Программа макатон как метод

Содержание

Спасибо, мы перезвоним или напишем по указанным для обратной связи данным

САПО Система
автоматизированного
поиска ответов

Что такое «Макатон»?

МАКАТОН (МАCATON) – это уникальная языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы. Все это используется, чтобы помочь людям с различными нарушениями коммуникации общаться.

Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.

В то же время Макатон разрабатывался с целью поддержки устной речи, поэтому жесты и символы используются вместе с речью, в том же порядке, в каком произносится устная фраза.

Главное отличие Макатон от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога.

Макатон — уникальная языковая программа с использованием жестов

Макатон – очень гибкая программа, которая может быть адаптирована под нужды каждого и применяться на подходящем для него уровне.

Макатон применяют в более чем 40 странах мира.

Макатон – прежде всего вспомогательный вид коммуникации, и лишь в случае, когда развитие речи невозможно, он становится альтернативным.

Не следует путать Макатон и жестовый язык, который используют глухонемые. Макатон – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять. Из языка глухонемых в упрощенном варианте заимствуются только некоторые понятия.

Для кого это предназначено?

Макатон успешно используется в работе с детьми и взрослыми с широким спектром коммуникативных трудностей: с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, синдромом Дауна, с различными психо-неврологическими заболеваниями, а также для детей с нарушениями слуха. Иными словами, данная система может применяться, если у детей есть следующие трудности:

  • Удерживать внимание и слушать другого человека;
  • Понимать речь других;
  • Прогнозировать дальнейшее развитие событий;
  • Осуществлять процесс говорения;
  • Говорить так, чтобы другие их поняли;
  • Сообщать другим о своих чувствах, желаниях, мыслях
  • предпочтениях;
  • Обучаться письму и чтению.

Если ребенок обучается данной системе, его окружение (родители, специалисты, родственники и друзья, представители социальных и образовательных учреждений) также ее используют.

Некоторые специалисты утверждают, что Макатон помогает и полностью здоровым детям успешнее овладеть речью.

Что дает использование системы Макатон?

  • Осуществление простой коммуникации (общения);
  • Помощь в понимании других людей;
  • Развитие языковых навыков и способностей;
  • Облегчение социального взаимодействия;
  • Выстраивание взаимоотношений с другими;
  • Стремление к равным возможностям для всех;
  • Подготовка к обучению письму и чтению.

Что входит в систему Макатон?

Словарь

Количество понятий основного словаря ограничено (всего около 450 слов). Туда входят понятия, связанные с повседневным бытом и окружением человека (семья, еда, предметы, животные, здания, погода, время, числа, чувства, отношения, основные глаголы действия и т.д.). Всего в основном словаре 8 уровней (связанных также с уровнем сложности) и 9 уровень – дополнительный.

Как можно выучить Макатон?

Уровни словаря построены так, что на первом месте оказались слова, позволяющие выразить потребности человека и договориться с собеседником, кроме того уровни отличаются друг от друга по сложности (обучение поделено на этапы).

Для людей с большими коммуникационными потребностями существует дополнительный словарь (около 7000 слов). В нем слова разделены по категориям: люди, профессии, транспорт, чувства, хобби и т.д.

Жесты

В программы вошли жесты, которые наиболее часто, спонтанно используются детьми для обозначения понятий, а также те, которые являлись частью естественного общения. Выбор жестов также характеризовался их ясностью и простотой исполнения. Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух или одной руки.

Грамматика

Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь. Это очень важное правило.

Как используется Макатон?

Макатон может использоваться как вспомогательная программа (в этом случае жестовый язык используется одновременно с речью, когда появляется ясная речь, жесты убираются) либо как альтернативная (когда жесты полностью замещают речь).

Читайте также:
При работе программы компьютер выключается сам

Полная версия жестового языка предназначена для случаев:

  • Когда имеются достаточно высокие интеллектуальные способности (в этом случае МАКАТОН – один из этапов перед переходом на более высокий уровень, например – элементы жестового языка глухонемых);
  • Когда имеют место комплексные нарушения развития (например, когда к интеллектуальной недостаточности прибавляется глухота), окружение которых использует язык глухонемых.

Жестам в МАКАТОНе всегда сопутствует соответствующее выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идет речь – обо мне, или о собеседнике. Жест «смотреть», например, используется с указанием направление – на что смотреть. Поскольку знаки используются вместе с речью, темп их – абсолютно естественный и спокойный.

Как начинать обучение?

Формирование индивидуального словаря (отбор наиболее значимых понятий). Составляется список А и список В

Список А – понятия, которые мотивируют, связаны с личным опытом, могут использоваться в различных ситуациях. Это то, на что будут провоцировать ребенка, чтобы он самостоятельно их использовал («есть», «пить», «сок», «яблоко», «конфета», «мама», «папа» и т.д.).

Список В – используется для создания смыслового контекста сообщения. Взрослый использует этот список для лучшего понимания его ребенком, но специально этим жестам, символам не учит (например, «садись», «вставай», «иди сюда», «дай», «смотри» и т.д.).

Далее слова объединяются в тематические группы, в рамках которых они будут изучаться.

Затем начинается применение жестов и символов в разных условиях и ситуациях.

И, наконец, – ребенок спонтанно использует жесты и символы в естественной среде.

Как улучшить понимание символов и жестов?

  • Использовать в работе реальные объекты и игрушки, картинки и фотографии;
  • Соотносить (сравнивать) жесты и символы;
  • Применять метод поэтапного обучения при выполнении повседневных дел.

Что важно учесть при обучении?

  • Необходимо расширять словарный запас – не стоять на месте, вводить новые слова;
  • Обучать глаголам;
  • Соединять слова друг с другом для построения фраз – «иди кушать», «садись на стул», «где мама», «дай сок», «не хочу мыться»;
  • Партнер по общению (взрослый) должен использовать фразы из 2х и более слов-жестов;
  • Двигаться в сторону связной речи – использовать предлоги (и, в, на, под);
  • Работать над развитием социальных навыков и поощрять использование жестов и символов.

Как можно использовать Макатон?

  • Совместное составление расписания с использованием символов;
  • Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением;
  • Совместное рассматривание (название, что с этим делают, какого цвета, формы и т.д.);
  • Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображать, рисовать его);
  • Картинки, графические изображения прикрепляются в самых распространенных местах, вводятся в быт (маркируются предметы и помещение);
  • Соотнесение объектов и картинок с написанным словом;
  • Игра в лото, парные картинки и др.;
  • Составление ритмических стихов с жестами;

Кроме того, символы привлекательны для детей с особенностями развития и помогают удерживать интерес.

Фонд президентских грантов

Сопровождение сайта осуществляется с использованием гранта
Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества,
предоставленного Фондом президентских грантов

Источник: www.help.happy59.com

Презентация, доклад на тему Языковая программа Макатон — как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации в коррекционно-развивающей практике учителя логопеда.

Макатон — это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая общаться людям с ОВЗ. Цель этой программы – дать возможность общения людям с физическими и интеллектуальными нарушениями.

  • Главная
  • Педагогика
  • Языковая программа Макатон — как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации в коррекционно-развивающей практике учителя логопеда.

Слайд 1Языковая программа «Макатон» — как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации в коррекционно-развивающей практике

учителя логопеда.

Подготовила :
учитель логопед
Олеся Николаевна
Присухина

Языковая программа «Макатон» - как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации в коррекционно-развивающей практике учителя

Слайд 2Макатон — это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и

звучащей речи, помогающая общаться людям с ОВЗ. Цель этой программы – дать возможность общения людям с физическими и интеллектуальными нарушениями.

Макатон - это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая общаться людям с

Слайд 3Макатон был разработан в Великобритании в 70-х годах ХХ в. Логопедом

дефектологом Маргарет Уокер. Сейчас программа широко используется в школах, больницах, социальных службах Великобритании, а также адаптирована в более чем 40 странах мира.

Языковая программа — МАКАТОН

Макатон был разработан в Великобритании в 70-х годах ХХ в. Логопедом дефектологом Маргарет Уокер. Сейчас программа широко

Слайд 4Само название — это аббревиатура, где «Ма» — это Маргарет, «ка»

— Кэти (Kathy) и «тон» — Тони. Кэти Джонстон (Kathy Johnston) и Тони Корнфорт (Tony Cornforth) — коллеги Маргарет, члены Британской ассоциации глухих и немых (сейчас Британская ассоциация глухих,The British Deaf Association (BDA)).

Языковая программа — МАКАТОН

Само название - это аббревиатура, где «Ма» — это Маргарет, «ка» — Кэти (Kathy) и «тон» —

Слайд 5Пользователи Макатона — дети и взрослые с широким спектром коммуникативных трудностей

(с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, генетическими синдромами, множественными нарушениями и т. д.), а также их окружение: родители, специалисты, родственники и друзья, представители социальных и образовательных учреждений.

Пользователи Макатона — дети и взрослые с широким спектром коммуникативных трудностей (с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, генетическими

Слайд 6Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь

или речь которых неразборчива.
Символы помогают общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.
Также программа учит детей устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях.
Жестикуляция стимулирует речевые зоны мозга, что способствует развитию артикуляционного аппарата ребёнка.
В результате появление одной из форм коммуникации в жизни ребёнка приводит к социальному развитию и сокращает проявления поведенческих нарушений.

Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы помогают

Слайд 7Не следует путать МАКАТОН и жестовый язык, который используют глухонемые.
МАКАТОН

– это система упрощенных жестов,
которые легко показать и,
что самое главное,
легко понять.
Из языка глухонемых в упрощенном варианте заимствуются только некоторые, часто абстрактные понятия.

Не следует путать МАКАТОН и жестовый язык, который используют глухонемые. МАКАТОН – это система упрощенных жестов, которые

Слайд 8ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ МАКАТОНА ОТ ДРУГИХ ПРОГРАММ альтернативной коммуникации – это использование

разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ.

ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ МАКАТОНА ОТ ДРУГИХ ПРОГРАММ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации,

Слайд 9Три уровня использования жестов
1) Ключевой уровень:
жесты отражают только ключевые понятия.

2) Функциональный уровень:
жесты

отражают только глаголы действия.

3) Полный уровень:
жесты отражают большинство слов в высказывании.

Три уровня использования жестов1) Ключевой уровень: жесты отражают только ключевые понятия.2) Функциональный уровень: жесты отражают только глаголы действия.3) Полный уровень: жесты отражают

Слайд 10Словарь Макатона
Словарь Макатона – чётко структурированная система, состоящая из Основного

словаря и Ресурсного словаря.
Основной словарь включает около 450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном, бытовом общении (семья, еда, предметы, животные, основные глаголы действия и т.д.).
Всего в Основном словаре 8 уровней и ещё один уровень –дополнительный.
Ресурсный словарь (в британской версии 11000 понятий) в России пока не создан.

Читайте также:
Дисконтная программа это программа

Словарь Макатона Словарь Макатона – чётко структурированная система, состоящая из Основного словаря и Ресурсного словаря. Основной

Слайд 11Пример слов I уровня:
Мама, папа, брат, сестра, бабушка,
Печенье, еда, вода.
Туалет, кровать,

кран, стол, стул.
Дом, машина, автобус.
Я, ты, где?, что?, пожалуйста, спасибо, здравствуй, до свиданья.
Спать, пить, есть, смотреть, стоять, умываться, принимать душ и др.
Ещё, хорошо, да, нет.

Пример слов IV уровня:

Учитель, мастер, друг.
Школа, работа, музыка.
Карандаш, ручка, бумага, ножницы, клей, иголка, нитки, ключ и др.
Учить, читать, писать, рисовать, строить, работать, готовить и др.
В, на, под, верх, низ.

Пример слов I уровня:Мама, папа, брат, сестра, бабушка,Печенье, еда, вода.Туалет, кровать, кран, стол, стул.Дом, машина, автобус.Я, ты,

Слайд 12Преимущества использования макатона:
Коммуникация необходима для установления и развития контактов, передачи опыта

между людьми в результате совместной деятельности.
При отсутствии у людей вербальной коммуникации её заменяет альтернативная коммуникация.
Альтернативная коммуникация может использоваться как полная альтернатива вербальной речи или как дополнение к ней.
Из нескольких существующих систем альтернативной коммуникации выбор необходимо делать, учитывая особенности и возможности каждого конкретного человека.
Программа Макатон выгодно отличается от многих систем альтернативной коммуникации, поскольку обеспечивает мультимодальный подход в обучении коммуникации и речи.

Преимущества использования макатона: Коммуникация необходима для установления и развития контактов, передачи опыта между людьми в результате совместной

Слайд 13Адаптированная программа
коррекционных логопедических занятий
«Альтернативная коммуникация» с использованием метода обучения коммуникации

Адаптированная программа коррекционных логопедических занятий«Альтернативная коммуникация» с использованием метода обучения коммуникации «Макатон»

Слайд 14Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков у обучающегося с ОВЗ,

с использованием средств программы Макатон.

Основные задачи:
Учить ребёнка овладевать доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрeссивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Развивать речь, как средство общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка.
Способствовать успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с ОВЗ.

Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков у обучающегося с ОВЗ, с использованием средств программы Макатон.Основные

Слайд 15ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙКОРРЕКЦИОННЫЙЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Слайд 16 Направления работы коррекционного этапа:
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Развитие зрительно-моторной

координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Развитие импрeссивной и экспрессивной речи.

Направления работы коррекционного этапа: Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики

Слайд 17ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Потребность в коммуникации.

2. Способность понимать обращённую

речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, символов.

3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
-использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них жестом;
-использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;
-использовать графические изображения (символы) объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

4. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

5. Умение использовать вербальные средства коммуникации.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ1. Потребность в коммуникации. 2. Способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов

Слайд 18Полная версия жествого языка предназначена либо для пользователей с высокими познавательными

и интеллектуальными способностями, либо для людей с комплексными нарушениями.

Полная версия жествого языка предназначена либо для пользователей с высокими познавательными и интеллектуальными способностями, либо для людей

Слайд 19ПРИМЕРЫ ПРОСТЫХ ЖЕСТОВ

ПРИМЕРЫ ПРОСТЫХ ЖЕСТОВ

Слайд 20ЖЕСТЫ МАКАТОНА
В программы вошли жесты, которые наиболее часто, спонтанно используются детьми для обозначения

понятий. Некоторые жесты были заимствованы из польского языка глухонемых. Верификация программы длилась 4 года, только после этого появилась окончательная версия. Выбор жестов также характеризовался их лаконичностью и ясностью и простотой исполнения. Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух или одной руки.

ЖЕСТЫ МАКАТОНА В программы вошли жесты, которые наиболее часто, спонтанно используются детьми для обозначения понятий. Некоторые жесты были заимствованы

Слайд 21Жестам в МАКАТОНе всегда сопутствует соответствующее выражение лица, интонация, движения тела,

пространственная ориентация. Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идет речь – обо мне, или о собеседнике.

Жестам в МАКАТОНе всегда сопутствует соответствующее выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие жесты различаются в

Слайд 22Способность общаться —
один из самых важных навыков, необходимых нам в

Способность общаться — один из самых важных навыков, необходимых нам в жизни.

