В психологии нет единого понимания «трудного» ребенка, единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития. Психологу необходимо помнить, что по отношению к разным группам применяются различные диагностические и коррекционные методы. Однако алгоритм работы с трудными подростками един:
2) составление реабилитационной программы;
3) реализации программы.
Для получения диагностического заключения и составления эффективной коррекционной программы целесообразно использовать процедуру, включающую как контактные скриннинговые пробы, так и, при наличии показаний, «батареи» соответствующих методик.
При составлении реабилитационной программы необходимо учитывать, что в качестве профилактических и коррекционных мер для группы подростков с патогенной дезадаптацией выступают медико-педагогические (оздоровительные) воздействия, которые осуществляются как в образовательных, так и в специальных лечебно-воспитательных реабилитационных учреждениях. Отклонения в поведении подростков с психосоциальной и социальной дезадаптацией эффективно преодолеваются в процессе индивидуально дифференцированного подхода к ребенку в школе, при оздоровлении отношений в семье, учете возрастных закономерностей развития подростка.
Упражнение для сплочения команды на тренинге | упражнение тимбилдинг
Этапы подготовки программы реабилитации:
1. Проведение предварительной беседы с подростком и установление с ним контакта (см. прил. 16 «Методические приемы, применяемые в индивидуальном консультировании»).
2. Определение проблемы.
3. Проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося. Если подросток замкнут, целесообразно сначала использовать рисунки, например, «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных» (в кого превратил волшебник твоих близких) Если он подвижен и контактен, лучше использовать вербально ориентированные опросники. Необходимо отметить, что отклонения в поведении подростков чаще всего характеризуются через уровень самооценки, референтные и ценностные ориентации, наличие акцентуаций, статусную позицию в коллективе.
4. Определение особенностей психического развития и психологических факторов риска, а также составление психологического портрета испытуемого с указанием возможных направлений коррекции (см. прил. 17 «Карта личностного развития подростка»).
5. Составление отдельного психологического заключения о ребенке для каждого получателя.
6. Составление программы необходимых коррекционных воздействий.
К мерам специализированной психологической помощи относятся конкретные психопрофилактические и психокоррекционные занятия, проводимые на основе общей и симптоматической диагностики. В литературе наряду с приемами индивидуального консультирования трудных подростков рекомендуются индивидуальные профилактические беседы, интервью, групповая и индивидуальная психокоррекция (см. прил. 19 «Карта индивидуальной коррекционной работы с подростком»)
Задачи коррекционного направления:
Упражнение «Тучка». Тренинг «Всё в твоих руках!». Февраль 2020
1. Коррекция отношения к себе: объективность самооценки; устранение психологических защит; достижение уверенности и антиконформности; принятие адекватной роли.
2. Коррекция отношения к другим: достижение способности к эмпатии; приобретение навыков адекватного равноправного общения; способность к предотвращению конфликтов; приобретение лидерских и организаторских навыков; овладение способами выхода из затруднительных ситуаций.
3. Коррекция отношения к жизни: устойчивость по отношению к неудачам.
Психологу стоит обратить внимание на ряд психогимнастических и тренинговых упражнений, которые могут нести в себе диагностическую функцию. Например, попросите ребенка обвести свою кисть и в каждом пальчике разноцветными карандашами написать свои качества «Какой я?». Можете вырезать фигурку человечка и попросить подростка разноцветными карандашами закрасить те части фигурки, в которых живут различные эмоции подростка: гнев, печаль, тревога и т.д.
7. Участие в комплексной коррекционной программе.
Работа с трудным подростком осуществляется в соответствии с этапами реабилитационной программы.
Задание 1. Предварительная беседа.
Определение проблемы с помощью «Методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (см. прил. 18), диагностического приёма «Три вопроса», упражнения «Позитивные и негативные круги».
Цель – установить контакт (с помощью предлагаемых методов) с подростком; определить склонность конкретного подростка к отклоняющемуся поведению; выявить специфику психологических проблем подростка.
Источник: studfile.net
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Программа составляется зам. директором по ИВР, социальным педагогом и педагогом-психологом на полугодие на основании психолого-педагогических характеристик учащегося, его семьи и рекомендаций педагога-психолога. Программа включает работу классного руководителя, специалистов СППС, инспектора ИДН, учителей-предметников, библиотекаря.
УТВЕРЖДАЮ
Директор СШ № ___
__________________________
(Подпись, ФИО)
«_» _______________200__ г.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ (образец)
с учащимся ____ класса СШ №___ г. Минска
____________________
(ФИО)
на ___ полугодие 200__-200__ учебного года
Дата заседания педагогического консилиума – _________
Мероприятия по коррекции
Исполнители
Срок исполнения
Ежедневный контроль за посещением учебных занятий.
Классный руководитель, социальный педагог
Изучение особенностей развития эмоционально-личностной сферы.
Принятие своевременных мер по предупреждению и преодолению запущенности в учебе:
-осуществление дифференцированного подхода в обучении;
-использование в ходе урока стимулирующих и организующих видов помощи;
-осуществление контроля за текущей успеваемостью и доведение информации о ней до родителей.
Кл. руководитель,
учителя-предметники,
зам. директора по УВР
Проведение индивидуальных коррекционных занятий с элементами арт-терапии, развивающих умение анализировать собственное поведение, разрешать конфликтные ситуации. Программа «Лабиринты моего «Я».
Ноябрь-декабрь, 1 раз в неделю
Организация и контроль за посещением стимулирующих занятий по предметам, по которым у подростка низкая успеваемость (ниже «3»).
Кл. руководитель, учителя-предметники,
зам. директора по УВР
По мере необходимости
Привлечение к подготовке и участию коллективных творческих дел:
А) подобрать постоянное поручение в классе с учетом интересов и склонностей;
Б) привлечь к проведению классных часов и часов информирования;
В) вовлечь в
-спортивную секцию;
-библиотеку.
Соц. педагог
Библиотекарь
В течение полугодия
Посещение семьи подростка. Обсуждение с мамой проблем поведения и воспитания.
Соц. педагог
Кл. руководитель
1 раз в четверть
Цикл индивидуальных коррекционных бесед с подростком по теме «Безопасное и ответственное поведение» с целью профилактики правонарушений.
Социальный педагог, инспектор ИДН
Зам. директора по ИВР
Педагог-психолог
Педагог социальный
Материал подготовлен СППС Заводского р-на
- Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми, испытывающими трудности в поведении
- Программа «Секреты успешной учебы» 4-8 классы
- Программа «Шаги к успеху» 9-11 классы
- Трудные дети (советы психолога)
- Документация СППС на «трудного»
Главное меню
- Главная
- Младший школьный возраст
- Подросток
- Психодиагностика психолога в школе
- Коррекционная работа психолога в школе
- Документация школьного психолога
- Мероприятия психолога в школе
- Педагогически трудные дети
- Работа с родителями
- Работа с пед. коллективом психолога в школе
- Профилактическая работа психолога в школе
- Просвещение школьников
- Психологическое консультирование
- Профориентация старшеклассников
- Саморегуляция
- Лекции и практикум по психологии
- Семейное право
- Психология для всех
- Книги
Источник: www.vashpsixolog.ru
Программа социально-педагогической направленности «Коррекция девиантного поведения учащихся в условиях реабилитационного центра»
Цель и задачи программы Формы, методы и приемы коррекционно-профилактической работы Сроки и этапы реализации программы Этапы реализации программы Прогнозируемые результаты Ожидаемые результаты Оценка эффективности реализации программы
03 октября 2021 Золоткова Татьяна Александровна
1220 74 1 0
Содержимое публикации
«Коррекция девиантного поведения учащихся в условиях реабилитационного центра»
Возрастная категория: дети от 11 до 15 лет
Срок реализации программы — 1 год
Золоткова Татьяна Александровна
г. Рузаевка, 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы педагогов являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим важна работа социального педагога с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали.
В школах таких учащихся называют «школьниками, имеющими отклонения в поведении», «педагогически запущенными», «социально-запущенными», «трудновоспитуемыми», дети «группы риска». Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация к учению. Они «мешают» себе, другим, учителю. Как правило, большинство воспитанников реабилитационного центра относятся к данной категории детей.
Профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков в ГКУСО РМ «СРЦН «Солнышко» уделяется серьезное внимание. В работе с данной категорией школьников в первую очередь необходимо достичь гармонизации эмоциональной сферы несовершеннолетних через организацию различных мероприятий, психологических акций, игр, прогулок и экскурсий, где школьник получит положительный эмоциональный опыт, у него появятся новые друзья, новые интересы, новые возможности.
Параллельно необходимо организовать работу с родителями, принцип которой — решение эмоциональных проблем, затем личностных и только потом переориентация родительского поведения.
Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение научно-обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания трудных учащихся могут дать хорошие результаты в изменении их поведения, качества знаний и профилактики правонарушений. Основной целью педагогической деятельности я считаю коррекцию девиантного поведения детей, всестороннее развитие личности воспитанников, максимальное раскрытие их потенциальных способностей, воспитание уверенности, создание благоприятных условий для успешной социализации, укрепление взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
Программа направлена на результативное разрешение проблем отклоняющегося поведения учащихся. Она отличается целостным характером. Ее приемы сгруппированы в единую методическую систему, которая позволит предупредительно влиять на учащихся с целью их воспитания и развития.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является: изменение девиантного поведения детей «группы риска» в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Основные задачи , решаемые в рамках программы:
Раскрыть положительные качества ребенка и воспитать уверенность в достижении успеха в различных видах деятельности;
Укрепить взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;
Способствовать развитию детей в познании себя как личности;
Формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.
Формы, методы и приемы коррекционно-профилактической работы
Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.
Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
Коррекцию негативных поведенческий проявлений важно начинать с развития позитивного образа «я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать выбор, его следует обучать умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, научить неагрессивным способам реагировать на критику, сопротивляться давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально- позитивными средствами.
Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
успешности учебной деятельности;
эмоционально положительной системы, удовлетворяющей учащихся и их взаимоотношения со сверстниками;
психологической защищенности, (т.е. знание учащимися своих прав и обязанностей, соблюдение учителями учебно-воспитательного процесса, равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию, соблюдение прав учащихся и самоопределение).
Оказываемая подросткам помощь при соблюдении данных требований позволяет обеспечить равномерное, гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении.
Положительные качества, которые выявляет педагог, являются базовым ориентиром в воспитательной работе. Опираясь на них, педагог может создать конструктивные взаимоотношения. А вера в ребенка восстанавливает у него чувство самоуважения, собственного достоинства.
Коррекционная работа также направлена на:
оздоровление условий воспитания и развития ребенка;
устранение неблагоприятного влияния со стороны ближайшего окружения;
формирование у подростка положительной «Я- концепции»;
повышение мотивированности обучения, коррекцию его поведенческих реакций;
развитие способностей и нравственных личностных ориентаций.
Принципы коррекции, которыми пользуется соц. педагог — это дифференцированность, комплексность, последовательность, преемственность, доступность, а функции :
восстановительная — восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до дезадаптации;
компенсаторная – формирование у подростка стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его деятельности;
стимулирующая – активизация положительной социально- полезной деятельности подростка, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение педагога к личности ребенка и его поступкам;
исправительная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, примеры, тренинги, психотерапевтические методики, консультирование).
Сроки и этапы реализации программы
Сроки реализации программы 1 год.
Программа рассчитана на детей от 11 до 15 лет. Программа предоставляет возможность краткосрочной работы. Требуется немного времени и по продолжительности каждого занятия, и по общему числу занятий. Краткосрочность — важное условие возможности включения психокоррекционных методов в реальность школьной жизни.
Занятия проводятся в группе из 4-10 детей. Продолжительность одного занятия 45-60 минут. Число занятий — 10. В зависимости от организационных возможностей занятия проводятся с различной частотой. Лучше проводить по разу в неделю.
Потребуются стулья по числу участников, бумага для рисования (большие листы) и карандаши.
Этапы реализации программы
Подготовительный. Сбор и обработка информации, установление первого контакта с трудным подростком. Анализ информации, постановка социального диагноза.
Исследовательский. Анализ диагностики, составление психолого-педагогической характеристики, составление индивидуальной программы реабилитации. Все результаты первоначального диагностического тестирования подростков, отметки об участии их в мероприятиях, их поведение на них, изменения в поведении подростков в течение всего периода коррекции отмечаются в индивидуальных картах коррекции.
Продуктивный. Педагогическое воздействие на развитие личности и ее формирование посредством тренинговых занятий, формирование личностной и социальной компетентности подростков.
На данном этапе реализуются все задачи программы.
Заключительный. Подведение итогов. Разработка рекомендаций.
Прогнозируемые результаты
Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, морально-волевых качествах, здоровом образе жизни.
Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
Ожидаемые результаты:
Педагогические показатели — повышение мотивации учения, сохранность контингента учащихся «группы риска», их успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня обучаемости, снижение педагогической запущенности.
Социально-психологические показатели — улучшение психоэмоционального состояния, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социальной личности.
Оценка эффективности реализации программы
Реализация намеченных мероприятий по программе существенно повысит уровень развития воспитания детей, приведет к снижению роста негативных явлений в детской среде, будет способствовать духовно- нравственному оздоровлению социума.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
План реализации программы
Игры и упражнения
Знакомство, снятие психологического напряжения в группе.
1. Знакомство с помощью игры «Мяч»
2. Обсуждение правил
3. Игра «Поменяйтесь местами те…»
4.Упражнеие «Лишний стул»
5. Игра «Что я люблю»
6. Упражнение «Закончи предложение»
7. Игра «Путаница»
8. Релаксационные упражнения
9. Рефлексия занятия
Повышение психологической безопасности участников группы.
2. Упражнение «Пианино»
3. Упражнение «Поменяйтесь местами те кто…»
4. Игра «Молекулы»
4. Игра «Что я люблю»
5. Релаксационные упражнения
6. Рефлексия занятия
Активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности.
2. Упражнение «Добрый – злой мяч»
3. Упражнение «О тебе»
4. Игра «Кто я такой?»
5. Релаксационные упражнения
6. Рефлексия занятия
Дифференциация представлений о себе. Обучение навыкам взаимодействия в группе.
1. Игра «Кошки-мышки».
2. Упражнение «Калека XX века»
3. Упражнение «Подарок»
4. Упражнение «Получается — не получается»
5. «Составь рассказ»
6. Драматизация истории
7. Релаксационные упражнения
8. Рефлексия занятия
Тренировка навыков взаимодействия в группе
1. Игра «Кошки-мышки».
2. Упражнение «Пианино»
3. Упражнение «Хорошо-плохо»
4. Упражнение «Совместный рисунок»
5. Релаксационные упражнения
6. Рефлексия занятия
Тренировка навыков взаимодействия в группе. Активизация позитивного восприятия жизни.
1. Упражнение «Калека XX века»
2. Игра «Недостающий стул»
3. Упражнение «Мне нравиться в тебе…»
4. Упражнение «Произошло и хочу, чтобы произошло»
5. Упражнение «Человек и его тень»
6. Игра «Красный уголек»
7. Релаксационные упражнения
8. Рефлексия занятия
Тренировка навыков взаимодействия в группе. Отреагирование негативных эмоций.
4. Игра «Поменяйтесь местами те кто…»
5. Упражнение «Стало лучше»
6. Упражнение «Школа друзей»
7. Релаксационные упражнения
8. Рефлексия занятия
Тренировка навыков взаимодействия в группе.
1. Игра «Кошки-мышки»
2. Игра «Лабиринт»
3. Упражнение «Отказаться или согласиться»
4. Упражнение «Совместная история»
6. Упражнение «Красный уголек»
7. Релаксационные упражнения
8. Рефлексия занятия
Работа с социальными ролями. Премирование различных социальных ролей.
1. Игра «Недостающий стул»
2. Упражнение «Пианино»
3. Упражнение «Отказаться или согласиться»
4. Упражнение «Школа»
5. Упражнение «Падишах»
6. Релаксационные упражнения
7. Рефлексия занятия
Завершение работы. Позитивное программирование будущего. Ощущение принадлежности к группе сверстников.
1. Игра «Путаница»
3. Упражнение «Падишах»
4. Упражнение «Каким я буду через год»
5. Упражнение «Совместный рисунок»
6. Релаксационные упражнения
7. Рефлексия занятия
Государственная Программа «Развитие воспитания детей в Российской федерации до 2010 года» Москва 2004 г.
Т.А. Шишковец «Справочник социального педагога» Москва 2005 г.
Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова «Методика и технология работы социального педагога» Москва 2005 г.
И.В. Дубровина «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» «Академия» 1995 г.
А.Г. Ковалев «Психологические основы перевоспитания нарушителя прав» юридическая литература Москва 1968 г.
Г.М. Потанин, М.А. Алемаскин «Методика предупреждения отклоняющего поведения несовершеннолетних» МГПИ им. Н.К.Крупской, 1987 г.
«Психология формирования и развития личности», М: Наука 1981 г.
И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» Санкт-Петербург 2003 г.
В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция» М: Просвещение 1992 г.
А.А. Реан «Психология подростка» М: «Олма — пресс» 2003 г.
Приложение 1
Цель: знакомство, снятие психологического напряжения в группе.
Участники вместе с ведущим занимают места, образуя круг.
1. Знакомство с помощью игры «МЯЧ»
1) Участник называет свое имя и передает мячик соседу, который тоже называет свое имя и передает мячик дальше, пока не представятся все участники.
2) Участник кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо по своему выбору.
3) Участник называет свое имя и имя того, кому бросает мяч.
2. Обсуждение правил поведения на занятиях.
3. Упражнение «Поменяйтесь те…»
Поменяться местами по какому-либо признаку. Все сидят на своих местах, водящий стоит, его стул отставляется. Водящий говорит: «Меняются местами те, у кого. (например, в одежде есть синий цвет)», те участники, у кого есть названный признак, быстро меняются местами друг с другом, водящий стремится занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без стула становится водящим. Игра прекращается, когда признаки начинают повторяться.
4. Игра « Лишний стул».
5. Упражнение «Что я люблю» с запоминанием других.
Каждый участник говорит, что он любит. Затем другие участники должны вспомнить, кто что любит.
6. Упражнение «Закончи предложение»
Один начинает предложение, другой его заканчивает. Например, первый участник говорит: «Сегодня утром. «, сосед должен повторить начало фразы и закончить ее, например: «Сегодня утром шел снег», затем он говорит свое начало фразы, его сосед ее заканчивает.
7. Игра « Путаница» .
Выбирается водящий а остальные участники образуя круг начинают запутываться, меняя своё положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Задача водящего- распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение.
8. Релаксационные упражнения
Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете. А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его ещё сильнее, чем первый. Прекрасно.
Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте всё сильнее.
Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.)
9. Рефлексия занятия .
Источник: www.art-talant.org