Система CRM — как Lamborgini в провинциальном городе. Все «крупные бизнесмены» вокруг многозначительно кивают, когда говорят о ней, но лишь единицы понимают: а что это вообще такое? Просвещающие материалы в интернете по соответствующему запросу делятся на две категории:
- Сложные статьи, начинающиеся со слов «сочетание практик, стратегий и технологий», которые никто не сможет дочитать даже до середины
- Оптимистичные рассказы об универсальности CRM-систем, включающие призыв «добейтесь успеха» и «увеличьте продажи втрое за два дня» (а мы охотно верим!)
Пример «очевидной» схемы CRM-системы
Что такое CRM-система и зачем она нужна
Для успеха бизнесу нужны растущие продажи и довольные клиенты. В теории может звучать просто, но как этого добиться? Ответ — CRM-система. Кейсы подтверждают, что внедрение CRM повышает продажи, улучшает клиентский сервис и снижает число ошибок и потерь.
Освобождение Крыма и Донецка: у ВСУ все готово? Шарп оценил перспективы
В статье рассказываем простыми словами, что такое CRM, зачем она нужна, какие даёт преимущества и возможности. На примерах наших клиентов показываем, как компании используют систему для решения задач бизнеса.
- Что такое CRM-система
- Зачем нужна CRM-система, если есть Excel или Google Таблицы
- Какие возможности есть у CRM-систем
- Что ещё из плюсов можно выделить и есть ли минусы
Что такое CRM-система
CRM-система — это программное обеспечение, которое позволяет автоматизировать и облегчить бизнес-процессы. Сама аббревиатура CRM — сокращение от Customer Relationship Management, что в переводе «управление взаимоотношениями с клиентами». Система позволяет лучше выстроить взаимодействие с клиентами:
- автоматизация бизнес-процессов позволит быстро и без ошибок обрабатывать запросы
- работа с клиентской базой в едином окне упрощает её сегментацию и запуск персонализированных предложений
Рынок CRM с каждым годом растёт и совершенствуется, а сами системы стараются устанавливать все компании: от маленьких, где 2−5 сотрудников, до больших. Конечно, сами платформы и их функциональность отличаются. Но неизменная основа — база клиентов.
В продвинутых CRM может собираться и храниться вся информация о клиентах: контакты, личные данные, история сотрудничества, на какую рекламную кампанию клиент среагировал и много чего ещё. Такие платформы позволяют запустить CRM-маркетинг и монетизировать клиентскую базу. В более простых — информации и функций меньше.
Вот так производитель товаров для сна Blue Sleep использует CRM для привлечения покупателей к дополнительным продажам: если в системе менеджер видит, что это не первый заказ клиента, то предлагает ему скидку на следующую покупку.
«В RetailCRM намного проще всё фиксируется. Если человек у нас что-то заказал, то мы это увидим и сможем дать скидку. Например, если покупка сделана 3 месяца назад, то вышлем промокод на повторную покупку», — Александр Петров, директор по маркетингу Blue Sleep.
Крым уже не нужен. Русские в панике ломанулись домой перед штурмом ВСУ
При этом менеджер не будет ничего навязывать, его главная задача — решить проблему клиента. CRM и грамотный клиентский сервис помогают приводить 30% клиентов к дополнительным продажам.
Зачем нужна CRM-система, если есть Excel или Google Таблицы
Хранить информацию о клиентах, заказах или сделках можно на листочках, в специальном блокноте или Excel и Google Таблицах.
С последними даже можно немного структурировать работу и анализировать данные. Например, сделать выборку заказчиков по среднему чеку, статусу выполнения или оплаты и так далее. Сотрудники ведут файл, дополняя его по мере новых событий.
Но даже если в компании маленькое количество сотрудников, вы не застрахованы от ситуаций, когда кто-то ошибся, забыл или не посчитал нужным внести информацию. Бывает и так, что база клиентов может быть скопирована и уведена вместе с увольнением сотрудника. Или файл по какой-то причине повредился и нет возможности восстановить.
Кейс KaramelkaShop: «Метровые стопки из сотен заказов сократили до 3 кликов, а процент отказов снизили на 10% в первый месяц»
Как интернет-магазин профессиональной косметики увеличил скорость обработки заказа в 4 раза с помощью RetailCRM
Время чтения 14 минут
Как бы там ни было, Excel или Google Таблицы не помогут, когда клиенту нужно выписать счёт на оплату. Не напомнят вовремя о звонке в оговорённое время. Не распределят нагрузку на персонал. А CRM-системы сделают это и многое другое.
Например, сервис по доставке коробок фруктов и овощей Edoque.ru в начале пути контролировали рабочий процесс по табличке Excel и бумажным книгам учёта. Но когда набрали первую 1 000 клиентов, перешли на CRM и советуют другим.
«Занимаясь консалтингом, я начинаю свои консультации с вопроса: „А вы используете CRM?“ В ответ слышу „нет“. Открывается целый простор для деятельности, поэтому главный мой совет — внедряйте CRM.
Иногда клиенты спрашивают: „Какой системой вы пользуетесь? Так здорово, что вы приветствуете и по имени нас называете. Нам бы тоже так хотелось“»
Юлия Бондарчук
CEO Edoque
Компания использует CRM для тесного взаимодействия с клиентами. Заботливый и внимательный сервис помогает удерживать клиентов и повышать лояльность.
Какие возможности есть у CRM-систем
Как уже упоминалось, функционал CRM-систем отличается. Простые варианты помогут организовать клиентскую базу и хранить основную информацию. Продвинутые позволяют сильно больше. Они могут интегрироваться с телефонией, складскими или бухгалтерскими системами, электронной почтой, мессенджерами и прочим. При этом работа сведётся к рамкам одного окна в браузере.
Например, в RetailCRM можно подключать мессенджеры и соцсети. Этой возможностью СRM-системы активно пользуется производитель детской мебели «Бельмарко». Бренд подключил RetailCRM Chat и теперь оформляет заказы из соцсетей и мессенджеров в едином окне.
«Как только появились чаты, мы вздохнули с облегчением. Очень нужны были, особенно для Инстаграма. То нововведение, которое было огонь», — Линар Хусаинов, CEO Бельмарко.
После нововведения бренд сократил число пропущенных и неотвеченных сообщений до 0%. Сейчас пропустить что-то невозможно, потому что все уведомления из Instagram и WhatsApp появляются в одном окне.
Если подключить готовые модули транспортных компаний, то получится быстро создавать заявку на доставку, отслеживать её статус и оперативно отвечать клиенту. У RetailCRM таких модулей более 25-ти — есть, из чего выбрать. А подключив платёжные системы, вы сможете выставлять счета на оплату любым удобным способом (email, sms, мессенджер) и принимать платежи.
Бренд товаров для путешествий Samsonite до перехода на CRM-систему обрабатывал заказы в 1C, а оплату проводил в отдельном интерфейсе. После внедрения CRM операторы прямо в системе отправляют клиенту ссылку на оплату по sms или email.
«Как только поступает оплата, система это фиксирует, и оператор либо отправляет заказ на доставку, либо перезванивает клиенту, чтобы договориться о времени и месте получения.
Это очень удобно, что в едином окне можно увидеть всё, связанное с заказом — информацию о клиенте, товаре, доставке и платеже»
Александр Дрожников
Head of eCommerce Department Samsonite
CRM помогает компании поддерживать клиентский сервис на высоком уровне качества. Позиция бренда такая: либо сервис высочайшего уровня, либо никакой.
Вот, какие основные задачи выполняют продвинутые CRM-системы:
- объединяют клиентов и данные о них в единую базу
- позволяют увеличивать объём продаж, например, с помощью сопутствующих товаров
- фиксируют все действия о сделках, транзакциях, телефонных звонках и другом взаимодействии с клиентом
- позволяют сегментировать клиентов по нужным вам признакам, чтобы в дальнейшем работать с этим
- автоматизируют документооборот и сокращают время на выписку счетов, накладных и прочего
- обрабатывают поступающие заявки, перенаправляя их конкретному менеджеру
- контролируют сроки выполнения задач
- позволяют анализировать загруженность сотрудников, объёмы продаж, количество заказов/сделок и других данных
- показывают ответственного за выполнение задачи, кто и когда работал с клиентом/заказчиком
- позволяют сделать sms и email-рассылку
- отслеживают поведение клиента на сайте, например, какие товары клиент смотрел или отложил в корзину интернет-магазина, но не оплатил
Узнали, как компания избавилась от дублей клиентов и справилась с потерями заказов с помощью RetailCRM и собственных разработок
Время чтения 20 минут
Что ещё из плюсов можно выделить и есть ли минусы
Если ещё почему-то думаете, нужна ли вам CRM-система или всё-таки обойтись Google-документами, то вот, какие ещё плюсы можно выделить:
Единственные минусы CRM-систем, и то с натяжкой, — это обучение персонала работе в них и плата за их использование. Если в малом бизнесе ещё возможен вариант с бесплатной CRM, то для среднего и крупного бизнеса уже нужны расширенные версии CRM-систем.
Обучение же персонала работе в RetailCRM прошло проверку повышенным спросом во время пандемии. С такой задачей столкнулся онлайн-супермаркет с доставкой продуктов Foodzz — приходилось очень быстро обучать сотрудников, как работать в CRM-системе. Проблем с этим не возникло: работа менеджера строилась по принципу «туда не жми, сюда нажимай». Даже когда человек видел систему впервые, она была интуитивно понятна.
«Нам сильно помогло, что мы находились в этот момент на retailCRM, а не на какой-то другой системе. Потерять какой-либо заказ было просто невозможно», — Борис Колесников, основатель Foodzz.
Менеджеру нужно нажать только две кнопки, чтобы отправить сообщение клиенту по заказу. Это позволяет экономить время и деньги на звонках, а вся история взаимодействия с клиентами фиксируется в системе — всегда можно зайти и посмотреть.
Основатель компании Борис Колесников о важности автоматизации, бренде и конкуренции с Яндексом
Время чтения 11 минут
Закрепим
1. CRM — это программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов.
2. Аббревиатура CRM расшифровывается как Customer Relationship Management — управление взаимоотношениями с покупателями. Система призвана улучшать взаимоотношения с клиентами.
3. Продвинутые CRM и простые программы собирают разный объём информации, но и там и там база клиентов — важная основа.
4. Внедрение CRM даёт больше возможностей, чем ведение учёта в Google-таблицах и Excel. Например, система автоматически найдёт дубль и предложит объединить с существующей карточкой клиента.
5. Интеграции с сервисами телефонии, доставки и оплаты позволяют обрабатывать заказы и совершать звонки в едином интерфейсе CRM.
6. Продвинутая система сокращает время обработки заказа, повышает продажи и упрощает контроль работы отдела продаж.
7. CRM становится центром работы компании, что помогает выстроить омниканальность и менять сотрудников без ущерба для бизнес-процессов.
8. CRM подходит для крупных ритейлеров, а также малого и среднего бизнеса.
9. Бесплатная CRM подойдёт микро- и малым предприятиям, но если в системе работает больше одного пользователя в месяц, то в этом случае нужны расширенные тарифы.
CRM полезны и применяются везде: в ритейле, IT-компаниях, туризме, в сфере телекоммуникационных, банковских, государственных и других услуг. Если вы не живёте в лесу, то ваши контакты присутствуют в CRM-системах многих компаний, с которыми вы взаимодействовали.
Итоговый результат от использования CRM зависит от многих факторов, но общая польза будет заметна сразу.
Источник: www.retailcrm.ru