Летняя школа – это как лагерь, но только учебный или научный. На одних школах можно заняться научными исследованиями, на других научиться писать сложнейшие алгоритмы, третьи познакомят вас с совсем нешкольными разделами биологии, лингвистики, физики и математики.
Летние школы бывают множества разных типов. Даже, если вы уже бывали на одной из них, прочитав статью, вы можете узнать много нового. А если не бывали, это повод с ними познакомиться. Тем более, что мир образовательных лагерей очень тесно переплетен с миром математических школ и олимпиад.
Математика Информатика Физика Химия Биология География История Обществознание Право Экономика Русский язык Литература Лингвистика Французский язык Немецкий язык Английский язык Испанский язык Латинский язык Астрономия Экология Робототехника Технология Искусство ИЗО Психология ОБЖ Физическая культура Основы предпринимательства и еще 26 предметов
Летняя школа — это как лагерь, но только учебный или научный. Школы бывают разными (даже зимними, весенними или осенними), а объединяет их одно: особая заинтересованность преподавателей и высокая мотивация школьников. Преподаватели часто привносят свои профессиональные и научные интересы — от разведения змей в неволе до написания мобильных приложений.
Бесплатная летняя школа в США / Yale University YYGS
Курсы большинства выездных школ нацелены на расширение кругозора, а вовсе не на зубрежку формул. Темы скорей дополняют школьную программу — можно запросто встретить курс по эволюции беспозвоночных или лекции о математической теории узлов. Такие курсы вряд ли пригодятся при сдаче ЕГЭ, зато могут привить любовь к науке и показать, зачем она нужна. И даже если школьник больше ни разу не столкнется с теорией узлов, его жизнь уже никогда не будет прежней.
Летние школы есть и за границей. Например, с недавнего времени существует школа «Алеф», проходящая в Мюнхене. Делают ее наши соотечественники, с богатым опытом проведения подобных школ в России. Приезжают на нее русскоязычные дети со всей Европы. В США и Европе есть собственные традиции учебных лагерей, значительно отличающиеся от российских.
Несмотря на огромное количество зарубежных студенческих школ, каникулярных программ для подростков сравнительно там немного, и доступны они отнюдь не всем. Образовательные форматы также могут существенно отличаться. Так, например, многие учебные лагеря в США интегрированы в систему образования. Учеба в таких лагерях слабо отличается от учебы в университете, а сданные курсы идут в диплом.
Какими бывают школы?
Многопрофильные школы
В Летней лингвистической школе принимают участие дети и взрослые: студенты не только помогают в организации различных мероприятий, но и посещают лекции и семинары. Школа направлена на углубленное изучение лингвистики, но, помимо изучения основного предмета, учащиеся посещают лекции также и по математике и русскому языку.
Иногда сильно разросшееся отделение превращается в самостоятельную школу. Например, известную Летнюю школу «Русского репортера» можно назвать «внучкой» экологической школы.
Йельская Летняя школа | Как проходило и что это такое?
Узкоспециальные школы
Некоторые школы ориентированы на подростков, которые точно знают, чего хотят. Учебные курсы в таких лагерях отличаются очень глубоким уровнем изучения материала: продвинутой математикой занимаются в летней школе «Современная математика», а алгоритмическим программированием — в ЛКШ (Летняя компьютерная школа). Школа «Комбинаторика и алгоритмы» направлена на углублённое изучение некоторых разделов математики. Конечно, особое внимание уделяется комбинаторному анализу и теории алгоритмов.
Научные школы
В ШМТБ (Школе молекулярной и теоретической биологии) можно поучаствовать в работе лаборатории молекулярной биологии или биоинформатики, изучать функционирование белков или целых геномов. У некоторых школьников по результатам исследований даже выходят научные статьи в международных журналах. Занятия ведут ученые мирового уровня, причем часто по-английски. Школьники, выбравшие «мокрую» лабораторию, проводят часы с бактериями, белками и пробирками. В «сухих» лабораториях работают за компьютерами: ищут информацию в базах данных, пишут программы анализа генетической информации, изучают полученные в ходе экспериментов данные.
