Сетевое издание « Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века» www.fond21veka.ru является официально зарегистрированным в РФ средством массовой информации. Сайт зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-82417 от 30.12.2021 года.
Опубликованные в сетевом издании материалы являются авторскими и представлены на сайте исключительно для ознакомле-ния. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Редакцией сетевого издания выступает ИП Гильмиев Марат Рафилевич (ИНН 165506551997, ОГРНИП 317169000068952). Полная контактная информация представлена ниже и на данной странице.
К сведению пользователей
Источник: www.fond21veka.ru
Программа элективного курса «Решение молекулярно-биологических и генетических задач», 11 класс
Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. Видеоурок по биологии 10 класс
Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлеченных из области частной генетики растений, животных, человека.
Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, а преподаватель имеет возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Несмотря на это школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования, а составлению схем скрещивания и решению генетических задач в школьной программе по общей биологии отводится очень мало времени. Разделы «Генетика» и «Молекулярная биология» являются одними из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности.
Для успешного решения генетических задач, обучающиеся должны свободно ориентироваться в основных генетических понятиях и законах, знать специальную терминологию и буквенную символику. Умение решать генетические задачи является важным показателем овладения учащимися теоретических знаний по генетике. Генетические задачи не только конкретизируют и углубляют теоретические знания обучающихся, но и показывают практическую значимость представлений о механизмах наследования генов и хромосом, изменчивости и формирования признаков. Поэтому возникла необходимость в создании данного курса.
Программа рассчитана на целый учебный год (34 часа), направлена на углубление теоретического и практического материала по данной теме. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения задач разных типов и позволит осуществить целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по биологии.
Задача на 1 закон Менделя. Генетика
В данном курсе будут рассмотрены типы задач, которые не рассматриваются базовой программой по биологии. Курс «Решение молекулярно-биологических и генетических задач» разбит на отдельные тематические блоки, каждый из которых начинается с изучения теоретического материала. В дальнейшем учащиеся знакомятся с различными способами решения – главное, чтобы он был рациональным и логически последовательным. Решение задач по генетике способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы, расширяет область знаний по биологии, формирует интерес к профессиям, связанным с медициной. Важное место в курсе занимает практическая направленность изучаемого материала, реализация которой формирует у обучающихся практические навыки работы с исследуемым материалом, выступает в роли источника знаний и способствует формированию научной картины мира.
Задачи курса:
-Ознакомить учащихся с общими методическими рекомендациями по решению генетических задач.
-Усвоить основные этапы решения задач.
-Научить правильному оформлению задач.
-Формировать представление о методах и способах решения генетических задач для правильного их применения при решении задания части В ЕГЭ;
-Развивать общеучебные умения (умения работать со справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы), развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
-Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, сообразительности), успешность существования и деятельности в ученическом коллективе.
Требования Стандарта задают ориентиры оценки не только предметных умений, но и личностных и метапредметных результатов освоения о программы.
К предполагаемым личностным результатам обучающихся, освоивших данную программу, относятся умения: сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебном диалоге;
уважать чужое мнение; обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
уметь слушать и слышать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
К предполагаемым метапредметным результатам обучающихся относятся универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями:
-находить способы решения проблем поискового и творческого характера; уметь организовать собственную деятельность;
планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными задачами готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Форма занятий урочная, включает в себя индивидуальную и групповую работы. Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для самостоятельного решения. Для подготовленных учащихся в начале проводится краткое повторение теоретического материала, а затем учащиеся решают задачи. Контроль за выполнением проводится учителем, либо совместно с учениками. Каждый раздел программы заканчивается заданиями контролирующего характера, на котором учащиеся смогут проверить свои силы, самореализоваться и самоутвердиться при выполнении заданий.
Формы организации учебной деятельности: лекции с элементами беседы, семинары, практические работы, познавательные игры, дискуссии, дифференцированная групповая работа, проектная деятельность обучающихся.
Во вводной части курса рекомендуется основное внимание сосредоточить на общих сведениях о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков; специфических терминах и символике, используемых при решении генетических задач. В основной части курса особое внимание следует обратить на формирование практических навыков по анализу генетической задачи, составлению схем скрещивания с последующим ответом на определение генотипов и фенотипов изучаемых особей.
Формы деятельности учащихся:
1. Изучение общих принципов оформления и решения генетических задач.
2. Самостоятельное решение задач.
3. Самоконтроль и взаимоконтроль.
4. Изучение алгоритма составления и анализа родословных.
Организация деятельности учащихся основывается на следующих принципах:
-добровольности участия школьников;
-сознательности и активности;
-связи теории с практикой;
-индивидуального подхода к учащимся
Планируемые результаты
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны
-Об особенностях жизни как формы существования материи;
-Фундаментальные понятия по биологии;
-Сущность процессов обмена веществ;
-Основные понятия, термины и законы генетики
и генетическую символику;
-Сущность процессов наследственности и изменчивости;
-Об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, и медицине;
-Основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе.
-Решать задачи по молекулярной биологии;
-Решать задачи по генетике;
-Решать и правильно оформлять решение генетических задач разной сложности;
-Логически рассуждать и обосновывать выводы;
-Анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке;
-Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Формы контроля: тематическое тестирование, составление схем скрещивания.
Методы обучения:
Лекция, выполнение практических заданий по дидактическим карточкам, разбор схем и рисунков, самостоятельная работа с учебниками, компьютерными дисками, добывание информации в Internet, диалог, демонстрации.
Содержание программы
Тема: «Основы цитологии» — 13 часов.
Белки: структура, функции белков. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК, сравнительная характеристика данных кислот. Особенности строения, место расположения в клетке, основные функции, виды РНК, их роль в биосинтезе. Биосинтез белка.
Понятие о транскрипции, трансляции, триплет или кодон ДНК.
Энергетический обмен в клетке, его этапы, аэробные и анаэробные организмы, клеточное дыхание.
На вычисление молекулярной массы белка, определение числа аминокислот образующих белок.
На определение % содержания нуклеотидов фрагмента ДНК;
На количественное определение числа нуклеотидов ДНК, при условии, что известно % от общего числа;
На определение длины фрагментов цепочки ДНК;
На определение последовательности расположения аминокислот отдельных белков;
На построение и определение участков молекулы белка;
Расчёты связанные с энергетическими затратами при обмене вещества в клетке.
Тема: «Основы генетики» — 14 часов.
Основные генетические понятия и символы. Законы Г.Менделя. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление генов.
Генетические карты хромосом.
На моно, ди, полигибридное скрещивание;
На неполное доминирование;
На сцепленное с полом наследование;
На анализирующее скрещивание;
Тема: «Генетика человека» — 7 часов.
Основные понятия и термины. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Генетические болезни. Родословная семьи.
На определение группы крови и резус-фактор;
На вероятность наследования и проявления генетических заболеваний;
На генетические основы здоровья;
Перечень учебно-методического обеспечения
Сцепленное наследование. Генетическая рекомбинация при сцеплении.
Мутационная изменчивость растений.
Мутационная изменчивость животных.
Выведение украинской степной белой свиньи.
Индивидуальные наборы хромосом.
Полиплоидия у растений.
Взаимодействие генов. Множественные аллели.
Доминантное и рецессивное наследование у человека.
Генный баланс пола.
Типы хромосом. Генетические и цитологические карты хромосом.
Наследственность, сцепленная с полом гемофилия.
Генотип и среда.
Нерасхождение х – хромосом.
Хромосомное определение пола.
Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
1.модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом.
окраска ягод земляники при неполном доминировании;
окраска меха у норок при плейотропном действии гена;
окраска венчика у льна – пример комплементарности;
окраска плода у тыквы при эпистатическом взаимодействии двух генов;
окраска колосковой чешуи у овса – пример полимерии;
рисунки, иллюстрирующие хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Биология для поступающих в ВУЗы /под ред. В.Н.Ярыгина. М.Высшая школа,1997.
Гончаров, О.В. Генетика, задачи. – Саратов: «Лицей», 2005.
Грин Н. Стаут У. Тейлор Д. Биология в 3-х т. Т.3. М.: Мир 1993.
Гучкова Н.Н., Глумова В.А. «Генетика, задачи и термины», Ижевск,2004.
Киселева З.С. Мягкова А.Н. Генетика. М. Просвещение. 1983.
Крестьянинов В.Ю. Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. «Лицей». 1998.
Новиков Ю.М. Генетика: решение и оформление задач, основные термины, понятия и законы. Томск 2003.
Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. / под ред. А.О.Рувинского. М. Просвещение. 1993.
