Наставничество ― древнейший способ обучения, и в наше время его успешно используют корпорации для развития компетенций сотрудников. Часто этот формат называют «менторинг» — отношения между наставником (ментором) и его подопечным (менти).
Автор Ирина Курейчик
руководитель отдела повышения квалификации персонала, Learning
Кто может стать ментором?
Предложить себя в качестве ментора может каждый, это зависит от его экспертности. Человеческие качества тоже играют свою роль: бывает, что человек не умеет качественно транслировать информацию. Также ментор должен быть минимум на уровень выше, чем менти. Но всего этого мало.
Результаты наставничества во многом зависят от того, насколько ментор способен преподносить информацию и поддерживать менти в различных ситуациях.
Выступление Программы Менторской Поддержки г.Москвы.
Поэтому наставнику важно понимать, как правильно выстраивать отношения и образовательный процесс.
Ментор должен знать, чего лучше не делать за менти, как подводить его к решениям, как ставить задачи, проверять, помогать учиться, вместо того чтобы быть для него лектором. Поэтому ментору тоже следует сначала обучиться.
Кому не стоит быть ментором?
На роль наставника не подойдут:
- Люди, которые сами работают неэффективно. Если коллеги считают, что человек нечетко справляется со своими профессиональными обязанностями, он не должен попасть в пул менторов.
- Люди, склонные давать быстрые ответы. Когда менти задает вопрос, задача ментора — дать возможность увидеть широкую картину и докопаться до чего-то самостоятельно, а не давать готовое решение.
- Недисциплинированные люди. Для ментора очень важно быть доступным и выполнять обещания. Когда наставник регулярно отменяет встречи или переносит их в последний момент, обучение всегда заканчивается разочарованием для менти.
- Люди, у которых нет желания или способности рефлексировать. Ментор должен структурировать свой опыт и выделять техники или инструменты, которые помогли ему добиться успеха в определенной области или, наоборот, не сработали в определенных условиях. Без этой способности ментор не сможет правильно оценивать прогресс подопечных и ускорять их профессиональный рост.
Как создавать пары
Идеальная ситуация — когда менти сам находит себе ментора и ментор согласен. Они вместе вписываются в программу и готовят план развития. Но так происходит не всегда. Тогда наступает фаза «сватовства»: здесь в игру вступает новый персонаж — координатор программы, который подбирает пары.
Координатор менторской программы — эксперт по процессу менторинга. Он знает, каких целей можно достичь с помощью этой конкретной программы, а каких нет. Он может проконсультировать сотрудника, чтобы определить, готов ли тот к участию. Координатор отвечает за качество программы, поэтому в его интересах создать все условия для эффективного взаимодействия, подбирать правильных менторов, следить, чтобы работа шла по плану и обе стороны (и ментор, и менти) работали в комфортной продуктивной среде, были удовлетворены взаимодействием и прогрессом.
При регистрации на программу менти и ментор указывают свою мотивацию, каждый проходит мотивационное интервью с координатором, после чего он формирует пары. Конечно, всегда учитываются личные предпочтения менти и ментора: важно, чтобы обеим сторонам было комфортно работать в паре.
Ментор или наставник? Отличия ментора и наставника
Этап сватовства занимает чуть дольше времени в программе для руководителей, потому что там задачи сложнее, а участники более избирательно подходят к выбору. В программе для руководителей менти драйвит весь процесс.
Источник: knife.media
Менторская программа для участниц PRO Женщин
Каждая участница и лидер сообщества PRO Женщин имеет возможность найти ментора или стать ментором! Наша менторская программа — простой и удобный инструмент, чтобы решить задачу, достигнуть цели или поделиться опытом!
Участие бесплатное .
точки роста для менти
- Возьмите реальный опыт и знания практиков
- Развивайте ваши проекты и бизнес, растите личностно!
- Получите поддержку — невероятный ресурс!
возможности для ментора
- Делитесь опытом и влияйте на самоощущение женщин
- Развивайте свои навыки, учитесь на практике
- Получите свежий взгляд на собственный бизнес. Участвуйте в новых проектах — зажигайте звезды!
Как работает программа
Запрос и заявка
к ментору
Вы — менти. Действуйте!
Выберете одного или нескольких менторов, сформулируйте ваш запрос и отправьте его в форме заявки.
Обработка
запроса
Вы — ментор. Влияйте!
Внимательно рассмотрите запрос и примите решение о работе с менти.
Менторская пара сложилась!
Договоритесь о первой встрече и идите к целям win-win!
Скажите спасибо друг другу
По итогам каждой встречи ментор и менти могут оставлять отзывы в личном кабинете.
Формат и частота встреч
- Рекомендуемая частота встреч: не реже 1 раза в месяц.
- Продолжительность встречи: 1–2 часа.
- Формат встреч любой удобный.
по телефону
В помощь участникам программы
Принципы менторской программы PRO Женщин
Целенаправленность
ментор и менти определяют конкретные цели, над достижением которых они будут совместно работать;
Вовлеченность
участники искренне заинтересованы в достижении целей и уделяют время на подготовку и проведение встреч, а также на выполнение взаимных договоренностей;
Уважение и открытость
участники проявляют уважение к опыту и точке зрения друг друга; с благодарностью принимают обратную связь и открываются новому опыту;
Конфиденциальность
коммуникация ментора и менти строится на взаимном доверии, все происходящее во время встреч остается между ними и не передается третьим лицам;
Добрая воля
ментор и менти принимают участие в программе на добровольной основе и могут завершить совместную работу в любое время.
Распределение зон ответственности
Выбирает менти, с которым готов работать. Участвует в программе добровольно
Формулирует запрос к ментору. Проявляет инициативу при первом контакте.
Обеспечивает наставничество, основанное на собственном опыте и знаниях
Несет ответственность за свои проекты и результаты самостоятельно
Помогает менти в выявлении существующих проблем, постановке задач и поиске путей решения. Проводит разбор кейсов из практики менти и своей собственной
Активно задает вопросы, разбирает кейсы из собственной практики и практики ментора. Фиксирует договоренности по каждой встрече
Делится своим опытом, включая «истории совершенных ошибок»
Доверяет опыту ментора. Не перекладывает ответственность за принятие решений на ментора
Дает «домашнее задание», если это необходимо. Не оказывает давления, не навязывает свою точку зрения
Выполняет «домашнее задание», готовится к каждой встрече
Дает конструктивную обратную связь о профессиональных, личных навыках менти
Оценивает свой прогресс, инициативно запрашивает обратную связь у ментора и открыто принимает ее
Как может выглядеть ваш план встреч
Первая встреча
- Знакомство.
- Обсуждение ключевых договоренностей: формат, частота, продолжительность, график встреч.
- Обсуждение взаимных ожиданий.
- Определение основных целей и задач развития менти.
Регулярные встречи
- Обсуждение прогресса в достижении поставленных целей и задач.
- Двусторонняя обратная связь (что беру в работу, за что благодарю, что получилось, что не получилось)
- Анализ проделанной работы.
- Разбор «Что мешает нам в достижении целей?»
Завершающая встреча
- Обсуждение результатов совместной работы ментора и менти.
- Отслеживание профессионального и личностного развития менти.
- Отзыв по итогам программы.
Три направления программы:
Для региональных
представителей
PRO Женщин
Для лидеров
и амбассадоров
Для участниц
PRO Женщин
Менторы PRO Женщин
Бондаренко Елена
Зелянина Дарьяна
Панова Даная
Штатнова Екатерина
Печерская Ксения
Бей Светлана
К Екатерина
Ижевская Наталья
Отзывы участниц
Благодаря Екатерине мне стал понятен алгоритм действия в моей ситуации, видны стороны которые стоит подтянуть, чтобы прийти в желаемую точку Б.
Ответы на мои вопросы были настолько меткие, конкретные, четкие и глубокие, что буквально за пару сессий мировоззрение начало меняться.
Екатерина- Профессионал с большой буквы. Я рада и очень благодарна нашему знакомству, возможности роста и развития.
Данилова
Ольга
Марина, спасибо большое за встречу! В моём состоянии потерянности и неопределенности очень ценно было поговорить с человеком, который может несколькими точными вопросами привести, как говорится, в чувства.
Тонкое понимание состояния собеседника, умение грамотно направить разговор и соответственно ход твоих собственных мыслей, эмпатия и поддержка, — такой была наша встреча. В конце ты понимаешь, что завершаешь разговор уже другой.
Благодарю.
Береснева
Виктория
Я очень довольна работой с Юлией! Юлия — открытый и честный человек, настоящий профессионал своего дела! Я четко поняла, что мне нужно делать дальше, какие шаги предпринять. Поставили новые цели. Сейчас я уверена в себе и чувствую силу дальше развиваться в выбранной сфере, чтобы запустить и реализовать свой проект.
Яркина
Екатерина
Программа в цифрах
отзывов о менторах
Подпишитесь на PRO Женщин
Узнавайте о новостях сообщества первыми. Никакого спама. Только полезные материалы и актуальные новости
Вопросы о менторской программе
Кто такие менторы и менти, что такое тандем?
Ментор — это наставник, который готов делиться опытом и компетенциями с участницами сообщества. Ментором может зарегистрироваться предприниматель с опытом, любой эксперт в своей области. Ментор работает безвозмездно, основываясь на доброй воле и искреннем желании оказывать поддержку женщинам. Ментор не использует менторскую программу для продвижения своих услуг.
Менти — это женщина, у которой есть запрос к ментору. Запрос может быть про развитие бизнеса, проекта, личностный рост, карьеру и самореализацию. Отправить запрос к ментору в нашей программе может только зарегистрированная участница сообщества PRO Женщин.
Тандем — пара «ментор + менти», которая формируется после одобрения ментором заявки от менти. Менторский тандем может существовать одну встречу или сколь угодно долго, пока запрос менти не будет решен.
Источник: pro-women.org
Менторинг. Что это?
Коллеги, цель данной статьи – познакомить вас с современной методикой развития, которая называется менторинг. Мы подробно остановимся на том, как характеризуют процесс менторинга самые крупные профессиональные международные сообщества, какие модели менторинга существуют и почему «менторинг» и «наставничество» — это не одно и то же.
Также из материала статьи вы узнаете, какие компетенции необходимы ментору, чтобы быть ресурсом для развития другого человека; какие задачи бизнеса решает методика и в каких компаниях менторинг уже сработал – рассмотрим несколько кейсов с целями и итогами внедрения
Национальная федерация профессиональных менторов и коучей
Менторинг — это стратегическое партнёрство, взаимоотношения, в которых ментор передает свой опыт и знания, обеспечивает поддержку в развитии и прогрессе менти. (автор Александра Прицкер, книга «Менторинг: Инструкция по применению»)
EMCC — European Mentoring and Coaching Council
Менторинг – процесс развития, который в некоторых формах может включать передачу навыков или знаний от более опытного человека к менее опытному посредством обучения, диалога и ролевого моделирования. В других формах может представлять собой партнёрство для взаимного обучения между равными профессионалами или имеющими различия по возрасту, расе или дисциплине.
CIPD — Chartered Institute of Personnel and Development
Менторинг описывает отношения, в которых более опытный коллега делится своими большими знаниями, чтобы поддержать развитие неопытного сотрудника. Это требует навыков опроса, слушания, уточнения и рефрейминга, которые связаны с коучингом.
Менторские отношения работают лучше всего, когда они выходят за рамки директивного подхода старшего коллеги, «рассказывающего, как оно есть», к тому, где они оба учатся друг у друга. Эффективные ментор-отношения — это возможность обучения для обеих сторон, поощрение обмена опытом и обучения между поколениями и / или между ролями.
IMA — International Mentoring Association
Менторинг — это три вещи одновременно:
Это ряд задач, которые должны выполнять эффективные менторы, чтобы способствовать профессиональному развитию других.
Это интенсивные, доверительные, поддерживающие, позитивные, конфиденциальные отношения с низким уровнем риска, в рамках которых партнёры могут пробовать новые способы работы и общения, совершать ошибки, получать обратную связь, принимать вызовы и учиться друг у друга.
Это сложный процесс развития, который менторы используют, чтобы поддержать и направить своего клиента через необходимые карьерные переходы, которые являются частью обучения тому, как быть эффективным, думающим профессионалом и поддерживать непрерывное развитие в течение карьеры.
Модели менторинга
В русскоязычной литературе «менторинг» часто переводят как «наставничество». Однако в европейском понимании наставничество и менторинг – совершенно разные варианты поддержки и обучения.
Модель№1
спонсорский менторинг, патронаж или традиционное наставничество – это способ профессиональной адаптации молодых специалистов путём обучения у более старших и опытных коллег, основанный на подражании и копировании навыков.
Модель тяготеет к директивности. В роли наставника может выступать непосредственный руководитель сотрудника. Отношения иерархичны: наставник говорит, как нужно делать, а подопечный следует его советам и перенимает опыт.
Модель№2
менторинг, или развивающее наставничество. Ориентировано на людей, которые управляют карьерой и готовы брать на себя ответственность за собственный рост. В отношениях нет авторитарности и иерархичности, в них обучаются оба партнёра, а ответственность принимать решение лежит на ученике (mentee — менти). Непосредственный руководитель не может быть наставником для своего подчиненного.
Менторинг наряду с консультированием, коучингом, психотерапией относится к помогающим методикам работы – каждая из них хороша для решения определённого круга задач. В России широко практикуется наставничество спонсорской модели. Наставничество помогает новичку, у которого мало или совсем нет знаний и опыта, который хочет поддержки. Наставник говорит подопечному, как и что делать, при этом от последнего ожидается, что он будет выполнять все указания.
Современный менторинг (модель №2), в отличие от патронажа, отвечает на запрос развития руководителей и талантов. Цель менторинга — поддержка и развитие человека, его мышления, креативности, самостоятельности. Эта форма помощи хороша для людей с критическим мышлением, для тех, кому важно расти в партнёрских отношениях. Традиционное наставничество, например, не до конца подходит руководителям, потому что иногда сотруднику важно услышать не только «как делать», но и «давай вместе посмотрим, как сделать», важно увидеть нескольких вариантов.
Для каких задач применяется менторинг в компаниях
Эффективное обучение персонала.
Когда речь идёт об адаптации сотрудника, профессиональное обучение часто направлено на то, чтобы помочь новичкам узнать об их конкретной роли в компании. С помощью менторинга можно провести всестороннюю подготовку. Этот тип обучения помогает новым сотрудникам развить полезные привычки.
Позитивная атмосфера на рабочем месте.
Менторинг развивает позитивные отношения между сотрудниками, что оказывает положительное влияние на остальную часть организации. Внедрение менторинга помогает создать более позитивную атмосферу на рабочем месте.
Новые навыки.
Ментор помогает выявить дополнительные навыки менти, которые могут быть потенциальным преимуществом сотрудника в компании. К ним относятся таланты и способности, которые не могут быть активом для текущей роли сотрудника, но помогут сотруднику преуспеть на будущих должностях в компании. Менторинг помогает работникам понять общую картину того, как функционирует организация и как их навыки могут применяться к различным ролям, проектам или отделам в будущем.
Репутация.
Организация, которая инвестирует в сотрудников через программы менторинга, демонстрирует, что она заинтересована в успехе персонала. Это способствует хорошей репутации компании внутри компании и за ее пределами. Это также может быть важно для привлечения квалифицированных кадров на вакантные должности.
Снижение текучести кадров.
Менторинг культивирует лояльность участников в отношении компании, что приводит к снижению текучести кадров.
Улучшение производительности.
Сотрудники, которые участвуют в менторинге часто более продуктивны на рабочем месте. Исследование Университета гвельфов в Канаде показало, что менторинг на рабочем месте помогает сотруднику стать более продуктивным в компании. «Помогая новым сотрудникам адаптироваться в самом начала карьеры в данной компании, организации дают им возможность реализовать свой потенциал в дальнейшем», — сказал Джейми Груман один из профессоров, участвовавших в исследовании.
Источник: coachmentor.ru