Контент-анализ — это метод изучения документов на основании формирования определенного набора категорий с последующей квалификацией исследуемого материала по принципу частоты появления и повторения элементов избранных категорий. Применение этого метода дает возможность получить определенные количественные данные, которые могут быть подвергнуты компьютерной обработке и статистическому анализу. Эта исследовательская техника используется в социологии с целью получения выводов о состоянии и свойства социальной действительности.
Контент-анализ широко применяется при изучении простых и сложных признаков и особенно эффективен при обработке больших по объему и различных по содержанию источников.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Главная суть контент-анализа заключается в том, что, исходя из исследовательских задач, выделяется определенная система качественных признаков, характеризующих свойства объектов и явлений, а затем делается их счет или счет их элементов, обладающих этими признаками и находящихся в определенных сочетаниях. Эти признаки могут кодироваться, и таким образом описательная информация может быть формализована и представлена в системе числовых значений. Последние могут сводиться в разного рода таблицы, удобные для последующей обработки.
Лекция 6 Анализ документов. 6.3. Сервисы контент анализа
Основные процедуры и методы в контент-анализе
Определение 2
Контент-анализ – это эмпирический метод перевода количественных показателей в текст с последующей обработкой информации.
Метод контент-анализа начинается с выявления смысловых единиц (объектов), в качестве которых используют следующие:
- Понятие, высказанные в отдельных терминах. Например, экономика: формы собственности, приватизация, финансовая система, технический прогресс, инновации, методы хозяйствования, менеджмент политика: правительство, оппозиция, партия, демократия, авторитаризм, сотрудничество, консенсус, конфликт.
- Тема, выраженная в отдельных смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радио и телепередачах и тому подобное. По тематике создается представление о содержании документа. Например: инициатива и предприимчивость, борьба с коррупцией и бюрократией, соблюдение прав человека, трудовая дисциплина.
- Имена значимых в истории личностей, например политиков, ученых, артистов, лидеров партий и социальных движений, наименование институтов. По числу ссылок на авторов судят о научной идее.
«Контент-анализ как метод сбора социологической информации»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Например, в рекламе — «молодежь выбирает», в политической рекламе — апелляция к ценностям, моральных норм и стремлений.
Смысловой единицей анализа выявляются на основе плана гипотезы, заложенной в исследовании. Единицы подсчета могут либо совпадать, либо не совпадать с единицей анализа.
- В первом случае классификация сводится к определению частот упоминания определенных параметров в тексте.
- Во втором случае единицей счета считают физическую длину или площадь текстов, заполненных смысловыми единицами. Например, число строк или абзацев — в печатных текстах, продолжительность трансляции по радио или на телевидении, метраж пленки на магнитоносителей. В контент-анализе могут исспользоватся одновременно несколько единиц счета и единиц анализа.
Необходимость применения количественного анализа
Замечание 1
ЯЖПРЕПОД 56 — Контент-анализ
Количественный анализ текстов применяется тогда, когда требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных. Первым шагом в этом направлении является выявление индикаторов ключевых понятий исследования.
Квантификацию в контент-анализе целесообразно использовать при сопоставлении квант-текстов с другими количественными характеристиками. Количественные характеристики должны обязательно связывается с качественными, которые в исследовании документов фиксируют свойства и признаки выделенных исследователем объектов и позволяют ему проанализировать связанность этих характеристик с исследуемой сферой деятельности составителя документальной информации.
Источник: spravochnick.ru
Контент-анализ в социологии – это. Определение, виды и методы, примеры
Бернард Берельсон определил контент-анализ как «метод исследования для объективного, систематического и количественного описания явного содержания сообщений». Контент-анализ в социологии – это исследовательский инструмент, ориентированный на фактический контент и внутренние особенности данных. Он используется для определения наличия определенных слов, понятий, тем, фраз, персонажей или предложений в текстах или наборах текстов и для количественного определения этого присутствия объективным образом.
История контент-анализа
Контент-анализ является продуктом электронного века. Начало ему было положено в 20-е годы в американской журналистике – в то время контент-анализ использовался для изучения содержания прессы. В настоящее время рамки применения намного расширились и насчитывают целый ряд областей.
Хотя контент-анализ регулярно проводился уже в 1940-х годах, он стал более надежным и часто используемым методом исследований только в следующем десятилетии, поскольку исследователи начали фокусироваться на концепциях, а не просто на словах, и на семантических отношениях, а не просто на присутствии.
Использование контент-анализа
В связи с тем, что он может быть применен для изучения любого фрагмента текста или записи, т. е. для анализа любых документов, контент-анализ используется в социологии и в других сферах, начиная с маркетинга и медиа-исследований, заканчивая литературой и риторикой, этнографией и культурологическими исследованиями, гендерными и возрастными проблемами, для анализа данных в социологии и политологии, психологии и когнитивной науке, а также других областей исследования. Кроме того, контент-анализ отражает тесную связь с социо- и психолингвистикой и играет неотъемлемую роль в развитии искусственного интеллекта. Следующий список предлагает больше возможностей для использования анализа контента:
- Выявление международных различий в содержании связи.
- Обнаружение существования пропаганды.
- Определение намерения, фокуса или тенденции коммуникации отдельного лица, группы или учреждения.
- Описание отношений и поведенческих реакций на коммуникации.
- Определение психологического или эмоционального состояния людей или групп.
Объекты для контент-анализа
В социологии контент-анализ – это исследование текстов для изучения социальных процессов (объектов или явлений), которые представляют эти тексты. Источником социологической информации являются протоколы, отчеты, решения, выступления политиков, газеты, журналы, работы, иллюстрации, фильмы, блоги, дневники и т. д. Опираясь на изменения в текстах, можно выявить различные тенденции, политические и идеологические установки, развертывание политических сил, функционирование общественных учреждений, представляющих интерес, общественных организаций и партий, которые непосредственно связаны с объектом анализа.
Виды контент-анализа
Контент-анализ в социологии – это наиболее важный метод сбора и обработки документальной информации. Его можно использовать как для первичного сбора данных, так и для обработки уже собранных – например, при работе с транскиптами интервью, фокус-групп и т. д. Существует два общих вида контент-анализа в социологии: концептуальный и реляционный анализ. Концептуальный можно рассматривать как установление существования и частоты понятий в тексте. Реляционный основывается на концептуальном анализе, исследуя отношения между понятиями в тексте.
Концептуальный анализ
Традиционно контент-анализ как метод исследования в социологии чаще всего рассматривался с точки зрения концептуального анализа. В последнем выбирается концепция для изучения и количество ее вхождений в записанный текст. Поскольку термины могут быть неявными, а также явными, важно четко определить первые до начала процесса подсчета. Для ограничения субъективности в определениях понятий используются специализированные словари.
Как и в большинстве других методов исследования, концептуальный анализ начинается с определения вопросов исследования и выбора образца или образцов. После выбора текст должен быть закодирован в управляемые категории контента. Процесс кодирования – это в основном выборочное сокращение, которое является центральной идеей анализа контента. Разбивая содержимое материалов на осмысленные и соответствующие единицы информации, некоторые характеристики сообщения могут анализироваться и интерпретироваться.
Реляционный анализ
Как указано выше, реляционный анализ основывается на концептуальном анализе, исследуя отношения между понятиями в тексте. И, как и в случае с другими видами исследований, первоначальный выбор в отношении того, что изучается и/или кодируется, часто определяет возможности этого конкретного исследования.
Для реляционного анализа важно сначала решить, какой тип концепции будет изучен. Исследования проводились как с одной категорией, так и с целыми 500 категориями концепций. Очевидно, что слишком много категорий могут сделать ваши результаты неясными, а слишком мало может привести к ненадежным и потенциально недействительным выводам. Поэтому важно, чтобы процедуры кодирования опирались на контекст и потребности ваших исследований.
Существует множество методов реляционного анализа, и эта гибкость делает его популярным. Исследователи могут разработать свои собственные процедуры в соответствии с характером своего проекта. После тщательной проверки процедуры ее можно применять и сравнивать по группам населения с течением времени. Процесс реляционного анализа достиг высокой степени компьютерной автоматизации, но по-прежнему, как и большинство форм исследований, требует много времени. Возможно, самое сильное утверждение, которое можно сделать, состоит в том, что он сохраняет высокую степень статистической строгости, не теряя при этом богатства деталей, проявляющихся в других качественных методах.
Преимущества методики
Метод контент-анализа в социологии имеет несколько преимуществ для исследователей. В частности, контент-анализ:
- смотрит прямо на общение через тексты или транскрипты и, следовательно, попадает в центральный аспект социального взаимодействия;
- может обеспечить как количественные, так и качественные операции;
- может обеспечить ценную историческую/культурную информацию во времени посредством анализа текстов;
- позволяет близость к тексту, который может чередоваться между конкретными категориями и отношениями, а также статистически анализирует кодированную форму текста;
- может использоваться для интерпретации текстов для целей, таких как разработка экспертных систем (поскольку знания и правила могут быть закодированы в терминах явных заявлений о взаимосвязи между понятиями);
- является ненавязчивым средством анализа взаимодействий;
- обеспечивает понимание сложных моделей человеческого мышления и использования языка;
- в случае хорошего исполнения рассматривается как относительно «точный» метод исследования.
Недостатки контент-анализа
У данного метода есть не только преимущества, но и недостатки, как теоретические, так и процедурные. В частности, контент-анализ:
- может быть чрезвычайно трудоемким;
- подвержен повышенному риску ошибки, особенно когда реляционный анализ используется для достижения более высокого уровня интерпретации;
- часто лишен теоретической базы или пытается слишком либерально делать осмысленные выводы о связях и воздействиях, подразумеваемых в исследовании;
- по своей сути является редуктивным, особенно при работе со сложными текстами;
- имеет тенденцию слишком часто просто состоять из подсчета слов;
- в нем часто игнорируется контекст;
- его сложно автоматизировать или компьютеризировать.
Пример контент-анализа в социологии
Как правило, исследователи начинают с определения вопросов, на которые они хотели бы ответить, анализируя контент. Например, они могут заинтересоваться тем, как женщины изображаются в рекламе. После этого исследователи будут выбирать набор данных из рекламы – возможно, сценарии серии телевизионных рекламных роликов – для анализа.
Затем они будут изучать и подсчитывать использование определенных слов и изображений в роликах. Чтобы продолжить этот пример, исследователи могут изучать телевизионные объявления для стереотипных гендерных ролей, поскольку язык может подразумевать, что женщины в рекламе менее осведомлены, чем мужчины, а также для сексуальной объективации любого пола.
Функциональный анализ в социологии
Функциональный анализ – это методология, которая используется для объяснения работы сложной системы. Основная идея заключается в том, что система рассматривается как вычисление функции (или, в более общем плане, для решения проблемы обработки информации). Функциональный анализ предполагает, что такую обработку можно объяснить разложением этой сложной функции на набор более простых функций, которые вычисляются организованной системой подпроцессов.
Функциональный анализ важен для когнитивной науки, поскольку он предлагает естественную методологию для объяснения того, как осуществляется обработка информации. Например, любая «диаграмма черного ящика», предложенная в качестве модели или теории когнитивным психологом, представляет собой результат проведения аналитической стадии функционального анализа. Любое предложение о том, что представляет собой когнитивную архитектуру, можно рассматривать как гипотезу о природе когнитивных функций на уровне, на котором эти функции включены.
Источник: fb.ru
Контент-анализ в социологических исследованиях
1. Контент-анализ в социологических исследованиях
Курс «Современные методы социологических
исследований», 2013
2. Контент-анализ =
3. Г. Лассуэлл
1927 г. «Техника пропаганды в первой мировой войне»:
социальные модели поведения, которыми
манипулирует пропаганда воюющих стран (газеты,
журналы, бюллетени, проповеди…):
«мы» защищаемся, «враг» – коварный агрессор;
«враг» разрушил райское благоденствие и поэтому
должен быть уничтожен;
«мы» победим, «враг» будет уничтожен
Англия: доводы гуманности
Германия: великая германская культура, нуждающаяся в защите
«менты» («mention») – упоминания,
слово – «символ», «знак» — единица анализа
4. Г. Лассуэлл (2-ая мировая война):
насколько совпадают публикуемые материалы с
тезисами немецкой пропаганды
частота появления про- и антиамериканских,
британских и немецких тем в информационном
источнике
определение политической линии той или иной газеты,
в выявлении того, какой вклад — позитивный или
негативный вносили американские издания в
поддержание морального духа народа в связи
агрессивными действиями фашистской Германии
Верховный Суд США — решения о закрытии некоторых
изданий (газета «Истинный американец»)
5. Б. Берельсон: расовая дискриминация в США (1946 г. совместно с Сальтером)
Объект анализа — короткие рассказы из 8 наиболее
популярных американских изданий (1937-1943 гг.)
Категории анализа: нац. пренадлежность героя, рольположение, вид изображения (с симп., без симп.) ….
Подача героев разной национальности (в % ко всем
упоминаниям каждой национальности)
Характеристики героев
«Истинные»
американцы
Англосаксы и
североевропейцы
Прочие
Главные герои
52
38
30
Роли, вызыв. симпатию
80
76
62
Высший соц.-эк. статус
39
24
16
Высшая моральная позиция
59
29
20
6. Структура национальных групп (в % ко всему населению и к числу действ. лиц)
Национальные группы
Структура факт.
населения
Действующие лица
Евреи
3,6
1,2
Афроамериканцы
9,8
1,9
Др.национальности
17,6
2,8
Англо-сакс. и норд. происхождения
8,8
3,3
Американцы
60,2
90,8
А.Шай: ведущие амер.газеты и журналы (1949-1950 гг.) – только
иллюстрации – главная фигура иллюстрации (уровень профессиональной
подготовки героя)
Статус
афроамериканцы
белые
в жизни
на фото
в жизни
на фото
Больше, чем квалифицированные
рабочие и служащие
4
5
15
45
Квалифицированные
5
—
21
45
Неквалифицированные
91
95
54
8
7. Б. Берелсон «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (нач. 50-х гг) — фундаментальное описание контент-анализа (виды,
критерии, единицы к.-а.)
Л.Левенталь – подборка биографий в изданиях «Saterday Evening Post»
и «Collirs» (рейтинг внимания к представителям разных кругов):
1901- 19221914 1930
19301934
19401941
Политики
46
28
31
25
Бизнесмены / предприниматели
28
18
14
20
Развлечения (шоу-бизнес)
26
54
55
55
М.Шпигельман, К.Тервиллингер, Ф.Феринг (1950): комиксы (тираж 17 млн.
+ 9 млн. – около 60 млн.читателей):
Высший слой – стремление к гуманным целям
Средний – к целям эгоистическим
Низший – к личным удовольствиям (наслаждениям)
Женщины – добрые дела, благополучная семейная жизнь, романтическая любовь
Мужчины – стремление к власти (любовь очень низко(
Соотношение между симп./несимп. героями 3:1 (М), 5:1 (Ж)
81% — юмор.комиксы, 56 % — город, 50 % — звери (антропоморфны), М в 2 раза
чаще, чем Ж
8. Требования к «документам» («текстам») для контент-анализа
9. Основные направления применения контент-анализа:
выявление того, что существовало до текста и что тем
или иным образом получило в нем отражение (текст
как индикатор определенных сторон изучаемого
объекта — окружающей действительности, автора или
адресата);
определение того, что существует только в тексте как
таковом (различные характеристики формы — язык,
структура, жанр сообщения, ритм и тон речи);
выявление того, что будет существовать после текста,
т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных
эффектов воздействия)
10. Этапы проведения контент-анализа
Необходим материальный носитель информации
Первый этап. Определение совокупности
изучаемых источников или сообщений с помощью
набора заданных критериев, которым должно отвечать
каждое сообщение: тип источника, тип сообщений,
сопоставимый размер…
Второй этап. Формирование выборочной
совокупности сообщений. Выборка: репрезентативная
или целевая (в зависимости от цели, доступности,
массовости)
*Обычно выборка сообщений средств массовой
информации составляет 200-600 текстов.
11. Основные процедуры контент-анализа:
12. Категории анализа = ключевые понятия (смысловые единицы)
13. Исследовательские инструменты
Программа
классификатор контент-анализа,
протокол итогов анализа = бланк контент-анализа,
регистрационная карточка или кодировальная
матрица,
инструкция исследователю, непосредственно
занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц
счета
каталог (список) проанализированных документов.
14. Классификатор контент-анализа =
общая таблица, в которую сведены все категории (и
подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее задача –
предельно четко зафиксировать то, в каких единицах
выражается каждая категория, используемая в
исследовании.
Регистрационная карточка представляет собой
кодировальную матрицу, в которой отмечается
количество единиц счета, характеризующее единицы
анализа
Протокол (бланк) контент-анализа содержит:
1) сведения о документе (его авторе, времени издания,
объеме и т.п.);
2) итоги его анализа (количество случаев употребления в
нем определенных единиц анализа и категорий анализа).
15. Классификатор контент-анализа (на примере брачных объявлений) – фрагмент (пример)
Единицы анализа
Индикаторы (единицы счета)
Качества «жены»
«люблю готовить», «вкусно готовлю», «заботливая»,
«хороший друг», «умею создавать уют», «домашний труд
не в тягость»…
Качества характера
«мягкая», «спокойная», «веселая», «жизнерадостна»,
«ровная в общении», «доброжелательная», «скромная»,
«добра»…
Увлечения в свободное «люблю ходить в походы», «люблю путешествовать»,
время
«обожаю театр», «ценю поэзию», «увлекаюсь игрой на
гитаре»…
Хар-ки уровня мат. и
жил. обеспечен.
«материально независимая», «в жилплощади не
нуждаюсь», «рассчитываю на улучшение жилищных
условий», «материально обеспечена» …
Внешние данные
«выгляжу соответственно возрасту», «полная»,
«внешность приятная», «небольшого роста», «склонна к
полноте», «обаятельная»…
16. Пример регистрационной карточки
Категории
Подкатегории
1 Категория
01 подкатегория
(национальность) (кавказцы)
02 подкатегория
(русские)
03 подкатегория
(чеченцы)
Итого:
Частота упоминания Частота упоминания
абсолют., раз
относит., %
15
25
7
14
25
61
47
100
Наиболее употребительны такие единицы счета, как:
объем внимания: время-пространство / (число строк, площадь в
квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п),
появление признаков в тексте;
частота их появления (интенсивность)
17. Пример регистрационной карточки
Признак Текст
1
А
В
+
С
+
.
n
Σn
2
3
+
n
Σn
+
+
Простые способы измерения: удельный вес той или
иной категории можно вычислить с помощью
формулы:
18. Матрица случайностей Ч.Осгуда
Реальное Ожидаемое
совпадение совпадение
А
А
В
0,05
С
0,08
.
n
Σn
В
0,15
0,12
С
0,02
0,06
—
n
Σn
—
Выявляются меры случайности совпадения каждой классификационной
единицы со всеми остальными.
Напр., единица А встречается в 30% анализируемых текстов (Р = 0,3), а
единица В — в 50% текстов (Р = 0,5), тогда ожидаемая частота совместного
появления этих единиц будет равна: РАВ = РА • Рв=0,3 • 0,5 = 0,15.
В действительности же признаки А и В совместно встретились лишь в 5%
текстов АВ = 0,05.
19. Специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу: формула коэффициента Яниса (с)
для вычисления соотношения положительных и
отрицательных (относительно избранной позиции)
оценок, суждений, аргументов:
где: f — число положительных оценок; п — число
отрицательных оценок; r — объем содержания
текста, имеющего прямое отношение к изучаемой
проблеме; t — общий объем анализируемого
текста.
в случае, когда число положительных оценок
меньше, чем отрицательных, коэффициент Яниса
находится по формуле:
20. Количественный контент-анализ (содержательный)
основывается на исследовании слов, тем и сообщений,
сосредоточивая внимание исследователя на содержании
сообщения.
Качественный контент-анализ (структурный):
исследователя интересует не столько что говорится,
сколько как говорится (способе презентации
сообщения)
21. Для описания и сравнения особенностей речевого поведения росс. политиков — несколько параметров:
Индекс многословия (лаконичности) — это средний
объем ответа политика на один вопрос интервьюера
Индекс речевого лидерства для текстов интервью
получается простым суммированием величин двух
второстепенных параметров:
индекса тематической новизны (постоянное введение
собственных новых тем, а не простое следование
темам беседы, которые предлагаются другими
участниками) и индекса оценки вопросов (постоянное
стремление оценивать высказывания партнеров и
словесно выражать свои оценки)
способность к коммуникативному сотрудничеству
22. Способность к коммуникативному сотрудничеству (т.е. налаживанию и поддержанию продуктивного взаимодействия в процессе беседы:
23. 6 типов контент-анализа (Р.Мертон)
в зависимости от целей и объекта:
Объем внимания (подсчет символов)
Анализ отношения:
положительное, отрицательное,
нейтральное (критерии? + общий контекст)
модальность сообщения: разрешение
(«разрешено», «допустимо»), запрет
(«нельзя допустить»), долженствование
(«обязан»,
«должен», «святой долг»),
желательность («следовало бы», «хорошо
было бы» «имело бы смысл», побуждение к
действию («надо освоить», «давайте
подумаем вместе»)
характер сообщения (прямой/косвенный):
«по мнению…»
24. 6 типов контент-анализа (продолж.)
Анализ по элементам (фотографии к статьям, песни в
радиопрограмме, сцены в фильме…)
Тематический анализ материалов (определение всего
многообразия, явных/скрытых, выделение крупных
классов)
Структурный анализ (направлен на анализ
взаимоотношения различных тем) – редко
(пропаганд. компании)
Ориентированный на изучение взаимоотношений
различного рода материалов с целью достижения
единой цели – редко (пропаганда)
25. Контент-анализ советской прессы
Думаешь, легко мне
эта дубленка
досталась? Пришлось
кое-кому горло
перегрызть
Придут из ОБХСС,
скажи, что все это
золотая рыбка
подарила…
Ну и что с того, что
внутри пустой,
зато какой блеск!
Источник: ppt-online.org