Программа кабалевского по музыке принципы и методы

Актуальность исследования. В нашей стране на протяжении многих десятилетий ХХ-ХХI веков большое внимание уделяется духовному воспитанию подрастающего поколения. Как показывает практика, приобщение к музыкальному искусству на уроках музыки способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств и формированию взглядов, убеждений, духовных потребностей школьников. Большие воспитательные возможности музыки будут успешно реализованы, если учитель музыки, обращаясь к чувствам и мыслям учащихся, развивает их музыкальные, творческие способности, учит понимать и ценить произведения искусства.

Большой вклад в процесс становления музыкального воспитания в нашей стране внес Дмитрий Борисович Кабалевский – выдающийся композитор, музыкант-исполнитель, дирижер, ученый, педагог-воспитатель, общественный деятель. Универсальность его дарования проявилась в различных областях многогранной деятельности.

Активная творческая и подвижническая деятельность Д. Б. Кабалевского и его соратников привела к необходимости коренного преобразования отечественной системы музыкального образования школьников в 70-е годы XX века. Д. Б. Кабалевский выдвинул фундаментальные идеи по кардинальному изменению содержания и методов массового музыкального воспитания школьников. Они воплотились в новой программе «Музыка» для общеобразовательной школы, в которой отражена уникальная отечественная музыкально-педагогическая концепция. В ее основу были положены научные идеи Б. В. Асафьева, ряда прогрессивных педагогов-музыкантов – Н. Л. Гродзенской, В. И. Шацкой и др., собственные научные разработки и огромный личный практический опыт. Главной целью музыкального воспитания стало «воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».

Музыка, Кабалевский, Первый урок

Цель исследования: охарактеризовать педагогическое новаторство Д.Б. Кабалевского в области музыкального образования.

Объект исследования: процесс становления отечественного музыкального образования в ХХ в.

Предмет исследования: новаторство Д. Б. Кабалевского в области музыкального воспитания школьников.

  • 1. Рассмотреть историю развития отечественного музыкального воспитания в 20-80-е годы ХХ века.
  • 2. Представить разностороннюю творческую деятельность Д. Б. Кабалевского.
  • 3. Раскрыть сущность новаторской концепции музыкального образования и воспитания школьников, разработанной Д. Б. Кабалевским.
  • 4. Выявить основополагающие аспекты и принципы построения Программы по «Музыке» для общеобразовательной школы, разработанной Д. Б. Кабалевским.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Д.Б. Кабалеского, а также ряда исследователей из области музыкальной педагогики и психологии (Э.Б. Абдуллин, ОА. Апраксина, Л.А. Артынова, Б.В. Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Л.В.

Данилевич, С.М. Едунов, М.Г. Плохова, Б. М. Теплов, Н.А. Терентьева, Г.М. Цыпин и др.).

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение педагогической и методической, литературы по теме исследования.

Система Д.Кабалевского «Музыкальное воспитание школьников». Возродить или забыть?

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении основных этапов развития отечественного музыкального воспитания, обобщении новаторского педагогического опыта Д. Б. Кабалевского на примере его концепции и Программы по «Музыке» для общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы студентами музыкально-педагогического факультета, учителями музыки общеобразовательных учреждений.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (27 источников).

Скачать курсовую работу

Источник: pedagogical.ru

Актуальность концепции программы Д.Б.Кабалевского

Оценить 1895 0

Содержимое разработки

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Актуальность концепции программы Д.Б.Кабалевского. Современные программы по музыке

Миронова О.Л., учитель музыки, 1 категории

К 70-м годам ХХ века был накоплен большой опыт в области музыкального воспитания школьников. Поэтому возникла необходимость создать единую систему, которая давала бы направления в формировании музыкальной культуры школьников. Таким образом, была разработана новая программа по музыке для 1-3-х и 4-7-х классов, для массового использования была запущена в работу в 1980 и 1982 г.г.

