2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
21 декабря 2012 года
Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2012 года
3. Часть 16 статья 2. ФЗ-273
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
** Специальные условия :
обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, оказание им
квалифицированной помощи в освоении Программы;
освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом
#ТНР#
возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей, социальной адаптации.
4. Часть 6 статья 11. ФЗ-273
в целях обеспечения реализации права на
образование обучающихся с ОВЗ
устанавливаются федеральные государственные
образовательные стандарты (далее — ФГОС).
5. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 23 мая 2016 г. N ВК-1074/07 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕКОМЕНДАЦИИ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заместитель Министра
В.Ш.КАГАНОВ
6. АООП ДОО ОВЗ размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru
Категория детей с ОВЗ
Варианты программ ФГОС
ДОО обучающихся с ОВЗ
Глухие дети
1.1, 1.2, 1.3, 1.4
Слабослышащие дети
2.1, 2.2, 2.3
Слепые дети
3.1, 3.2, 3.3, 3.4
Слабовидящие дети
4.1, 4.2, 4.3
Дети с тяжелыми нарушениями речи 5.1, 5.2, 5.3
Дети с нарушениями ОДА
6.1, 6.2, 6.3, 6.4
Дети с задержкой психического развития 7.1, 7.2,7.3
и т.д.
7. Часть 7 статья 12. ФЗ №273
Организации, осуществляющие образовательную
деятельность по имеющим государственную
аккредитацию образовательным программам,
разрабатывают образовательные программы в
соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами и с учетом
соответствующих примерных основных
образовательных программ.
8.
9.
Примерная адаптированная
основная образовательная
программа для дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи
под.ред. Лопатиной Л.В.
Размещена на сайте:
http://fgosreestr.ru/.
http://www.firo.ru//
10.
11.
Целевой компонент
Содержательный компонент.
Организационный компонент.
Методическое обеспечение, диагностика.
Коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда.
12.
Т.Б. Филичевой, Г.В.
Чиркиной «Коррекция
нарушений речи»
Освоение детьми коммуникативной
функции языка в соответствии с
возрастными нормативами. Целью
работы в подготовительной группе
является комплексная подготовка
детей к обучению в школе.
13. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОД.РЕД. ЛОПАТИНОЙ
Проектирование модели
коррекционно-развивающей
психолого-педагогической работы,
максимально обеспечивающей
создание условий для развития
ребенка с ТНР, его позитивной
социализации, личностного развития,
развития инициативы и творческих
способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в соответствующих
возрасту видах деятельности.
14. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Построение системы работы в
группах комбинированной и
компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) в возрасте с
3 до 7 лет, предусматривающей
полную интеграцию действий
всех специалистов дошкольной
образовательной организации и
родителей дошкольников …
выравнивание речевого и
психофизического развития детей
и обеспечение их всестороннего
гармоничного развития…
15. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекция нарушений речи»
Освоение детьми
коммуникативной функции
языка в соответствии с
возрастными нормативами.
Целью работы в
подготовительной группе
является комплексная
подготовка детей к
обучению в школе.
16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.
Учить детей
различать на слух
гласные и согласные
звуки.
Итог коррекционно-развивающей работы
Формирование навыка
написания слогов, слов.
Формирование навыка
беглого, сознательного
послогового чтения
коротких текстов
17. Лопатина Л.В.
Развитие простых форм
фонематического анализа.
Обучение
графическому
начертанию
печатных букв.
Обучение детей
послоговому
слитному чтению
слов,
предложений,
коротких текстов
18.
Нищева Н.В.
Формирование
умения различать
гласные звуки по
принципу
контраста.
Развитие умения
дифференцировать
согласные раннего
онтогенеза,
отличающиеся по
артикуляции, в
открытых слогах
Совершенствовать навык
осознанного чтения слов,
предложений, небольших
текстов.
Закрепить знание уже
известных детям правил
правописания.
Познакомить детей с
некоторыми правилами
правописания (написание
ча-ща с буквой А, чу-щу с
буквой У). Научить
разгадывать ребусы, решать
кроссворды, читать
изографы
Источник: ppt-online.org
Дефектологическая помощь в образовательных учреждениях дошкольникам
С каждым годом растет количество детей, которые страдают разными проблемами. Нарушения речи встречаются все чаще и без помощи специалистов с ними не справиться.
Проблемы обучения и воспитания таких детей
Организм состоит из взаимосвязанных структур. Высшие психические функции влияют друг на друга. Без речи ребенок не сможет полноценно взаимодействовать с окружающим миром, и его познавательные способности пострадают.
Проблемы видны с раннего возраста. Ребенок молчит либо ограничивается двумя-тремя словами
Поэтому дети с речевыми нарушениями получают дефектологическую помощь в специальных образовательных учреждениях. Там с ними занимается логопед и психолог. Производится полноценная коррекция, которая позволяет полностью убрать нарушение или снизить его проявления.
Важно! Чем раньше оказана помощь, тем лучше, так как в дошкольном возрасте проходит сензитивный период развития речи. Он благоприятен для решения проблем коммуникативной сферы. После начальной школы практически невозможно что-либо скорректировать.
Современные специалисты начинают работать с детьми с трехлетнего возраста. Это позволяет снизить вероятность негативных последствий. Без своевременной помощи ребенок с тяжелым нарушением речи (ТНР) будет с трудом усваивать учебную программу.
Характеристика детей с ТНР
При проблемах с речевым развитием дети обладают рядом специфических особенностей. У них снижена концентрация внимания, нарушена речеслуховая и зрительная память. Могут наблюдаться некритичные отклонения в мышлении. Они обусловлены не умственной отсталостью, а проблемами с высшими психическими функциями.
Обратите внимание! В детском коллективе ребенку с ТНР трудно находиться. Из-за того, что он не может полноценно контактировать со сверстниками, он быстро выходит из себя и начинает злиться.
У дошкольника с ТНР отмечаются проблемы с мелкой моторикой. Он не любит застегивать пуговицы и молнии, зашнуровывать ботинки и т. п. На занятиях в детском саду ему трудно держать кисточку и карандаш.
Тяжелые нарушения речи развиваются из-за проблем с нервной системой
Могут наблюдаться отставания в игровой деятельности. Из-за дефекта ребенок предпочитает одиночество и замкнутость.
Особенности семей
Родители не всегда понимают, какое нужно обучение и воспитание детям с нарушениями речи. Некоторые мамы и папы предпочитают не замечать проблем. Они не беспокоятся, если ребенок не разговаривает в три года или что у него очень бедная речь, которая ограничивается 2-3 словами.
Родители могут по-разному воспринимать новость о диагнозе ребенка. Адекватные взрослые хорошо реагируют и готовы работать со специалистами. Некоторые идут по пути отрицания и не верят в существование нарушения. Такие матери склонны к депрессии, тревожности, переживаниям.
Семья занимает важное место в коррекционном процессе. Родители занимаются с детьми, выполняют с ними домашние задания, развивают навыки самоконтроля.
Обратите внимание! Семейное воспитание учитывают при составлении программы обучения. Если взрослые готовы участвовать в процессе, то это ускорит работу специалиста.
Отличительные черты детей с ТНР
Расстройства речевого спектра негативно отражаются на эмоционально-волевой сфере, межличностных отношениях и психической деятельности. Отмечается несформированность фонематической системы, которая отвечает за различение звуков языка.
Важно! У ребенка обязательно проверяют физиологический слух. Даже незначительное снижение может вызывать проблемы с речью. При подтверждении диагноза требуется особая помощь.
Артикуляционная гимнастика для звуков «с, з, ц»
При обучении чтению отмечаются сложности с формированием зрительного восприятия. Дети не различают буквы и затрудняются с различием предметов. Страдают пространственные представления: лево-право, верх-низ и т. п.
Характеристика ребенка с ТНР включает и особенности эмоционально-волевой сферы. Такой дошкольник не будет иметь целеустремленности, желания достигать чего-то и преодолевать сложности. Он быстро сдается и отказывается делать нечто новое.
Воспитывать детей с ТНР тяжело. Не только педагогам нужно учитывать особенности развития. Родители тоже должны принимать это во внимание.
Специальная программа Лопатиной Л. В.
В группах дошкольных учреждениях дети ходят на разные занятия: представления об окружающем мире, формирование математических представлений, физкультуру и т. д.
Немало споров среди родителей и педагогов идет о том, что лучше использовать: общую программу или адаптированную основную образовательную программу Лопатиной Л. В. для детей с ТНР.
В документе указаны три ступени развития — для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Каждая содержит подробную информацию о том, в каких направлениях должна идти работа. Обучение способствует развитию следующих сфер:
- социально-коммуникативной;
- познавательной;
- физической;
- художественно-эстетической.
Обязательно проводится логопедическая коррекция. Разделение на три возрастных периода позволяет учитывать потребности детей и делать обучение максимально эффективным.
Обратите внимание! Весь лексический материал подбирается с учетом речевых проблем дошкольников. Исключаются сложные слова, и подготовка к обучению грамоте идет иначе, чем при обычном обучении. При изучении применяется иная последовательность звуков (начинают с легких и заканчивают сонорными).
В ДОУ дошкольник не только учится, но и социализируется. Его развитие проходит через игровую деятельность.
Что лучше выбрать
Родители часто боятся выбирать адаптированную программу, так как считают ее подходящей для лиц с нарушениями интеллекта. На самом деле она разработана специалистами для решения нескольких задач:
- устранения нарушений;
- предупреждения развития осложнений в школьное время;
- обеспечения гармоничного развития личности.
Адаптированная программа для детей с нарушениями речи позволяет учитывать особенности этой категории дошкольников.
Родители — полноценные участники коррекционного образовательного процесса, они тоже выполняют определенные задачи
При проблемах со зрением или слухом дошкольнику пишется особенная программа, которая учитывает нарушения. Это позволяет делать реализацию обучения максимально эффективной.
Обратите внимание! Общеобразовательная программа, особенно в школе, не учитывает индивидуальных особенностей. Поэтому дети могут страдать от плохих оценок и отставать от коллектива. Все это будет почвой для негативных переживаний.
Специальные детские учреждения
Существуют коррекционные детские сады и школы, которые принимают детей с разными нарушениями. В них подобраны специалисты, которые нужны для коррекции.
Образовательные учреждения речевого профиля обеспечивают особый режим и помощь логопеда. Воспитатели выполняют с детьми специальную артикуляционную гимнастику и развивают навыки самоконтроля. Весь лексический материал подбирается индивидуально.
Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально. Все это позволяет максимально эффективно решить проблемы с речью.
Адаптированная программа для детей с ТНР
С введением ФГОС садам и школам стало проще выбирать образовательные программы. Все педагоги получили доступ к разработкам специалистов и на их основе уже могут строить свою работу.
Игры для детей 5 лет для развития речи и советы родителям
Обратите внимание! Реестр ФГОС содержит программы, которые учитывают все виды нарушений.
Это зрение, слух, проблемы с опорно-двигательным аппаратом и другие. Все тексты подготовлены специалистами высокого уровня. Есть там и Лопатина «Программа воспитания и обучения дошкольников с ТНР».
Она примерная и является основой. Логопеду и воспитателю придется ее корректировать с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Она содержит несколько ступеней, и постепенная ее реализация позволит помочь ребенку избавиться от проблемы.
Дефектологическая помощь
Образование детей начинается с детского сада. Уже в этот период они начинают посещать первые занятия и привыкают работать с педагогами. Индивидуальные уроки позволяют учитывать особенности каждого ребенка и работать с ним в определенном темпе.
Примерная программа помогает логопеду правильно построить свою работу. Он понимает, какую сторону речи исправлять и в какой последовательности ставить звуки.
В коррекционном учреждении ребенок получает комплексную помощь
В средней и старшей группе детского сада с ребенком занимается психолог. Он эффективно корректирует нарушения высших психических функции и занимается снятием комплексов.
При необходимости назначается физиотерапия, которая позволяет решить проблемы тонусом. Проводят сеансы курсом.
В своей работе специалисты опираются на специальную литературу. Например, логопеды могут использовать книги Вакуленко или Нищевой. В них собраны разные задания и конспекты.
В школе тоже могут проходить занятия со специалистом. После второго класса обнаруживаются проблемы с письменной речью. В таком случае в начальном звене проходит контроль специалиста.
Не стоит бояться работы с логопедом. Этот специалист поможет ребенку освоить русский язык и избавиться от дефекта
Дисграфию и дислексию можно ставить только перед переходом в третий класс. До этого дети с ТНР входят в группу риска. В школе для работы используют книги Елены Кисляковой.
Игры для ребенка с ТНР
Существуют разные интерактивные презентации, которые очень привлекают дошкольников. Для лиц с проблемами речи они решают разные проблемы. Например, учат выделять звук в слове.
Для этого берется интерактивное пособие с картинками, где подобраны предметы с определенным звуком в начале и конце слова. Если дошкольник правильно нажмет курсором на объект, прозвонит колокольчик, если нет – то будет гудок.
Игры могут решать проблемы использования разных частей речи. Для этого предлагается картинка, где котята находятся в разных местах. Дошкольнику нужно назвать, кто и где стоит.
Разные тренажеры помогают развивать речевой выдох, который нужен для произношения некоторых звуков
Отдельно выделяют игры на развитие слухового внимания. Начинают с неречевых звуков — шум листвы, музыкальные инструменты и т. п. Ребенку показывают образец звучания и картину, после включают их в случайном порядке, и дошкольнику нужно определить, что именно прозвучало.
Сказкотерапия
Это новое течение в психологии. Дети лучше воспринимают сказочные истории и легко интегрируют в них себя.
Артикуляционную гимнастику проводят в такой форме. Язык ребенка становится разными объектами: пулеметом, парусом, чашечкой и т. д.
Важно! Каждый звук речи можно представлять в виде сказочного героя. Например, звук [З] становится принцессой Звенелочкой.
Можно придумывать сказку вместе с ребенком. Тогда он полноправный участник процесса, который влияет на ход сюжета.
Адаптация детей с ТНР в детском саду может занимать время, но затраченные усилия того стоят.
Источник: vospitanie.guru
Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. — СПб., 2014. — 448 с. ISBN 978-5-904123-31-4Программа представляет собой адаптированную примерную основную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образователь-ные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи.
Программа адресована педагогическим ра-ботникам дошкольных образовательных организаций: учителям-логопедам, педаго-гам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и дру.
Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. — СПб., 2014. — 448 с. ISBN 978-5-904123-31-4Программа представляет собой адаптированную примерную основную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образователь-ные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи.
Программа адресована педагогическим ра-ботникам дошкольных образовательных организаций: учителям-логопедам, педаго-гам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и другим специалистам. Она ока-жет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с недоразвитием речи.
Материалы программы могут быть использованы в диагностических целях при отборе детей (ПМПК) в группы для дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими детьми, а также в специализированные группы или в специализированные образовательные организации (ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.). Кроме того, возможно применение материалов программы специалистами образовательных организаций в процессе отслеживания динамики развития детей и при разработке образовательной программы для детей с фонетико — фонематическим недоразвитием речи.Много полезной информации, необходимой в их будущей работе, почерпнут учащиеся педагогических колледжей, студенты факультетов дошкольного воспитания и коррекционной педагогики вузов, слушатели курсов повышения квалификации работников образования.Целевой раздел.Пояснительная записка.Цель и задачи реализации «Программы».Принципы и подходы к формированию «Программы».Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы».Планируемые результаты освоения «Программы».Содержательный раздел.Введение в раздел.Первая ступень обучения (Младший дошкольный возраст).Вторая ступень обучения (Средний дошкольный возраст).Третья ступень обучения (Старший дошкольный возраст).Организационный раздел.Первая ступень обучения (Младший дошкольный возраст).Вторая ступень обучения (Средний дошкольный возраст).Третья ступень обучения (Старший дошкольный возраст).Примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды.Список рекомендуемой литературы.Сведения об авторах. Книга «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» автора Лопатина Л.В. (ред.) оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.
Читать полностью
Дополнительный контент с этой книгой
Источник: knigogid.ru