Выездные школы «Слон и Жираф» насчитывают более 10 направлений, и каждое из них включает в себя насыщенную и полезную программу для школьников с 3 по 11 классы. Помимо занятий наукой, ребята участвуют в спортивных мероприятиях и познавательных экскурсиях и посещают различные кружки.
Школы, где делают проекты
Часть школ, например, компьютерный лагерь «Слон», концентрируются на практической работе. Участник смены выбирает серьезную задачу и решает ее в течение смены. Это может быть, например, разработка искусственного интеллекта для компьютерной игры, моделирование движения водяной ракеты или программирование электронных часов. Как правило, всем достаются разные задачи: одной группе интереснее узнать, как на движение ракеты влияет сопротивление воздуха, а другие анализируют, как ведет себя ракета, постепенно теряющая массу из-за расхода топлива. Домой школьники привозят собственноручно выведенные формулы, самостоятельно написанные компьютерные игры и умение решать задачи, не имеющие единственно верного решения.
Летние школы: в 1960-ых и сегодня
Первые физико-математические лагеря появились в России в 1960-ые годы, и уже тогда они старались держаться на переднем крае достижений науки и техники. С тех пор законы физики и математики не успели измениться, но количество научных инструментов серьезно увеличилось. К экспериментальному и теоретическому способам изучения законов природы добавился метод численных экспериментов.
Иногда в работе нужны технологии, которым нет и десятка лет – в обычной школе о таких точно не расскажут. Биологи секвенируют геномы и ищут аналоги белков, применяя геномные базы данных; программисты изучают функциональное программирование и пишут собственные алгоритмы для распознавания изображений; физики делают первые шаги в схемотехнике и работают с 3D-принтерами. Однажды на Пущинской школе участники своими руками даже сделали сканирующий зондовый микроскоп.
Распространение интернета сильно повлияло на жизнь летних школ — почти нет смысла рассказывать старшеклассникам вещи, о которых достаточно прочитать статью в Википедии. Но практические и лабораторные курсы продолжают играть прежнюю, если не большую роль. Теперь можно копнуть глубже, ведь у современных школьников есть возможность самостоятельно заполнить пробелы.
Нередко применяются специализированные технологии для обучения. Например, в Летней компьютерной школе используется автоматическая система проверки задач, позволяющая протестировать алгоритм на все возможные недочеты. Когда школьники возвращаются домой, они могут работать с ней по интернету, доделывая то, что не успели за смену.
Как попасть на летнюю школу?
На летних школах не бывает совсем случайных людей. Для начала нужно пройти вступительное испытание — это останавливает тех, кто (напрасно) считает, что учиться летом скучно. Обычно отбор приходится на весну, так что любознательным школьникам еще не поздно найти школу по душе. Большая часть рассчитана на старшеклассников, но бывают и исключения — например, ЛЭШ принимает школьников с пятого класса, а в школу «Современная математика» могут попасть студенты младших курсов.
Мир летних школ тесно переплетен с миром «матшкол» и школ для одаренных детей. Часть организуется вузами – например, Школа прикладной математики и физики (ПМФ) при МФТИ. Большая часть упомянутых выше школ располагается в Московской области, хотя бывают и региональные: Красноярская летняя школа или Кировская летняя многопредметная школа. На некоторые из них ученики съезжаются со всей России, а иногда даже из-за границы.
Значительная часть летних школ существует на волонтерских началах: стоимость путевки фактически равна стоимости проживания и питания. За счет спонсорской помощи фонда «Династия», ABBYY, ВКонтакте и Яндекса некоторым школам удается существенно сократить цену или вовсе предложить бесплатные путевки для победителей олимпиад.
Чтобы выбрать школу для учебы (или даже для преподавания), лучше изучить детали на отдельных сайтах. Более полный список летних школ можно найти на Olimpiada.ru.
Несмотря на серьезные различия в учебном процессе, главный результат у всех летних школ один: детям становится интересно учиться и получать новые знания. И, хотя это не является целью, большей части школьников удается поступить в вузы, как МГУ, МФТИ, МГТУ, РГГУ, ВШЭ, СПбГУ, ИТМО и другие сильнейшие учебные заведения. Поступив в университет, многие продолжают приезжать на летние школы уже в качестве преподавателей.
P. S. Более неформальную версию текста можно прочитать в журнале автора.
Источник: olimpiada.ru
Программа летняя школа это
«Летняя школа» — ежегодное мероприятие междисциплинарной направленности, которое проводится с 2004 года в формате полевого лагеря для российских школьников, студентов и всех-всех-всех.
Традиция проведения подобных школ существует с конца 80-х годов, когда базе биологического факультета МГУ сформировалась Летняя экологическая школа (ЛЭШ). В 2003 году от неё отделилась Летняя школа «Исследователь».
С 2009 года проект стал известен как Летняя школа «Русского репортёра», так как журнал начал оказывать ему информационную поддержку. В последние годы школа реализуется также при поддержке Объединённого института ядерных исследований в Дубне (с 2012 года).
Деятельность
«Летняя школа» включает в себя множество тематических мастерских. Среди профилей: экология, IT, дизайн, философия, медицина, география, естественные науки для школьников, социальные науки для школьников, психология, документальное кино, научная, социальная, репортажная, тревел- и фото- журналистика.
В 2019 году за время проведения школы её посетило порядка ~1200 человек, было проведено около 1000 семинаров, лекций, мастер-классов, круглых столов, практических проектов и исследований.
Содержание
Мероприятие проводится в течение 4-5 недель в июле-августе. Оно представляет собой палаточный лагерь и стационарные хорошо оснащённые помещения для учебной и проектной работы. Основная часть дня в «Летней школе» посвящена лекциям, семинарам, полевой работе и работе над проектами Также проводятся круглые столы и экскурсии в научные институты, телемосты (например, с с ЦЕРНом). Кроме лекций мастерских существуют «золотые лекции» для всей школы без дифференциации на мастерские.
Помимо учебной программы существует и культурная: на «Летней школе» проводятся праздники, концерты, фотовыставки, кинопросмотры и открытые презентации работ мастерских.
Участники
Учёный совет включает в себя многих учёных, в том числе двух член-корреспондентов РАН, академика РАО, профессоров и преподавателей ведущих российских вузов и научных учреждений (ОИЯИ, ФИАН, МГУ, НИУ ВШЭ,НГУ, РЭУ, МПГУ, МГППУ и др.).
Лекторы «Летней школы» — известные исследователи, учёные, журналисты, дизайнеры, преподаватели ведущих университетов России.
Ниже приведены некоторые из них:
• Владимир Сурдин — астроном и популяризатор науки, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ, специалист позвёздной динамике.
• Виталий Лейбин — журналист, главный редактор журнала «Русский репортёр».
• Юрий Козырев — российский фотожурналист, шестикратный лауреат премии World Press Photo, лауреат премий Overseas Press Club Oliver Rebbot, ICP Infinity, премии Frontline Club, премии Visa d’or News, премий Trophee и Public Prize в рамках Prix Bayeux-Calvado. Три раза был членом жюри World Press Photo. На протяжении последних 25 лет Юрий Козырев освещал все основные военные конфликты в бывшем Советском Союзе, а также в Афганистане, Ираке, Ливии и т.п. Контрактный фотограф журнала Time.
• Сергей Максимишин — фотожурналист, многократный призёр конкурсов Пресс Фото России и World Press Photo. Cотрудничает с изданиями «Известия», «Российская газета», «Time», «Geo», «The Washington Post», «The Times», «The Wall Street Journal», «Newsweek».
• Антон Кротов — путешественник, писатель, основатель и президент Академии Вольных Путешествий.
• Гасан Мирзоев — общественный деятель, президент Гильдии российских адвокатов.
• Михаил Гельфанд — биоинформатик, доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук (биофизика), профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, член Европейской Академии, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН, заместитель главного редактора газеты «Троицкий вариант — наука».
На «Летней школе» не существует формального разделения на учеников и преподавателей. Участники школы могут выступать в разных ролях, выполняя разные задачи. При отборе участников не устанавливаются ограничения по возрасту или уровню образования. Набор проводится на основании анкеты и отборочного задания мастерской. Критерии набора различаются для каждого учебного направления.
Особенности проекта
• Волонтёрство — «Летняя школа» проводится каждый год силами волонтёров, организаторы и преподаватели не получают зарплат и гонораров.
• Охват — в работе «Летней школы» участвуют представители практически всех регионов России и Ближнего зарубежья.
• Междисциплинарный характер — «Летняя школа» объединяет больше двух десятков направлений. Междисциплинарность достигается привлечением участников из разных мастерских к общим проектам, разносторонней лекционной программой, круглыми столами и др.
• Академизм — «Летняя школа» ориентирована на академическую науку. Преподаватели представляют такие университеты как: МГУ, ВШЭ, ОИЯИ, НГУ, МГППУ, СПбГУ, МФТИ, МИСиС, ММА, РУДН, РГГУ, ЮФУ, МИФИ,СФУ, МПГУ, МГПУ, ИМБП РАН, ФИАН, ИКИ РАН и др. Из прессы представлены «Русский репортер», «Наука и жизнь», «Троицкий вариант», «Наука в фокусе», «Наука и технологии в России», «Театральный журнал» и др.
• Самоуправление — «Летняя школа» создается руками ее участников, иногда они собираются в группы. Старейшие группы — Совет ЛШ и оргкомитет ЛШ. В обе группы мы всегда ждем новых людей.
Награды
«Летняя школа» — финалист II Всероссийской премии Министерства образования и науки РФ «За верность науке».
По итогам конкурса «Инновации глазами журналистов», который проводит Российская венчурная компания, первое место было присуждено «Русскому Репортёру» за проект НАНО24. Почти двести молодых журналистов на протяжении суток передавали новости, связанные с жизнью современных технологий. Значительная часть участников проекта — студенты, прошедшие обучение в «Летней школе», а также на проекте «Медиаполигон» и «Город-24».
«Почему наука интересна» — совместный проект мастерской научной журналистики и студенческого телевидения УрФУ студии «ТВиСТ». Молодые учёные и будущие деятели науки рассказывают, почему наука интересна, и что в ней уникального, стал победителем фестиваля «Искусство науки».
Источник: www.letnyayashkola.org
Зачем нам летние школы?
Преподаватель RazvitieCenter.ru делится своим опытом обучения в летних школах и рассказывает, почему стоит учиться и летом.
Мне не посчастливилось побывать в обыкновенном летнем лагере (кстати, я считаю, что это не так уж и плохо, все-таки очень уж мало осталось действительно хороших лагерей). Зато я побывала в нескольких летних школах, которые отличались друг от друга по многим параметрам, но цель моего пребывания там была всегда одна — за лето не забыть пройденное в гимназии, уйти вперёд по программе, расширить свой кругозор и подготовиться к предметным олимпиадам.
Меня всегда удивляли высказывания по поводу летних школ, которые я слышала от одноклассников и их родителей, все их можно объединить одной фразой: «Ребёнок летом должен отдыхать, гулять, а не учиться!». А разве обучение чему-то интересному и саморазвитие не может быть одной из форм досуга, например?
Недавно увидела у подруги ностальгический пост о том, как было круто и познавательно каждое лето ездить по различным летним школам, а под постом фотки у костра вперемешку с селфи с заформалиненными змеями и ящерицами (биологический профиль, как-никак!), тут и созрела идея рассказать о том, кому, зачем и почему полезно учиться летом.
Что такое летняя школа?
Если объяснять просто, то это лагерь, в котором учат тому, что выходит за рамки школьной программы. Например, в общеобразовательных школах точно нет времени показать детям, как препарировать лягушку, или как отличить аминокислоту от углевода на практике, или как перевести текст с древнерусского языка. Судя по рассказам моих учеников, им в школах некогда даже собрать простейшую электрическую цепь, и уроки проходят как лекции. А в летних школах есть и время, и условия, и преподаватели, которые могут обучить знаниям за пределами школьной программы, ведь не отвлекают ни звонки, ни педсоветы, ни заполнение журналов.
Конечно же, огромный плюс летней школы — это то, что ученики получаются знания на практике, а не только теоретическое представление об изучаемом предмете. Практические навыки — это всегда увлекательно и точно не может быть скучно! Вы только представьте, как это круто, если запомнил свойства таинственного дихромата, наблюдая «извержение» химического вулканчика! А как интересно научиться отличать друг от друга 20 видов растений, на первый взгляд похожих между собой! И как здорово, придя в школу первого сентября, блистать решением олимпиадных задач по физики или математике, знать стишок про цикл Крабса или понимать на слух абсолютно все иностранные песни в плей-листе!
Где и как проходят летние школы?
Попыталась сосчитать, в скольких школах была я сама. Получилось, что в семи (почти от всех была в восторге!), сюда входят не только летние, но и осенние, и зимние образовательные лагеря. Но сейчас речь о летних школах. Почти все они проходят за городом, потому что там отличные условия как для отдыха, так и для обучения. Всем детям за год надоедает сидеть в душном кабинете за партой, поэтому в летних школах крайне редко можно увидеть традиционные классы, чаще дети учатся в загородных домиках, на верандах, а иногда просто на улице, рассевшись вокруг преподавателя.
Кстати, лично мне очень близок такой подход к обучению, когда занятия проходят в форме беседы, а не упираются в работу учителя у доски. Например, в одной из летних школ, мы проходили эволюцию, сидя на пледах в траве, а зоологию и ботанику, гуляя по лесу, и это было необычно и эффективно.
Что касается практических навыков, то они особенно необходимы в предметах естественно-научного профиля, обычно в летних школах есть небольшие лаборатории, в которых ученики занимаются экспериментальной частью. Лабораторные работы значительно отличаются от средне-школьного уровня, например, в одной из летних школ я проходила биохимию и практические работы у нас были довольно серьезные и непростые.
Возможно, вы думаете, что в летней школе у учеников не остаётся времени на досуг? Вы заблуждаетесь, ещё как остаётся! Просто под словом «отдых» подразумеваются спортивные игры, различные конкурсы, экскурсии. Конечно же, дискотеки и костры никто не отменял. У детей в летних школах мало времени на «ничегонеделание» как раз потому, что досуг активный, в этом и весь интерес!
А кто будет учить?
Преподавать в летние школы едут чаще всего студенты старших курсов ВУЗов, увлечённые своим предметом. Например, когда я была школьницей, летом меня обучали студенты-преподаватели из МГУ. Но у меня также были учителя двадцатилетнем стажем работы, многие из них составляли задания для школьных олимпиад различного уровня, начиная от городских, заканчивая Всероссийскими и Международными.
Когда и как осуществляется набор в летние школы?
Организаторы летних школ размещают информацию о вступительных испытаниях (тест, развёрнутые задания, олимпиадный уровень и прочее) в начале весны. Во многих летних школах существует конкурс, на основе которого отбираются ученики, но это в основном касается подготовки к олимпиадам.
Некоторые общеобразовательные школы в летний период создают предметные лагеря, где можно неплохо подтянуть знания по школьной программе, в них конкурс, как правило, отсутствует. Такие пришкольные предметные лагеря могут быть отличным вариантом в старших классах, когда летом важно не забыть программу, чтобы не было так тяжело в течение года готовиться к экзаменам.
И самый распространённый вопрос: «Зачем нужны летние школы?»
Три месяца лета — это отличная возможность получить разностороннее развитие, успешно сочетая образование и отдых. И, на мой взгляд, самый лучший способ сделать учебу летом не занудным занятием, а увлекательным и интересным делом — это выбрать летнюю школу. Обычно одна учебная смена не длится дольше трёх недель, не так долго, чтобы за это время надоела учеба, но за эти недели реально стать ещё лучше в предмете, который итак хорошо дается в школе, либо начать продуктивную подготовку к олимпиадам.
А ещё, конечно же, летняя школа — это замечательная возможность познакомиться с заинтересованными, мотивированными и целеустремленными людьми, с которыми можно обмениваться знаниями, поддерживать друг-друга, а, возможно, что даже дружить много лет после того, как догорит прощальный костер и все разъедуться по домам.
Поэтому на вопрос: «Полезны ли летние школы?», я всегда отвечаю, что порой одна учебная смена для школьника более познавательна, чем год за партой, так что точно полезны!
Мария Зайцева, преподаватель
Источник: mel.fm