О чем статья
Когда я работаю над музыкой, я прослушиваю ее в различных помещениях, на разных мониторах, на низкой, средней и высокой громкостях. При громком прослушивании я часто ищу грубости и шероховатости, что так же можно определить как неприятные ощущения в районе средних и высоких частот (да, это широкий диапазон, знаю).
Грубость (чрезмерное звуковое давление) может проявляться как на отдельной дорожке, так и «накапливаться» из слоев нескольких источников звука одновременно. Такое быстро вызывает усталость ваших ушей и просто на просто будет отвлекать от прослушивания.
В таких делах вам встретятся следующие обычные подозреваемые:
Вокал
Человеческий голос невероятно сложен в устройстве, и бывает, что его с трудом дается как записать, так и уложить в микс, то есть он может стать проблемой на всех стадиях, вплоть до мастеринга. В большинстве жанров (а особенно в поп-музыке) предпочитают яркий, чистый, выделяющийся и мощный вокал, и порой непросто передать эти качества, да еще и так, чтобы у слушателя не возникало ощущения, будто ему возят теркой по ушам.
Сведение вокала в fl studio или как петь ИДЕАЛЬНО!
Мой метод сведения вокала обычно включает использование клип-гейна для выравнивания динамического диапазона до определенного уровня, чтобы сигнал не перегружал компрессоры или сатураторы, которые я кладу на вокал. Самые частые шероховатости в звуке будут на шипящих – «ссс», «чччч», «шшш» и их производных.
Я отслеживаю шипящие во всем миксе и применяю клип-гейн, доводя их до комфортного уровня прослушивания. Эти звуки должны звучать натурально, ни громко, ни тихо, так как сатурация все равно разгонит этот сигнал после обработки. Есть несколько типов обработки, которые я использую для того, чтобы «приручить» шипящие, ниже мы еще вернемся к этому. Тем не менее, работа с клип-гейном до того, как вокал красится обработкой важнее всего. Да, это занимает время, но зато есть возможность убедиться, что вокал звучит достаточно ярко и в то же время не утомляет слушателя.
В дополнение к вышесказанному нельзя не упомянуть де-эссеры, при работе с шипящими их используют чаще всего, очень удобная вещь, широко используется как любителями, так и профессионалами.
Ударные (особенно малый барабан)
В современном музыкальном продакшне выделяется не только вокал. Другой пример — малый барабан, его должно быть хорошо слышно в любом месте аранжировки. Для, чтобы малый прорывался сквозь микс, приходится принимать радикальные меры, независимо от того, акустический барабан или синтезированный.
Между тем барабаном из мемов и таким, который одновременно выступает движущей ритмической силой, прекрасно сидит в миксе и обладает должным тембром, лежит тонкая грань.
Компрессия может помочь достать нужные транзиенты, но не надо недооценивать аугментацию (усиление ощущения мощности удара путем подмешивания дополнительных семплов или звуков) или даже замену барабана, если малый не прорезается сквозь остальные слои микса. Вместо того, чтобы излишне бустить средние и верха, пытаясь вытащить барабан на поверхность, гораздо лучше подложить сэмпл под оригинальную партию. Так вы не привлечете никаких резких искажений в общую картину, и дополнительная эквализация не потребуется.
Лучший VST плагин для сведения голоса! Синхронизация таймингов вокала в 1 клик
Вдобавок к малому барабану, тарелки и хай-хэты могут быть проблематичными, привнося рассыпчатые резонансы и звон, постоянно привлекая внимание слушателя. Как только правильные уровни настроены, иногда я применяю немного сайд-чейн компрессии (по-другому называемой “ducking”), используя вокалы или бочку и малый барабан в качестве триггера. Это нужно чтобы слегка снизить громкость оверхэдов во время раскатистых пассажей. Некоторые инженеры используют де-эссеры на тарелках, и несмотря на то, что я в этом тоже вижу определенные выгодные моменты (де-эссер – это всего лишь компрессор, нацеленный на определенную полосу частот, обычно узкую, на верхах), это не та техника, которую обычно выбираю я сам.
Гитары
Гитары, как акустические, так и электрические, спроектированы, чтобы излучать звук, легко прорезающийся через плотные аранжировки, и именно из-за этого они могут звучать неприятно, особенно если они плохо записаны и сведены. Дешевая акустическая гитара, записанная в неподготовленной комнате, может стать настоящей головной болью, когда дело дойдет до сведения.
