- Курсы повышения квалификации
- Тестирование для педагогов
- Олимпиады
- Викторины
- Творческий конкурс
- Опубликовать материал на сайте
- Опубликовать статью в печатном сборнике
- Заказать рецензию
- Пользовательское соглашение
- Политика конфиденциальности
- Реквизиты
- Курсы профессиональной переподготовки
- Вебинары
- Конкурс профессионального мастерства
- Онлайн-конференция
- Педагогический семинар
- Принять участие в жюри
- Работы участников портала
- Опубликованные материалы
- Вход в личный кабинет
- Оформить диплом/сертификат
- Лицензии и свидетельства
- Контакты
- Вопрос-ответ
- Как оплатить
- Акции и скидки
- Карта сайта
- Отзывы
- Блог
- Вакансии
- Регион: Москва
Источник: solncesvet.ru
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ЗА 24 ЧАСА?
Программа кружка «Русское слово» «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории МБОУ «Самофаловская СШ» Городищенского муниципального района Волгоградской области
Науменко Людмилы Ивановны
Раздел I. Статус документа
Настоящая программа кружка «Русское слово» по русскому языку предназначена для дополнительного образования учащихся 9 класса, составлена на основании Федерального закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Общая характеристика курса
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода . В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит учителя перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов. Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают 1, 2, 3 части КИМ, но и уровень компетентности.
Наша задача сегодня – разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и литературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.
Подготовка к ОГЭ – процесс специфический и имеет массу особенностей. Для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций: 1) лингвистическую; 2) языковую; 3) коммуникативную.
Анализ работ учащихся по русскому языку в новой форме выявил ряд проблем:
- проблему адекватности восприятия текста на слух;
- проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка;
- проблема недостаточного владения учащимися методами морфемного анализа слова;
- проблема определения грамматической основы предложения
Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что в курсе русского языка в основной школе большее внимание уделяется теоретической составляющей в освоении норм орфографии и пунктуации, чем практическому овладению этими нормами. Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто на основе многоплановой, системной и систематической работы. Поэтому считаю необходимым курс занятий кружка «Русское слово».
Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии и пунктуации на фоне общей системы русского правописания.
Кроме этого данный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного монологического высказывания.
— обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации в форме ОГЭ.
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку
-развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-формирование умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
-Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
-Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
-Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
— формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
— формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;
— обучение созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.
— расширить навыки самостоятельной работы;
— развивать навыки работы со справочной литературой;
— формировать навыки исследовательской работы;
— учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать его смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- писать сочинение части С ;
- сокращать текст изложения.
- ОГЭ-9. Обучение написанию сжатого изложения.
- Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
- Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
- Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
- Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.
- Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
- Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.
- Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
- Извлечение информации из различных источников.
- Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
ОГЭ 9. Сочинение-рассуждение .
- Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения.
- Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально- смысловым типом речи.
- Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему : тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.
- Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ОГЭ;
- совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, — научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с активными формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов, и с промежуточным контролем ЗУН
На занятиях используются:
- Лекции учителя с различными видами заданий;
- Составление обобщающих таблиц и опорных схем;
- Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
- Самостоятельный отбор материала;
- Работа в группах;
- Работа с пакетами КИМов;
- Написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы;
-уметь писать сжатые изложения
— знать нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
- текст как речевое произведение;
- смысловая и композиционная цельность, связность текста;
- функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
- средства связи предложений в тексте;
- лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- морфемно-словообразовательный анализ слова;
- основные способы словообразования;
- морфологический анализ знаменательных частей речи;
- морфологический анализ служебных частей речи;
- словосочетание, способы подчинительной связи в словосочетаниях;
- простое предложение: главные и второстепенные члены;
- двусоставные и односоставные предложения;
- сложносочиненное предложение;
- сложноподчиненное предложение;
- сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- сложные предложения с разными видами связи между частями;
- синтаксический анализ простого предложения;
- синтаксический анализ сложного предложения.
I. Подготовка к выполнению части 1 — написанию сжатого изложения
Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Виды изложений Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. . Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
II. Подготовка к выполнению части 2
Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение. Анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Тестовые задания.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.
Понятие о контексте. Слово в контексте. Группы слов по происхождению и употреблению. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Лексический анализ. Тестовые задания.
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Анализ средств выразительности.
Тестовые задания.
Правописание корней, словарных слов, корней с чередованием.
Правописание приставок Слитное, дефисное, раздельное написание.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. (Тест)
Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Синтаксические нормы.
Словосочетание Типы подчинительной связи в словосочетаниях Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Тест. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых. Простое осложнённое предложение.
Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Практикум . Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами
Тест. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные предложения, виды подчинения в сложном предложении.
Сложные предложения с разными видами связи.
IV. Подготовка к выполнению части 3,
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1 , 15.2. 15.3. . Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, на морально-нравственную тему, сочинение по трактовке текста. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.
Итоговое занятие . Работа с бланками ответов.
Источник: nsportal.ru
Программа кружка «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» »
Инновационные решения при подготовке учащихся 9-ых классов к ОГЭ по русскому языку
Подготовка к ОГЭ – процесс специфический и имеет массу особенностей. Для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций: 1) лингвистическую; 2) языковую; 3) коммуникативную.
Анализ работ учащихся по русскому языку в новой форме выявил ряд проблем:
- проблему адекватности восприятия текста на слух;
- проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка;
- проблема недостаточного владения учащимися методами морфемного анализа слова;
- проблема определения грамматической основы предложения
Программа кружка «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов» Сармановского муниципального района Республики Татарстан Сафиной Даймы Рашитовны
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ОГЭ;
- совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
- Лекции учителя с различными видами заданий;
- Составление обобщающих таблиц и опорных схем;
- Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
- Самостоятельный отбор материала;
- Работа в группах;
- Работа с пакетами КИМов;
- Написание изложений и сочинений.
- текст как речевое произведение;
- смысловая и композиционная цельность, связность текста;
- функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
- средства связи предложений в тексте;
- лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- морфемно-словообразовательный анализ слова;
- основные способы словообразования;
- морфологический анализ знаменательных частей речи;
- морфологический анализ служебных частей речи;
- словосочетание, способы подчинительной связи в словосочетаниях;
- простое предложение: главные и второстепенные члены;
- двусоставные и односоставные предложения;
- сложносочиненное предложение;
- сложноподчиненное предложение;
- сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- сложные предложения с разными видами связи между частями;
- синтаксический анализ простого предложения;
- синтаксический анализ сложного предложения.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Егораева Г.Т. Русский язык: 9 класс. ГИА (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. –М.: «Экзамен», 2011. 2. Русский язык.
Типовые экзаменационные материалы под редакцией И.П.Цыбулько, издательство «Национальное образование», Москва. 2013 г. 3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989 4. Крючков С.Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. — М.: Айрис-пресс,2004. 5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка – М.: ООО «А ТЕМП», 2008 6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — М.: Айрис-пресс,2004. 7. Скиргайло Т.О, Ахбарова Г.Х. Сочинения на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс: пособие для учащихся.-Казань: Изд-во МОиН РТ,2011 8.Драбкина с.В.,Субботин Д.И.Успешная подготовка.Разбор заданий.Алгоритмы.Тесты.Государственная итоговая аттестация в новой форме.Москва. «интеллект-Центр»2014 9.Шипачёва Л.А.Русская орфография и пунктуация.Пособие для старшеклассников.Москва. «Школьная пресса.2007 10Сенина Н.А.Русский язык.Подготовка к ГИА-2015.Ростов-на-Дону.2014
Материалы, размещенные на сайтах -www:fipi.ru: — документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2013 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы); — учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2013 г.; — перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену. — www1.ege.edu.ru/g
- Определите тему текста (о чем текст?).
- Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
- Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
- Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Источник: kopilkaurokov.ru