Макатон — это языковая программа, в которой сочетается звучащая речь, жесты и символы. Это уникальная программа, которая может применяться как системный мультимодальный подход к обучению коммуникации и речи, как источник высоко функционального лексикона для людей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними взаимодействует.
Публикация «Консультация для педагогов „Программа Макатон как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цель этой программы – дать возможность общения людям с физическими и интеллектуальными нарушениями. Макатон может использоваться как вспомогательная программа – когда жестовый язык используется одновременно с речью (при появлении ясной речи жесты убираются, либо как альтернативная, когда жесты полностью замещают речь.
Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы помогают общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи. Также программа учит детей устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях Жестикуляция стимулирует речевые зоны мозга, что способствует развитию артикуляционного аппарата ребёнка. В результате появление одной из форм коммуникации в жизни ребёнка приводит к социальному развитию и сокращает проявления поведенческих нарушений.
Для кого предназначена языковая программа Макатон
Макатон успешно используют педагоги для помощи детям с различными коммуникативными проблемами – в случаях интеллектуальных нарушений лёгкой, средней или тяжёлой степени, расстройства аутистического спектра, выраженных физических нарушений, сенсорных нарушений, нарушений речи. Языковую программу Макатон применяют более чем в 40 странах мира. В своей деятельности его могут применять воспитатели, учителя, логопеды, психологи и другие специалисты. Датой создания Макатона считают 1972 год, когда авторы Маргарет Уокер, Карен Джонстон и Тони Комфорс выпустили базовый словарь языка Макатон.
На сегодняшний день в России Макатон распространён нешироко, хотя им активно интересуются многие родители детей с проблемами общения и нарушениями речи. Главное отличие Макатона от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ.
Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь. Не следует забывать о том, что Макатон – это не вид терапии, а вспомогательный вид коммуникации, который позволяет человеку общаться. Одновременно с использованием Макатона, как правило, идёт интенсивная логопедическая работа.
Макатон отличается от жестового языка, используемого глухонемыми. Из языка глухонемых в упрощённом варианте заимствуются только некоторые, часто абстрактные понятия. Словарь Макатона – чётко структурированная система, состоящая из Основного словаря и Ресурсного словаря. Основной словарь включает около 450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном, бытовом общении (семья, еда, предметы, животные, основные глаголы действия и т. д.).
Альтернативные методы коммуникации для детей с ОВЗ/Макатон, PECS,PRoloquo2GO
Всего в Основном словаре 8 уровней и ещё один уровень – дополнительный. Ресурсный словарь (в британской версии 11000 понятий) в России пока не создан. Основной словарь создан на основе нескольких принципов: — ограничение количества слов, использование ключевых понятий,характеризующихся высокой функциональностью. — организация уровней Словаря в соответствии с коммуникационной значимостью, а также уровня сложности. — персонализация Словаря, возможность приспособления его к индивидуальным особенностям человека. — одновременное использование речи, жестов и символов.
Пример слов 1 уровня:
Мама, папа, брат, сестра, бабушка,
Печенье, еда, вода.
Туалет, кровать, кран, стол, стул.
Дом, машина, автобус.
Я, ты, где, что, пожалуйста, спасибо, здравствуй, до свиданья.
Спать, пить, есть, смотреть, стоять, умываться, принимать душ и др.
Ещё, хорошо, да, нет.
Пример слов 4 уровня:
Учитель, мастер, друг.
Школа, работа, музыка.
Карандаш, ручка, бумага, ножницы, клей, иголка, нитки, ключ и др.
Учить, читать, писать, рисовать, строить, работать, готовить и др.
В, на, под, верх, низ.
Выбор жестов характеризуется их лаконичностью, ясностью и простотой исполнения. Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух или одной руки. При этом жесты используются на трёх уровнях. На ключевом уровне жесты отражают только ключевые понятия. На функциональном уровне жесты отражают только глаголы действия. На полном уровне жесты отражают большинство слов в высказывании.
Жестам в Макатоне всегда соответствует выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идёт речь – обо мне или о собеседнике. Жест «смотреть», например, используется с указанием направления – на что смотреть.
Поскольку жесты используются вместе с речью, темп их – абсолютно естественный и спокойный. Использование символов имеет свои преимущества.
Символы улучшают понимание, являются дополнительным средством для выражения мыслей и чувств, мотивируют и привлекают пользователя, удерживают интерес, могут использоваться самостоятельно, иллюстрируют тот факт, что речь и письмо состоят из слов и звуков. Сложность использования символов заключается в том, что это требует большой работы по подготовке материала. Программы составляются индивидуально для каждого ребё нка: для одного ребёнка используются символы со словами, которые они обозначают, для другого, – с целыми фразами, для третьего – только символы, для кого-то – только слова. Можно использовать фотографии.
Символы используются на доске в качестве расписания, или в виде коммуникативных тетрадей. Метод использования символов интересен тем, что детям не обязательно слушать педагога, когда он читает текст, – они могут его сами посмотреть. Использование символов интересно ещё и тем, что оно структурирует мышление. При составлении фраз из символов они получаются законченными.
Публикации по теме:
«Югорский трамплин» — программа для детей, родителей и педагогов Внедряя программу «Югорский трамплин» на протяжении трех лет, достигли фундаментальных доверительных взаимоотношений всех субъектов дошкольного.
Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Радость общения с книгой. Метод «Сторисек» Цель : Познакомить педагогов с методом » Сторисек «, как способом развития интереса к чтению художественной литературы. Задачи: — передать.
Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.
Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.
Консультация для родителей «Игнорирование как метод наказания ребёнка» Многие родители в своих методах воспитания выступают против насилия и грубых мер. И это правильно. Но за основу наказания они выбирают метод.
Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.
Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.
План-конспект НОД по коммуникации. «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» План-конспект НОД по коммуникации «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» и составление коллективного рассказа по ней». Художественное творчество.
Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.
Источник: www.maam.ru
Программа Макатон как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации.
методическая разработка (1 класс) на тему
Языковую программу Макатон применяют более чем в 40 странах мира.
В своей деятельности его могут применять воспитатели, учителя, логопеды,
психологи и другие специалисты.
Датой создания Макатона считают 1972 год, когда авторы Маргарет
Уокер, Карен Джонстон и Тони Комфорс выпустили базовый словарь языка
Макатон . На сегодняшний день в России Макатон распространён
нешироко, хотя им активно интересуются многие родители детей с
проблемами общения и нарушениями речи.
Главное отличие Макатона от других программ альтернативной
коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия
информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ.
Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь.
Не следует забывать о том, что Макатон – это не вид терапии, а вспомогательный вид коммуникации, который позволяет человеку общаться.
Одновременно с использованием Макатона, как правило, идёт интенсивная
Макатон отличается от жестового языка, используемого глухонемыми.
Из языка глухонемых в упрощённом варианте заимствуются только некоторые, часто абстрактные понятия.
Словарь Макатона – чётко структурированная система, состоящая из
Основного словаря и Ресурсного словаря. Основной словарь включает около
450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном, бытовом
общении (семья, еда, предметы, животные, основные глаголы действия и
т.д.). Всего в Основном словаре 8 уровней и ещё один уровень –
дополнительный. Ресурсный словарь (в британской версии 11000 понятий) в
России пока не создан.
Основной словарь создан на основе нескольких принципов:
— ограничение количества слов, использование ключевых понятий,
характеризующихся высокой функциональностью.
— организация уровней Словаря в соответствии с коммуникационной
значимостью, а также уровня сложности.
— персонализация Словаря, возможность приспособления его к
индивидуальным особенностям человека.
— одновременное использование речи, жестов и символов.
