Дошкольное детство — время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей — одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
Занятие по речевому развитию в средней группе «Карамельки»- «Играя, развиваем речь»
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
1.1. Цель : комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
— развивать умение говорить и слушать;
— развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
— обогащать активный и пассивный словарь;
— развивать звуковую культуру речи детей;
— развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
— развивать артикуляционный аппарат;
— совершенствовать интонационную выразительность речи;
— способствовать развитию графических навыков,
— формировать навыки самоконтроля и самооценки,
— развивать мелкую моторику;
— воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Занятие в средней группе Ульяниной Анны Сергеевны
Целевые ориентиры речевого развития в среднем дошкольном возрасте:
• Общение с взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации.
• Формируется умение выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации
• Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница) .
• Умеет выделять первый звук в слове.
• Рассказывает о содержании сюжетной картинки.
• С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.
• Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
• Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
• Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок) .
Источник: nsportal.ru
Программа кружковой работы по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в средней «А» группе «Развивайка»
В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой. Впервые для дошкольника речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая её сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.
Именно в возрасте 4 лет, у ребёнка резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Этот возраст — время особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при обучении грамоте.
Оценить
1976 0
Содержимое разработки
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Бутурлиновский детский сад № 11 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
«Утверждаю» Заведующий МКДОУ Бутурлиновский детский сад № 11
Программа кружковой работы по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в средней «А» группе
Пояснительная записка
От того как ребёнку будет открыта звуковая
действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит
не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение
языка — грамматики и связанной с ней орфографии.
Д.Б. Эльконин
В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой. Впервые для дошкольника речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая её сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.
Именно в возрасте 4 лет, у ребёнка резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Этот возраст — время особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при обучении грамоте.
В среднем дошкольном возрасте дети получают знания об основных законах речи:
1. речь состоит из слов;
2. слов много, и они называют предметы, их признаки действия;
3. слова имеют протяженность (длинные, короткие);
4. они звучат (состоят из звуков);
5. слово линейно (звуки идут друг за другом);
6. из слов можно составлять предложения;
7. звуки в словах произносятся по разному (одни тянутся, другие произносятся коротко).
Значение терминов – слово – и – звук – раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх, без прямого объяснения.
Цель кружка: развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.
1.Развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать произношение сонорных, шипящих и свистящих звуков.
2.Развивать и совершенствовать фонематический слух детей.
4.Учить их правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук»; сравнивать слова по их протяженности; интонационно выделять в слове определенный звук (сначала первый звук в слове, а потом — любой ).
5.Учить детей называть слова с заданным звуком, выделять и называть первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов);
6.Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму
7. Развитие основных движений и мелкой моторики рук.
Ожидаемые результаты:
1. Ребенок слышит интонационно выделенный звук в словах и может сравнить его со звуками окружающего мира.
2. Ребенок сам интонационно произносит заданный звук в словах.
3. Ребенок может произнести заданный звук изолированно.
4. Ребенок может определить и назвать первый звук в слове.
Показатели развития фонематического слуха
Ребенок к концу года должен уметь:
правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);
различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие; дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного); произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы; выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.
Организация образовательной деятельности
Возраст детей: программа рассчитана на детей среднего дошкольного
Количество детей в группе: 13 человек.
Формы работы: групповые и индивидуальные.
Длительность одного занятия: 20 минут
Количество занятий в неделю: 1раз, среда – 16:00
Условия реализации программы:
Перспективный план кружковой работы
Подготовить артикуляционный аппарат к произношению звуков
Учить выполнять арт. гимнастику перед зеркалом
1.Рассказ воспитателя «Весёлый язычок»
2. Упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Полакаем молоко»
3.Для чего нам язычок
4. Игра «Назови своё имя»
Знакомство с многообразием слов, моделированием
Дать представление о многообразии слов, учить понимать термин «слово», что слова бывают разные
Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах.
Учить рисовать короткие, отрывистые линии (дождик из душа).
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность
1.П/и «Назови своё имя»
2.Игровое упражнение «Обведи правильно»
3.Игра с мячом «Детский мир»
4.Знакомство с моделированием
5.упражнение в тетради «Дорисуй картинку»
Знакомство с многообразием слов, моделированием,
нахождение различий в двух похожих рисунках
Учить понимать и правильно употреблять термин «слово».
Учить моделировать слово в виде прямоугольника.
Знакомить с разнообразием слов, понимать что слова обозначают не только предметы, но и признаки и их действия.
Учить находить различия в двух похожих рисунках.
1.Игровое упражнение «Назови правильно»
2.Расскажем о кошке
3.Игровое упражнение « Кто внимательный»
4.Пальчиковая гимнастика «Встреча друзей»
Слова- друзья, рисование иголок ежикам
Продолжать знакомить с многообразием слов.
Познакомить с тем, что слова могут звучать похоже. Продолжать знакомить с моделированием — слово обозначается в виде прямоугольника.
Учить рисовать короткие линии (иголки ежикам).
1.Научим Буратино произносить разные слова
2.Игра «Как звучит слово»
3.Игра «В кругу с мячом»
4.Дорисуй иголки ёжикам
Слова- друзья (продолжение)
Продолжать учить детей подбирать слова – друзья к заданным словам;
Учить сравнивать слова по звучанию (громкие, звонкие, тихие).
Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Учить рисовать округлые и прямые линии (солнце).
1.У нас в гостях Паша и Маша
2.Игровое упражнение «Соединим правильно»
3.Игровое упражнение «Найдём ошибки»
4.Игровое упражнение «Кто в домике живёт»
5.Нарисуем солнышко в тетради
Короткие и длинные слова
Познакомить с протяженностью слов и делением их на части
Закрепить представление о словах, словах- друзьях
Учить слушать воспитателя и выполнять задание, развивать мелкую моторику
1.У нас в гостях кот, петушок и лиса
2.Упражнение «Прошагаем слова»
4.Игровое упражнение «Загадки и отгадки»
Короткие и длинные слова (продолжение)
Продолжать знакомить с протяженностью слов и делением их на части
Учить сравнивать короткие и длинные слова
Учить самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова
1.У нас в гостях Буратино и мышонок Пик
2.Игра «Подарим Пику и Буратино слова»
3.Физкультминутка «Игра с пальчиками»
4. Игра – упражнение «Звуковые часы»
Каждое слово состоит из звуков
Показать, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные
Учить узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого
Учить интонационно, выделять звуки в словах
1.Знакомство с понятием «звук»
2.Игра «Доскажи звук»
4.Упражнение в тетради «Раскрась листья»
Такие разные звуки
Продолжать учить детей узнавать слова, в которых не хватает одного звука, первого или последнего
Знакомить со звуками а, о, у, и.
1.Упражнение «Помоги Буратино прочитать письмо»
2.Сказка про Весёлого Язычка
3.Игра «Угадай звуки- песенки»
4.Раскрась картинку со звуком А
Гласные звуки- песенки
Учить узнавать звуки а, о, у, и в словах
Учить правильно произносить гласные звуки изолированно и в словах, интонационно их выделять
Развивать мелкую моторику
Игра «Узнай звук»
Раскрась картинку со звуком У
Рассказать детям , какие бывают первые звуки в слове
Учить интонационно выделять первый звук в слове
Учить сравнивать слова по протяженности
1.Игра «Будь внимательным»
2.Игра «Назови игрушку»
3.Упражнение на сравнение слов по протяжённости
Познакомить со звуком с, учить интонационно его выделять в словах и изолированно
Воспитывать речевое внимание, фонематический слух
1.Упражнение «Накачаем машину насосом»
3. Игра «Найди звук с»
5.упражняемся в произношении слов со звуком с (стихи, чистоговорки)
Звуки [ c ] и [ c ь] (песенки большого и маленького насоса)
Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными.
Учить различать и произносить изолированно звуки «С-СЬ» в игровых упражнениях
(«песенки большого и маленького насоса»).
Учить интонационно выделять звуки «С-СЬ» в словах, во фразовой .речи.
1.Игровое упражнение «Песенка насоса»
2.Упражнение на различение звуков «с-сь», интонационное выделение этих звуков в словах
3.Игра «Будь внимательным»
4.Игра «Назови слова»
Звук [з] — звенит (песенка комара)
Продолжать учить узнавать звук «с» в словах
Познакомить со звуком «з» (песенкой комара)
Учить правильно произносить звук «З» изолированно и в словах
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять задания
3. Уточнение произношения звука «З», положение язычка, губ, зубов при произношении звука
5.П/и «Коза рогатая.»
Звуки [з] и [зь](песенки большого и маленького комара)
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «3-ЗЬ» («песенка большого комара»,
«песенка маленького комарика»). Учить четкому и ясному произношению звуков «3-ЗЬ».
Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).
Учить интонационному выделению звуков «3-ЗЬ» в словах.
1.Игровое упражнение «Как поют комары»
2 Игра «Будь внимательным»
3. Физкультминутка «Зайке холодно сидеть»
4. Игра «Назови слово со звуком «З»
5. Игра- упражнение «Что забыл нарисовать художник»
Эти разные, то такие похожие звуки [з ]и[с]
Продолжать учить различать твердые и мягкие согласные звуки «С-СЬ», «3-ЗЬ» в словах.
Продолжать учить интонационно выделять звуки «С-СЬ», «3-ЗЬ» в фразовой речи.
Учить называть первый звук в словах.
1.Игровое упражнение «Помоги животным найти домик»
2.Игра «Подскажи словечко»
3.Шутки-чистоговорки с движением
4.Игра «Кто внимательный»
Учить различать и произносить твердый согласный звук «Ц» в словах, во фразовой речи.
Учить дифференцировать в словах звуки «с» и «з».
3.Игра- песня «Цыплята»
4. Заучивание стих-я Г Сапгира
Продолжать знакомить со звуком «ц», учить выделять звук в произношении
Упражнять в правильном произношении звука «ц» в словах и фразах
1.Рассказ «Цыплёнок Цып»
2.Игра «Найди звук «ц»
4.Игра «Раскладываем картинки по звукам»
Звук «ш» (песенка ветра)
Учить интонационно выделять твердый согласный звук «Ш» («песенку ветра») в словах.
Учить четко и ясно произносить звуки.
Развивать графические навыки (рисование воздушных шариков)
1.Игра «Подскажи словечко»
2 Игровое упражнение «Будь внимательным»
3.Физкультминутка «Игра «Шарик»
5. Заучиваем потешку про кошку
Этот жужжащий звук «ж»
Учить четко и ясно произносить твердый согласный звук «Ж» («песенка жука») изолированно, в
словах и во фразовой речи.
Учить интонационно выделять звук «Ж» в словах.
1.Игра «Жуки прилетели»
2.Упражнение на интонационное выделение в словах звука «ж»
3.Игровое упражнение «Будь внимательным»
4.Физкультминутка «Игра «Жуки»
5.Заучивание стих-яИ. Солдатенко
Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ш-Ж» в словах.
Продолжать знакомить с термином «звук».
Развивать графические навыки (рисование дорожек).
1.Игровое упражнение «Помоги животным найти свой вагон»
2.Игра «Подскажи словечко»
4. Повторяем стихи
Свистящий и шипящий звуки
Учить дифференцировать звуки «с» и «ш»
Закреплять знания о протяженности слов
Развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение выделять заданный звук в словах
1.Игра «Узнай звук»
2.Шутки-читоговорки на дифференциацию звуков «с» и «ш»
3.Упражнение «Назови игрушки»
4.Упражнение «Длинное- короткое слово»
4. Подвижная игра «Кот и мыши»
Звенящий и жужжащий звуки
Учить дифференцировать звуки «з», и «ж»
Развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение выделять заданный звук в словах
1.Вспомним песенку комара и жука
2. Упражнение «Поставь правильно картинки»
3.Игра «Комары и жуки»
Этот чудо — звук (песенка паровозика)
Познакомить со звуком «ч»
Учить интонационно выделять согласный звук «Ч» в словах.
Продолжать знакомить с термином «звук» и называть первый звук в слове.
Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
1.Игра «Загадки и отгадки»
2.Игровое упражнение «Будь внимательным»
3.Рассказ о паровозике
4.Игра «Почини игрушки»
5. Игра «Скажи ласково»
Учить интонационно выделять согласный звук «Щ» в словах.
Учить определять и называть первый звук в словах.
Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Развивать графические навыки (рисование щеток).
1.Игра «Подскажи словечко»
2.Игровое упражнение «Соедини правильно»
3.Физкультминутка «Игра с мячом «Назови скорее»
5.Заучивание стихотворения С.Михалкова «Два щенка»
Учить различать твердые и мягкие согласные звуки «Л-ЛЬ».
Учить называть первый звук в словах.
Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Развивать графические навыки (рисование неваляшки).
2.Игра «Подскажи словечко»
3.Физкультминутка «Мы немножко рисовали»
4.Заучивание стихотворения А. Александровой «Спит тюлень…»
Кто у нас рычит
Закрепить умение выделять слова со звуками «л» и «ль»
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Р-РЬ» («песенки большого и маленько
Учить интонационно выделять звуки «Р-РЬ» в словах.
Учить называть первый звук в словах.
1.Игра «Будь внимательным.»
2.Игровое упражнение «Как поёт мотор»
3.Игра «Загадки и отгадки»
4. Физкультминутка «Зарядка»
6. Заучивание стих-я О. Высотской «Кто мяукнул у дверей»
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «М-МЬ».
Учить интонационному выделению твердых и мягких согласных звуков «М-МЬ» в словах.
Продолжать знакомить с линейностью слов (короткие и длинные).
Учить называть первый звук в словах
Развивать графические навыки (рисование мишки)
4.Загадки и отгадки
5. Раскрась правильно
Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки «Б-БЬ» изолированно, в
словах, во фразовой речи.
Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу
Развивать графические навыки (рисование дорожек, бусинок).
1.Игровое упражнение «Подскажи словечко»
3. Физкультминутка «Буратино»
4.Заучивание стих-я Г.Сапгира
Познакомить с твердыми и мягкими звуками «К-КЬ».
Учить интонационному выделению звуков «К-КЬ» в словах.
Учить называть первый звук в словах.
1.Игровое упражнение «Назови первый звук»
2.Игра «Подскажи словечко»
3. Физкультминутка «Пальчики»
4. Игра «Найди и раскрась»
Учить называть изолированно твердый согласный звук «Г».
Учить называть первый звук в словах.
Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Развивать графические навыки (рисование кругов)
Учить выразительно читать стихотворение
1.Игра «Подскажи словечко»
2.Игра «Загадки и отгадки»
4. Игра «Кто внимательный»
5. Заучивание стих-я Г.Сапгира «Грустный клоун»
Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать твердые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ».
Учить называть изолированно звуки «Д-ДЬ».
Учить называть первый звук в словах.
Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.
1.Игра «Загадки и отгадки»
2Игровое упражнение «Раскрась правильно»
3. физкультминутка «Птички
4.Игра «Кто внимательный»
5.Заучивание стих- я М. Дружининой
Такие разные звуки
Закрепить умение выделять звуки «с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р» в произношении
Закрепить умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки
Развивать фонематический слух, речевое внимание
У нас в гостях кукла Юля
Игра «Звуки поменялись местами»
Игра в кругу с мячом «Назови первый звук»
Список использованной литературы:
1.Маханёва М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2017
2.Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха детей 4-5 лет- М.: Изд-во «Ювента», 2007
3. Колесникова Е.В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет-М.: Изд-во «Ювента», 2007
- «С правилами дружить — в безопасности жить!»
- Путешествие в страну «Грамота». Конспект занятия в подготовительной к школе логогруппе
- «На полянку на лужок выпал беленький снежок»
- Разработка урока по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Б, звуки [б] — [б’]
- Удивительная история о буквах
Источник: www.prodlenka.org
Кружок по развитию речи «Говорушки» 5-6лет
по развитию речи
В старшей группе №07
Воспитатель: Сухомлина И.Ю.
2019-2020 уч. год
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания при помощи использования нетрадиционных методов и способов развития речи. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы «Детство», что создает преемственность в ходе работы по развитию речи в рамках непосредственно образовательной деятельности и кружковой работы, а это в свою очередь повышает результативность занятий.
Задачи программы кружка:
пополнять словарный запас ребенка;
продолжать развивать навыки общения;
развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;
продолжать формировать грамматически правильные высказывания;
продолжать воспитывать интерес к художественному слову;
продолжать воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение выслушать собеседника до конца, не перебивая.
Программа кружка рассчитана на детей 5-6 лет (старшая группа).
1 раз в неделю; продолжительность кружка — 30 минут.
Перспективное планирование на 2019-2020 учебный год
«Загадки на грядке»
Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строить предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта. Закреплять обобщающие понятия (овощи, урожай); упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных.
Пересказ рассказа К. В. Лукашевича «Зима»
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»
Закреплять умение детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества. Учить сочетать речь с движением; развивать воображение. Упражняться в интонировании диалогов. Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями.
Продолжать закреплять умение детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения. Отрабатывать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова.
Творческое рассказывание «Сочиняем стихи о зиме»
Развивать интерес к поэтическому жанру, развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов по теме зима.
«Новогодние загадки и пословицы»
Продолжать формировать представление о жанровых особенностях загадок, пословиц, учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Учить осмысливать загадки и пословицы. Расширять словарь по теме Новый Год. Совершенствовать умение регулировать силу голоса и темп речи.
Беседа «Новый год и Рождество»
Продолжать знакомить детей с историей празднования Нового Года и Рождества. Расширять словарь по теме. Учить отвечать на вопрос полным предложением. Упражнять в образовании однокоренных слов. Активизировать употребление в речи синонимов и антонимов.
Придумывание сказки на тему «Зимнее волшебство»
Формировать умение придумывать сказку на предложенную тему. Упражнять в подборе синонимов, антонимов, определений. Сравнение имен прилагательных женского, мужского, среднего рода. Упражнять в словообразовании.
Рассказывание по картинке «Зимние забавы»
Способствовать умению придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картинке. Активизировать употребление в речи слов по теме зима.
Формировать умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание.
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, закреплять умение классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.
Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции. Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии. Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки. Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов. Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.
Практиковаться в обыгрывании придуманных ситуаций.
Творческое рассказывание «Почемучки»
Закреплять умение составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами: «почему?», «отчего?», «когда?», «что?», «где?». Знакомить со способами словообразования.
Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения. Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. Развивать воображение детей. Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства.
«К нам в гости пришел буратино»
Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, подводить к составлению краткого описания игрушки, произвольно оперировать словами в игре по «живой» модели предложения, называть детали предметов; активизировать употребление глаголов; закрепить формы вежливого обращения; развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат.
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; уточнять и расширять знания детей о видах спорта: зимних и летних; развивать быстроту реакции на сигнал, находчивость; расширять словарь детей.
«Кто больше заметит небылиц»
Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного; развивать словесно-логическое мышление.
Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению; развивать словесно-логическое мышление.
«Поиграем с пальчиками»
Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. Формирование чувства музыкального темпа. Развитие чувства ритма и координации движений.
Развитие сильного ротового выдоха.
Упражнять детей в подборе рифм к словам. Закрепить понятие “рифма”. Поощрять совместное стихосложение. Совершенствовать интонационную окраску речи; развивать умение пользоваться выразительными средствами речи. Побуждать детей сочинять несложные истории с героями.
Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию.
«В гостях у С.Я.Маршака»
Дать интонационно-образное представление о стихотворении. Побуждать к образному воплощению в роль. Развивать силу голоса. Учить выразительно двигаться, участвовать в драматизации произведений.
«Веселые загадки о домашних животных»
Дать представление о жанровых особенностях загадок. Учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Расширять словарь по теме «Домашнее животное».
1. Гербова В. В. Учусь говорить. — М., 2003.
2. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. -М., 1998.
3. Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Занятия по развитию речи в детском саду у детей 5-6 лет., 2012.
4. Стрельцова Л. Е., Литература и фантазия. — М., 1997.
Источник: edu-time.ru