Программа «Ладушки» 1998 года петербургских авторов И. Каплуновой, И. Новооскольцевой ориентирована на возраст от трех лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие воспитанников в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение воспитанника в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем .
Программа ориентирована на четыре возрастных периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет).
Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение:
развитие чувства ритма, музицирование;
пляски, игры, хороводы.
ПРОФЕССИИ — Детский Интерактивный Развивающий Журнал (Мультик)
Авторами также разработаны другие пособия. Серия «Ладушки» состоит из:
Праздники в детском саду;
Игры, аттракционы, сюрпризы;
Топ-топ, каблучок (танцы в детском саду),
Музыка и чудеса (развитие музыкальной фантазии);
«Как у наших у ворот» (русские песни в детском саду);
«Левой-правой!» (марши в детском саду);
Развитие чувства ритма;
Оркестр в детском саду;
Слушание музыки в детском саду;
Спортивные вечера развлечений в детском саду;
Праздники в детском саду;
Колыбельные песни.
Данная программа является синтезом двух различных программ – программы музыкального развития в детском саду «Ладушки», (авторы И.Каплунова и И. Новоскольцева) и пособия «Аудиальное развитие детей в процессе самовыражения» А.Ф.Лобовой. Наряду с традиционными видами музыкальной деятельности, в программе использована техника аудиального развития ребенка, которая предложена в виде упражнений, а так же даны различные виды фантазирования. Так же программа предлагает использование для восстановления психического и соматического здоровья детей сеансы музыкотерапии.
В центре любых педагогических процессов должен находиться ребенок, а полезность содеянного определяется его здоровьем: соматическим, психическим и ментальным. Сейчас, в наше время экологических и социальных проблем, тема детского здоровья звучит особенно актуально.
В рабочей программе предложены новые взгляды на развитие творческих способностей воспитанников через аудиальное развитие. Аудиальное развитие – это предмузыкальное развитие. Это фундаментальный уровень, без которого не могут полноценно развиваться музыкальные способности ребенка. Более того, именно аудиальные способности помогают воспитаннику адаптироваться к невидимому миру, защититься от негативного и вредного звукового потока, что не способна сделать даже музыка. Научившись восстанавливать энергетический баланс в процессе качественного аудиального развития, человек может восстановить свое здоровье.
Окружающие предметы — МОЙ ДОМ. Урок 14. Предметы быта в доме и вокруг него. Развивающее видео детям
Музыкотерапия:
О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в терапевтических целях. Пагубное воздействие агрессивной и мощной музыки на организм человека очевидно. Поэтому важно оберегать детей от сильного воздействия музыки на неокрепшую психику ребенка.
В момент мощного звукового потока освобождается подсознание от наслоения условностей, комплексов и мышечных зажимов. Но терапевтическую функцию может выполнить лишь организованный, негромкий звуковой поток. Благоприятное воздействие могут оказывать природный звуки и классическая музыка.
Установлено, что полезны для человека некоторые произведения Грига, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Баха. Гармонизирующее действие музыки на психические процессы можно использовать в работе с детьми. Так, раздражение, гнев можно снять музыкой Вагнера («Хор пилигримов»), от угнетения, меланхолии можно освободиться при прослушивании произведений Бетховена («К радости»). При нервном истощении можно использовать музыку Грига («Утро»). Произведения Чайковского «Времена года», «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы Шумана можно использовать для улучшения памяти и сосредоточения.
Во время проведения сеанса музыкотерапии нужно предложить воспитанникам принять удобную позу, закрыть глаза, полностью расслабиться и постараться ни о чем не думать. Время прослушивания музыки – до 5 минут. Можно сочетать с графическим фантазированием, так как во время рисования под музыку дети прорисовывают все свои страхи и комплексы на бумаге.
Фантазирование:
Занятия музыкой в детском саду, в основном, носят репродуктивный характер. Педагог обучает слушанию, грамоте, пению, то есть дает музыкальный стандарты, а воспитанник воспроизводит услышанное, увиденное. Это все лишает детей самобытности, естественности, снижает творческую активность. Различные виды фантазирования, предложенные в программе, позволяют ребенку импровизировать, что ведет к развитию его творчества.
- необходимо дать минимальный объем знаний, кратко и образно объяснить суть процесса фантазирования.
- после объяснения сразу же перейти к выработке слухового навыка, постепенно усложняя задачи.
- постепенно, по мере закрепления навыка педагог передает право решения поставленной задачи (создать образ, передать настроение, сочинить мелодию на тему и т.д.) самим детям.
- допустимы самые невероятные версии, ассоциации, формы проявления фантазии.
- главное требование к исполнению – исполнять красиво, выразительно, четко, мягко, т.е. музыкально.
- габота проводится на музыкальных занятиях по 3 –5 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
- Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармонического развития:
- развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир, отделять негативную аудиальную информацию от позитивной, дать представление об энергетическом происхождении звуков, шумов, музыки в природе
- развитие внимания
- развитие чувства ритма
- развитие индивидуальных музыкальных способностей
- Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности
- Развивать коммуникативные способности.
- Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров.
- Использовать гармонизирующее действие музыки на психическое расслабление воспитанника.
- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
- Учет возрастных особенностей воспитанников. Подготовка ребенка к восприятию различной аудиальной информации через собственные ощущения.
- Последовательное усложнение поставленных задач.
- Принцип преемственности.
- Принцип положительной оценки.
- Соотношение используемого материала с природным и светским календарем.
Формы проведения занятий:
3.Интегрированное
Структура музыкального занятия:
(структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)
- музыкально – ритмические движения
- развитие чувства ритма, музицирование, аудиальное развитие
- пальчиковая гимнастика
- слушание, фантазирование
- распевание, пение
- пляски, игры, хороводы
- музыкотерапия
Условия реализации программы:
- Организация занятий:
- Занятия проводятся два раза в неделю в музыкальном зале, в первой половине дня.
- Длительность занятий от 10 до 30 минут, в зависимости от возраста воспитанников.
- Сеансы музыкотерапии возможно проводить вечером по 5 минут.
- Наглядный и дидактический материал, используемый на занятиях:
- только качественная аудиозапись музыки
- иллюстрации и репродукции
- малые скульптурные формы
- дидактический материал
- игровые атрибуты
- музыкальные инструменты
- «живые игрушки» (воспитатели или воспитанники, одетые в костюмы)
- Педагогический мониторинг музыкального развития воспитанников проводится два раза в год (сентябрь-октябрь, апрель-май)
Задачи музыкального развития воспитанников
по программе «Ладушки»
- Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений
- Заложить основы гармонического развития:
- развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир, отделять негативную
- аудиальную информацию от позитивной, дать представление об энергетическом происхождении звуков,
- шумов, музыки в природе
- развитие внимания
- развитие чувства ритма
- развитие индивидуальных музыкальных способностей
- Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности
- Развивать коммуникативные способности.
- Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров.
- Использовать гармонизирующее действие музыки на психическое расслабление ребенка.
1 младшая группа
2 младшая группа
Средняя группа
1. Традиционное музыкальное
3. Занятие — театрализация
Старшая группа
Подготовительная группа
5. Аудио – занятие
2. Календарный праздник в форме развлечения
Источник: publekc.ru
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида» № —
В рабочей программе «Музыкальное развитие дошкольников» определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной деятельности как одного из видов продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, их ознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада. Особое внимание уделено развитию эмоционально-чувственной, художественно-эстетической и двигательной сферам развития дошкольников.
Рабочая программа разработана в соответствии с целями и задачами Образовательной программы МДОУ д/сад № —— учетом психофизических особенностей воспитанников каждой возрастной группы, государственных требований к качеству дошкольного образования. Рабочая программа состоит из 5 разделов, рассчитана на 5 лет обучения:
1 год – ранний возраст с 2 до 3 лет;
2 год – младшая группа с 3 до 4 лет;
3 год – средняя группа с 4 до 5 лет;
4 год – старшая группа с 5 до 6 лет;
5 год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом требований нормативно-правовой и концептуальной базы системы дошкольного образования и в соответствии с возможностями и особенностями детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет). и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МДОУ Детский сад №———
Основой для разработки рабочей программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, явились программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» Васильевой и «Ладушки» И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой.
После проведенного анализа было определено, что программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицирование, танцах, играх. Программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
В программе определены:
— задачи музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе;
— структура каждого занятия с учетом возрастных и психофизиологических возможностей ребенка;
— результаты освоения программного содержания в каждой возрастной группе;
— рекомендуемый музыкальный и музыкально-игровой репертуар;
— рекомендации по взаимодействию с детьми на занятиях.
Эта программа ориентирована на развитие творчества, фантазии ребенка, способности к самовыражению. Это дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к занятиям.
Особое внимание в содержании программе уделяется музыкально-ритмическим играм, которые развивают ритмический слух, слуховое внимание, позволяет успешно осваивать игру на музыкальных инструментах.
Программа «Ладушки» соответствует государственным требованиям («Временные требования к содержанию и методам дошкольного образования») по развитию детей в музыкальной деятельности.
Рабочая программа предполагает развитие художественно-эстетической сферы ребенка средствами музыкального воспитания через обогащение музыкального и игрового материала в организации образовательного процесса по приобщению детей к художественно-музыкальной культуре народов мира .
Музыкальный фольклор народов мира: пестушки, песни. Народные песни (календарные, лирические, обрядовые). Игровой фольклор. Хоровод: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета).
Задачи программы «Ладушки»
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)
- Приобщать детей к русской народно-традиционной, мировой музыкальной культуре и художественной культуре Уральского региона.
- Подготовить детей к освоению разнообразных приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
- Развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.
- Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
- Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
- Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
- Непринужденность обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено.
- Целостность в решении педагогических задач:
- Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального
- Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.
- Принцип партнерства и сотрудничества с ребенком.
- Принцип развивающего характера образования.
- Интеграция развития музыкальности ребенка с другими видами художественно-эстетической деятельности
- Принцип положительной оценки деятельности детей — ориентировка на образовательные достижения ребенка в
- Принцип импровизации – занятия рассматриваются как творческая деятельность, что обусловливает особое
- Музыкально-ритмические движения.
- Развитие чувства ритма, музицирование.
- Пальчиковая гимнастика.
- Слушание музыки.
- Распевание, пение.
- Пляски, игры, хороводы.
- иллюстрации и репродукции;
- малые скульптурные формы;
- дидактический материал;
- игровые атрибуты;
- музыкальные инструменты;
- аудио- и видеоматериалы;
- игрушки из театра «Би-ба-бо»
- «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
Источник: studfile.net
Музыка. Планирование работы по освоению образовательной области по программе «Детство». Младшая группа. ФГОС ДО.
Использованный при составлении планирования комплексный подход к выбору форм и методов проведения занятий, а также включение в различные виды деятельности (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, выполнение музыкально-ритми-
ческих движений) позволят педагогам развивать музыкальную культуру детей 3-4 лет, формировать позицию активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, будут способствовать накоплению музыкально-эстетического опыта.
Предназначено музыкальным руководителям, методистам дошкольных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования, студентам факультетов дошкольного образования высших и средних педагогических и музыкальных учебных заведений.
Подробное описание
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС ДО задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
В возрасте 3–4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребенка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование и игра с музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребенку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, ее жанрах.
– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
– становление эстетического отношения к окружающему миру;
– развитие восприятия музыки;
– реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
– воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку;
– поддержка детского экспериментирования с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;
– активизация слуховой восприимчивости младших дошкольников.
Содержание музыкального образования (воспитания и обучения) включает в себя музыкальные знания, умения и навыки, музыкально-эстетическое сознание и опыт творческой деятельности ребенка в этом направлении.
Педагогу в своей работе обязательно надо придерживаться приоритета культурных ценностей в содержании образования. И только при условии применения ценностного содержания в музыкальном образовании у воспитанников будет сформированы ценностно-нормативные возрастные характеристики возможных достижений (целевые ориентиры). В соответствии с ФГОСдошкольного образования целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:
– проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;
– обладает установкой положительного отношения к миру;
– обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности;
– использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
– подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и воспитанников должно быть направлено на приобретение опыта у детей в музыкальных видах деятельности.
При этом педагогу необходимо:
– учитывать образовательные потребности и самих детей, и их родителей;
– формировать и поддерживать положительную самооценку воспитанников;
– использовать такие формы и методы работы, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка.
Различение свойств музыкального звука (высоко – низко, громко – тихо). Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь – низкий регистр). Различение того, что музыка бывает разная по характеру (веселая – грустная). Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения.
Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку.
Организация опыта освоения образовательной области
В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для детей 3–4 лет необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для младших дошкольников виды деятельности: рассказывание сказок с музыкальным вступлением, двигательные образные импровизации под музыку, сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах.
Воспитатель создает ситуации ориентации в свойствах музыкального звука, что позволит младшему дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности (колыбельная для куклы – музыка медленная; медведь идет – музыка низкая). При отборе музыкального репертуара следует обращать внимание на то, что в этом возрасте ребенок различает контрастные музыкальные регистры (высоко – низко), простой характер музыки (веселая – грустная); двигательно интерпретирует метроритм (плясовая – марш).
В процессе организации музыкальной деятельности педагог помогает детям различать элементарный характер музыки, понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Акцентирует внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования. В процессе использования специальных упражнений актуализирует предпосылки для развития певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой аппарат ребенка к естественному звукоизвлечению, для чего использует упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения, приемы звукоподражания, пение взрослого a capella.
Воспитатель организовывает игры и участвует в них как в основном виде детского певческого исполнительства. При проведении игр на фонацию звуков и их мелодику следует учитывать анатомо-психологические особенности строения детского голосового аппарата, используя прием «вопрос-ответ».
Также необходимо учитывать амплитуду диапазона голоса ребенка, включая свистковый режим для получения выразительных интонаций. Вместе с ребенком педагог придумывает звуковые образные импровизации, созданные на основе одного из самых любимых произведений устного народного творчества – сказок. Педагог создает условия для двигательных творческих импровизаций детей. Это позволяет ребенку прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на характер музыки, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических движениях ребенок 3–4 лет использует различные предметы (шары, мячи, ленты, цветы и т. д.), с помощью которых движения становятся более выразительными.
Особое значение в музыкальном развитии ребенка приобретает накопление опыта элементарного музицирования. В детском саду необходимо иметь минимальный набор музыкальных шумовых инструментов, в качестве которых можно использовать даже элементарные бытовые предметы. С помощью инструмента ребенок создает музыкально-художественный образ, становится участником и создателем метроритма музыкальной пьесы. Звучание инструмента помогает понять характер и настроение музыки, услышать динамику развития музыкальной формы.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка («Что нас радует»):
• С интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.
• Проявляет эмоциональную отзывчивость, высказывает первоначальные суждения о настроении музыки.
• Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритмы, передает их в движении.
• Эмоционально откликается на характер песни, пляски.
• Активен в играх на исследование звука, в элементарном музицировании.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:
• Неустойчивый и ситуативный интерес и желание участвовать в музыкальной деятельности.
• Музыка вызывает незначительный эмоциональный отклик.
• Затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка музыки, не ритмичен. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает выполнять предыдущие движения.
• Не интонирует, проговаривает слова на одном звуке, не стремится вслушиваться в пение взрослого.
Авторы-составители пособия выражают благодарность авторскому коллективу кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена, создавшему новый вариант примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», разработанной в соответствии с ФГОС ДО и являющейся инновационным образовательным программным документом, и будут признательны авторам программы и коллегам-практикам за рекомендации, замечания, отзывы и предложения к представленным материалам.
Пояснительная записка 3
Планирование организованной образовательной деятельности 5
Источник: xn--80aopnr.store