Ранний возраст — время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери в развитии ребенка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.
В психологии и педагогике доказаны уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека. Основоположниками педагогики раннего возраста являются Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина. Большой вклад в разработку различных проблем воспитания детей раннего возраста внесли М. Ю. Кистяковская, М. Г. Рысс, К. Д. Губерт, Р. Г. Сорочек, 3. В. Уварова, М. М. Кольцова, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Н. Ф. Ладыгина, С. М. Кривина, Т. С. Бабаджан, Г. В. Лямина, И. М. Кононова, Э. Л. Фрухт, Р. В. Тонкова-Ямпольская, О. Л. Печора, Г. В. Пан-тюхина, Л. Г. Голубева, Е. И. Радина, А. М. Фонарев, Л. И. Каплан, Л. Н. Павлова, С. Н. Теплюк, Э. Г. Пилюгина, В. В. Гербова, Е. В. Зворыгина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др. Педагогическая наука в этой области развивалась, опираясь на материалы исследований известных отечественных психологов: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера, А. Н. Люблинской, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, А. В. Петровского, О. М. Дьяченко, Л. Ф. Обуховой и др.
ФОП ДО. Проектируем целевой раздел программы ДОО
Особое место в психологических исследованиях проблем раннего возраста в отечественной науке занимает школа М. И. Лисиной. Всестороннее изучение ею деятельности общения, предпосылок развития личности внесло огромный вклад в науку и практику воспитания детей раннего возраста. Современные исследования Н. И. Авдеевой, Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой, Е. О. Смирновой и др. являются продолжением разработки актуальных проблем развития личности детей в раннем возрасте.
Однако на практике обнаруживается недостаточное осознание важности периода раннего возраста жизни человека. Более того, отмечается снисходительное отношение к проблемам данного возраста со стороны родителей и даже некоторых специалистов. Именно поэтому впервые в России в 1996 г. было выпущено учебно-методическое пособие «Кроха» для родителей и педагогов ДОУ, представляющее собой целостную, научно обоснованную программу и популярно изложенную методику последовательного воспитания, обучения и развития детей от рождения до 3 лет. В данном пособии для родителей впервые представлена система личности ориентированного воспитания детей раннего возраста в условиях семьи.
При всей приоритетности семейного воспитания детей раннего возраста в последние годы повысился приток этих детей в дошкольные образовательные учреждения, и программа «Кроха» оказалась востребованной педагогами. Это повлекло за собой подготовку серии методических пособий к программе «Кроха» («Играем с малышами», «Малыш в мире природы», «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста», «Малыш в стране Акварелии»). Выпуск этих книг был инициирован практическими работниками.
Рабочая программа воспитания в детском саду
Таким образом, представлен комплекс публикаций, ориентированных на разных участников процесса воспитания детей раннего возраста: родителей, педагогов дошкольных учреждений, будущих педагогов — студентов факультетов дошкольного образования средних и высших учебных заведений. Содержание книг адресовано педагогам системы общественного воспитания. В то же время оно органично связано с программой «Кроха», рекомендованной родителям.
Ведущими авторами и составителями всего комплекса методических пособий по программе «Кроха» выступили высококвалифицированные преподаватели нижегородских и московских вузов, приобретавшие опыт научной работы в ведущих научных школах России: Н. М. Ще-лованова, Н. М. Аксариной; в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и МГЛУ под руководством М. Ю. Кистяковской, Л. А. Венгера, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Н. А. Ветлугиной, С. Л. Новоселовой, В. Г. Нечаевой, Р. С. Буре; на кафедре ЛГПИ им. Герцена под руководством А. М. Леушиной, П. Г. Саморуковой.
Цель предлагаемых методических пособий — еще раз обратить внимание педагогов на детей раннего возраста и в какой-то мере помочь педагогам восполнить пробел в их профессиональной подготовке. Первая книга — программа воспитания и развития ребенка раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения; вторая книга — методические рекомендации к программе, составленные на основе программы «Кроха».
Каковы особенности данного учебного пособия?