Слайд 23Список литературы
makaton.ru
Norwenalis.livejournal.com
Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной

коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3.
Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с без речевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011
Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995
Дедюхина, Г.В. Кириллова, Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М.: Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997
Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2012
Макатон. Основной словарь. Символы // Под ред. Т.А. Бондарь. –М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014
Матвеева, О.В. Альтернативная коммуникация (из практики работы). // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. –№7. – С. 42 – 47.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рудакова, Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – С. 20 – 22.
Течнер, С., Мартинсен, Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. – М.: Теревинф, 2014
Худенко, Е.Д., Дедюхина, Г.В., Кириллова, Е.В. Как организовать общение с неговорящим ребенком: Метод, пособие. Сб. № 1. М., 2007

Источник: shareslide.ru

Выступление «Использование программы Макатон для формирования коммуникативных навыков у детей с глубокой и тяжелой умственной отсталостью и ТМНР»

Скачать
презентацию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная общеобразовательная школа — интернат

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ МАКАТОН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Подготовила Панкратова Елена Владимировна, учитель начальных классов

Среди наших учащихся с ГУО и ТМНР у 92 % не сформирована устная речь. В общей системе обучения и воспитания детей с ГУО и ТМНР большая роль принадлежит формированию коммуникации. Дети развиваются в общении и поэтому перед коллективом педагогов остро встала проблема освоения альтернативных средств коммуникации, которые бы способствовали более успешному взаимодействию с неговорящими детьми и позитивно влияли на развитие познавательной, эмоциональной, двигательной сферы ребенка. Формирование и развитие коммуникативных навыков и средств общения у детей с множественными нарушениями является одним из специфических и трудных разделов работы.

Читайте также:
Ram превью в программе anima shooter это

В марте 2018 наши педагоги прошли обучение по программе «Макатон». Макатон — это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться.

Макатон был разработан в Великобритании в 70-х годах логопедом и дефектологом Маргарет Уокер. Сейчас она адаптирована в более чем 40 странах мира.

Почему именно Макатон?

Главное отличие Макатон от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Мы добавляем к символу еще и слово, с целью развития навыков глобального чтения. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога.

Например, кукла. Показывается жест, символ, слово «Кукла», произносится «Кукла»

Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать (например, детям с ДЦП) или предпочитает графическое выражение речи.

Символы довольно просты и доступны пониманию умственно отсталого ребенка.

В то же время Макатон разрабатывался с целью поддержки устной речи, поэтому жесты и символы используются вместе с речью, в том же порядке, в каком произносится устная фраза. (Девочка смотрит телевизор)

В русской версии программы Макатон многие жесты были заимствованы из русского жестового языка, что, несомненно, является плюсом так как делает ее достаточно универсальной.

Полная версия языковой программы Макатон включает в себя 2 словаря:

Основной словарь является фундаментом программы. В него входят наиболее важные понятия, распределенные по стадиям по принципу усложнения. С него начинают работу в рамках обучения по программе Макатон.

Ресурсный словарь, состоящий из множества понятий, распределённых по разнообразным темам (музыка, досуг, домашнее хозяйство, кулинария и пища, и др.). Он необходим тем людям, возможности которых позволяют им выйти за пределы ограниченного основного словаря с тем, чтобы расширить свой жизненный опыт.

Обучение начинается с формирования индивидуального словаря (отбора наиболее значимых понятий). Составляется список А и список В.

Список А – понятия, которые мотивируют, связаны с личным опытом, могут использоваться в различных ситуациях. Это то, на что будут провоцировать ребенка, чтобы он самостоятельно их применял («есть», «пить», «сок», «яблоко», «конфета», и т.д.).

Далее слова объединяются в тематические группы, в рамках которых они будут изучаться. Затем начинается применение жестов и символов в разных условиях и ситуациях. И, наконец, – ребенок спонтанно использует жесты и символы в естественной среде.

Список В – необходим для создания смыслового контекста сообщения. Взрослый использует этот список лучшего понимания его ребенком, но специально этим жестам, символам не учит (например, для «садись», «вставай», «иди сюда», «дай», «смотри» и т.д.). Это дополнительные жесты, которые педагог будет использовать на уроке (занятии) с целью лучшего понимания его обучающимися.

Жесты могут быть объединены в тематические блоки, та­кие как: социальное взаимодействие, гигиена и уход, еда и напитки, повседневные действия и др. Эти жесты могут использоваться на всех уроках, занятиях и в разные режимные моменты.

Тематические блоки жестов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (контакты): «я/мне»; «ты/тебе», «здравствуй/привет»; «до свидания/пока»; «дай»; «да»; «нет»; «спасибо», «где?», «что?», «здесь», «там», «иди сюда»

ГИГИЕНА И УХОД: «туалет»; «мыть руки»; «кран», «мыться», «чистый», «грязный».

ЕДА И НАПИТКИ: «еда», «вода»

ГЛАГОЛЫ (действия): ««есть»; «пить»; «смотреть»; «сидеть/садиться»; «вставать»; «гулять», «идти», «стоять», «бежать».

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОЧСТИ: «мыть»; «учиться», «читать», «писать», «рисовать», «резать (ножницами)», «клеить», «лепить», «петь», «делать», «играть».

ОЦЕНОЧНЫЕ ЖЕСТЫ: «молодец», «хорошо/хороший», «плохо/плохой».

Методику обучения жестам мы разработали самостоятельно, совместно с нашими логопедами.

Кратко о методике обучения новому жесту:

Сначала обследуется натуральный объект, отмечаются его существенные признаки, потом постепенно вводится предметная картинка, чтобы ребенок мог соотносить ее с натуральным объектом, далее следует символ и показ слова. Педагог каждый раз произносит название объекта, упражняет ребенка в узнавании и различении объекта, изображения, и в конечном итоге отрабатывает показ жеста и упражняет в запоминании символа. На обучение новому жесту и символу отводится минимум 2 урока, впоследствии он повторяется, в том числе и в процессе осуществления межпредметных связей.

Рисуем мячик – повторяем жест и символ «Мяч»;

На предмете «Человек» — повторяем «Мыть руки», «Кран»

«Окружающий социальный мир» — жесты «Дом», «Стул», «Стол», «Телевизор», «Окно», «Тётя», «Дядя», «Бабушка», «Дедушка»

«Окружающий природный мир» — «Дерево», жесты, обозначающие животных.

Развивающие и обучающие задания, проводимые в игровой форме позволяют создавать благоприятную атмосферу и поддерживать интерес детей к процессу общения. Вот некоторые упражнения, которые мы применяем на уроках предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:

— работа с силуэтными и контурными картинками – облегчает процесс соотнесения объемного предмета и плоскостного изображения.

— выкладывание символа из геометрических фигур и счетных палочек улучшает процесс запоминания символа.

— дидактические игры по принципу «Лото», где детям предлагается разложить символы на соответствующие предметные картинки

— упражнение по такому же принципу, может браться сюжетная картинка с несколькими объектами (например, с персонажами сказки)

— выкладывание коротких предложений или словосочетаний из символов с опорой на сюжетную картинку «девочка ест»

— Показать жестом предмет (ребенок показывает «Дедушка», «Бабушка»)

— в процессе реализации межпредметных связей: рисуем корову, дети повторяют жест «Корова»

— Ребенок оценивает свою работу: «Хорошо»

Наши педагоги разработали систему символов для составления расписания уроков. Расписание составляется на каждый день.

Для неговорящих детей сделали коммуникативные брелоки

Важно соблюдать основные правила общения с детьми:

1. Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать.

2. Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом.

3. Постарайтесь говорить мало и не быстро.

4. После своих реплик оставляйте паузы для ответа.

5. Если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от чего он отказался.

6. Не забывайте обращаться к ребенку по имени!

Многочисленные учебные и бытовые ситуации дают возможность активно использовать данные жесты, а следовательно, и закреплять. Благодаря внедрению и использованию педагогами жестов и символов в учебно-воспитательном процессе у обучающихся с ГУО и ТМНР появится возможность лучше понимать происходящее вокруг.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru