Основная задача данного курса литературы – воспитание эстетически развитого читателя, который способен понимать автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении. Автор описывает циклы уроков, которые строятся по законам художественной формы в различных жанрах, что позволяет ученикам начальной школы выступать в разных ролях (позициях) – читателя, теоретика литературы, писателя и читателя-критика.
Общая информация
Для цитаты: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 4.
Копировать для цитаты
Фрагмент статьи
Основная задача нашего курса [1] литературы — воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.
Исходным для нашего курса является отношение «автор — художественный текст — читатель». Оно соответствует концепции М.М.Бахтина о «заочном» диалоге между читателем и писателем. Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые выступают то в авторской, то в читательской позиции. Для успешной работы в каждой из этих позиций школьнику нужна и литературно-критическая оценка, т. е. работа в позиции критика, и владение законом художественной содержательной формы — этот закон ребенок осваивает в позиции теоретика. Задачи работы в каждой из выделенных позиций различны, но все они обеспечивают единое литературное развитие ребенка-читателя.
Литература как предмет эстетического цикла: авторский подход к изучению литературы в начальной школе
Перед эстетически развитым читателем, если следовать концепции М.М. Бахтина, стоят две задачи: 1) увидеть внутренний мир героев «глазами автора»; 2) выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор и увидеть условный мир произведения своими глазами-«глазами читателя». Обе эти задачи разрешимы только через специфический «заочный» диалог автора с читателем, опосредованный художественным текстом.
Таким образом, развитая читательская деятельность заключается не только в прочитывании и получении удовольствия, но и в постоянном вычитывании, интерпретации, толковании текста. Позиция непосредственного читателя сливается с позицией критика, работа в которой становится преобладающей, если точка зрения автора им не понята.
Работая в позиции автора, ребенок сам пытается сочинять. Эта работа в нашем курсе — ведущая. Мы ее рассматривали как главное условие литературного развития читателя, реализуя принцип, провозглашенный когда-то М.А. Рыбниковой: «От маленького писателя — к большому читателю». Необходимость «бывания» в авторской позиции для развитого читателя подчеркивал и М.М.Бахтин.
[1] Обучение данному курсу было реализовано в одном классе школы № 91 Москвы (1982—1992 учебные годы).
Литература
Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 1 класс. М.: ИЦ ГАРАНТ, 1992. — 212 с.
Приложения к методическому пособию «Литература как предмет эстетического цикла,
1 класс». М., 1992. — 39 с.
Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 2 класс. М.: ИЦ ГАРАНТ, 1992. Книга 1 — 159 с. Книга 2 — 159с.
Приложения к методическому пособию «Литература как предмет эстетического цикла,
2 класс». М.: ИЦ ГРАНТ, 1992. — 36с.
Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 3 класс. М.: ИЦ ГРАНТ, 1993. Часть I — 192 с. Часть II — 346с.
Литература как предмет эстетического цикла. Страницы учебника. Тексты к урокам.
3 класс. М.: ИНТОР, 1995.
Новлянская 3.Н., Кудина Г.И. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 5 класс. Часть I. Практика читательской работы и детское творчество.
М.: ИНТОР, 1995. — 191 с.
Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. Тексты к урокам. 5 класс / Сост. З.Н. Новлянская, Г. Н. Кудина.
М.: ИНТОР, 1995. — 48с.
Новлянская З.Н., Кудина Г.И. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 5 класс. Часть 2. История мировой литературы. М.: ИНТОР, 1995. — 94с.
История мировой литературы. Древний Египет. Шумер и Вавилония. Древняя Греция: Тексты / Сост. З.Н.
Новлянская, Г. Н. Кудина. М.: ИНТОР, 1995. — 327с.
Информация об авторах
Кудина Галина Николаевна, кандидат психологических наук, ведущий сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия
Метрики
Просмотров
Всего: 4007
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1089
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1
Источник: psyjournals.ru
Литература как предмет эстетического цикла.
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Программа составлена на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Р.Ф., авторской программы Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской.
Она предназначена для изучения в школах, работающих по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова. Курс нацелен на развитие у школьников качеств полноценного читателя, способного глубоко чувствовать и понимать литературное произведение, воспринимать его как «модель мира»,создаваемую писателем по законам содержательной художественной формы. Результат обучения достигается за счёт разработанного авторами метода приобщения детей к литературному творчеству и читательскому сотворчеству .Воспитание эстетически развитого читателя – длительный и сложный процесс приобщения ребёнка к способам и средствам работы с художественным текстом, к секретам авторского мастерства, «тайнам внутреннего мира героев». Ведущей линией обучения в начальной школе является «Читательская практика и детское творчество». Эта линия должна обеспечить овладение учащимися позициями «автора», «читателя», «критика» и «теоретика»
Теоретическим стержнем курса в 3-м классе является освоение художественного текста как содержательной формы. В 3-м классе эта задача решается в ходе работы детей с целостной структурой постепенно усложняющихся малых жанров народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасенка. В этих «малых» жанрах фольклора можно чётко выделить задачу жанра.
Ведущими уровнями являются ритмический рисунок – в считалке, звуковой рисунок – в скороговорках, диалог – в побасёнке, метафора и сравнение в загадке. Циклы уроков по открытию закона художественной формы в различных жанрах позволяют осуществить полный круг смены позиций: от «читателя» к «теоретику» (открытию структуры» жанра),затем к «автору»(сочинение своих произведений в этом жанре) и, наконец, к «читателю – критику» (оценка результатов собственной авторской работы). Открытое детьми понятие на последующих уроках выходит за узкие рамки определённого малого жанра в широкую жизнь художественной литературы.
Методы и формы работы.
Метод коллективно – распределительной деятельности.
Внутригрупповая и общеклассная дискуссия.
Работа в парах, в группах.
Устное народное творчество.
. Произведения устного народного творчества. Практическая работа в позиции «читателя – критика». Вычитывание характера героя в оценке рассказчика в народных в народных сказках. Выявление жанровых особенностей считалок, потешек, скороговорок, загадок, небылиц, побасёнок Коллективная творческая работа. Сочинение загадок, побасенок.
Критическая оценка в процессе их обсуждения.
Для реализации этого содержания ученик должен:
— о малых жанрах фольклора;
-о законах художественных форм;
— особенности жанра: считалки, скороговорки, побасенки, загадки;
— отличить вид жанра устного народного творчества (ритмический рисунок – в считалке, звуковой рисунок — в скороговорке, диалог — в побасенке, метафора и сравнение – в загадке;
-воспроизведение по памяти (3-5) произведений УНТ
— работы с толковыми словарями;
-работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика» и «автора»
Контроль. По данной теме предусмотрены:
— чтение наизусть (не менее трех загадок, побасенок, считалок, пословиц, скороговорок, потешек, небылиц;
Роль рифмы в авторской поэзии. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, , С.А.Есенин, ); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Выразительное чтение стихотворных произведений вслух и «про себя» и наизусть. Вычитывание настроения героев в лирических текстах. Открытие роли ритмического рисунка в авторской поэзии.
Для реализации этого содержания ученик должен:
-о поэзии, о законе жанра поэзии;
— отличительные особенности жанра поэзии;
— произведения поэтов русской литературы;
— определять оттенки настроения в лирических и в лироэпических жанрах;
-воспроизвести по памяти три стихотворения
-заучивание стихотворения наизусть;
— работа со словарями;
— декламация произведений поэзии;
— работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика»;
Контроль. По данной теме предусмотрены:
-чтение наизусть А.Пушкин « Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро», «Зимний вечер»
Характеры героев в оценке рассказчика в баснях И.Крылова. Крылатые слова. Особенности жанра . Выразительное чтение произведений вслух, наизусть. Чтение по ролям. Инсценирование.
. Для реализации этого содержания ученик должен:
-отличие басни от других жанров ;
-знать наиболее употребляемые «крылатые» слова и «выражения»;
-давать оценку характера героев;
— определять мораль басни;
-работать в позиции «читателя», «критика», «теоретика»;
-заучивание наизусть одной – двух басен;
-работы со словарями («фразеологизмы», «синонимы», «антонимы»)
Контроль. По данной теме предусмотрены:
-заучивание наизусть басни И.А.Крылов «Слон и Моська», «Мартышка и Очки»
Отличительные особенности драматических произведений. Характеры героев в оценке в оценке автора.
Для реализации этого содержания ученик должен:
-отличие драматических произведений;
— характер героя в оценке автора;
-отличать пьесу от других литературных произведений;
— читать по ролям, инсценировать отрывок пьесы;
-вычитывания характера, настроения, поступков, оценок героя;
Работа в позиции «теоретик»,то есть — «открытие»закона художественной формы и способов создания художественного образа как средства работы в позиции «читателя» и «автора».
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.. .
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; стихотворение; басня. Ведущими уровнями в определении жанров являются: ритмический уровень, звуковой рисунок, сравнение и метафора, рифма. Детские творческие работы.
Для реализации этого содержания ученик должен:
-фольклорные и литературные формы;
— отличительные особенности жанра поэзии, пьесы, басни, сказки, рассказа и жанров УНТ;
— произведения классиков русской литературы в рамках данной программы;
— определять оттенки настроения в лирических и в лироэпических жанрах;
— определять виды литературных произведений;
— декламация произведений поэзии;
— работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика» и «автора»
Контроль. По данной теме предусмотрены:
— тест «Способ рифмовки»
Характеры, поступки и мотивы поведения героев в оценке рассказчика в рассказах и сказках.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения.
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Для реализации этого содержания ученик должен:
— Характеры, поступки и мотивы поведения героев в оценке рассказчика в рассказах и сказках.
— замысел произведения, характеры героев;
— литературные средства выразительности художественных произведений;
— произведения поэтов и писателей русской литературы, предусмотренных данной программой;
— составлять рассказ о поступке героя, о его внешнем виде;
-находить в тексте цитаты, подтверждающие поступки, характеры героев;
-определять и сравнивать точку зрения автора, героя;
— уметь выразить свое отношение к прочитанному;
— работа со словарями;
— работы в позиции «читателя», «критика», «теоретика»;
Контроль. По данной теме предусмотрен:
-озаглавить текст на части Л.Пантелеев «Честное слово», К.Паустовский «Барсучий нос»
Внеклассное чтение детской классической литературы (произведения В.Драгунского. Н.Носова, Э.Успенского. А.Милна, А.Линдегрен и др.). Знакомство с мифологией античности (Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции).
Практическая работа в позиции «автора – художника». От жизненных наблюдений к замыслу. Выражение точки зрения, внутреннего мира в устном коллективном этюде и в последующем индивидуальном сочинении ( «Хвастун», «Ворчун», «Хлеб», «Разговор кастрюль», «Подарок» ).
От освоения жанра – к замыслу. Создание произведений малых жанров, инсценировки сказок.
Практическая работа в позиции «публициста». От размышления о жизни – к замыслу. Выражение учениками своей точки зрения на значимые для младших школьников жизненные явления в сочинении – размышлении и в процессе обсуждения этих сочинений. («Что я люблю делать»)
Праздники читательских удовольствий.
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование) (10час)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов , искажения окончаний , искажения ударений (III класс). Скорость чтения (80 – 90 слов в минуту) установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).
Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Говорение (40 час)
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению..
1.Формировать у учащихся представлений о литературе как искусстве слова в позициях «автора», «читателя – критика», «теоретика».
2.Создавать условия для практического освоения учащимися работы в позиции «автора – художника», «публициста», «чтеца».
3.Вызывать у детей глубокое сопереживание, ощущения радостного волнения от общения с художественным текстом.
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей :
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных
Требования к уровню подготовки
оканчивающих третий класс
В результате изучения литературного чтения ученик должен
В позиции «читателя – критика»
-знать тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения и заучивания наизусть;
-выявлять внутренний мир героев;
-определять фольклорные жанры: считалка, скороговорка, потешка, загадка, небылица, побасёнка, пословица, сказка (волшебная, о животных, бытовая);
-определять жанры авторской литературы: рассказ, литературная сказка, басня, пьеса, стихотворение;
-критически оценивать детские сочинения в процессе обсуждения;
-выразительно читать тексты.
В позиции «автора».
-выражать точку зрения, характер, настроение в сочинении на заданную тему.
-сочинять произведения малых жанров (считалка. скороговорка, загадка, потешка, небылица, побасёнка);
-выражать свою точку зрения в сочинении и в процессе обсуждения сочинении
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
1.Сборник программ для начальной общеобразовательной школы.
Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Издательство «Вита – Пресс».
2.Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение, 3 класс: Учебник – хрестоматия. – 3.Кудина Г. Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение, 3 класс: Рабочая тетрадь. – М.: оникс 21 век. Дом педагогики, 2007.
4. .Кудина Г. Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение. Методическое пособие. 3 класс: Рабочая тетрадь. – М.: оникс 21 век. Дом педагогики, 2007.
Источник: nsportal.ru
Курс литературного чтения — как предмета эстетического цикла в начальной школе
Задача курса литературного чтения как предмета эстетического цикла в начальной школе – вырастить эстетически развитого читателя. Главная цель школьного обучения — формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература – богатейший источник познания жизни, воспитания личности человека, развития его творческих способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Курс литературного чтения — как предмета эстетического цикла в начальной школе»
Задача курса литературного чтения как предмета эстетического цикла в начальной школе – вырастить эстетически развитого читателя. Главная цель школьного обучения — формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература – богатейший источник познания жизни, воспитания личности человека, развития его творческих способностей. Природа и функции литературы как вида искусства, её образовательные и воспитательные задачи определяют её место среди других учебных предметов, а также цели и задачи школьного образования.
Основной целью изучения литературы в начальных классах является знакомство учащихся с русской, казахской и зарубежной литературой, помогающей осваивать, познавать мир, обеспечивающей развитие их творческого воображения, поэтического вкуса, эстетического восприятия действительности, формирование гражданской и нравственной позиции.
Одной из главных задач литературного чтения является совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы
По мнению О.И. Колесниковой, уроки чтения в начальных классах, помимо целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова. «Технике восприятия нужно учить»,- считает А.А. Леонтьев, основатель отечественной теории речевой деятельности.
Достаточно часто дети, читая художественное произведение, воспринимают изображенное неточно и даже неверно, потому что на уроках чтения учитель не работает целенаправленно, не совершенствует навыки чтения. Урок чтения — самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно, сознательно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи. Задача учителя — повысить интерес учащихся к урокам литературного чтения, сделать их интересными, научить читать быстро, правильно, выразительно. Существуют различные методы и приёмы совершенствования навыка чтения, но наиболее эффективны те методы и приёмы, которые не просто дают результат, но где происходит самоизменение самого учителя, где он готовит ученика не как потребителя, а как творца, не отдаёт готовые знания и способы мышления, а проходит с учениками путь их рождения.
Над проблемой совершенствования навыка чтения, полноценного восприятия художественного произведения работали и работают многие известные ученые, психологи, методисты. Среди них В. Н Зайцев, Г.Н. Кудина, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкина, Т.Г.
Егоров, И.Г.Пальченко, И.Т.Федоренко и другие. Однако и в настоящее время проблема совершенствования навыка чтения является одной из актуальных.
В.Н. Зайцев считает: « Приглашайте Ильина, Щетинина, Шаталова – и я смею утверждать, что все эти преподаватели ничего не смогут сделать до тех пор, пока не научат элементарному — пока не научат читать».
Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Опираясь на мнение учителей, исследования учёных, оказалось: существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо более сильно, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один – скорость чтения. Создание комплексных упражнений, направленных на совершенствование навыка чтения, способствует развитию эстетически развитого читателя – читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и способного к собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражающихся.
Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».
Быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы. Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей работать с книгой, чтобы ученик уже в начальной школе умел читать с глубоким осмыслением того, что читает, чтобы мог самостоятельно разобраться в прочитанном, определить к нему своё отношение. Хороший навык чтения самым положительным образом сказывается и на всех остальных уроках. В условиях четырёхлетнего начального обучения для решения задач по совершенствованию навыков чтения есть большие возможности.
Источник: kopilkaurokov.ru