Программа Кабалевского по-прежнему широко используется в нашей стране. Она также является базовой для разработки новых программ по музыке. Однако в последнее время обновления самой программы Кабалевского не происходит, не издают сборники программ, не обновляют нотные Хрестоматии и методические пособия для учителей.

Но несмотря на это программа является крупным достижением нашей культуры. Она впитала в себя лучший опыт отечественной педагогики, а также предвосхитила ряд новых процессов, зарождающихся как в искусствознании, так и во всех сторонах общественной жизни: стремление к сохранению и воспитанию духовной культуры, признание приоритета культурных и общечеловеческих ценностей. Всё это дает большой потенциал для развития.

Современная практика преподавания музыки характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания музыкального образования, которые порождают как новаторские идеи преобразования школьных уроков музыки, так и могут привести к утрате лучших традиций музыкального воспитания, сложившихся в отечественной музыкальной педагогике.

Появившиеся в последние годы новые программы по предмету «Музыка», а также методические пособия для учителей и учебники для учащихся школ открывают учителю-музыканту широкие возможности выбора стратегии и тактики музыкально-эстетической работы с детьми, применения различного рода инновационных технологий и экспериментальных методик в своей повседневной деятельности. Поэтому сегодня для меня особенно важно ориентироваться в содержании и методике работы сообразно своим профессиональным возможностям и творческому потенциалу.

Таким образом, ведущей идеей современного урока должен являться поиск, апробирование и отбор наиболее приемлемого содержания музыкального воспитания, оптимальных форм, методов, приемов организации музыкально-творческой деятельности детей и, безусловно, формирование целостной системы преподавания предмета «Музыка». Многое в этом направлении уже сделано: написаны методические рекомендации, программы, всевозможные разработки. Но, тем не менее, на своих уроках учитель должен стремиться к художественной новизне, использованию новых музыкальных фрагментов.

Ведь цель каждого учителя в музыкальном воспитании, по словам Д.Б. Кабалевского: «. ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».

Творчески подходя к программе, ни в коем случае нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем -основа основ программы Кабалевского. «Пусть учитель будет свободен от власти схем. Но отсутствие стандарта, штампа, трафарета не означает отсутствия системы, а творческая свобода учителя не равнозначна произволу, хаосу, анархии» (Д.Б.

Кабалевский). Тогда что же можно изменять и преломлять? Прежде всего, музыкальный репертуар. Отбор музыкальных произведений для музыкальных занятий в школе требует особой тщательности. Произведение, звучащее в классе, должно быть высоко – художественным, увлекательным и интересным для детей.

Оно должно быть педагогически целесообразным и должно выполнять определенную воспитательную роль.

Значительно расширен диапазон произведений по слушанию. Это произведения, не вошедшие в программу Д.Б. Кабалевского: музыка из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Времена года» А. Вивальди и П.И. Чайковского, духовная музыка русских композиторов, романсы русских композиторов А. Алябьева, А. Варламова и многое другое.

Работая по программе Д.Б.Кабалевского, важно учитывать те произведения, с которыми учащиеся знакомятся на уроках литературы и изобразительного искусства. Реальные события, которые берутся за основу той или иной оперы или песни, изучаются на уроках истории (Отечественная война 1812г., Великая отечественная война 1941-1945г.г., подвиг Ивана Сусанина и т.п.), что позволяет учитывать межпредметные связи, расширяет знания школьников в различных областях жизни и деятельности, повышает результативность урока, способствует формированию предметных умений и метапредметных универсальных учебных действий – познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных качеств.

Читайте также:
Как установить иконку на программу

Основу вокально-хорового репертуара по-прежнему составляют образцы детского отечественного и зарубежного фольклора. Народные песни можно использовать для распеваний, формирования навыка пения a cappella, для изображения действий персонажей, а также сопровождать пение танцевальными движениями, игрой на простейших народных инструментах.

