Спасибо, мы перезвоним или напишем по указанным для обратной связи данным
САПО Система
автоматизированного
поиска ответов
Что такое «Макатон»?
МАКАТОН (МАCATON) – это уникальная языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы. Все это используется, чтобы помочь людям с различными нарушениями коммуникации общаться.
Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.
В то же время Макатон разрабатывался с целью поддержки устной речи, поэтому жесты и символы используются вместе с речью, в том же порядке, в каком произносится устная фраза.
Главное отличие Макатон от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога.
Макатон — уникальная языковая программа с использованием жестов
Макатон – очень гибкая программа, которая может быть адаптирована под нужды каждого и применяться на подходящем для него уровне.
Макатон применяют в более чем 40 странах мира.
Макатон – прежде всего вспомогательный вид коммуникации, и лишь в случае, когда развитие речи невозможно, он становится альтернативным.
Не следует путать Макатон и жестовый язык, который используют глухонемые. Макатон – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять. Из языка глухонемых в упрощенном варианте заимствуются только некоторые понятия.
Для кого это предназначено?
Макатон успешно используется в работе с детьми и взрослыми с широким спектром коммуникативных трудностей: с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, синдромом Дауна, с различными психо-неврологическими заболеваниями, а также для детей с нарушениями слуха. Иными словами, данная система может применяться, если у детей есть следующие трудности:
- Удерживать внимание и слушать другого человека;
- Понимать речь других;
- Прогнозировать дальнейшее развитие событий;
- Осуществлять процесс говорения;
- Говорить так, чтобы другие их поняли;
- Сообщать другим о своих чувствах, желаниях, мыслях
- предпочтениях;
- Обучаться письму и чтению.
Если ребенок обучается данной системе, его окружение (родители, специалисты, родственники и друзья, представители социальных и образовательных учреждений) также ее используют.
Некоторые специалисты утверждают, что Макатон помогает и полностью здоровым детям успешнее овладеть речью.
Что дает использование системы Макатон?
- Осуществление простой коммуникации (общения);
- Помощь в понимании других людей;
- Развитие языковых навыков и способностей;
- Облегчение социального взаимодействия;
- Выстраивание взаимоотношений с другими;
- Стремление к равным возможностям для всех;
- Подготовка к обучению письму и чтению.
Что входит в систему Макатон?
Словарь
Количество понятий основного словаря ограничено (всего около 450 слов). Туда входят понятия, связанные с повседневным бытом и окружением человека (семья, еда, предметы, животные, здания, погода, время, числа, чувства, отношения, основные глаголы действия и т.д.). Всего в основном словаре 8 уровней (связанных также с уровнем сложности) и 9 уровень – дополнительный.
Как можно выучить Макатон?
Уровни словаря построены так, что на первом месте оказались слова, позволяющие выразить потребности человека и договориться с собеседником, кроме того уровни отличаются друг от друга по сложности (обучение поделено на этапы).
Для людей с большими коммуникационными потребностями существует дополнительный словарь (около 7000 слов). В нем слова разделены по категориям: люди, профессии, транспорт, чувства, хобби и т.д.
Жесты
В программы вошли жесты, которые наиболее часто, спонтанно используются детьми для обозначения понятий, а также те, которые являлись частью естественного общения. Выбор жестов также характеризовался их ясностью и простотой исполнения. Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух или одной руки.
Грамматика
Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь. Это очень важное правило.
Как используется Макатон?
Макатон может использоваться как вспомогательная программа (в этом случае жестовый язык используется одновременно с речью, когда появляется ясная речь, жесты убираются) либо как альтернативная (когда жесты полностью замещают речь).
Полная версия жестового языка предназначена для случаев:
- Когда имеются достаточно высокие интеллектуальные способности (в этом случае МАКАТОН – один из этапов перед переходом на более высокий уровень, например – элементы жестового языка глухонемых);
- Когда имеют место комплексные нарушения развития (например, когда к интеллектуальной недостаточности прибавляется глухота), окружение которых использует язык глухонемых.
Жестам в МАКАТОНе всегда сопутствует соответствующее выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идет речь – обо мне, или о собеседнике. Жест «смотреть», например, используется с указанием направление – на что смотреть. Поскольку знаки используются вместе с речью, темп их – абсолютно естественный и спокойный.
Как начинать обучение?
Формирование индивидуального словаря (отбор наиболее значимых понятий). Составляется список А и список В
Список А – понятия, которые мотивируют, связаны с личным опытом, могут использоваться в различных ситуациях. Это то, на что будут провоцировать ребенка, чтобы он самостоятельно их использовал («есть», «пить», «сок», «яблоко», «конфета», «мама», «папа» и т.д.).
Список В – используется для создания смыслового контекста сообщения. Взрослый использует этот список для лучшего понимания его ребенком, но специально этим жестам, символам не учит (например, «садись», «вставай», «иди сюда», «дай», «смотри» и т.д.).
Далее слова объединяются в тематические группы, в рамках которых они будут изучаться.
Затем начинается применение жестов и символов в разных условиях и ситуациях.
И, наконец, – ребенок спонтанно использует жесты и символы в естественной среде.
Как улучшить понимание символов и жестов?
- Использовать в работе реальные объекты и игрушки, картинки и фотографии;
- Соотносить (сравнивать) жесты и символы;
- Применять метод поэтапного обучения при выполнении повседневных дел.
Что важно учесть при обучении?
- Необходимо расширять словарный запас – не стоять на месте, вводить новые слова;
- Обучать глаголам;
- Соединять слова друг с другом для построения фраз – «иди кушать», «садись на стул», «где мама», «дай сок», «не хочу мыться»;
- Партнер по общению (взрослый) должен использовать фразы из 2х и более слов-жестов;
- Двигаться в сторону связной речи – использовать предлоги (и, в, на, под);
- Работать над развитием социальных навыков и поощрять использование жестов и символов.
Как можно использовать Макатон?
- Совместное составление расписания с использованием символов;
- Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением;
- Совместное рассматривание (название, что с этим делают, какого цвета, формы и т.д.);
- Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображать, рисовать его);
- Картинки, графические изображения прикрепляются в самых распространенных местах, вводятся в быт (маркируются предметы и помещение);
- Соотнесение объектов и картинок с написанным словом;
- Игра в лото, парные картинки и др.;
- Составление ритмических стихов с жестами;
Кроме того, символы привлекательны для детей с особенностями развития и помогают удерживать интерес.
Сопровождение сайта осуществляется с использованием гранта
Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества,
предоставленного Фондом президентских грантов
Источник: www.help.happy59.com
Презентация, доклад на тему Языковая программа Макатон — как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации в коррекционно-развивающей практике учителя логопеда.
Макатон — это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая общаться людям с ОВЗ. Цель этой программы – дать возможность общения людям с физическими и интеллектуальными нарушениями.
- Главная
- Педагогика
- Языковая программа Макатон — как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации в коррекционно-развивающей практике учителя логопеда.
Слайд 1Языковая программа «Макатон» — как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации в коррекционно-развивающей практике
учителя логопеда.
Подготовила :
учитель логопед
Олеся Николаевна
Присухина
Слайд 2Макатон — это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и
звучащей речи, помогающая общаться людям с ОВЗ. Цель этой программы – дать возможность общения людям с физическими и интеллектуальными нарушениями.
Слайд 3Макатон был разработан в Великобритании в 70-х годах ХХ в. Логопедом
дефектологом Маргарет Уокер. Сейчас программа широко используется в школах, больницах, социальных службах Великобритании, а также адаптирована в более чем 40 странах мира.
Языковая программа — МАКАТОН
Слайд 4Само название — это аббревиатура, где «Ма» — это Маргарет, «ка»
— Кэти (Kathy) и «тон» — Тони. Кэти Джонстон (Kathy Johnston) и Тони Корнфорт (Tony Cornforth) — коллеги Маргарет, члены Британской ассоциации глухих и немых (сейчас Британская ассоциация глухих,The British Deaf Association (BDA)).
Языковая программа — МАКАТОН
Слайд 5Пользователи Макатона — дети и взрослые с широким спектром коммуникативных трудностей
(с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, генетическими синдромами, множественными нарушениями и т. д.), а также их окружение: родители, специалисты, родственники и друзья, представители социальных и образовательных учреждений.
Слайд 6Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь
или речь которых неразборчива.
Символы помогают общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.
Также программа учит детей устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях.
Жестикуляция стимулирует речевые зоны мозга, что способствует развитию артикуляционного аппарата ребёнка.
В результате появление одной из форм коммуникации в жизни ребёнка приводит к социальному развитию и сокращает проявления поведенческих нарушений.
Слайд 7Не следует путать МАКАТОН и жестовый язык, который используют глухонемые.
МАКАТОН
– это система упрощенных жестов,
которые легко показать и,
что самое главное,
легко понять.
Из языка глухонемых в упрощенном варианте заимствуются только некоторые, часто абстрактные понятия.
Слайд 8ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ МАКАТОНА ОТ ДРУГИХ ПРОГРАММ альтернативной коммуникации – это использование
разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ.
Слайд 9Три уровня использования жестов
1) Ключевой уровень:
жесты отражают только ключевые понятия.
2) Функциональный уровень:
жесты
отражают только глаголы действия.
3) Полный уровень:
жесты отражают большинство слов в высказывании.
Слайд 10Словарь Макатона
Словарь Макатона – чётко структурированная система, состоящая из Основного
словаря и Ресурсного словаря.
Основной словарь включает около 450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном, бытовом общении (семья, еда, предметы, животные, основные глаголы действия и т.д.).
Всего в Основном словаре 8 уровней и ещё один уровень –дополнительный.
Ресурсный словарь (в британской версии 11000 понятий) в России пока не создан.
Слайд 11Пример слов I уровня:
Мама, папа, брат, сестра, бабушка,
Печенье, еда, вода.
Туалет, кровать,
кран, стол, стул.
Дом, машина, автобус.
Я, ты, где?, что?, пожалуйста, спасибо, здравствуй, до свиданья.
Спать, пить, есть, смотреть, стоять, умываться, принимать душ и др.
Ещё, хорошо, да, нет.
Пример слов IV уровня:
Учитель, мастер, друг.
Школа, работа, музыка.
Карандаш, ручка, бумага, ножницы, клей, иголка, нитки, ключ и др.
Учить, читать, писать, рисовать, строить, работать, готовить и др.
В, на, под, верх, низ.
Слайд 12Преимущества использования макатона:
Коммуникация необходима для установления и развития контактов, передачи опыта
между людьми в результате совместной деятельности.
При отсутствии у людей вербальной коммуникации её заменяет альтернативная коммуникация.
Альтернативная коммуникация может использоваться как полная альтернатива вербальной речи или как дополнение к ней.
Из нескольких существующих систем альтернативной коммуникации выбор необходимо делать, учитывая особенности и возможности каждого конкретного человека.
Программа Макатон выгодно отличается от многих систем альтернативной коммуникации, поскольку обеспечивает мультимодальный подход в обучении коммуникации и речи.
Слайд 13Адаптированная программа
коррекционных логопедических занятий
«Альтернативная коммуникация» с использованием метода обучения коммуникации
Слайд 14Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков у обучающегося с ОВЗ,
с использованием средств программы Макатон.
Основные задачи:
Учить ребёнка овладевать доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрeссивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Развивать речь, как средство общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка.
Способствовать успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с ОВЗ.
Слайд 15ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Слайд 16 Направления работы коррекционного этапа:
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Развитие зрительно-моторной
координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Развитие импрeссивной и экспрессивной речи.
Слайд 17ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Потребность в коммуникации.
2. Способность понимать обращённую
речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, символов.
3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
-использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них жестом;
-использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;
-использовать графические изображения (символы) объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
4. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
5. Умение использовать вербальные средства коммуникации.
Слайд 18Полная версия жествого языка предназначена либо для пользователей с высокими познавательными
и интеллектуальными способностями, либо для людей с комплексными нарушениями.
Слайд 19ПРИМЕРЫ ПРОСТЫХ ЖЕСТОВ
Слайд 20ЖЕСТЫ МАКАТОНА
В программы вошли жесты, которые наиболее часто, спонтанно используются детьми для обозначения
понятий. Некоторые жесты были заимствованы из польского языка глухонемых. Верификация программы длилась 4 года, только после этого появилась окончательная версия. Выбор жестов также характеризовался их лаконичностью и ясностью и простотой исполнения. Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух или одной руки.
Слайд 21Жестам в МАКАТОНе всегда сопутствует соответствующее выражение лица, интонация, движения тела,
пространственная ориентация. Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идет речь – обо мне, или о собеседнике.
Слайд 22Способность общаться —
один из самых важных навыков, необходимых нам в
Слайд 23Список литературы
makaton.ru
Norwenalis.livejournal.com
Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной
коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3.
Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с без речевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011
Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995
Дедюхина, Г.В. Кириллова, Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М.: Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997
Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2012
Макатон. Основной словарь. Символы // Под ред. Т.А. Бондарь. –М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014
Матвеева, О.В. Альтернативная коммуникация (из практики работы). // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. –№7. – С. 42 – 47.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рудакова, Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – С. 20 – 22.
Течнер, С., Мартинсен, Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. – М.: Теревинф, 2014
Худенко, Е.Д., Дедюхина, Г.В., Кириллова, Е.В. Как организовать общение с неговорящим ребенком: Метод, пособие. Сб. № 1. М., 2007
Источник: shareslide.ru
Выступление «Использование программы Макатон для формирования коммуникативных навыков у детей с глубокой и тяжелой умственной отсталостью и ТМНР»
Скачать
презентацию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная общеобразовательная школа — интернат
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ МАКАТОН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Подготовила Панкратова Елена Владимировна, учитель начальных классов
Среди наших учащихся с ГУО и ТМНР у 92 % не сформирована устная речь. В общей системе обучения и воспитания детей с ГУО и ТМНР большая роль принадлежит формированию коммуникации. Дети развиваются в общении и поэтому перед коллективом педагогов остро встала проблема освоения альтернативных средств коммуникации, которые бы способствовали более успешному взаимодействию с неговорящими детьми и позитивно влияли на развитие познавательной, эмоциональной, двигательной сферы ребенка. Формирование и развитие коммуникативных навыков и средств общения у детей с множественными нарушениями является одним из специфических и трудных разделов работы.
В марте 2018 наши педагоги прошли обучение по программе «Макатон». Макатон — это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться.
Макатон был разработан в Великобритании в 70-х годах логопедом и дефектологом Маргарет Уокер. Сейчас она адаптирована в более чем 40 странах мира.
Почему именно Макатон?
Главное отличие Макатон от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Мы добавляем к символу еще и слово, с целью развития навыков глобального чтения. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога.
Например, кукла. Показывается жест, символ, слово «Кукла», произносится «Кукла»
Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать (например, детям с ДЦП) или предпочитает графическое выражение речи.
Символы довольно просты и доступны пониманию умственно отсталого ребенка.
В то же время Макатон разрабатывался с целью поддержки устной речи, поэтому жесты и символы используются вместе с речью, в том же порядке, в каком произносится устная фраза. (Девочка смотрит телевизор)
В русской версии программы Макатон многие жесты были заимствованы из русского жестового языка, что, несомненно, является плюсом так как делает ее достаточно универсальной.
Полная версия языковой программы Макатон включает в себя 2 словаря:
Основной словарь является фундаментом программы. В него входят наиболее важные понятия, распределенные по стадиям по принципу усложнения. С него начинают работу в рамках обучения по программе Макатон.
Ресурсный словарь, состоящий из множества понятий, распределённых по разнообразным темам (музыка, досуг, домашнее хозяйство, кулинария и пища, и др.). Он необходим тем людям, возможности которых позволяют им выйти за пределы ограниченного основного словаря с тем, чтобы расширить свой жизненный опыт.
Обучение начинается с формирования индивидуального словаря (отбора наиболее значимых понятий). Составляется список А и список В.
Список А – понятия, которые мотивируют, связаны с личным опытом, могут использоваться в различных ситуациях. Это то, на что будут провоцировать ребенка, чтобы он самостоятельно их применял («есть», «пить», «сок», «яблоко», «конфета», и т.д.).
Далее слова объединяются в тематические группы, в рамках которых они будут изучаться. Затем начинается применение жестов и символов в разных условиях и ситуациях. И, наконец, – ребенок спонтанно использует жесты и символы в естественной среде.
Список В – необходим для создания смыслового контекста сообщения. Взрослый использует этот список лучшего понимания его ребенком, но специально этим жестам, символам не учит (например, для «садись», «вставай», «иди сюда», «дай», «смотри» и т.д.). Это дополнительные жесты, которые педагог будет использовать на уроке (занятии) с целью лучшего понимания его обучающимися.
Жесты могут быть объединены в тематические блоки, такие как: социальное взаимодействие, гигиена и уход, еда и напитки, повседневные действия и др. Эти жесты могут использоваться на всех уроках, занятиях и в разные режимные моменты.
Тематические блоки жестов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (контакты): «я/мне»; «ты/тебе», «здравствуй/привет»; «до свидания/пока»; «дай»; «да»; «нет»; «спасибо», «где?», «что?», «здесь», «там», «иди сюда»
ГИГИЕНА И УХОД: «туалет»; «мыть руки»; «кран», «мыться», «чистый», «грязный».
ЕДА И НАПИТКИ: «еда», «вода»
ГЛАГОЛЫ (действия): ««есть»; «пить»; «смотреть»; «сидеть/садиться»; «вставать»; «гулять», «идти», «стоять», «бежать».
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОЧСТИ: «мыть»; «учиться», «читать», «писать», «рисовать», «резать (ножницами)», «клеить», «лепить», «петь», «делать», «играть».
ОЦЕНОЧНЫЕ ЖЕСТЫ: «молодец», «хорошо/хороший», «плохо/плохой».
Методику обучения жестам мы разработали самостоятельно, совместно с нашими логопедами.
Кратко о методике обучения новому жесту:
Сначала обследуется натуральный объект, отмечаются его существенные признаки, потом постепенно вводится предметная картинка, чтобы ребенок мог соотносить ее с натуральным объектом, далее следует символ и показ слова. Педагог каждый раз произносит название объекта, упражняет ребенка в узнавании и различении объекта, изображения, и в конечном итоге отрабатывает показ жеста и упражняет в запоминании символа. На обучение новому жесту и символу отводится минимум 2 урока, впоследствии он повторяется, в том числе и в процессе осуществления межпредметных связей.
Рисуем мячик – повторяем жест и символ «Мяч»;
На предмете «Человек» — повторяем «Мыть руки», «Кран»
«Окружающий социальный мир» — жесты «Дом», «Стул», «Стол», «Телевизор», «Окно», «Тётя», «Дядя», «Бабушка», «Дедушка»
«Окружающий природный мир» — «Дерево», жесты, обозначающие животных.
Развивающие и обучающие задания, проводимые в игровой форме позволяют создавать благоприятную атмосферу и поддерживать интерес детей к процессу общения. Вот некоторые упражнения, которые мы применяем на уроках предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:
— работа с силуэтными и контурными картинками – облегчает процесс соотнесения объемного предмета и плоскостного изображения.
— выкладывание символа из геометрических фигур и счетных палочек улучшает процесс запоминания символа.
— дидактические игры по принципу «Лото», где детям предлагается разложить символы на соответствующие предметные картинки
— упражнение по такому же принципу, может браться сюжетная картинка с несколькими объектами (например, с персонажами сказки)
— выкладывание коротких предложений или словосочетаний из символов с опорой на сюжетную картинку «девочка ест»
— Показать жестом предмет (ребенок показывает «Дедушка», «Бабушка»)
— в процессе реализации межпредметных связей: рисуем корову, дети повторяют жест «Корова»
— Ребенок оценивает свою работу: «Хорошо»
Наши педагоги разработали систему символов для составления расписания уроков. Расписание составляется на каждый день.
Для неговорящих детей сделали коммуникативные брелоки
Важно соблюдать основные правила общения с детьми:
1. Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать.
2. Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом.
3. Постарайтесь говорить мало и не быстро.
4. После своих реплик оставляйте паузы для ответа.
5. Если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от чего он отказался.
6. Не забывайте обращаться к ребенку по имени!
Многочисленные учебные и бытовые ситуации дают возможность активно использовать данные жесты, а следовательно, и закреплять. Благодаря внедрению и использованию педагогами жестов и символов в учебно-воспитательном процессе у обучающихся с ГУО и ТМНР появится возможность лучше понимать происходящее вокруг.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai