Современная дополнительная образовательная среда — это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Программа «Камертон» имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод «шаг за шагом»).
Первый год обучения: «ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС». Раскрывается певческий голос. Разучиваются детские песенки, песни из мультфильмов и сказок.
Второй год обучения: «МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ». Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосовые импровизации, пунктирный ритм.
Появляются несложные произведения из классического репертуара вокалистов.
Третий год обучения: «ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!». Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и приобретает красивую тембральную окраску, приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре обучающихся могут появиться арии, популярные произведения. Повышается исполнительское мастерство.
Опыты по физике. Устройство и действие камертона
1.1. Актуальность данной программы состоит в том, что ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, имеет возможность развивать свои вокальные способности, осваивать основные приёмы пения.
Оценить
994 0
Содержимое разработки
Программа дополнительного образования
по академическому вокалу
Возраст учащихся: 6-17 лет
Срок реализации программы: 3 года
педагог дополнительного образования
1.Пояснительная записка
«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»
Наталия Княжинская
Современная дополнительная образовательная среда — это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Программа «Камертон» имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод «шаг за шагом»).
Первый год обучения: «ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС». Раскрывается певческий голос. Разучиваются детские песенки, песни из мультфильмов и сказок.
Второй год обучения: «МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ». Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосовые импровизации, пунктирный ритм.
Появляются несложные произведения из классического репертуара вокалистов.
Третий год обучения: «ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!». Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и приобретает красивую тембральную окраску, приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре обучающихся могут появиться арии, популярные произведения. Повышается исполнительское мастерство.
«Камертон. Социальная сеть» от 17 сентября 2013
Актуальность даннойпрограммы состоит в том, что ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, имеет возможность развивать свои вокальные способности, осваивать основные приёмы пения.
Программа имеет художественнуюнаправленность:развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей через музыку.
Новизна программы заключается в том, что обучающиеся разного возраста, с разными стартовыми способностями имеют равную возможность формировать и развивать свои навыки по индивидуальной траектории. Индивидуальные занятия на каждого ребёнка определяются педагогом исходя из целесообразности обучения.
Программа предусматривает межпредметные связи музыкальной исполнительской культуры с литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Теоретическая часть включает в себя обучение нотной грамоте, работе с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности и мероприятиями. Имеет место варьирование.
Педагогическая целесообразность программы направлена на создание особых условий для выявления и развития творческих способностей, а также, на укрепление здоровья детей.(Входящая диагностика программой не предусмотрена).
Отличительные особенности программы:
Постановка певческого дыхания, которая является залогом хороших результатов;
Овладение различными вокальными и техническими приёмами;
Развитие творческих способностей обучающихся через самостоятельный подбор музыкального материала (1 год обучения), разучивание произведений, поиск драматургических решений, применение собственных импровизированных распевок на занятиях (2,3 год обучения);
Использование на занятиях игровых заданий, которые повышают мотивацию детей и развивают их познавательную активность;
Постепенное формирование умений и навыков: от первого знакомства с нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Адресат программы: младшая группа – первый год обучения – это дети 6- 9 лет, средняя группа – второй год обучения – дети 10–13 лет, старшая группа – 14–17лет.
Условиями отбора детей в группу являются их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям.
Цель программы: Развитие эстетических и этических качеств и способностей детей, через приобщение обучающихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
Задачи программы:
образовательные:
обучить основам нотной грамоты, чистому интонированию и сформировать определенные компетенции (владение дыханием, голосовым аппаратом);
бучить способам применения этих компетенций в практической деятельности;
способствовать формированию мотивации к самостоятельному изучению музыкального материала и закреплению полученных навыков при самостоятельной работе;
способствовать расширению кругозора через знакомство с произведениями разных стилей, эпох и композиторов;
развивающие:
развивать внимание, память, певческие навыки, слух, творческие способности;
способствовать развитию музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувство ритма;
формировать интерес к участию в концертной деятельности (участию в конкурсах и фестивалях детского творчества).
развивать артистизм и умение держаться на сцене;
способствовать развитию потребностей к самопознанию и саморазвитию;
воспитательные:
формировать устойчивый интерес к пению;
Способствовать созданию комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха;
способствоватьбережное отношение к собственному здоровью и укреплению психического здоровья детей;
формировать навыки самостоятельности, ответственности и аккуратности;
воспитывать коммуникативные качества личности.
Объём программы составляет 324 часа: из них 108 — индивидуальная работа и 216 — групповая. Программа рассчитана на 3 года обучения:
1 год обучения – младшая группа,
2 год обучения — средняя группа,
3 год обучения — старшая группа.
Формы обучения:
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Формы организации деятельности: -групповая (изложение теоретического материала, мероприятия воспитательного характера);
— малыми группами, парная (творческие задания, игровая деятельность, работа над репертуаром) ; — индивидуальная.
Формы проведения занятий:
-Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, методическими материалами.
-Практические занятия,где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
-Занятие-постановка, репетиция — отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
-Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
-Выездное занятие (концерт) – посещение выставок, музеев, концертов, учебных заведений, праздников, конкурсов, фестивалей.
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин)
– работа над произведением
Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
Методы проведения занятий – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, творческий.
Режим занятий.
Всего в каждом году обучения – 216 часов (6 часов в неделю х на 36 учебных недель) занятий
из них 2часа в неделю — групповое занятие ( всего 72 часа в год) и 4 часа в неделю — индивидуальных занятий (144 часа – в год). Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.
Количество детей в группах: 12 – 15 человек.
Ожидаемые результаты освоения программы.
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
приёмы правильного дыхания;
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать ( по требованию педагога) слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
•: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в произведениях с подвижным темпом делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения с внятной артикуляцией;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
• певческую установку: правильное положение корпуса и головы при пении;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
принимать правильную позицию во время исполнения вокальных произведений;
• делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• точно повторить заданный звук;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• показать красивое звучание своего голоса;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
К концу третьего года обучения дети должны
знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
• продолжительность музыкальной фразы и смысловую перспективу;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
• понятия: музыкальной формы, ритма, темпа, мелодии;
уметь:
по вокальным характеристикам определить классификацию голоса;
отличать жанры песни, романса, оперы;
определять высококультурное исполнительское искусство;
• выразительно исполнять более длинные музыкальные фразы на одном дыхании;
• правильно существовать в сценическом пространстве;
• соизмерять нагрузки на голосовой аппарат;
•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
Уровни освоения программы
Умения и навыки
Ребёнок обладает способностью повторять по показу педагога несложных вокальных упражнений; исполнять музыкальные произведения, не требующие больших затрат времени на изучение и мастерство исполнения.
Воспитанник обладает способностью выбирать способы решения и видоизменять их с подачи наставника.
( самостоятельная работа воспитанника)
Приобретённые умения и навыки ребёнок самостоятельно применят в своей вокальной деятельности: подбирает новый репертуар, ищет и предлагает решения драматургических замыслов и сценических задач.
Учебно-тематический план (общий на 3 года обучения)
Источник: www.prodlenka.org
Книга: Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста — Элеонора Костина
В пособии предлагается научно обоснованная программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста, опирающаяся на лучшие традиции отечественных исследований и современные программно-методические документы. В ней изложены задачи и показатели развития музыкальных способностей ребенка в различные возрастные периоды детства. Кроме того, в увлекательной форме раскрывается взаимодействие родителей с малышом, способствующее его музыкальному воспитанию.
Пособие адресовано широкому кругу читателей: музыкальным руководителям и другим педагогическим работникам музыкальных школ, дошкольных образовательных учреждений, детских домов, Домов ребенка, «Материнских школ», а также преподавателям и студентам педагогических университетов и колледжей, родителям и гувернерам.
Скачать книгу в форматах: fb2 nbspepub nbsppdf nbspfb3 ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Оплатили, но не знаете что делать дальше?
Источник: iknigi.net
Элеонора Костина — Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста
Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста
Издательство:
Array Литагент «Линка пресс»
978-5-8252-0063-7
5 / 5 . Голосов: 1 1
Добавить в избранное
Ваша оценка:
В пособии предлагается научно обоснованная программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста, опирающаяся на лучшие традиции отечественных исследований и современные программно-методические документы. В ней изложены задачи и показатели развития музыкальных способностей ребенка в различные возрастные периоды детства. Кроме того, в увлекательной форме раскрывается взаимодействие родителей с малышом, способствующее его музыкальному воспитанию. Пособие адресовано широкому кругу читателей: музыкальным руководителям и другим педагогическим работникам музыкальных школ, дошкольных образовательных учреждений, детских домов, Домов ребенка, «Материнских школ», а также преподавателям и студентам педагогических университетов и колледжей, родителям и гувернерам.
Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста — читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок
Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста — читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Элеонора Костина
Посвящается памяти моего замечательного Учителя Натальи Алексеевны ВЕТЛУГИНОЙ
Программа «Камертон» предусматривает совершенствование музыкально-образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста и ориентирована на формирование музыкальности ребенка буквально с первых месяцев жизни, поскольку современная наука признает раннее детство периодом, в котором происходит становление первоначальных музыкальных задатков человека. Этим объясняется введение в пособие особого раздела для родителей, показывающего их активное участие в музыкальном воспитании и развитии малыша.
Программа представлена в виде семи ступеней Азбуки музыкального образования детей (с 1-го по 7-й год жизни) и образно соотнесена с семью основными ступенями звукоряда музыкальной системы.
Условно каждая ступень соответствует одному году жизни ребенка в мире музыки. Предусматривается последовательное освоение всех ступеней: 1—3-я – это ступени музыкального воспитания и развития, 4—7-я – ступени музыкального обучения, воспитания и развития дошкольников. Однако жестко привязывать такое разделение к определенному возрасту, как это дано в программе, не всегда необходимо, поскольку задатки музыкальной деятельности не у всех одинаковы, темп музыкального развития каждого ребенка индивидуален и стартовая площадка системного приобщения к миру музыки у большинства детей также различна.
Структурирование программы осуществлено прежде всего на основе традиционных подходов. На каждой ступени представлены все виды детской музыкальной деятельности: слушание музыки, исполнительская деятельность (пение, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах), музыкальное творчество.
Впервые в программе даны приемы анализа качества освоения дошкольником тех или иных видов музыкальной деятельности, что позволяет музыкальному руководителю своевременно выявить отдельные недостатки и оказать при необходимости коррекционную помощь своему подопечному.
Задачам музыкально-творческого развития детей придано главенствующее значение: формирование и развитие музыкального творчества ребенка рассматривается во всех трех его позициях в музыкальной деятельности: ребенок – слушатель, ребенок – исполнитель, ребенок – сочинитель:
– осуществлена интеграция задач всех видов музыкальной деятельности, обусловленная тем, что для малыша реально существует одна музыкальная деятельность, представленная лишь различными ее видами;
– задачи обучения музыкальной деятельности (4– 7-й ступеней) алгоритмизированы и диагностируемы, что обеспечивает стабильное качество музыкального образования;
– доминирующее значение придано задачам развития восприятия каждого из видов музыкальной деятельности;
– большое внимание уделено задачам развития музыкально-сенсорного восприятия, поскольку дошкольный возраст особенно благоприятен для его активизации;
– каждая из задач 4-й ступени последовательно усложняется на следующих (5—7-м) этапах обучения;
– впервые в программе музыкального образования определены и выделены задачи целостного развития личности ребенка: по завершении каждой ступени музыкальной азбуки, наряду с задачами обучения различным видам музыкальной деятельности, даются ориентиры работы педагога по формированию нравственной сферы ребенка, развитию способностей музыкальных (общих и специальных), творческих, художественных, интеллектуальных, физических, познавательных процессов, воспитанию качеств, которые, в свою очередь, обеспечивают успешность овладения дошкольником основами музыкального искусства.
Репертуар программы подобран из музыкальных произведений народной, авторской классической и современной музыки. Он четко структурирован, систематизирован и распределен по ступеням музыкальной азбуки по принципу усложнения содержания, характера, выразительных средств музыкального произведения.
Таким образом предусматривается целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие дошкольника.
На основе программы «Камертон» автором разработана инновационная креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников. Ее структурными компонентами являются: сама программа, целостный музыкально-педагогический процесс, его методическое обеспечение и дидактические условия (преемственность, музыкально-образовательная среда, мониторинг качества музыкального образования, коррекционная помощь детям).
Эти вопросы включены и подробно освещены в учебном пособии «Креативная педагогическая технология содействия музыкальному образованию детей 5–6 лет» (Н. Новгород, 2008).
Но самое главное – программа может успешно реализоваться лишь педагогами, любящими детей и заинтересованными в их музыкальном образовании. Она, безусловно, должна быть ими в первую очередь принята, осознана на профессиональном уровне и лишь затем внедрена в собственную музыкально-образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста.
Азбука первой ступени музыкального образования
Характеристика возрастных возможностей
Общее развитие[1]
В процессе музыкального воспитания необходимо учитывать особенности нервно-психического развития младенца. Оно начинается буквально с первого месяца жизни ребенка. Так, в конце первого (начале второго) месяца у него уже наблюдаются проявления радости, он улыбается в ответ на разговор, пение взрослого.
На третьем-четвертом месяце у малыша развиваются слуховые дифференцировки (так же, как зрительные и тактильные). Младенец различает звуки колокольчика, дудочки, интонации голоса (ласковый, грубый), отыскивает взглядом звучащий предмет.
В конце этого периода ребенок откликается на общение со взрослым различными звуками и общим оживлением: улыбается, двигает руками, ногами, а в шесть месяцев начинает лепетать («ба», «ма», «па»).
Во второй половине года у него все более четко проявляется подражание взрослому: звукам, движениям, мимике, жесту.
На первом году формируется слуховое и зрительное сосредоточение, оно имеет в отдельные возрастные периоды различную интенсивность: наибольшую – с 1-го по 6-й и с 9-го по 11-й месяцы. Это сензитивное время для становления музыкального слуха ребенка.
Источник: libking.ru