На фольклорных образцах лучше начинать и развивать двухголосное пение. Непременной частью песенного репертуара стали произведения-классиков: М. Глинки, П. Чайковского, И. Баха, В. Моцарта, Э. Грига. Многие из этих произведений адаптированы для детского пения. Третьей составляющей песенного репертуара стали песни современных композиторов: бардовские песни (творчество С. Никитина, В. Высоцкого, Ю. Визбора, О.Митяева, Б.Окуджавы и др.), песен из детских и юношеских кинофильмов («Гардемарины, вперед!», «Мэри Поппинс, до свидания», «Приключение Электроника» и др.), мультфильмов («Бременские музыканты», «Умка», «Приключения Кота Леопольда» и др.), наиболее интересные песни современных композиторов-песенников В. Шаинского, Е. Крылатова, Ю. Чичкова, Г. Гладкова, а также песни современных эстрадных исполнителей: группы «Любэ», «Кино», Алсу, Валерии, О. Газманова.

Интонационно-образный строй современных песен позволяет расширять эмоциональную палитру детских впечатлений.

В связи с этим, особого рассмотрения заслуживает искусство построить урок. Воплощение различных художественно-педагогических идей предполагает большое разнообразие типов уроков. Наиболее часто можно использовать уроки-сценарии, уроки -обучение. Несколько иная структура у уроков-исследований, уроков-монографий, уроков-обобщений.

К перечисленным типам уроков можно добавить и своеобразные «жанры» уроков музыки: урок-путешествие, урок-концерт, урок-дискуссия, урок-экскурсия, урок-кроссворд и т.п. Несмотря на такое разнообразие форм, у всех этих уроков есть общее — это, прежде всего, уроки Искусства, соответственно и подчиняющиеся его законам.

В отличие от традиционных методов музыкального обучения, направленных на передачу учителем готовых сведений о музыке и музыкантах и запоминании их учащимися, приобщение к музыкальному искусству средствами проблемного обучения основывается на самостоятельности музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.

Программа «Музыка» для 1-4 классов начальной школы, разработанная Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой (руководитель проекта), Т.С Шмагиной, и созданный на ее основе учебно-методический комплект — учебники, рабочие тетради, хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала, методическое пособие, издание которых осуществляет издательство «Просвещение» с 1998 года, обобщили многолетний опыт авторов по осмыслению основных идей музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

Отличительной особенностью данной программы является выстроенное в ней, говоря словами академика Д.С. Лихачева, «широкое культурное пространство». Оно воплощается в тщательно подобранном зрительном и литературном рядах учебников и рабочих тетрадей. Образно-ассоциативные связи музыки с другими видами искусства выстраиваются, прежде всего, с целью активизации слухового опыта детей, накопления ими музыкальных впечатлений, формирования чувства стиля, осознания музыкального языка произведений.

Методические принципы программы — увлеченности, опоры на отечественную музыкальную культуру (вхождение в мир музыки «от родного порога»), «тождества и контраста», интонационности, триединство деятельности «композитора — исполнителя — слушателя», концентричности — направлены на поиск технологий, которые стимулируют развитие активного, осознанного восприятия музыки, творческого мышления, формирования музыкального и художественного вкуса детей, совершенствования качеств личности каждого ребенка. Программа ориентирует учителя на создание системы таких действий, которые помогали бы детям выявлять интонационно-образную и жанрово-стилевые особенности природы музыки.

В 2004 г. издательство «Просвещение» выпустило программу «Музыка» для 5-9 классов школ (авторы — Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская), которая также как и программа для начальной школы оснащается учебно-методическими комплектами. В данной программе очевидна опора на концепцию Д.Б. Кабалевского.

Темы программы ориентированы на освоение художественной картины мира, на воссоздание в сознании школьников образа Человека, воплощенного в музыкальных образах. Программа нацеливает на изучение взаимосвязи искусств при доминирующем значении музыки; усвоение школьниками различных стилей в композиторском и исполнительском творчестве; осмысление жанрового многообразия музыки в процессе ее эволюции; понимание роли классического наследия в современном музыкальном искусстве (классика и современность); осознание проблемы традиций и новаторства в музыкальном искусстве.

В программе «Музыка» для 1- 4 классов начальной школы , разработанной авторским коллективом: Ю.Б. Алиев (руководитель проекта), Л.К. Белобородова, Е,В. Николаева, Б.С. Рачина, С.Л.

Старобинский — ставятся задачи воспитать у детей «любовь к художественной музыке и потребность общения с ней»; формировать их музыкальные интересы, вкусы, развивать музыкально-творческие способности учащихся, исполнительские умения и навыки. В разноплановых темах программы предложено распределение музыкального материала по видам музыкальной деятельности; слушание музыки, хоровое пение, движение под музыку, вокальные импровизации. В данной программе по каждому году обучения даны примерные требования к уровню музыкального развития учащихся, четко определена система знаний, умений и практических навыков по видам деятельности.

Программа «Музыкальное искусство» для классов начальной школы , разработанная авторским коллективом В.О. Усачева, Л.В. Школяр (руководитель проекта), В.А. Школяр, также базируется на целевых установках концепции Д.Б. Кабалевского и принципах теории развивающего обучения В.В. Давыдова.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят учебник, блокнот для учащихся, хрестоматия музыкального материала и методическое пособие для учителя. Выпуск данного комплекта с 2000 года осуществляет издательство «Вентана-Граф».

Кабалевский Дмитрий Борисович создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания школьников. Нет ни одной программы по музыке, ни одного учебника, ни одного методического пособия, в котором мы не нашли бы «трёх китов». А дальше — шаг за шагом, этаж за этажом — выясняется, что, подобно тому как дом, покоясь на фундаменте, не только из фундамента состоит, так и музыка, вырастая из песни, танца и марша, состоит далеко не только из них. Однако как бы ни обогащались, как бы ни развивались «три кита», как бы ни перерастали понятия «песня», «танец» и «марш» в понятия «песенность», «танцевальность» и «маршевость», сколько бы нового в изучаемую музыку ни вносили особые элементы, связанные с выразительностью и изобразительностью, с речитативной декламационностью (речевой интонацией), мы не расстанемся с «тремя китами» ни во втором, ни в пятом, ни в седьмом классе, ни даже на пределе нашего музыкального развития, на вершинах музыкального искусства — на его «небоскрёбах».

Учитель музыки сегодня – это педагог с высокой музыкальной культурой, профессиональными чертами которого является преданность творческому труду, постоянное стремление к совершенствованию своих знаний, мастерства, исполнительского уровня, неустанный поиск эффективных методов обучения.

На современном этапе необходимо создать настолько интересный урок, чтобы его участники не следили за стрелками часов в ожидании перемены, а с желанием двигались по таинственной дороге музыкальных знаний. И в этом учителю музыки может помочь новое видение и интерпретирование концепции программы Д.Б.Кабалевского. Она определяет стратегическое направление государственной политики в области образования и воспитания школьников, ориентированного на формирование личностных и метапредметных действий и перспективы развития музыкально – художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.

Реализация концепции является основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально – культурную и творческую сторону личности.

Читайте также:
Установить программу mi home

Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ О.А. Апраксина; Под ред. Э.В. Мазниной.-М.: Просвещение, 1990.-207 с.-(Б-ка учителя музыки).

Жигалова Л.А. Современная концепция программы Д.Б.Кабалевского: конспекты уроков и внеклассных занятий. Волгоград: Учитель, 2013. – 171с.

Кабалевский, Д.Б. Музыка 4-7 классы, Программа/ Д.Б. Кабалевский; Под ред. Э.В. Мазниной.

Министерство просвещения РСФСР, 1988.-200с.

Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?:/ Д.Б. Кабалевский; Под ред. Э.В. Мазниной.-3-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1989.-191с.:ил.-(Б-ка учителя музыки).

Кабалевский, Д.Б. Про трёх китов и про многое другое: книжка о музыке/ Д.Б. Кабалевский; Под ред. Э.П. Микоян; Рисунки Р. Вольского.-3-е изд.- М. Детская литература, 1976.-223с.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя/Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981.-192с.

Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. — М., 1980. – 187с.

Энциклопедический словарь «Музыка». – М., 1998. – 680с.

Источник: www.prodlenka.org

Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее

Перед современным художественным образованием стоят следующие задачи: художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание), воспитание бескорыстного отношения к миру, формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистическое воспитание и духовно-нравственное развитие, освоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, формирование творческой активности, интеграция личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.

В школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры, что выражается в подготовке ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в раз витии адекватного музыкального восприятия, нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Музыкальное образование школьников направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, вооружение их системой опорных ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, обеспечивающей школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

Задачами учебного предмета «Музыка» в школе являются следующие:

– формирование, развитие интереса и любви к музыке, способности ценить ее красоту, развитие эмоциональной сферы учащихся, музыкально-эстетического отклика на произведения, чувства сопереживания музыкальным образам;

– развитие музыкально-образного мышления, постижения закономерностей искусства, восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами;

– развитие творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластическое интонирование;

– развитие музыкально-эстетического вкуса и потребности в общении с музыкальными шедеврами и музыкального самообразования.

2) творческая позиция. Развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности (согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского).

Обозначенные блоки характерны для эстетического воспитания в широком понимании. Применительно к музыкальному воспитанию Э. Б. Абдуллин конкретизировал элементы содержания следующим образом:

– опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке;

– музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников.

Содержательные блоки музыкально-эстетического воспитания определяют тематику четвертей. Так, например, темы четвертей второго класса по программе Ю. Б. Алиева с направленностью на развитие у детей первичных форм эстетического отношения к жизни имеют названия – «Природа в музыке», «Сказка в музыке», «Музыка о животных». Зависимость восприятия искусства от знания его языка нашла отражение в формулировках задач по четвертям программы Д. Кабалевского, адекватных ключевым знаниям: второй класс – «Интонация», «Развитие музыки», «Построение (формы) музыки».

Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке, является непосредственно музыкальный материал. В разных альтернативных программах он представлен списком конкретных произведений, но основные позиции отбора его для всех программ тождественны. Это знакомство:

– с образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки;

– с ведущими музыкантами, солистами и музыкальными коллективами;

– с различными музыкальными жанрами, формами и стилями;

– с выразительными средствами в создании музыкального образа;

– с музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

Музыкальный материал ныне существующих программ содержит инструментальные и вокальные произведения русских композиторов (М. Мусоргского, А. П. Бородина, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова и др.), зарубежных (Л. Бетховена, В. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига и др.), народные песни (русские, украинские, белорусские, эстонские и др.), песни современных композиторов (Е. Крылатова, В. Шаинского, Г. Гладкова и др.).

Содержание предмета «Музыка» составляет музыкальный материал для слушания и репертуар для пения. Их отбор осуществляется учителем музыки в школе по следующим критериям: (по Безбородовой)

— музыкальные произведения должны быть высоко художественными и увлекательными для школьников,

— педагогически целесообразными (учить чему-то полезному и выполнять определенную воспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учеников),

— романтически приподнятыми, создающими в представлении школьников эталоны красоты,

— доступными для соответствующего возраста учеников в отношении постижения содержания произведения и его воспроизведения в процессе исполнения,

— представлять жанры всех эпох и стилей;

— произведения должны быть созвучными жизненному и музыкальному опыту детей,

— отвечать тематическому содержанию программы.

В содержании музыкального образования должны быть представлены:

– различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов – все это является основой становления музыкальной культуры школьников;

– познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки, что способствует тому, что музыка глубоко прочувствуется и осмысляется, развивается умение слышать музыку, формируется интонационно-образное мышление, воображение и фантазия детей;

– изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, динамика, ритм, регистр, гармония и т. д.), которые помогают осознать, постичь процесс создания музыкального образа определенным сочетанием выразительных средств музыки и формируют эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;

– деятельностное освоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.

В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.

Содержание обучения в дидактике определяется как система знаний, умений и навыков, выступающая в единстве с опытом творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности (М.Н. Скаткин, В.А. Краевский).

Главное в содержании предмета «Музыка» — сама музыка и воспитательная направленность. Поэтому опыт творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, воплощенный в музыке является наиболее важным элементом содержания.

Усвоение знаний, умений и навыков в музыкальном обучении осуществляется на художественном материале. Восприятие музыкальных произведений во всех видах деятельности всегда своеобразно и носит творческий характер. Творческая учебная деятельность должна пронизывать весь процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков и поэтому не выделяться как самостоятельный элемент обучения.

Читайте также:
Где взять программу 1с бухгалтерия

В связи с изложенным, элементами содержания музыкального обучения являются:

— опыт эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, воплощенный в музыке (то есть, сама музыка, «музыкальный материал»);

Усвоение содержания музыкального обучения происходит в процессе творческой деятельности, в ней же проявляются результаты освоения содержания. Все элементы содержания взаимосвязаны и формируются параллельно.

Музыкальные знания. В качестве основы понимания музыкального искусства выступают знания двух уровней:

1) знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве;

2) знания, помогающие восприятию конкретных музыкальных произведений.

Первый уровень знаний характеризует природу музыкального искусства как социального явления, его функцию и роль в общественной жизни, эстетические нормы.

Второй уровень – это знания о существенных особенностях музыкального языка, закономерностях построения и развития музыки, о средствах музыкальной выразительности.

Эти положения музыкальной науки определили подход к выбору знаний о музыке. В соответствии с ними Д.Б. Кабалевский выделил в содержании музыкального обучения знания обобщенные («ключевые»). Это знания, которые отражают наиболее общие явления музыкального искусства.

Они характеризуют типичные, устойчивые связи музыки и жизни, соотносятся с закономерностями музыкального развития детей. Ключевые знания необходимы для понимания музыкального искусства и его отдельных произведений.

В содержании школьного музыкального обучения со второй группой знаний соотносятся знания, которые принято называть «частными» (Д.Б. Кабалевский). Они подчинены ключевым. К этой категории относятся знания об отдельных конкретных элементах музыкальной речи (звуковысотность, метроритм, темп, динамика, лад, тембр, агогика и др.), биографические сведения о композиторах, исполнителях, об истории создания произведения, знания нотной грамоты и др.

Музыкальные умения. Восприятие музыки — основа формирования музыкальной культуры школьников. Его существенной стороной является осознанность. Восприятие тесно связано со знаниями и включает в себя художественную оценку. Способность дать эстетическую оценку произведению может служить одним из показателей музыкальной культуры школьника.

Восприятие – основа всех видов исполнительства, так как оно невозможно без эмоционального, сознательного отношения к музыке, без ее оценки.

Итак, способность учащихся применять знания на практике, в процессе восприятия музыки проявляется в формировании музыкальных умений.

Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формирования ведущих умений:

1) объяснение учителем нового материала и накопление учащимися музыкально-слухового опыта;

2) введение в знание на основе восприятия музыки и применение знания по образцу;

3) самостоятельная ориентировка учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знания.

«Ключевые» знания используются во всех видах музыкальной учебной деятельности школьников, поэтому формирующиеся на их основе умения рассматриваются как ведущие.

Наряду с ведущими музыкальными умениями выделяются частные, которые также формируются в конкретных формах деятельности.

