элементами, из которых складывается каждый из рассматриваемых методов. Подготовить к самостоятельному проведению наблюдений и опытов.
Развитие умения работать с информацией, обобщать, анализировать, делать выводы. Развитие коммуникативных УУД. Формирование критического мышления учащихся.
УУД занятия
Личностные: формирование умения проводить наблюдения и эксперименты и применять их при выполнении проектов.
Регулятивные: создать условия для принятия, планирования и реализации учебной задачи.
Коммуникативные: воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Методы работы: частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
— педагогика сотрудничества (учебный диалог, , работа в парах);
Ожидаемые результаты:
Предметный: применение методов исследовательской и проектной деятельности
Коммуникативные: формирование умения работать в группах.
Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Личностные: мобильность, самостоятельность.
Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности.
Ход занятия:
Учитель: Каждую неделю у нас с вами проходят занятия по проектной деятельности.
Рузавин Г.И. — Методология научного познания: Учебное пособие для вузов
Учебное пособие посвящено проблемам методологии научного познания, в том числе классификации способов и методов, которые являются специфическими для науки и отличают ее от других способов познания, постижения реального мира. Подробно рассмотрены методы анализа существующего знания и методы научного исследования, представляющие наиболыний интерес для будущих исследователей.
Для студентов и аспирантов высших учебных заведений, соискателей ученой степени, а также для всех интересующихся философией науки.
От Автора
Методология научного познания составляет одну из составных частей философии науки, которая в текущем году вводится Министерством образования и науки в программу кандидатских экзаменов для аспирантов и соискателей. Другими частями философии науки являются эпистемология, анализирующая структуру и рост научного знания, и онтология, рассматривающая реальные основания знания и научную картину мира.
Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена проблемам методологии научного познания, т.е. тем методам или способам познания, которые являются специфичными для науки и отличают ее от других способов, форм и приемов познания и постижения реального мира. К последним относятся не только художественное освоение мира, но и обыденное, а также другие вненаучные формы познания.
В рамках самой методологии принято различать, во-первых, методы анализа существующего научного знания и, во-вторых, методы получения нового знания, которые называют методами научного исследования. Именно эти методы представляют наибольший интерес для будущих исследователей. Хотя они не могут заменить талант и творчество, тем не менее служат важным подспорьем в процессе поиска истины, организации и контроля исследования.
В новой программе эти вопросы отражены в разделах 4, 5 и 6. Однако в виде самостоятельной части философии науки они не выделены, а представлены в разных разделах программы. В связи с этим возникают определенные трудности, которые касаются приведения их в единую систему, освещения эвристических методов научного поиска и некоторых других. Поэтому в настоящем учебном пособии мы попытались восполнить этот пробел, хорошо сознавая, что именно данный материал будет представлять особый интерес для будущего исследователя.
Независимо от каких-либо программных требований книга может оказаться полезной и для тех читателей, которые интересуются методами научного познания, их особенностями и возможностями, поэтому хотели бы расширить свои знания как в этой области, так и в философии и методологии науки в целом.
Глава 1. МЕТОДЫ НАУКИ И ИХ РОЛЬ В ПОИСКЕ ИСТИНЫ 4
1.1. Общая характеристика методов науки 4
1.2. Предмет методологии науки 7
1.3. Классификация методов познания 8
1.4. Взаимодействие методологии с другими дисциплинами 9
1.5. Критерии и нормы научного познания 12
1.6. Анализ исследования и обоснование его результатов 16
Глава 2. НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА — ИСХОДНЫЙ ПУНКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Проблемная ситуация 22
2.2. Возникновение проблемы как выражение несоответствия в развитии научного знания 23
2.3. Решение проблем и прогресс научного знания 28
2.4. Постановка и разработка научных проблем 31
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
3.1. Наблюдение как метод познания 39
3.2. Эксперимент как особая форма научного познания 45
3.3. Измерения 56
Глава 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 58
4.1. Абстрагирование и идеализация — начало теоретического исследования 58
4.2. Научные факты и их обобщение 61
4.3. Выдвижение, построение и проверка научных гипотез 63
4.4. Научные законы, регулярность и случайность 73
Глава 5. МЕТОДЫ АНАЛИЗА, КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИЙ 81
5.1. Общая характеристика природы и структуры научной теории 81
5.2. Классификация научных теорий 84
5.3. Структура научных теорий 92
5.4. Методологические и эвристические принципы построения теорий 97
5.5. Основные функции научной теории 106
Глава 6. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ 108
6.1. Индуктивная модель обоснования науки 109
6.2. Гипотетико-дедуктивный метод рассуждений 110
6.3. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании 114
6.4. Логическая структура шпотетико-дедуктивньгх систем 119
6.5. Метод математической гипотезы как разновидность гипотетико-дедуктивной системы 122
6.6. Гипотетико-дедуктивная модель науки 123
Глава 7. АБДУКЦИЯ И ПОИСК ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ГИПОТЕЗ 126
7.1. Абдукция как альтернатива гипотетико-дедуктивному методу 126
7.2. Абдуктивные рассуждения и их особенности 128
7.3. Возможные способы применения абдуктивных рассуждений 130
7.4. Критика и дальнейшее развитие принципов абдукции 135
7.5. Новые подходы к анализу роли абдукции в научном поиске 141
Глава 8. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ 145
8.1. Типы и методы научного объяснения 145
8.2. Каузальные, или причинные, объяснения 146
8.3. Дедуктивно-номологическая модель объяснения 147
8.4. Альтернативные модели научного объяснения 150
8.5. Методы и модели исторического объяснения 155
Глава 9. МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ПОНИМАНИЯ 165
9.1. Проблема понимания в герменевтике 165
9.2. Понимание как семантическая интерпретация 169
9.3. Взаимопонимание и диалог 173
9.4. Понимание как процесс развития познания 175
9.5. Особенности понимания в исторической науке 180
Глава 10. МЕТОДЫ ПРЕДВИДЕНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 186
10.1. Логическая структура предсказаний 186
10.2. Основные типы предсказаний 188
10.3. Прогнозирование как особый вид предвидения 190
10.4. Предвидения и пророчества в истории 191
Глава 11. СИСТЕМНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ 201
11.1. Становление системного метода исследования 201
11.2. Специфика системного метода и классификация 203 систем
11.3. Самоорганизация систем и синергетика 208
11.4. Синергетический анализ сложноорганизованных систем 215
11.5. Относительный характер противопоставления простого сложному 219
11.6. Метод и перспективы системного исследования 221
11.7. Системный метод и современное научное мировоззрение 226
Глава 12. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 228
12.1. Методы исследования экономической жизни 228
12.2. Экономические концепции и теории 238
12.3. Методы и принципы принятия решений в экономике 241
Глава 13. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 251
13.1. Переход от социальных обследований к научным исследованиям 251
13.2. Эмпирические методы социального исследования 254
13.3. Гипотезы и теории в социальном исследовании 258
13.4. Социологические концепции, доктрины и парадигмы 263
Глава 14. ГУМАНИТАРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 278
Скачать:
- vk.com (PDF)
- yadi.sk (PDF)
- прямая ссылка (PDF)
Источник: platona.net