Программа кро что это

Данная статья носит проблемнорезультативный характер, она посвящена обоснованию актуальности проблемы коррекционноразвивающего обучения в условиях общеобразовательного обучения. В ней представлена авторская модель коррекционно-развивающего обучения, в основу которой положены взгляды на содержательно-логическое и технологическое построение действий, операций, процедур, связанных с достижением диагностического и проверяемого результата педагогических воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. Ю. Козенко

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Система коррекционно-развивающей деятельности учителя географии

Особенности организации образовательной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида и перспективные направления ее развития

Использование клинико-педагогических исследований в коррекции познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития

РЕНОВАЦИЯ-что это и кто подходит под программу? | Этажи. Объясняют

Новая Физкультура в школе: коррекционно-оздоровительное использование физиологических показателей учащихся как маркеров нарушений физического развития и здоровья

Инклюзивное образование: методы и формы работы на уроках физической культуры
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATION AND SUBSTANCE OF CORRECTIONAL-DEVELOPMENTAL EDUCATION UNDER SCHOOL CONDITIONS

The article has a problem-result character and is devoted to the grounding of the actuality of correctional-developmental education problem under general education conditions. It presents the author’s correctional-developmental education model in the basis of which lie conceptions of informal-logical and technological construction of actions, operations, procedures connected with obtaining diagnostic and verifiable result of pedagogical effect.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

ORGANISATION AND SUBSTANCE OF CORRECTIONAL-DEVELOPMENTAL EDUCATION UNDER SCHOOL CONDITIONS

The article has a problem-result character and is devoted to the grounding of the actuality of correctional-developmental education problem under general education conditions. It presents the author’s correctional-developmental education model in the basis of which lie conceptions of informal-logical and technological construction of actions, operations, procedures connected with obtaining diagnostic and verifiable result of pedagogical effect.

Данная статья носит проблемно-результативный характер, она посвящена обоснованию актуальности проблемыi коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательного обучения. В ней представлена авторская модель коррекционно-развивающего обучения, в основу которой положеныi взглядыI на содержательно-логическое и технологическое построение действий, операций, процедур, связанных с достижением диагностического и проверяемого результата педагогических воздействий.

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения (КРО) детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и к социальному окружению. Понятие «кор-рекционно-развивающее образование» определятся как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию состояний риска школьной дезадаптации в развитии детей. Специальная программа коррекционно-развивающей работы в условиях реализации данного направления педагогической практики служит обязательным дополнением к нормативной общеобразовательной деятельности.

По данным Министерства образования РФ (1997 г.), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза и составило 30% и более. Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и особенности их обучения стали одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем, которая многие годы является акту-

альной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья, интенсивного развития и многие другие — все эти организационные формы свидетельствуют о поисках оптимальных условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. И тем не менее, опросы учителей, работающих в названных выше классах, показали, что они не удовлетворены своим трудом: не знают психологических особенностей детей, которых учат; существующая ныне диагностика отклонений в развитии обучающихся специалистами МПК (медико-психологическая комиссия) или школьного консилиума не помогает им понять причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы; специальные методики, новые технологии коррекцион-но-развивающего обучения недостаточно активно осваиваются школьной практикой. Многие школы сохраняют такие классы лишь из-за небольшого количества учащихся в них (от 8 до 12 человек).

Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Эта форма дифференциации возможна при обычной, традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов КРО, позволяющих обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются: активизация познавательной деятельности учащихся; повышение уровня их умственного развития; повышение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся; нормализация учебной деятельности; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; социально-трудовая адаптация.

И в рамках коррекционной педагогики, коррекционно-развивающего образования идет активный научно-практический поиск ее принципов и правил, содержания, форм и методов. Система КРО широко внедряется во многих регионах России с 1994 года.

Она основана на комплексных исследованиях, проведенных в Институте дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) в течение 30 лет, начиная с 1967 года. Анализ практики обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) и «группы риска», теоретическое обоснование классификации детей с трудностями в обучении (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1987; Н.Н.

Гурова, 1996; К С. Лебединская, 1982; Б.П. Пузанова, 2001), определение психолого-педагогических основ обучения детей указанной категории (В.И. Лубовский, 1981; Р.Д. Тригер, 1986; Г.М. Капустина, 1986; С.Г. Шевченко, 1990; Н.А.

Цыпина, 1992 и др.) позволили разработать в 1993 году Концепцию коррек-ционно-развивающего обучения детей с трудностями в обучении в условиях общеобразовательных учреждений. Концепция была рекомендована Министерством образования Российской Федерации для внедрения во всех регионах России, получила положительные рецензии многих ведущих специалистов на экспертных советах в рамках Федеральной программы «Российская школа», экспертных советах общего среднего образования Минобразования РФ. Она рассматривалась и была утверждена коллегией Минобразования РФ по представлению Московского департамента образования.

Современные проблемы совершенствования системы образования КРО требует внедрения в учебный процесс дифференцированной помощи в усвоении учебной программы, в том числе и в области физической культуры, которая предстает в образовательных учреждениях не только инвариантным компонентом, но и организующим основанием для всех форм физкультурной деятельности. Отсюда вытекает необходимость внедрения в практику работы по физической культуре общеобразовательных школ комплекса мер, направленных на своевременное предоставление каждому ребенку адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Нами установлено, что наиболее успешно двигательная деятельность детей классов КРО развивается там, где практическая работа учителя физической культуры строится на всестороннем физическом развитии и осмыслении движений при выполнении физических упражнений.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что выполнение наиболее естественных движений в различных учебных ситуациях, особенно на открытом воздухе, позволяет детям увеличить двигательную активность и осмыслить движения при выполнении физических упражнений, что дает возможность повысить уровень физического развития, физической подготовленности и, в конечном итоге, укрепить здоровье.

Целью нашего исследования явилось совершенствование учебно-воспитательного процесса в сфере физической культуры, раздела легкой атлетики учащихся классов кор-рекционно-развивающего обучения путем подбора рациональных средств и методов учебных заданий (беговых, а также скорост-но-силовых), направленных на повышение физического развития, физической подготовленности и увеличения двигательной активности детей четвертого класса. Задачами выступали: изучение состояния проблемы и конструирование модели коррекционно-развивающего обучения; диагностирование физической подготовленности учащихся четвертых классов коррекционно-разви-вающего обучения до начала и по окончании

Читайте также:
Что за программа видеопад

педагогического эксперимента; разработка педагогической технологии коррекционно-развивающего обучения; определение рационального соотношения упражнений ско-ростно-силового характера и упражнений на выносливость в уроке по физической культуре с детьми классов КРО и их влияние на общую физическую подготовленность занимающихся; выявление степени влияния легкоатлетических упражнений бегового и ско-ростно-силового характера на уровень физического состояния испытуемых; экспериментальная проверка эффективности предложенной методики в коррекции нарушений физического развития и двигательной сферы у младших школьников с ЗПР.

Разработанная конструкция модели КРО обеспечивала концептуальный подход, заключающийся в содержательно-логическом и технологическом построении действий, операций и процедур, направленных на достижение диагностируемого и проверяемого результата (рис. 1). На констатирующем этапе были укомплектованы две группы, экспериментальная и контрольная.

Педагогический эксперимент проводился в течение одного года и подразделялся на два этапа. Задачей первого этапа эксперимента являлось определение индивидуальной физической кондиции по президентским тестам и по тестам специальной программы, а так же составлению специальных комплексов упражнений бегового характера и внедрению их в учебный процесс экспериментального класса.

Задачей второго этапа эксперимента являлось определение влияния предложенной нами методики на физическую подготовленность испытуемых. На констатирующем этапе исследования был выявлен индивидуальный уровень физической кондиции у девочек, который определялся следующей вариацией: опасная зона — 40%, неудовлетворительная — 40%, удовлетворительная -20%. В группе мальчиков: опасная зона -50%, неудовлетворительная — 35%, удовлетворительная -15%. В заключение проведенного эксперимента были получены результаты, свидетельствующие об улучшении общей физической подготовленности по тестам «Президентских состязаний». У де-

вочек показатели из опасной зоны полностью поднялись в удовлетворительную, из неудовлетворительной и удовлетворительной на уровень хорошей оценки. У мальчиков оценка уровня индивидуальной физической кондиции из опасной зоны и неудовлетворительной перешла на уровень хорошей

оценки, из удовлетворительной повысилась на уровень отличной оценки. В коррекцион-ных классах по окончанию педагогического эксперимента увеличилось количество хороших и отличных оценок и по тестам специальной программы (КРО).

Уровень здоровья, характеризуемый всеми диагностируемыми критериями

Рис. 1. Модель коррекционно-развивающего обучения средствами легкой атлетики.

В итоге разработанная нами экспериментальная система уроков по физической культуре, основанная на равномерном, повторном, переменном и кроссовом беге, оказалась эффективной в организации и содержании коррекционно-развивающего обучения в условиях школы.

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1987. — 206 с.

2. Гурова Н.Н. О коррекционно-развивающем образовании детей с трудностями в обучении //Дефектология. — 1996.-№5.- С.80.

3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001. — 224 с.

4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанова, В. И. Селевестров, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова / Под ред. Б.П. Пузанова.- 3-е изд., доп.- Издательский центр «Академия», 2001. — 160 с.

Козенко Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры физической культуры Ставропольского государственного университета, соискатель на ученую степень кандидата педагогических наук. Сфера научной деятельности — исследование в области коррекционно-развивающего обучения в сфере физической культуры с детьми младшего школьного возраста. Опубликовано 7 статей.

Источник: cyberleninka.ru

Особенности процесса обучения в классах КРО (коррекционно-развивающего обучения)

Коррекционно-развивающее обучение(КРО) – это построение учебно-воспитательного процесса, ориентированного на исправление различных дефектов развития детей и создание условий для полноценного развития ребенка с различными отклонениями.

Специфичность целей и задач КРО

Коррекционное обучение, как и обычное, ориентировано на освоение учащимися содержания образовательной программы. Особенно здесь то, что образовательная программа необычная, а коррекционная. Она учитывает определенные отклонения в развитии и предлагает использование нестандартных методов обучения.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Коррекционное обучение нацелено на повышение уровня общего развития учащегося и ликвидацию пробелов в его знаниях и навыках, вызванных той или иной патологией развития. Специфичными задачами коррекционного обучения являются следующие:

  • Развитие познавательной сферы учащихся;
  • Активизация интеллектуальных процессов организма и рост уровня их развития;
  • Формирование навыков нормальной учебной деятельности учащихся;
  • Устранение дефектов развития разного рода, посредством использования методов эмоционально-личностного развития и социального становления;
  • Социальная адаптация и развитие основ социального взаимодействия;
  • Развитие навыков трудовой деятельности ребенка с отклонением в развитии.

У детей с отклонениями в развитии необходимо развить их эмоциональную сферу и познавательные процессы, чтобы создать условия для их нормального обучения. Достижение данных целей и задач требует включения в КРО большого количества дисциплин эстетической направленности – изобразительное искусство, музыка, ритмика. Они активизируют эмоциональную сферу ребенка и оказывают активное воздействие на психическую сферу личности.

Подобрали для написания работы по теме «Особенности процесса обучения в классах КРО (коррекционно-развивающего обучения)»

Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Особенности организации коррекционного обучения

Построение коррекционного педагогического процесса имеет определенную специфику. Она обусловлена особенностями данного обучения в целом, спецификой его целевого назначения, задач и методов организации обучения и воспитания.

Педагогический процесс коррекционно-развивающего типа имеет ряд специфических черт. К ним относятся:

  1. Содержание образовательной программы содержит аспекты, ориентированные на восполнение пробелов в знаниях учащихся;
  2. Обучение реализуется посредством постепенного усложнения учебного материала. Учащиеся подготавливаются к восприятию более сложной и объемной учебной информации на каждом этапе коррекционного обучения;
  3. Обеспечение в образовательном процессе оптимальных условий для раскрытия потенциала ребенка с наличием определенного дефекта развития;
  4. Коррекция всех сторон личности учащегося и устранение недостатков его развития, оказывающих отрицательное воздействие на восприятие и освоение учебной информации;
  5. Применение методов и технологий коррекционно-развивающего обучения;
  6. Опора на социальное развитие ребенка и функционирование его психических процессов при разработке индивидуального коррекционного маршрута обучения;
  7. Обучение учащихся в малых коллективах. Классы коррекционного обучения включают по 10-12 детей.

Коррекционно-развивающее обучение выстраивается на основании проведения предварительной диагностики развития ребенка, которая помогает определить оптимальные направления его развития и методы коррекции, имеющегося дефекта, а также, создать условия для полноценного развития личности ребенка с отклонением в развитии.

Система работы в классах КРО

Система обучения в классах коррекционного типа имеется свои отличительные черты. Они заключаются в следующем:

  1. Длительность урока составляет 20 минут.
  2. Работа на уроке реализуется в малых группах – по три-четыре человека или носит индивидуальный характер. Работа с классом целиком, несмотря на небольшое количество его учащихся, никогда не осуществляется.
  3. Используются задания умеренной трудности. Они не должны вызывать перенапряжение ребенка и приводить к усталости.
  4. Применение специальной системы оценок учащихся. Детям не ставят отметки в виде баллов за успехи в обучении. Применяется система поощрений, в виде звезд, наклеек, фишек. Они даются за каждое успешно выполненное задание.
  5. Построение урока в игровой форме. В силу задержки развития детей актуально использование игровых методов обучения. Они мотивируют к познанию.
  6. Медленный темп обучения с постоянными повторами изученного материала.
  7. Опора на те анализаторы учащихся, которые сохранены и нормально функционируют.
  8. Разделение урока на части и операции малого объема и длительности.
  9. Представление материала в наглядной форме.
  10. Связь содержания урока и изучаемого материала с практической жизнедеятельностью учащихся.
  11. Активизация речевой работы учащегося на уроках. Развитию речи уделяется особое внимание на уроках КРО. Необходимо расширять словарный запас учащегося и формировать основы связной речи.

Система коррекционно-развивающего обучения не предполагает достижения каких-то конкретных результатов по его реализации. Она, только, позволяет создать условия для личностного роста ребенка и его развития. Коррекционный педагогический процесс позволяет расширить адаптивные возможности ребенка, способствует его социальному развитию и активности в разных сферах и направлениях деятельности.

Читайте также:
Что за программа mi mover это и нужна ли она на Андроид

На уроках КРО требуется построение специфического взаимодействия между педагогом и учащимися. Независимо от степени отклонений в развитии, ребенок признается полноценным субъектом образовательного процесса. Взаимодействие выстраивается в форме диалога.

Кроме того, коррекционно-развивающее обучение является творческим процессом. Оно требует применения педагогом нестандартных форм и методов обучения. Личностный рост учащегося обусловлен творческим подходом педагога к его развитию.

Источник: spravochnick.ru

Система КРО- форма дифференциации, которая позволяет решать задачи своевременной помощи детям, имеющих трудности в обучении.

Принципы организации системы КРО

1.Единство диагностики и коррекции развития

2.Деятельностный подход в обучении и воспитании. Опора на ведущую деятельность возраста ребенка.

3. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано на зону ближайшего развития).

4. Индивидуализация образования

Концепция КРО:

1.Наличие диагностико-консультативной службы

2.Вариативность образования (учебный план, программа могут быть различны в зависимости от того, когда выявляется ЗПР).

3.Активная интеграция детей с традиционные классы.

4.Возможность продолжать обучение в системе КРО на 2 ступени обучения (5-9 классы).

5. Максимальная социально-бытовая адаптация

6.Профилактика школьных трудностей

7. Создание учителем в классе психологического комфорта.

