Ведущая: Добрый день, дорогие друзья!
Слайд 2
Среди бесчисленного множества чудес,
Что нам подарены самой природой,
Одно есть, несравнимое ни с чем,
Неувядающие сквозь любые годы, –
Живого голоса чарующая власть,
Что проникает в сердце без преграды,
Когда он льется, радостно искрясь,
Напоминая нам, что счастье рядом.
Слайд 3
Опера… Уже более четырех веков этот жанр владеет сердцами и мыслями миллионов людей. При первых звуках оркестра в зрительном зале возникает та особая атмосфера подъема, волнения, праздничности, которая неизменно сопровождает оперный спектакль. Это чувство приподнятости равняет всех — и знатоков вокального искусства, и неподготовленных слушателей.
Слайд 4
Как можно не любить оперу! Сочетание музыки и драмы, участие огромного исполнительского коллектива – хора и оркестра, солистов, живописность зрелища — все это создает незабываемое художественное впечатление. Мы лишь немного, в меру своих скромных возможностей, попытаемся прикоснуться к этому чуду.
Моцарт. Симфония №40
Слайд 5
Гордостью Донбасского края является Донецкий государственный академический театр оперы и балета им. Анатолия Борисовича Соловьяненко.
Слайд 6
Я с удовольствием хочу представить наших гостей – народного артиста Украины, художественного руководителя Донецкого государственного академического театра оперы и балета – Вадима Яковлевича Писарева и солистку театра Елену Ивановну Бабич. Спасибо, что нашли время в плотном творческом графике для встречи с коллективом педагогов и учащихся нашей школы.
Слайд 7-12
Слайд 13
Я приглашаю вас приоткрыть кулису времени и заглянуть в прошлое. Зародилась опера в Италии. Первое сочинение в этом жанре было написано в 1600 году по мотиву известной легенды о певце Орфее и его возлюбленной Эвридике итальянским композитором Якопо Пери.
Слайд 14-15
Позже, к этому же сюжету обратился Клаудио Монтеверди и Кристофер Глюк. В тематике оперных спектаклей часто использовались мифические и сказочные мотивы.
Слайд 16
В 1791 году в Вене, в театре «Ауф дер Виден», состоялась премьера «Волшебной флейты» Вольфганга Амадея Моцарта. Эта опера излучала очарование сказки и очень быстро получила любовь и признание публики. Композитор писал жене во время постановок в театре «Ауф дер Виден»: «Зал неизменно полон. Дуэт Памины и Папагено и „Колокольчики“ из первого акта, как и прежде, требуют исполнить на бис».
Слайд 17
из оперы «Волшебная флейта»
Слайд 18
Основными центрами развития оперы как вида искусства в целом, а также становления многочисленных ее разновидностей стали в первую очередь Италия и Франция.
Если бы перед нами оказались афиши декадного репертуара всех оперных театров страны, то в каждой из них мы нашли бы названия двух, а возможно, и трех опер, написанных французскими композиторами.
Слайд 19
Во всяком случае, трудно представить себе такую оперную труппу, которая не ставила бы «Кармен» Жоржа Бизе или «Фауста» Шарля Гуно. Несомненно, эти произведения входят в золотой фонд мировой оперной классики, и время не властно заставить потускнеть их чудесные музыкальные краски.
Популярные симфонические миниатюры
Слайд 20
Удивительно, но Жорж Бизе никогда не был в Испании. Поэтому для создания необходимой музыкальной атмосферы он переделывал народные мелодии, придавая им желаемый испанский колорит. Это ему удалось блестяще!
Слайд 21
Слайд 22
В России опера зародилась в эпоху классического расцвета итальянской, французской и немецкой оперы. К XIX она веку не только догнала другие национальные оперные школы, но и опередила их.
Слайд 23
«Неизгладимыми буквами в истории русского искусства начертано 27 ноября 1836 года, — писал выдающийся русский композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов. На долю гениальных произведений в музыке весьма редко достается сочувствие публики тотчас, с первого же раза.
Слайд 24
С оперою «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки случилось именно такое исключение». Критик Владимир Одоевский писал: «С оперы Глинки начинается новый период – период русской музыки».
Слайд 25-26
На премьере присутствовал император Николай I. В знак своего чрезвычайного одобрения оперы он пожаловал Глинке бриллиантовый перстень.
Слайд 27
Слайд 28
Особое место в русской музыке занимает творчество Петра Ильича Чайковского.
Слайд 29-30
Созданные им три балета — «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» — являются замечательными завоеваниями русской классической музыки, произведениями глубоко новаторскими, определившими последующее развитие русского балета.
Слайд 31-32
Оперы композитора – «Евгений Онегин», «Иоланта», «Черевички» — идут на различных сценах во всем мире, ими восхищаются миллионы любителей музыкального театра.
Слайд 33
Опера «Пиковая дама», написанная по мотивам повести Пушкина, была сочинена за 44 дня. Композитор значительно переосмыслил сюжет и характеры действующих лиц литературного источника, приблизив их к современности.
Слайд 34-35
Слайд 36-37
Николая Андреевича Римского-Корсакова часто называют композитором – сказочником. Где, когда и кем были затронуты в его душе струны, отозвавшиеся русской стариной, народными песнями, побудившие его воспеть в своем творчестве красоту природы и гармонию бытия – нам неведомо…
Слайд 38-39
Опера «Снегурочка» поражает удивительно чутким воспроизведением обрядов древнего язычества и чудесных образов народных сказок. Музыкальный материал оперы проникнут неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашен мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы.
Слайд 40 — 41
- Николай Римский – Корсаков Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»
Слайд 42
А сейчас перенесемся в далекую Богемию, где разворачивается история о романтической любви между простыми людьми, о потусторонних силах зла, о дьяволе, представшем в образе одного из персонажей, и о событиях, происшедших в таинственной Волчьей долине.
Слайд 43
Оперу Вебера «Вольный стрелок» со дня премьеры сопровождает счастливая звезда. Она обошла сцены всей Европы. Многие её мелодии и, прежде всего, хоры завоевали большую популярность.
Слайд 44
Слайд 45
И снова мы на родине оперы – в Италии. Всего пять месяцев понадобилось Руджеро Леонкавалло для написания либретто и партитуры «Паяцев».
Слайд 46
Опера была поставлена в Милане в 1892 г. под руководством молодого Артуро Тосканини. Успех был огромный. «Паяцы» появились сразу на всех сценах Европы. Ариозо Канио считается одной из самых трогательных в оперном репертуаре. Боль Канио изображается в арии на примере понятия «трагический клоун»: улыбается внешне, но плачет внутри.
Слайд 47
Запись этой арии в исполнении Энрико Карузо (1904) стала первой в истории, проданной миллионным тиражом.
Слайд 48-49
Слайд 50
Джакомо Пуччини называют последним великим оперным композитором. Премьера его дебютной оперы «Вилиссы» состоялась в один месяц с «Фальстафом» Верди. Его итоговая работа вышла в свет, когда в живых не осталось ни одного равного ему по таланту, а опера переживала творческий вакуум.
Слайд 51
Пуччини связал 19 и 20 век. Он был наследником традиций итальянского бельканто, великолепным мелодистом и в то же время – обладал безупречным чувством театра, считая, что музыка и действие должны быть единым целым.
Слайд 52
Слайд 53-54
А сейчас мы с вами перенесемся в сказочную Норвегию. Мифологические персонажи норвежского романтического эпоса оживают в прекрасном балете «Пер Гюнт» Эдварда Грига.
Слайд 55-56
Балет в 2-х действиях по мотивам драматической поэмы Г. Ибсена особенно близок донецкому зрителю. Либретто к спектаклю создали Юрий Станишевский и художественный руководитель Донбасс оперы, народный артист Украины Вадим Яковлевич Писарев. 17 мая 1997 года балет был показан на праздновании тысячелетия первой столицы Норвегии — г. Трондхейме.
Слайд 57
Интересна история музыкальной картины «Утро». Прогуливаясь в лесу около Бергена, Эдвард Григ встретил маленькую девочку с двумя рыжими косичками, дочь лесника Дагни Педерсен. Смущенному композитору нечего было подарить ребенку, и он пообещал исправить эту оплошность в будущем, лет через 10. Девочка тогда очень удивилась этому необычному оправданию.
Прошли годы… Однажды, на концерте симфонической музыки, Дагни услышала своё имя. А потом случилось чудо.
Слайд 58
Она услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря! Это был подарок того смешного старичка, с которым когда-то она встретилась на лесной тропинке.
Слайд 59
И снова нас ждёт встреча с русской оперой, которая является одной из непревзойдённых вершин классического оперного наследия – «Пиковой дамой» Петра Ильича Чайковского.
Слайд 60
В этом спектакле на сцене Большого театра блистала наша соотечественница – гордость Донецкого края – Людмила Степановна Шемчук.
Слайд 61-62
Слайд 63
В 1924 году из-под пера Юрия Олеши выходит сказка «Три толстяка». И в этом же году рождается мальчик, чье имя тесно будет связано с этим литературным произведением – Владимир Рубин. Юрий Олеша, прослушав оперу в исполнении композитора, сказал о своем впечатлении: «Передо мной вырастало творение, в котором участвовали те же персонажи, но, если можно так выразиться, прекрасно чужие для меня… И когда мне было показано, что для талантливого композитора вдохновиться чужим произведением — значит создать свое произведение, и похожее, и не похожее на первообраз, как похожи и не похожи братья, я стал испытывать чувство гордости. Как хорошо, подумал я, что именно мое произведение вдохновило такого артиста…»
Слайд 64-66
- Владимир Рубин «Девочка Суок» из оперы «Три толстяка»
А сейчас на сцене появится не кукольная, а самой настоящей девчонка – озорница.
Слайд 67
Слайд 68
«Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему», — писал наш великий соотечественник, Сергей Сергеевич Прокофьев.
Не случайно его творческий взор обратился к роману-эпопее Льва Толстого «Война и мир». В свое время идея написать оперу по такому масштабному литературному источнику была очень дерзкой и смелой затеей. Но Прокофьеву удалось мастерски воплотить ее, создав легендарную одноименную оперу. Дмитрий Шостакович писал: «Я, как и многие другие, считаю эту оперу гениальной».
Слайд 69-71
Слайд 72
Наше путешествие мы начали с Италии, родины оперы. Один из цветов флага Итальянской Республики – зеленый, verde, verdi…
Слайд 73
Удивительное провидение выбрало человека с созвучным именем, Джузеппе Верди, стать символом объединения Италии и композитором, без которого опера никогда не была бы такой, какой мы ее знаем.
Слайд 74
Оперу «Риголетто» Верди считал своим лучшим творением. Премьера спектакля была весьма успешной. Об этом говорит и тот факт, что публика, расходясь по домам, еще долго напевала и насвистывала знаменитую песенку Герцога.
Слайд 75-76
Слайд 77
Ведущая: Дорогие друзья! Вот и подходит к концу наша встреча. Опера — это бесконечный кладезь чувств и эмоций, облечённых в звук, высший уровень мастерства композитора и исполнителя.
Это уникальный жанр, в котором объединяются и тесно переплетаются драматическое искусство, танцы, литература, пантомима, изобразительное искусство и, конечно, главенствует над всем этим ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО МУЗЫКА. Мы надеемся, что наше творческое общение теплом отзовется в ваших сердцах! Мира всем, благополучия и до новых встреч!
Источник: victory-art.ru
Вечер классической музыки «От всей души»
Сценарий
Стихия музыки – могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна и невесома,
И мы её в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всем… .
1. (Выходит хор, выступает без объявления, уходит) (Л. Бетховен Лунная соната)
Добрый вечер, наши уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вместе с преподавателями Красногвардейской детской музыкальной школы окунуться в мир классической музыки.
Выражение КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА имеет два значения.
Первое значение: — любая серьёзная музыка, ставшая образцом для последующих поколений, к которой можно отнести и музыку Баха, и музыку композиторов XX века. Второе значение:
— музыка, созданная в эпоху Классицизма.
Искусство и, прежде всего музыка разных эпох отражало своё время и выражалось определённым художественным стилем. Для произведений эпохи барокко характерно стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и вымысла. Музыканты барокко не только исполняли музыку, но и импровизировали, то есть сочиняли на ходу. А целью импровизации было удивление, «поражение» слушателей неожиданностью и изобретательностью исполнителя.
Именитые музыканты барокко — это Георг Гендель, Антонио Вивальди и, конечно же, гигантом музыкального искусства XVIII века был Бах. Он взял все правила, с которыми экспериментировали композиторы, жившие до него и сделал эти правила настолько совершенными, насколько это в человеческих силах. Например, форма фуги. Бах овладел ею лучше, чем она была когда-либо.
Он создал из неё классическую форму, придав её правилам и уставам раз и навсегда совершенную организацию. Бах писал духовную и светскую музыку. Много произведений он создал для своих учеников.
Это своего рода упражнения для развития техники пальцев и слуха. К ним относятся инвенции, прелюдии и фуги.
Напомним, прелюдия – с латинского языка – «вступление», как правило, вступление к фуге. Чтобы лучше понять звучание фуги, необходимо прислушаться к главной теме (она звучит в самом начале сочинения), которая далее будет «бегать» по разным голосам.
2. И. С. Бах Прелюдия и фуга фа минор. Исп. Мурадасилова Э. С
Элегантная красавица скрипка с её чистым, нежным, волшебно-певучим, проникающим в душу звуком по праву заняла трон королевы музыки. Ей отдали свои сердца слушатели, с ней бескорыстно связали свою судьбу тысячи скрипачей.
Лев Толстой говорил — «Если хочешь, чтоб твои дети выросли хорошими людьми, — научи их играть на скрипке»… Душа скрипки — мелодия. Мелодия скрипки — аналог мелодии человеческого голоса.
И летит озаренье любви над планетой,
Словно ангелы вторят движеньям смычка.
И над струнами скрипки вставали рассветы,
И мелодиям скрипки внимали века.
3. И. С. Бах Ария из оратории «страсти по Матфею» (фрагмент) Исп. Лойтра Т. А. конц. Мурадасилова Э. С.
Мне дорог Бах,но, как бы вам сказать
Не то,что нынче музыки не стало.
Но вот такого чистого кристалла
Ещё нам не являлась благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века душе моей.
4. Концерт И. С. Бах фа минор 1 часть Исп. Абкелямова Э. Ф. и Шедько Л. В.
Музыка – это самый сильный вид магии. Её Величество никогда не фальшивит, равно как и душа Поэта, вот почему они – одно целое, вот почему рождается Песня.
5. Вокальное трио преподавателей Джакомо Горцанис «Тучи закрыли небо»
Бах умер в 1750 году. Эта дата точно разделяет XVIII столетие пополам. Все изменилось — музыка стала элегантной, изящной, приятной.
Классицизм во всём выражал стремление к идеалу. Как и сам человек, искусство классицизма было жизнеутверждающим и светлым. Музыка явно предпочитала радоваться и веселиться, быть мажорной.
Именно в эту эпоху сформировались серьёзные крупные жанры: квартет, симфония, соната, концерт. Понятие классицизм устойчиво ассоциируется с творчеством венских классиков – ГАЙДНА, МОЦАРТА, БЕТХОВЕНА.
Музыка классиков звучит легко, «она как будто меньше весит», чем многослойная музыка прошлого. В этой музыке главным была мелодия, непревзойденным мастером которой был Моцарт. Когда он был 5- летним ребёнком, слава его гремела по всей стране. Ему устраивали невероятные музыкальные испытания, но он легко справлялся с любой трудностью. Маленький гений вырос в БОЛЬШОГО ГЕНИЯ.
Мир узнал и полюбил «солнечного» Маэстро.« Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт!» — так воскликнул когда то Антон Рубинштейн.
Ты, кто был в искусстве бог В гармоническом согласии
Ты заставить струны мог, Чтоб они в тиши журчали
Словно нежный ручеёк. Или нежно грохотали,
Как разгневанный поток В друже струн и в сочетании
Мелодических красот В сердце страстном трепетании
Дух создателя живёт. Это- Моцарт! Посмотри
В блеске утренней зари Не весёлыми шагами
Он опять идёт меж нами.
6. В. А. Моцарт Соната № 2 для 2х фортепиано ре мажор Исп. Мурадасилова Э. С. и Назлымова Э. А.
Классический период пришел к концу в начале девятнадцатого века, вместе с Бетховеном. Он взял все классические правила Моцарта и Гайдна и развил их, его музыка стала во всех отношениях более значительной, у него значительно больше личного эмоционального начала. Творчество Бетховена – вершина Венской классической школы. « От мрака к свету — от борьбы к победе» — девиз его творчества.
7. Л. ван Бетховен Соната №2 ля мажор Исп. Курочкин Р. В.
Не так уж много есть не белом свете совершенных мелодий. Столь прекрасных, что они знакомы практически всем. Совсем невероятно, когда подобные мелодии пишутся разными людьми, и даже на разный текст. Общее – только название, тема, образ. Это уже само по себе – загадка. Самые потрясающие примеры мелодий «Аве Мария» связаны с необычными историями.
У всех на слуху наиболее известны «Ave Maria» Баха-Гуно, Шуберта. Один из самых известных и фундаментальных трудов И.С. Баха – двухтомный «Хорошо темперированный клавир». Прелюдии и фуги из него музыканты играют с детства и всю жизнь. Самая первая прелюдия, открывающая весь цикл, на первый взгляд – просто кажущийся удивительно простеньким до-мажорный наигрыш.
На второй и последующий взгляды так уже не кажется – прелюдия завораживает. Через полтора столетия французский композитор Шарль Гуно написал к прелюдии мелодию. Просто наложил на баховскую музыкальную ткань свою мелодию. Музыка зажила своей жизнью и является одной из самых часто записываемых и исполняемых в мире. «Ave Maria» Шуберта.
Эта не менее гениальная и не менее известная песня. А вот с молитвой не связана вообще! И изначально называлась – «Третья песня Эллен».
Ave Maria! Ночь пришла.
Измучены мы тяжким горем,
И ложем служит нам скала
Над этим вечным бурным морем.
И сейчас повсеместно звучит эта романтическая песня Шуберта
И так Вашему вниманию предлагаются оба варианта :
8. И. С. Бах-Гуно Ave Maria Исп. Кутина О. Д. конц. Шедько Л. В.
Умолкли музыки божественные звуки,
Пленив меня на миг своим небесным сном.
Во след моей мечте я простираю руки,
Пусть льётся музыка серебряным дождём.
9. Р. Шуберт Ave Maria исп. Суфьянов С.Р . конц. Назлымова Э. А.
Эпоха Романтизма. Французская революция 1789 года сыграла огромную роль в формировании нового направления в искусстве – РОМАНТИЗМА. Она принесла мыслящим людям настроение разочарования и безнадёжности. За что боролись революционеры, не сбылось.
Новые чувства отразились в искусстве романтиков. Реальность была мрачна, поэтому романтики искали утешение в мире мечты. Основными темами становятся одиночество, далёкое прошлое, сочная экзотика, сказка. Романтиков интересует человеческая душа, её страсти и переживания. Большое место в творчестве романтиков начинает занимать тема природы, стихии.
10. Ф. Шопен Фантазия-Экспромт Исп. Абкелямова Э. Ф.
Одно из замечательных свойств музыки Шопена — ее доходчивость. Она словно бы идет от «сердца к сердцу». Рассказывают, что Шопена однажды спросили, каким словом можно определить основное настроение его музыки. Композитор ответил, что в его родном польском языке есть такое слово — это «жаль» (zal). Ференц Лист полагал, что в нем Шопену слышалась целая гамма разнообразных настроений «от жалобы и сожаления до ненависти», от неутешной скорби до «накипающей в глубине сердца неумолимой угрозы»
11. Ф. Шопен Революционный этюд Исп. Курочкин Р. В.
Семь нот — нам кажется так мало
Дано, чтоб выразить суметь
На нотном стане покрывало,
Чтоб ноты те смогли запеть,
Чтоб переливы и аккорды, И
И миллионы звуков томных
Навек нарушили покой.
12. Д. Обер Жига Исп. Суфьянов С. Р. конц. Мурадасилова Э. С.
Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем -то родным и необозримо широким,словно знакомая степь, раскрываясь перед вами, уходя в бесконечную даль. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём, и так хватала прямо за его русские струны. Творчество С. В. Рахманинова, с его чистой музыкальной красотой и глубиной чувства, будет жить на Земле до тех пор, пока уши человеческие сохраняют способность слышать, пока сердце будет чувствовать.
С портрета грустными глазами Он устремлён в родную даль.
Душа Рахманинова с нами Понятна нам его печаль.
Его волненья и тревога От милой Родины в дали
Как для него ты значил много Простор ивановской земли.
13. С. Рахманинов Музыкальный момент Исп. Абкелямова Э. Ф.
Есть в музыке бездумное начало, Призыв к свободе ото всех оков:
Она не зря лукаво обольщала Людей на протяжении веков…
14. С. Рахманинов Прелюдия до диез минор Исп. Назлымова Э. А.
Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны.
То скрипки, то виолончели,
То слышатся в них флейты трели.
Прекрасен в мастерстве своем,
Звучит оркестр целый в нем.
Баян — как волшебство,
Все звуки собраны в него.
15. Румынский танец в обр. «Жаворонок» Исп. Дорогов Ю. А.
Звучит рояль в просторном зале
И люди слушают его.
Звучит на клавишах рояля
И торжество и волшебство.
Играет рояль и дарит нам радость
Мечту и печаль.
И струны нам шлют за волною волну
И мы у рояля как будто в плену.
16. Й. Брамс Танец Исп. Ильязова И. З. и Курочкин Р. В.
Всё то лучшее, что стало классикой предшествующих эпох, впитывалось композиторами XX века. Добавляя черты нового времени, его ритмы, интонации, своеобразие национальных школ, композиторы XX века создавали свои неповторимые шедевры. Люди всегда считали, что чувство, эмоция – самое главное в музыке. Действительно, великий композитор, создавая музыку в любой период, может заставить вас пережить глубокие чувства, потому что он велик, потому что ему есть что сказать, о чем поведать вам в своей музыке. Вот причина того, что музыка его будет жить всегда, может быть, вечно, потому что люди будут испытывать эмоции, когда бы они ни слушали.
Существо музыки я не могу видеть ни в чём ином, кроме любви.(Рихард Вагнер)
17. Поль де Сенневиль Любовь Исп. Назлымова Э. А.
Киномузыка….Ее история началась еще до изобретения звукового кино: немые фильмы сопровождались игрой пианиста-иллюстратора. С изобретением звукового кино музыка вошла в фильмы уже как необходимый элемент. Появляясь за кадром, музыка передавала отношение автора к происходящим на экране событиям. Очень часто мы запоминаем музыку из фильма, хотя не помним самого фильма.
Как правило, хорошая музыка, прозвучав в кино, приобретает новую жизнь вне экрана. Она звучит с концертной эстрады. Да просто остается в нашем сердце.
18. Ансамбль преподавателей Вечная любовь из к/ф «Тегеран-43»
Классика – как хорошее вино, воспитанное временем выдержки. Классика не может оставить равнодушным, если пустить ее в свое сердце. Она замедляет время, она заставляет сопереживать, улыбаться, страдать, смеяться, плакать. Жить!
« Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них» В. Г. Белинский.
« Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.» Д. Д. Шостакович.
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, мыслей…Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Д. Д. Шостакович.
Я хочу вызвать на сцену участников нашего концерта, подаривших нам сегодня незабываемые минуты.
Прощаясь, мы благодарим Вас за ваши светящиеся радостью глаза, ваши улыбки, за ваши бурные овации. Я уверена, что эта встреча, несомненно, отозвалась теплом в ваших сердцах. До новой встречи в волшебном мире музыкального искусства — искусства, в котором вечно процветают: добро, понимание, свет и любовь! Всего вам доброго!
Источник: nsportal.ru
Сценарий «Концерта классической музыки» для учащихся классов Раннего эстетического развития.
Девчонки и мальчишки,
И гости, и родители!
Концерт наш музыкальный,
Увидеть, не хотите ли?
Услышать, как играют
Юные таланты?
И понимают классику
Наши музыканты?
Тогда места свои
Скорей вы занимайте,
И музыкой, искусством
Сегодня наслаждайтесь!
Но, прежде чем начнем,
Концерт наш музыкальный,
Я Вам, мои друзья,
Одну открою тайну.
Концерт наш необычный,
И не совсем привычный,
Концерт наш — путешествие
В прекрасную страну.
Страну, где льются звуки,
Где нету места скуке,
Где все стучат, играют,
И сердце замирает!
Добрый день, уважаемые гости!
Сегодня наш концерт посвящен классической музыке. Прозвучат замечательные музыкальные произведения. А исполнят их наши самые маленькие музыканты – учащиеся классов раннего эстетического развития.
А что такое классическая музыка ?
Классическая — значит лучшая , образцовая, которая прошла испытание временем. Классической она называется потому, что классические произведения являются эталоном, примером, на который равняются даже современные музыканты. К классической музыке относятся произведения самых выдающихся композиторов разных времен и народов.
1. Всё выдержано строго и изящно,
Как она прекрасна!
Не удивительно, что даже время
над музыкой классической не властно!
Ф.Шуберт «Музыкальный момент»
Исполняют учащиеся класса Раннего эстетического развития, преподаватель Тырышкина Ю.Б.
2. Вот отряд большой шагает
По широкой мостовой,
Барабанный чёткий бой.
Ждёт их доблесть, ждёт их слава,
И глядит на них страна
Раз, два! Раз, два!
И. Штраус «Марш Радецкого»
(Исполняют учащиеся класса Раннего эстетического развития, преподаватель Тырышкина Ю.Б.)
3. Кто танцует польку в поле,
Кто танцует польку в школе,
Кто танцует на балу —
На зеркальном на полу.
Славный танец «Полечка»,
Польский он? Нисколечко!
Чешский танец назван так,
Ведь по-чешски Полька —
Для танцующих — не шаг,
А полшага только.
М.И. Глинка «Полька»
Исполняют учащиеся класса Раннего эстетического развития, преподаватель ТырышкинаЮ.Б.
4. Музыка Моцарта –
Вечность ожившая,
Льется, играет, летит!
Музыка Моцарта,
Миру служившая,
Время она победит!
Музыка Моцарта
В сердце у каждого
Чистой струною звенит!
В музыке Моцарта,
В звуках волшебных,
Солнечный лучик блестит!
В.А. Моцарт «Турецкое рондо»
Исполняют учащиеся класса Раннего эстетического развития, преподаватель ТырышкинаЮ.Б.
5. Шарманка привыкла
К езде на колесах.
Но выпал на улицы снег
И бродячей шарманке
С тележки на санки.
А старый шарманщик,
И ручку на холоде
Под музыку грея.
Д. Шостакович «Шарманка»
Исполняют учащиеся класса Раннего эстетического развития, преподаватель Патунина Н.В.
6. Отвлекитесь на минутку
С этой славной полькой-шуткой.
Немудрёные хлопки,
И прыжки, как пух, легки.
И. Штраус «Анна-полька»
Исполняют учащиеся класса Раннего эстетического развития, преподаватель Патунина Н.В.
7. Увлекательный рассказ
Небольшой, шутливый вальс.
Непростой он и красивый,
Ослепительный, счастливый!
Д. Шостакович «Вальс-шутка»
Исполняют учащиеся класса Раннего эстетического развития, преподаватель Белорусова А.А.
8. Они в коробочке лежат,
Но если их достать,
Построятся за рядом ряд,
Пойдут маршировать.
И каждый с новеньким ружьём,
Похожи, словно братики.
Их с детства любим и зовём
Деревянные солдатики !
П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
Исполняют учащиеся класса Раннего эстетического развития, преподаватель Тырышкина Ю.Б.
9. В марте 1906 года Сергей Васильевич Рахманинов на даче во Флоренции возле тихого и спокойного моря.
К его даче часто приходила итальянка с осликом, который вёз небольшой орган. Женщина заводила его, и раздавалась весёлая полька. Эта полька так понравилась Сергею Васильевичу, что он записал её, а потом переложил её на фортепиано. Так создалась так называемая «Итальянская полька».
С. Рахманинов «Итальянская полька»
Исполняют учащиеся класса Раннего эстетического развития, преподаватель Белорусова А.А.
10. Из озерного тумана
Выплывают утром ранним
Четверо малят,
Чудо-лебедят.
В зарослях густых озерных,
Утром ранним все довольны.
Всюду рыбок плеск…
Водной глади блеск…
П.И. Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».
Исполняют учащиеся класса Раннего эстетического развития, преподаватель Белорусова А.А.
11. Cреди Норвежских скал и фьордов,
Где сушатся рыбачьи сети,
Там Эдвард Григ слагал аккорды
И в девятнадцатом столетьи
Рапсодом стал одним из лучших.
В немом безмолвии избушек
Он постигал легенды, саги
Про троллей, кобольдов и гномов…
Э.Григ «Норвежский танец»
Исполняют учащиеся класса Раннего эстетического развития, преподаватель Патунина Н.В.
Дивная музыка с нами всегда.
Нас с красотой подружила она.
Будем же музыке верность хранить,
Будем беречь мы её и любить.
Сегодня у нас была счастливая возможность соприкоснуться с живой звучащей классикой. Эту встречу мы организовали ради одного большого чувства: «любви» к музыке, к вам, наши дорогие дети, родители и гости, ради одного большого желания – сделать все, чтобы вы были счастливы. Но, какое же может быть счастье без красоты, которую нужно учиться понимать?
Вот и закончился наш концерт. Юные музыканты детской школы искусств были рады играть для вас. Вы отличные слушатели! Поэтому мы с удовольствием приглашаем вас в нашу волшебную страну, которая называется – Музыка. До новых встреч!
Источник: znanio.ru