Внедрение информационных технологий в здравоохранение Республики Саха (Якутия)
Андросова, Т. И. Внедрение информационных технологий в здравоохранение Республики Саха (Якутия) / Т. И. Андросова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 314-316. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41534/ (дата обращения: 19.12.2022).
В статье рассматривается вопрос важности и необходимости внедрения информационных технологий в здравоохранение Республики Саха (Якутия). Описывается текущая ситуация IT в области медицины в регионе, государстве и зарубежных странах. Целью работы является изучение механизмов обеспечения информационными технологиями медицинских учреждений республики для развития и улучшения качества лечения, обслуживания. Представлены риски и проблемы, с которыми есть вероятность столкнуться при реализации мероприятий. Результатом является раскрытие мероприятий и значимости внедрения ИТ в здравоохранение.
Ключевые слова: здравоохранение, медицина, информационные технологии, внедрение, развитие, улучшение, государство, Республика Саха (Якутия)
Медведь в Деле / Медведь против Коровы, Свиньи, Лося
The article discusses the importance and necessity of introduction of information technologies in health care of the Republic of Sakha (Yakutia). It describes the current situation of IT in the field of medicine in region, country and foreign states. The aim is to explore possible mechanisms to provide the Republican medical institutions with information technologies for the development and improvement of the quality of treatment and service. Presented the risks and challenges which could be faced in the implementation of activities. The result is a disclosure of the activities and importance of the introduction of IT in healthcare.
Key words: health care, medicine, information technology, implementation, development, improvement, state, the Republic of Sakha (Yakutia)
Информационные технологии, или как иначе их называют — IT, в настоящее время являются главными двигателями развития любой отрасли. Они служат толчком к улучшению и повышению качества жизни населения регионов и государства в целом. IT в медицине представляют собой информационные программные обеспечения, приложения, оборудования, которые значительно содействуют повышению качества здравоохранения. Улучшение, облегчение, комфорт, ускорение обслуживания, стандартизация и обработка медицинской информации о пациенте — все это и есть цели информационных технологий в области медицины.
На конец 2016 года процесс внедрения ИТ в здравоохранение Российской Федерации находится на начальном этапе, несмотря на то, что разговоры о необходимости вовлечения информационных технологий в медицину ведутся давно. В декабре 2012 года Правительством Российской Федерации была утверждена программа развития здравоохранения вплоть до 2020 года, где был изложен вопрос об информатизации здравоохранения в подпрограмме «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения» [4]. С 01.01.2013 по 31.12.2015 в соответствии с 44-ФЗ было проведено 4157 конкурсных процедур на закупку программного обеспечения для здравоохранения и услуг по его внедрению, развитию, поддержке. Сумма заключенных госконтрактов составила 13,4 млрд. руб [3].Также в своем декабрьском послании Президент В. В. Путин отметил крайнюю важность использования ИТ в здравоохранении.
Выживший в Туве!Медведь оставил его на потом в берлоге,ЖЕСТЬ…
Текущая ситуация в сравнении с зарубежными государствами совершенно отлична. На сегодня робот-ассистированных хирургических систем «da Vinci» (da Vinci Surgical System) в России насчитывается около 21 образца в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Краснодар, Ростов-на-Дону, Ханты-Мансийск, Тюмень, Новосибирск, в то время как в США на 2016 год число роботов достигло 2.501, а в Европе — 644 [5].
Только 15 % населения РФ ознакомлены с электронными медицинскими картами и используют их на практике, когда как в зарубежных странах существует возможность приобретения карты онлайн всеми гражданами, не выходя из дома. Также лишь в 10 % субъектов федерации удалось добиться полноценной работы интегрированной электронной медицинской карты, при котором в нее передается более 70 % документов.
В 89 % больниц и поликлиник России для получения медицинской помощи, осмотра, лечения нужно затратить в 5 раз больше времени, чем в странах с развитой информационной системой здравоохранения.
Ни одно медицинское учреждение на современном этапе не обходится без применения информационных технологий в исследованиях, например в томографии, флюорографии, электроэнцефалографии, ангиографии и другие. В результате исследований получаемые данные возможно обработать только с помощью компьютера [2, с. 266–269].
Еще в 2011 году Республика Саха (Якутия) определила, что развитие ИТ- это приоритетное направление: «Информационные технологии в условиях Севера имеют особо важное значение. Наличие экстремальных климатических условий, обширная территория, разбросанность поселений предопределяют особую роль инфокоммуникационных технологий в жизнеобеспечении республики. Решение задач технологического прорыва республики, интеллектуального развития населения невозможно представить без проникновения Республики Саха (Якутия) в информационное поле всего цивилизованного мира» [1].
Согласно текущим данным из проекта «Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года» в разделе «Инновационное развитие здравоохранения» одними из основных задач являются:
- Совершенствовать меры по охране здоровья населения, в том числе системы оказания специализированной медицинской помощи, увеличив долю оказания высокотехнологичной медицинской помощи, внедрив инновационные методы;
- Обеспечить переход от инфраструктурной информатизации здравоохранения к широкому применению цифровых технологий в медицине.
Значимыми проектами являются доступное здравоохранение, развитие специализированной медицинской помощи, в том числе инновационной и высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий.
В связи с необходимостью развивать медицину и внедрять ИТ в здравоохранение республике предстоит предпринять определенные меры, реализовать проекты, где целью являются достижение комфорта, обеспечение удобства, высокой скорости обслуживания, а также повышение качества лечения населения и снижение смертности больных.
В первую очередь, главную роль в этом вопросе играет государство. В законодательстве РФ и РС(Я) должны быть составлены и утверждены указы, постановления по развитию ИТ в медицине, как обязательного и особо важного фактора роста качества жизни населения. На сегодня существуют законодательные ограничения относительно медицинских данных, пока в России не имеется регулирования определенного уровня. Юридическая и финансовая поддержка РФ и РС(Я) — основное звено для прогресса любого направления в регионе. В программе мероприятий должны участвовать все медицинские учреждения Якутии, так же как и Министерство здравоохранения.
Вторым шагом может послужить мотивирование населения, а именно донесение специалистам, студентам, школьникам, а затем и другим нужности и значимости внедрения и развития IT в здравоохранении. Также необходимо провести такие мероприятия, как повышение грамотности действующих и будущих врачей в области IT (проведение обязательных проверок, экзаменов, курсов и конференций), присуждение грантов от государства на повышение квалификации врачей, стажировки докторов в другие регионы и страны с целью получения опыта внедрения и работы IT в медицине. Ассоциациями и организациями Республики должны проводиться семинары и лекции о том, что необходимо для улучшения качества обслуживания медицинскими центрами, лечения пациентов и увеличения скорости осмотра.
Все медицинские учреждения в обязательном порядке должны быть оснащены высокоскоростным интернетом и необходимым оборудованием.
В процессе реализации могут возникнуть определенные проблемы в связи с холодными климатическими условиями, труднодоступностью и удаленностью населенных пунктов в республике, которые, в свою очередь, могут замедлить процесс создания благоприятных условий для обеспечения медицинских учреждений необходимой инфраструктурой. Также существует риск трудной адаптации пожилого населения к новейшим информационным технологиям.
Уровень применения информационных технологий в здравоохранении является показателем уровня жизни региона. Без IT сейчас не обходится ни одна страна, регион, город или организация. Здравоохранение — это та область, для развития которой не применять IT — преступление в прямом его значении.
Исходя из мероприятий для успешного использования IT в медицине, нужно отметить, что важным фактором является государственная юридическая и финансовая поддержка, которая направит и даст толчок к пониманию значимости установления информационных технологий в здравоохранение. С другой точки зрения, должны быть совершены определенные шаги и действия со стороны самих специалистов, так называемых инициаторов, например из области здравоохранения или же населения в общем. Поэтому введение информационных технологий является всеобщей задачей усилий государства и общества.
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2011 г. № 523 Республиканская целевая программа «электронная Якутия на период 2009–2011 годы».
- Кондрашова Р. А. Научные записки ОРЕЛГИЭТ, № 1(9), 2014 г, стр. 266–269, ISSN: 2079–8768.
- ИТ в здравоохранении 2016: ни законов, ни денег. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cnews.ru
- Информационное агентство ИА «Гарант» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. garant.ru
- Da Vinci Products. Intuitive Surgical. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://phx.corporate-ir.net
Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, здравоохранение, медицина, высокотехнологичная медицинская помощь, медицинская помощь, область медицины, развитие ИТ, Российская Федерация, Россия, специализированная медицинская помощь.
Источник: moluch.ru
Минздрав выпустил рекомендации «по телемедицине». Насколько они выполнимы?
Выполнение рекомендаций Министерства здравоохранения позволит регионам простимулировать развитие телемедицины в рамках нацпроекта «Здравоохранение», обеспечить доступность медицинской помощи для населения, в том числе для отдаленных населенных пунктов, регламентировать основные процессы телемедицинского консультирования «Врач-Врач» и «Врач-пациент», уже запущенные в регионах РФ, но пока не имеющие четких правил.
Минздрав уполномочен рекомендовать
Министерство здравоохранения обнародовало проект «Методических рекомендаций по обеспечению функциональных возможностей централизованной системы (подсистемы) «Телемедицинские консультации».
В этом документе освещаются вопросы удаленного взаимодействия врачей друг с другом в ходе консультаций и с пациентом на разных стадиях лечения, внедрения процессов дистанционного мониторинга пациентов; проведения первичных (до постановки диагноза) дистанционных консультаций; выписки электронных рецептов и электронных больничных при проведении дистанционных консультаций. А также технические вопросы, в частности — организации взаимодействия между системами телемедицинских конференций (ТМК), региональными медицинскими информационными системами (РМИС) и федеральными сервисами для передачи системами электронных медицинских (СЭМД) протоколов ТМК.
Тема телемедицины стала крайне важной в эпоху пандемии, инвестиции в эту сферу резко выросли как мире, так и в России. Например, в VEB Ventures ожидают в ближайшие несколько лет среднегодовой рост около 100%.
Пандемия коронавируса существенно ускорила внедрение процессов дистанционного взаимодействия и оказания услуг, в том числе стала ясна необходимость более активного внедрения телемедицинских сервисов. «Врачи постепенно привыкают к взаимодействию с пациентами в удаленном режиме, — говорит Андрей Ивашинников, директор МИАЦ Тюменской области. — За год применения мы отработали несколько процессов взаимодействия пациентов и врачей, направленных на то, чтобы обеспечить удобство для пациентов и не создавать излишнюю нагрузку на врачей».
Остановимся на самых важных моментах, затронутых в «Рекомендациях».
«Врач» и «Пациент»: многое передано в регионы
Взаимодействие врачей и пациентов в «Рекомендациях» описано достаточно кратко, не отражены многие нюансы оказания телемедицинской помощи. Регионы должны сами выбрать и описать наиболее удобные для них процессы консультирования пациентов.
Во многих регионах эта работа уже ведется. «В Республике Саха (Якутия) удаленные консультации «врач-врач» существуют давно, а в формате «врач-пациент» начали активно развиваться с 2018 года, после внедрения мобильного приложения пациента, — говорит Гаврил Васильев, заместитель директора по ИТ МИАЦ Республики Саха (Якутия). — Наш регион имеет свои особенности: климат и территориальное распределение. Телемедицина повышает доступность медицинской помощи для удаленных населенных пунктов, в которых у пациентов не всегда есть возможность приехать за консультацией в Якутск к узкопрофильному специалисту.
Налицо упрощение процесса заверения документов: рекомендовано оформлять согласие на обработку персональных данных и согласие на медицинское вмешательство в форме электронного документа при авторизации пациента или его законного представителя в системе ТМК.
Обозначена важная возможность подписания согласия пациента простой ЭЦП (с применением учетной записи Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). Это избавляет пациента от необходимости оплачивать получение сертификата квалифицированной электронной подписи или подписывать бумажный документ.
«Для нас важно, что в методических рекомендациях впервые прямо подтверждено, что для оформления согласия на обработку персональных данных и медицинское вмешательство можно использовать простую электронную подпись учетной записи портала госуслуг, — говорит Гаврил Васильев. — Это позволяет избавиться от необходимости параллельного ведения бумажных документов и снимает опасения, что проверяющие органы могут придраться к электронному варианту оформления согласий в мобильном приложении. Раньше эта норма трактовалась не очень четко и могла потребовать покупки пациентом сертификата квалифицированной ЭЦП».
Уточнена возможность коррекции ранее назначенного лечения для пациента при условии предварительного установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения на очном приеме, в том числе, для выписки электронных рецептов. Как считает Гаврил Васильев, возможность проведения с помощью ТМК первичных консультаций (до постановки диагноза) и оформления в ходе консультации электронных больничных листов и рецептов очень важны для увеличения роста телемедицины.
Дистанционное наблюдение: новые возможности
Особое значение придается возможности формирования врачами программы дистанционного наблюдения за состоянием пациента и передачи показателей его здоровья в электронную медицинскую карту.
Кроме того, при дистанционном взаимодействии врача и пациента, если ранее уже был установлен диагноз и назначено лечение на очном приеме, разрешено проведение ТМК не только для общей коррекции лечения, но и для выписки рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа.
Отдельно описан процесс экстренного реагирования по месту нахождения пациента при критическом отклонении показателей состояния здоровья от предельных значений, а также рекомендовано создание отдельной функциональной роли для экстренного реагирования в системе ТМК — администратор дистанционного наблюдения.
Обращается внимание на важность обучения пациентов использованию системы ТМК, регионам необходимо разработать инструкции и наглядные визуальные материалы, чтобы пациенты знали, как нужно вести дневники здоровья, как вовремя получить экстренную помощь и прочее. Обучение пациентов указано в «Рекомендациях» как необходимое условие организации процесса дистанционного наблюдения.
Описаны перспективы совершенствования средств дистанционного наблюдения до 2023 г., в частности, разработка алгоритма действий в случае развития состояний, угрожающих жизни: интеграция с информационной системой скорой помощи, передача запроса на вызов бригады «Скорой» для пациента.
«Процессы дистанционного диспансерного наблюдения пациентов описаны достаточно хорошо, это может пригодиться при внедрении этой технологии в регионах», — считает Андрей Ивашинников.
Оплата телемедицинских консультаций
Мотивация врачей — важный пункт, который тормозил вовлечение специалистов в проведение телемедицинских консультаций в 2020 г.
В описании условий осуществления телемедицинского взаимодействия отдельный раздел посвящен правилам оплаты дистанционных консультаций (в рамках подушевого финансирования или с выделением отдельного тарифа). Этот акцент в «Рекомендациях» может помочь региональным органам управления здравоохранением при взаимодействии с ТФОМС для повышения мотивации врачей-участников телемедицинских консультаций и стимулирования внедрения телемедицинских технологий в медицинских организациях.
Зафиксировано требование наличия в территориальных программах субъектов РФ объемов и тарифов на телемедицинскую помощь, а также возможность включения ТМ-консультации в оплату подушевого тарифа (за медицинскую услугу, за посещение, за обращение), а в стационаре — в стоимость законченного случая.
Обозначен дополнительный повышающий коэффициент уровня или подуровня медицинской организации, используемый при оплате услуг медучреждения. Этот коэффициент зависит от доли ТМК в общем количестве консультаций и увеличивается на 1% при увеличении доли на 1%. Например, при доле ТМК в 20%, повышающий коэффициент будет равен 1,2. Это значит, что больница будет получать от фонда ОМС за свои услуги на 20% больше.
Обозначена возможность проведения первичных консультаций пациента и правила их оплаты (первичная консультация описывается как самостоятельный вид консультации, на который распространяются аналогичные правила оплаты). При этом в «Рекомендациях» не определены условия оплаты отдельного вида первичных ТМК, в которых фиксируется факт обращения пациента, но медицинский случай может быть не завершен по какой-либо причине. Может потребоваться самостоятельное урегулирование этого аспекта в регионах.
Консультации «Врач-Врач»: всегда ли нужен заведующий?
Рекомендации по организации процесса ТМК «Врач-Врач» описаны довольно детально, отдельный акцент сделан на этапы формирования направления на плановую и экстренную ТМК и его подписание усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
Неоднозначным кажется требование предварительного согласования направления на ТМК заведующим отделения и подписание направления не только УКЭП врача, но и УКЭП заведующего отделением.
С одной стороны, необходимость согласовывать направление на ТМК и подписывать УКЭП для заведующего позволит зафиксировать подтверждение направлений должностным лицом.
С другой, это может увеличить время оказания медпомощи, что критично при экстренных консультациях и в целом усложнит процесс. Более правильно было бы учитывать сложившиеся практики, в частности, загрузку заведующего и его реальные возможности участвовать в процессе согласования заявок.
Для консилиумов врачей процесс проведения консультации жестко не регламентирован. Допустимо гибкое использование технических возможностей телемедицинских систем (групповые сеансы видеоконференция, групповые чаты и т.д.), если при этом соблюдается важная рекомендация — формирование протокола консилиума с особым мнением и подписью УКЭП от каждого врача-участника.
Используя этот раздел «Рекомендаций», нужно учитывать, что в регионах уже сложились свои правила проведения удаленных консультаций. Телемедицинские системы должны предоставлять гибкие возможности для реализации этих правил. Целесообразно применять описания процессов как рекомендации, которые могут помочь в реализации, а не обязательные для выполнения требования. Неоправданное усложнение работы врачей в системе может привести к снижению доступности медицинской помощи для пациентов из-за увеличения времени ее оказания.
Интеграция систем ТМК с федеральными системами и сервисами
Документ рекомендует обеспечить возможность взаимодействия систем ТМК с федеральными сервисами и региональными МИС для актуализации данных, обеспечения процесса документирования результатов проведения консультаций и передачи результатов с регионального на федеральный уровень.
Взаимодействие с ЕСИА обеспечит реализацию законодательных требований о необходимости авторизации в ТМК-системе с помощью учетной записи ЕСИА.
Взаимодействие с ЕГИСЗ обеспечит актуальности данных о медучреждениях и врачах-участниках консультаций, а также передачу протоколов консультаций в формате Системы электронного медицинского документооборота.
Интеграция систем ТМК с федеральными сервисами может быть реализована как «напрямую», так и через их интеграцию с региональными МИС.
Взаимодействие между системами ТМК и компонентом ТМК Федеральной электронной регистратуры возможно в будущем, после опубликования форматов взаимодействия для интеграции между федеральным и региональным уровнем. Это позволить реализовать трансляцию обучающих мероприятий для врачей, возможность проведения операций онлайн и разбора сложных медицинских случаев, а также возможность проведения телеконсультаций и консилиумов врачей в профильных медучреждениях разных регионов.
Важно отметить пункт про взаимодействие ТМК ФЭР ЕГИСЗ и федеральной системой ТМК. В регионах есть опасение, что федеральная система вытеснит региональные. Но это не так, в «Рекомендациях» прямо говорится, что системы имеют разную цель и разный функционал. Задача региональных систем -обеспечить взаимодействие между медицинскими организациями регионов.
Они дают возможность проводить консультации «врач-врач», «врач-пациент», дистанционное наблюдение за состоянием пациентов. Задача федеральной — обеспечить коммуникации медучреждений на уровне страны, в ней доступны только консультации «врач-врач».
Взаимодействие с региональными МИС
Задача интеграции систем ТМК с региональными МИС представляется потенциально более сложной, чем интеграция с федеральными сервисами, поскольку может вызвать проблемы при согласовании форматов данных и регламентов информационного взаимодействия.
В «Рекомендациях» подчеркивается, что в интеграционных решениях, в которых функции системы ТМК реализуются с использованием МИС, форматы взаимодействия между системой ТМК и МИС должны разрабатываться в процессе проектирования системы ТМК. Учитывая, что пока не были разработаны и утверждены на федеральном уровне форматы ЭМД для обмена между системами ТМК и МИС, данная рекомендация представляется основным ориентиром для разработки интеграционных профилей.
Возможные примеры взаимодействия систем ТМК с региональными МИС: оформление в ходе консультации электронного рецепта в МИС с его последующей передачей в систему ТМК для предоставления пациенту; предоставление возможности пациенту выбирать из перечня отображаемых открытых случаев нужное заболевание с указанием профиля, диагноза и ФИО лечащего врача. В «Рекомендациях» предлагается выбор реализации — на основе данных, полученных из МИС или введенных в систему ТМК лечащим врачом.
Для отображения данных пациента из МИС в систему ТМК нужно будет передавать в полном объеме информацию об открытых случаях заболевания пациента и действующих назначениях.
Выбор оптимального варианта реализации этой рекомендации вызывает вопросы, так как вся информация об открытых случаях уже хранится в МИС и доступна для просмотра медицинскими работниками. Альтернативным вариантом представляется самостоятельный ввод дополнительной информации пациентом.
В целом, новые «Рекомендации» являются значительным шагом вперед. «Методические рекомендации — это ориентир для разработчиков, показывающий в какую сторону им надо развивать функциональность информационных телемедицинских систем, — говорит Дмитрий Котохин, директор по развитию информационной системы для здравоохранения «Медведь», разрабатываемой в группе компаний «Хост». — Анализируя «Рекомендации» и опираясь на сложившиеся в регионе практики, мы объединяем федеральные и региональные требования в реализации функций системы для телемедицины».
Однако и самим «Рекомендациям» еще есть куда совершенствоваться, в частности — в сфере учета особенностей региональной практики. «В методических рекомендациях приведен только один процесс взаимодействия и он существенно отличается от тех процессов, которые используются у нас. Думаю, что в других регионах есть своя специфика организации работы с пациентами. — резюмирует Андрей Ивашинников. — С начала года опубликованы два проекта методических рекомендаций. Надеюсь, что в «окончательном» документе будут учтены пожелания регионов».
Источник: www.vshouz.ru
Программа медведь здравоохранения якутия что это
Добро пожаловать! Войдите в свою учётную запись
Ваше имя пользователя
Ваш пароль
Восстановление пароля
Восстановите свой пароль
Ваш адрес электронной почты
6 декабря 2022
Добро пожаловать! Войдите в свою учётную запись
Восстановите свой пароль
Домой → Новости → Правительству предложили программу «Арктический доктор»
Мурманская область направила в правительство РФ предложение внедрить в северных регионах федеральную программу «Арктический доктор». По аналогии с программой “Земский доктор” она должна поддерживать врачей, переезжающих работать на Север, но не только в сельскую местность, но и в города.
Власти других северных регионов позитивно оценивают предложенную Мурманской областью идею. По их мнению, она привлечет медицинских специалистов. Однако некоторые эксперты считают, что врачам стоит давать не деньги, а жилье.
Решить вопрос дефицита медкадров
Как сказала губернатор Мурманской области Марина Ковтун, необходимость федеральной программы “Арктический доктор” вызвана тем, что на Крайнем Севере особенно остро стоит вопрос дефицита медкадров. Так, в Мурманской области потребность во врачах-специалистах составляет 636 человек. При этом власти региона предлагают выплачивать арктическим специалистам не 1 млн, как по программе “Земский доктор”, а 2 млн рублей.
“Арктический доктор”, если его внедрить взамен действующей программы “Земский доктор”, должен решить эту проблему за счет привлечения специалистов из регионов. Для этого им должны выплачивать поэтапные компенсационные выплаты в общей сумме порядка 2 млн рублей. При этом обязательным условием должно быть заключение врачами договора на работу на арктической территории сроком минимум на пять лет. Сейчас предложение направлено в правительство РФ на рассмотрение”, – сказала Ковтун.
Власти уточняют, что сейчас программа “Земский доктор” хоть и действует в арктических регионах, но только для специалистов, переезжающих в сельскую местность. Так, медработников удалось привлечь в Ненецкий автономный округ (НАО).
“В этом году в поселок Искателей приехали работать два врача. В округе действовала такая же программа и для среднего медицинского персонала, приезжающим работать в сельской местности специалистам также выплачивали по 1 млн рублей. Всего с 2012 года по этим двум программам приехали работать в сельскую местность НАО 13 врачей и 33 специалиста со средним медицинским образованием”, – сообщили в департаменте экономики и финансов администрации (НАО).
В Ямало-Ненецком автономном округе за время действия программы с 2012 года в сельские медучреждения были трудоустроены и получили выплаты в 1 млн рублей (из них 500 тыс. – федеральный бюджет, 500 тыс. – окружной) 102 врача. В Архангельскую область с 2012 года удалось привлечь 228 специалистов.
Специалисты уехали из Арктики
Однако в некоторых регионах программа “Земский доктор”, наоборот, поспособствовала оттоку кадров. Она не решает проблемы привлечения врачей в арктические города, которые также нуждаются в специалистах. “Когда заработала программа “Земский доктор”, многие уехали из арктических районов в центральные районы, а сейчас можно было бы обратно привлечь их в Арктику”, – сказала главный врач Булунской районной больницы (Якутия) Алла Андреева.
По ее словам, средняя зарплата врачей в Якутии составляет 80-100 тыс. рублей, среднего медперсонала – 50-60 тыс. рублей, младшего медперсонала – 30-40 тыс. рублей, однако это слабая мотивация. “Многие не хотят ехать в Арктику, потому что здесь цены намного выше, продукты дорогие, отдаленность, девять месяцев зимы, лето короткое – всего один месяц. У многих из-за этого депрессия, стрессы”, – отметила она. По мнению главврача, большие подъемные выплаты для врачей, которые едут работать в Арктику, были бы хорошей мотивацией.
Местные меры поддержки
В некоторых арктических регионах уже существуют собственные меры поддержки врачей. Но, по мнению экспертов, суммы слишком маленькие, чтобы действительно привлечь специалистов. “В Мурманской области их ждет 150 тыс. рублей – это ни о чем. К нам без принуждения никто не поедет”, – отметил депутат Мурманской облдумы Олег Минин.
По данным Минздрава Коми, специалисты дефицитных специальностей могут претендовать на единовременную компенсационную выплату в 100 тыс. рублей. По договорам о трудоустройстве студентам-контрактникам предоставляются именные стипендии в 2-2,7 тыс. рублей. Действуют соглашения с муниципалитетами о предоставлении медработникам служебного жилья.
В Архангельской области молодым врачам единовременно выплачивают 50 тыс. рублей за обязательство отработать не менее трех лет в амбулаторно-поликлиническом звене.
Как сообщил руководитель департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа Сергей Свиридов, есть меры поддержки медработников, желающих работать в округе. “Врачам, приезжающим работать в округ, мы компенсируем наем жилья (в зависимости от количества членов семьи, до 15 тыс. в месяц в течение пяти лет). Если специалист работает в сельских населенных пунктах – то и расходы на ЖКХ. Если врач приезжает работать в НАО, ему выплачивается по закону “о северах” оклад и 1/2 оклада – членам семьи”, – сказал Свиридов.
Эти меры поддержки помогают привлекать специалистов из других регионов, где заработная плата врачей меньше. “Тем не менее, программа “Арктический доктор” помогла бы справиться с дефицитом кадров и стала бы серьезной поддержкой для всех врачей, желающих работать в Арктике. И в городах, в том числе, а не только в сельской местности”, – сказал Свиридов.
Жилье поможет привлечь медиков
По словам экспертов, привлечь специалистов в Арктику могут не только подъемные, но и собственное жилье. Как сообщила ТАСС начальник отдела государственной службы и кадров Минздрава Карелии Ольга Куракова, в арктических районах республики не хватает порядка 19 врачей, и проблема с жильем – главная причина, почему специалисты не едут в северные территории. Она отметила, что врачам в регионе выплачивается компенсация до 7 тыс. рублей в месяц на оплату арендованного жилья, однако съемное жилье – не собственное. “Врачам предоставляется компенсация за аренду жилья, но в любой момент приехавший врач может остаться без него”, – добавила Куракова.
Руководитель администрации заполярного города Воркута Игорь Гурьев уточнил, что городские власти сейчас сами решают вопрос с обеспечением медиков квартирами, и это дает свои результаты. “Буквально полгода назад пять-шесть специалистов приехали в Воркуту в поликлинику. Мы выделили им пустующие квартиры – передаем их Минздраву, который ремонтирует жилье из своих фондов”, – сказал ТАСС Гурьев.
Куракова добавила, что, если бы была возможность строительства жилых домов и закрепления жилых помещений в оперативное управление за больницами, то это бы помогло решить проблему с нехваткой врачей.
Как сообщалось ранее, Минздрав Мурманской области представит губернатору свою программу преодоления дефицита медицинских кадров. Подробнее читайте: Как избавить Север от дефицита врачей.
Источник: medrussia.org
Итоги нацпроекта «Здравоохранение» в Якутии
Руководитель департамента организации медицинской помощи населению Минздрава Якутии Вера Тарасова рассказала в интервью ЯСИА, в каких программах нацпроекта участвует регион, где республика добилась особых успехов, как борются с очередями в поликлиниках и сколько ФАПов построят в наступающем году.
Нацпроект «Здравоохранение» имеет восемь подпрограмм, в которых участвует Якутия:
- Первичная медико-санитарная помощь
- Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний
- Снижение смертности от онкологических заболеваний
- Развитие детского здравоохранения
- Подготовка медицинских кадров
- Экспорт медицинских услуг
- Цифровизация
- Работа научно-исследовательских центров.
— В Якутии довольно широко прошла диспансеризация в 2019 году. С чем это связано?
— Да, действительно, нашу акцию в рамках проекта «Развитие системы первичной медико-санитарной помощи» по диспансеризации поддержали рекордное количество людей. Если в 2018 году у нас был план прохождения профосмотров и диспансеризации — 39 тысяч человек, то по нацпроекту в 2019 году этот план увеличился более чем в 10 раз и составил 470 тысяч якутян. План выполнен на 93%, это без данных декабря, цифры за весь год будут уточнены после 20 января. Благодаря большому информационному штурму люди, увидевшие в соцсетях и в СМИ, что больницы открыты для профсмотров, приходили сами. А еще, конечно, много якутян посещали акции на площадях и в торговых центрах, где были развернуты палатки.
Нам важно сейчас работать не только на лечение заболеваний, но и на их профилактику. Чтобы люди не ходили в больницу, только когда окончательно заболеют, а посещали профосмотры, чтобы выявить потенциальные риски
Цель профилактического осмотра — выявить людей с факторами риска развития серьезных заболеваний, например, пороговый уровень сахара в крови, высокое артериальное давление или лишний вес. Пациенты с факторами риска направляются на наблюдение, то есть на прием к более узким специалистам.
— К этому же проекту относится строительство фельдшерско-акушерских пунктов. Как занимаются здравоохранением в селах?
— За 2019 год построено восемь ФАПов, из которых четыре финансировались по нацпроекту: в Вилюйском, Ленском, Алданском и Усть-Алданском районах. Строительство каждого стоит около 6 млн рублей. В этом году мы планируем построить 18 ФАПов. Пока не могу сказать, в каких районах будут точно, список уточняется.
— А как вы боретесь с очередями в учреждениях?
— Для этого существует подпрограмма внедрения новой модели поликлиники, так называемое «бережливое производство». Данный проект предусматривает правильное расположение кабинетов, чтобы пациенты не сталкивались в коридорах, чтобы потоки больных и выздоровевших не пересекались. Также в систему входят открытая регистратура, использование электронной очереди, доступ к кабинету неотложной помощи.
Нельзя все перестроить в одночасье. Каждое учреждение выбирает себе несколько процессов программы, которые способно реализовать. Из 24 каждая больница «комбинирует» пока по четыре и к концу года доказывает, что справилась с ними: например, если больница берет только «навигация+регистратура+электронная очередь+хранение лекарств».
По такой модели работают уже девять медорганизаций, четыре из которых в Якутске — Медцентр г. Якутска, поликлиника №1, городские больницы №2 и №3. В программу включены Амгинская, Алданская, Олекминская, Мирнинская и Нерюнгринская ЦРБ. В следующем году к ним присоединятся еще 40 учреждений.
— Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями и онкологией у нас стоит на первом месте. Что делается в этой области? Кардиоцентр и онкодиспансер строятся не в рамках нацпроекта.
— Артериальная гипертония остается самым распространенным заболеванием у взрослого населения не только на Дальнем Востоке, но и во всем мире. Если мы снизим уровень заболеваемости в этой области, то снизим общую смертность. В 2019 году на средства нацпроекта мы приобрели новый ангиограф для РБ2-ЦЭМП, в региональный сосудистый центр. Кроме этого, закупили необходимое оборудование на 97 млн рублей.
Обновленная материально-техническая база не решит все проблемы. Большая работа в рамках регионального проекта направлена на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, первичное выявление больных, также мы вкладываемся в обучение врачей, постоянный мониторинг хронически больных пациентов и открытие первичных сосудистых отделений.
— Что насчет онкологии?
— Министерством здравоохранения республики разработана полная маршрутизация для всех, у кого обнаружена патология. Открыты девять центров амбулаторной онкопомощи: четыре в Якутске, а также в Алданском, Мегино-Кангаласском, Нерюнгринском, Мирнининском и Нюрбинском районах.
Туда, как правило, отправляют пациентов после медосмотра в больнице уже с подозрением на онкологию, чтобы подтвердить диагноз, проводят расширенное обследование. Лечение можно пройти там же, в дневном стационаре, после уточнения диагноза и осмотра онкологом головного учреждения республики по профилю «онкология» — Якутского республиканского онкологического диспансера. В 2019 году около 46% диагнозов «злокачественное новообразование» диагностированы на 1 или 2 стадии заболевания, то есть на стадиях при которых велика вероятность излечения. Мы ставили себе план в 43% в 2019 году и 45% — в 2020-м. Но так как он перевыполнен, то цифры будут пересмотрены.
— Говоря о специалистах в селах, какова в республике обеспеченность врачами? Есть перекосы из-за «Земского доктора», когда большинство начинает уезжать в районы?
— Я бы так не сказала. Сейчас в городе врачу будет трудно найти работу, потому что обеспеченность специалистами тут хорошая, как и в центральных районах. Но отток кадров идет из Арктики. Нынешняя система оплаты труда дает небольшую разницу между центром и арктическими поселениями. Тот же «Земский доктор» одинаково платит миллион рублей любому врачу, куда бы он ни поехал.
Хотя есть такой момент, когда села центральной, заречной, вилюйской групп районов не чувствуют недостатка во врачах, а вот города чувствуют из-за «Земского доктора», который поддерживает только сельских медиков.
В 2019 году по программе “Земский доктор” и “Земский фельдшер” еще 30 муниципальных образований подписали соглашения на предоставление жилья
— В нацпроект также входит программа по экспорту медицинских услуг. Что она означает?
— Она в основном работает в центральных городах России, куда могут приехать иностранные пациенты, чтобы пройти лечение в лучших медучреждениях страны. В Якутии эта программа реализуется не совсем по этой схеме, так как нам привлекать иностранных граждан нет смысла из-за сложной транспортной логистики. Но мы лечим мигрантов.
Многие из приезжих сюда работать или учиться нуждаются в медицинской помощи, большинство тех, кто обращается в местные больницы — беременные женщины. Важно, чтобы они были готовы к рождению ребенка, проходили обследование до и после родов. Программа не обеспечивает их бесплатным медполисом, но направлена на то, чтобы информировать иностранцев о том, как и где можно оформить медицинскую страховку, где и как могут получить медицинскую помощь.
— В Якутии есть общая база данных, где содержится вся информация обо всех больных в республике?
— Во все медицинские организации внедрена единая система документооборота в рамках программы по цифровизации медицины. Более 6 тысяч рабочих мест в организациях оборудованы компьютерами с доступом к системе, но пока центральный портал, где будет вся информация, еще не запущен.
Как это будет работать? Скажем, человек попал без сознания в Центр экстренной медпомощи, но зная только его имя и фамилию, специалисты могут найти его амбулаторную карту в системе и убедиться, нет ли у него аллергии на какие-то препараты и хронических заболеваний. Еще бывают случаи, когда пациент, не долечившись, выписывается из больницы, то в поликлинике по его месту жительства «всплывает» уведомление о том, что пациенту необходимо продолжить лечение. Таким образом, куда бы не обратился больной, он сможет получить помощь в соответствии с его ранними болезнями.
Источник: ЯСИА, автор: Санаайа Иванова.
Источник: sakhatime.ru