Среди «частных» умений можно выделить три группы:

— умения, связанные со знаниями об отдельных элементах музыкальной речи (звуковысотности, ритме, тембре и т.д.);

— умения, связанные с применением музыкальных знаний о композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах и т.д.;

— умения, связанные со знанием нотной грамоты.

Таким образом, ведущие и частные умения соотносятся с ключевыми и частными знаниями, а также с различными формами музыкальной учебной деятельности.

Музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки: вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, дикция, ансамбль, строй, мягкая атака звука, высокая позиция, округленное полетное звучание гласных и т. д.), музыкально-ритмические навыки, музыкально-игровые навыки на детских инструментах и др. Исполнительские навыки также формируются на основе музыкального восприятия. Без их приобретения нельзя говорить о полном усвоении содержания обучения.

Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее

1. Общая характеристика

К 70-м годам ХХ века отечественной педагогикой был накоплен большой опыт в области музыкального воспитания школьников. Вместе с тем назрела необходимость в создании единой, обобщающей его концепции, дающей четкие направления формированию музыкальной культуры школьников.

Концепция, согласно словарю, это система взглядов на явление, основная точка зрения, с которой рассматривается это явление, ведущий замысел и т.п.

Разработать такую концепцию было предложено группе молодых ученых под руководством известного композитора и общественного деятеля Дмитрия Борисовича Кабалевского. Концепция и программа разрабатывались в лаборатории НИИ школ Министерства просвещения РСФСР в период с 1973 по 1979 годы.

Основные идеи концепции воплощены в статье, предворяющей программу по музыке «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы». Сама же программа выходила небольшими тиражами с примечанием «Экспериментальная».

Одновременно выпускались нотные хрестоматии для музыкального обеспечения программы, а также фонохрестоматии с записями всех произведений программы. Во время экспериментального апробирования программы уроки музыки в одной из школ Москвы вел сам Кабалевский. Эти уроки демонстрировались по телевидению. Широко распространилась по стране и книга для детей «Про трех китов и про многое другое», которую написал Д.Б. Кабалевский для детей.

Для массового использования программа по музыке для 1-3 классов (с поурочными методическими разработками) была выпущена в 1980 году, а для 4-7 классов – в 1982 году.

Программа Кабалевского по-прежнему широко используется в нашей стране. Она является отправной точкой для разработки новых программ по музыке. Однако в последние годы данная программа все чаще становится объектом для критики. В то же время она имеет и массу сторонников. Представляется, что считать ее устаревшей и непригодной является неправомерным.

Данная концепция – крупное достижение нашей культуры. Она впитала в себя лучший опыт отечественной педагогики, а также предвосхитила ряд качественно новых процессов, зарождающихся как в искусствознании, так и во всех сторонах общественной жизни. А именно – стремление к сохранению и воспитанию духовной культуры, признание приоритета общечеловеческих ценностей. Эта концепция имеет большой потенциал для развития. При сохранении сути, это развитие имеет такие направления:

— разработка художественной дидактики и теории педагогики искусства;

— обоснование музыкального материала программы;

— расширение музыкального материала программы;

— расширение роли импровизаций, вокального и инструментального музицирования;

— обогащение урока фольклором, духовной музыкой, образцами современного народного музыкального творчества и т.д.

Если же говорить об обновлении содержания программы как обновлении музыкального материала, способов общения с музыкой и т.п., то этот процесс заложен в концепции как постоянный, необходимый и естественный.

В ней акцентируется внимание на том, что музыкальный материал может быть заменен, на том, что при реализации программы необходим творческий подход учителя в выборе методов, форм практического музицирования.

В 1994г. вышла новая редакция программы, которую сделали Бейдер и Сергеева. Основные задачи переиздания – устранить заидеологизированность содержания, дать возможность учителю проявить творческую инициативу в планировании уроков. Таким образом, в данной редакции подвергся изменению музыкальный материал и ликвидированы поурочные методические разработки.

Дата добавления: 2020-11-29 ; просмотров: 315 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru