Программа квоты под киль это

«Не можешь — научим, не хочешь — заставим» — эта фраза из мультфильма «Крылья, ноги и хвосты» как нельзя лучше подходит к ситуации со строительством рыболовецкого флота в России. Я напомню, что в СССР рыболовецкие суда строились в основном за границей, собственный опыт у верфей был мизерным, ну попросту говоря строить такие суда они не умели. А наши рыбопромысловые компании не особо то и хотели заказывать такие суда у наших судостроителей.

Поэтому и была принята программа, которую в отрасли назвали «Квоты под киль» — её цель, если кратко, одних научить, других заставить. И получилось же!

Сейчас в России уже строится 25 рыболовецких траулеров, причем почти все они крупные — длиной свыше 65 метров, из которых 11 — длиной более 108 метров, включая крупнейший в России 120-метровый траулер-процессор проекта 5670WSD.

Если сравнивать, то 120 метровый траулер это вообще гигант — буквально недавно писал про самый большой в мире дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» , так он всего на 25 метров длиннее.

«КВОТЫ – ПОД КИЛЬ» | Новости Камчатки | Происшествия | Масс Медиа

Всего же заказано уже 43 судна на более чем 160 млрд рублей.

Первое судно по этой программе уже сдано — в сентябре 2019 года судостроительный завод «Янтарь» отправил траулер «Ленинец» проекта SK-3101R на Камчатку.

Траулер-сейнер проекта SK-3101R «Ленинец» — это первое судно, построенное в России по программе «квоты под киль».

Обратите внимание на название судна — по нашим временам очень оригинальное 🙂 На втором судне, этого же проекта « Командор » идут швартовные испытания. Третий траулер, « Ударник », в настоящее время готовится к началу испытаний.

Все три судна предназначены для «Рыболовецкого колхоза имени Ленина». А вы говорите в России все колхозы развалили!

Кстати, 120 метровый траулер, о котором я упоминал выше — Это Большой морозильный рыболовный траулер «Виктор Гаврилов» проекта 5670WSD, и строится он для того же колхоза. Вот такие у нас нынче колхозы.

Строительство судна ведёт ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград).

Проектов много. Чего стоят, например, морозильные траулеры проекта 170101. Три судна из серии уже заложены на Северной верфи.

Обо всех проектах не расскажешь, поэтому для тех кому интересны подробности — читайте вот этот обзор нашего автора.

Я лишь добавлю, что современные рыболовецкие суда — это очень сложные машины, в мире немного стран, способных их сроить, и Россия теперь в их числе. И всего лишь несколько лет назад этой компетенции у нас не было.

И заходите на наш сайт » Сделано у нас » — там хороших новостей гораздо больше!

Источник: dzen.ru

Богатый улов. Как квоты на добычу рыбы помогут обновить промысловый флот

Богатый улов. Как квоты на добычу рыбы помогут обновить промысловый флот

Новые российские краболовы для ГК Антей и ГК Русский краб под инвестквоты (квоты под киль)

Масштабная государственная программа развития отечественного рыболовецкого судостроения, получившая негласное название «квоты под киль», стартовала в 2018 году. К тому моменту обновление рыбодобывающего флота и береговой перерабатывающей базы уже нельзя было откладывать. По оценкам Росрыболовства, 70% рыболовных судов критически устарело, их средний возраст составлял более 30 лет, что превышало нормативные сроки эксплуатации.

Для решения проблемы был изменен принцип распределения квот на добычу рыбы, часть квот была использована в инвестиционных целях. Росрыболовство зарезервировало из общего допустимого улова 20% наиболее востребованных на рынке видов рыбы (треска, сельдь, минтай) за компаниями, которые обязались в течение пяти лет построить новые суда на российских верфях, а также рыбоперерабатывающие заводы на берегу. Причем получить инвестквоту участник программы может лишь после введения судна или завода в эксплуатацию. Отметим, что до запуска этой системы российский промысловый флот практически не обновлялся.

Читайте также:
Газпром программа для заработка россиян отзывы

Схожий принцип реализован в сфере добычи краба. Но здесь в инвестиционных целях (под строительство краболовов) зарезервировали 50% квот. Поскольку бизнес высокорентабельный и приносит высокую прибыль, инвестиционный механизм дополнили еще и денежными аукционами на приобретение квот. Средства от аукционов пополнили федеральный бюджет почти на 150 млрд рублей.

Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев отмечает, что сейчас рыбная отрасль в России накопила существенный запас прочности. За последние шесть лет ключевые финансовые показатели существенно выросли: оборот организаций увеличился почти втрое, а валовая добавочная стоимость — в 1,5 раза.

«Это позволяет отрасли не только адаптироваться к непростым экономическим условиям, но и инвестировать в обновление флота. Механизм инвестквот стал действенным стимулом. В ходе первого этапа будет построено 105 новых судов и 24 береговых завода, причем основная часть предприятий и первые десять судов уже введены в эксплуатацию. Строящиеся суда обновят мощности критически устаревшего промыслового флота — до 80% на Севере, но только до 40% на Дальнем Востоке, поэтому был запланирован второй этап инвестквот», — пояснил Осинцев.

Административный биоресурс

27 октября 2022 года депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о втором этапе распределения инвестиционных квот на добычу водных биологических ресурсов. Документ, разработанный Минсельхозом и Росрыболовством, был внесен Правительством в парламент в конце июля 2022 года.

Он предусматривает резервирование для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна еще 20% морских рыбных квот под строительство промысловых судов и заводов (20%, напомним, уже было зарезервировано и частично распределено на первом этапе). Также для распределения через аукционы с инвестобязательствами выделяется 50% квот крабов (еще 50% распределены также на первом этапе) и 100% квот добычи моллюсков и ракообразных. Их виды и районы промысла определит позднее кабинет министров.

Кроме того, чтобы при распределении на втором этапе не допустить потери инвестквот, закрепленных за участниками первого, предложена компенсация «выпадающей» части инвестиционной квоты в размере 4%.

Во время пленарного заседания председатель Госдумы Вячеслав Володин уточнил, что после принятия в первом чтении законопроект на месяц отправляют в регионы для отзывов и предложений, которые учтут при подготовке ко второму чтению. Кроме того, представители Госдумы, Совета Федерации, Правительства и субъектов РФ войдут в согласительную комиссию. Она проработает все замечания.

«Это крайне важный законопроект. Он касается регионов, людей, защиты наших национальных интересов. Есть много примеров, когда бизнес получает квоты на вылов, а сам при этом находится за пределами России, переводит деньги в офшоры, не вкладывает в развитие регионов Дальнего Востока. Эту ситуацию необходимо менять», — отметил Володин.

Доработать документ с учетом интересов развития рыбной отрасли и прибрежных регионов Дальнего Востока необходимо до 25 ноября 2022 года.

По словам спикера Госдумы, законопроект послужит развитию не только отрасли, но и регионов Дальнего Востока, обеспечит местных жителей работой, а соотечественников — доступной рыбой и морепродуктами.

Санкции — не помеха

Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев подчеркнул, что принятие закона о втором этапе инвестквот создаст условия для своевременного планового обновления флота, а также обеспечит непрерывную загрузку верфей.

Однако в условиях сложной экономической ситуации участникам программы «квоты под киль» требуется поддержка государства. Инвесторы за свой счет реализуют проекты строительства судов с привлечением кредитных средств. Из-за различных санкций эти работы замедлились, а срок обслуживания кредита вырос, что стало дополнительной нагрузкой на инвесторов.

«Санкции осложнили строительство судов, но не остановили этот процесс. Заказчики совместно с верфями преодолевают сложности, но это увеличивает сроки постройки. В такой ситуации необходима поддержка государства, в частности, распространение на рыбную отрасль льготного кредитования, которое работает для аграриев», — считает Алексей Осинцев.

Читайте также:
Как посмотреть какие программы установлены в ubuntu

По словам собеседника портала, принятие нового законопроекта обеспечит рост доходов федеральных и региональных бюджетов, в том числе за счет роста налоговых отчислений. Это станет следствием роста эффективности отрасли благодаря новому флоту и береговой переработке. Ожидается, что аукционы на моллюсков и крабов принесут в федеральный бюджет единовременно 200 млрд рублей.

Механизм инвестквот также способствует созданию дополнительных рабочих мест. Например, для работы на новых судах только первого этапа инвестквот требуется более 14 тыс. специалистов.

Рыба — народу

Положительные перемены ждут и рядовых покупателей рыбы. Дело в том, что потребители, розничная торговля и сфера общественного питания предпочитают полуфабрикаты, не требующие дополнительной разделки. Именно поэтому особым спросом пользуются фарш и филе.

«В рамках инвестквот построено уже более 20 береговых рыбоперерабатывающих заводов. Новые современные суда оборудованы рыбофабрикой полного цикла. Весь улов перерабатывается непосредственно в зоне промысла, хотя раньше около 90% продукции отправлялось на переработку за границу, в частности, в Китай», — рассказал Алексей Осинцев.

Новый механизм позволит значительную часть увеличенной добавочной стоимости и налоги с прибыли направить в региональные бюджеты. А на столы россиян благодаря морской переработке будет поступать больше качественных рыбных полуфабрикатов, ведь реализация второго этапа программы позволит обеспечить глубокую переработку до 80% всех уловов.

Источник: xn--90aivcdt6dxbc.xn--p1ai

Россия преобразила промысловое судостроение по программе «квоты под киль»

Программа «квоты под киль», принятая в конце 2017 года в России, заложила простую логику возрождения промыслового судостроения в стране.

Желающие участвовать в добыче богатейших рыбных ресурсов в российских морях должны были разместить заказы на постройку современных рыболовных судов на российских же верфях. И это сработало.

На сегодняшний день можно говорить о полном успехе программы. Всего за три года ее работы произошло радикальное обновление судостроительной программы по рыболовному флоту РФ: на отечественных верфях были размещены заказы на строительство 78 промысловых судов общей стоимостью более 228 млрд рублей.

Причем речь идет о самых современных кораблях, чей технологический уровень соответствует самым высоким мировым стандартам и даже превосходит их.

Корабль из будущего

Если вы впервые увидите морозильный траулер-процессор «Капитан Соколов» возле достроечной стенки судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге, то вы скорее всего решите, что это — реквизит к какому-нибудь научно-фантастическому фильму.

Действительно, этот плавучий завод, в задачу которого входит лов и переработка трески, пикши и других видов «быстрых» рыб в Северной Атлантике, выглядит необычно: его носовая часть представляет собой единую гладкую капсулу, внутри которой спрятаны основные судовые системы.

Такой подход к проекту обусловлен не только желанием максимально защитить главные системы судна от вездесущей коррозии, которую приносит на борт соленая морская вода. Еще одна причина «капсулирования» траулера — это то, что он еще и приспособлен к работе в легком льду, имея «взрослый» ледовый класс — КМ Ice2. Суда такого класса могут самостоятельно ходить в несплошном льду неарктических морей и в сплошном льду в канале за ледоколом при толщине льда до полуметра. Поэтому «Капитану Соколову» не страшны негостеприимные просторы Северной Атлантики, ставшие губительными для многих судов, но богатые холодолюбивыми видами рыб.

Как теперь часто бывает, головной корабль «Капитан Соколов» проекта 170701 станет лишь первым судном из целой серии. На той же «Северной верфи» уже заканчивается постройка следующего судна, «Капитан Геллер», и еще двух кораблей этого проекта. Таким образом заказчику, крупнейшему отечественному рыбопромышленному холдингу, будет в 2021 году передан целый флот современнейших рыболовных судов, который в перспективе составит 10 кораблей проекта 170701.

Читайте также:
Лучшие программы о культуре

Непростая локализация

Рассказывая о «Капитане Соколове» и, в целом, о программе «квоты под киль», стоит сказать, что ее реализация проходила отнюдь не столь гладко, как хотелось бы. Несмотря на несомненные успехи инвестиционной программы и такие наглядные примеры реализации, как проект 170701, ее развитие пока не вышло на заявленные параметры — ежегодную постройку 32 промысловых судов.

Если в 2018 и 2019 годах программа стартовала мощно и с запасом от плана, то уже в 2020 году темп заказа новых судов упал. Это определяется не только тем, что изначально в программу попали самые «сладкие» квоты, как, например, вылов камчатского краба, под которого в 2019 году было заложено сразу 39 судов-краболовов. И не только тем, что 2020 год стал годом мирового экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19.

Еще одним неприятным моментом стало то, что за период «безвременья и застоя» в строительстве промыслового флота в России, который продолжался без малого четверть века, страна отстала от мирового уровня рыболовного судостроения. В итоге проекты судов под программу «квоты под киль» пришлось заказывать у конструкторских бюро тех стран, которые не теряли времени зря, — у Норвегии и Исландии. Например, упомянутый «Капитан Соколов» и в целом проект 170701 — это детище исландского проектного бюро.

И все же утверждение о том, что этот проект превосходит мировые стандарты, — вовсе не пропаганда. Ведь даже в родной Исландии бюро пока еще не строило столь интегрированных рыболовных траулеров, а лишь отработало концепцию «капсулы» на нескольких «переходных» судах.

Разработка проекта 170701 наглядно показала, насколько непростой является задача адаптации проектной документации под российские условия. Несмотря на то, что Исландия и Норвегия ведут добычу рыбных ресурсов в условиях, максимально схожих с российскими, у Росрыболовства и Российского морского регистра есть целый ряд специфических требований, которые стали новыми для проектных бюро этих стран.

Кроме того, в программу «квоты под киль» было включено еще одно требование: для получения инвестиционных квот технический проект и рабочая конструкторская документация по строящимся судам должны были разрабатываться российскими компаниями. Поэтому исландцам пришлось пойти на реальную локализацию — начиная с эскиза. Еще в 2018 году они приобрели петербургское проектное бюро, которое под новым названием занялось локализацией оригинального исландского проекта траулера-процессора для России.

«Сделано в России»

С подобными задержками и сложностями столкнулись и другие заказчики, которые тоже предпочли иностранные проекты. Такая ситуация в целом понятна, если учесть действующие рыночные реалии: интересы рыболовов часто противоположны интересам судостроителей. Рыбакам проще брать готовые иностранные решения, чем возиться с опытными образцами отечественных конструкторов и машиностроителей.

Но поскольку главной целью программы «квоты под киль» была все-таки не эффективная продажа рыбных российских ресурсов, а развитие собственной судостроительной и машиностроительной промышленности, правительство России учло именно эту задачу в инвестиционной программе. В частности, реализация постановления ведется на балльной основе: чем больше на судне российских материалов и оборудования, тем больше баллов оно получит, и при достижении определенного их количества судно будет признано произведенным в России.

Именно поэтому исландцы из проектного бюро были вынуждены фактически «перекроить» свой начальный проект траулера-процессора под использование российских материалов и комплектующих. Это, хоть и несколько тормозит создание крупной серии «траулеров будущего», в перспективе делает их действительно российскими судами.

Так что в добрый путь, «траулер из будущего»! На твоей корабельной регистровой табличке будет написано: «Сделано в России». И это — чистая правда.

Новости fishretail – читайте в нашем телеграм канале Подписаться

Источник: fishretail.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru