Чтобы знать существо любых социальных процессов, необходимо получать о них своевременную и достоверную информацию. В культурологии, как и в иных отраслях социального знания, источником такой информации является научное исследование. Культурологическое исследование − это изучение социокультурной реальности, рассчитанное на получение теоретического знания и практическое решение проблем культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феноменов культуры как системы, и осуществляемое на основе разработанной программы и научных методов сбора, обработки и анализа социокультурной информации.
Методы культурологических исследований.
В зависимости от поставленной цели культурологического исследования могут быть теоретическими и эмпирическими (конкретными). Если первые ориентированы на разработку теорий, выявление тенденций развития культуры как системы, анализ общих противоречий, возникающих в ней, то вторые касаются изучения конкретных культурологических проблем часто связанных с решением прикладных практических задач (например, оценки эффективности деятельности культурно-просветительных учреждений). В редких случаях исследования могут иметь и смешанный характер и выступать как теоретико-эмпирические.
МЕТОДЫ БИОЛОГИИ/МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ:ХРОМАТОГРАФИЯ, ЦЕНТРИФУГИРОВАНИЕ, МИКРОСКОПИЯ,КУЛЬТУРЫ ТКАНЕЙ
Говоря о видах культурологических исследований, следует отметить, что они выступают как разовые или повторные. Любое разовое исследование дает возможность получить знание о состоянии объекта на текущий момент, повторное же позволяет увидеть его в динамике, изменении, развитии.
Повторные научные исследования (социологические, педагогические, психологические и т.д.), в свою очередь, могут быть панельными, лонгитюдными, трендовыми, мониторинговыми. Панельные предполагают изучение одного и того же социального объекта с определенным интервалом времени по единой программе и методике. Например, с периодичностью в 5 лет.
Лонгитюдное исследование означает повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам. Временные промежутки между повторными исследованиями зависят от характера изменения объекта. Трендовые исследования представляют собой повторные исследования различных социальных объектов. Мониторинг – это повторные исследования общественного мнения по различным (в нашем случае, социокультурным) проблемам.
В зависимости от конкретных задач исследования могут выступать как описательные и аналитические. Описательные исследования преследуют цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении (процессе). Результатом такого исследования оказывается общая картина состояния его объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы без стремления к глубокому проникновению в существо дела.
Что касается аналитического исследования, то в ходе его проведения требуется выявление причин, противоречий, характера и способа разрешения проблем. В аналитическом исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления (процесса), определяются факторы, влияющие на него изнутри и извне.
Методы социологических исследований
Рассмотрим эти два вида на примере исследования культурного содержания свободного времени студентов. Описательное исследование даст общую и целостную картину использования студентами своего свободного времени.
В ходе его можно выявить различия в использовании свободного времени студентами разных курсов и факультетов, юношами и девушками, живущими в общежитии или с родителями, хорошо или слабо успевающими и т.д. Описательное исследование позволит охарактеризовать бюджет свободного времени студентов и его структуру. Можно будет сказать, какие способы проведения культурного досуга окажутся самыми распространенными и массовыми, какие встречаются реже. Из описательного исследования станет видно, какие культурного формы использования свободного времени предпочитают студенты. Перечень аспектов описательного исследования может быть продолжен.
Аналитическое исследование культурного содержания свободного времени студентов включает описательное лишь как составную часть. Исследование идет «вглубь», стараясь дать ответы на вопросы преимущественно причинно-следственного характера: почему студенты предпочитают проводить свободное время так, а не иначе? связано ли это с развитием потребностей, интересов, ценностных ориентации студентов и, если да, то как именно? почему одним студентам постоянно не хватает свободного времени, а другие не знают, как его «убить», чем заняться в часы досуга? Приведенный перечень вопросов далеко не полон, он дает представление о глубинных аспектах проблемы свободного времени студентов.
Очевидно, что проведение аналитического исследования требует весьма серьезных теоретических знаний, навыков анализа сложных социальных проблем. Имеет значение умение видеть объект и предмет культурологического анализа системно, во всех его внешних и внутренних взаимосвязях и зависимостях.
Еще один критерий выделения видов культурологического исследования – их масштабность. Здесь нужно выделить международное, общенациональиое, региональное, отраслевое и локальное исследования.
Далее перейдем к методам культурологического исследования.
Понятие «метод» (от греческого «путь») означает способ, путь, подход исследования, выступающий как совокупность приемов, операций, процедур познавательной деятельности и обеспечивающий ее соответствие природе изучаемого объекта и как следствие – истинность познания.
Наиболее часто используются следующие методы:
диахронический метод подразумевает рассмотрение явлений, факторов, событий культуры в хронологической последовательности их появления и протекания, анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого культурного явления;
синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном временном отрезке, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий;
компаративный (сравнительно-исторический) метод – сравнение культур по какому-либо основанию, признаку;позволяет сравнивать в историческом разрезе многие, на первый взгляд, исключительные, самобытные явления культурного комплекса и находить сходства и различия на уровне сущностных черт;
структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить внутренние связи, соотношения между ними, определить роль каждого такого элемента в функционировании культуры в целом;
типологический метод предполагает изучение культуры через переход от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости элементов историко-культурного процесса;
семиотический метод – изучение культуры и ее явлений как знаковых систем;
психологический метод важен при изучении особенностей национальной культуры, национального характера;
биографический метод подразумевает анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира; позволяет изучать культуру как характеристику человека, как «меру человеческого в человеке».
В процессе культурологического анализа используются также частные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии:
1) методы полевой этнографии – описание, классификация;
2) методы психологии и социологии – наблюдение, открытые интервью, массовый опрос, изучение текстов методом контент-анализа;
3) методы исторических наук – анализ исторических источников;
4) математические методы – моделирование с применением математического анализа (создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты).
Как самостоятельная наука культурология использует различные принципы изучения культуры. Принцип – это основное исходное положение какой-либо научной системы или теории. Важнейшим в системе культурологического знания является культурно-исторический принцип. Он означает, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических и др.), в которых они происходили. Всякая попытка «изъятия» этих явлений прошлой культуры из соответствующей эпохи и перенесения в мир современных критериев и оценок грозит упрощением, непониманием, а то и просто вульгарным искажением историко-культурных процессов.
Диалектический принцип предполагает рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне-противоречивого, многостороннего явления.
Системный принцип позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность (при этом каждый элемент имеет смысл и играет определенную роль в системе).
Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии мировой и национальной культуры должно включать в себя все, без исключения, многообразие явлений, событий, фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание или тем более искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении политически острых и злободневных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие амбиции и пристрастия.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
3. Методы изучения культуры:
Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры.В их ряду сравнительно-исторический метод. Он позволяет провести сущностное сравнение принципиально сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам.
Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними. Семиотический метод предполагает использование семиотики как науки о знаковых и символических системах и успешно применяется для понимания, например, языка искусства средневекового христианства. Биографический метод предполагает анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей его времени. Метод моделирования предполагает стремление создать модель определенного типа культуры, с тем чтобы выявить наиболее существенные его черты. Метод моделирования, несомненно, актуален, выявляет тенденции развития и функционирования культурного процесса.
Психологический метод предполагает возможность выяснить посредством анализа мемуаров, хроник, мифов, летописей, эпистолярного наследия, трактатов наиболее типические реакции людей той или иной культуры на наиболее значимые для них явления: голод, войны, эпидемии. Такие реакции проявляются как в форме социальных чувств, так и ментальности в целом.
Под ментальностью, менталитетом понимается как причина, то есть социально-биологическая обусловленность духовности, так и следствие, то есть готовность к действию, психологическая установка. Применение психологического метода позволяет через уяснение характера той или иной культуры воспринять мотивацию, логику культурных действий.
Диахронический метод предполагает выяснение хронологической, то есть временной последовательности изменения, появления и протекания того или иного явления культуры.Синхронический метод состоит в анализе изменения одного и того же явления (скажем, феномена православия или идеи патриотизма в русской культуре) на разных этапах единого культурного процесса. Кроме указанного, синхронический метод также возможно понимать (В.А. Сапрыкин) как совокупный анализ двух или нескольких культур на протяжении определённого времени их развития с учётом существующих связей и возможных противоречий.
4. Культу́рная антрополо́гия (иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности.
Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX века-начале XX века в основном в США. Основные представители: Франц Боас, Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Бронислав Малиновский, Альфред Радклиф-Браун, Эдуард Тайлор, Марсель Мосс, Люсьен Леви-Брюль и Клод Леви-Стросс. Наиболее распространенное понимание культуры в антропологии можно свести к следующему: это — система знаний и верований, унаследованных членами данного общества (сообщества) и проявляющихся на поведенческом уровне. Отсюда вытекает главный антропологический вывод: чтобы понять культуру того или иного сообщества, необходимо изучить его поведение в повседневных жизненных ситуациях. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте определенной культуры.
Четвертая характерная черта антропологического изучения культуры состоит в рефлексивном удвоении культурной реальности, в стремлении раскрыть сознательные и бессознательные состояния субъектов культуры. Не случайно К.Леви-Строс подчеркивал, что антрополог строит свое исследование общества и культуры с позиции наблюдаемого. Знать эту позицию — это значит проникнуть во внутренний мир наблюдаемых, постичь не только состояние их сознания, но и психологические истоки их символического или вербального поведения. 5. В генетическом аспекте культура представляет как продукт общества. « Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» (А.Швейцер)
В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.
В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения, ориентирующая человека в мире. В социологическом аспекте культура выражается как деятельность конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы). Таким образом, культура – это сложное, многообразное явление, пронизывающее все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура – ядро, основа, «душа» общества:
· это – материальные и духовные ценности человека;
· это – способ жизнедеятельности людей;
· это – своеобразие жизни наций и народов;
· это – совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;
· это – особая знаковая система и т. д.
Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Культуре как явлению свойственны некоторые характерные черты:
— культуре характерна деятельная природа; она представляет собой постоянный процесс создания нового и (или) попытку приобщения к новому;
— избыточность как черта проявляется в неспособности отдельным человеком усвоить весь набор содержания культуры;
— знаковость как черта культуры обнаруживается в реализации ее по средствам знаков, символов и условностей;
— нормативность как черта культуры проявляется в том, что культура всегда выдвигает определенные нормы, правила, определяющие суть прекрасного и безобразного, добра и зла. Эти нормы могут со временем существенно меняться
6. Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей; это совокупность технологий осуществления коллективной жизнедеятельности. Все функции культуры социальны. Число функций весьма велико, и они могут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных.
Наиболее общей функцией признается функция обеспечения социальной интеграции людей: формирования оснований их устойчивого коллективного существования.
Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Нарушение данной функции чревато для общества серьезными последствиями. Разрыв культурной преемственности, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма).
Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений, тем самым создавая благоприятные возможности для познания и освоения мира.
Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с регулированием различных сторон общественной и личной активности людей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
Семиотическая (знаковая) функция представляет собой определенную знаковую систему культуры. Без изучения соответствующих знаков невозможно овладеть достижениями культуры.
Ценностная (аксиологическая) функция отражает культуру как систему ценностей. Культура формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству судят о степени культурности того или иного человека.
7. Общеизвестно, что само слово «cultura» возникло как оппозиция понятию «natura» – природа. Однако такое противопоставление не вполне корректно. Ибо человек не только создает вторую природу, он меняет и облик и первой. Природа земли все в большей степени окультурена, а сама культура неизбежно включает в себя природное. Природа и культура едины и неразрывны, они отрицают и взаимно обогащают и дополняют друг друга.
Понятие «природы» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют сущность какого-либо явления. Природой мы называем непосредственно окружающую нас естественную среду. Наконец, в самом общем смысле слова «природа» — синоним понятия «материальный мир», точнее весь материальный мир не созданный человеком.
Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность естественных условий существования человеческого общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человеческого общества. Это освоенная человеком, вовлеченная в орбиту его жизнедеятельности часть мира.
В ходе истории человечества все новые и новые пласты окружающего мира входят в эту сферу, становятся природой. Культура выступает своеобразным посредником между природой, с одной стороны, и обществом с другой. Влияние общества на природу, равно как и влияние природной среды на общество, опосредуется культурой.
Природа и культура неразрывны. Они связаны генетически, ибо человек – высший цвет развития природы, а культура – величайшее из творений человека. Природа – материал и почва культуры. В конечном счете, все естествознание – изучение, «испытание природы». Природа – древнейший и наиболее постоянный объект эстетического и художественного освоения.
Человек ощущает себя частью большого мира – Природы, и в то же время он отделяет, отличает себя от природы – этап ее самосознания. Основой первобытной культуры являлся культ природы – человек жил природой и чувствовал себя ее неотъемлемой частицей. Природа была близкой, ибо она поила и кормила человека, но и далекой – грозной, неизвестной, таинственной.
В ходе предметно-практической деятельности возникло «человеческое чувство» природы: не только ее эстетическое приятие, но и наделение ее человеческими качествами – очеловечивание. Она стала одновременно мастерской и храмом. Для первобытного человека природа ограничивалась сравнительно узкой территорией, на которой жило его племя.
Затем возникло противопоставление человека природы. Скорее всего, это произошло тогда, когда были противопоставлены телесное и духовное, с пониманием природного как чего-то низшего, неполноценного. К этому добавилось отношение к природе естествоиспытателей Нового времени: природа – мастерская, ее надо подчинить человеку, «преобразовать» согласно его интересам.
Утилитарное отношение к природе привело к тому, что по отношению к ней все стало дозволенным. Здесь не действовали запретительные нормы права, религии и морали. Исчезло восхищение природой. Природа стала восприниматься как антитеза духа и культуры.
Ныне все человечество стоит пред новым витком спирали – единством природы и культуры, когда все богатство культуры должно быть поставлено на службу защиты природы. Миссия человека состоит в непрерывном сближении с природой, все более глубоко познавать ее законы и вносить в природную стихию разумное сознательное начало. Одной из важнейших, глобальных проблем, от которых буквально зависит жизнь или смерть всего человечества, стала сегодня экологическая проблема – разумное природопользование и природоохранение. Экологический кризис может быть преодолен только в том случае, если нам удастся сформировать у каждого имеющего дело с человеческими процессами человеческое чувство природы, объединяющее рациональное и эмоциональное, эстетическое и этическое отношение к ней.
Источник: studfile.net
Программа методы изучения культуры
АКАДЕМ городок №187 (15 февраля 2023)
АКАДЕМ городок №186 (6 ноября 2022)
АКАДЕМ городок №185 (1 июля 2022)
АКАДЕМ городок №184 (25 марта 2022)
Контакты
454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а
+73512689522 (доб. 1-68)
+73512689522 (доб. 1-89)
Факс: +73517277613
Официальная группа Вконтакте
Челябинский государственный институт культуры
- Абитуриенту
- Студенту
- Выпускнику
- Преподавателю
- Обучающимся детской школы искусств
Свежие выпуски газеты АКАДЕМ городок
АКАДЕМ городок №187 (15 февраля 2023)
АКАДЕМ городок №186 (6 ноября 2022)
АКАДЕМ городок №185 (1 июля 2022)
АКАДЕМ городок №184 (25 марта 2022)
Челябинский государственный институт культуры
- Студенту
- Welcome-центр ЧГИК
- Учебно-тренировочный зал
- Философский клуб
- Профсоюз студентов и аспирантов
- Студенческий совет
- Газета АКАДЕМ городок
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный институт культуры»
Источник: chgik.ru