Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антонова Мария Геннадьевна
В статье рассматривается жанровая структура телевизионной информации, а также методы построения информационного телевизионного вещания в региональном сегменте телеканала «Россия 1». Автором проведен анализ условий устойчивости модели информационного вещания в региональном ТВ-сегменте.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Антонова Мария Геннадьевна
Специфика работы корреспондента информационных программ телевидения
Жанрово-тематические особенности телеканала РГВК «Дагестан»
Становление и развитие кабельного телевидения в системе региональных СМИ в начале XXI в
Социокультурный контент «Общественного телевидения России»
Специфика формата телевизионных журналов новостей в условиях общественной и частной моделей вещания (на примере программ: «The Fifth Estate» (Канада), «60 minutes» (США), «60 minutes» (Австралия))
Стандарт телевизионного вещания PAL
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
The article studies the genre structure of television information and methods of information broadcasting on the local segment of the TV channel «Russia 1». The author analyzes the sustainable conditions of the information broadcasting model on the local TV segment.
Текст научной работы на тему «Жанровая структура как система основных выразительных средств подачи телевизионной информации»
ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА КАК СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПОДАЧИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ Аннотация. В статье рассматривается жанровая структура телевизионной информации, а также методы построения информационного телевизионного вещания в региональном сегменте телеканала «Россия 1». Автором проведен анализ условий устойчивости модели информационного вещания в региональном ТВ-сегменте. Ключевые слова: жанр, модель, телеканал, выразительные средства.
ANTONOVA M. G GENRE STRUCTURE AS A SYSTEM OF EXPRESSIVE MEANS OF TELEVISION INFORMATION BROADCASTING Abstract. The article studies the genre structure of television information and methods of information broadcasting on the local segment of the TV channel «Russia 1». The author analyzes the sustainable conditions of the information broadcasting model on the local TV segment. Keywords: genre, type, channel, means of expression.
В сегменте современной системы средств массовых коммуникаций происходят постоянные изменения: совершенствуются уже существующие механизмы взаимоотношений общества и СМИ; трансформируются функции журналистики, меняется ее роль. В настоящее время средства массовой информации живут и функционируют в новых условиях развития медиарынка.
В связи с быстрым развитием социальных сетей, блогов и интернет-СМИ степень доверия к телевидению среди образованных людей стала снижаться. При этом ТВ остается наиболее востребованным источником информации. К центральному телевидению обращаются 98% респондентов. На втором месте — региональное, местное ТВ (87%). Об этом говорят, например, данные опросов ВЦИОМ в 2008-2011 гг. [5].
Стандарты телевизионного вещания
Перед каждым телевизионным каналом-вещателем стоит задача — достичь уникальности, неповторимости, узнаваемости и, как следствие, оригинальности. Несомненно, лицом канала является его информационное вещание, поскольку именно оно имеет четкие временные отрезки, зафиксированные в сетке вещания и стабильную системность подачи теленовостей. Зритель не только знает, когда может ознакомиться с последними известиями, но и порой строит собственный график в соответствии с графиком выхода в эфир теленовостей на предпочитаемом канале. У канала формируется устойчивая телеаудитория. Как же оформить этот процесс и достичь успеха на современном
По мнению исследователя телевизионного медиапространства В. В. Егорова, «характерной особенностью происходящих сегодня культурных изменений и, как следствие трансформация функций современных СМИ, является регионализация социально-культурной сферы и медиапотребления соответственно» [1, с. 40].
Анализ условий устойчивости модели информационного вещания в региональном сегменте на телеканале «Россия 1» позволяет сделать следующие выводы:
— модель развития и совершенствования информационного телевизионного вещания регионального сегмента полностью повторяет общефедеральный кластер. Для полного описания сути процесса эффективно применение основного биогенетического закона Геккеля, которым до недавнего времени пользовались биологи. Почему до недавнего времени? Все дело в том, что связь между онтогенезом и филогенезом очевидна, но абсолютное повторение отсутствует. Экстраполяция данных, казалось бы, сторонней журналистике науке, позволяют наиболее полно осмыслить анализируемый процесс. Развиваясь и функционируя в различных социальных условиях, федеральный и региональный сегменты формируют уникальный контент согласно специфическим задачам и сверхзадачам;
— устойчивость модели информационного вещания обусловлена применением определенного набора выразительных средств, которые образуют «внутреннюю» жанровую структуру. По мнению В. В. Егорова, жанр обобщает черты, свойственные произведениям, построенным на основе одинаковых закономерностей [1, с. 78].
Также под жанром можно подразумевать способ подачи телеинформации. Правомерность этого суждения подтверждает и мнение профессора кафедры телевидения и радиовещания МГУ им. М. В. Ломоносова В. Л. Цвика, который утверждает, что жанр -способ отражения реальной жизни, содержательные характеристики которого меняются мало (природные катаклизмы, техногенные катастрофы, человеческие судьбы и пр.); отсюда и устойчивость жанров [6, с. 56]. Влияние на совершенствование анализируемой структуры оказывает материально-техническая база телеканала, которая позволяет применять более выразительные формы и средства подачи информации.
Посредством алгоритмизации применения набора выразительных средств выстраивается информационный поток, характерный определенному телеканалу. На профессиональном языке телевизионщиков — это «формат вещания». Соответственно формируется и структура требований формата, которая обеспечивает телевизионному каналу индивидуальность и узнаваемость. Своеобразное клиширование самой системы
формирования контента определяет постоянность состава телеаудитории. Необходимо отметить, что понятие «телеаудитория» подразумевает, прежде всего, группу людей, объединенных процессом восприятия одного и того же информационного потока.
Как правило, аудитория легко определяет предпочитаемый телевизионных канал по манере подачи информации, набору выразительных средств и схеме их применения. В свою очередь, учитывая это обстоятельство, вещатель постоянно работает над совершенствованием технической и творческой составляющей, выполняя требования формата. В частности, телеканал «Россия 1 » непрерывно проводит исследования мнения аудитории относительно методов построения сетки информационного вещания, применения основных выразительных средств, наполнения контента актуальной информацией. На основе полученных данных выстраивается стратегия дальнейшего совершенствования структуры изготовления и подачи телеинформации. В данном контексте телеинформация — это готовая система ассоциативных образов, выстроенных в трехуровневый поток знаков и символов.
Тот фактор, что телевизионный информационный поток складывается в результате применения устойчивого алгоритма его построения из трех уровней, обусловливает силу воздействия телеинформации на сознание зрителя. Она выражается в парализующем эффекте. Зритель практически лишен возможности продуктивного мышления относительно того или иного явления.
Подача телеинформации происходит в короткий (практически молниеносный) промежуток времени. Текст, как правило, персонифицирован и имеет эмоциональную окраску, что склоняет реципиента к принятию определенного вывода относительно поданных данных. Вещатель в результате выступает в качестве манипулятора мнением аудитории. Это означает, что на создателей информационного телевизионного потока ложится особый груз морально-этической ответственности перед потребителем основного продукта — телеинформации.
Анализ методов построения информационного телевизионного вещания в региональном сегменте телеканала «Россия 1» показал, что модель выстраивается посредством применения таких жанровых элементов и выразительных средств, как:
«живыми», «реальными», существующими в одной параллели с аудиторией.
Видеосюжет — изложение сути, оценок и комментариев к текущему событию посредством системы основных выразительных средств информационного ТВ. Жертвуя оперативностью, репортаж приобретает свойства аналитического жанра, поскольку аккумулирует выразительные средства, способные донести до зрителя некоторые упущенные ранее подробности, факты, комментарии. Работая над видеосюжетом, перед автором ставится одна из непростых задач — отделить факты от мнений. Иначе нарушается принцип объективности, который закреплен за СМИ на законодательном уровне.
Как уже отмечено выше, видеосюжет аккумулирует основные выразительные средства ТВ. Их не много, но их коммуникативную значимость сложно переоценить.
Система основных выразительных средств информационного ТВ состоит из:
1. Видео — чередование телевизионных планов различных по крупности. Длительность одного плана приближена к четырем секундам. Требования формата заключаются в четком порядке чередования планов, использовании панорам и трансфокаций. Посредством формирования видеоряда задается ритм, тональность, эмоциональная окраска видеосюжета. Формат предусматривает особый подход в использовании изображения экспертов в видеоряде, размещении в кадре и самого корреспондента во время записи произносимой внутрикадрового текста;
2. Текст — устное изложение сути события, построенное на комментариях, оценках и фактах. Существуют так же форматные требования и к подготовке текста, сопровождающего видеосюжет. К примеру, он должен быть кратким, лаконичным, приближенным к телеграфному стилю. Однако в этих жестких условиях необходима и авторская составляющая.
Демонстрация индивидуальности в жестких условиях формата — это залог профессионального мастерства тележурналиста службы новостей. Автор текста должен учитывать, что требования формата так же регламентируют наличие причастных и деепричастных оборотов в информационном телевизионном тексте. Исключается наличие информационного шума и информационного мусора в «текстовом полотне»;
3. Синхрон (интервью) — фрагмент беседы, заявление, выступление, оценка, комментарий. Именно синхроном телевизионщики называют интервью. Название это обусловлено технической составляющей. Во времена использования «кино» в эфир запускались одновременно звуковая и кино- пленки.
Режиссерам приходилось нажимать пусковые кнопки на пультах как можно синхроннее, чтобы артикуляция совпадала со звуком. Отсюда и произошел профессиональный термин — синхрон. К нему также предъявляются определенные требования формата вещателя. К примеру, синхрон
предпочтительней эмоциональный нежели информационный. Синхрон должен быть максимально лаконичным, иначе создается эффект говорящей головы. Синхрон чиновника предпочтительней записывать не за его рабочим столом, а вне кабинета на производстве или хотя бы изменить диспозицию кабинета так, чтобы интервьюируемый стоял или сидел не на своем привычном месте, а, к примеру, за столом переговоров;
4. Лайф — сегмент системы основных выразительных средств, который не содержит комментария, оценки и специальной видеообработки. Лайф — это жизнь. Назначение лайфа -дать зрителю самому почувствовать обстановку действия. Как правило, лайф — это момент действия, сопровождающийся ярким звуком: взрыв, разрушение, крик младенца, ликование толпы и т.д.
Если лайф используется как самостоятельная жанровая форма телеинформации, то, как правило, под рубрикой «без комментариев». Исследования показывают, что этот прием не свойственен формату информационного вещания телеканала «Россия 1». В то же время редкий видеосюжет обходится без применения лайфа;
5. Стенд-ап — выступление в кадре самого автора. Наличие стенд-апа обусловливает презентабельность видеосюжета. Наличие в кадре автора доказывает высокую степень ответственности перед телезрителем за подаваемые факты и комментарии. Определенно подготовка стенд-апа требует от корреспондента высокого уровня профессионального мастерства, поскольку текст данного выразительного средства необходимо подготовить на ходу. К подготовке стенд-апа так же предъявляются определенные форматные требования. Они касаются как текста, так и внешнего вида автора;
6. Хрип — сообщение, оценка или комментарий, записанный по телефону. Используется при повышенной оперативности или отдаленности респондента. Посредством хрипа подаются последние подробности или недостающие комментарии. Термин «хрип» так же как «синхрон» имеет технические корни. Как правило, телефонную запись разговора или разговор по телефону в режиме «прямой эфир» легко отличить по характерным звуковым хрипам, сопровождающим запись.
В настоящее время в информационном ТВ вещании присутствуют такие самостоятельные жанровые формы, как:
• «Б/З» (читается бэзэ) — короткое информационное сообщение, где закадровый текст читает не автор, а ведущий выпуска. (может компилироваться с синхронном и лайфом);
• «прямое включение» — связь ведущего из студии с корреспондентом, находящимся на месте события. Передается в режиме реального времени при помощи системы спутниковой связи Fly Away.
• «Лайф ту тейп» — это стенд-ап, сопровождающийся видео с места события и
включением синхрона (применяется при скудности видеоматериала или высокой оперативности сообщения).
Для эффективного теоретического осмысления необходимо учитывать, что если выразительное средство используется как самостоятельный сегмент информационного выпуска, то его следует воспринимать как жанровую форму. Информационно-аналитические программы на региональных телеканалах — важный индикатор развития медиаотрасли в целом [2, с. 30-31], несмотря на гораздо меньшие территории охвата вещания местных телеканалов [4, с. 4]. Недостаток информации о жизни отдельных субъектов Российской Федерации не способен в полной мере отразить картину происходящих событий в стране [3, с. 48]. В этом заключается важность исследования, результаты которого могут помочь учредителям и редакторам выявить основные тенденции развития рынка региональных каналов, внести коррективы в работу редакции.
1. Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и
комментарии. — М., 1997. — 92 с.
2. Константинова О. Хочешь узнать настоящую Россию — изучай глубинку! //
Журналистика и медиарынок. — 2009. — № 3. — С. 30-31.
3. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. В 3-х тт. Т. 1. — М.: Прогресс, 1989. —
4. Симонян Р. Х. Концепция мезоуровня применительно к региону // СОЦИС. — 2010.
5. Федоров В. Свободы не хватает, но цензура нужна [Электронный ресурс]. — Режим
6. Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 319 с.
Источник: cyberleninka.ru
Жанрово-тематическая типология телеконтента
Все программы сетки вещания отечественных телеканалов следует разделить на 10 основных групп в соответствии с их жанровой принадлежностью или тематикой:
) Телепередачи для детей
Общая структура контента отечественного телевидения (20-ти общероссийских телевизионных каналов) в 2011 году представлена в Таблице 2. Практически половину (43%) эфира составили кинопрограммы, к которым относятся художественные фильмы, телесериалы, документальные и мультипликационные фильмы (и сериалы), а также телеспектакли. [3]
Второе и третье место по объему вещания (13% и 12% соответственно) на общенациональных эфирных телеканалах занимает информационный контент и развлекательные передачи. По суммарному объему эти два типа телевизионного контента сопоставимы, хотя при этом информационное вещание присутствует в эфире 9 общенациональных телеканалов, а развлекательные передачи — в эфире всех общенациональных телеканалов за исключением Euronews. Сопоставимость объемов объясняется тем, что в общенациональном телевизионном эфире присутствуют два новостных телеканала — это «Вести», где информационный контент составляет 81% от объема эфира и Euronews, где информационный контент обеспечивает 98% эфира. Если исключить информационные телеканалы из расчетов, то объем новостной продукции составит лишь 4% от объема телевизионного эфира общенациональных телеканалов.
Сравнительно высокий объем спортивного вещания объясняется исключительно наличием тематических спортивных телеканалов — «Спорт» и 7ТВ. Они в сумме обеспечивают 34,5 часа спортивного вещания в сутки, или 97% от общего объема спортивного вещания отечественного телевидения.
Музыкальные программы в эфире общенациональных эфирных телеканалов представлены слабо, хотя номинально они имеются на всех телеканалах за исключением профильных спортивных и информационных. С познавательными и социально-политическими программами похожая ситуация: они встречаются в регулярной сетке вещания большинства общенациональных эфирных телеканалов, но составляют очень незначительный объем вещания.
В целом по объему вещания категория кинопоказа доминирует над всеми остальными, в 3 и более раза превышая объем любого другого типа программ. И такое предложение вряд ли можно назвать избыточным: кинопрограммы пользуются популярностью широкой аудитории, и доказательство тому — их присутствие в недельных, месячных и годовых топ-листах.
Таблица 2. Структура контента общероссийских эфирных телевизионных каналов. [1]
Жанр | Объем вещания в сутки | Доля (%) в объеме вещания |
Кинопрограмма | 199:17 | 43% |
Новости | 60:43 | 13% |
Развлекательная программа | 55:37 | 12% |
Спортивная программа | 35:54 | 8% |
Музыкальная программа | 24:29 | 5% |
Познавательная программа | 16:16 | 3% |
Социально-политическая программа | 15:36 | 0,2% |
Детская программа | 0:54 | 10% |
Коммерческая информация | 45:59 | 2,5% |
Анонсы | 11:54 | 0,4% |
Итого | 466:42 | 100% |
Производители телеконтента в России
Контент, который является «продуктом» в системе (в бизнес-модели) коммерческого телевидения, не всегда производится самими телекомпаниями. Телеканалы формируют сетки вещания и наполняют свой эфир не только и даже — не столько тем, что производят сами, сколько тем, что покупают (или заказывают) у компаний-производителей. На российском телевизионном рынке работает более 500 компаний, которые производят контент для телеканалов. Некоторые из них производят универсальный контент — художественные и документальные фильмы, сериалы, программы, другие специализируются на определенных типах контента.
Примерно половина контента отечественного производства (24 тыс. часов) приходится на четыре типа телепрограмм: телесериалы, художественные фильмы, документальное кино (фильмы и сериалы) и цикловые телепередачи. Именно этот контент телеканалы, как правило, и заказывают / покупают у продакшн-компаний. В России на сегодняшний день функционируют 525 продакшн-студий, специализирующихся на выпуске телеконтента. Однако почти половина (40%) всех транслируемых в эфире телепрограмм произведены и проданы первой десяткой компаний лидеров, представленных в Таблице 3.
Таблица 3. Российские производящие компании — лидеры по объему показа их продукции на телевидении в 2010 г. [1]
Кол-во названий продукта
Большинство этих компаний известна, в основном, своими телесериалами, хотя они работают и в других жанрах. Так, компания «Леан М» (кроме популярного телесериала «Солдаты», уже несколько лет идущего на РЕН ТВ) в 2009 году представила художественный фильм «Человек, который знал все». Компания «Костафильм» наряду с сериалом «Папины дочки» производила такие программы, как «6 кадров» и «Слава богу, ты пришел!», а «Амедиа», кроме повторных и премьерных телесериалов, в 2009 году была представлена на телеканалах четырьмя художественными фильмами и программой «Вечер с Тиграном Кеосаяном» (РЕН ТВ). Но несмотря на то, что эти компании являются создателями многих популярных телесериалов, не сходящих с экрана, лидером (по объему часов в эфире) в 2010 г. стала студия ТНТ-продакшн, главным форматом которой является реалити-шоу «Дом-2», которое уже более 6 лет идет на канале ТНТ и выходит несколько раз в сутки.
Телевизионные каналы
В последние годы в телевизионной индустрии принято и активно используется разделение телеканалов на «эфирные» и «неэфирные». Это разделение не является четко определенным, строго обоснованным и однозначным, это, скорее, сложившееся и принятое в практической деятельности понимание принципиальных различий между двумя группами телеканалов, вытекающих в том числе и из различных возможностей транспортировки контента.
К эфирным обычно относят те телеканалы, в доставке которых в масштабах страны эфирное вещание играло и играет существенную роль. Как правило, эти телеканалы вещают уже в течение многих лет и обеспечили свое присутствие в эфире во многих городах и регионах страны.
Неэфирными же принято называть телеканалы, не имеющие возможности эфирного вещания и распространяемые исключительно или преимущественно в кабельных или спутниковых сетях операторов платного телевидения. Вследствие специфики распространения, неэфирные каналы имеют значительно меньший уровень проникновения, чем эфирные. Важно отметить, что термин «эфирный телеканал» становится все более условным, потому что возрастает значение кабельных, спутниковых и интернет технологий в обеспечении доставки даже тех каналов, которые всегда причислялись к «эфирным». Все больше домохозяйств получают «эфирные» Первый канал, телеканалы Россия, НТВ, Культура и другие не из эфира, а через кабель, спутник или сеть Интернет.
К особенностям неэфирного сегмента телевидения относится большое число телеканалов, которые составляют этот сегмент, и более сложная (в сравнении с эфирным телевидением) структура его организации и функционирования. [4]
В конце 2009 года в России вещало около 230 неэфирных телеканалов. Число каналов в неэфирном сегменте постоянно меняется: появляются новые телеканалы, другие каналы прекращают свое вещание. Так, в 2009 году сегмент неэфирного телевидения в России пополнился более чем двадцатью новыми каналами российского и зарубежного производства.
Особенностью неэфирных каналов является их узкая тематическая (или жанровая) специализация и существенно меньший, чем у эфирных телеканалов, объем аудитории. Неэфирные каналы распространяются почти исключительно в сетях операторов платного телевидения (кабельного, спутникового, IPTV). Уровень проникновения неэфирного канала определяется тем, в каких именно сетях этот канал присутствует, сколько абонентов подписано на этот канал, а это уже зависит от множества факторов, но, прежде всего, наверное, от качества контента и его востребованности зрительской аудиторией. В реальности уровень проникновения неэфирных каналов изменяется от считанных тысяч до десятков миллионов домохозяйств. Основные эфирные и неэфирные телеканалы по уровню проникновения в города, приведены в Таблице 4.
Таблица 4. Основные эфирные и неэфирные телеканалы в России
Источник: megalektsii.ru
Телевизионная программа
Программа — экономически, идеологически и политически детерминированная содержательная форма экранной периодики, планомерно и целенаправленно организующая в пространстве и времени разнотемные и разножанровые материалы, обусловленные спецификой канала, материально- техническими возможностями, уровнем организации творческого производства и адресованная дифференцированной аудитории . ( определение Р.Борецкий «В Бермундском треугольнике ТВ, 1998 г.»
Классификация В.Писарека:
• Критерий художественной журналистики : информационно-публицистические и художественные программы. • Критерий формы: словесные программы; фильмовые; театральные; зрелищные и т.д. • Критерий учета зрителя : программы для всех; программы для взрослых; программы для детей и т. п. • Критерий общественной функции : информационные программы; просветительские, развлекательные и т. д. • Критерий территориальных пределов : международные; национальные; региональные; городские.
Виды телевизионных программ:
Развлекательная программа – программа, предназначенная для отдыха, направленная на доставление удовольствия и эстетического наслаждения. Развлекательно-информационная — программа, предназначенная для развлечения, но несущая значительные информационные элементы. Информационная – предназначения для информирования о текущих событиях, явлениях и фактах, современных теориях и прогнозах или предоставления информации справочно-разъяснительного и рекомендательного характера. Содержание информационное программы должно нести актуальный характер. Информационно-развлекательная — программа предназначенная для информирования, но несущая значительные элементы развлекательного характера.
Консультационная программа – программа, целью которой является предоставление полезных сведений для зрителя по вопросам, предоставляющих для них лично интерес, например цены и качество потребительских товаров, прогноз погоды и т.д. Развивающая – программа направленная на углубление знаний в вопросах общего, неактуального характера с изложением материала как в дидактической, так и не дидактической форме или программа религиозно- проповеднического толка. Содержание имеет длительный интерес, так что через год будет также актуальна . Общеразвивающая программа — программа направленная на углубление знаний в вопросах общего (неактуального) характера с изложением материала не в дидактической форме.
Образовательная программа – направлена на углубление знаний в вопросах общего характера с изложением материала в явно дидактической форме. Духовно-развивающая программа – основана на различных религиозных верованиях или носящая характер религиозного наставления. Социально-активизирующая программа – направлена на вовлечение людей в общественно-социальную деятельность, например сбор средств, общественно полезные дела.
Источник: studfile.net