Программа limp что это

LIMP software – измерение параметров Тиля-Смолла

Если самодельщик собирает, ремонтирует, проверяет и т.п. АС (акустические системы), то он обязан иметь измерительный инструмент, хотя бы по минимуму. Поскольку здесь любители, этот инструмент должен быть по возможности бесплатным и простым в освоении и пользовании, но иметь достаточные для любителей качества.

Начну с программы LIMP она входит в пакет LIMP+ARTA. Первая служит для измерений двухполюсников (резисторы, конденсаторы, катушки и т.д.), параметров Tille-Small Qts, Fs, Vas. Измерения делаются быстро, удобно и точно. Делать вручную – это садомазохизм, да и точность будет ниже.

Программу можно скачать по ссылке artalabs.hr/download.htm, она бесплатна и полностью функциональна кроме загрузки и сохранения файлов. Но есть клавиша PrintScreen, а при небольшом желании легко найти номер для регистрации. Там же есть подробные инструкции, все на английском. Ради простоты я буду широко пользоваться ими.

Советую скачать и установить программу, ознакомиться с ее кнопками и возможностями. Но не стоит особо трогать настройки, а использовать по-максимуму режимы по умолчанию. В частности, я сбил у себя калибровку чувствительности, лучше не трогать такие вещи.

Замеры Параметров Тиля-Смолла,импеданс динамика и акустической системы программой арта

Чтобы приступить к работе нужен компьютер (ноутбуки, наколенники, напалечники и т.п. – это эрзац-компьютеры, могут быть проблемы со звуковыми картами, возможно потребуется внешняя звуковая карта, а пока годится старенький десктоп), звуковая карта, очень желательно линейным, а не микрофонным входом (чем часто болеют ноутбуки). И поначалу (для пробы) надо собрать схему 3.1 (из описания):

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

Советую заранее найти штекеры 3,5 мм и экранированные провода подлиннее (хотя бы 1 метр) для дальнейшего удобства. Вместо резистора 47 Ом лучше сразу взять 20-30 Ом/0,5 Вт и проводочки с крокодильчиками для динамика и других деталей – сначала надо научиться измерять детали с известными номиналами. По части железа поначалу всё. На перспективу нужен модуль УНЧ с питанием 12 В (0,5 А или более).

Подключите динамик, нажмите кнопку с красным треугольником REC, и если всё сделано правильно, получите примерно такую картинку:

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

Обратите внимание какие у меня нажаты кнопки и выбраны опции. Внимание. Сначала – так! По мере освоения делайте по-своему.

Для получения таблицы с параметрами Тилле-Смолла нужно нажать сверху Анализ и Сlosed box method. Вот и все, мы получили параметры быстро, точно и правильно одним нажатием кнопки. Результат надо сохранить, для этого есть кнопка для сохранения файлов в графических форматах и с комментариями:

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

В дальнейшем вы будете получать информацию по одному внешнему виду. Обратите, например, внимание на прыщик на частоте 550 Гц и дрыгание фазы. Думаю, это переход диффузора из поршневого диапазона или какой-то механический резонанс.

Возможностей программы много и не все очевидны. Например, можно подбирать идентичные пары из кучи, видеть когда диффузор затирает, когда есть дефекты механической системы и много всего.

Калибровка

Программу нужно настроить и проверить на кошках (резисторах). Я скачал и установил новую версию LIMP.

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

Образцовый канал – Right или Left. Можете методом тыка. При неправильном указании ошибка измерения очень велика.

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

Референсный – единственный резистор, который мы подключаем. Тип МЛТ или аналог, мощность 0,5 Вт (можно выше). НЕ проволочный! Усреднение лучше Exp. А вот число усреднений надо менять в процессе.

1 – быстро, но чуть неточно, 10 – десять повторений, в 10 раз дольше, картинка более красивая, гладкая.

Давим на “Calibrate Measurement System”. Нажать Generate и регуляторами микшера добиться примерно -3…-10 дБ. Будет зеленый цвет.

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

Нагрузку пока к зажимам измерительной приставки не подключать. При превышении уровня он покраснеет, но и это на результатах не скажется. Если уровни в каналах резко разные, ищите плохой контакт, ошибки в монтаже. Жмём Calibrate и получаем:

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

Давим “ОК”. LIMP откалиброван. Калибровку надо периодически проверять (после отключений-подключений приставки). Теперь на свободу с чистой совестью. Напоминаю, что в микшере записи выбрать линейный вход и установить уровень от середины до максимума методом научного тыка.

Начало измерений

Суём в зубы крокодилам резистор 20 Ом/1 Вт. Нажимаем на красный треугольник, зажигается красный квадрат и ждем нового появления треугольника.

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

Курсор по умолчанию на частоте 20 Гц, это почти постоянный ток. Щелчком мыши по экрану можно выбрать любую частоту. Верхняя серая линия – фаза, сейчас 0°, т.к. резистор не проволочный. При измерениях других деталей фаза будет ого-го как плясать. Подключаем резистор С5-16 сопротивлением 1 Ом/1%, сделано в СССР:

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

Хорошая точность нашего устройства и резистора. Неплохой тестер ЕТ8102 врет, вместо 1 Ом показывает 0,8-0,9 Ом и 20 Ом менее точно.

Итак, мы получили измеритель более точный, чем тестер среднего класса, а главное – это измеритель импеданса т.е. сопротивления на любой частоте в звуковом диапазоне. Обратите внимание, что на 20 кГц есть заметный сдвиг фазы, это на метровом проводе, а вы говорите – кабели абсолютно не влияют… Ну-ну.

Компенсация кабеля

При измерении акустики потребуется длинный кабель, минимум 1 метр, удобнее 2-3 м. Он вносит свой вклад показания и его надо убрать. Сверху красно-синий флаг “компенсация кабеля”. Каждый раз, доставая и подключая приставку, перед измерениями надо повторить калибровку.
После этого подключаем измерительный кабель и закорачиваем его на конце.

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

Черная линия – импеданс (сопротивление) кабеля, ось ординат слева (в Омах). Серая линия – сдвиг фазы, ось ординат в градусах справа.

Сразу предупреждаю, что при очень низком импедансе около 0 Ом (0,2 Ома – это не ноль), фаза пляшет. Это нормально. По моим прикидкам LIMP предназначена для измерения R=1…100 Ом, C=1…100 мкФ, L=0,1…10 мГн. То есть диапазон 100 раз (фактически больше) и номиналы именно “для колонок”.

Надо нажать флажок и методом научного тыка установить сопротивление и индуктивность кабеля, добиться минимального сопротивления и сдвига фазы. С первым – просто, со вторым надо повозиться. ОБЯЗАТЕЛЬНО поставить галочку “вычитать при измерениях”. Кнопка с флажком будет вдавлена.

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

Теперь подключаю 6,5 м самого плохонького акустического кабеля, сечением 0,75 мм 2 и измеряю уже с компенсацией:

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

Зеленая линия внизу – измерения измерительного входа при его замыкании – 0,01 Ом. Чёрная – акустический кабель 1,2 Ом. Серая линия – сдвиг фазы в акустическом кабеле. Я бы осторожно относился к этим градусам, но эффект есть.

Далее взял два советских резистора ПЭВ-10 сопротивлением 100 Ом и 200 Ом:

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

Видно. что сдвиг фазы ничтожен, на уровне погрешности. Оказалось, что индуктивность этих “катушек” практически не влияет.

Измерения динамика и его параметров Т-С

LIMP позволяет определить Fs (резонанс) и Q (добротность) одним измерением, без дополнительного ящика или груза. Пример с НЧ динамиком 10 ГД-30Е (очень удачный экземпляр). Процедура все та же что описана выше, но вместо резисторов подключаем измеряемый динамик.

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

Обращаю внимание, что резонанс – при переходе фазы через ноль. Обращаю внимание на нажатые галочки. Диаметр выбран по гофру и в данном случае он ни на что не влияет. Измерения каждого динамика надо сохранять в файл [.lim] с соответствующим именем и пояснениями.

Читайте также:
Авева программа что это

По Qts и Fs уже можно определить куда ставить данный динамик, если ставить вообще. А вот для определения объема ящика, надо знать эквивалентный объем динамика (Vas). В LIMP предусмотрено 2 метода расчета:

  1. установка динамика в закрытый ящик (ЗЯ) известного объема;
  2. добавка дополнительного груза на диффузор динамика.

Желательно (для большей точности), чтобы частота резонанса в ящике при этом изменилась на 30-50%. Что я и сделал поместив динамик в ящик объемом 33 литра. Результат тоже сохранил под именем 33l.lim

Затем в LIMP надо загрузить первый файл (без ящика), пометить его как Overlay, затем второй файл “в ящике” (можно поменять порядок первый-второй) и нажать кнопку “Analize”, в открывшемся окне Calculate. Вот что получилось:

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

Обратите внимание, что все интересующие нас параметры записаны без “семи знаков после запятой”. На основании этих данных в JBL Speakershop прикидываем варианты ящиков для этого динамика.

LIMP software - измерение параметров Тиля-Смолла

Видно, что 10 МАС-1М созданы именно для такого динамика на кобальте и изменение ЗЯ в очень широких пределах почти не влияет на АЧХ и настройка каждого экземпляра не нужна – “даёшь план и количество”. Но вот, если сделать ФИ объемом 40-50 лв, можно получить 30 Гц по -3 дБ – “это же очень и очень”.

LIMP позволит рискнуть пилить ящик не вслепую и под конкретные динамики!

8 комментариев: LIMP software – измерение параметров Тиля-Смолла

Хочу поблагодарить Сергея за подготовленный материал.
Так же нужно отметить, что весь процесс намного проще чем кажется. И при небольшой сноровке измерения можно проводить очень быстро.

Источник: ldsound.info

Компьютер — измеритель индуктивности

Всем привет! Коротко хочу рассказать, как при помощи компьютера можно измерить индуктивность катушки или дросселя. Хотя этим же способом я замерял малые сопротивления (от 1 до нескольких десятков Ом) и ёмкости конденсаторов (проверял от 200 до 10000 мкФ), но речь здесь будет исключительно об измерении индуктивностей.

Из этого комплекса нам нужна программа Limp. Находим её в папке: C:ProgramFilesArtaSoftware и запускаем. Запустилась? Уже хорошо, но мы пока ещё в начале пути к цели. Чтобы программа научилась что-то измерять, нам понадобится изготовить очень простой адаптер для звуковой карты (Рис.1):

Так как у меня старенький ноутбук и у него из входов есть лишь вход микрофона, поэтому в схему обязательно нужно добавить два разделительных конденсатора по постоянному напряжению, (Рис. 2.).

Собранный адаптер подключаем к звуковой карте компьютера и начинаем настраивать программу Limp под наши конкретные нужды. Кстати, она на английском и платная, но в демо-режиме может работать бесконечно долго со всеми функциями, кроме сохранения результатов и ещё чего-то там. Но мне лично они особо и не нужны. И так, начнём с измерения малых индуктивностей. Смотрим на рисунок 3 и следуем указаниям красных стрелок с цифрами:

1 – жмём на значок «Configure generator»

2 – появится окно « Generator S etup »

3 – выбираем тип сигнала « Sine »

4 – нажимаем кнопку « Test »

5 – нажимаем на кнопку « Output level » и выбираем -20 dB

6 – обращаем внимание на шкалу « Input level monitor », она должна быть зелёного цвета, максимум жёлтого, но не красного цвета

7 – всё, жмём кнопку «ОК»

Рис.3. Настройка генератора

Итак, уровень сигнала генератора настроили. Переходим к настройке диапазона звуковых частот, так как именно в них наша индуктивность будет испытываться. Внимательно разглядываем рисунок 4 и в точности следуем указаниям тех же стрелок:

1 – выбрать вид генератора « Stepped Sine »

2 – выбрать начальную частоту «10000 Hz »

Уже можно подсоединить к адаптеру испытуемую индуктивность, например 33 мкГн, затем:

3 – нажать кнопку старт (красным треугольник) и немного подождать, секнд 30 не больше, у кого как быстро работает компьютер.

4 — нажать на кнопку « Fit », у нас на экране появятся жирненькая серая и зелёная кривая линия

5 – находим самую высокую вершину зелёной линии и запоминаем это место

6 – Осматриваем серую кривую линию. Нас интересует тот участок линии, который выглядит равномерным далеко вправо и влево, располагается над нашей вершиной зелёной линии и обязательно выше нуля (в этой области у нас отстаёт ток и опережает напряжение на катушке на 90 градусов), ноль обведён красным кружком. Потрудитесь кликнуть курсором мышки, появится вертикальная жёлтая линия, которая пересекает зелёную вершину и серую линию. Продолжаем далее.

7 – нажимаем кнопку « RLC ». Появится окно «Impedance at cursor»

8 – Вуаля! Неверим своим глазам, L =33.93 uH , что вполне сносно соответствует номиналу нашей испытуемой индуктивности.

Рис.4. Измерение индуктивностей

А вот фото, сделанного на скорую руку, моего адаптера для программы Limp. Чтобы не подумали, мол всё это теория. Да, небольшое отступление, в адаптере добавлен переключатель «Калибровка», который подаёт сигнал в обход схемы, чисто сделан для эксперимента с другой программой «Виртуальный осцилограф» и с другим адаптером, но вам этот переключатель здесь не понадобится. Так что его ставить совсем необязательно. Было бы не лишним защитить вход микрофона встречно-паралелльными диодами, но это в преспективе.

В заключение, хочу отметить, что такой метод измерения не совсем простой. Потребуется опыт, определённые знания и много разных экспериментов по настройке самой программы, чтобы правильно определить результат исследований. Однако как доступный, интересный, а главное недорогой способ измерений, вполне может пригодится, но, как лично убедился, ни когда не заменит настоящих профессиональных измерительных приборов.
Всем удачи!

Источник: radio-hobby.org

ARTA Software

Профессиональное программное обеспечение для проведения аудио измерений и анализа акустических и электрических параметров систем.

Рабочее окно программы ARTA Software с окном калибровки измерительного комплекса

Программа получила признание благодаря удобству и легкости в работе, возможности всестороннего анализа данных измерений. Программный пакет «ARTA Software» состоит из трех модулей:
• ARTA – подходит для измерения импульсов и является мощным анализатором сигналов в режиме реального времени. Выполняется построение амплитудно-частотных характеристик, фазо-частотных характеристик, переходных характеристик, группового времени задержки, кумулятивного затухания спектра, зависимости энергии импульса от времени, графика распада, зависимости нелинейных искажений от частоты.
• STEPS – позволяет проводить измерения частотной характеристики сигнала возбуждения в виде ступенчатой синусоиды с высоким динамическим диапазоном и высокой помехоустойчивостью. Одновременно выполняется оценка гармонических искажений 2, 3, 4, 5 и более высокого порядка.
• LIMP – специализируется на измерениях импеданса низко- и среднечастотных динамиков и расчете параметров Тиля-Смолла методами добавочной массы и измерительного ящика.
В программе ARTA Software корректируются следующие значения: напряжение на выходе усилителя, количество фрагментов на период тестового сигнала, частота дискретизации, тип периодического шумового сигнала, уровень тестового сигнала, частота среза, измерительный канал, количество измерений для метода усреднения импульсной характеристики и многое другое. Для графиков АЧХ, ГВЗ и ФЧХ есть опции, позволяющие изменять степень сглаживания и использовать для построения два временных окна. Присутствует функция калибровки измерительного комплекса, а также одно- и двухканальный анализатор Фурье. Из недостатков – программа не может отправлять результаты измерений на принтер или экспортировать их в графический формат.

АЧХ сигнала

Программу разработал ученый из Хорватии Ив Мательян (Ivo Mateljan). Начиная с 1995 года, он является главой электроакустической лаборатории на факультете электротехники Сплитского университета. С 2001 по 2006-ые годы руководил факультетом электроники, а в 2006 году стал профессором в области электротехники. В свободное время занимается исследовательской работой, связанной с изучением акустических свойств материалов, обработкой сигналов и виртуальными приборами..

Читайте также:
Программа стилус что это

Программа ARTA Software классифицируется как «условно-бесплатная». Демонстрационную версию можно скачать со страницы официального сайта. В этом режиме утилита полностью функциональна за исключением загрузки и сохранения результатов измерений. Однако через буфер обмена существует возможность импортировать полученные данные в любую бесплатную программу для последующей обработки.

ARTA Software имеет два вида лицензий: персональную стоимостью 79 евро и коммерческую (многопользовательскую) – 149 евро. Интерфейс утилиты зависит от используемой звуковой карты и операционной системы. После установки необходима настройка в соответствии с руководством пользователя.

График - Кумулятивное затухание спектра

Программа ARTA Software, включая справочную систему, полностью англоязычная, русификатора данного софта нет.

Для использования программного обеспечения необходимо иметь персональный компьютер класса Pentium 600 МГц и выше, полнодуплексную звуковую карту и WDM или ASIO драйвер звуковой карты под Windows. Требуемые операционные системы: Windows 2000, XP, Vista, 7. Полный список поддерживаемых звуковых карт приведен на сайте производителя. В Windows 7 и Vista настоятельно рекомендуется использовать ASIO драйвера.
ARTA Software запускается и на компьютерах под управлением Linux или Mac OS X с помощью эмуляторов Wine (для Linux) и CrossOver (для Mac).

Распространение программы: условно-бесплатная, от 79 евро

Источник: cxem.net

Как измерить параметры Тиля-Смолла динамиков с помощью ПК и выбрать для них правильный корпус

Любой динамик предназначен для установки в корпус определенных размеров и конструкции (точнее сказать, акустического оформления). Если динамик установить в несоответствующий ему корпус (например, слишком малого объема или неподходящего акустического оформления), то играть такая колонка будет плохо.

Будет глухой и плоский звук, отсутствие басов и/или верхов, искажения и призвуки, бубнение на одной частоте и т.п. Какое оформление требуется для конкретного динамика, определяют его параметры Тиля-Смолла (T/S параметры). Но проблема в том, что даже брендовые производители не всегда их указывают для всех моделей своих динамиков, не говоря уже о безродных китайских динамиках с Али. В обзоре будет показано, как самостоятельно их измерить с помощью простого кабеля и компьютера, а также рассчитать по полученным T/S параметрам правильные размеры и конструкцию корпуса под динамик.

Для измерения параметров Тиля-Смолла я подготовил следующие динамики (для всех из них T/S параметры производителем не указаны):

— JBL CS760C ru.jbl.com/CS760C.html
6-1/2″, 50W RMS/150W max., 55 Гц– 20 кГц, 4 ом, 92 дБ (2,83 В на 1 м)
Эти динамики стоят сейчас у меня в дверях машины. Один из них когда-то сломался (внутренний обрыв катушки) и я купил еще один комплект для замены. Если из такого неисправного динамика снять магнитную систему, из него можно сделать пассивный излучатель (ПИ) для повышения отдачи АС в области низких частот. Снятый магнит тоже пойдет в дело, о чем будет рассказано ниже.

— JVC CS-J420X ru.jvc.com/mobile-entertainment/speakers/CS-J420X/
4′, 21W RMS/210W max., 45 Гц– 22 кГц, 4 ом, 90 дБ/мВт
Это бюджетные брендовые автодинамики, купленные для экспериментов.

— 2 динамика 5W 8Ohm, один из которых уже установлен в свое акустическое оформление.

Измерения параметров Тиля-Смолла будем проводить с помощью программы AudioTester.

Также можно использовать программу Limp из пакета Arta Software, кабель в обоих случаях используется один и тот же, и результаты измерений обеих программ должны практически полностью совпадать — за подсказку благодарю Vairon и yopopt.

Программа AudioTester дает повторяемый результат. Я измерял один и тот же динамик на основном ПК, дополнительном ПК и ноутбуке. Все эти измерения показывают очень схожие результаты. Также результаты измерений AudioTester признаются Роспатентом, например, вот патент RU 2707905 (акустическая система с щелевым настраиваемым резонатором Гельмгольца).

Для измерений с помощью AudioTester требуется сделать несложный кабель с одним резистором. Готовим 2 куска экранированного кабеля (т.е. кабеля, состоящего из 2-х отдельных многожильных проводов с общей медной оплеткой, типа кабеля для наушников), 2 разъёма «джек» 3.5мм для подключения к ПК, резистор 10 ом, провода с крокодилами и/или с автоклеммами для подключения к динамикам. Для изготовления таких проводов лучше использовать акустический кабель достаточного сечения (я сделал их из кабеля 2х1.5мм2).

Схема кабеля:
Паяем такой кабель, фиксируем провода стяжками, затем закрываем этот узел термоусадкой. Чтобы не перепутать, на штекер для подключения к аудиовыходу ПК надеваем зеленую термоусадку:

Скачиваем программу с официального сайта www.audiotester.de/ и устанавливаем. На компьютере ставим громкость динамиков и микрофона 100% и отключаем все улучшайзеры, если включены (типа объемный звук, тонкомпенсация и т.д.). Полностью убираем усиление микрофона. Подключаем кабель к компьютеру. В программе нажимаем кнопку TSP.

Но прежде чем измерять динамики, нужно сделать калибровку для учета сопротивления изготовленного кабеля. Вместо динамика к другому концу кабеля подключаем резистор с сопротивлением, близким к динамику. Я использовал для калибровки резистор 6.6 ом. Нажимаем Start и смотрим по зеленой кривой, насколько правильно AudioTester измеряет сопротивление резистора. При необходимости изменяем значение в поле Impedance, пока не получим максимально точного соответствия:

Теперь можно приступать к измерению динамика. Насчет того, как это правильно делать, встречаются 2 противоположные точки зрения. Одни утверждают, что динамик нужно подвешивать за люстру в центре большой комнаты со стенами завешенными коврами). Другие доказывают, что динамик нужно наоборот зажимать в тиски. На мой взгляд, правильно делать так, как рекомендует сам автор AudioTester — динамик при измерении нужно положить на мягкую подушку диффузором вверх.

В видео ниже показано, как сделать настройки с учетом измеряемого динамика и выполнить процедуру измерений:

Итак, мы измерили параметры Тиля-Смолла нашего динамика. Что с ними делать дальше?

Сохраняем результаты в текстовый файл кнопкой List / Print и затем вбиваем эти значения в одну из программ расчета корпусов, например JBL SpeakerShop, Bassbox Pro, UniBox и т.п. Там выбираем желаемый тип корпуса под этот динамик и программа сама рассчитывает размеры выбранного корпуса.

Программу расчета корпусов мы запустим позже, а сейчас попробуем бегло проанализировать полученные T/S параметры нашего динамика JBL CS760C.

Самых главных параметров Тиля-Смолла всего три: Fs, Qts и Vas.

Fs — это собственная резонансная частота динамика (без корпуса). Частоты ниже Fs динамик воспроизводит плохо.

Qts — это полная добротность динамика. Значение Qts может определить тип акустического оформления, наиболее подходящего для динамика, а также склонность динамика к бубнению на своей резонансной частоте (чем выше добротность, тем больше будет бубнить, при некоторых условиях).

Есть разные классификации предназначения динамиков в зависимости от Qts, до сих пор к единому знаменателю по этому вопросу так и не пришли. Например, вот одна из таких классификаций:

Qts > 1,2 —динамики для открытых ящиков, оптимально 2,4;
0,6 < Qts < 1,2 — динамики для закрытых ящиков, оптимально 0,7–0,8;
0,4 < Qts< 0.6 — динамики для фазоинверторов, оптимум — 0,4;
0,2 < Qts< 0.8 — динамики для систем с пассивным излучателем;
Qts < 0.4 — динамики для рупоров.

Vas — это эквивалентный объём, по нему можно примерно прикинуть минимальный объем корпуса для установки динамика. Например, если Vas равен объему корпуса, то Fс и Qtс увеличится в 1.4 раза. А если объем корпуса будет больше Vas в 3-5 раз, это практически не ухудшит звучания акустики.

Итак, динамик JBL CS760C имеет T/S параметры: Fs=75.5 Гц, Qts=1.02, Vas=10.37 л.
Этот динамик автомобильный, предназначен для установки в двери. Высокая добротность этого динамика вполне уместна, т.к. внутренний объем двери не является полностью закрытым из-за щелей и технологических отверстий. Vas=10.37 л говорит о том, что, если ставить такой динамик в закрытый ящик, его объем должен быть от 30 литров минимум (например, куб с размерами 31х31х31см), что немало.

Читайте также:
Носитель информации на который записывают программы для хранения что это такое

А есть ли способы еще сильнее уменьшить размеры корпуса без заметного изменения качества звучания АС?

Да, есть. Их как минимум три:

— Панель акустического сопротивления (ПАС), позволяет снизить добротность динамика в корпусе, конструкция ПАС подбирается опытным путем;

— Набивка корпуса демпфирующим материалом типа ваты или синтепона с плотностью до 24 г на литр объема, позволяет получить виртуальную прибавку объема корпуса до 40%;

— Обратный магнит, позволяет снизить электрическую добротность динамика. Попробуем на практике проверить его эффективность. Приклеим снятый с неисправного динамика магнит к рабочему динамику. Магниты должны отталкиваться, а не притягиваться!

Измерим динамик с прикрепленным обратным магнитом:

Видим, что добротность динамика JBL CS760C уменьшилась с 1.02 до 0.84. Насколько существенно это позволит уменьшить объем корпуса, будет показано чуть ниже.

А пока продолжим наши измерения.

Динамик JVC CS-J420X

T/S параметры: Fs=135,9 Гц, Qts=2.39, Vas=1.57 л.

Да уж…. Кроме автомобиля, такой динамик можно поставить только в открытый ящик. Добротность 2.39 ни обратный магнит, ни ПАС до приемлемого уровня не понизит.

Noname динамик SJ H9053201, 8Ohm 5W

T/S параметры: Fs=420,5 Гц, Qts=4.96, Vas=0.13 л.

Этот динамик стоял в телевизоре, качеством звучания не блистал)

Noname динамик 55085-010, 8Ohm 5W (в корпусе)

Этот динамик я измерил просто из интереса). Он тоже из телевизора, имеет собственный корпус, который я снимать не стал. Корпус интересен тем, что имеет вибродемпфирующий элемент в форме конуса, перераспределяющий звуковые волны в закругленные углы корпуса:

Такое решение уменьшает вибрации и резонансы корпуса. Звучал этот динамик, в отличие от такого же по мощности и импедансу собрата выше, гораздо приятнее. Даже какие-то низы можно было услышать.

Расчет корпуса под динамик на основе параметров Тиля-Смолла

Имея на руках T/S параметры интересующего динамика, можно приступать к расчету корпуса для него. Программ расчета корпусов достаточно много: JBL SpeakerShop, Bassbox Pro, UniBox и т.п. Эти программы, а также дополнительные материалы по теме можно скачать например здесь doctorbass.ru/zagruzki/

Попробуем просчитать корпус для динамика JBL CS760C в программе JBL SpeakerShop.

Создаем новый проект, копируем T/S параметры из текстового файла AudioTester в SpeakerShop. Программа просчитывает по ним оптимальный корпус в вариантах фазоинвертора (Vented Box) и закрытого ящика (Closed Box) и строит расчетную АЧХ (амплитудно-частотную характеристику) для каждого варианта. Нажимаем Ctrl-D и появляется окно с объемом и размерами корпуса. Всего в SpeakerShop 21 вариант корпусов на выбор: прямоугольный, куб, призмы разной формы, эллипсоид, сфера, конус, цилиндр и т.д. Как видим ниже, для динамика JBL CS760C размеры получаются немалыми:

Попробуем их уменьшить с помощью заполнения корпуса демпфирующим материалом. Выбираем заполнение “normal” и объем закрытого ящика уменьшается почти в полтора раза, АЧХ при этом практически не меняется:

Теперь проверяем эффективность обратного магнита для дальнейшего уменьшения объема корпуса. Создаем новый проект, копируем в него T/S параметры динамика с обратным магнитом и смотрим:

Объем закрытого ящика уменьшается еще в два раза, АЧХ при этом также существенно не меняется.

Таким образом, в нашем примере с динамиком JBL CS760C, использование заполнения и обратного магнита позволяет снизить объем корпуса почти в 3 раза, с 43.2 литров до 14.9 литров, без существенного изменения АЧХ. При этом добротность в корпусе будет 0.96.

Магниту из неисправного динамика мы нашли применение, теперь попробуем найти применение и оставшейся части этого динамика, т.е. корзине с диффузором.

Из нее можно сделать пассивный излучатель (Passive Radiator). Такой ПИ устанавливается в одном корпусе с основным динамиком и оба диффузора работают синфазно, но диффузор ПИ настраивается на более низкую резонансную частоту, что повышает отдачу АС в области низких частот:

Для расчета такого пассивного излучателя в SpeakerShop нужно ввести 3 параметра: объем ящика Vb, эквивалентный объем Vap (его значение такое же как Vas) и резонансную частоту Fp. Ранее при измерении T/S параметров с помощью AudioTester мы уже настраивали этот динамик на более низкую резонансную частоту 45 Гц добавлением груза 20 г. Поэтому вводим Fp=45 Гц и смотрим, какая АЧХ пассивного излучателя у нас получается:

Поднятая в области НЧ АЧХ фазоинвертора и пассивного излучателя дает мощный жесткий бас (то самое «мясо»). А равномерно падающая АЧХ закрытого ящика делает басы чистыми и прозрачными, но относительно слабыми. Такое звучание больше понравится музыкальным веганам).

Подводя итог, программа JBL SpeakerShop позволяет на основе T/S параметров рассчитать размеры корпуса под динамик в нескольких акустических оформлениях и показать в виде АЧХ звучание каждого из вариантов.

Резюме обзора

Какое оформление и размеры корпуса требуются для конкретного динамика, определяют его параметры Тиля-Смолла (T/S параметры). Если эти параметры неизвестны, их можно определить самостоятельно с помощью самодельного кабеля и компьютера. В обзоре подробно описана процедура измерений T/S параметров при помощи программы AudioTester, измерено 4 разных динамика, показано как влияют значения T/S параметров на конструкцию и размеры корпуса динамика. Рассмотрен расчет корпуса для динамика на основе T/S параметров в программе JBL SpeakerShop, приведены способы уменьшения размеров корпуса (заполнение демпфирующим материалом, обратный магнит) и показана их эффективность. Также описан расчет пассивного излучателя, который можно сделать из динамика без магнита.

Спасибо за просмотр этого обзора! Буду рад, если какая-то информация окажется вам полезной.

Добавить в избранное Понравилось +267 +445

  • 12 мая 2020, 18:14
  • автор: yuryvrn
  • просмотры: 62351

Источник: mysku.club

Измерение параметров и снятие АЧХ динамиков.

ПО
Arta, Limp
Используемое оборудование
Компьютер
Звуковая карта Quad Capture
микрофон, у меня калибровочный Velodine
Коробочка с резистором (схема есть в описании программы)
Усилитель мощности. Какой был, Audio Art в мое случае.
Немного проводов.
Итак начали, запустили Лимп. Открыли HELP, там схема подключения есть ).

Собрали, подключили, проверили.

калибровка уровней

Повесили динамик, измеряем его Re

подключили динамик к коробочке

запустили измерения, программа нарисовала импедансную кривую.

остановили, зашли в нужную вкладку. Там вводим активное сопротивление и эфф диаметр диффузора. Нажимаем Calc. Получаем часть параметров.

лепим добавочную массу, я использую мастику от вибропласта. Очень удобно.

аккуратно приклеиваем блинчик.

включаем измерения предварительно зафиксировав первую кривую.Тут немного не разборчиво получилось, поторпился. Фотку не сделал, но видно что кривых стало две, желтая (первая) и зеленая, это с блинчиком. Остановили измерения, зашли в ту же вкладку, ввели 20гр в поле Added mass и жмякнули Calc. Теперь у нас есть параметры. На даташит не смотрите, динамик новый и не прогрет.

Прогрею когда может добавлю фоток.

Теперь очередь за акустическими измерениями.

подключаем микрофон, запускаем ARTA

Размещаем динамик и микрофон, измеряю в ближнем поле на расстоянии 30-40см

использую двухканальный метод, так проще. После первого измерения корректируем дилэй и получаем то что нам нужно, графики АЧХ и ФЧХ.

а это импульсная характеристика. Хорошо помогает в настройке согласования многополосных систем по фазе.

В принципе можно было добавить еще кумулятивный спектр, графики распада, но думаю пока хватит. Их ведь еще и объяснять придется).

Источник: www.drive2.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru