Программа констатирующего экспеРимента что это

Типы эмпирических исследований

В практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии можно выделить три типа эмпирических исследований, или экспериментов:

  1. Констатирующее исследование (констатирующий эксперимент).
  2. Формирующее исследование (формирующий эксперимент).
  3. Контрольное исследование (контрольный эксперимент).

Использование термина «эксперимент» в данном случае не вполне корректно, но в практике используются именно такие формулировки.

Констатирующий эксперимент

Констатирующее эмпирическое исследование, его чаще называют «Констатирующий эксперимент», предполагает изучение некоторых психологических феноменов в некоторой выборке без дополнительного воздействия на эту выборку. Само по себе тестирование есть воздействие на испытуемых, но этим пренебрегают.

Формирующий эксперимент

Формирующее эмпирическое исследование, его чаще называют «Формирующий эксперимент», предполагает некоторое воздействие на выборку испытуемых с целью развития у них чего-то хорошего, либо коррекции чего-то плохого. Темы исследований такого типа могут звучать примерно так: «Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников», «Снижение тревожности старших дошкольников средствами сказкотерапии», «Повышение групповой сплоченности сотрудников торговой организации с помощью тренинга» и пр.

О.В. Елецкая. Как написать ВКР по логопедии. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Таким образом, формирующие исследования отличает от констатирующих наличие следующих ключевых слов «Развитие», «Повышение», «Снижение», «Коррекция», «Формирование» и пр.

Если в дипломе по психологии присутствует формирующий эксперимент, то в практической главе должен быть отельный раздел с кратким описанием программы развития, тренинга и пр. В этом случае в приложении помещается более подробное описание этой программы или тренинга.

Как правило, формирующее исследование проводится совместно с контрольным экспериментом.

Контрольный эксперимент

Цель контрольного исследования – проверить эффективность проведенной программы коррекции, тренинга. С этой целью проводится повторное тестирование испытуемых по тестам, которые использовались на констатирующем этапе исследования. И далее проводится сравнительный анализ психологических показателей до и после формирующего воздействия, например, с использованием Т-критерия Вилкоксона .

Таким образом, в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии эмпирическое исследование может быть организовано двумя способами:

1. Только констатирующее исследование.

2. Последовательная реализация трех видов эмпирических исследований: констатирующего, формирующего и контрольного.

В магистерских диссертациях по психологии часто реализуется максимально обширное эмпирическое исследование, включающее три этапа:

  1. Констатирующий эксперимент – диагностика и анализ психологических показателей, которые необходимо развивать либо корректировать (иногда проводится выявление взаимосвязей между психологическими показателями в группе).
  2. Формирующий эксперимент – оказание на испытуемых некоторого воздействия для развития, усиления позитивного качества (самооценки, уверенности в себе и т.д.), либо снижения, коррекции негативного качества (агрессивность, тревожность и т.д.) Для оказания этого воздействия на испытуемых могут использоваться тренинг, групповые занятия и т.п.
  3. Контрольный эксперимент – повторная диагностика психологических показателей и их сравнение с результатами диагностики в рамках констатирующего эксперимента (чаще всего с помощью статистических методов). Если результаты показывают усиление условно позитивного качества или снижение условно негативного, то делается вывод об эффективности средства воздействия на испытуемых (тренинга, групповых занятий и пр.)

Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Свобода Воли: иллюзия или реальность? | Данил Разеев | TEDxSadovoeRing

Источник: dip-psi.ru

Сделай дипломную работу сам. Помочь разобраться?

Экспериментальная часть дипломной работы направлена на получение автором дипломной работы первичной информации, то есть информации непосредственно от источников и ее носителей. Основой экспериментального исследования является научно поставленный опыт или наблюдение в условиях их четкого фиксирования с целью дальнейшей качественной и количественной обработки полученных результатов.

Констатирующий и формирующий эксперимент в дипломной работе

В дипломной работе может быть проведен констатирующий и формирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент направлен на определение уровня или другого измеряемого параметра и его сравнение с зависимыми от него переменными. Констатирующий эксперимент в дипломной работе должен зафиксировать полученные данные, которые могут быть сравнены в динамике с помощью математических и статистических методов.

В отличие от констатирующего, формирующий эксперимент в дипломной работе направлен на изучение явления при определенном воздействии. Перед экспериментом автор дипломной работы предполагает, что при определенном воздействии на объект исследования он изменит определенные свойства в определенном направлении. Формирующий эксперимент проверяет данное утверждение и подтверждает его, либо не подтверждает.

Контрольный эксперимент в дипломной работе

Контрольный эксперимент в дипломной работе проводится для проверки чистоты основного эксперимента с целью исключить воздействие внешних факторов, которые могли бы исказить полученные результаты.

Констатирующий эксперимент в дипломной работе: пример

Приведу пример, в котором применяется констатирующий эксперимент:

Исследование проводилось в старшей группе № 5 Детского сада № 38. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, из них 10 девочек и 10 мальчиков.

В старшей группе № 5 работают два педагога, использующие разные стили педагогического общения.
С помощью теста Люшера (тест на цветовосприятие) было выяснено эмоциональное состояние детей после занятий с воспитателем, использующим «организационный стиль общения», и после занятий, проведенных с воспитателем, использующим «развивающий стиль общения».

В результате проведенного исследования, выявлено, что после занятий с воспитателем, использующим развивающий стиль общения, происходило уменьшение количества детей с грустным и угнетенным настроением, а увеличилось — с радостным, уравновешенным состоянием, что говорит о положительном влиянии развивающего стиля общения воспитателя на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста — положительном сдвиге в эмоциональной сфере детей и, наоборот, применение организационного стиля общения приводит к «угнетению» эмоционального состояния дошкольников.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Формирующий эксперимент в дипломной работе: пример

Приведу пример, в котором применяется формирующий эксперимент:

В исследовании принимали участие сотрудники ООО «Предприятие» в количестве 20 человек (10 мужчин и 10 женщин). Испытуемые были распределены на две группы — группа мужчин (1 группа) и группа женщин (2 группа).

С целью изучения гендерного аспекта проявления межличностного конфликта предложены следующие методики.

1. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 105) (16PF – опросник).
2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).
3. Методика расчета критерия U Вилкоксона-Манна-Уитни.

Формирующий эксперимент заключается в изучении двух групп испытуемых (мужчины и женщины) и применение методики расчета критерия U Вилкоксона-Манна-Уитни, который определяет различия между данными группами, связанные с особенностями психологии мужчин и женщин, что обуславливает конфликтность их поведения.

Контрольный эксперимент: пример

Контрольный эксперимент является частью формирующего эксперимента и проводится в контрольной группе, чтобы получить сравнение с экспериментальной группой.

Для выявления влияния применения игровых технологий на этапе оценивания на уроках истории в 5-7 классах СОШ № 5 было выделены в экспериментальную группу: 5 «Б» класс, 6 «А» класс и 7 «Б» класс, в которых были проведены предложенные игры. В качестве контрольной группы выступили: 5 «А» класс, 6 «Б» класс и 7 «А» класс. При этом в исследовании принимали не все ученики, а по 7 учеников из каждого класса, то есть в экспериментальную группу вошли 21 человек (3 х 7) и в контрольную группу так же вошли 21 человек (3 х 7), при этом для достижения максимальной достоверности с учителями истории была достигнута договоренность по включению в исследование примерно одинаковых по интеллектуальным способностям и уровню знаний учеников.

Оценивание знаний в экспериментальной группе осуществлялось на основе Анкеты для оценки результатов проведения игр на уроках истории в 5-7 классах, а в контрольной группе на основе критериев оценивания уровня знаний на уроках истории в 5-7 классах СОШ № 5 по пятибалльной системе.

Применение игровых технологий на уроках истории в 5-7 классах на этапе оценивания знаний показало более высокий результат, о чем говорит как количественное исследование бальных оценок (средний балл выше в классах, где для оценивания знаний были применены игровые технологии), так и определение критерия U Вилкоксона-Манна-Уитни, который попал в зону значимости, что указывает на существенное различие в эффективности оценивания знаний по общепринятой схеме и с помощью применения игровых технологий.

Источник: sdelaudiplom.ru

Читайте также:
Hms core что это за программа на Андроид honor 10

3.Метод эксперимента: констатирующий, формирующий этапы.

Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель — установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание. а) метод поперечного среза — в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта).

В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе. б) лонгитюдный метод, который часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени.

Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами. Стратегия формирующего эксперимента. Основная цель — активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский) Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов. Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы: — постановка цели; — планирование хода эксперимента; — проведение эксперимента (сбор данных); — анализ полученных экспериментальных данных; — выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

  1. Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.
  2. Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы);
  3. Контрольный этап. Его задача — оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Формирующий и констатирующий эксперимент: описание и особенности проведения

Эксперимент в психологии — это основной метод научного познания. С его помощью исследуются изменения в поведении человека (либо же группы лиц) в ситуации планомерного управления теми факторами, которые его определяют. Для достижения цели исследователю необходимо создать конкретные для их появления условия.

Существенной чертой эксперимента является четкое и жесткое выделение конкретного изучаемого фактора. Обязательное условие — регистрация появляющихся изменений.

Но в психологии, естественно, невозможно добиться абсолютной изоляции. Именно поэтому выделение фактора осуществляется только подбором, а также сравнением и изучением двух групп респондентов, двух ситуаций и прочего.

Виды экспериментов

Можно выделить несколько параметров, на основе которых выделяются разные виды этого психолого-педагогического метода.

Во-первых, по форме организации выделяется естественный и лабораторный эксперимент. Второй вид проводится обычно в искусственных условиях, которые призваны обеспечить исключительную чистоту полученных результатов.

Естественный же эксперимент проводят, как правило, в обычных, стандартных для испытуемого условиях. Существенным его недостатком является обязательное присутствие неконтролируемых факторов. Но вот влияние их не может быть установлено, а также измерено количественно.

Читайте также:
Bug shaker аэрофлот в приложении что это за программа

Во-вторых, по целям выделяется формирующий и констатирующий эксперимент. Попытаемся разобраться в основных нюансах их разделения.

Констатирующий эксперимент представляет собой психологический метод, который устанавливает наличие определенного и обязательного явления или факта. Но для достижения этой цели он должен отвечать определенным требованиям.

Так, эксперимент сможет стать констатирующим только в том случае, если перед исследователем стоит задача выявления имеющегося состояния, а также уровня сформированности определенного свойства, либо же изучаемого фактора. Следовательно, приоритетным для изучения становится актуальный уровень в развитии выделенного параметра у респондента, либо же группы испытуемых. Именно этим определяются цель и задачи данного метода. Констатирующий эксперимент имеет следующее назначение: измерение имеющегося уровня развития, а также получение начального материала для организации дальнейшего исследования, формирующего эксперимента.

Этот метод называют также обучающий и преобразующий, который ставит целью активное формирование определенных параметров в психическом развитии человека, уровнях деятельности и так далее. Формирующий эксперимент обычно используют при изучении определенных путей развития личности. Это обеспечивается при помощи комплекса наук. Так, например, при воспитании ребенка необходим будет синтез психологических знаний с педагогическими поисками.

Целью формирующего эксперимента является: обучение знаниям и умениям; развитие навыков и определенных качеств личности.

Но чтобы он имел положительный результат, к экспериментатору и самому методу будут предъявляться конкретные требования:

  • Необходима теоретическая разработанность представлений о выделенных в изучении психологических параметрах, которые, собственно, будут формироваться.
  • Должен быть четко спланирован ход и программа эксперимента.
  • В процессе работы необходим полный учет имеющихся факторов в реальном обучении, которые влияют на формировании изучаемых явлений в психике.

Ученый должен уметь правильно выбрать в соответствии с целями исследования тот метод, который ему необходим: констатирующий эксперимент, лабораторный, формирующий, либо же естественный.

Источник: fb.ru

Программа и методы констатирующего эксперимента

Важнейшей частью настоящего исследования является его практическая часть, т.е проведение и анализ результатов констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, главной целью которых является выявление особенностей представлений у умственно отсталых детей об исторических личностях, а также их коррекция и формирование в ходе проведения серии уроков в каждом классе на базе специальной (коррекционной) школы — интернат VIII вида.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе МКС (К)ОУ школы-интерната VIII вида № 92 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода в 7-9 классах по дисциплине общеобразовательного цикла «История России».

Констатирующий эксперимент направлен на установление, существующих на момент эксперимента характеристик и свойств изучаемой группы школьников.

Целью проведения констатирующего эксперимента является выявление у экспериментальной группы умственно отсталых школьников уровня форсированности представлений об исторических личностях, изучаемых в школьном курсе «истории России».

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1) во-первых, составить ряд тестов, направленных на выявление знаний об исторических личностях;

2) во-вторых, в ходе уроков по истории Отечества провести тестирование выбранных групп учащихся в каждом классе;

3) в- третьих, произвести комплексный анализ полученных данных, на основании которого оценить качество знаний об исторических личностях, а также процент усвоенной информации.

В констатирующем эксперименте участвовали 21 человек, учащиеся 7-9 классов. Экспериментальную группу в 7 классе составили 5 человек, девочки в возрасте 13-14 лет, в 8 классе 4 человека, девочки в возрасте 14 лет, в 9 классе 12 человек: 9 «А» 6 человек, из которых 5 девочек и 1 мальчик, возраст испытуемых – 15 лет. 9 «Б» — 6 человек, из них 3 девочки и 3 мальчика, возраст испытуемых – 15 лет.

Познавательная активность испытуемых, их успеваемость по истории были установлены с помощью метода наблюдений, беседы и тестирования. Наблюдение за группами учащихся, участвующих в эксперименте, осуществлялось в ходе уроков по истории.

Наблюдения за учащимися на уроке показали их низкую познавательную активность и невыраженное стремление к самостоятельному выполнению заданий. Крайне неохотно дети отвечали на поставленные вопросы. Из-за бедного словарного запаса и малого исторического терминологического словаря детям наиболее сложно давались устные ответы.

При повторении пройденного материала многие дети с умственной отсталостью затруднялись дать определения понятиям и часто воспринимали их как новые и ранее не изучавшиеся. В результате можно указать, что школьники демонстрировали незнание важных исторических событий, о которых неоднократно проводились беседы на различных школьных мероприятиях (в том числе на классных часах, праздниках), а также и других уроках гуманитарного и естественно-гуманитарного циклов. Трудности в формировании знаний по курсу истории России объясняется тем, что исторические факты, не опираются на наблюдения и непосредственный опыт детей, картины прошлого приходится воссоздавать в их воображении; кроме того, исторический материал содержит много таких понятий, которые для детей остаются просто абстракцией.

В результате, проведенных наблюдений можно сделать следующие выводы: познавательная активность учащихся с умственной отсталостью не высока, дети невнимательны, интерес к изучаемой теме быстро угасает, внимание с учебного предмета легко переходит на посторонние предметы, около 70% учащихся не в состоянии связать тему текущего урока с пройденными ранее темами. Трудно усваивается информация, связанная с именами исторических деятелей.

Была проведена беседа с педагогическим коллективом об особенностях успеваемости и поведения участников нашей экспериментальной группы. В результате чего мы получили следующие данные: около 70% учащихся по истории имеют успеваемость не выше оценки «удовлетворительно», 25% периодически на уроках истории получают оценки «удовлетворительно» и «хорошо» и лишь 5% имеют успеваемость «хорошо» и «отлично».

Согласно данным, полученным в ходе беседы с учителем истории, исторические представления учеников можно характеризовать как неточные и зачастую неверные. Умственно отсталые школьники не могут понять отдаленность и длительность исторических событий, определить элементарные причинно-следственные связи, сформировать целостный исторический образ.

Читайте также:
Программа которая по звуку может определить что это за песня

Беседы с учениками позволили выяснить, что для у 37% детей сложным на уроках истории является работа с датами, которые они не могут запомнить и соотнести с событием. 26% школьников затрудняются ориентироваться в исторической карте и путают обозначения и направления. 28% обучающихся затрудняются работать с учебником истории и наглядными пособиями.

Им тяжело ориентироваться в содержании параграфа учебника, найти нужный абзац, предложение, ответы на вопросы. При работе с иллюстрацией или наглядностью, по словам детей, они не всегда понимают смысл изображенного, нелегко придумывают рассказ по сюжету картины. Только 9% детей уточнили, что выполнять творческие работы им особенно тяжело.

Они объясняют это тем, что они плохо рисуют и/или не любят рисовать, лепить, делать поделки, макеты и пр. Для остальных детей творческие задания считаются наиболее привлекательным видом учебной деятельности и представляются им в основном в виде срисовывания чего-либо. Уделяя большое внимание внешним атрибутам, дети утверждают, что им нравится срисовывать с образца «интересные картинки». При этом знания по истории в 92% случаев школьникам нравится получать от учителя в виде рассказа, не прикладывая к этому собственных усилий. Только 8% детей указали, что любят смотреть исторические фильмы и читать.

На уроках истории в 7, 8 и 9 классах было проведено тестирование с использованием следующих опросников: тест для учащихся 7 класса состоял из 6 вопросов, направленных на выявление знаний об некоторых исторических персонажей.

Тема: «Великие исторические личности в истории России начала IX – второй половины XIII веков».

1. Согласно легенде во второй половине 9 века славянские и другие племена, жившие на севере, пригласили в качестве правителя …

А) варяжский князь Рюрик;

2.В 980 году великим князем киевским стал …

3.Соотнеси стрелочками правителя и год начала царствования:

Рюрик
Владимир
Ярослав Мудрый
Александр Невский 980 г.

4. Расположи великих князей в порядке начала царствования на Руси с 980г.

Александр Невский, Ярослав Мудрый, Владимир, Рюрик.

5. Соотнеси стрелочками правителя и век его царствования:

Рюрик вторая половина XIII в.
Владимир XI в.
Ярослав Мудрый X в.
Александр Невский IX в.

6. Соотнеси стрелочками правителя и событие:

Рюрик Принятие христианства и крещение киевлян в 988г.
Владимир Приход к власти в 1019 г.
Ярослав Мудрый Ледовое побоище 5 апреля 1242г.
Александр Невский Основание государства Русь

Данный опросник состоит из вопросов, ориентированных на выбор правильного ответа из ряда предложенных. При этом, чтобы дать верный ответ, учащиеся должны знать имена исторических деятелей и даты, связанные с ними. Ряд вопросов направлен на соотнесение дат и имен исторических личностей, а также событий, соответствующих периоду их правления. Отдельные вопросы были направлены на восстановление правильной последовательности, хронологии. Данный опросник выявляет умения детей ориентироваться в исторических событиях, пользоваться лентой времени, соотносить событие, дату и личность.

Тест для группы испытуемых 8 класса состоял из 6 вопросов разного уровня сложности. Тема теста: «Великие исторические личности в истории России XVI – второй половины XVIII веков».

1. В 1547 г. при содействии митрополита Макария на царство был венчан царь…

Б) Иван IV Грозный

В) Борис Годунов

2.Основателем династии Романовых стал…

Б) Михаил Романов

В) Борис Годунов

3. Соотнеси стрелочками выдающегося деятеля истории и год начала его деятельности:

Иван IV Грозный 1613г.

Михаил Романов 1682г.

А.В. Суворов 1547г.

4. Расположи данных правителей и исторических деятелей в хронологической последовательности

А.В. Суворов, Пётр I, Михаил Романов, Иван IV Грозный.

5. Соотнеси стрелочками историческую личность и период его жизни:

Иван IV Грозный первая половина XVII в.

Михаил Романов середина XVI в. Пётр I конец XVIII в.

А.В. Суворов конец XVII в.

6. Соотнеси стрелочками личность и событие:

Иван IV Грозный начало правления в 1682г.

Михаил Романов венчание на царство

Пётр I штурм Измаила в 1790г.

А.В. Суворов вступление на престол

Данный опросник имеет ряд вопросов, направленных на выбор одного правильного ответа из ряда предложенных. Другие вопросы направлены на соотношение личностей, периода их жизни, факты их деятельности. Эти вопросы являются более сложными и выявляют умение учеников связывать исторические эпохи и историческую личность, реформы и значимые для истории нашего государства события и исторического героя.

Тест для учащихся 9-х классов также состоял из 6 вопросов по теме «Великие исторические личности конца XIX – начала XXI века». Вопросы характеризуются разным уровнем сложности: выбор правильного ответа из ряда предложенных, соотнесение имен исторических личностей и времени их жизни и деятельности, соотнесение исторических персонажей и событий, с которыми они связаны.

1.Последним российским императором из династии Романовых был

Г) Александр III

2.Организатором и руководителем Октябрьской революции 1917 г. в СССР был

3.Соотнеси стрелочками историческую личность и век его деятельности:

А) Николай II XXI в.

Б) В. И. Ленин 20-е г. XX в.

В) И.В. Сталин конец XIXв.

Г) В.В. Путин начало XXв.

4. Расположи правителей России и СССР в порядке начала управления страной с 1896г.

В.В. Путин, И.В. Сталин, В. И. Ленин, Николай II.

5.В настоящее время управляет российской Федерацией:

6. Организатором и руководителем политических репрессий в СССР был

Ряд вопросов данного теста ориентирован на современную историческую ситуацию, знание которой учащиеся могут актуализировать не только с помощью уроков истории, но и вне школы, из средств массовой информации, семьи и т.д.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru