Работа службы примирения направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта.
То есть это альтернативный путь разрешения конфликта.
Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами.
УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СИТУАЦИЯ КОНФЛИКТНАЯ МОЖЕТ БЫТЬ РАССМОТРЕНА СЛУЖБОЙ:
1) Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить.
2) Сторонам больше 10 лет.
3) Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки).
4) Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).
Учебная медиация
5) Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие взрослого ведущего.
Источник: soshbyngi.ru
Школьная служба примирения (медиации)

Служба примирения является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий обучающихся.
Служба примирения действует на основании действующего законодательства, устава школы и Положения о школьной службе примирения.
Школьная служба примирения — служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.
Школьная служба примирения как форма организации самостоятельной деятельности обучающихся по освоению навыков само- и взаимопомощи в процессе разрешения конфликтных ситуаций призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса.
Глобальная задача службы — сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным путем.
Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.
Руководителем школьной службы примирения (куратор) назначается социальный педагог, педагог-психолог или другие педагогические работники школы.
Основными действующими лицами в службе являются обучающиеся 7-9 классов — медиаторы, прошедшие специальное обучение по конфликтологии и восстановительной медиации.
Этапы становления службы примирения:
Обучающий (первое полугодие учебного года) — теоретический курс по методам эффективного взаимодействия и урегулирования конфликтов и технологии работы с посредником. Основными формами работы являются занятия по конфликтологии с добавлением информации о посредничестве и игры на закрепление навыков урегулирования конфликтов.
Создание службы медиации в школе
Тренировочный (второе полугодие учебного года) — включает приобретение опыта деятельности посредниками по реализации этапов проведения программ примирения (тренинговые занятия по проведению программ примирения между жертвой и обидчиком).
Практический этап заключается в практической работе по проведению программ примирения. Школьники – медиаторы помогают разрешить конфликтную ситуацию младшим школьникам. Обучающиеся — ведущие самостоятельно проводят ознакомительную работу со случаем, т.е. узнают от взрослого краткую информацию о происшедшем и общие сведения об участниках конфликта, встречаются со сверстниками с предложением принять участие в процедуре примирения, проводят предварительные встречи.
Принципы деятельности службы:
1. Принцип добровольности, предполагающий добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
2. Принцип согласия сторон, вовлеченных в примирительную программу. Основанием для начала работы может быть письменное заявление учителя, родителей или учащихся школы.
3. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программы сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
4. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Школьная служба примирения как команда взрослых и обучающихся стремится:
· При конфликте перевести общение в русло конструктивной коммуникации (рационального, разумного общения).
· Реализовать совместную деятельность (детей и взрослых) по улучшению школы как элемента самоуправления, перестраивающей существующий тип управления.
· Включить подростков во взрослую деятельность: участие в значимом для образования России инновационном проекте.
· Строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям как справедливость и ответственность.
· Дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений, разрешить ситуацию конструктивным способом.
· Снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
Процедура медиации – способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, осуществляется на основании обращения учащихся, родителей или педагога (личного обращения к медиаторам или через почту).
Переговоры с родителями по проведению примирительных программ проводит куратор службы примирения, если конфликтующие стороны не достигли 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
Примирительные программы проводятся на основании письменного соглашения о проведении процедуры медиации, в нем содержатся сведения о предмете спора, медиаторе, о порядке проведения процедуры медиации, расходах, о сроках проведения медиации.
Результатом медиации становится письменное медиативное соглашение, в котором содержатся сведения о предмете спора, медиаторе, проведенной процедуре медиации, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципа добровольности и добросовестности сторон.
Восстановительная медиация осуществляется с помощью примирительных программ, которые выбираются медиаторами, исходя из причины конфликта
Программа примирения жертвы и обидчика (встреча по заглаживанию вреда)
Применяется, когда есть криминальная ситуация и стороны признают свое участие в ней. Такая программа может задействовать большой спектр ситуаций: кражи, конфликты, хулиганство, вымогательство, вандализм, грабежи, угоны. Встречи жертвы и правонарушителя «лицом к лицу» направлены на создание условий преодолений последствий конфликта силами самих участников криминальной ситуации. Такая программа проводится, при условии, что обидчик признает свою ответственность за случившееся и хочет исправить ситуацию.
Медиатор помогает достичь взаимопонимания, разобраться с причинами, вызвавшими данную ситуацию, помогает выразить чувства, способствует принятию разумного решения конфликта.
Программа примирения в семье
При реализации данной программы акцент делается на изменение разрушительных для семьи отношений, взаимодействие ее членов и создание диалога. Такие программы особенно необходимы, поскольку именно в особенностях семьи и отношений в ней нередко заложены причины криминальной активности подростка.
Школьная и общественная конференция
Это более массовые программы примирения. Они необходимы тогда, когда ситуация затронула достаточно большое количество участников, и они испытывают потребность в нормализации отношений между ними. Сторонами конференции выступает группы людей или человек и группа. Стандартной ситуацией для проведения общественных или школьных конференций является решение вопросов, связанных с систематическим срывом занятий или прогулами. Такие конференции помогают также при разрешении затяжных конфликтов между классами, или обучающимся и классом, учителем и классом.
Задача медиатора помочь понять участникам конфликта, что нет «жертв» и «законченных отморозков», а есть люди, которые не поняли друг друга и не знают как конструктивно изменить ситуацию.
Семейная конференция
Программа включает в себя совместные действия семьи и ребенка по принятию ответственности за выход из криминальной ситуации и изменению поведения ребенка. Обучающимся не обязательно полностью возмещать причиненный ущерб. Важно, чтобы они приняли на себя ответственность. Кроме, того частично могут помочь и родители.
«Круги заботы»
Одна из самых сложных программ примирения. Такие круги проводятся в случаях, когда фактически разрушена или отсутствует семья. В этой ситуации необходимо создать эквивалент первичной социальной среды.
«Безопасность в школе – это….»
Школа — это маленькая часть общества, которая включает много людей: родителей, педагогов, учащихся, и от каждого зависит, каким это общество будет. А если смотреть глубже и дальше, то из детей, которые выйдут из школы, будет складываться наше общество в целом.
Безопасность в школе прежде всего зависит от взрослых, ведь именно они своими поступками и отношением к жизни учат нас, какими нам быть. Воспитывая своего ребенка, родители должны сформировать у него позитивное отношение к жизни, умение уважать мнение и чувства других людей, умение прощать, быть терпимым к разным людям, разумно разрешать конфликты, договариваться, а самое главное, быть добрым, дружелюбным, отзывчивым.
Педагоги должны культивировать добрые отношения между детьми, стараться разрешать конфликтные ситуации путем объяснений и договоренностей. Строить дружеские отношения со своими коллегами, родителями, детьми.
Учащиеся, особенно старших классов, должны стремиться разумно, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, помогать младшим.
Безопасность в школе — это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.
Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.
Именно так мы, медиаторы ШСП, видим безопасность в нашей школе. И от каждого из нас зависит, какой она будет. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.
Источник: shkolapodkyikogo.ru
Программа по медиации
1.1. Служба примирения является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательномучреждении.
Аккужина Дина Рустамовна
Содержимое разработки
Положение о школьной службе примирения
1. Общие положения
1.1. Служба примирения является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательномучреждении.
1.1. Служба примирения является альтернативой другим способам реагированияна споры, конфликты, противоправное поведения или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административногорешения по конфликту или правонарушению.
1.2. Служба примирения является приоритетным способом реагирования, тоесть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров имедиации образовательное учреждение может применить другие способы решенияконфликта и/или меры воздействия.
1.3. Допускается создание службы примирения только из педагогов и/илиспециалистов образовательного учреждения. В работе службы могут участвоватьспециалисты социального и психологического центра (службы), работающей вовзаимодействии с образовательным учреждением, где создана школьная службапримирения.
1.4. Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», данногоПоложения, ФГОС основного (полного) образования и «Стандартами восстановительноймедиации» от 2009 года.
2. Цели и задачи службы примирения
2.1. Целями службы примирения являются:
2.1.1. распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
2.1.2. помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров иконфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
2.1.3. организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.
2.1. Задачами службы примирения являются:
2.2.1. проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьныхвосстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров,конфликтов и противоправных ситуаций;
2.2.2. обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
2.2.3. организация просветительных мероприятий и информирование участниковобразовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации;
3. Принципы деятельности службы примирения
3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участиеучащихся (воспитанников) в организации работы службы, так и обязательное согласиесторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускаетсянаправление сторон конфликта и их законных представителей на предварительнуювстречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать впрограмме восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации.
3.1.1. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службыпримирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанныйими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.
3.1.2. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновноститой или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонамсамостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он долженотказаться от медиации или передать ее другому медиатору.
4. Порядок формирования службы примирения
4.1. В состав службы примирения могут входить учащиеся (воспитанники) 8-11классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Учащиесямладших классов могут участвовать в работе службы в качестве ко-медиаторов (вторыхмедиаторов).
4.2. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора образовательного учреждения.
4.2. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).
4.3. Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемым службой примирения самостоятельно.
5. Порядок работы службы примирения
5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтногоили криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательногоучреждения, членов службы примирения, родителей.
5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в томчисле на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения.
5.2. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция», «Семейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующиев образовательном учреждении формы работы. Если действия одной или обеих сторонмогут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведенияпрограммы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
5.3. Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в КДНиЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу.
5.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация образовательного учреждения и родители.
5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.
5.6. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другойвосстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либов случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии.
5.7. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальныйущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.
5.7. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
5.7.Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
5.8. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороныпришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменномпримирительном договоре или устном соглашении.
5.10. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.
5.10. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, службапримирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
5.11. При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога,психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологическихцентров).
5.12. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;
5.13. Руководитель (куратор) службы примирения обеспечивает мониторингпроведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации. Данные мониторинга передаются в Ассоциацию восстановительной медиации для обобщения и публикации статистических данных (без упоминания имен и фамилий участников программ).
5.14. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей.Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
5.15. Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.
5.16. По согласованию с администрацией образовательного учреждения и руководителем службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтаммежду педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его квалификация регулируется 193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
5.17. При необходимости, служба примирения получает у сторон разрешение наобработку их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных»152-ФЗ.
6. Организация деятельности службы примирения
6.1. Службе примирения администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).
6.1.Оплата работы куратора (руководителя) службы примирения может осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательного учреждения или из иных источников.
6.2.Поддержка и сопровождение школьной службы примирения может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями,имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.
6.3.Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе примирениясодействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов иучащихся (воспитанников).
6.4. Служба примирения в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом,социальным педагогом и другими специалистами образовательного учреждения.
6.5. Администрация образовательного учреждения содействует службе примирения ворганизации взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращенияпедагогов и учащихся (воспитанников) в службу примирения, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
6.6.В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие ввосстановительной медиации, «Круге сообщества» или «Семейной» или «Школьнойвосстановительной конференции»), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимостивозобновления административных действий принимается после получения информациио результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
6.7.Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества)медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.
6.8.Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрациейи службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогамис целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большемучислу желающих.
6.9. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которомувозбуждено уголовное дело, администрация образовательного учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а такжеиных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого,подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
6.10. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрациипредложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.1. Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательногоучреждения по предложению службы примирения, управляющего совета или органовсамоуправления.
7.2. Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной медиации».
МКОУ «Кулужбаевская основная общеобразовательная школа г.Челябинск
Челябинская область, Кунашакский район, д.Кулужбаева, ул. Школьная д.1
Выписка из приказа № _____ от_________
Утвердить состав школьной службы примирения:
- Аккужина Дина Рустамовна, организатор досуга детей — руководитель школьной службы примирения;
- Гатиатуллина Гульсира Хатибуловна – социальный педагог по Урукульскому сельскому поселению
- Измайлова Кристина — ученица 9 класса;
- Салихов Ильшат – ученик 9 класса;
Директор школы_______________/Шарипова О.Г./

-82%
Источник: videouroki.net