Учебно-тематическое планирование элективного курса
«Решение генетических задач» для 11 класса
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
За семью замками наследственности. Биология. 9 класс. Рабочая программа
Программа элективного курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательных школ, она направлена на развитие интереса к биологии, расширение знаний и умений учащихся по биологии, развитие специфических способов деятельности — решение генетических задач. Курс рассчитан на 17 часов. Вид элективного курса: предметно – ориентированный, рекомендован для учащихся, проявляющих интерес к естественно – научным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки. Рекомендуется для проведения во втором полугодии.
Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение. Поэтому весьма актуальным является расширение содержания этого раздела в рамках предмета «Введение в общую биологию». Это актуально и с позиций концепции предпрофильного обучения, и с позиций формирования естественно – научного мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры учащихся.
Основная цель элективного курса – повышение уровня изучения биологии, систематизация, подкрепление и расширение знаний об основных свойствах живого: наследственности и изменчивости, развитие познавательной активности, умений и навыков самостоятельной деятельности, творческих способностей учащихся, интереса к биологии как науке, формирование представлений о профессиях, связанных с биологией и генетикой.
Задачи курса:
- формирование естественно – научного мировоззрения;
- углубление теоретических знаний по генетике;
- развитие умения использовать знания на практике, в том числе и в нестандартных ситуациях;
- развитие умений и навыков самостоятельной деятельности;
- развитие общебиологических знаний и умений;
- формирование потребности в приобретении новых знаний;
- развитие творческих способностей учащихся.
Логика изложения курса линейная. Программа курса не дублирует программы учебного предмета, а восполняет знания школьников, переводя их на более высокий уровень. Расширение программы осуществляется за счет решения задач различной сложности: типовых и задач с некоторой спецификой – их называют «сюжетными».
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждения в генетике, а «сюжетные» — полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки. Подобранные задачи характеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Решение предлагаемых задач требует умения анализировать фактический материал, логически думать и рассуждать, и определенной изобретательности при решении особенно трудных задач.
Спецификой элективного курса является рассмотрение сущности логических и методологических знаний, овладение общими и специальными способами деятельности: анализ ситуации, формулирование проблемы, определение путей её решения.
Новизна рассматриваемого материала проявляется в углублении научных знаний, их практического применения, расширении способов деятельности.
Требования к результатам обучения. В результате обучения учащиеся должны приобрести новые знания и умения; овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике, научиться их грамотно применять; осознать роль специфических способов деятельности в освоении генетических знаний; овладеть навыками решения познавательных задач различной сложности по генетике; составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений; осуществляя проектную и реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с научно – популярной литературой.
Основными формами и методами изучения курса являются лекции, практикумы по решению задач, защита рефератов и проектов. Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды задач, вопросов для самоконтроля.
Условия реализации программы:
- кабинет биологии;
- таблицы;
- справочный материал, научная и методическая литература;
- наличие дидактического и раздаточного материала.
Введение (1 ч)
Цели и задачи курса. Место и роль генетики в системе биологических знаний. Методы исследования, используемые в генетике. Краткая историческая справка. Генетика и современность.
- «Международный проект «Геном человека».
- «Методы изучения генетики человека».
- «Механизмы наследования различных признаков у человека».
- «Достижения и перспективы развития медицинской генетики».
- «Генотип как целостная система взаимодействующих генов».
Тема 1. Менделевская генетика (5 ч)
Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование. Анализирующее и возвратное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Статистический характер наследования.
- Решение задач на моногибридное скрещивание.
- Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание.
Тема 2. Взаимодействие генов (3 ч)
Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов: комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия, модифицирующее действие генов.
- Решение задач на взаимодействие генов.
Тема 3. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола (2 ч)
Варианты определения пола. Хромосомное определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
- Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
Тема 4. Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты (2 ч)
Хромосомная теория наследственности. Поведение хромосом как основа независимого распределения. Сцепление. Кроссинговер и частота рекомбинаций. Генетические карты.
Группы сцепления и хромосомы.
1. Решение задач на сцепленное наследование генов.
Тема 5. Анализ родословных (3 ч)
Генеалогический метод и его этапы. Правила составления графического изображения родословной. Типы наследования признаков: аутосомно – доминантный, аутосомно – рецессивный, рецессивный Х – сцепленный, доминантный Х – сцепленный, Y – сцепленный, или голандрический.
- Решение задач по теме: «Анализ родословных».
- «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».
- «Родословные древа известных людей».
Тема 6. Заключение (1 ч)
Защита рефератов и творческих проектов. Подведение итогов курса.
Оценка знаний
Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:
- Защита практических работ.
- Защита рефератов и творческих проектов.
Источник: rosuchebnik.ru