В современных условиях развития общества, модернизации воспитательно-образовательного процесса в России особую актуальность приобретает работа не только в школах, но и в начальных звеньях системы. Процесс обучения детей, находящихся на домашнем воспитании, не поддается четкой характеристике и анализу, поэтому мы будем рассматривать процесс обучения и воспитания в условиях дошкольных учреждений: детского сада, где существуют жесткий регламент и стандарт.
Детский сад имеет определенное количество групп для детей, как правило, от трех до семи лет. Сады, имеющие одну или несколько групп раннего возраста называются «ясли-сад», иные, полностью ориентированные на возраст до трех лет – ясли. Поскольку нас интересует образовательный процесс детей раннего возраста, в дальнейшем мы будем рассматривать все дошкольные образовательные учреждения, где существуют группы раннего возраста, обозначая их сокращенной аббревиатурой ДОУ.
Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи. В 1999, а затем в 2002, 2004 годах были изданы каталоги – перечни программ и учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ.
Цели, эффективность, мотивация: как достичь успеха / Алексей Ситников // Нам надо поговорить
В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.
Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения:
- Детский сад;
- Детский сад с приоритетным направлением (интеллектуальным, эстетическим, физическим и др.);
- Детский сад компенсирующего вида с осуществлением коррекции физических и психических отклонений;
- Детский сад комбинированного вида, складывающийся из различного сочетания групп: компенсирующие, общеразвивающие и др.);
- Центр развития ребенка – сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Если обычный детский сад (ДОУ) реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением помимо комплексной используется и одна из специализированных (парциальных) программ.
В комплексных программах предусмотрена система мер по охране и укреплению здоровья детей, а педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка: физическое, социальное, познавательное, речевое, эстетическое.
Таким образом: комплексные или общеразвивающие — это программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ.
КРАСОТА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА. ЛИЗА ЛАВРЕНОВА.МУЗЫКАНТ. ПОЭТ,МОДЕЛЬ, АВТОР ПРОГРАММЫ ВСЕ ЦВЕТА РАДОСТИ
Парциальные (специализированные) программы имеют определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую, и предназначены для реализации отдельных задач.
Ряд программ является своего рода комплексом из нескольких программ. Таким комплексом может считаться «Красота – радость – творчество». Она нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, привлекая не только музыку, но и живопись, экологию и физкультуру — это комплекс из нескольких программ по эстетическому развитию.
ПРОГРАММА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО»
(Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина.)
Программа разработана авторским коллективом преподавателей кафедры эстетического воспитания МГОПУ им. М.А. Шолохова — Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой и М.Б. Зацепиной, под редакцией доктора педагогических наук, профессора Т.С. Комаровой.
Программа эстетического воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания. Основывается на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного — как классического, так и народного, театрального), осуществляемых средствами природы, эстетической развивающей средой, разнообразием художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной: рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной.
Программа предназначена для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, а также для педагогов дополнительного образования.
Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота, Радость. Творчество» содержит разделы:
- «Искусство в жизни ребенка»,
- «Эстетическая развивающая среда»,
- «Красота природы»»
- «Знакомство с архитектурой»,
- «Литература»,
- «Изобразительная деятельность»,
- «Музыкальная деятельность»,
- «Досуг и творчество»,
- «Творчество»,
- а также Приложения.
Программы направлена на познание красоты окружающего мира (природы, людей), произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры и других), как классического, так и народного. Ребенок испытывает положительные эмоции, на, основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формирует образные представления, мышление, воображение.
Программа нацелена на развитие ребенка и в приобщении детей к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
В программе большое внимание уделяется сенсорному воспитанию детей, развитию их восприятия (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического), перцептивных действий, постоянному обогащению сенсорного опыта детей как основы познания предметов и явлений.
При разработке программы авторы опирались на принципы общей дидактики (связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности и др.) и дидактики частных методик (методики музыки, изобразительной деятельности, художественно-речевого развития). Эти принципы связаны со спецификой того вида искусства, который лежит в основе той или иной художественной деятельности. Авторы к ним относят:
- Тесную связь с базовым видом искусства и другими видами, дополняющими и углубляющими образное познание действительности.
- Направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта у детей, формирование у них сенсорных способностей в разных видах художественной деятельности.
- Принцип взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования творческой личности.
- Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа.
Строится на основе обучения, которое носит развивающий характер, а оно ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.
Важный принцип данной программы — принцип интеграции как важнейшей качественной характеристики, определяемой глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности. Интеграция базируется на ряде положении, вытекающих из специфики искусства и заключающихся в следующем:
- на образном содержании искусства базируется та или иная художественная деятельность, при этом для каждого вида искусства и основанной на нем художественной деятельности характерны свои специфические способы создания образа;
- образ одного и того же предмета, явления может быть передан в разных видах искусства путем использования специфичных для каждого искусства средств выразительности;
- в интеграции один из видов искусства выступает в роли стержневого, другой — помогает более широкому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами;
- принципиально важно единство психических процессов, лежащих в основе каждого вида художественной деятельности и обеспечивающих ее успешное осуществление. В то же время та или, иная художественная деятельность ребенка способствует развитию у него этих психических процессов.
Интеграция рассматривается авторами программы как глубокая форма взаимосвязи образования детей, охватывает все виды художественно-творческой деятельности: игры — дидактические, подвижные, игры — драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительная, музыкальная и театрализованная, а также художественно-речевая деятельность. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание).
Особое внимание в программе обращено на такие принципы как принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы исходят из того, что важное значение в формировании личности имеет народное искусство.
Большое место в программе отводится детской художественной литературе и фольклору (потешки, пословицы, поговорки, загадки) как искусству, которое используется в работе с детьми достаточно широко и в разных формах. При этом литература рассматривается как важнейший вид искусства, а не только как средство развития речи и ознакомления с окружающим миром. К средствам эстетического воспитания и условиям его эффективного осуществления авторы программы относят и эстетически организованную среду.
Программа разработана на основе отечественных и зарубежных исследований. Вместе с тем в основу программы положены многолетние исследования авторов программы и сотрудников кафедры эстетического воспитания МГОПУ.
Апробирована программа в дошкольных учреждениях Москвы и Московской области.
Программа имеет методические пособия для педагогов и развивающие пособия для детей.
Источник: nsportal.ru
Программа «Красота. Радость. Творчество»
Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи. В 1999, а затем в 2002, 2004 годах были изданы каталоги – перечни программ и учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ.
В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.
Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения:
· детский сад с приоритетным направлением (интеллектуальным, эстетическим, физическим и др.);
· детский сад компенсирующего вида с осуществлением коррекции физических и психических отклонений;
· детский сад комбинированного вида, складывающийся из различного сочетания групп: компенсирующие, общеразвивающие и др.);
· центр развития ребенка – сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Если обычный детский сад (ДОУ) реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением помимо комплексной используется и одна из специализированных (парциальных) программ, а в центре развития ребенка таких программ используется несколько.
В комплексных программах предусмотрена система мер по охране и укреплению здоровья детей, а педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка: физическое, социальное, познавательное, речевое, эстетическое.
Таким образом: комплексные или общеразвивающие — это программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ.
Парциальные (специализированные) программы имеют определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую, и предназначены для реализации отдельных задач.
По музыкальному воспитанию тоже есть целый ряд программ и методических пособий, которые в свою очередь тоже можно разделить по направленности на более широкие и узкие программы.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей детей, формирование их музыкальной культуры необходимо осуществлять с самого раннего возраста. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается более чутким к красоте и в искусстве и в жизни.
Успех музыкального развития личности ребёнка во многом зависит от взрослого, который должен раскрыть перед ним красоту музыки как части художественной культуры. Помочь детям войти в мир музыки – задача сложная. Её решение во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального педагога, знание им теории и методики дошкольного музыкального воспитания, умения осуществлять музыкальное образование, воспитание и развитие, используя современные технологии, методы и приёмы.
Программа «Красота. Радость. Творчество»
Ряд программ является своего рода комплексом из нескольких программ. Таким комплексом может считаться «Росинка». Она нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, привлекая не только музыку, но и живопись, экологию и физкультуру. «Красота – радость – творчество», «Синтез» – это комплексы из нескольких программ по эстетическому развитию.
Ряд программ выделяют приоритетным направлением изучение фольклора. Они являются комплексными по содержанию, поскольку в них сочетаются и музыкальный фольклор, и народная хореография, и изучение традиций и быта народа. Есть ряд парциальных программ, которые смело можно назвать «узко» музыкальными, более того, они рассматривают только определенные виды музыкальной деятельности: слушание музыки «Музыкальные шедевры» О. Радыновой, игру на музыкальных инструментах «Оркестр в детском саду» Л. Меркуловой, музыкально-ритмические движения «Ритмическая мозаика» А. Бурениной[1].
Второе издание программы эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество» авторов Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной, исправленная и дополненная вышла в 2002 году.
В названии программы заключена ее направленность. Через восприятие красоты окружающего мира, ребенок, испытывая положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Все это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через свое творчество. Таким образом, основная цель данной программы: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности[2].
· искусство в жизни ребенка;
· эстетическая развивающая среда;
· знакомство с архитектурой;
· досуг и творчество;
Эти разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребенка.
Авторы подчеркивают свои основные принципы такие как «принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста»[3].
В разделе «Музыкальная деятельность» выписаны задачи музыкального образования и воспитания детей, которые включают:
· развитие музыкального восприятия; формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса; приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
· развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, формирование чувства ритма, гармонии).
· воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее;
· развитие интереса и любви к музыке своего народа и к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой других народов;
· приобщение ребенка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;
· формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге[4].
В конце каждого раздела предлагается информация об ожидаемых результатах, в процессе обучения по данной программе.
К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок:
· эмоционально реагирует на музыку, испытывая при этом радость;
· внимательно слушает ее;
· может определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы;
· слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы;
· определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется;
· может выразить свои впечатления от музыки в движении или рисунке;
· занимается с огромным желанием музыкальными движениями, ритмично двигается согласно характеру музыки, активно участвует в выполнении творческих заданий;
· поет с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально;
· способен воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом ;
· держит правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулирует; умеет правильно распределять дыхание;
· овладевает различными способами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах: будет уметь играть в ударном оркестре, воспроизводить общий характер музыкального произведения, его тембровые и динамические окраски, а также ритм[5]. .
Заметим, что эти результаты вполне достижимы, в отличие от тех, которые определены в комплексной программе «Детство».
Что же касается предлагаемого авторами репертуара, то в целом четко прослеживается перекличка с разделом «Музыкальное воспитание» программы под редакцией М. Васильевой, где автором также является М. Зацепина[6].
Некоторые программы знакомят малышей с русской национальной культурой и историей. К ним можно отнести такие программы, как «Оберег» (от 2 до 7лет), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, «Музыкальная народная культура» (от 4 до 10лет), «Горенка» (от 4 – 7лет).
Источник: megaobuchalka.ru
Программа «Красота — радость — творчество» (Авторы: т. С. Комарова и др.).
Цель: духовное, интеллектуальное и сенсорное развитие детей в дошкольном детстве. Программа эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей строится на принципах народности и комплексного использования видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры).
Программа «Музыкальные шедевры» (Автор о. П. Радынова).
Цель: формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности. Автор предлагает четкую систему работы на основе использования произведений искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. К программе разработаны методические рекомендации для педагога, система занятий для всех возрастных групп детского сада, беседы-концерты, развлечения. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентированной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.
Программа «Я, ты, мы» (Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина).
Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.
Программа помогает решать комплекс задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности. Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комплект входят учебно-наглядные пособия.
Программа «Я — человек» (Автор С. А. Козлова).
Цель: раскрыть для ребенка окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.
Программа включает четыре раздела; «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек — творец», «Земля — наш общий дом». Автором предлагается учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я — человек».
Программа «Наследие» (Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева).
Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.
Программа состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи: круг событий; семейный круг; круг чтения.
Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы. Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.
Программа «Здоровье» (Автор В. Г. Алямовская).
Цель: воспитание дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства. Автор предлагает систему, состоящую из четырех основных направлений, каждое из которых реализуется одной или несколькими подпрограммами: обеспечение психологического благополучия; охрана и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; нравственное здоровье; приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (Автор О. С. Ушакова).
Цель: развитие речи дошкольников.
В основе системы развития речи дошкольника лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение взаимосвязанных задач речевого развития: фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — развитие связной речи.
В данную методику включены отдельные конспекты, игры, речевые упражнения, творческие задания, направленные на решение всех речевых задач по разным возрастным группам.
Источник: studfile.net