Основой содержания программы и методических рекомендаций является культурно-историческая концепция развития человека (Л. С. Выготский). В границы этой концепции вписывается ряд основополагающих принципов воспитания и развития ребенка, сформулированных и признанных в современной теории и с разной степенью успешности реализуемых в практике дошкольного образования. Все нижеизложенные принципы условно дифференцированы, так как они взаимосвязаны, взаимодополняемы, проникают друг в друга.
Принцип системности — наиболее общий методологический принцип, реализован в системном представлении содержания основных проблем педагогики раннего возраста. В основу систематизации материала положены идеи физического, психического и личностного развития ребенка, которые нашли свое отражение в формулировке соответствующей цели, определении задач, отборе адекватных им содержания и методов воспитания. Одним из критериев развития ребенка являются личностные новообразования.
При этом устанавливаются системные связи (в задачах, содержании, методах воспитания) между разными возрастными периодами (вертикальные связи) и в пределах одного возраста между разными сферами (предметными областями) и видами деятельности (горизонтальные связи). Установление таких связей обеспечивает целостность программы и методических рекомендаций.
Принцип развития, предполагающий ориентацию содержания образования на развитие способностей, личностных качеств ребенка, на формирование знаний, умений, навыков как средства, условия их развития. В этом контексте принимается как основополагающая позиция, сформулированная Л. С. Выготским: обучение ведет за собой развитие (обучение понимается нами широко, как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором и происходят передача и присвоение социального опыта).
Деятельностный подход к разработке содержания образования (воспитания, обучения) детей раннего возраста. Этот принцип реализуется:
а) в принятии и реализации идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка, и особенно в условиях ведущего вида деятельности;
б) в принятии возрастной периодизации развития детей, в основу которой положены анализ изменения социальной ситуации развития ребенка и смена ведущего вида деятельности (Д. Б. Элъконин, А. Н. Леонтьев);
в) в характеристике общения и предметной деятельности как ведущих в раннем детстве;
г) в раскрытии своеобразия разных видов деятельности детей в раннем возрасте и в определяемых ими возможностях развития малышей;
д) в определении и реализации задачи формирования деятельности как одной из основных в системе воспитания ребенка; содействии становлению ребенка как субъекта деятельности;
е) в стремлении авторов установить взаимосвязь между разными видами деятельности в решении одних и тех же задач воспитания малышей;
ж) в трактовке педагогической деятельности взрослых как основном условии амплификации (А. В. Запорожец) развития ребенка в разных видах деятельности;
з) в рассмотрении в качестве ведущих в деятельностном взаимодействии ребенка и взрослого субъектсубъектных отношений.
Личностно ориентированный подход, реализация которого проявляется в следующем.
Во-первых, в определении цели воспитания и обучения как содействия развитию личности. Идея развития личности как основная, ведущая, рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что также отражено в задачах, содержании данной программы и методических рекомендациях к ней. Как следствие, весь педагогический процесс ориентирован на решение задачи содействия развитию основ личностной культуры ребенка и, соответственно, возникновению предпосылок таких качеств личности, как любознательность, компетентность, самостоятельность, инициативность, коммуникативность, способность к творчеству, произвольность.
Во-вторых, в способах взаимодействия с детьми: принятие ребенка таким, каков он есть, сотрудничество с ним; вера в его позитивное развитие; понимание его эмоционального состояния, сопереживание и поддержка; учет индивидуальных темпов развития; признание права ребенка на свободу, инициативу, выбор; обеспечение потребности ребенка в безопасности, свободе, эмоциональном благополучии, доверии к миру; создание ощущения собственной ценности, позитивного самовосприятия.
Принцип целостности образа мира, предполагающий раскрытие ребенку и возможное осознание им связей, существующих в мире природы, человеческом сообществе, в предметном мире, и постепенное раскрытие связей самого ребенка с этим миром, постепенное изменение позиции ребенка по отношению к этому миру. Этот принцип реализуется в комплексном, интегративном подходе к организации педагогического процесса (органичная интеграция задач, содержания, видов деятельности, форм обучения и воспитания, организации детей).
В контексте каждого из направлений авторы ориентируются на целостное развитие ребенка во всех предметных областях и видах деятельности: развитие в единстве когнитивной, эмоциональной, волевой сфер, т. е. формирование представлений, способов познания, чувств, поступков, способов действия. При этом предполагается, что на последующих возрастных этапах продолжится развитие тех же качеств личности, способностей, но уже на другом, более высоком уровне.
Полагаем, что только при реализации этого принципа воспитания человека уже в раннем возрасте возможна реализация идеи так называемой «предшколы» как средства обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе. Иными словами, предпосылки успешного обучения детей в школе формируются в раннем возрасте. И только при этом условии возможны и реализуемы полноценные специальные программы «предшколы» в старшем дошкольном возрасте.
Например, способность к обучению и коммуникативность зарождаются в раннем возрасте с потребности в общении со взрослым, с ситуативно-делового взаимодействия с ним, в основе которого — интерес ребенка к действующему и взаимодействующему взрослому. Любознательность как качество личности, формирующееся в дошкольном возрасте, начало берет уже в младенческом возрасте с элементарной реакции на новизну, а затем активных ориентировочно-исследовательских действий. В раннем возрасте, с расширением физических возможностей самостоятельного обследования пространства (ползание, ходьба, развитие элементарных ручных умений), формируется один из ведущих мотивов предметной деятельности — интерес к миру предметов, что составляет основу последующей любознательности, развития познавательных интересов в более старших возрастах.
Таким образом, возможность развития любознательности, столь важная для обучения в школе, закладывается в ребенка и проявляется в условиях общения в элементарных ориентировочно-исследовательских, коммуникативных реакциях в раннем возрасте. Однако если возможности не реализуются из-за педагогической запущенности в данном возрасте, то полноценное развитие этих качеств и способностей в виде подлинной любознательности, познавательного интереса, самостоятельной поисковой деятельности невозможно в дошкольном и последующем возрасте.
Доказательство реально возможных и необходимых преемственных связей, а значит, и непрерывности развития можно представить применительно к любому психическому процессу, качеству личности, развитию ребенка как субъекта любой деятельности.
Общепризнанность неповторимости каждого ребенка, в частности индивидуальных темпов его развития, актуализирует и следующий принцип — принцип индивидуально-дифференцируемого подхода к воспитанию малыша. Актуальность этого принципа вызвана изначально различным уровнем развития ребенка, зависящим от многих факторов: особенностей развития в пренатальном периоде; различных условий семейного воспитания; стихийного опыта, приобретенного в различных ситуациях, и т. п.
Следующий принцип, вытекающий из предыдущего,— это принцип обучения и воспитания ребенка в зоне ближайшего развития. Его реализация предполагает коррекцию задач, содержания, методики воспитания и обучения с учетом степени затруднения ребенка в освоении материала. Это означает определение меры и способа помощи малышу со стороны взрослого, необходимых для освоения им данного содержания и перевода ребенка в этом направлении из зоны ближайшего в зону актуального развития. Адекватность помощи взрослого реальным потребностям и возможностям ребенка обеспечивает позитивную динамику в развитии, исключая при этом ситуацию неуспеха в деятельности. Наоборот, у детей возникает чувство уверенности в себе, удовлетворение от успехов, интерес к содержанию деятельности и взаимодействию со взрослым, тем самым обеспечивается психическое и личностное развитие человека.
Принцип сбалансированности репродуктивной, репродуктивно-вариативной, исследовательской и творческой деятельности. Эти принципы применительно к детям раннего возраста предполагают, при всей значимости и приоритетности обучения и воспитания, построенного на подражании, и необходимости использования прямого образца способов действия, начинать обучение все-таки с предоставления ребенку возможностей самостоятельных проб в освоении материала. В этом случае запланированные взрослым элементы исследовательской активности ребенка и характер их выполнения, выявляемые в процессе наблюдения за ним, создают основу для определения взрослым доступного и одновременно развивающего содержания и способа освоения его малышом, т. е. обучение организуется в зоне ближайшего развития малыша. Именно поэтому при усвоении ребенком того или иного содержания, способов действия возможен перенос их в новые условия, обобщение, вариативное применение и даже решение проблемных задач совместно с педагогом.
Структура программы.
Программа дана для младенческого и раннего возраста (второй группы раннего возраста и первой младшей). В программу воспитания по каждой возрастной группе входят: краткая характеристика особенностей развития ребенка в этот период, общие задачи воспитания и развития детей. Характеристика и задачи даны по основным направлениям развития: физическое, познавательное, социально-личностное, художественно-эстетическое.
Поскольку развитие ребенка идет в условиях разных видов деятельности и обусловлено возможным уровнем освоения деятельности в этом возрасте, то в программе представлены и задачи содействия формированию деятельности. Так, в первой группе раннего возраста представлены задачи развития общения, поскольку в общении идет процесс всестороннего развития ребенка. На этом основании в программе второй группы раннего возраста представлена программа развития предметной деятельности и общения, в контексте которых только пробиваются «росточки» других видов деятельности. В первой младшей группе поставлены задачи формирования каждого вида деятельности и всестороннего развития ребенка в условиях ее разных видов.
В формулировке задач это выделено как развитие представлений о мире, способов познания, психических процессов (когнитивная сфера); развитие чувств, интересов, потребностей по отношению к окружающим и к себе (эмоциональное развитие); способов практического отношения к окружающему в разных видах деятельности, в том числе и способов представления себя другим людям (волевая сфера).
После формулировки задач по каждому разделу представлены возможные достижения ребенка в овладении деятельностью и достижения в собственно физическом, психическом и личностном развитии.
В конце программы по каждому возрасту даны интегративные показатели общего развития ребенка.
Источник: my-nevalyashki.ru
Программа «Кроха». Программа разработана авторским коллективом Нижегородского института развития образования под руководством кандидата педагогических наук г.Г. Григорьевой.
Впервые подготовлена программа воспитания ребенка от рождения до трех лет для родителей (раскрываются общие закономерности развития человека в раннем возрасте и средства обеспечения его полноценного развития).
Цель программы — комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до трех лет.
Разработана программа в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Программа предусматривает разноуровневый, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку.
Программы воспитания и развития ребенка представлены в диалектическом единстве и взаимосвязи. При этом подчеркивается ориентировочный характер их содержания и необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития малыша.
Программа построена на принципах системности и деятельностного подхода, представлена четырьмя блоками: предродовая педагогика; характеристика особенностей физического и психического развития ребенка от рождения до трех лет; развитие и воспитание детей первого года жизни; развитие и воспитание ребенка второго и третьего года жизни.
Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребенка до трех лет, а также методические рекомендации. В нее включены подборка хрестоматийных материалов (литературных произведений) для чтения и рассказывания их детям, многофункциональные справочные материалы и перечень методической литературы. В приложениях даны таблицы уровней развития и достижения детей в каждом возрастном периоде, а также приводится литературный материал, примерные сценарии семейных праздников.
При разработке программы были учтены также «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» Министерства образования РФ №19-15/46 от 24.04.95 г. Обусловлено это тем, что коллектив разработчиков рассматривает эту программу в контексте решения проблемы непрерывного образования и необходимости реализации идей преемственности в воспитании и обучении детей преддошкольного и дошкольного возраста. Следовательно, выполнение этой программы в семье будет способствовать дальнейшему благополучному развитию ребенка в условиях семейного и общественного воспитания в дошкольном учреждении, а затем и в школе.
Программа может быть использована для работы с семьей в микрорайоне, в рамках структур типа «Школа для родителей», центр «Семья и дети», «Материнская школа» и т.п.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.
Парциальные программы.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева).
Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.
Программа может быть использована дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.
В программе представлено пять разделов; первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать; пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
В программу «Юный эколог» входит подпрограмма — она предназначена для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание». К программе разработаны методические Материалы «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, в которых раскрыта конкретная технология экологического воспитания старших дошкольников в условиях детского сада, представлено планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям.
Программа «Семицветик» ( Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова).
Цель: культурно-экологическое образование детей дошкольного возраста, становление начального этапа духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности, воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты. Выделены блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи»; предлагаются тематическое планирование работы на год и примерные конспекты занятий.
Большое внимание уделено совместной творческой деятельности детей и взрослых. Программа рассчитана на использование ее в детском саду, в художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании. К программе прилагается хрестоматия «Про Небо и Землю: Сказочная хрестоматия», в которую вошли народные сказки и легенды разных стран по тематике первых двух блоков. Авторами созданы пособия: «Солнечный круг», «Сто занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Семицветик», «Азбука мира», «Уроки мира».
Источник: studfile.net
Программа «кроха» — Основные положения программ для детей и происхождения
Современная система домашнего дошкольного образования основана на принципах динамики, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется появлением новых типов воспитательных и образовательных учреждений для детей и разнообразием педагогических услуг.
Существующая дифференциация дошкольного образования и разнообразие типов дошкольных учреждений предполагают значительную вариативность в применении программ и педагогических технологий при сохранении единства основных целей и задач дошкольного образования.
Основной формой организации дошкольного образования в настоящее время являются дошкольные образовательные учреждения шести различных типов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, большинство программ дошкольного образования, разработанных на сегодняшний день, ориентированы на дошкольные образовательные учреждения.
В то же время, в связи с резким сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и невозможностью охвата всех детей дошкольного возраста, с 2000 года начали развиваться различные и альтернативные формы дошкольного образования.
Последние годы в России характеризуются появлением новых типов учреждений педагогического характера для детей, разнообразных образовательных услуг для детей и их родителей. Помимо государственных детских садов, существуют и негосударственные детские сады. Большинство учреждений занимаются общим развитием детей, но есть и учреждения раннего развития, ориентированные на развитие специальных способностей дошкольников (центры художественного образования, дошкольные группы и детские сады в лицеях, гимназиях и т.д.), на интеграцию образования здоровых детей и детей с определенными проблемами физического развития, на создание дошкольных групп, работающих в двуязычной среде, и так далее. Такая ситуация в дошкольном образовании напрямую связана с растущими запросами родителей, которые хотят улучшить общее развитие своих детей, развить их навыки и подготовить к школе, а также с изменениями в самом школьном образовании.
Все дошкольные программы можно разделить на комплексные и парциальные.
Комплексное (или всестороннее) развитие включает в себя все основные направления развития ребенка: физическое, познавательное и языковое, социально-личностное, художественно-эстетическое; способствует формированию различных навыков (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), развитию конкретных видов деятельности ребенка (предметной, игровой, театральной, графической, музыкальной деятельности, строительства и т.д.).
Частичная (специализированная, локальная) — включает одно или несколько направлений развития ребенка.
Основные положения программ для детей и происхождения
Программа «Детство» Коллектив авторов: Н.А. Ноткина, Т.И. Бабаева.
Раздел: «Воспитание детей здоровыми, сильными и счастливыми».
«Детство» — это программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, становления и преодоления внутренних противоречий. Авторы предполагают, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений ребенка с окружающими определяют естественное возникновение и созревание перспективных новообразований в когнитивной и мотивационно-эмоциональной сферах. Накопление ценного опыта детей в сфере познания, деятельности, творчества, понимания своих возможностей и самопознания способствуют развитию богатейшего возрастного потенциала дошкольников.
Программа «Детство» является результатом деятельности исследовательской группы Государственного педагогического университета имени Герцена. Это программа обогащенного развития дошкольников, которая обеспечивает единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание потребностей, возможностей и способностей ребенка. Внимание педагогов направлено на приобщение детей к доброте, красоте и ненасилию, ведь дошкольный возраст — это время пробуждения причастности ребенка к миру, желания совершать добрые дела и поступки.
Выполнение задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры является основой для реализации программы.
Основной интерес в программе представляет раздел «Воспитание детей здоровыми, сильными, счастливыми», который начинается с физиологических, психологических и педагогических особенностей детей дошкольного возраста и состоит из двух частей.
Обучение основам гигиенической культуры (для детей 3-4 лет), введение гигиенической культуры (для детей 5-7 лет).
Освоение основ моторики (.3-4 года), знакомство с моторикой (5-7 лет).
Первая часть содержит идеи о навыках самообслуживания и практических навыках, которым дети должны научиться в процессе умывания, одевания, еды, ухода за вещами и игрушками.
Уровень освоения программы в каждой возрастной группе определяется уровнем сформированности представлений и практических навыков в области гигиенической культуры и уровнем сформированности двигательной культуры.
Особенностью программы является то, что в ней выделяются три уровня освоения детьми содержания программы. Это позволяет учителю дифференцировать нагрузку для детей с низкой, средней и высокой физической подготовкой.
Структура
Из раздела «Обучение основам гигиенической культуры» воспитателю становится ясно, какие представления должны быть сформированы у ребенка: Ребенок должен «…узнавать на картинках и в жизни процессы умывания, одевания, купания, еды, уборки. Назовите эти процессы правильно…», какие практические навыки важно сформировать у детей (в процессе умывания, еды, одевания и т.д.) и как закрепить эти навыки в игре — «В игре используются процессы умывания, одевания, еды: кормление, купание, одевание….. в играх-демонстрациях с игрушками, показанными воспитателем, помогая кукле правильно одеваться…».
Содержание раздела «Освоение основ двигательной культуры» позволяет педагогу ознакомиться с ним:
- с задачами в работе с детьми («вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях; учить детей активно выполнять упражнения вместе с педагогом; учить детей реагировать на сигналы в движении»);
- с перечнем физических упражнений, которые должны освоить дети (упражнения на формирование и общую растяжку, основные движения, подвижные игры);
- с перечнем физических упражнений, необходимых детям в течение года: различные виды расположения («по кругу, парами, в колонне…»); исходные положения; виды ходьбы («ходьба за воспитателем в заданном направлении, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м….»), виды бега, прыжков; перекаты, бросание и ловля; ползание и лазание; подвижные игры; двигательные навыки («Построиться парами друг за другом; сохранять заданное направление во время упражнений, активно участвовать в упражнениях….. «);
- с уровнями усвоения программы: низкий («Движения ребенка импульсивные, напряженные, ограниченные…. Реакция на сигнал медленная…». В играх и упражнениях мало активности…»), средний, высокий;
- с минимальными результатами (бег на 10 м — 10,2 сек; прыжок в длину с места — 30 см).
В дополнение к программе «Детство» была опубликована подпрограмма по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе».
«Мир природы и ребенок» — В учебном пособии для студентов педагогических колледжей представлены теоретические и методические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
«Введение в пейзажную живопись» — в пособии представлена система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с пейзажем. Пособие издано в серии «Библиотека программы «Детство».
«Единство человека и природы» — Пособие предназначено для специалистов, интенсивно занимающихся экологическим воспитанием дошкольников в рамках программы «Детство».
Методические рекомендации к детской программе — Содержит разработанные авторами программы рекомендации для тех, кто осваивает новую образовательную программу и организует на ее основе педагогический процесс в детских садах. Статьи представляют собой результаты научных исследований по различным аспектам воспитания и развития детей: социализация дошкольников, формирование креативности в разных видах деятельности, приобщение детей к искусству и др.
Субъективная оценка достоинств программы и спорных позиций
Программа «Истоки» в целом по своему содержанию явно напоминает традиционную советскую систему. В то же время нет такой очевидной стандартизации и единообразия в способах работы с детьми. Программа «Истоки» не регламентирует методологические приемы и не дает обязательных указаний по определенным видам деятельности. В этом отношении программа оставляет больше возможностей для творчества наставника.
В последнем разделе программы рассматриваются общие условия ее реализации, рекомендуются конкретные подходы к планированию и организации жизни детей в детском саду, формулируются задачи работы психолога с детьми, воспитателями и родителями, определяются условия сотрудничества воспитателя и родителей и устанавливается их специфика в зависимости от возраста ребенка.
Инновационные аспекты программы «Детство» относятся к перестройке и обновлению знаний и представлений об окружающем нас мире. Содержание этих знаний свободно от дидактизма и идеологизации, характерных для традиционной программы. Все внимание сосредоточено на человеке. Человек представляется как творец объективного мира, как неотъемлемая часть и одновременно «хранитель» природы, как носитель морально-этических норм поведения и так далее. Знания и представления об окружающем мире тесно связаны с собственной деятельностью детей.
Учитывая специфику дошкольного возраста, авторы подчеркивают первостепенную важность таких задач, как развитие основ личностной культуры ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития навыков и талантов детей. В связи с этим проект предусматривает широкий спектр мероприятий; особое внимание уделяется индивидуализации обучения. Эти особенности не оставляют места для жестко определенного содержания или строго определенного объема знаний, навыков и практики в дошкольном образовании. Эти особенности позволяют организовать вариативное дошкольное образование, обеспечивающее соответствующий психолого-педагогический контекст для развития детей и творческий простор для работы педагогов.
Однако в некоторых случаях такое отклонение может привести к снижению качества образования или неблагоприятным для развития ребенка образовательным мерам.
В программе «Истоки» отсутствуют основы программы, задающей современный стандарт дошкольного образования и обеспечивающей полноценное, разностороннее развитие ребенка, что наносит серьезный ущерб образовательной практике.
В последние годы наше общество претерпело радикальные политические и экономические изменения, которые затронули все сферы жизни, в том числе и систему образования. Изменения в дошкольном образовании — первой ступени образовательной системы — характеризуются как положительными, так и отрицательными тенденциями.
Гибкость системы
Первое — это создание гибкой многофункциональной системы различных дошкольных учреждений, в которой наряду с традиционными типами, которые обновляются, появляются новые типы: Детские сады-школьные комплексы, прогимназии, «дошкольные центры» и т.д. Также положительным является желание практиков работать с новыми вариативными программами, а не с одной, как это было до сих пор. Новые программы создаются отдельными авторами и коллективами.
Однако желание срочно навязать что-то новое, обусловленное вовлечением педагогики в систему рыночных отношений, иногда способствует появлению педагогических систем, ведущих к интенсивному развитию одних сторон личности ребенка за счет других, не менее важных, и в результате — к обеднению развития. Как показывает анализ существующих программ, их нельзя считать вариативными, поскольку они не являются вариантами базовой программы.
Название программы «Источники» отражает непреходящую важность дошкольного детства как уникального возраста, когда закладываются основы всего будущего человеческого развития.
В программе «Истоки» ребенок, его личность является центральной фигурой образовательного процесса. Цель программы — разностороннее развитие ребенка; формирование универсальных способностей, в том числе творческих, на уровне, соответствующем возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение всем детям одинакового старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.
Гуманистическая направленность программы позволяет учителю учитывать различный темп развития детей на основе возрастных критериев и осуществлять к ним индивидуальный подход.
Содержание программы ориентировано на три возрастных уровня: младший дошкольный (от 0 до 3 лет), дошкольный (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный (от 5 до 7 лет). Такое деление обусловлено тем, что на границах этих возрастов происходят значительные качественные изменения в развитии ребенка, которые были выявлены во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте педагогики.
Программа направлена на обогащение — усиление, а не искусственное ускорение развития. Амплификация психического развития ребенка означает максимальную реализацию его способностей, которые формируются и проявляются в специфической для ребенка деятельности (А.В. Запорожец). В отличие от акселерации, она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка. Программа учитывает специфику дошкольного образования, которое принципиально отличается от школьного.
Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка программа предусматривает содержательное взаимодействие детского сада и семьи.
Базовая программа, устанавливающая общие направления воспитания, обучения и развития детей, может стать основой для будущих вариативных и специальных программ.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
- Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Мозг и психика человека
- Зависть как фактор деструкции межличностных отношений в организации
- Феномен прокрастинации
- Психология лжи: мимические признаки обмана у взрослых и детей
- Защитные механизмы психики
- Использование невербальной коммуникации в деловом общении
- Принципы этнопедагогики
- Психология толпы
- Гендерные особенности межличностных отношений
- Психоанализ или фрейдизм
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
Источник: lfirmal.com