Цель: создание условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности.
Задачи курса: формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность, развивать коммуникативные навыки (партнерское общение); формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Ширманова Елена Анатольевна
Ширманова Елена Анатольевна
Портфолио Разработки Блог автора |
По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности»» категории «Кружки и факультативы 1-4 кл.» бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Характеристики документа: «конспект».
Я — исследователь
Загрузка началась.
Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!
Источник: easyen.ru
Программа кружка «Юный исследователь»
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс)
Программа кружка предназначена для обучающихся 8 – 11 кл., интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение обучающихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.
Урок 1. Основы проектной деятельности.
Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Кружок «Юный исследователь» будет одной из таких форм. Программа кружка предназначена для обучающихся 8 – 11 кл., интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы в том, что во время работы в кружке дети углубляют свои знания о родном крае, осознают значение изучения и сохранения истории своей семьи для будущих поколений. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности по различным предметам и тематике в соответствии с интересами и предпочтениями учащихся как в гимназии, так и в колледжах и в вузах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Результаты исследования оформляются в виде исследовательских работ и презентации на компьютере в программах: MS Word, PowerPoint, Excel.
Формирование различных видов одаренности обучающихся на основе организации исследовательской деятельности и проектирования.
Цель кружка: содействовать приобщению школьников к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой родины, формированию духовно-нравственных ценностей.
- приобщение школьников к научно-исследовательской работе;
- воспитание бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой родины;
- формирование духовно-нравственных ценностей через сохранение традиций школы;
- развитие интеллектуального уровня обучающихся;
- участие в областных и районных краеведческих конкурсах;
- формирование навыков организации самостоятельной работы
1) В образовательной сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории своей школы, своего края; приобретение умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с избранной темой; формирование навыков оформления исследований.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории России, гордости за ее славное прошлое; уважения и преклонения перед людьми, не только защищавшими ее свободу и независимость, но и внёсшими свой вклад в развитие страны.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков самостоятельной работы в процессе поиска и научной обработки исследовательских материалов; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование гражданского сознания.
4) В социальной сфере – сформированность умений представить свою работу на конкурсах и олимпиадах разного уровня; обоснованно доказывать собственную позицию на заданную тему; общаться с людьми разного возраста.
Срок реализации программы – 1 учебный год
Количество часов – 70 (2 часа в неделю)
Критерии оценки научных и исследовательских работ школьников.
1. Актуальность поставленной задачи:
- имеет большой практический и теоретический интерес
- носит вспомогательный характер
- степень актуальности определить сложно
- не актуальна
2. Новизна решаемой задачи:
- поставлена новая задача
- решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами
- задача имеет элементы новизны
- задача известна давно
3. Оригинальность методов решения задачи, исследования:
- решена новыми, оригинальными методами
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи
- используются традиционные методы решения
4. Новизна полученных результатов:
- получены новые теоретические и практические результаты
- разработан и выполнен оригинальный эксперимент
- имеется новый подход к решению известной проблемы
- имеются элементы новизны
- ничего нового нет
5. Научное и практическое значение результатов работы:
- результаты заслуживают опубликования и практического использования
- можно использовать в учебном процессе
- можно использовать в научной работе школьников
- не заслуживают внимания
6. Достоверность результатов.
7. Уровень проработанности исследования, решения задач:
- задача решена полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования
- недостаточный уровень проработанности решения
- решение не может рассматриваться как удовлетворительное.
8. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области:
- использование известных результатов и научных фактов в работе
- знакомство с современным состоянием проблемы
- полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования ученых, занимающихся данной проблемой
- ясное понимание цели работы
- логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов.
Введение: Что такое научное исследование? ( 2 ч.)
Цель, задачи, специфика занятий, общие требования.
Тема 1: Работа над Введением научного исследования (6 ч.)
Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ-победителей Всероссийского конкурса.
Структура работы. Теория. Изучение образцов и знакомство со структурой работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ. План работы. Теория.
Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям.
Тема 2. Работа над основной частью исследования (14 ч.)
Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Требования к оформлению раздела: «Источники и литература». Понятия: источник, литература.
Сбор первичной информации и ее организация.
Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».
Стиль изложения материала. Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ-победителей Всероссийских конкурсов исследовательских работ.
Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов.
Тема З. Краеведение, как научная дисциплина: актуальность, специфика (8 ч.)
Методы работы по краеведению. Интервью и рассказы, воспоминания, правила оформления. Знакомство с интервью из работ-победителей Всероссийских конкурсов. Архивы. Работа с архивными материалами, фотографии.
Правила оформления документов, фотографий, заявки для работы в Архиве.
Тема 4. Оформление научной работы (22 ч.)
Композиция научной работы. Титульный лист. Введение. Анализ источников и литературы. Знакомство с анализом литературы работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ.
Структура работы. Работа над основной частью исследования. Источники и литература. Требования к оформлению. Сноски. Приложение. Правила оформления.
Показ образцов, выполненных в соответствии с принятыми требованиями. Составление тезисов. Требования.
Тема 5. Подготовка научной работы к публичной презентации (8 ч)
Вычленение структурных элементов исследовательской работы. Отбор демонстрационного материала. Оформление стенда. Создание презентации, буклетов, листовок. Подготовка к выступлению.
Ораторское искусство.
Тема 6. Представление и защита исследовательских работ
Итоги работы кружка (2 ч.)
Источник: nsportal.ru
Образовательная программа кружка по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся «ИнККом»
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. С появлением «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» происходит изменение оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» на понятие «компетенция». В Концепции закреплено положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Таким образом, новая цель образования – формирование компетентной личности выпускника через освоение им ключевых образовательных компетенций.
