Конспект занятия «Лидер и его команда» Тип: Групповое Вид: Тренинг Цель: 1. Раскрытие личностного потенциала участников группы. 2. Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон. 3. Развитие способности к целеполаганию и организации групповой работы.
Задачи: 1. Развитие взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу. 2. Формирование навыков понимания друг друга. 3. Приобретение навыков принятия ответственности друг за друга. 4. Выявление и развитие представлений о лидерстве. 5. Приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде. Средства: 1. Журналы, вырезки с подборкой картинок для коллажа. 2. Карандаши, фломастеры, ножницы, скотч, клей, ватманы А3 (на каждую подгруппу). 3. Анкеты для письменной рефлексии. Вводная мини-лекция: цель – расположить группу к тренинговой программе, рассказать о цели, задачи и средствах с помощью которых будет проводиться тренинг. Представления о лидерстве Индивидуальная работа на листочках (7—10 минут) Ведущий:Сейчас вам нужно будет ответить на два вопроса. Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. В первом столбце напишите: «Мои положительные качества», а во втором столбце — «Мои отрицательные качества». Подчеркните одной чертой качества, которые вы считаете, помогают вам быть лидером. Работа в парах (10—15 минут). Ведущий: В течение 5 минут по очереди расскажите друг другу о своих сильных и слабых сторонах. Есть ли у вас лидерские качества? Выделите три самых важных качества «настоящего лидера» и объясните почему? Работа со всей группой (20—30 минут). Ведущий: Итак, поработав в парах, вы рассказали друг другу о своих сильных и слабых сторонах, лидерских способностях каждого, и выделили три качества «настоящего лидера». Теперь по очереди вам нужно назвать эти качества, кратко аргументировав почему. Запись на доске называемых качеств. Обсуждение, ранжирование. Перерыв (15—20 минут).
Отношение к лидерству Коллаж «Настоящий лидер» Работа в мини-группах (по 4—5 человек). Ведущий: Каждой группе нужно будет создать коллаж на тему: «Настоящий лидер — это. » Для этого вы получите необходимые материалы, которые можно будет использовать при создании вашего коллажа. Время работы ограничено (30 минут), поэтому постарайтесь работать быстро и согласованно. Представление и просмотр получившихся работ. Обратная связь друг другу (10—15 минут). Умения лидера Игра 1 «Паровозики» (в мини-группах) Ведущий: Ребята, сейчас мы сыграем в известную игру «Паровозики». Каждый из вас по очереди сможет побывать «локомотивом» и «вагончиком». Договоритесь и распределите в командах, кто будет первым «локомотивом», вторым и т.д. Условие проведения: Одновременно будут двигаться несколько «паровозиков». Тем, кто будет «локомотивом», важно очень аккуратно, без столкновений, провезти за собой «вагончики», которые будут с закрытыми глазами. Задача для каждого участника: запоминать свои ощущения в роли «вагончика» и в роли «локомотива». Обсуждение: Ваши ощущения, когда вы были « локомотивом», « вагончиком»? Что было сложно? В какой роли больше понравилось, почему? Игра 2 «Ведущий телепередачи» Цель игры: Развитие умения брать на себя ответственность. Умение планировать и реализовывать поставленные цели, работая в группе. Самораскрытие посредством творческой деятельности. Ведущий: Сейчас мы с вами отправимся на необычную телестудию, где вы сможете попробовать себя в роли телеведущего разных программ. Остаемся в тех же подгруппах, как на «паровозиках» (по 5—6человек). Вы побываете на нескольких передачах. На каждую программу команде необходимо выбирать телеведущего, без повторов участников.
- Первая передача «Новости»
- Вторая передача «Спорт»
- Третья передача «Самый умный»
- Четвертая передача «Про животных»
- Пятая передача «Культура»
Обсуждение итогов игры (10—15 минут). 1. Сложно ли было в роли телеведущего (продумывать, организовывать и реализовывать свои сценарии)? 2. Кто из телеведущих вам понравился больше всего, почему? 3. При обсуждении и планировании сценария трудно ли было договориться между собой? 4. Что вы делали для того, чтобы прийти к сотрудничеству и взаимопониманию в группе?
Рефлексия. Завершение занятия: — Вспоминаем, во что играли и что делали. — Что лично для вас было сложно, но вы справились? — Что больше всего понравилось, было интересно?
Анализ проделанной тренинговой программы: Самым сложным было добиться расположения группы к программе тренинга. Благодаря вводной мини-лекции удалось подготовить группу к началу проведения. Представление о лидере позволило выяснить, что такое лидер, основываясь на мнение разных групп анализируя и синтезируя данные удалось сформировать понятии «лидер». Отношение к лидеру – это задание позволило объединить весь коллектив по средствам решения творческой задачи и разогреть соревновательный дух путем разделения всей группы на мини-группы. Умения лидера состоит из двух игр: 1 Игра «Паровозики»; 2 Игра «Ведущий телепередачи». Задача этих игр в том, что бы все участники попробовали побывать в ролях ведущего и ведомого, сравнить ощущения и почувствовать себя лидером. Рефлексия позволяет еще раз вернуться к тем чувствам, что были пережиты, осознать их и закрепить.
Вывод: В целом, считаю, что тренинг прошел хорошо благодаря творческому и игровым заданиям, удалось повысить уровень уверенности в себе путем раскрытие в каждом лидерский качеств. Литература:
- Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. — М.: Эксмо, 2007.
Психолог школы № 20 (Хохрякова П.М.)
Эта работа была подготовлена благодаря статье, которая опубликована в № 24/2006 журнала «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября».
Автор тренинга Василиса НИКИТИНА, педагог-психолог, Москва
- Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — семья»
- Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Я — учитель»
- Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — ученик»
- Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — класс»
- Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — школа»
Источник: www.vashpsixolog.ru
Программа «Лидер» рабочая программа
Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека.
Актуальность : главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности.
Программа « Лидер» имеет социальную направленность . Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовывать. Опыт работы показывает, что ЛИДЕРА необходимо выявить и растить с младшего школьного возраста, учитывая его возрастные особенности. Необходимо установить преемственность между активистами начального звена и среднего, для развития школьного органа самоуправления и привлечения детей среднего школьного возраста к общественной деятельности.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по развитию лидерских качеств «Лидер» заключается в актуальной потребности современного общества в воспитании человека «новой формации», человека компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.
Указом Президента РФ В.В. Путина от 29.10.2015 года была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Организация создана с целью совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности, поэтому данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна.
День занятий — Пятница. Время занятий -14:00-15:00
Основные принципы программы:
-индивидуальный подход к каждому участнику кружка. Он реализуется с помощью специальных методик:
-выявление лидерских качеств;
-определение уровня лидерских навыков;
-наблюдение за уровнем развития лидерских способностей учащихся;
Цель — создание условий для социального и профессионального самоопределения личности подростка, его интеграции в современный социум и воспитание стремления совершенствовать российское общество.
- Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- Воспитывать умение распределять обязанности и нести ответственность при организации коллективного дела;
- Способствовать самоопределению и творческой самореализации личности ребенка;
- Развитие эмоциональных качеств у детей через различные игры, тренинги.
- Реализация эстетического направления воспитания;
- Обучить умению излагать свои мысли, чувства, объяснять собственную точку зрения, доказывать;
- Обучить умению самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и оперативно принимать решения.
- Обучить ораторскому искусству, умению публичных выступлений;
- Обучить навыками делового общения и методике разрешения конфликтных ситуаций.
- Развивать внимательность, наблюдательность, творческое воображение, фантазии.
- Развивать умение думать, умение применять теоретические знания на практике;
- Развивать умение общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца,
- Способствовать развитию логического и наглядно-образного мышления.
Развитие организаторских навыков, лидерских качеств, конструктивное общение со сверстниками и взрослыми, коллективная организация дел – всё это помогает подростку реализовать собственные способности в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии.
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы: разновозрастная группа, учащиеся среднего и старшего школьного возраста (12 – 18 лет).
Сроки реализации программы: 1 год обучения.
Режим занятий: 1 час в неделю – 1 раз в неделю по 1 часу (45 минут), 36 часов в год, по 15 человек в группе.
Важнейшими формами реализации и активизации учебно-воспитательного процесса являются:
-проведение непосредственно занятий;
-организация праздников, встреч-бесед;
-участие в концертах; конкурсах.
Источник: nsportal.ru
|