Экспериментальная часть дипломной работы направлена на получение автором дипломной работы первичной информации, то есть информации непосредственно от источников и ее носителей. Основой экспериментального исследования является научно поставленный опыт или наблюдение в условиях их четкого фиксирования с целью дальнейшей качественной и количественной обработки полученных результатов.
Констатирующий и формирующий эксперимент в дипломной работе
В дипломной работе может быть проведен констатирующий и формирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент направлен на определение уровня или другого измеряемого параметра и его сравнение с зависимыми от него переменными. Констатирующий эксперимент в дипломной работе должен зафиксировать полученные данные, которые могут быть сравнены в динамике с помощью математических и статистических методов.
В отличие от констатирующего, формирующий эксперимент в дипломной работе направлен на изучение явления при определенном воздействии. Перед экспериментом автор дипломной работы предполагает, что при определенном воздействии на объект исследования он изменит определенные свойства в определенном направлении. Формирующий эксперимент проверяет данное утверждение и подтверждает его, либо не подтверждает.
Лекция 4. Эксперимент. 4.2. Этапы проведения эксперимента
Контрольный эксперимент в дипломной работе
Контрольный эксперимент в дипломной работе проводится для проверки чистоты основного эксперимента с целью исключить воздействие внешних факторов, которые могли бы исказить полученные результаты.
Констатирующий эксперимент в дипломной работе: пример
Приведу пример, в котором применяется констатирующий эксперимент:
Исследование проводилось в старшей группе № 5 Детского сада № 38. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
В старшей группе № 5 работают два педагога, использующие разные стили педагогического общения.
С помощью теста Люшера (тест на цветовосприятие) было выяснено эмоциональное состояние детей после занятий с воспитателем, использующим «организационный стиль общения», и после занятий, проведенных с воспитателем, использующим «развивающий стиль общения».В результате проведенного исследования, выявлено, что после занятий с воспитателем, использующим развивающий стиль общения, происходило уменьшение количества детей с грустным и угнетенным настроением, а увеличилось — с радостным, уравновешенным состоянием, что говорит о положительном влиянии развивающего стиля общения воспитателя на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста — положительном сдвиге в эмоциональной сфере детей и, наоборот, применение организационного стиля общения приводит к «угнетению» эмоционального состояния дошкольников.
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ
Формирующий эксперимент в дипломной работе: пример
Приведу пример, в котором применяется формирующий эксперимент:
В исследовании принимали участие сотрудники ООО «Предприятие» в количестве 20 человек (10 мужчин и 10 женщин). Испытуемые были распределены на две группы — группа мужчин (1 группа) и группа женщин (2 группа).
С целью изучения гендерного аспекта проявления межличностного конфликта предложены следующие методики.
1. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 105) (16PF – опросник).
2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).
3. Методика расчета критерия U Вилкоксона-Манна-Уитни.Формирующий эксперимент заключается в изучении двух групп испытуемых (мужчины и женщины) и применение методики расчета критерия U Вилкоксона-Манна-Уитни, который определяет различия между данными группами, связанные с особенностями психологии мужчин и женщин, что обуславливает конфликтность их поведения.
19 крутых экспериментов в домашних условиях
Контрольный эксперимент: пример
Контрольный эксперимент является частью формирующего эксперимента и проводится в контрольной группе, чтобы получить сравнение с экспериментальной группой.
Для выявления влияния применения игровых технологий на этапе оценивания на уроках истории в 5-7 классах СОШ № 5 было выделены в экспериментальную группу: 5 «Б» класс, 6 «А» класс и 7 «Б» класс, в которых были проведены предложенные игры. В качестве контрольной группы выступили: 5 «А» класс, 6 «Б» класс и 7 «А» класс. При этом в исследовании принимали не все ученики, а по 7 учеников из каждого класса, то есть в экспериментальную группу вошли 21 человек (3 х 7) и в контрольную группу так же вошли 21 человек (3 х 7), при этом для достижения максимальной достоверности с учителями истории была достигнута договоренность по включению в исследование примерно одинаковых по интеллектуальным способностям и уровню знаний учеников.
Оценивание знаний в экспериментальной группе осуществлялось на основе Анкеты для оценки результатов проведения игр на уроках истории в 5-7 классах, а в контрольной группе на основе критериев оценивания уровня знаний на уроках истории в 5-7 классах СОШ № 5 по пятибалльной системе.
Применение игровых технологий на уроках истории в 5-7 классах на этапе оценивания знаний показало более высокий результат, о чем говорит как количественное исследование бальных оценок (средний балл выше в классах, где для оценивания знаний были применены игровые технологии), так и определение критерия U Вилкоксона-Манна-Уитни, который попал в зону значимости, что указывает на существенное различие в эффективности оценивания знаний по общепринятой схеме и с помощью применения игровых технологий.
Источник: sdelaudiplom.ru
Программа и методы констатирующего эксперимента
Важнейшей частью настоящего исследования является его практическая часть, т.е проведение и анализ результатов констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, главной целью которых является выявление особенностей представлений у умственно отсталых детей об исторических личностях, а также их коррекция и формирование в ходе проведения серии уроков в каждом классе на базе специальной (коррекционной) школы — интернат VIII вида.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе МКС (К)ОУ школы-интерната VIII вида № 92 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода в 7-9 классах по дисциплине общеобразовательного цикла «История России».
Констатирующий эксперимент направлен на установление, существующих на момент эксперимента характеристик и свойств изучаемой группы школьников.
Целью проведения констатирующего эксперимента является выявление у экспериментальной группы умственно отсталых школьников уровня форсированности представлений об исторических личностях, изучаемых в школьном курсе «истории России».
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) во-первых, составить ряд тестов, направленных на выявление знаний об исторических личностях;
2) во-вторых, в ходе уроков по истории Отечества провести тестирование выбранных групп учащихся в каждом классе;
3) в- третьих, произвести комплексный анализ полученных данных, на основании которого оценить качество знаний об исторических личностях, а также процент усвоенной информации.
В констатирующем эксперименте участвовали 21 человек, учащиеся 7-9 классов. Экспериментальную группу в 7 классе составили 5 человек, девочки в возрасте 13-14 лет, в 8 классе 4 человека, девочки в возрасте 14 лет, в 9 классе 12 человек: 9 «А» 6 человек, из которых 5 девочек и 1 мальчик, возраст испытуемых – 15 лет. 9 «Б» — 6 человек, из них 3 девочки и 3 мальчика, возраст испытуемых – 15 лет.
Познавательная активность испытуемых, их успеваемость по истории были установлены с помощью метода наблюдений, беседы и тестирования. Наблюдение за группами учащихся, участвующих в эксперименте, осуществлялось в ходе уроков по истории.
Наблюдения за учащимися на уроке показали их низкую познавательную активность и невыраженное стремление к самостоятельному выполнению заданий. Крайне неохотно дети отвечали на поставленные вопросы. Из-за бедного словарного запаса и малого исторического терминологического словаря детям наиболее сложно давались устные ответы.
При повторении пройденного материала многие дети с умственной отсталостью затруднялись дать определения понятиям и часто воспринимали их как новые и ранее не изучавшиеся. В результате можно указать, что школьники демонстрировали незнание важных исторических событий, о которых неоднократно проводились беседы на различных школьных мероприятиях (в том числе на классных часах, праздниках), а также и других уроках гуманитарного и естественно-гуманитарного циклов. Трудности в формировании знаний по курсу истории России объясняется тем, что исторические факты, не опираются на наблюдения и непосредственный опыт детей, картины прошлого приходится воссоздавать в их воображении; кроме того, исторический материал содержит много таких понятий, которые для детей остаются просто абстракцией.
В результате, проведенных наблюдений можно сделать следующие выводы: познавательная активность учащихся с умственной отсталостью не высока, дети невнимательны, интерес к изучаемой теме быстро угасает, внимание с учебного предмета легко переходит на посторонние предметы, около 70% учащихся не в состоянии связать тему текущего урока с пройденными ранее темами. Трудно усваивается информация, связанная с именами исторических деятелей.
Была проведена беседа с педагогическим коллективом об особенностях успеваемости и поведения участников нашей экспериментальной группы. В результате чего мы получили следующие данные: около 70% учащихся по истории имеют успеваемость не выше оценки «удовлетворительно», 25% периодически на уроках истории получают оценки «удовлетворительно» и «хорошо» и лишь 5% имеют успеваемость «хорошо» и «отлично».
Согласно данным, полученным в ходе беседы с учителем истории, исторические представления учеников можно характеризовать как неточные и зачастую неверные. Умственно отсталые школьники не могут понять отдаленность и длительность исторических событий, определить элементарные причинно-следственные связи, сформировать целостный исторический образ.
Беседы с учениками позволили выяснить, что для у 37% детей сложным на уроках истории является работа с датами, которые они не могут запомнить и соотнести с событием. 26% школьников затрудняются ориентироваться в исторической карте и путают обозначения и направления. 28% обучающихся затрудняются работать с учебником истории и наглядными пособиями.
Им тяжело ориентироваться в содержании параграфа учебника, найти нужный абзац, предложение, ответы на вопросы. При работе с иллюстрацией или наглядностью, по словам детей, они не всегда понимают смысл изображенного, нелегко придумывают рассказ по сюжету картины. Только 9% детей уточнили, что выполнять творческие работы им особенно тяжело.
Они объясняют это тем, что они плохо рисуют и/или не любят рисовать, лепить, делать поделки, макеты и пр. Для остальных детей творческие задания считаются наиболее привлекательным видом учебной деятельности и представляются им в основном в виде срисовывания чего-либо. Уделяя большое внимание внешним атрибутам, дети утверждают, что им нравится срисовывать с образца «интересные картинки». При этом знания по истории в 92% случаев школьникам нравится получать от учителя в виде рассказа, не прикладывая к этому собственных усилий. Только 8% детей указали, что любят смотреть исторические фильмы и читать.
На уроках истории в 7, 8 и 9 классах было проведено тестирование с использованием следующих опросников: тест для учащихся 7 класса состоял из 6 вопросов, направленных на выявление знаний об некоторых исторических персонажей.
Тема: «Великие исторические личности в истории России начала IX – второй половины XIII веков».
1. Согласно легенде во второй половине 9 века славянские и другие племена, жившие на севере, пригласили в качестве правителя …
А) варяжский князь Рюрик;
2.В 980 году великим князем киевским стал …
3.Соотнеси стрелочками правителя и год начала царствования:
Рюрик | |
Владимир | |
Ярослав Мудрый | |
Александр Невский | 980 г. |
4. Расположи великих князей в порядке начала царствования на Руси с 980г.
Александр Невский, Ярослав Мудрый, Владимир, Рюрик.
5. Соотнеси стрелочками правителя и век его царствования:
Рюрик | вторая половина XIII в. |
Владимир | XI в. |
Ярослав Мудрый | X в. |
Александр Невский | IX в. |
6. Соотнеси стрелочками правителя и событие:
Рюрик | Принятие христианства и крещение киевлян в 988г. |
Владимир | Приход к власти в 1019 г. |
Ярослав Мудрый | Ледовое побоище 5 апреля 1242г. |
Александр Невский | Основание государства Русь |
3.Метод эксперимента: констатирующий, формирующий этапы.
Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель — установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание. а) метод поперечного среза — в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта).
В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе. б) лонгитюдный метод, который часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени.
Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами. Стратегия формирующего эксперимента. Основная цель — активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский) Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов. Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы: — постановка цели; — планирование хода эксперимента; — проведение эксперимента (сбор данных); — анализ полученных экспериментальных данных; — выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;
В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:
- Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.
- Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы);
- Контрольный этап. Его задача — оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net