Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа.
Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда учитель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы
чувства, личностное отношение к задуманному произведению. Поэтому целью данной программы является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления текстильной куклы.
Работа в кружке — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Кукольная мордашка из капроновых колготок! МК очень просто! Для новичков. DIY. Своими руками
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Прграмма кружка «Интерьерная кукла»»
Программа кружка
Интерьерная текстильная кукла.
«Не следует забывать, что основной
закон детского творчества
заключается в том, что ценность
его следует видеть не в результате,
не в продукте творчества,
важно то, что они создают,
творят, упражняются в творческом
воображении и его воплощении»
Л.С.Выготский.
Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа.
Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда учитель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы
чувства, личностное отношение к задуманному произведению. Поэтому целью данной программы является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления текстильной куклы.
Работа в кружке — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка рассчитана на детей с 10 до 16 лет, где ребята знакомятся с историей происхождения куклы, различными видами кукол и игрушек, сувенирными изделиями, освоят различные технологии прикладного творчества, используемые при изготовлении куклы и игрушки.
Группа работает 3 раза в неделю по 2 часа, всего 183 часа (с учетом праздничных дней) за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек.
Актуальность. Игрушка, кукла – одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу. Взрослые художники-кукольники России за последние 10 лет объединились в Международную Ассоциацию кукольников, проводят ежегодные конкурсы и выставки, открывают школы кукольного мастерства и музеи кукол, выпускают журналы – каталоги международных выставок, проводят мастер-классы.
Как оказалось, мастерство изготовления куклы дело серьёзное и очень увлекательное.
Однако программ по обучению детей и школьников технологии создания авторской текстильной куклы нет, либо они рассчитаны на детей старшего школьного возраста.
В этом ключе педагогически целесообразно создание программы по изготовлению авторской текстильной куклы, где ребёнок может выразить своё собственное «Я» в образе игрушки или куклы.
Цель программы — реализация творческой активностиребёнка через воплощение выбранного образа путём создания авторской куклы.
Задачи программы:
1. Образовательные:
Сформирование у учащихся знания об истории авторской куклы; приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для реализации декоративно-прикладной деятельности; формирование индивидуального стиля при изготовлении куклы.
2. Развивающие:
Развитие творческой активности ребёнка путём самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа); активизация образного мышления и творческого поиска ребёнка посредством освоения различных технологий изготовления куклы.
3. Воспитывающие:
Воспитание личностно-значимых, коммуникативных качеств детей через общение в коллективе, художественно-эстетического вкуса, аккуратности, а также способствовать приобретению инструкторского опыта, формирование у детей положительного отношения к труду и творчеству, стремление своим посильным трудом доставить окружающим радость и получить от этого моральное удовлетворение.
Содержание тематического плана из года в год может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие новые достижения в области декоративно-прикладного искусства, социальные запросы детей, а также методические рекомендации, базирующиеся на изучении и обобщении передового педагогического опыта.
В программе приведены основные критерии оценки, определен конкретный объём знаний, умений и навыков, которые дети должны освоить в конце года обучения.
Формы обучения: объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений; лекция; эвристическая беседа, выставки детских работ, анализ работ, просмотр фильмов.
Лучшие работы воспитанников коллектива участвуют в выставке, что позволяет создать для каждого ученика «ситуацию успеха», способствующую наиболее полному развитию творческой активности ребенка. Участие в различных конкурсах позволит увидеть работы других авторов, сравнить со своими работами – это даёт импульс к творческому росту, развивает фантазию.
Качественно выполненные и оригинально оформленные куклы по желанию детей могут быть распроданы на ярмарках.
Творческий процесс создания куклы является настолько непредсказуем и не совмещаем с временными рамками учебного процесса, что нет необходимости с точностью до одного часа планировать работу по изготовлению куклы.
Учащиеся знакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного творчества, с различными видами текстильных кукол: тильды, интерьерные куклы, с работами лучших авторов-кукольников.
Направленность этих занятий заключается в изготовлении текстильных кукол, как поразработанным лекалам, так и по рисункам-эскизам. Это направление имеет большое значение в развитие творческих способностей учащихся. Обучение происходит от простого к сложному: от игрушек, состоящих из 2-3 выкроек к сложным куклам из 4-7 и более выкроек. Занятия кружка предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнениепрактических работ: сборка образцов кукол, изготовление декоративных изделий. Все объекты труда являются максимально познавательными, имеют эстетическую привлекательность и дают представления о последоватльности и методах сборки текстильных кукол.
Важнейшим направлением активизации процесса обучения необходимо считать вовлечение учащихся в деятельность по принципу «от идеи до конечного результата».
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Данная программа дополнительного образования тесно связана с уроками технологии.
В результате освоения программы учащиеся должны
правила подготовки рабочего места;
правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
технологию изготовления основ для разного вида текстильных кукол;
область применения и назначение материалов и инструментов;
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль
над ее ходом и результатами;
изготавливать текстильную куклу из доступных материалов по выкройкам и описанию;
выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы;
дружными, уважительными, сдержанными, наблюдательными, внимательными,
усидчивыми, аккуратными, бережливыми, экономными.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневнойжизни для:
соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;
создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
История кукол. Значение слова «кукла»
Вместе с появлением человека на земле появляется и его потребность к творчеству. Глядя на работы народных умельцев, не перестаешь восхищаться: яркими пятнами горят самотканые ковры и салфетки, традиционные женские наряды и украшения, туески, шкатулки, обереги, игрушки. Кукла — игрушка обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребенка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.
- Первое — детская игрушка в виде фигурки человека.
- Второе — в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом)
- Третье — фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С.И. Ожегова).
- Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.
Содержание программы
Вводные занятия Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Русская народная кукла. Традиции изготовления.
Куклы-берегини.Значение работы над текстильной куклой. Виды работ. Организация рабочего места.Материалы и инструменты. Т/Б на рабочем месте и при работе с инструментами. Порядок расположения инструментов нарабочем столе. Освещение рабочего места.
Правила посадки учащихся при работе. Правила работы сострыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение,передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий. Ручные швы Виды швов, применяемые при пошиве мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад иголку»,«строчка», петельный шов, шов «через край», потайной шов.
Ознакомление с технологиейвыполнения ручных швов. Назначение швов и область их применения. Выполнение различных видовшвов. Изделия первой сложности из 2-3 выкроек Цветовое решение игрушек. Виды тканей, используемых для изготовления текстильнойкуклы. Мех и флис – недостатки и преимущества. Выбор материалов по их свойствам.
Набивка, еёвиды. Приспособления для набивки. Кукольная фурнитура.Знакомство с лекалами и количеством деталей. Работа с чертежами и выкройками. Снятиелекал с журнала на кальку. Увеличение и уменьшение выкроек. Раскрой. Лексическое значение слов«деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз».
Принцип зеркальной симметрии. Правилахранения выкроек. Бережное использование и экономное расходование материалов. Размещение лекал на ткани сучётом экономичности раскладки. Классификация деталей срезов. Обводка лекал на ткани.Определение припусков на швы. Вырезание лекал.Сборка куклы. Определение последовательности сборки.
Правила заполнения игрушкинабивочным материалом.Оформление глаза и носа куклы. Знакомство с различными способами изготовления. Способы прикрепления (приклеивание, нитянойприкреп). Рисование глаз куклы. Правила расположения глазотносительно носа. Образцы росписи кукольных лиц. Знакомство с красками, применяемыми дляросписи кукол.
Декоративное оформление куклы. Разные способы украшения игрушек. Кукольная одежда иаксессуары. Выкройки кукольной одежды. Технология изготовления бантика, галстука, кружевногожабо, колпачка, беретика. Создание образа куклы при помощи аксессуаров.
Изделия второй сложности из 4-7 выкроек Кукла «Тильда». «Знакомство» с автором бренда – Тони Финнангер. «Тильдомания» в разныхстранах. Виды кукол-тильд. Ткани-тильда и прочие хлопчатобумажные ткани, используемы для ихпошива. Ткани ручной окраски. Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофеи чая.
Различные способы окрашивания. Работа с чертежами и выкройками. Особенности раскроя тильд. Последовательность кроя.Снятие лекал с журнала на кальку. Раскрой с учётом экономичности раскладки. Секреты экономногокроя. Сшивание и вырезание деталей кроя.
Особенности выворачивания деталей небольшой ширины.Инструменты и приспособления.Сборка куклы. Особенности набивки тильд. Пуговичное крепление.Одежда для кукол-тильд. Аксессуары-тильда. Материалы для изготовления кукольныхпричесок. Изготовление волос куклы разными способами.
Готовые кукольные парички. Куклы для кукольного театра Ккулы для кукольного театра. Марионетки. Пальчиковые куклы. Маппет-куклы. Особенностикроя маппет-кукол.Работа с чертежами и выкройками маппет-кукол. Снятие лекал на кальку. Раскрой с учётомэкономичности раскладки.Сборка маппет-куклы.Уход за текстильными куклами и мягкими игрушками ручной работы.
Инструменты иприспособления. Ремонт текстильной куклы. Творческие проектные работы Создание эскиза куклы. Конструирование выкройки. Создание куклы по собственному эскизу.Защита проектов.
Выставка кукол.
Методическое обеспечение программы. Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты: хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты; нитки для шитья, шерстяные, «мулине»; иглы разной величины; ножницы, шило, плоскогубцы, нож; картон, калька, копировальная бумага; линейка, карандаш, фломастеры, клей; вата, синтепон, проволока; бисер, пуговицы, тесьма, кружева. ЛИТЕРАТУРА Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие для детей 8-12 лет» Программа кружка рукоделия.- СПб.:КАРО,2008.-80с.:ил. Журнал «Валя-Валентина» Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997 Неботова З., Кононович Т. «Мягкая игрушка» «ЭКСМО-Пресс» 2002г Материалы сети Интернет
Источник: kopilkaurokov.ru
Программа кружка «Кукла своими руками»
рабочая программа по технологии (5, 6 класс) на тему
Представленная программа занятий кружка «Кукла своими руками» предложена для учащихся 4-6 классов. Целью данной программы является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки. Учащиеся знакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного творчества, с различными видами текстильных кукол: народная кукла, тильды, интерьерные куклы, с работами лучших авторов-кукольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 262
Красносельского района Санкт-Петербурга
Директор ГБОУ СОШ №262 на заседании МО учителей
Красносельского района СПб
___________Ю.В. Некрасова Протокол № от 31 августа 2016 г. Заместитель директора школы
31 августа 2016 года 31 августа 2016 года
кружка «Кукла своими руками»
2016/2017 учебный год
Представленная программа занятий кружка «Кукла своими руками» предложена для учащихся 4-6 классов. Программа кружка опирается на «Концепцию художественного образования в Российской Федерации», «Федеральный компонент государственного стандарта» (образовательная область – технология), Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.2. № 1178-02). Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Объем часов в год составляет 68 часов (34 занятий).
Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа. Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда учитель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению. Поэтому целью данной программы является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
— обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
¬ обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
¬ познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их
— развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление,
¬ внимательность, усидчивость и аккуратность; расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;
¬ развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными ¬ материалами; формировать эстетический и художественный вкус;
— воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;
— воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.
Учащиеся знакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного творчества, с различными видами текстильных кукол: народная кукла, тильды, интерьерные куклы, с работами лучших авторов-кукольников. Направленность этих занятий заключается в изготовлении текстильных кукол, как по разработанным лекалам, так и по рисункам-эскизам. Это направление имеет большое значение в развитие творческих способностей учащихся. Обучение происходит от простого к сложному: от игрушек, состоящих из 2-3 выкроек к сложным куклам из 4-7 и более выкроек.
Занятия кружка предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ: сборка образцов кукол, изготовление декоративных изделий. Все объекты труда являются максимально познавательными, имеют эстетическую привлекательность и дают представления о последовательности и методах сборки текстильных кукол. Важнейшим направлением активизации процесса обучения необходимо считать вовлечение учащихся в деятельность по принципу «от идеи до конечного результата». Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Данная программа дополнительного образования тесно связана с уроками технологии.
В результате освоения программы учащиеся должны знать :
— правила подготовки рабочего места;
¬ правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
¬ технологию изготовления основ для разного вида текстильных кукол;
¬ область применения и назначение материалов и инструментов;
— осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
— изготавливать текстильную куклу из доступных материалов по выкройкам и описанию;
¬ выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
— проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
¬ осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы;
— дружными, уважительными, сдержанными, наблюдательными, внимательными,
¬ усидчивыми, аккуратными, бережливыми, экономными.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Источник: nsportal.ru
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Текстильная кукла»
Сегодня все большую популярность приобретают текстильные куклы.
Кукла. Это слово родом из детства. Многие из нас, в детстве, играли в кукол, придумывали себе сказочный кукольный мир. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе и для каждого там найдется свой уголок.
Мягкие на ощупь, теплые, домашние, уютные, эти куклы и сегодня вызывают желание прижать к себе, быть с ними рядом, носить с собой, холить и заботиться о них.
Сейчас у современных детей другие игрушки научно-технического прогресса: айфоны, айпады, компьютеры, ноутбуки. Но прикоснувшись к сказке, они так и остались в придуманном кукольном мире.
Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Кукла, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль.
Программа «Текстильная кукла» разработана в соответствии со следующими нормативно — правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст.
48).
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726- р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2).
Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля 2012 г. № 05-2680.
Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 № 1008 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минобрнауки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г.(№09-3242)
Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78 – ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» от 07.09.2015 № 235.
Образовательная программа Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» на 2018-2019 учебный год.
Положение о рабочей программе педагога «ДЮЦ».
Учебный план «ДЮЦ» на 2018-2019 учебный год.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы состоит в потребности продуктивной деятельности детей к возрождению традиционного искусства, в частности, изготовления народной и современной текстильной куклы.
История текстильной игрушки насчитывает уже не один век, но, как и в древние времена, она остается актуальной и востребованной.
В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла — это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей.