— Создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. –Обучение ребёнка создавать поделки из пластиковых бутылок.
Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы)
Базовый уровень –
Формы и методы образовательной деятельности
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, и др. А также различные
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
— словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
— наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
— практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
ИЗ ПАКЕТОВ КАК СДЕЛАТЬ Платье на КОНКУРС | Платье из бросового материала | ЭКО-МОДА | Эмилия
-объяснительно- иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
— индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
— групповой – организация работы в группах; -индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы мониторинга результативности
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и вовремя промежуточной аттестации с целью определения интересов ребёнка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
В качестве диагностики используется:
• Устный опрос.
• Срезовые работы.
• Тестирование.
• Выставки
Результативность реализации программы
В результате обучения по данной программе учащиеся:
** научатся различным приемам работы с пластиковыми бутылками и другими материалами, использующимися в процессе работы
** научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать композиции с изделиями;
** разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; полагается, что- овладеют навыками культуры труда;
** улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Дата утверждения и последней корректировки программы
Титульный лист. 1 стр.
Поделки из Пластиковых Бутылок: Чудесный Чайничек
Информационная карта образовательной программы. 2 стр.
Оглавление. 6 стр.
Пояснительная записка. 7 стр.
Содержание программы-(1-ый год обучения). 13 стр.
Содержание программы -(2-ой год обучения). 20 стр.
Содержание программы -(3-ий год обучения). 44 стр. Оценочные материалы- диагностический инструментарий. 50 стр. Формы аттестации/контроля.
55 стр.
Методическое обеспечение программы. 55 стр. Условия реализации программы. 56 стр. Список информационных ресурсов.
56 стр.
Пояснительная записка
Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Направленность программы.
Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Настоящая общеобразовательная программа курса дополнительного образования «Поделки из бросовых материалов» опирается на следующие нормативно- правовые документы:
—Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
—Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 г. №68-ЗРТ «Об образовании»;
—Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
—Концепция развития дополнительного образования детей Распоряжение Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014 г.;
—Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
—Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660),
—Методические рекомендации по проектированию современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих разноуровневых) программ МО и Н РТ, ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы», Казань, 2017 г.;
—Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 31.10.2017 г. № под-1745/17 «Критерии независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ учреждений дополнительного образования детей»
—Устав МБУ ДО «Центр внешкольной работы» Атнинского муниципального района РТ.
Новизна программы.
В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность
образования. Она обуславливает личностно- ориентированную модель взаимо- действия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в
качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способст-вующего формированию разносторонне — развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Актуальность программы.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные учащиеся, вступающие в жизнь, выдвигает свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии творческой, познавательной, социальной активности детей. С педагогической точки зрения важен не только сам факт изготовления детьми различных поделок и участия в различных конкурсах, а приобретенный детьми в процесс этой работы устойчивый интерес с созиданию, развитию конструкторского мышления детей через творческое воображение.
Отличительные особенности программы.
Работа в объединении «Поделки из бросовых материалов» — прекрасная возможность развития конструкторского мышления детей через творческое воображение и своё эстетическое восприятие, творческого нестандартного подхода к реализации задания, радости созидания и открытия для себя чего-то нового.
На занятиях по данной программе дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении поделок используется пластиковые бутылки и различные материалы, что когда-то были в обиходе и стали непригодными в быту. А для детей- это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения.
Цель программы
— Создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. -Обучение ребёнка создавать поделки из различных пластиковых бутылок.
Задачи программы.
обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций;
изучение свойств материалов, используемых в работе;
обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
экологическое воспитание обучающихся;
развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды обще-
ния, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
— демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
— научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
-«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Адресат программы
Общеобразовательная программа объединения «Поделки из бросовых материалов» рассчитана на детей 1-6 классов, возраст обучающихся -7-14 лет.
Срок освоения программы — 3 года.
Объём курса:1-ый год обучения: 144 ч/год на учебный год.
2-ой год обучения: 234 ч/год на учебный год.
3-ий год обучения: 144 ч/год на учебный год.
Формы организации образовательного процесса
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, и др. А также различные
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
— словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
— наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
— практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно- иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
— индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
— групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Режим занятий.
Продолжительность занятия по 45 минут с 10 минутным перерывом на отдых . Во время занятия планируется организация физкультурных минуток, гимнастика для глаз, для рук. Программа составлена с учетом санитарно- гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся.
Планируемые результаты освоения программы (ожидаемые результаты) и их способы проверки
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы учающиеся могли:
-осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие.;
— развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в объединении по данной программе обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
умение планировать порядок рабочих операций,
умение постоянно контролировать свою работу,
умение пользоваться простейшими инструментами,
знание свойств материала,
овладение приемами изготовления несложных поделок,
расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы,
— овладение различным приемам работы с пластиковыми бутылками и другими материалами, использующимися в процессе работы,
- в процессе работы следование устным инструкциям педагога, умение читать и зарисовывать схемы изделий;
- развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомер; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; владение навыками культуры труда; улучшение своих коммуникативных способностей; приобретение навыков работы в коллективе.
К концу 1-ого года обучения учащиеся
должны знать:
-применение бросового материала;
-название и назначение материалов;
-название и назначение ручных инструментов и приспособлений;
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами.
должны уметь:
-анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение,
материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей,
-правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-экономно размечать материалы с помощью шаблонов, резать ножницами по
линиям разметки, соединять детали с помощью клея.
К концу 2-ого года обучения учащиеся
должны знать:
-название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотрен-
-правила безопасности труда при работе с ручными инструментами;
-правила разметки и контроль по шаблонам;
-способы обработки материалов, предусмотренные программой.
должны знать как:
— правильно пользоваться ручными инструментами;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах
-организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
-бережно относиться к инструментам и материалам;
-самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
-правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам
К концу 3-его года обучения учащиеся
должны знать:
-название, назначение, правила пользования ручным инструментом для
-правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных
-способы контроля размеров деталей.
должны уметь:
-правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
-выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
-организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определить название детали, материала, из которо-
го она должно быть изготовлена, форму, размеры);
-самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).
Формы подведения итогов реализации программы
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и вовремя промежуточной аттестации с целью определения интересов ребёнка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
В качестве диагностики используется:
• Устный опрос.
• Срезовые работы.
• Тестирование.
однодневные – которые проводятся после каждого занятия с целью обсуждения. Оценивать работу начинают сами авторы, используя критические замечания, анализируются итоги выполненных работ с соответствующей характеристикой каждого изделия.
— постоянная – которая представляет лучшие работы обучающихся.
— по итогам года – на которой определяется полнота реализации образовательной программы по данному направлению.
Выставки работ обучающихся имеют большое воспитательное значение. Выставка-конкурс – это не только отчёт, но и процесс самосознания, это тот творческий процесс, который необходим каждому ребёнку. Детям необходимо видеть свои работы на выставке, чтобы оценить себя самого, приобрести уверенность для продвижения вперёд. Результативность и практическая значимость определяется перечнем знаний, умений навыков, формируемых у обучающихся по данной программе, уровнем и качеством изготовления творческих работ.
-Составление альбома лучших работ.
-Проведение выставок работ учащихся: в Центре, в классе, в школе.
-Использование работ учащихся для декоративного оформления пришкольного участка.
Учебный план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы (1-ый год обучения)
Название раздела, темы
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Программа кружковой работы по работе с природным и бросовым материалами «Коллекция идей»
Использование прутьев, веток и сучков позволяет создать очень интересные варианты разных оригинальных изделий. Этот материал активно применяется не только в детском творчестве, но и при создании дизайнерских вещей.
Птичье гнездо
Интересной темой для декорирования интерьера загородного дома является изготовление птичьих гнезд. Это может быть имитация гнезда аиста или небольшой птички.
Пошаговая инструкция в любом случае одинаковая.
- Вырезать из картона или выпилить из фанеры круг, диаметр которого равен диаметру будущего гнезда.
- Скручивать прутики или веточки, скреплять и проволокой и слоями укладывать по краю основы.
- Слои фиксировать проволокой или шнуром.
- Дополнить изделие мхом, шишками, фигурками птиц, перьями.
Камешки
Разнообразные камешки удобно и интересно использовать для поделок. Это весьма фактурный и разнообразный материал.
Камешки можно использовать как дополнение к другим материалам в поделках и как самостоятельный творческий объект. На них можно рисовать. Камешки несложно окрасить в разные цвета.
Из плоских камней с берега моря получаются интересные объемные картины и композиции. Камень долговечен, поэтому его можно использовать в качестве элементов настольных игр, создания украшений для сада, оригинальных арт-объектов.
Ракушки
Очень разнообразным и фактурным материалом являются ракушки. Их используют для украшения рамок для фотографий, самодельных шкатулок, создания тематических панно.
Ракушками можно дополнить бижутерию, сделать занятные игрушки.
Природные материалы бесплатны, удобны в работе и имеют очень интересную фактуру. Подойдя творчески к изготовлению поделок из них, можно и время с пользой провести, и отличные предметы для украшения интерьера своего дома сделать.
Каштаны
Строго говоря, каштан не является орехом. Блестящая и гладкая поверхность каштана делает его очень привлекательным материалом для творчества. С каштанами любят работать и дети, и мастера со стажем.
Кожица свежего каштана не толстая, легко протыкается. Из каштанов можно делать разнообразные детские игрушки: забавных гусениц, паучков, птичек, сказочных персонажей.
Каштаны активно применяют в качестве элементов декора при создании венков, корзин, оригинальных композиций для украшения интерьера.
Желуди
Наряду с шишками желуди являются одним из самых популярных природных материалов для поделок. Используют и сами желуди, и их шляпки.
Работать легче со свежими желудями. При хранении их не нужно пересушивать. Из желудей можно делать различные фигурки животных и сказочных персонажей, скрепляя их спичками, зубочистками или пластилином.
Желуди отлично дополняют шишки и орехи в различных композициях. Как сами желуди, так и их шляпки, пригодны для декорирования рамок для фотографий, различных композиций.
Интересные задумки можно воплотить в жизнь, использовав очищенные половинки желудей.
Источник: bankesse.ru
Программа кружковой работы по работе с природным и бросовым материалами «Коллекция идей»
Цели обучения создания поделки из бросового материала в детском саду, конкретные задачи и приёмы
Конструирование из бросового материала — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.
Основные цели конструирования из бросового материала — это развитие детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей, а также экологическое воспитание.
Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт), дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.
Изготавливая разнообразные поделки, дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу
В процессе конструирования детьми поделок из бросового материала педагоги стремятся реализовать такие задачи:
- Три — четыре года: познакомить детей с интересными возможностями необычного материала (поролон, пенопласт, пластиковые бутылки и т. д.);
- учить пользоваться для соединения частей и деталей пластилином, клеем, проволокой, нитями и т. д.;
- развивать мелкую моторику.
-
развивать познавательную и исследовательскую деятельность;
-
учить детей согласовывать свои действия в процессе коллективного труда;
Создавая оригинальные поделки из бросового материала дети развивают творческое мышление
Приёмы обучения конструированию из бросового материала традиционно выстраиваются на подражательной основе и имеют свои особенности на разных этапах:
- Этап первый — детальный анализ образца будущего изделия:
-
в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;
- в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;
- в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, обсуждение уточняющих вопросов, например: какой материал для поделки ещё можно рассмотреть;
- какие варианты крепления деталей будут оптимальными;
- какие дополнительные техники можно использовать для оформления деталей, например, лепку из пластилина, рисование фломастерами, карандашами, красками или элементы аппликации.
- Этап второй — детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее. Выбор педагогических приёмов осуществляется с учётом возраста детей:
-
в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;
- в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованными детьми схематических зарисовок.
- Этап третий — продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции:
-
в средней группе в качестве соединительного материала используется пластилин;
- дети старшего возраста пользуются клеем, нитками, проволокой и т. д.
- Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
- Этап пятый — дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
- Этап шестой — подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.
Старшие дошкольники могут самостоятельно справляться с процессом подготовки деталей
Как сделать поделку из природного материала
При работе необходимо неукоснительно соблюдать технику безопасности, так как прежде, чем приступить к сборке поделки с природного материала, сначала готовят ее детали.
При изготовлении человечков, зверушек из желудей и шишек требуется выполнение определенных действий: прокалывание шилом, сверление, отпиливание. Любые подобные работы из природного материала должны происходить на рабочем месте, при этом руки с деталями не следует держать на вису, все действия нужно стараться производить на поверхности стола. Острые инструменты необходимо держать в положении от себя.
Объемные поделки из лесных материалов
Такие изделия для детей наиболее привлекательны, они выполняют их охотнее всего, ведь в результате этого процесса получается не просто поделка, а настоящая игрушка, которую ребенок в дальнейшем может использовать для своих игр.
Птички из каштанов, желудей и шишек
Возьмите большую шишку (лучше, если она будет округлой формы) и при помощи пластилина прикрепите к ней веточку. Это будет шея птички. Голову можно сделать из желудя, а хохолок и крылья из голубиного пуха или крылаток. Детали между собой можно соединять с помощью клея или пластилина.
Новогодние ёлочки и венки из шишек
Прекрасную новогоднюю поделку своими руками можно выполнить из сосновых шишек, которые нужно наклеивать рядами, постепенно уменьшая количество и размер. Первый ярус лучше всего приклеивать на картонную основу для устойчивости.
Ослик из жёлудей
Возьмите 2 желудя разного размера, больший из них будет телом, а меньший – головой ослика. Соедините их между собой маленькой веточкой. Ушки животного можно сделать из крылаток, хвост – из пучка травы, а ножки – из спичек. Вырежьте подставку из картона и с помощью пластилина укрепите на ней ослика. Сделайте животному глазки из крохотных кусочков пластилина.
Другие животные и человечки
Бижутерия
Можно придумать различные варианты бижутерии: бусы, броши, браслеты и т. д. Такие изделия, наверняка, очень понравятся юным модницам.
Источник: konspektiruem.ru