Что же такое компетентность? В федеральном государственном образовательном стандарте (макет 2007 года) дается следующее определение понятия.
Компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.
Определенные таким образом цели образования, ориентируют учителя на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса и предполагают смену требований к образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания. Для учителя — это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся — переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Именно поэтому одним из приоритетов современного образования является использование технологий проектного обучения.
В массовой практике чаще всего имеет место метод проектов, а проектное обучение используется немногими учителями. И это объясняется, прежде всего, тем, что у учителя-предметника не всегда есть возможность включить проектно-исследовательскую деятельность (как элемент технологии проектного обучения) на уроке, поскольку её организация требует наличия нескольких компьютеров в кабинете, а также большого количества времени на:
объяснение теоретических основ данного вида работы (определение темы, постановка гипотезы, формулировка цели, планирование и т.д.),
обучение школьников работе с информацией (отбор, анализ, обобщение и др.),
подготовку к оформлению и защите результатов проекта.
В рамках одного предмета невозможно решить все эти проблемы, поэтому возникает необходимость в постепенном освоении проектно-исследовательского подхода через обучение школьников основам проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом, а также опыт работы в этом направлении.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов:
изучение теории, посвященной данной проблематике,
подбор методик исследования и практическое овладение ими,
сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Таким образом, работа кружка по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся является основой формирования ключевых компетенций учащихся в условиях образовательного пространства школы.
Приоритетное место среди ключевых компетенций, предоставлено в сфере самостоятельной информационной и коммуникативной деятельности. Информационные компетенции (учебно-познавательные) — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Содержание коммуникативной компетенции направлено на приобретение коммуникативных умений, работая в различных группах, выступая перед аудиторией. Школьники должны уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, диалог и др.
Таким образом, эффективная и грамотная организация деятельности кружка по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся будет способствовать более целенаправленному формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся: учащиеся познакомятся с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, школьники будут обеспечены возможностью успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе.
Цель и задачи кружка «ИнККом»
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, творить. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе образования, то это будет выглядеть так:
искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;
думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и вносить свой вклад; быть солидарным; организовывать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
творить: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Исходя из выше сказанного основной целью кружка «ИнККом» является:
вооружение учащихся интеллектуальным инструментарием, необходимым для самостоятельной учебной и исследовательской деятельности.
Для достижения цели поставлены задачи:
Повысить мотивацию к познанию окружающего мира путем активизации личностной позиции в образовательном процессе.
Приобрести исследовательский опыт через информационно-коммуникативные навыки учащихся и личностное отношение к рассматриваемой проблеме.
Формировать умения и навыки работы с различными источниками информации.
Формировать умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи
Особенность представленного курса состоит в его ориентации на овладении учащимися базовыми приемами и навыками интеллектуальной деятельности, необходимыми не только для проведения исследования, но и вообще для успешного обучения. Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования — научить детей мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Задача данного курса создать среду, провоцирующую школьника на появление вопросов и желание найти ответ на них, то есть на проявление исследовательского поведения, являющегося одним из источников получений ребенком представлений об окружающем его мире.
Разработанный курс стимулирует ученика на рефлексию материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные из различных предметов на уровень межпредметных связей, позволяет учащимся овладеть методами научно – исследовательской деятельности.
Учащимся самим предоставляется возможность выбора научного руководителя, темы, методов исследования, такая личностная ориентация позволяет максимально приблизить темы исследовательских работ к жизни самого ученика, его семьи, товарищей, сделает исследование интересным и нужным.
Сопровождающую роль в проектно-исследовательской работе выполняет педагог, способный выстраивать образовательную среду, соответствующую личности школьника: чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, увлечь учащихся проблемой и процессом её глубокого исследования, стимулировать творческое мышление, адресовать к нужным источникам информации, организовывать мероприятия для проведения опытно-экспериментальных исследований, предоставлять возможность для регулярных отчётов и обмена мнениями; поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, предложения по улучшению работы и выдвижению новых направлений исследования.
Продолжительность занятия — 40 -45 мин
Количество часов в неделю – 2 ч
Продолжительность обучения –2 года.
Логика построения содержания данной программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности к изучению её составных частей. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию информационной, устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
искать, отбирать, анализировать информацию;
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять результаты исследования (реферат, доклад, презентация).
Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Программа может быть адаптирована для учащихся любого возраста, необходимо лишь расширение границ разделов в соответствии с «ростом» ученика. При определенной корректировке программы, её можно адаптировать для учащихся начальной школы, 5-8-х классов.
Содержание обучения включает в себя пять блоков:
Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности — постановка проблемы, выдвижение гипотезы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способы фиксации результатов. + Практические задания с применением полученных знаний (например, поиск нужной информации, её интерпретация, создание новой).
Практикум работы на компьютере – правила работы с техникой, техника безопасности, знакомство с различными программами(Microsoft Word, Power Point, Publisher и др) и выполнение небольших проектов в этих программах.
Самостоятельная работа над проектом – определение темы проекта, цели и задач, постановка проблем, планирование действий по их решению, выбор способов оформления результатов и их презентации, рефлексия. + Индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка (речевая и психологическая) к представлению результатов ПИД.
Публичная презентация проекта (защита)
Примерное распределение часов на изучение разделов при продолжительности обучения 2 года.
Класс/кол-во часов, отведённых на изучение раздела
Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности
Практикум работы на компьютере
Самостоятельная работа над проектом
Подготовка к представлению результатов
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai