Программа качества — это описание системы для управления изделиями и процессами. Одна программа качества может применяться к группе или семейству продукции, изготовленной одним процессом в одном производстве. В сущности, программа качества описывает действия, требуемые на каждой фазе процесса, включая действия на входе, в самом процессе и на его выходе, и периодические требования обеспечения того, чтобы все выходы процесса были под управлением.
В ходе регулярного производства партий изделий программа качества предоставляет методы наблюдения процесса и управления им, которые должны использоваться для управления характеристиками продукции или процесса. Программа качества поддерживается и используется на протяжении всего жизненного цикла продукции.
Вначале ее главная цель — документировать и описывать первоначальный план управления процессом. Затем она используется для управления процессами производства и гарантии качества продукции. Программа качества фиксирует ресурсы на процессах и продукции, связанные с характеристиками, важными для потребителя.
Как обманывают сервисы спецуборки // Чёрный список
Правильное распределение ресурсов по этим главным позициям помогает снизить затраты с минимальными рисками в качестве. Программа качества дает письменное общее описание систем, используемых для минимизации вариабельности и изменчивости процессов и продукции. Программа может быть выполнена также в табличной или графической форме.
Программа качества охватывает три отдельные фазы жизненного цикла изделия:
- 1) разработку образца (прототипа) — описание размерных измерений и испытаний материалов и характеристик, возникающих при создании образца;
- 2) подготовку запуска в производство — описание размерных измерений и испытаний материалов и характеристик, которые возникают после создания образца и до полного производства;
- 3) производство — исчерпывающая документация, касающаяся характеристик процессов, управления процессов, испытаний и измерительных систем, которые возникают при массовом производстве.
В нашем случае применена табличная форма описания программы качества в соответствии со стандартом ISO/TS 16949-2002. Форма таблицы программы качества приведена на рис. 1.5 [1].
Поясним, как заполняются некоторые графы табл. 1.5. Данные для графы 15 обычно берутся из карты потока процесса, для графы 16 — из диаграммы потока.
В разделе «Характеристики» описываются отличительные свойства, размер параметра или особенность процесса (компонента). В гра-
Рис. 1.5. Табличная форма программы качества фе 18 указывают ссылочный номер из применяемых документов, таких, как диаграмма процесса, анализ FMEA и др., в графе 20 — свойства или особенности части, компонента или сборочной единицы, в графе 21 — характеристики процесса, которые имеют причинно-следственную связь с определяемыми характеристиками продукции, в графе 22 обозначают тип специальных характеристик процесса.
Контроль качества. Программа «Наука» #67
В разделе «Методы» описываются методы — это систематический план использования процедур или других средств для управления процессом. Данные для графы 24 берут из технической документации, чертежей, анализа проекта, стандарта на материалы, данных компьютерного программирования, производственных требований, в графе 25 указывают приборы, приспособления, оснащение, испытательное оборудование и др., в графе 27 — наименование способов контроля работы на всем цикле технологического процесса, в графе 28 — корректирующие действия, необходимые для профилактики получения несоответствующей продукции или работы.
Для примера заполнения таблиц программы качества выбрана фаза производства (см. приложение 4). В приведенных примерах расписаны следующие процессы — с доминированием:
- ? начальной установки;
- ? машины;
- ? приспособления;
- ? оснащения;
- ? оператора;
- ? материала или компоненты;
- ? предупредительного обслуживания;
- ? климата.
Анализ процесса.
Разные типы процессов представляют разные возможности и трудности для управления и снижения изменчивости. Типы процессов обычно связаны с их наиболее общими причинами изменчивости. Имеется много методов анализа процессов: анализ причин и следствий, анализ дерева связи, планирование экспериментов и др.
Одним из наиболее применяемых методов анализа процессов является метод причин и следствий, предложенный японским ученым Исикавой (рис. 1.6). На этой диаграмме приведены основные факторы, влияющие на изменчивость процесса, а также отражена петля непрерывного совершенствования процесса, обеспечивающая удовлетворение потребителя.
Рис. 1.6. Диаграмма причин и следствий (диаграмма Исикавы)
Источник: bstudy.net
9.5. Программа и план качества
Выходными документами планирования качества являют программа качества и план качества [8.2, 8.3].
Программа качества — это отдельный документ, регламентирующий последовательность деятельности, конкретные меры в области качества, относящиеся к определенной продукции, проекту или контракту, и ответственность за их исполнение (ИСО 9000-2-93, ИСО 10005-95).
Программа качества может быть представлена в любой форме, считающейся пригодной для выполнения согласованных требований, например, в виде блок-схемы, в табличной и текстовой формах. По структуре программы нет жестких требований, но чаще она соотносится с процессами жизненного цикла продукции. При этом программа качества объединяет программы качества по процессам жизненного цикла продукции.
Назначение программы качества состоит в следующем:
- обеспечивается механизм привязки требований, касающихся продукции, проекта или контракта к существующим общим процедурам системы качества;
- гарантируется то, что конкретные требования должным образом планируются и адресуются определенной продукции на определенном этапе ее изготовления;
- используется производителем (поставщиком) в конкретной ситуации как подтверждение применения системы качества к данному проекту разработки продукции.
Если предприятие выпускает десять видов продукции, то для каждого вида продукции должна быть разработана программа и соответствующий план качества. На основе программы качества разрабатывается план качества.
План качества — документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту. План качества — это установление расписания выполнения деятельности согласно выбранным процессам, видам деятельности и процедурам, а также затрат труда (трудоемкость) и стоимости работ по качеству.
В плане качества должны содержаться:
- цели в области качества;
- процессы ЖЦП и виды работ по управлению качеством;
- процедуры и операции процессов производства и организации работ по качеству;
- конкретное распределение обязанностей, полномочий и ресурсов на различных этапах жизненного цикла продукции;
- документированные процедуры и инструкции;
- программы испытаний, контроля, осмотра и проверок продукции;
- методы определения и оценки достигнутых целей в области качества.
План качества может быть представлен в табличном виде, а распределение работ — в виде диаграммы Ганта с дополнением сетевым графиком или сетевой моделью. План качества, как и программа качества, должен быть частью документации на систему менеджмента качества.
Тема 10. Функции менеджмента качества, ориентированные на процессы жизненного цикла продукции
10.1. Задачи руководства в области менеджмента процессов жцп
Согласно концепции менеджмента качества организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения ЖЦП. Со стороны руководства управление процессами ЖЦП направлено на то, чтобы обеспечить [10.1,10.2]:
а) проектирование последовательных и взаимодействующих процессов для эффективного достижения желаемых результатов;
б) четкое определение и управление «входами» процессов, их реализацией и «выходами» на основе стандарта на документацию, являющуюся свидетельством того, что процессы ЖЦП и произведенная продукция соответствуют требованиям;
в) мониторинг «входов» и «выходов» для верификации того, что отдельные процессы взаимосвязаны и выполняются результативно и эффективно;
г) определение и менеджмент рисков, а также использование возможностей для улучшения деятельности;
д) проведение анализа данных, способствующих постоянному улучшению процессов;
е) определение руководителей процессов и наделение их полнотой ответственности и полномочиями;
ж) потребности и ожидания заинтересованных сторон.
Как следует из ГОСТ Р ISO 9001-2001, основными функциями менеджмента процессов являются: планирование, управление с целью стабилизации качества по процессам изготовления продукции, обеспечение качества как комплекс мероприятий, направленный на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены, и, наконец, улучшение качества как непрерывная деятельность, направленная на минимизацию дефектов и сохранение качества продукции по процессам ЖЦП. Модель, отражающая связь между функциями менеджмента качества и процессами жизненного цикла продукции, приведена на рис.7.3. Ниже рассмотрим особенности функций менеджмента.
Источник: studfile.net
Программа качества предприятия это
Программа качества — документ, регламентирующий конкретные мероприятия в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к конкретной продукции, проекту или контракту и является неотделимой частью системы менеджмента качества.
ГОСТ Р ИСО 10005-2007 «РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ КАЧЕСТВА» устанавливает рекомендации по разработке, анализу, приемке, применению и пересмотру планов (программ) по качеству.
Настоящий стандарт разработан для удовлетворения потребностей организации в руководящих указаниях по составлению программ качества в рамках разработанной системы менеджмента качества. Программа качества должна обеспечивать взаимосвязь установленных требований к процессу, продукции, проекту, контракту и рабочих методов с практической деятельностью организации по реализации продукции. Программа качества должна быть совместима с другими связанными планами организации.
Разработка плана качества выгодна предприятиям для повышения уверенности, что установленные требования будут выполнены, процессы находятся в управляемом состоянии и обеспечена необходимая вовлеченность персонала. На основе этой деятельности организация может лучше понять возможности для улучшения.
Разработка плана качества делится на четыре этапа:
1. Идентификация потребности в плане качества.
2. Входные данные для плана качества.
3. Область применения плана качества.
4. Подготовка плана качества.
При подготовке плана качества должно быть четко установлено лицо, ответственное за его разработку и выполнение. План качества должен быть подготовлен при непосредственном участии лиц, вовлеченных в работу.
Бульшая часть документов, используемых при подготовке плана качества, может содержаться в документации системы менеджмента качества организации, включая руководство по качеству и документированные процедуры. В плане качества должно быть указано, как документированные процедуры организации должны быть применены, изменены или отвергнуты в соответствии с процедурами плана качества
При подготовке плана качества необходимо определить функции, ответственность и полномочия персонала в пределах организации, а также при работе с потребителем, государственными органами или другими заинтересованными сторонами. Ответственные за план качества, должны обеспечивать знание и понимание персоналом целей и проблем в области качества, а также умение использовать средства управления, применяемые в соответствии с планом качества.
Содержание и форма плана качества должны быть соответствовать области применения и входными данными для плана качества. Уровень детализации плана качества должен быть согласован с методами выполнения и сложностью деятельности организации. Должен проводиться анализ совместимости плана качества с другими планами организации. Программа качества может быть предоставлена в любой удобной форме
ГОСТ Р ИСО 10005-2007 предъявляет обширные требования к содержанию программ качества. В данном документе необходимо рассмотреть следующие вопросы:
— Область применения должна быть заявлена в плане качества.
— Входные данные для плана качества. (В некоторых случаях может возникнуть необходимость перечислить или описать входные данные для плана качества.)
— В плане качества должны быть установлены цели в области качества для конкретной ситуации и способы их достижения.
— Управление документацией и данными.
— Ресурсы. (Обеспечение, материалы, человеческие ресурсы, инфраструктура и производственная среда).
— Требования необходимые для конкретной ситуации План качества должен устанавливать время, ответственных лиц, место и способ анализа установленных требований для конкретной ситуации.
— Обмен информацией с потребителем.
— Процесс проектирования и разработки и управление изменениями при их проведении.
— Обеспечение производства и обслуживания вместе с необходимыми процессами мониторинга и измерений.
— Идентификация и прослеживаемость.
— Управление несоответствующей продукцией.
— Мониторинг и измерения (Процессы мониторинга и измерений обеспечивают методы получения объективных свидетельств соответствия.)
— План качества должен идентифицировать необходимые аудиты конкретной ситуации, особенности и объем аудита, а также использование результатов аудита.
Анализ, принятие, внедрение и пересмотр плана качества, регламентируются. Опыт применения плана качества должен быть проанализирован. Полученная информация должна использоваться для улучшения последующих планов или системы менеджмента качества.
Источник: studbooks.net