8. Коррекционная направленность всех учебных предметов

9. Комплексная помощь ребенку с целью преодоления негативных тенденций развития

10.Работа класса КРО в режиме продленного дня

Задачи КРО на 1 ступени обучения:

Решаются те же задачи что и в общеобразовательной школе, но сначала решатся специфические задачи:

  1. Развитие психофизиологических функций детей, которые обеспечивают готовность к школьному обучению.
  2. Обогащение кругозора, формирование у детей четких представлений об окружающем мире (для восприятия школьной учебной программы, научных знаний).
  3. Формирование социально-нравственого поведения.
  4. Формирование учебной мотивации
  5. Фрмирование компонентов, необходимых для любой деятельности (умение ориентироваться в задании, планировать, действовать согласно плану, контролировать себя, оценивать и т.д.).
  6. Формировать соответствующие возрасту общеинтеллектуальные умения: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и т.д.)
  7. Повышать уровень общего развития и корригировать индивидуальные отклонения
  8. Сохранять и укреплять здоровье.
  9. Систематически контролировать ход развития ребенка (командная оценка)
  10. Создание учебно-методического оснащения (накоплять дидактический материал, рабочие тетради, тесты, контрольные задания, методический материал и т.д.).

Задачи КРО на 2 ступени обучения:

  1. Формирование социально-нравственного поведения (дать четкие нравственные ориентиры, чтобы подростки не ушли в девиацию).
  2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность, гибкость мышления)
  3. Формирование и закрепление навыков планирования собственной деятельности, самоконтроля, умения находить и пользоваться информацией из разных источников.
  4. Коррекция индивидуальных недостатков развития и восполнения пробелов в знаниях
  5. Охрана и укрепление здоровья
  6. Создание благоприятной среды для развития и самоутверждения подростка в среде сверстников (спортивные секции, занятия по игре на гитаре, различные занятия коллективного характера, где распределяются роли в команде, в различных ситуациях и т.д.)
  7. Систематически контролировать ход развития подростка (командная оценка)
  8. Социально-трудовая адаптация (начальное знакомство с миром профессий, формирование трудовых навыков, трудиться в команде, группе и т.д.)
  9. Создание учебно-методического оснащения (накоплять дидактический материал, рабочие тетради, тесты, контрольные задания, методический материал и т.д.).

Основные направления работы организации системы КРО

1.Диагностико-консультативное (работа ШПМПК).

2. Коррекционно-развивающее (организация и проведение индивидуально-коррекционных занятий — ИКЗ, формирование социальной компетенции, профессионально-трудовая ориентация, профессиональные пробы подростков и т.д.)

Основные направления при проведении ИКЗ:

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития
  2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности (восприятия, памяти, внимания, пространственных и временных представлений, развитие фонематического восприятия и т.д.).
  3. Формирование аналитико-синтетической деятельности
  4. Расширение представлений об окружающем мире
  5. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы

Содержание и методические подходы к обучению детей с ЗПР

Обучение детей с ЗПР в начальных классах осуществляется по специальной программе для детей с ЗПР. Она содержит объем учебного материала в соответствии с общеобразовательной школой, но он перераспределен в соответствии с особенностями детей с ЗПР. В содержании программы присутствует материал, который направлен на восполнение пробелов предшествующего развития (развитие речи, ознакомление с окружающим ).

Программа нацелена на формирование практических умений и навыков, которые способствуют обучению ребенка. Повышен удельный вес знаний, которые приобретаются из окружающей действительности, а не через слово, печать (экскурсии, наблюдения и т.д.). Это восполняет пробелы житейского опыта, что способствует усвоению научных знаний.

Обще познавательные и обще учебные навыки являются компонентом учебного содержания программы — умение наблюдать, сравнивать, обобщать и т.д. Учебная деятельность по содержанию должна быть богатой и требовать от детей интеллектуального напряжения. Но она должна быть доступна по объему, темпу, возможностям и характеру деятельности.

Учитель должен создавать ситуации успеха в ученой деятельности. В каждой теме должен выделяться базовый материал, на который направляются многократные усилия. Какой-то материал изучается поверхностно, в плане ознакомления. Большая роль отводится развитию речи в процессе изучения всех предметов.

Методы и стратегия обучения детей с ЗПР

  1. Важное место отводится «методу аленьких шажков»- большая детализация материала,
  2. Используется алгоритмизация (четкий план умственных действий),
  3. Использование предметно-практической деятельности
  4. Более широкая наглядность
  5. Принцип «забегания вперед (постепенное изучение кусочками более сложного материала, что способствует комфортному состоянию ребенка при изучении нового материала)
  6. Обучение строить в соответствии с возможностями детей.

-Укрепление физического и психоневрологического здоровья детей

-Создание лечебно-оздоровительного режима

-соблюдение санитарно-гигиенического режима (нормы питания, воздушный, питьевой режим)

-Специальная психокоррекционная работа с гиперактивными детьми и с психопато подобным поведением

4. Социально-бытовое направление

-Выявление и коррекция особенностей детей, которые могут препятствовать усвоению профессиональных навыков

-Выбор оптимальных средств для общетрудовой подготовки

-Организация профессиональных групп, мастерских

-Формирование уважения к любому труду, трудолюбие

Учить ориентироваться в задании, планировать, проявлять навыки самоконтроля, самоанализа и т.д.

Система КРО- форма дифференциации, которая позволяет решать задачи своевременной помощи детям, имеющих трудности в обучении.

Принципы организации системы КРО

1.Единство диагностики и коррекции развития

2.Деятельностный подход в обучении и воспитании. Опора на ведущую деятельность возраста ребенка.

3. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано на зону ближайшего развития).

4. Индивидуализация образования

Концепция КРО:

1.Наличие диагностико-консультативной службы

2.Вариативность образования (учебный план, программа могут быть различны в зависимости от того, когда выявляется ЗПР).

3.Активная интеграция детей с традиционные классы.

4.Возможность продолжать обучение в системе КРО на 2 ступени обучения (5-9 классы).

5. Максимальная социально-бытовая адаптация

6.Профилактика школьных трудностей

7. Создание учителем в классе психологического комфорта.

8. Коррекционная направленность всех учебных предметов

9. Комплексная помощь ребенку с целью преодоления негативных тенденций развития

10.Работа класса КРО в режиме продленного дня

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Система КРО- форма дифференциации, которая позволяет решать задачи своевременной помощи детям, имеющих трудности в обучении.

Принципы организации системы КРО

1.Единство диагностики и коррекции развития

2.Деятельностный подход в обучении и воспитании. Опора на ведущую деятельность возраста ребенка.

3. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано на зону ближайшего развития).

4. Индивидуализация образования

Концепция КРО:

1.Наличие диагностико-консультативной службы

2.Вариативность образования (учебный план, программа могут быть различны в зависимости от того, когда выявляется ЗПР).

3.Активная интеграция детей с традиционные классы.

4.Возможность продолжать обучение в системе КРО на 2 ступени обучения (5-9 классы).

5. Максимальная социально-бытовая адаптация

6.Профилактика школьных трудностей

7. Создание учителем в классе психологического комфорта.

8. Коррекционная направленность всех учебных предметов

9. Комплексная помощь ребенку с целью преодоления негативных тенденций развития

10.Работа класса КРО в режиме продленного дня

Задачи КРО на 1 ступени обучения:

Решаются те же задачи что и в общеобразовательной школе, но сначала решатся специфические задачи:

  1. Развитие психофизиологических функций детей, которые обеспечивают готовность к школьному обучению.
  2. Обогащение кругозора, формирование у детей четких представлений об окружающем мире (для восприятия школьной учебной программы, научных знаний).
  3. Формирование социально-нравственого поведения.
  4. Формирование учебной мотивации
  5. Фрмирование компонентов, необходимых для любой деятельности (умение ориентироваться в задании, планировать, действовать согласно плану, контролировать себя, оценивать и т.д.).
  6. Формировать соответствующие возрасту общеинтеллектуальные умения: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и т.д.)
  7. Повышать уровень общего развития и корригировать индивидуальные отклонения
  8. Сохранять и укреплять здоровье.
  9. Систематически контролировать ход развития ребенка (командная оценка)
  10. Создание учебно-методического оснащения (накоплять дидактический материал, рабочие тетради, тесты, контрольные задания, методический материал и т.д.).
  1. Формирование социально-нравственного поведения (дать четкие нравственные ориентиры, чтобы подростки не ушли в девиацию).
  2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность, гибкость мышления)
  3. Формирование и закрепление навыков планирования собственной деятельности, самоконтроля, умения находить и пользоваться информацией из разных источников.
  4. Коррекция индивидуальных недостатков развития и восполнения пробелов в знаниях
  5. Охрана и укрепление здоровья
  6. Создание благоприятной среды для развития и самоутверждения подростка в среде сверстников (спортивные секции, занятия по игре на гитаре, различные занятия коллективного характера, где распределяются роли в команде, в различных ситуациях и т.д.)
  7. Систематически контролировать ход развития подростка (командная оценка)
  8. Социально-трудовая адаптация (начальное знакомство с миром профессий, формирование трудовых навыков, трудиться в команде, группе и т.д.)
  9. Создание учебно-методического оснащения (накоплять дидактический материал, рабочие тетради, тесты, контрольные задания, методический материал и т.д.).
  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития
  2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности (восприятия, памяти, внимания, пространственных и временных представлений, развитие фонематического восприятия и т.д.).
  3. Формирование аналитико-синтетической деятельности
  4. Расширение представлений об окружающем мире
  5. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы
  1. Важное место отводится «методу аленьких шажков»- большая детализация материала,
  2. Используется алгоритмизация (четкий план умственных действий),
  3. Использование предметно-практической деятельности
  4. Более широкая наглядность
  5. Принцип «забегания вперед (постепенное изучение кусочками более сложного материала, что способствует комфортному состоянию ребенка при изучении нового материала)
  6. Обучение строить в соответствии с возможностями детей.
Читайте также:
Тс программа что это

Источник: kopilkaurokov.ru

Организационно-педагогические и дидактические особенности коррекционно-развивающего образования

Дидактические особенности коррекционно-развивающего образования

Главная цель, которую преследует коррекционно-развивающее образование, — создание в условиях общеобразовательной школы (любых других типов школ) такой образовательной среды, которая исключает саму возможность негативного влияния на ребенка, а учебную деятельность детей делает деятельностью лечебной.

Современная практика КРО включает различные его формы, учитывающие характер и глубину индивидуальных проблем детей, имеющихся в их развитии дефицитов, а также прогнозируемую или реальную степень риска школьной дезадаптации.

Для детей, обучающихся в общем потоке, среди этих форм можно выделить две основные группы по признаку включения коррекционной помощи непосредственно в структуру урочных учебных занятий или в режим внеурочной деятельности.

К числу форм учебной помощи, включенных в структуру учебных занятий, относятся следующие:

  • — коррекционные уроки по учебным предметам в рамках межклассной дифференциации;
  • — групповые коррекционные занятия по отдельным учебным предметам со специалистом-дефектологом;

— учебная помощь школьникам, требующим особого внимания, в рамках внутриклассной дифференциации.

К группе форм коррекционной помощи школьникам, включенных во внеурочную деятельность, можно отнести следующие:

  • — групповые (от 3 до 11 человек) или индивидуальные внеурочные занятия с логопедом и психологом, направленные на коррекцию дефицитных функций, обеспечивающих учебную деятельность;
  • — групповые (от 3 до 7 человек) или индивидуальные внеурочные коррекционные занятия по учебным предметам со специалистом по коррекционной работе — дефектологом;
  • — групповые коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные внеурочные виды деятельности (кружки, студии), предусматривающие развитие дефицитных функций детей и укрепление их здоровья неспецифическими методами.

Для тех групп детей, развитие которых при поступлении в школу характеризуется средней и высокой степенью риска, оптимальной (с учетом реальных условий и возможностей современной школы) организационно-педагогической формой учебного процесса являются классы компенсирующего обучения — классы здоровья.

Классы компенсирующего обучения открываются в обычных общеобразовательных школах. В них предусматривается меньшая наполняемость (9—12 человек). В учебный план таких классов с использованием часов, отведенных на региональный и школьный компоненты, вводятся специальные лечебно-оздоровительные и коррекционно-развивающие занятия (ритмика, лечебная физкультура, занятия с логопедом и психологом).

На базе каждого класса работает группа продленного дня для нуждающихся в этом школьников.

В расписании учебных занятий и режиме работы группы продленного дня учитывается повышенная утомляемость таких детей; планируется оптимальное для них чередование видов деятельности, труда и отдыха. Также предусматривается включение детей группы риска в широкий круг занятий по интересам, проводимых в школе во внеурочное время.

Следует обратить внимание на то, что в классах компенсирующего обучения должны учиться дети с сохранным интеллектом, не имеющие противопоказаний к обучению по общеобразовательным программам. В такие классы дети зачисляются с согласия их родителей и по решению школьного консилиума. Учатся школьники в таких классах год в год со своими сверстниками из обычных классов.

Одним из вариантов классов компенсирующего обучения являются классы педагогической поддержки. Такое название классы для детей группы риска получают тогда, когда они первично создаются в среднем звене школы.

Необходимо дифференцировать классы компенсирующего обучения от классов выравнивания. Последние создаются для детей с более грубыми отклонениями в развитии, которые квалифицируются медиками как задержка психического развития.

В такие классы дети направляются с первого года обучения, если задержка психического развития была выявлена уже на этапе дошкольного детства, но в большинстве случаев со второго года обучения. Соответствующее решение принимает ПМПК. Срок обучения в начальном звене школы в этих классах на один год больше, чем в обычных. Учебные программы претерпевают соответствующие изменения.

Дополняя друг друга, классы компенсирующего обучения и классы выравнивания, наряду с другими перечисленными выше формами КРО, создают платформу для того, чтобы каждый ребенок, имеющий особые образовательные потребности, обучаясь в общеобразовательной школе, получил тот вид и тот объем помощи, в котором он нуждается.

Необходимо помнить, что коррекционно-развивающее обучение — это обучение, направленное на исправление каких-либо дефектов личности ребенка с одновременным раскрытием и развитием его потенциальных возможностей, т. е. развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном учебном материале. При этом речь идет не столько об усвоении знаний, умений и навыков, сколько о развитии у ученика высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и мышления), при помощи которых он и будет осваивать учебную программу.

Достижение этих целей требует учета и реализации ряда общих положений, принципов обучения в коррекционных классах, таких как:

  • — принцип развития динамичности восприятия, который предполагает построение обучения (уроков) таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Задача педагога заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно упражняют межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствуют динамичности восприятия;
  • — принцип продуктивной обработки информации, который вытекает из предыдущего. Он заключается в том, что учитель должен организовать обучение таким образом, чтобы у учащихся вырабатывался навык переноса способов обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;
  • — принцип развития и коррекции высших психических функций, который предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались психические процессы;
  • — принцип мотивации к учению, который заключается в том, что задания и упражнения, предлагаемые ученикам, должны быть им интересны.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Назовите цели и задачи организации коррекционно-развивающего образования.
  • 2. Охарактеризуйте основные педагогические условия, обеспечивающие жизнедеятельность детей в системе КРО.
  • 3. Перечислите различные формы, которые включает в себя современная практика КРО.
  • 4. Охарактеризуйте работу классов компенсирующего обучения как организационно-педагогическую форму учебного процесса в системе КРО.
  • 5. Объясните, почему необходимо дифференцировать классы компенсирующего обучения от классов выравнивания.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru