Рабочая программа по окружающему миру, 3 кл. Учебник Клепининой
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года за № 1089, концепции УМК «Школа России», Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы З. А. Клепининой.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Для реализации программного содержания используется для обучающихс я:
- З. А. Клепинина. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. Аст-пресс школа. М- 2012.
- З. А. Клепинина. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. Аст-пресс школа. М- 2012.
- З. А. Клепинина. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. Аст-пресс школа. М- 2012.
Для реализации программного содержания используется для учителя:
Клепинино усадьба Люстихов КРЫМ
1. З. А. Клепинина. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Аст-пресс
2. З. А. Клепинина. Поурочные разработки к учебнику «Окружающий мир». 3 класс.
Аст — пресс школа. М- 2012.
Количество часов в год: 68.
Количество часов в неделю: 2.
Количество часов по учебным четвертям:
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Окружающий мир» реализует следующие цели :
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Основными задачами реализации содержания курса явля ются:
1) формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
2) духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ ного многообразия российского общества;
3) формирование уважительного отношения к семье, насе лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
4) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
5) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
6) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
#3. Как это работает? / 3. Информация и числа в компьютере / Программирование с нуля
Структура учебного курса
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гума нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар монии с интересами природы и общества, тем самым обе спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках данного предмета, благодаря интеграции есте ственно — научных и социально-гуманитарных знаний, могут быть решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз вития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ ных оценивать своё место в окружающем мире и участво вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его из учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож ностями для формирования у младших школьников фунда мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить на блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг воп росов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом чело век, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осу ществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко прояв ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин теграции естественно -научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности. Особое внима ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последо вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Уважение к миру – это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании са моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Тематический план
Наименование разделов и тем
Источник: nsportal.ru
Программа «Природа и люди» З.А. Клепининой
Приоритетной целью Курса «Природа и люди» является развитие личности ребенка.
Ведущими принципами отбора содержания и конструирования программы являются:
– специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания:
· экологической направленности (взаимосвязь природы и человека, правила отношения человека к природе),
· доступная природоохранная деятельность (выращивание растений, уход за зелеными насаждениями).
По мнению автора программы, отбор учебного материала, выполненный в соответствие с экологическим принципом, позволяет в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственных восприятий окружающего мира. В соответствии с краеведческим принципом ведущими методами преподавания курса природоведения З.А. Клепининой являются:
– непосредственные наблюдения предметов и явлений природы,
– выполнение простейшего эксперимента,
– демонстрация наглядных пособий и опытов.
Большую роль З.А. Клепинина отдает таким формам организации учебной работы, как:
– предметные уроки на учебно-опытном участке,
– фиксация результатов наблюдений.
Программа «Природа и люди» З.А. Клепининойвключает 2 подсистемы:
1 подсистема – курс «Я и мир вокруг» (1 – 2 классы)
2 подсистема – курс «Природоведение» (3 – 4 классы)
Первая подсистема является вводной ко второй.
В 1-ом и 2-ом классе повторяются и последовательно усложняются три основные темы:
Все перечисленные темы интегрируют знания в системе «человек – природа – общество». Содержание материала основано на жизненном опыте ребенка. Изучение материала происходит путем непосредственного восприятия окружающего мира. Учебник «Я и мир вокруг» содержит только внетекстовые компоненты (вопросы, задания, иллюстративный материал). Основные тексты в учебнике отсутствуют.
Если в начале 1-го класса такая структура учебника оправдана, то в дальнейшем это создает трудности в обучении.
В курсе природоведение 3-го класса учащиеся знакомятся с объектами неживой и живой природы и устанавливают простейшие взаимосвязи между ними.
Важной сквозной линией программы являются сезонные изменения в природе. Однако в учебнике автор недостаточно глубоко рассматривает причинно-следственные связи в природе.
Программа по природоведению 4-го класса направлена на ознакомление с природой, ее изменениями, на осознание взаимосвязей и взаимозависимостей, начиная с природы региона, где живет ребенок и заканчивая природой России. Программа предусматривает ориентирование на местности, чтение плана и карты, работу с глобусом. Заканчивается курс изучением организма человека, места и роли человека в мире природы. В учебниках для 4-го класса по новому реализована экологическая направленность: «природа человеку – человек природе». Одной из приоритетных тем является тема здорового образа жизни.
Программа З.А. Клепининой сохраняет в обновленном виде все положительное, что было накоплено многолетним опытом преподавания естествознания. Вместе с тем программа учитывает идеи развивающей гуманистической школы и педагогики.
Источник: studopedia.ru
Традиционная система обучения
Основной целью программы является расширение кругозора и формирование культуры учебной деятельности как основы для развития личности младшего школьника.
Программа базируется на традиционных методиках преподавания естествознания, предусматривающих опору на классические дидактические принципы отбора материала. Содержание программы направлено на личностный рост и развитие ребенка как субъекта учебной деятельности. Ведущими методами в обучении являются непосредственное наблюдение в природе и эксперимент (демонстрационный и ученический).
При отборе содержания курса учитывались как общедидактические принципы, так и специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания:
I класс; «Окружающий мир», «Мир людей», «Будь здоров», «Природа», «Россия — наша Родина». В I классе предусматриваются обобщение и систематизация сведений, полученных в детском саду и формирование новых знаний на основе наблюдений за объектами и явлениями природы и при работе с книгой. Основное внимание уделяется развитию речи как в процессе диалога, так и при работе в группе.
II класс: «Ты уже младший школьник», «Человек и природа», «Родной край — малая Родина». Главный акцент делается на сезонные изменения в природе, проведение опытов и исследований, моделирование и обсуждение результатов наблюдений.
III класс: «Ориентирование на местности», «Природа и история родного края», «Человек и природа» (строение человеческого организма). Главное внимание уделяется изучению родного края на основе материала краеведческих музеев и т.п.
IV класс: «Земля — планета жизни», «Природа» (природные зоны России), «Россия — наша Родина» (законодательство, политическая система, символы, национальности и др.), «История Отечества», «Мир и человек». Материал в наибольшей степени посвящен ознакомлению с глобальными объектами окружающего мира — планетой Земля и страной Россией.
Источник: studme.org
Программа клепининой что это
Презентация на тему Программа «Природа и люди» А. Клепининой(традиционная система обучения, вариативная программа)
Слайд 1Программа «Природа и люди» З. А. Клепининой (традиционная система обучения, вариативная программа)
Слайд 2В ней сохраняется в обновленном варианте все положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса природоведения. Основой для отбора природоведческого содержания стали краеведческий, экологический и практический принципы.
Главной задачей курса: развивать личностные качества ребенка, мышление и речь, экологическую, санитарно — гигиеническую и этическую культуру; дать знания о взаимоотношениях в системах «человек – человек », «природа – природа », « природа – человек» как основа экологизации сознания. Реализация принципа экологической направленности в представленной системе способствует формированию экологической культуры. Содержание материала первых классов о сезонных изменениях в природе своей местности группируется в трех темах: «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В каждой теме в основном выдержан единый план изложения: изменения в неживой природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных и их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе .
Слайд 3Интересно, что тема «Природа нашего края» изучается во всех классах. Однако, в I – II классах учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей школу, в III – IV классах они изучают природу своей области (края, республики ). Кроме этого дети знакомятся с планом и картой, узнают о форме и размерах Земли, материках и океанах, об особенностях рельефа.
Учащиеся знакомятся с основными видами горных пород, полезных ископаемых почвой и ее свойствами, вопросами охраны недр и рационального природопользования. На доступном уровне они изучают свойства воды, ее круговорот в природе, разнообразие водоемов, знакомятся с проблемами их охраны от загрязнений. Изучение природы идет последовательно от неживой к живой природе.
Растительный и животный мир изучается по сообществам. Учащиеся получают представления о ландшафтах своего края, природных зонах Земли, взаимосвязях факторов неживой природы и их влиянии на живые организмы, хозяйственной деятельности человека и в связи с этим знакомятся с проблемами сохранения животного и растительного мира. В теме «организм человека и охрана его здоровья» даются общие представления об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции. Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся представить организм человека как единое целое. Основное внимание уделено вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего здоровья.
Слайд 4Тематика экскурсий по программе «Природа и люди» З. А. Клепининой
Слайд 5Класс Тематика экскурсий 1 — Окружающая природа; разнообразие растений и места их произрастания; разнообразие животных и места их обитания; природа осенью; природа весной; природа летом. 2 — Природа вокруг нас; природа осенью, зимой, весной; в кабинет биологии или оранжерею с целью ознакомления с разнообразие комнатных растений, их красотой, создаваемые композициями; раннецветущие растения; жизнь грачей весной; труд людей весной. 3 — Экскурсия с целью наблюдения многообразия растений и животных, положительного и отрицательного отношения к природе; результатов этого отношения; экскурсия в заповедник (парк, лесопарк, музей) с целью наблюдения положительной природоохранной деятельности человека в природе. — Экскурсия в музей, в природу, на выставку с целью изучения разнообразия веществ в природе (на примере полезных ископаемых при наличии условий). — Экскурсии в парк, лес, сад с целью ознакомления с их состоянием в период золотой осени, а затем поздней осени, зимы, ранней весной и в конце весны. 4 — Ознакомление с формами поверхности, полезными ископаемыми. — Ознакомление с особенностями местного водоема, его особенностями и экологией; ознакомление с растениями, животными и использованием выбранных для изучения сообществ.
Слайд 6Вывод Таким образом, программа нацелена на сообщение учащимся элементарных сведений о живой и неживой природе, направляет детей на охрану природных богатств, формирует навыки личной гигиены. Акцент делается на материале о сезонных изменениях в природе, которые позволяют детям осознать не отдельные факты изменяемости в природе, а изменяемость как природную закономерность, в связи с этим предлагаются экскурсии. Можно встретить вопросы по охране окружающей среды. Зона лесов, какие мероприятия проводятся по охране природы? Каково влияние деятельности человека на природу?
Слайд 7СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Презентация Power Point (pptx) |
374.92 Kb |
61 |
Просмотров: 181
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Похожие материалы
- Рабочая программа кружка «Светофорчик» (1,2 год обучения)
- Рабочая программа ПМ 03
- Рабочая программа дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
- Методическая разработка занятия объединения «Искусница»
- Торжественная линейка ко дню назависимости
- «Неткен ғажап бұл өмір» тақырыбына сыныптан тыс шара
- Планирование. «Рабочая учебная программа» по дисциплине Основы материаловедения по профессии Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин.
- ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ ОСОП ДОД ДООЦ «Патриот» «Мы – твое будущее, Россия!»
- «Башҡорт теле һәм әҙәбиәте» курсынан 6 класс өсөн эш программаһы
- Рабочая программа МДК 02.01 «Управление строительными подразделениями» Специальность: «Технология деревообработки»
Источник: uroki.me