Один из самых действенных методов при записи акустической гитары заключается в следующем: нужно направить конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой на стык грифа с корпусом, и микрофон с большей диафрагмой, нацеленный на нижнюю часть корпуса, примерно в метре от него. В такой связке приличная порция яркого звука будет сниматься нековым микрофоном, так что, если вы применяете такой метод, уделите внимание балансу между ними. Поднимая громкость некового микрофона, вы будете контролировать громкость хай-энда (если конечно, все удалось записать хорошо).
Электрогитары привносят свои уникальные особенности. Кстати, хай-гейновый перегруз проще сводить, потому что, в общем-то говоря, он не очень-то динамичен по своей природе. Скругление формы волны при перегрузе стало в результате тем самым пресловутым «дисторшном», который так все полюбили. Ниже на скриншоте как раз показан визуальный пример такой волны.
Гитары с дисторшном в Pro Tools. Обратите внимание на недостаток динамики в результате искажений от перегруза.
Чистые гитары представляют больший вызов для инженера, ведь если нет компрессии при записи (через педаль эффекта или любого другого компрессора), они будут звучать довольно динамично и ярко. У меня есть Vox AC30, и несмотря на то, что я его безмерно люблю, бывает, что он сильно кусается, его звук нужно «приручать», либо компрессией, либо эквализацией, либо еще каким-нибудь образом.
MXR dyna comp, одна из моих самых любимых педалей
Синтезаторы
Про синтезаторы я могу написать целую книгу. Процесс синтеза невероятно сложный и в результате может получиться любой мыслимый и немыслимый звук. Синтезаторы могут звучать жирно и в то же время иметь перкуссионный характер, быть яркими и нежными, звучать приглушенно, но властно, короче: синтезаторы могут обладать всяческими звуковыми качествами одновременно, такими, которые в вашем воображении не смогут сосуществовать.
В некоторых случаях, нельзя доверять тому, как ведет себя синтезатор, его поведение можно описать словом «непостоянный». На протяжении песни его характер звука в общей картине может меняться, и здесь нам поможет автоматизация громкости. Мне пришлось найти особые плагины, которые адаптируются к материалу (определённые компрессоры, динамические эквалайзеры, и т.д.), чтобы успешно сводить синтезаторы. Чуть больше про данные плагины далее.
Несмотря на все ухищрения, приведенные выше, нет ничего лучше хорошего исходника. Да, обработка на канале вроде эквалайзеров поможет избежать какой-то грубости при записи, но правильная расстановка микрофонов, их правильный выбор — это уже полдела, первая линия защиты. Тем не менее, если материал все же записан не очень хорошо, вот вам мой список плагинов, которые я использую, чтобы справляться с неровностями и грубым звуком при сведении.
Oeksound soothe2
Soothe2 и его предшественник Soothe были специально спроектированы, чтобы разглаживать грубые места в аудио треках. Oeksound сами называют soothe2 «динамическим подавителем резонансов». Его идея в том, что он ведет себя как компрессор, то есть он динамически считывает исходный материал, но на частотный спектр влияет как эквалайзер.
Проще говоря, soothe оставляет в записи то, что вам нравится, и убирает то, что режет слух.
Если рекомендовать один универсальный плагин для «приручения» шероховатостей и неровностей, то я точно порекомендую soothe2. Я использую его как на отдельных дорожках (особенно на ведущем вокале, в конце цепочки эффектов), так и на подгруппах (soothe2 творит чудеса на подгруппе ударных, особенно если там избыток железа), и даже на мастер шине (ищите пресет «ear-friendly on top master», будет от чего оттолкнуться).
https://youtu.be/vk055rXHaK4
FabFilter Pro-MB и Pro-Q 3
Плагины FabFilter известны своим прекрасным пользовательским интерфейсом, прозрачным звуком и кучей полезных фишек. Я пользуюсь двумя этими плагинами для широкого спектра задач, они отлично справляются с неровностями в звуке.
The Pro-Q 3 теперь имеет режим динамического эквалайзера. Для того, чтобы выявить частоты, в которых есть перенасыщение звуком, я обычно использую инструмент спектрального анализа, затем создаю полосу в этом месте и работаю с ней в нужном направлении. Pro-Q 3 лучше всего работает в самом начале инсерта на ярких нотах, убирая частоты, утомляющие слушателя еще до этапа сатурации или компрессии.
Pro-MB просто отличный многополосный компрессор, невероятно полезный для таких партий, где почти все в порядке на всем диапазоне, но кое-где требуется аттеньюация (снижение уровня сигнала). Применять Pro-MB можно на отдельных треках, подгруппах и иногда на мастер шине.
https://youtu.be/KpfjRgQdKDE
UAD Empirical Labs Distressor
Данная эмуляция знаменитого компрессора от Empirical Labs (железную версию которого днем с огнем не сыщешь) отлично копирует оригинальный аппарат, его философию, агрессию и отклик. Дистрессор хорош в нескольких моментах в частности, он великолепно справляется с перкуссионными инструментами. Я постоянно применяю его на бочке, румах, оверхэдах, бас гитаре и вокалах.
Как я отметил выше, Distressor имеет довольно агрессивный тон. Каким же образом он оказался в перечне плагинов, которые хорошо убирают грубость в звуке, спросите вы? А таким: Distressor идет в комплекте с функцией «band emphasis», она добавляет эквалайзер в цепь, что делает устройство более чувствительным к грубым местам в области средних частот. Именно по этой причине Distressor подходит ко всему, что немного выпирает серединой — малому барабану, оверхэдам или вокалу.
https://youtu.be/xuzPYtALTFs
Ваш любимый компрессор (в правильном пользовании)
Я использую компрессор по разным причинам. Самое частое применение – это когда нужно снизить динамический диапазон отдельных треков.
Недавно, в одном треке, что я сводил, вокалист выдал невероятную динамику. Определенные моменты были на уровне шепота, а другие почти на крике. Хоть я и начал с клип-гейна, основную работу все равно делали компрессоры. Иногда подобные слишком динамичные дорожки имеют тенденцию «выпирать» и давать слушателю неприятные ощущения. Перед тем, как применить эквалайзер и полностью поменять тембр сигнала, попробуйте немного поиграть с уровнями, возможно это решит проблему.
В добавок к вышесказанному, определенные компрессоры являются замечательными «генераторами тона», многие из них красят любой звук, который проходит через них. Вот некоторые из моих самых любимых: Fairchild 660/770, Tube-Tech CL 1B и Teletronix LA-2A. Все они доступны в качестве эмуляции от компаний Universal Audio и Waves (в частности). Гораздо важнее бренда – понимание того, как работают те или иные приборы, ведь даже ваш стоковый компрессор DAW способен на чудесные вещи, особенно если правильно подобрать настройки под контекст вашего трека.
Ваш любимый эквалайзер (в правильном пользовании)
Пожалуй, никакие эффекты обработки не сравнятся со старым добрым эквалайзером по степени редактирования грубых моментов в звуке. Годами я пользовался стоковым 7-ми полосным эквалайзером Pro Tools EQ3 для вычитательной эквализации, и у меня нет жалоб относительно его функциональности и звука. Когда я продюсирую музыку в Abletone Live, у меня не возникает никаких претензий к встроенному эквалайзеру. Logic идет с несколькими классными предустановленными плагинами эквализации, включая один из тех, что эмулирует известную и признанную во всем мире железку.
Тут моя мысль похожа на ту, что я пытался донести в разговоре о компрессии – хотя на рынке и очень много очень «шелковых» по звуку плагинов эквализации, лучшими все равно будут те, с которыми вам удобней всего обращаться. Гораздо важнее понимать концепт и функции эквалайзера, чем иметь самый последний и модный софт.
Уметь пользоваться эквалайзером и иметь натренированные уши просто необходимо. Понимание того, как музыкальные элементы ведут себя на протяжении всего частотного спектра (в особенности между 1-15 кГц) позволят вам делать осознанные действия с эквалайзером во время принятия решений.
Существует куча ресурсов и упражнений для того, чтобы повысить уровень своего мастерства, например Quiztones.
iZotope Ozone 9
Несмотря на тот факт, что я всегда рекомендую убирать все зазубренности и грубости на уровнях дорожек до того, как вы приметесь за работу на мастер шине, флагманский набор для мастеринга от iZotope включает в себя набор модулей, которые помогут вам, словно скульптору, слепить более приятный на слух общий тон всего микса.
Динамический Эквалайзер хорош для смягчения нагромождений в районе верхней середины, что характерно для треков с большим количеством треков. Дополнительно к этому, модуль ‘Spectral Shaper’ был специально создан для того, чтобы управлять динамикой определенной частоты вашего материала. Если микс страдает от грубых транзиентов, скажем, малого барабана, хай-хэтов или акустической гитары, ‘Spectral Shaper’ может исправить эту проблему.
Одно из моих любимых развлечений в Ozone – это запустить помощник мастера и посмотреть, что он думает о моих миксах. Если он предлагает повесить массивный купол или чуть «отщипнуть» от какой-то частоты, я вернусь к миксу и попробую исправить это на уровне дорожек, до мастера. Если он говорит, что у меня слишком много всего между 60-120 Гц, лучше вернуться к дорожкам бочки и баса и исправить все на раннем этапе.
https://youtu.be/6yVesdLOXOM
Итог
Одна из самых частых отличительных черт записей с низким бюджетом – неравномерность и наличие шероховатостей, и есть несколько вещей, на которых я концентрируюсь больше, чем на чистом и приятном звуке. Можно утверждать, что цифровой звук по своей природе более хрупкий, чем аналоговый, и я считаю, что привнесение некоторого аналогового оттенка в мою работу с использованием оборудования и плагинов, имитирующих железо, имеет большое значение для обеспечения теплого, пробивного, но никогда не резкого финального продукта.
Переведено и локализовано: Studi Day
Источник: studioday.ru
Как выровнять основной голос с его бэк-вокалом и даблом? (1 онлайн
Axmedzhan
Member
18 Ноя 2011 138 4 18
Всем известно, что с помощью Melodyne или variaudio можно произвести квантизацию голоса, как вручную, так и одной общей ручкой (например, pitch quantize в variaudio). А как также, с помощью одной такой функции выровнять голос с даблом или бэк-вокалом по времени? Очень много времени отнимает выравнивание вручную, да и не всегда идеально получается.
Извините, если вопрос уже обсуждался, через поиск не нашёл.
IvanSoundProduser
Active Member
9 Ноя 2008 147 35 28 Украина; Одесса.)
Axmedzhan
Member
18 Ноя 2011 138 4 18
IvanSoundProduser, я его уже ставил, но не пойму никак, почему он не появляется в списке vst-плагинов в кубейсе(
вообще это единственный рабочий инструмент?
kseile
Well-Known Member
24 Фев 2007 1.258 148 63 40 Санкт-Петербург vk.com
присоединяюсь, хотелось бы небольшой туториал по работе в вокалином в качестве плагина. до этого юзал как стэндэлон, а вот как с лпагином обращаться ума не хватает понять(
Axmedzhan
Member
18 Ноя 2011 138 4 18
Вновь отработал дедовским методом)
Но всё таки очень хотелось бы синхронизировать дубли и бэки на 100%.
SoutCross
CORUS
27 Дек 2007 2.628 518 113 Беларусь
Можно было и самим хоть пару минут уделить на поиски.:ireful2:
http://www.youtube.com/watch?v=sX2HsyPNP8M
kseile
Well-Known Member
24 Фев 2007 1.258 148 63 40 Санкт-Петербург vk.com
SoutCross, позор на мою голову, что ж за день сегодня такой. искал специально мануалы всякие, но на это видео как-то не натыкался( спасибо тебе огромное.
tosh
Active Member
5 Окт 2005 525 147 43 Кременчуг UA
SoutCross, позор на мою голову, что ж за день сегодня такой. искал специально мануалы всякие, но на это видео как-то не натыкался( спасибо тебе огромное.
Привет, у тебя все получилось? Я давно не могу запустить плаг vocalign в работу, кажется никаких ошибок нет, делаю все, как написано в хелпе, плюс сто раз видео с youtube пересмотрел (правда на видео версия vocalign какая-то не такая, более упрощенная. — у меня 4.0.0.4), НО РЕЗУЛЬТАТА НЕТ, как звучал «расхил», так и продолжает звучать.
Прилагаю видео, где и что сделал не так, не могу понять.
P. S. Второй трек специально растянул по темпу, чтобы он отставал.
Источник: rmmedia.ru
Обработка вокала
Записать вокал так, чтобы он хорошо звучал с другими компонентами композиции не легко. Однако исправить ряд допущенных ошибок во время записи можно путём обработки вокала.
Для начала давайте послушаем запись вокала, которую мы будем обрабатывать:
Для начала нужно избавиться от фонового шума. Для этого Вы можете воспользоваться множеством программ: как звуковыми редакторами, так и виртуальными студиями. Несмотря на то что все примеры обработки вокала выполнены в Лоджике, я решил рассмотреть процесс удаления фонового шума и в одном из звуковых редакторов — adobe audition. После записи вокала выделите фрагмент в котором присутствует только шум и выберите пункт главного меню: Effects — Noice reduction — Noice reduction. Откроется окно:
После чего нажмите по кнопке «Get Profile from selection» выделенной красным цветом. Далее сохраните профиль шума, нажав по кнопке «Save Profile» выделенной синим цветом. После этого закройте это окно. Выделите всю запись (Ctrl+A) и снова дайте команду Effects — Noice reduction — Noice reduction. Далее загрузите ранее сохранённый профиль шума с помощью кнопки «Load profile» выделенной зелёным цветом.
Задайте уровень удаления шума в области выделенной жёлтым цветом.
Что же касается виртуальных студий ? Вы можете воспользоваться стандартными плагинами программ, которые предназначены для борьбы с шумом. В Лоджике это плагин Noice Gate:
Шум желательно удалить в первую очередь. Однако к этому процессу следует отнестись внимательно, так как Вы можете испортить качество записи. Также, убедитесь в том что Вы правильно записываете вокал (смотри статьи микрофоны, запись вокала, шумоподавление, эквализация ). Послушаем вокал после обработки гейтом:
Работа с низкими частотами
В ранее указанных статьях есть информация о частотах, которые следует подавить в случае наличия в записи определённых «вредных частот» (шум сети, взрывные согласные, свист и.т.д.). Однако важно помнить то что серьёзных частотных преобразований вокал не терпит так как наша слух. система особенно чувствительна к изменению тембров в этом диапазоне. В данном примере я срезал часть низких частот, так как там практически не находится полезный сигнал.
Компрессия
Об обработке вокала компрессором написано в статьях «компрессия» и «компрессия на практике«.
В целом компрессия вокала нужна для придания чёткости и громкости. Послушаем наш пример после обработки компрессором:
Дэ-эссинг
Дэссер предназначен для борьбы со свистящими и шипящими звуками. Они могут возникать в следствие проблем вокалиста (врождённых или при неправильном пении) и неправильной записи. Вы можете исправить эти проблемы на этапе обработки вокала эквалайзером. По сути дэссеры являются частными случаями эквалайзеров, предназначенных специально для удаления из вокала шипящих и свистящих звуков, которые мешают разборчивости вокала. Если у Вас нет Дээссера, то скачать его можно тут.
Энхайзинг
После обработки вокала шумоподавлением, компрессией, эквализацией и дэссером Вы могли потерять часть высоких частот полезного сигнала. Это можно исправить с помощью обработки вокала энхайзерами, которые добавляют естественные гармоники в высокочастотном диапазоне.
Добавление эффектов
На этом этапе сложнее давать объективные советы, так как всё зависит от Ваших вкусов и целей. В целом, вокал можно уплотнить с помощью хорусов (или простого повторения вокала с очень незначительным отставанием по времени). Атмосферности и естественности вокалу может прибавить реверберация (однако чрезмерное использование реверберации делает вокал неразборчивым а звучание композиции мутным и глухим) и дилей. При этом дилей рекомендую использовать по панораме а не в центре (впрочем всё ведь зависит от вкусов !).
Коррекция частот
Далеко не каждый вокалист обладает абсолютным слухом и звукорежиссёрам довольно часто приходиться заниматься коррекцией вокала, выравнивать непопадания вокалиста в нужные ноты. В лоджике для этого есть замечательный плагин Pitch Correction. Из наиболее распространённых является «Melodyne». В мелодине Вы записываете вокал, после чего программа его анализирует и выполняет квантование как по времени, так и по частотам, возвращает обработанный вокал в хост программу через протокол rewire.
Послушаем оригинальную запись:
В завершение хочу сказать то что на практике, когда вокал записывается и позже сводится с музыкой, рекомендуется использовать меньше реверберации чем в примере. Также, гораздо более заметно полезное действие компрессии, так как необработанный компресс
Источник: corpuscul.net