Проблема: Появление новых для нашей культуры праздников вызывает разные эмоции на их счет. Одни их принимают, другие нет. Одни отмечают праздники с большим размахом, другие же просто не обращают на них внимания.
Цель исследования: узнать отношения к западным праздникам среди студенческой молодежи, выявить модели их празднования.
Задачи исследования:
Выявить отношение к праздникам среди студенческой молодежи
Узнать место западных праздников в системе «родных» праздников
Узнать значимость праздников для молодежи
Выявить наиболее распространенные модели проведения праздника
Выборка: в исследовании используется целевая выборка. Отбор респондентов проходил выборочно (опрашивались студенты разных курсов обоих полов). Всего было опрошено 10 человек. Из них один студент первого курса, два студента второго курса, две студентки третьего курса, три – четвертого и две студентки пятого курса.
Метод: в исследовании используется метод неформализованного полуструктурированного интервью. Гайд интервью состоит из 6 вопросов, в дополнение к ним задаются уточняющие вопросы по ходу интервью.
Маслова О.М. Количественные и качественные исследования. Интервьюеры
В интервью были заданы общие вопросы (в дополнение к ним были заданы дополняющие вопросы):
Как вы относитесь к таким праздникам как 14 февраля и хэллоуин?
Отмечаете ли вы эти праздники? (Если нет то вопрос №3 не задается, переход к №4).
Как обычно отмечаете эти праздники? Вспомните пожалуйста как отмечали год и несколько лет назад.
Нужны ли такие праздники русской культуре?
Что для вас важнее, наши отечественные праздники, или новые европейские?
Как вы считаете нужно ли выводить эти праздники на государственный уровень, например, делать выходным днем?
По результатам анализа интервью можно сделать следующие выводы:
Отношение к праздникам.
В целом отношение к новым западным праздникам положительное. Студенты настроены лояльно к появлению данных праздников в нашей культуре. Следует отметить тот факт, что 14 февраля больше приходится по вкусу студенческой молодежи, нежели хэллоуин.
«Я считаю, что например празднование хэллоуина пройдет с возрастом, я плохо представляю себе сама себя лет в 35-40, в костюме ведьмы или ангела, оттягивающейся на вечеринке. Наверное, все-таки это больше присуще молодым. А вот 14 февраля это совсем другое дело. Очень милый праздник, и лишний повод сказать близким как ты их любишь.» Студентка второго курса.
Место западных праздников в системе отечественных.
Приоритетное право оставляют за собой родные, государственные праздники, а новые западные воспринимаются в основном как лишний повод «весело» провести день. Особой серьезности к этим праздником молодежь не проявляет. «День святого Валентина это тебе не новый год, хочешь празднуй, хочешь нет. Лично я этот праздник еще ни разу не отмечал, может потому что девушки нет..»Студент второго курса.
Можно сделать вывод о том, что 14 февраля для молодых людей значит гораздо больше, чем хэллоуин. Многие даже не знают когда этот праздник, и что он означает. Присутствуют лишь обрывочные знания о том, что «вроде люди наряжаются в костюмы нечистой силы..».
Воркшоп «Как формулировать качественные гипотезы для UX-исследований»
Если рассматривать данные праздники в системе родных, отечественных праздников, то по значимости их отодвигают на второй план, выдвигая вперед такие праздники как новый год, 8 марта и 9 мая.
На основе личного опыта и проведенных интервью можно выделить следующие модели празднования:
14 февраля
Романтический вечер (ужин, свидание, поход в кино, посиделки дома). Сопровождается подарками «на 14 февраля всегда обмениваемся подарками со своей девушкой. Еще такая морока, когда выбираешь подарок, думаешь чтобы такое выбрать, чтобы поромантичнее то было…ну и изощряешься по всякому» Студент четвертого курса.
Молодые люди, состоящие в парах, очень большое значение придают дню всех влюбленных, считают его особенным днем, стараются в этот день делать только приятное, романтичное, говорить о своих чувствах.
«Мы с подружками в этот день всегда идем куда-нибудь развлечься» Студентка четвертого курса. Таким образом и можно назвать эту модель проведения праздника. Молодые люди (как девушки так и юноши) под вечер «выходят в свет». Это может быть простая прогулка по центру города, или посиделки в кафе. «Смысл в том, что в этот день все так настроены, запросто можно с кем-нибудь познакомится, тебе вряд ли кто-то откажет. Тут много плюсов, и праздник отметишь не один, и возможно что-то дальше сложится».Студент первого курса.
Данная модель характерна для одиноких молодых людей. Такие люди собираются компанией от 2х человек и идут на поиски счастья.
Любители ночных вечеринок.
Последние года в ночных заведения города проводятся тематические вечеринки, которые являются излюбленной частью празднования многих молодых людей. «Да! Такие вечеринки очень интересны. Конечно немного напрягают те, кто пришел парочкой, но к середине вечера уже просто прекращаешь обращать на них внимание, т.к. там такого замутят… в общем скучно не бывает!» Студентка третий курс.
С этой т.з. праздник рассматривается как еще один повод для веселого времяпровождения.
Праздник не отмечается, в виду отсутствия второй половинки.
Тематика данного праздника – любовно-романтическая. Непременной атрибутикой считается амур, сердечки. Самым распространенным подарком являются валентинки (они дарятся как своей второй половинке, так и просто подругам). Следует отметить, что процесс дарения валентинок свойственен девушкам.
День Святого Валентина празднуется по-разному в разных странах. Кратко опишем способы празднования.
Во Франции издавна относятся с должным уважением и почтением к этому празднику. Традиционным подарком в этот день являются драгоценности. Особенностью французского дня Валентина является то, что это праздник не только двух любящих людей, но и всех, кого любят: бабушек, дедушек, друзей, знакомых. Кроме того, именно французы претендуют на право «введения» первыми у себя популярных сегодня «Валентинок», только в середине века это были не открытки, а любовные послания-четверостишия.
Немцы не очень вписываются во всеобщее празднество, потому как считают Валентина покровителем душевнобольных, а не влюбленных. В Германии традицией этого дня стало украшение алыми лентами всех психиатрических лечебниц и проведение специальных богослужений в часовнях.
В Англии, дети не упускают случай получить подарок к празднику, нечто вроде наших колядок, когда дети ходят по домам и распевают песенки. В качестве вознаграждения детей угощают вкусняшками и дают мелкие деньги. Кроме возлюбленных, англичане поздравляют еще и наших братьев меньших.
Молодежь сочиняет трогательные признания, и посылают их своим любимым с подписью: «моему Валентину» или «моей Валентине». Поскольку англичане — народ традиций, то после получения друг от друга признаний, на одежду прикрепляется какой-нибудь знак с именем возлюбленного. Бывает и так, что взамен «Валентинки» даритель получал яблоко — символ любви и красоты.
Американцы традиционно дарят конфеты в виде сердечка. Когда-то это могли позволить себе только состоятельные американцы, потому как марципаны содержали сахар, который был очень дорог. Но, с началом использования сахарной свеклы, предприимчивые американцы освоили производство карамели. Причем, последнюю стали окрашивать в красно-белый цвет — цвета страсти и чистоты.
С течением времени цветные карамельки перекочевали в красивые коробочки в форме сердца. Другим традиционным подарком являются красные розы. По статистике 14 февраля в минуту на американском континенте покупают около 20 тысяч роз!
В Японии традиционнам подарком является шоколад, приготовленный собственноручно. В канун праздника, девушка, которая хочет угодить своему молодому человеку должна сварить шоколад, чтобы показать какая её любовь сладкая. Знаком симпатии является белая ленточка. Обычно это является анонимным подарком.
В России же день Святого Валентина так же отмечается по-своему. У нас нет традиционных подарков, для своих возлюбленных, каждый дарит то, что хочет. Мы не варим шоколад, и тем более нам чужды белые ленточки. Однако константой праздника все-таки остается символ сердца, это самый распространенный атрибут праздника.
Общим же является то, что в этот день все люди, у которых есть пара стараются выразить свои любовь, показать, что наши чувства искренны, а намерения серьезны. Для остальных других это повод выразить свою любовь к окружающим их (друзьям), а так же удачный момент для заведения новых знакомств.
Хэллоуин
Программа качественного исследования пример
Программа исследования по курсу: «Социология девиантного поведения»
Проблемная ситуация
С развитием современных средств массовой коммуникации: средств сотовой, спутниковой связи и навигации и, конечно же, сети Интернет, которая объединила все континенты, мы можем наблюдать развитие новых видов субкультур, которые «обитают» т.е. совершают свои деяния в этих относительно новых пространствах.
В настоящее время хакеры существуют исключительно в виртуальном мире сетей, но так было не всегда. Понятие «хакер», в оригинальном значении, это некто, использующий свою изобретательность для достижения компактного и оригинального решения, называемого в техническом понимании — «hack». Изначально, наиболее часто данный термин употреблялся в лаборатории «моделирования перемещения железнодорожных составов» (Tech Model Railroad Club) при Массачусетском технологическом институте и означал «разбор до винтика» электрических поездов, путей и стрелок, для поиска нового способа ускорить движение поездов. Именно лаборатория этого университета стояла у истока развития компьютерных сетей и технологий. Со временем, слово hack надежно было связано со сферой информационных технологий.
Применительно к информационным технологиям термин «хак» (hack) означал оригинальный ход в программировании или использовании программного обеспечения, в результате которого компьютер позволял осуществлять операции, ранее не предусмотренные или считавшиеся невозможными. Тех, кто мог осуществить данную задачу, стали называть «хакерами», а пользователи, которые не могли овладеть даже предписанными действиями и не стремились к исследованию системы, получили название «ламеры» (от англ. «lamer» — неполноценный, убогий, калека). Изначально движение хакерства носило новаторский характер, их усилия были направлены на изучение, улучшение различных компьютерных систем, изучение их предельных возможностей. В те времена в данное движение входили как сами студенты, так и профессора известнейших университетов и научно-исследовательских институтов США. Следует заметить, что изначально это экспериментирование не преследовало достижение корыстных целей.
В 70-х годах развитие телефонных сетей породило первую специализацию в субкультуре «хакеров». Хакеры, которые специализируются на работе голосовых сетей (телефонные сети, коммуникационное оборудование по передачи голоса) стали называться «фрикерами». Телефонные хакеры (фрикеры) занимались взломом региональных и международных сетей, получая в результате возможность, звонить бесплатно.
В начале 80-х деятельность телефонных фрикеров стала смещаться в сторону компьютерной техники, появились первые доски электронных объявлений, которые сокращенно назывались «BBS». Доски электронных объявлений «Sherwood Forest» и «Catch-22» были предшественниками групп новостей Usenet и электронной почты. Они стали местом встреч фрикеров и хакеров, которые обменивались там новостями, продавали друг другу ценные советы, а также торговали украденными паролями и номерами кредитных карт.
Таким образом, мы видим, что с начала 80-ых годов зародилась субкультура хакеров которая была связана уже с некими неправомерными действиями в сфере информационных технологий. Вскоре с развитием Интернет у хакеров появилось все больше возможностей делать свои «проделки», появились целые сообщества, начали выпускаться «профессиональные журналы» (например «Хакер», «Hackzone» («Зона хакеров»), «Hacker rings» («Кольца хакеров») и др.), стали проводиться всевозможные съезды, конференции хакеров по всему миру.
Со стремительным увеличением пользователей Интернета на постсоветском пространсве, мы также можем наблюдать стремительный рост численности заявленной субкультуры, а поэтому у нас возникает вопрос об исследовании феномена хакерства.
Определим объект, цели, задачи, гипотезы нашего исследования.
Объект: хакеры.
Предмет: особенности поведения хакеров в сети Интернет
Цель: изучить причины и мотивы занятия хакерством.
Задачи:
· Выяснить половозрастные особенности субкультуры хакеров
· Выяснить социальное положение членов данного сообщества
· Выяснить мотивы занятия хакингом
· Выяснить основные сферы деятельности хакеров.
Гипотезы исследования:
- В данной субкультуре преобладает подростки и молодежь
- Основная причина занятия хакерством – это желание показать и доказать свое превосходство. Хакерство — способ самореализации.
В нашем исследовании это не окончательный перечень гипотез, мы будем выдвигать гипотезы в ходе полевого этапа исследования, что связано с особенностями применения методов исследования нашей проблематики.
Для того чтобы перейти к непосредственному описанию предлагаемых методик для изучения субкультуры хакеров нам необходимо определить, кто же такой хакер, в нашем исследовании, а также попытаться сделать некую классификацию хакеров на основании уже проведенных исследований в этой области.
Так М. Вершинин «хакерство» рассматривает как одну из разновидностей изменения личности под влиянием активного использования информационных технологий человеком, именно так мы будем определяем хакерство в нашем исследовании.
В исследованиях деятельности хакеров доминируют два подхода. Первый из них на основе критерия несанкционированного вторжения в информационную систему отождествляет хакерство с преступной деятельностью. Наиболее распространен среди представителей структур государственной безопасности. Опираясь на данный критерий, приведем классификацию деятельности хакеров.
• «шутники» — осуществляют взлом компьютерной системы для достижения известности. Не склонны причинять серьезного вреда системе, и выражают себя внесением различных юмористических заставок, вирусов с различными визуально-звуковыми эффектами (музыка, дрожание или переворачивание экрана, рисование всевозможных картинок и т.п.);
• «фрикеры» — осуществляют взлом телекоммуникационных сетей, которые передают голос в личных целях и для обогащения (о них мы уже упоминали в нашей работе, когда говорили об истории развития хакерства).
Говоря собственно о хакерах в рамках данного подхода мы можем выделить такую классификацию:
• «сетевые хакеры» — осуществляют взлом интрасети в познавательных целях для получения информации о топологии сетей, используемых в них программно-аппаратных средствах и информационных ресурсах, а также реализованных методах защиты;
• «взломщики-профессионалы» — осуществляют взлом компьютерной системы с целью кражи или подмены хранящейся там информации. Для них характерна системность и организованность действий (исследование вычислительной системы с выявлением изъянов в ней, разработка программной реализации атаки и непосредственное ее осуществление). Разновидностью этой категории хакеров являются взломщики программного обеспечения и специалисты по подбору паролей;
• «вандалы» — осуществляют взлом компьютерной системы для ее разрушения: порча и удаление данных, создание вирусов или «троянских коней».
Второй подход опирается на критерий мотивации при оценке деятельности хакеров: «человек, подсматривающий и ищущий (хакер) становится взломщиком, действующим корыстно (кракер), беспредельно разрушительно (кибертеррорист) или идейно (хактивист)».
В среде технической интеллигенции, связанной с информационными технологиями, сформировался третий подход. «Хакерство» рассматривается как исторический и социокультурный феномен, имеющий собственные специфические признаки на различных этапах своего развития. Анализу разных этапов хакерского мировоззрения и практики посвящен целый ряд работ зарубежных и отечественных исследователей (Касперски К., Леви С, Тайли Эд, Brace Sterling, Медведовский И.Д. и др.)Но в основном наиболее активно освещение сущности и особенностей этого явления ведется на хакерских сайтах и порталах, где даются самооценки, раскрываются собственные идеи, ценности и образ жизни.
Методическая часть. Обоснование метода.
Для исследования данной проблемы я предлагаю провести 10- 15 глубинных интервью с представителями данной субкультуры. Почему именно глубинных интервью?
Качественные методы исследования: Типы и примеры
Качественные исследования основаны на таких дисциплинах социальных наук, как психология, социология и антропология. Поэтому методы качественного исследования позволяют проводить углубленное и дальнейшее исследование и задавать вопросы респондентам на основе их ответов. Интервьюер/исследователь также пытается понять их мотивацию и чувства. Понимание того, как ваша аудитория принимает решения, может помочь сделать выводы в маркетинговых исследованиях.
- Что такое качественное исследование?
- Типы методов качественного исследования с примерами
- Качественное исследование: сбор и анализ данных
- Качественный сбор данных
- Качественный анализ данных
Что такое качественное исследование?
Качественное исследование определяется как метод исследования рынка, который фокусируется на получении данных посредством открытого и разговорного общения.
Этот метод заключается в том, «что» люди думают и «почему» они так думают. Например, рассмотрим магазин бытовой химии, который стремится улучшить свое обслуживание. Систематическое наблюдение позволяет сделать вывод, что этот магазин посещает больше мужчин. Одним из хороших методов определения того, почему магазин не посещают женщины, является проведение глубинного интервью с потенциальными покупателями.
Например, после успешного опроса покупательниц, посещения близлежащих магазинов и торговых центров и их отбора методом случайной выборки стало известно, что в магазине недостаточно товаров для женщин. Поэтому магазин посещало меньше женщин, что стало понятно только при личном общении с ними и понимании того, почему они не посещают магазин, потому что мужских товаров там было больше, чем женских.
Собирать исследовательские идеи
Типы методов качественного исследования с примерами./b>
Качественные методы исследования разработаны таким образом, что помогают выявить поведение и восприятие целевой аудитории в отношении определенной темы. Существуют различные виды качественных методов исследования, такие как глубинное интервью, фокус-группы, этнографические исследования, контент-анализ, исследование конкретных случаев, которые обычно используются.
Результаты качественных методов более описательны, и выводы могут быть сделаны довольно легко из полученных данных.
Качественные методы исследования зародились в социальных и поведенческих науках. Сегодня наш мир стал более сложным, и трудно понять, что думают и воспринимают люди. Методы качественных исследований в режиме онлайн облегчают понимание этого, поскольку они более коммуникативны и описательны.
Ниже перечислены часто используемые методы качественных исследований. Также читайте о примерах качественных исследований:
1. Интервью один на один:
Проведение глубинных интервью — один из наиболее распространенных методов качественного исследования. Это личное интервью, которое проводится с одним респондентом за один раз. Это исключительно разговорный метод, позволяющий получить от респондента подробную информацию.
Одним из преимуществ этого метода является возможность собрать точные данные о том, во что верят люди и каковы их мотивы. Если исследователь имеет достаточный опыт, то правильные вопросы могут помочь ему собрать значимые данные. Если им понадобится дополнительная информация, исследователи должны задавать такие последующие вопросы, которые помогут им собрать больше информации.
Такие интервью могут проводиться лицом к лицу или по телефону и обычно длятся от получаса до двух часов или даже больше. Когда глубинное интервью проводится лицом к лицу, это дает лучшую возможность прочитать язык тела респондентов и сопоставить ответы.
Фокус-группа также является одним из распространенных методов качественного исследования, используемых для сбора данных. Фокус-группа обычно включает ограниченное число респондентов (6-10) из числа представителей вашего целевого рынка.
Основная цель фокус-группы — найти ответы на вопросы «почему», «что» и «как». Одним из преимуществ фокус-групп является то, что вам не обязательно взаимодействовать с группой лично. Сегодня фокус-группам можно отправить онлайн-опрос на различных устройствах, и ответы можно собрать одним нажатием кнопки.
Фокус-группы — дорогой метод по сравнению с другими онлайн-методами качественных исследований. Как правило, они используются для объяснения сложных процессов. Этот метод очень полезен, когда речь идет о маркетинговых исследованиях новых продуктов и тестировании новых концепций.
3. Этнографические исследования:
Этнографические исследования — это наиболее глубокий метод наблюдения, который изучает людей в их естественной среде обитания.
Этот метод требует от исследователей адаптации к среде целевой аудитории, которая может быть любой — от организации до города или любого удаленного места. Здесь географические ограничения могут стать проблемой при сборе данных.