Пример слов 1 уровня:
Мама, папа, брат, сестра, бабушка,
Печенье, еда, вода.
Туалет, кровать, кран, стол, стул.
Дом, машина, автобус.
Я, ты, где?, что?, пожалуйста, спасибо, здравствуй, до свиданья.
Спать, пить, есть, смотреть, стоять, умываться, принимать душ и др.
Ещё, хорошо, да, нет.
Пример слов 4 уровня:
Учитель, мастер, друг.
Школа, работа, музыка.
Карандаш, ручка, бумага, ножницы, клей, иголка, нитки, ключ и др.
Учить, читать, писать, рисовать, строить, работать, готовить и др.
В, на, под, верх, низ.
Выбор жестов характеризуется их лаконичностью, ясностью и простотой исполнения. Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух или одной руки. При этом жесты используются на трёх уровнях. На ключевом уровне жесты отражают только ключевые понятия. На функциональном уровне жесты отражают только глаголы действия.
На полном уровне жесты отражают большинство слов в высказывании. Жестам в Макатоне всегда соответствует выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идёт речь – обо мне или о собеседнике. Жест «смотреть», например, используется с указанием направления – на что смотреть. Поскольку жесты используются вместе с речью, темп их – абсолютно естественный и спокойный.
Использование символов имеет свои преимущества. Символы улучшают
понимание, являются дополнительным средством для выражения мыслей и
чувств, мотивируют и привлекают пользователя, удерживают интерес, могут
использоваться самостоятельно, иллюстрируют тот факт, что речь и письмо
состоят из слов и звуков. Сложность использования символов заключается в
том, что это требует большой работы по подготовке материала. Программы
составляются индивидуально для каждого ребёнка: для одного ребёнка
используются символы со словами, которые они обозначают, для другого, – с
целыми фразами, для третьего – только символы, для кого-то – только слова.
Можно использовать фотографии. Символы используются на доске в качестве расписания, или в виде коммуникативных тетрадей. Метод
использования символов интересен тем, что детям не обязательно слушать
педагога, когда он читает текст, – они могут его сами посмотреть. Использование символов интересно ещё и тем, что оно структурирует
Как помочь заговорить людям с нарушениями речи
Что дает программа «Макатон» детям и взрослым с нарушениями развития и расстройствами речи
Полина Сурнина журналист
Испытывать проблемы с речью могут взрослые и дети с разными нарушениями здоровья – от детского аутизма до старческой деменции, от ДЦП до умственной отсталости и нарушений слуха. Но если человек не может говорить, это не значит, что у него нет мыслей и чувств, что ему не нужно общение. Возможно, пособия для альтернативной коммуникации с людьми, у которых есть трудности со звучащей речью, вскоре будут так же распространены, как пандусы для колясок.
Другие способы “говорить”
Для людей с трудностями коммуникации логопедами-дефектологами придуман специальный термин – альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК). Альтернативная коммуникация нужна, когда речи нет совсем. Дополнительная – когда понимание и речь есть, но в недостаточном объеме.
Один из самых известных примеров АДК – это система обмена карточками PECS (Picture Exchange Communication System), разработанная в 1985 году в США. С ее помощью дети и взрослые с аутизмом, которые часто не могут выразить свои желания словами, могут выстраивать целые предложения и фразы. Обычно у пользователя системы PECS всегда с собой альбом с набором карточек на липучках, с помощью которых он может объясниться в семье, в магазине, попросить о помощи.
В последнее время активно развивается производство компьютерных программ и электронных коммуникаторов, при помощи которых человек с трудностями коммуникации может стать свободнее. Один из самых интересных российских проектов программного обеспечения – LINKa. Это бесплатные программы, которые помогают людям с нарушениями речи, движения и интеллекта общаться с миром при помощи одной кнопки, джойстика или просто взгляда. Разрабатывает LINKa Иван Бакаидов – талантливый программист с ДЦП из Санкт Петербурга.
Полвека назад в Великобритании появился еще один способ, с помощью которого могут общаться люди с нарушениями развития и речевыми расстройствами.
Слова, жесты и картинки
«Макатон» – языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и картинки-символы. Ее разработала в 1970-х годах британский логопед и дефектолог Маргарет Уокер для взрослых с нарушениями развития, живущих в интернате. Впоследствии «Макатон» был адаптирован для детей и взрослых с различными нарушениями развития, людей с речевыми расстройствами, пожилых людей с деменцией и последствиями инсульта. Сейчас программу используют более чем в 50 странах мира, включая Польшу, Индию, Кувейт и Японию. В Россию «Макатон» пришел в 2008 году благодаря центру лечебной педагогики «Особое детство».
Для множества людей с тяжелыми коммуникативными и интеллектуальными нарушениями «Макатон» стал голосом, который позволяет им общаться с окружающими и участвовать в жизни семьи и общества. В этой программе речь всегда используется совместно с жестами и символами, и это позволяет наладить общение в самых разных ситуациях.
Люди, у которых нет речи или она неразборчива, могут использовать жесты. Символы (напечатанные на карточках или нарисованные от руки) помогают «говорить» тем, кто не может жестикулировать, а также позволяют людям, которые говорят отдельные слова, выстраивать полные предложения. Модальности можно комбинировать: например, человек может понимать собеседника благодаря жестам, сопровождающим речь, а сам для общения использовать символы.
Благодаря «Макатону» мама неговорящего ребенка может узнать, что ему понравилось на занятии или что он хотел бы съесть на ужин – и это единственный способ получить эту информацию. «Макатон» рекомендуется использовать всегда, когда есть риск возникновения коммуникативных трудностей. Например, в Великобритании маленьких детей с нарушениями слуха начинают обучать по этой программе перед установкой кохлеарного имплантата, чтобы они могли общаться с его помощью, когда уже слышат, но еще не научились говорить. Другой пример – использование жестов и символов «Макатона» с детьми в группах раннего развития, которое способствует профилактике коммуникативных нарушений и развитию речи.
Кроме того, благодаря «Макатону» можно донести важную и актуальную информацию. Например, во время пандемии вышел буклет о том, как объяснить людям с трудностями коммуникации, что такое коронавирус. Его подготовила команда Центра лечебной педагогики по развитию и адаптации программы «Макатон» в России.
Как устроен «Макатон»
Программа включает в себя почти 500 слов, необходимых в повседневном общении. Они организованы по стадиям с постепенным усложнением: от повседневных понятий, таких как «мама» и «еда», до сложных и абстрактных, таких как «выбирать» и «последний». Получившийся словарь охватывает все основные стороны жизни и включает в себя понятия, актуальные как для детей («мишка», «песочница»), так и для взрослых («зарплата», «курить»).
Каждому слову соответствуют жест и символ. В России это частично адаптированные жесты Русского жестового языка, РЖЯ. В подборе необходимых жестов участвовали эксперты по РЖЯ, руководители Центра образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой Анна Комарова и Татьяна Давиденко.
В отличие от жестов, символы – это универсальная система, единая для разных стран, но учитывающая культурные особенности каждой. Так, уникальными для России являются символы «баня», «печка», «пирожок» и другие.
Общаться – важнее, чем правильно выговаривать звуки
Есть распространенный стереотип – что человек перестанет пытаться освоить звучащую речь, если научится жестам и символам. Однако у любого ребенка жесты появляются раньше слов, а с развитием звучащей речи постепенно уходят из обращения, потому что разговаривать удобнее. То же самое показывают все крупные исследования в этой области.
В России многие специалисты и родители не понимают важности развития коммуникации у людей с особенностями и ставят звучащую речь на первое место. Из-за этого многие дети и взрослые с нарушениями развития могут оказаться в очень трудной ситуации, когда собственная коммуникация не развивается, а работа ведется в основном над правильным произношением звуков.
Современный подход к работе с людьми с нарушениями, которые не начинают говорить сами, подразумевает использование всех доступных средств коммуникации (речи, жестов, картинок, технических средств и др.). Это позволяет развивать и понимание речи, и способность сообщать о себе («я хочу…», «дай мне…», «мне не нравится…», «мне плохо, потому что…»).
Определенные сложности с применением «Макатона» в России могут быть связаны с тем, что пока пользователей этой программы не очень много. Если в Польше родители могут переводить ребенка в другой детский сад, точно зная, что «Макатон» там тоже будет, то у нас в стране им пользуются далеко не во всех учреждениях (в Москве это, например, центр лечебной педагогики «Особое детство», центр «Пространство общения», Свято-Софийский социальный дом и другие). Именно поэтому команда по развитию программы видит своей долгосрочной задачей работу над ее широким распространением. Это позволит людям с нарушениями развития поменять учебную организацию или даже переехать в другой регион – и по-прежнему быть понятыми.
Кому помог «Макатон»
Варваре 25 лет, диагноз – органическое поражение центральной нервной системы. Говорит несколько слов, неплохо понимает обращенную речь, относящуюся к повседневной жизни. До 20 лет пользовалась жестами собственного изобретения, которые понимала только ее мама.
Варя с энтузиазмом отреагировала, когда педагог показал ей первые жесты программы «Макатон». Обнаружилось, что девушка легко их запоминает и с удовольствием повторяет. Сейчас, пять лет спустя, Варя активно использует жесты для коммуникации: самостоятельно показывает около двадцати, понимает около ста.
Когда Варя использует жесты программы «Макатон», которые понимают окружающие ее педагоги и ребята, она более спокойна, чувствует себя уверенней, не кричит, чтобы добиться желаемого, как делала раньше. Любимое времяпрепровождение девушки – «жестовое пение», когда человек под музыку показывает жесты, соответствующие тексту песни.
Также у Вари есть коммуникативная книга, в которой находятся карточки со всеми известными ей символами. С их помощью она может показать, чего хочет, и даже составить предложение из нескольких символов.
Феде 9 лет, диагнозы – синдром Дауна и нарушение слуха. До 4 лет он находился в доме ребёнка, сейчас живет в семье. Занимается с сурдопедагогом и логопедом, может произносить отдельные слова, часто по слогам.
Когда мама показала Феде жесты программы «Макатон», он сразу начал их повторять, быстро запомнил и стал использовать в подходящих ситуациях. Мальчик начал пытаться произносить новые слова, показывая жесты. Хотя Федя использует «Макатон» только месяц, он уже очень полюбил жесты программы и всегда радуется, когда взрослые общаются с ним с помощью жестов.
Родители тоже в восторге, они не ожидали, что жесты так замотивируют сына к общению и окажутся настолько удобным и доступным инструментом для коммуникации. Братья и сестра Феди с удовольствием запоминают жесты и используют их не только с ним, но и друг с другом.
Где и как можно изучить программу «Макатон»
За то, как программу адаптируют в разных странах, отвечает британский благотворительный фонд The Makaton Charity. В России его эксклюзивным представителем является центр лечебной педагогики «Особое детство». Специалисты ЦЛП регулярно проводят обучающие тренинги, а весной 2020 года запустили вебинар «Макатон: введение в программу». На нем можно получить базовое представление о языковой программе и ее жестах и символах.
Начиная с 2013 года, российская команда обучила более пятисот человек из разных регионов России и стран СНГ. Среди них специалисты, работающие с детьми и взрослыми с особенностями развития, родители и волонтеры. Освоение материала происходит быстро: за два дня слушатели успевают узнать много нового о коммуникации с особыми людьми и потренироваться в использовании жестов и символов.
Фото: Екатерина Мурадян, Виктория Глотикова
Источник: www.7ya.ru