Приобщение ребенка к миру искусства в дошкольном учреждении — важная и ответственная задача, для решения которой необходимы программы и технологии, способные помочь педагогу найти пути и способы развития музыкальных способностей.
Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских инструментах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке.
Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания дошкольников позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка. Учитывая актуальность проблемы музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, целесообразно рассмотреть, как этот аспект представлен в различных программах. Остановимся на некоторых программах музыкально-эстетического воспитания дошкольников.
Вебинар «Методические рекомендации по составлению годового плана ДОУ в соответствии с ФГОС»
Программы музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
ведущий вид деятельности
основные методы обучения
«От рождения до школы. Примерная общеобразо-вательная программа дошколь-ного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Кома-ровой, М. А.Васильевой
1. Знакомить дошкольников с музыкальными понятиями.
2.Развивать музыкальные способности.
3. Формирование навыков пения и музыкально-ритмических движений.
4. Развитие художественного воображения и детского творчества.
Музыка пронизывала всю жизнь детского сада.
1. музыкально – дидактичес-кие игры
2. художественная самостоятельная деятельность
под рук. Дороновой Т.Н.
Цель: Формирование эстетических переживаний
1.Обогащение музыкальных впечатлений
2.Развитие эмоциональной отзывчивости.
3.Формирование выразительных певческих и пластических способностей.
Занятия должны быть радостными, отвечать потребностям ребенка.
Праздники, развлечения, вечера досуга, кукольные спектакли, посещения театров.
В.И.Логино-ва, Т.И.Бабаева, Я.А.Нот-кина
1. развитие музыкальной культуры
2.накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями
3.развитие позиции активного исполнителя — создателя музыкальных произведений
Музыкальное занятие и игры
Успешная реализация программы становится возможной при создании предметно — пространственной музыкальной среды, организации доброжелательного взаимодействия взрослого и ребенка и тесного взаимодей-ствия детского сада и семьи.
под рук. Л.А.ВенгераО.М.Дьяченко
Цель: Развитие у дошкольников творческих способностей, невербального общения.
— развитие способности к образному перевоплощению, пластическому взаимодействию
— развитие умения свободно двигаться
Видеть музыку — Развивающий мультфильм для детей
— использование интонационной выразительности голоса при выполнении образно — пластических упражнений
Принцип разделения детей на четыре возрастные группы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе.
«Из детства в отрочество»
Цель: Создание в семье и дошкольном образовательном учреждении условий для здорового образа жизни, развития способностей детей, воспитания уважения к национальным традициям.
Музыкальное развитие рассматривается как особая область образовательной работы.
В содержании данной программы заложен подход, при котором главным становится развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи с нравственно-интеллектуальной.
— игра на инструментах
— концертная деятельность (развлечения, совместные с родителями праздники)
«Программа воспитания и обучения в детском саду»,
Л.В.Анто-нова, Н.Е.Веракса и др.
Цель: передать детям музыкальный опыт старших поколений; развивать музыкальную культуру; формировать положительные черты и свойства личности.
Задачи: формировать музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус; приобретать знания, умения и способы музыкальной деятельности; формировать музыкальные способности; развивать интерес и любовь к музыке своего народа и других народов; формировать умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досугу и др.
Постоянное общение ребенка с музыкой, развитие потребности в высоких образцах художественного творчества
Музыкальное воспитание рассматривается как неотъемлемая часть эстетического воспитания детей с раннего возраста.
Литератур-ные и музыкальные произведе-ния, дидактичес-кие и подвижные игры, праздники, развлечения, досуги, создание развивающей среды.
Задачи: развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизация проявлений творчества
— контрастного сопоставления репертуара
Ритмоплас-тика, оркестровка, певческие импрови-зации, рисование, сочинение сказок, детских опер, спектаклей-игр и др.
Цель: развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры
— общее развитие личности
— развитие восприятия музыки
— развитие музыкально-сенсорного восприятия
личностно-ориентированная модель с субъектив-ным партнер-ским взаимодействием
Важным условием является музыкальная предметно-развивающая среда
все вида музыкальной деятельности
«Каждый ребенок -музыкант»
Цель: подвести ребенка к восприятию музыки, показать ему как можно взаимодействовать с ней.
— развивать понимание и чувствование явлений природы
— развивать культуру общения
— развивать исторический, географический, этнографический кругозор
отказываются от подготовки концертов «напоказ»
— произведения музыкального фольклора
-образно-двигательная музыкальная грамота
— обучение игре на флейте
Цель: развивать музыкальные (чувства ритма, ладового чувства, звуковысотных представлений) и общие способности детей (воображения, мышления, фантазии и интуиции) с помощью музыкально-творческой игры.
Задачи: развивать навыки импровизации и сочинения в различных видах музыкальной деятельности; познакомить с элементами музыкальной грамоты; развивать координацию движений под музыку.
задания изложены в порядке возрастающей сложности, с усложнением характера музыкально-образного и логического мышления ребенка
— сочинения в различных видах музыкальной деятельности
«Ребенок в мире музыки»
Цель: обеспечить необходимые условия для базового музыкального образования детей 5-6 лет.
— осознание ребенком эмоциональной природы музыки, накопление опыта эмоциональных переживаний
— знания и представления детей о музыке как искусстве, средстве развития мышления
— музыкальное развитие ребенка в процессе музыкальной деятельности
— творческое самовыражение, сопереживание настроению музыки
занятия и развле-чения
акцент делается на взаимодействии музыкальной и театрализованной деятельности и на использовании музыкального фольклора, являющегося связующей основой для этих видов деятельности
— музыка вокруг нас
— музыка внутри нас
— мы сами можем творить музыку
под рук. Т.В.Тарасовой
Цель: ввести ребенка-дошкольника в мир музыки; формировать его художественную культуру; развивать навыки восприятия различных видов искусств
— высокой художественности и доступности
-игра в оркестре
— элементы хореографии и пластики
— формирование эстетически развитой личности ребенка дошкольного и школьного возраста
— пробуждение творческой активности и художественного мышления
— выработка навыков восприятия произведений различных видов искусства
— самовыражение через различные формы творчества детей
Развива-юще — обучающие занятия
программный материал строится на выявлении принципов взаимосвязи литературы, музыки (в том числе ритмики, пластики), изобразительного искусства и театра.
Анализ вышерассмотренного программного материала по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников показывает большой интерес к эстетическому развитию ребенка, в том числе и детей старшего дошкольного возраста как средству формирования развития личности, воспитания духовности и эстетической культуры средствами искусства.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии способностей. А именно: музыкальные способности формируются в активной исполнительской деятельности. Необходимо с раннего возраста создавать условия для развития музыкального восприятия. Эмоциональное восприятие музыки формируется в процессе ее слушания.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.
Воспитатель понимает сущность и социальную значимость своей профессии, с одной стороны учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несёт в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развития личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.
Для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами музыки необходимо использовать в соответствии с ФГОС ДО возможности образовательной области «Познавательное развитие».
Источник: nsportal.ru
О программе музыкального воспитания «Каждый ребенок – музыкант» и обучении воспитателей работе по этой программе
В основание программы «Каждый ребенок – музыкант» (КРМ) положена аксиома: музыка, способность жить с музыкой нужна всем. Она нужна музыкально одаренным – чтобы реализовать свой талант. Но она нужна и тем, кто не особо одарен или не воспринимается таковым – и ему можно помочь впустить в свою жизнь музыку. Она нужна здоровым, делает их жизнь богаче и помогает во всем – музыкально воспитанный человек все будет делать лучше: и управлять, и асфальт класть. И она нужна больным: целебные свойства музыки безграничны (философ О.И.Генисаретский утверждает, что основное назначение искусства в наше время – терапевтическое).
Из того я и исходила, разрабатывая свою программу. Она – результат более чем сорокалетней работы, вехами которой были зарождение идеи в моей практике работы преподавателем музыки в общеобразовательной школе, потом многолетняя практическая отработка программы параллельно в двух школах и в детских садах, написание серии пособий по разным аспектам программы (их издано уже 12, некоторые повторно), переход от работы с одними детьми к обучению коллег и формирование команды единомышленников. В настоящее время работает онлайн-школа по обучению работе по программе КРМ с детьми дошкольного возраста и в начальной школе (от 3-х до 9-ти) – подробнее об этом предприятии см. ниже.
В чем уникальность и незаменимость этой программы? Во-первых, она предназначена для музыкального воспитания именно всех детей, без исключений, и потому применима и в детском саду, и в общеобразовательной школе, и в условиях домашнего воспитания (родителями). Этим она отличается от музыкальных школ, которые из особо одаренных и упорных детей делают профессиональных музыкантов (нередко поселяя нелюбовь к музыке у остальных). Во-вторых, она основана на приобщении к активному музицированию (пение, танцы, игра на разных инструментах), что отличает ее от принятой сейчас в большинстве общеобразовательных школ системы Д.Б.Кабалевского, нацеленной на формирование культурного потребителя музыки.
Достигаются эти цели за счет максимального использования донотного периода музыкального образования, широкого применения игровых методов, сочетания коллективности (групповые занятия) с индивидуальным подходом к каждому ребенку, учетом его возможностей и склонностей, и выстраивания для него индивидуальной траектории музыкального развития. Как выше уже было упомянуто, дети поют, танцуют, овладевают навыками игры на инструментах (блокфлейта, гусли, скрипка), учатся музицировать в ансамбле и оркестре. Регулярно ставятся музыкальные спектакли. В программе КРМ учтен и синтезирован опыт многих систем музыкального воспитания – системы Карла Орфа, Судзуки, вальдорфской педагогики, конечно же, опыт отечественных педагогов. Наконец, мы много работаем с фольклором, используя тем самым традиционно-народные пути приобщения к музыке.
Одна из сторон воспитания по программе КРМ, которую хочется подчеркнуть, это то, что детям такое воспитание доставляет радость, усилия, которые им приходится прилагать (без этого нельзя), многократно вознаграждаются переживаниями телесного и душевного счастья.
Теперь более конкретно о последнем проекте, осуществление которого уже началось, но нуждается в поддержке.
Обучение работе по программе КРМ я начала около двадцати лет тому назад в виде выездных семинаров по приглашению заинтересованных музыкально-образовательных организаций разных России и ближнего зарубежья. В 2020 году мы начали использовать возможности интернета (ковид дополнительно подтолкнул): я провела несколько серий веб-семинаров, которые пользовались неизменным успехом.
И вот, наконец, в этом году мы запустили годовой курс онлайн-школы «Воспитание звуком с 3-х до 9-ти лет». Занятия пока что проходят бесплатно для слушателей – мы руководствовались тем, чтобы ни для кого не стало препятствием отсутствие денег (а такая возможность реальна, особенно для провинциальных учителей и воспитателей). Записалось две с половиной тысячи человек со всей России и даже из-за рубежа, и более сотни участвуют в занятиях активно, задают вопросы, выполняют домашние задания. Во многих регионах уже складываются сообщества тех, кто обучается или намерен обучиться работе по программе КРМ. Курс начался в конце августа этого года и закончится в декабре 2022 г. В дальнейшем мы намерены провести аналогичные онлайн-занятия для учителей, работающих с детьми среднего и старшего возраста.
Меня заботит вопрос о преемстве. С его решением связаны поставленные в рамках проекта задачи. Их пять:
- Сформировать контингент педагогов, способных воспитывать детей по программе КРМ. Ожидаемую численность обучившихся, тех кого мы сможем сертифицировать, я примерно оцениваю в 100 человек.
- Создать ядро педагогов, способных транслировать программу, т.е. учить других работе по ней. Это 20-25 человек, для которых в проекте предусмотрен летний лагерь для очного обучения, мастер-классов, супервизии и личного творческого общения.
- Ознакомить возможно большее число педагогов с возможностями программы – в расчете на то, что они будут применять в своей работе отдельные элементы программы и с какой-то вероятностью захотят позднее освоить ее более основательно.
- Создать сеть сообществ в разных регионах России из обученных, обучающихся и желающих обучиться работе по программе. Зачатки такой сети уже, как было выше сказано, начали складываться. Кроме того, желание быть партнерами нашего проекта заявили образовательные организации, с которыми мы уже имели опыт сотрудничества: Центр образования №109 в Москве (Е.А.Ямбурга), Дальневосточный институт искусств (Владивосток), Сахалинский колледж искусств (Южно-Сахалинск) и Комитет по образованию Новониколаевского района Волгоградской области.
- Сформировать благоприятное отношение к нашему делу родительской общественности, администрации образовательных учреждений, всех, от кого зависит ее распространение.
Заслуженный учитель России
Источник: poisk-ru.ru
Видеокурс Рокитянской Т.А.
► Видеокурс ~ 1 ч.
► Именной сертификат (2 ак. ч.)
► Бонусное видео — 18 мин;
► Зимние припевки и песенки (тексты + ноты) — 6 шт; Рождественские песенки (текст + ноты) — 3 шт;
►Песенки на масленицу (текст + ноты) — 12 шт.;
►Мелодии на подражание (текст + ноты) — 3 шт; Методический материал — 15 с.
• Именной сертификат (2 ак. ч.)
• Видеокурс ~ 1ч.
Видео кусочек
«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования»
— Рубакин Н.А.
Автор и ведущая:
Рокитянская Татьяна Анатольевна — учитель музыки, Лауреат премии президента 2007, Лауреат конкурса Учитель года 1998, Заслуженный учитель РФ.
Автор программы: «Каждый ребёнок – музыкант»
Наши преимущества
Практический подход
Полезный материал из опыта работы.
Удобный формат
Онлайн формат доступен 24/7. Можно смотреть дома.
Новый материал
Открыты к новым методикам и авторам.
Мы всегда готовы ответить на все вопросы.
Известные авторы
Мы приглашаем известных авторов.
Сертификат
Можно заказать сертификат.
Купить видеокурс
Формирование музыкальной культуры ребенка. Каждый ребенок музыкант.
Большой комплект: Сертификат+Видео+Методический материал
Малый комплект: Сертификат+Видео
Рекомендуемые материалы:
Комплекты материалов. Образовательный вебинар Емельянова В.В.
Комплекты материалов: «Новогодние песенки, танцы, игры. Зимний материал». Вебинар Пириева И.Н.
Вебинар с сертификатом: Готовимся с детьми к Новогоднему празднику [Зимний материал]
Театральная педагогика — запись вебинара
Запись вебинара Картушиной М.Ю.: «Вокально-хоровые упражнения на занятиях с детьми»
Музыкальная программ «Ладушки». Запись вебинара:»Обучение детей игре на ложках»
Ответы на часто задаваемые вопросы
Гость:
Как попасть на выбранные мероприятия?
Организатор:
Вы предварительно записываетесь на выбранное мероприятие через сайт/телефон/почту. Как будет известна дата и время мероприятия, мы заранее свяжемся с вами и сообщим все подробности. (некоторые занятие уже внесены в расписание, дата и место — определены, смотрите обновления)
Гость:
Как проходят данные мероприятия ?
ОРГАНИЗАТОР:
Онлайн мероприятия:
Дистанционно через компьютер, телефон, планшет.
Очные мероприятия, проходят так:
В выходные дни (суб-воск) приезжают авторы своих программ, и знакомят участников курсов со своим материалом, посредством практического (совместно) изучения авторских методик.
Источник: d-seminar.ru