основные структурные единицы процессов мышления – операции. Оно формируется и развивается в результате ассимиляции и аккомодации, возникает из практических действий человека с материальными предметами
- Что изучает психологическая наука?
- Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:
- Осознаваемый результат, на достижение которого направлено поведение, называется:
- О возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:
- Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:
- Метод всеобщего сомнения в поисках истины практиковал?
- В течение полусекунды функционирует память:
- Эмоциональный тон ощущений можно описать как:
Наиболее раннее явление эмоциональной природы
- Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как:
- Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и страданий, — это:
- Понятие «ориентировочный рефлекс» введено в научный словарь:
- Сферическая модель Дж. Рассела состоит из следующих осей:
Возбуждение/успокоение, напряжение/разрядка, удовольствие/неудовольствие
Структура психики личности
- В чем состоит главная особенность экспериментального метода?
возможность установления причинно-следственной связи между зависимыми и независимыми переменными
- В категории наблюдаемых проявлений эмоции входит:
- Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:
Целенаправленность характера деятельности субъекта
- Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как:
особый вид деятельности
- Восприятие есть процесс построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта
при его непосредственном взаимодействии с этим объектом
- Объем хранящейся информации в кратковременной памяти:
- Программу изучения психики с точки зрения целостных структур выдвинул
- С. Л. Рубинштейн трактовал внимание как:
- Что изучал в мышлении детей (в плане его развития) Л.С. Выготский?
Процесс превращения внешних практических действий во внутренние, умственные действия
- Шкала мимического выражения Г. Шлосберга является….
- Близнецовый метод в психологии применяют:
Когда хотят разобраться, что в психике человека обусловлено генетикой, а что социальными условиями жизни
- Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимый только для достижения цели данного действия, называется памятью:
- По отношению к образам ощущений и восприятия образы представлений выступают как:
- С точки зрения какого направления психологии подлинным предметом науки должно являться поведение человека от его рождения до смерти
эксперимент как средство для выявления причины внутреннего конфликта
Психология. Понятие и структура психики.
- Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:
- По А.Н. Леонтьеву, элементом структуры деятельности выступает:
- Основные положения когнитивного бихевиоризма сформулировал:
- Кто из известных российских ученых внес значительный вклад в изучение мышления?
С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Я.А. Пономарев
- Автором тракта «Страсти души» является:
- Сколько уровней знания выделяют в отечественном науковедении?
- Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:
- Одной из первых работ в области эволюционных теорий была:
работа Чарльза Дарвина
- Согласно нейрокультурной теории Экмана, экспрессивные проявления основных эмоций являются генетически заложенной реакцией, универсальной и инвариантной относительно:
- какой метод разработан Экманом и Фризеном?
система кодирования активности лицевых мышц
- В рамках дискретного подхода в классификации эмоций выделяют:
Базовые и вторичные
- Активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели. мотива, является
- Какой из принципов психологической науки — Внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия?
- Основателем 1 в России психологического института был
- Кто из ученых первым поставил и решил проблему соотношения мышления и речи? В чем заключалось это решение?
Л. С. Выготский. Мышление и речь имеют разные корни, определенное развивались независимо друг от друга, а их соединение друг с другом произошло на относительно позднем этапе
- Психология представляет собой объективную экспериментальную область ест наук с точки зрения?
- Содержание общения, представленное как обмен инфо, называется?
- Направление в психологии, кот в качестве первичных факторов познания выдвигает некоторые целостные структуры, несводимые. как?
- Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает
- Что из вышеперечисленного входит в ядро психологической науки?
реакция, имеющая приспособительные механизмы
- Самонаблюдение за собственными псих процессами и действиями?
- Основная черта эмоций, отличающая их от познавательного процесса?
- Кто призывал изучать н структуру сознания, а псих акты методом интроспекции?
- Признаки базовых эмоций по Изарду?
Всегда имеют специфические нервные субстраты
Возникли в результате эволюционно-биологических процессов
- Репрезентация информации в сенсорном регистре — это?
след сенсорного воздействия
- Отражение отдельных свойств предметов и явлений мат мира представляет?
- В чем состоит главная особенность биопсихизма?
наличие психики связывают с биологическими формами жизни
- Опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту
Кратковременная и интенсивная реакция аффективной среды…
- В психологии эмоций существуют такие подходы к классификации эмоций как:
Дискретный, многомерный +линейный
- Кто из известных зарубежных ученых внес наибольший вклад в изучение мышления?
Вертгеймер, Келер, Гилфорд, Айзенк, Пиаже
- Среди таких понятий, как активность, труд, трудовое действие, деятельность, наиболее широким явл. Понятие:
- Прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определенное, в том числе очень короткое время:
- Какое из приведенных ниже определений мышления человека правильно?
Основные направления в психологии XX века
Психология – наука, изучающая объективные закономерности проявления и механизмы психики как формы психического отражения действительности.
*общая психология – изучает общие понятия и положения, характеризующие психику и поведение людей, независимо от того кто они, каков их возраст и какой деятельностью они занимаются
*генетическая психология – изучает наследственные механизмы психики и поведения
*дифференциальная психология – рассматривает психологические различия между индивидами так и между группами людей
*психология познавательных процессов – изучает психические явления, при помощи которых человек познает себя и окружающий мир
*психология личности – изучает психологические свойства и состояния человека
*психология человеческого общения – изучает межличностные отношения между людьми
*педагогическая психология – изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания
*зоопсихология – особенности психики животных
*трудовая психология – рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека и закономерности развития трудовых навыков
Основные задачи психологии:
— изучение психических законов, сущности психических явлений и их роли в познании человеком самого себя и окружающего мира в его деятельности и общении, а также изучение индивидуальных психологических особенностей человека и его личности;
— на основе разрабатываются практические средства психологической помощи людям в организации оптимальных условий труда, обучения, воспитания, решения личных проблем;
Объект психологии – является человек;
Предмет психологии – на протяжении веков предмет изучения психологии постоянно менялся. В древности – душа, в средние века – богословная душа, с 17 по 19 в. – сознание. В 20 веке появилось много течений, и у каждого был свой предмет: бихевиоризм – поведение, гештальтпсихология – целостный образ воспринимаемых предметов, глубинная психология – влечение.
На современном этапе предмет изучения психологии – психика.
Психика – свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа регулировать активность, поведение, деятельность.
Место психологии в системе наук.
Психология – наука, изучающая объективные закономерности проявления и механизмы психики как формы психического отражения действительности.
Психология в системе знаний человека:
1.тесно связана с философией, т.к. зародилась в ее недрах
2.связана с философским учением о человеке, о специфике его бытия, о системе человеческого познания
3.связана с историей общества и культуры
4.тесно связана с социологией, которая помогает понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентированного поведения
5.тесно связана с педагогикой – позволяет понять, как развивается человек в процессе его воспитания и образования
6.тесно связана с биологией, которая помогает изучить психику и поведение человека; дает знания о строении и функционировании ЦНС
Основные исторические этапы развития психологической науки
Психология (от греческого Psyche – душа, logos — наука). Первые представления связаны с анимизмом (от лат анима – душа, дух) – у всего, что есть на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Согласно Платону, душа существует прежде, чем она вступает с соединение с телом. Душевные явления – разум (голова), мужество (грудь), вожделение (брюшная полость).
Аристотель в трактате «О душе» выдвинул идею о неразделимости души и живого тела и впервые выделил психологию как своеобразную область знания. Выдвинул концепцию души, как функции тела. Душа – это двигатель, позволяющий живому существу познавать, реализовать себя. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.
В древности предметом изучения психологии была душа.
II. В средние века – душа является божественным сверхъестественным началом, поэтому изучение подчинено задачам богословия. Происходит большой расцвет медицины, которые изучают анатомию.
Предмет изучения – душа, но богословского толка. Тело — материальная сторона души. Так происходило до 17века.
III. 17век – век умозрительной психологии
Развиваются естественные науки, применяется опытно — экспериментальный опыт. Психология – наука о сознании. Рене Декарт пришел к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом. По Декарту, тело действует механически, а управляет этим телом разумная душа, локализованная в головном мозгу. Душа – разум – сознание. «Я мыслю, значит, я существую».
Предмет изучения – сознание.
IV. 18век – зарождение эмпирической психологии, термин введен Христианом фон Вольфом.
Этим термином он обозначает – направление психологической науки, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и в установлении, проверяемо на опыте, закономерной связи между ними.
Предмет изучения психологии – сознание.
V. 19 век – психология становится самостоятельной наукой (60ые года 19столетия).
Начинают образовываться специальные психологические лаборатории. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины, явилась физиологическая психология Вильгельма Вундта. Создатель первой в мире психологической лаборатории. Разбил сознание на простейшие элементы — ощущения, образы и чувства. Психология (по Вундту) – это наука о структурах познания (это направление стали называть структуралистским).
Функционалистский подход – У.Джеймс. Основная идея – изучать функции сознания и его роль в выживании человека. По этому подходу психология – это наука о функциях сознания.
Предмет психологии – сознание.
VI. 20е столетие
Течение бихевиоризма – основоположник Джон Уотсон: психология как наука не должна заниматься сознанием, душевными явлениями, которые не доступны научному наблюдению, а поведением. Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений за поведением, с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующий стимул. S→R (стимул-реакция).
Необихевиористы: S →I→ R. Предметом изучения психологии является поведение, а не душа и сознание и т.п.
Гештальтпсихология – основатель был немецкий ученый Макс Вертхеймер. Выдвинул программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов. Гештальт (форма, образ, структура) — это пространственная наглядная форма, воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Разработали теорию психологического образа, первыми применили системный подход к изучению психических явлений. Предмет психологии – целостный образ воспринимаемых предметов.
Глубинная психология (психоанализ) – психика содержит 3 образования: «Я», «ОНО», «СВЕРХ-Я». «Я» — это сознание. «ОНО» — влечение или мотивация. «СВЕРХ-Я» — совесть. Основой развития конфликтов является конфликт между «оно» и «сверх — я». Предмет изучения психологии – влечение.
VII.На современном этапе предметом изучения психологии является психика.
Психология – это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики, как формы психического отражения действительности.
Основные направления в психологии XX века
Психология – это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики, как формы психического отражения действительности.
Направления психологии в 20 веке:
Течение бихевиоризма – основоположник Джон Уотсон: психология как наука не должна заниматься сознанием, душевными явлениями, которые не доступны научному наблюдению, а поведением. Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений за поведением, с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующий стимул. S→R (стимул-реакция).
Необихевиористы: S →I→ R. Предметом изучения психологии является поведение, а не душа и сознание и т.п.
Гештальтпсихология – основатель был немецкий ученый Макс Вертхеймер. Выдвинул программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов. Гештальт (форма, образ, структура) — это пространственная наглядная форма, воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Разработали теорию психологического образа, первыми применили системный подход к изучению психических явлений. Предмет психологии – целостный образ воспринимаемых предметов.
Глубинная психология (психоанализ) – психика содержит 3 образования: «Я», «ОНО», «СВЕРХ-Я». «Я» — это сознание. «ОНО» — влечение или мотивация. «СВЕРХ-Я» — совесть. Основой развития конфликтов является конфликт между «оно» и «сверх — я». Предмет изучения психологии – влечение.
Основные принципы психологии
Психология – это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики, как формы психического отражения действительности.
1.Принцип детерминизма (причинности) – общенаучный принцип, этот принцип отражает факт взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияний различных объектов и явлений реального мира, при которых действия одних выступают причиной возникновения или изменения других.
2.Принцип системности – любое явлении изучается как единое целое.
Система – это совокупность множества элементов, находящихся в тесных, разнообразных и относительно устойчивых взаимоотношениях, функционирующая как единое целое.
3.Принцип развития – выражает органически присущие миру и психике динамизм и изменчивость, обнаруживающиеся в истории всего человечества.
Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 1862 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Ответы на тест по психологии и педагогике
6. Направление в психологии, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистичными сознанию психическими факторами – это:
7. Учение, созданное З. Фрейдом:
8. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости, — это:
2. возрастная психология
9.Отрасли науки, достижения которых используются на практике:
10. Способ получения достоверных сведений, используемых для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций:
11. Метод психологии, применяемый для изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, которые, согласно гипотезе исследования, выявляют особенности психических процессов — это:
12. Метод психологии, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию существующих изменений в поведении объекта – это:
13. Качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен:
14. Высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий:
15. Способность сознания человека сосредоточиться на самом себе:
16. Характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание:
17. Совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность, оберегает себя от психологических травм:
4. Защитные механизмы
18. Понятие, обозначающее подсознательные психологические силы, которые стремятся не допустить в сознание определенные мысли, чувства, образы, желания:
19. Ощущение – это:
3. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира при их воздействии на органы чувств
20. Чувствительность — это:
3. Способность живого организма воспринимать раздражения, отвечая на них
21. Любой фактор, воздействующий на организм и способный вызывать в нем какую-либо реакцию:
22. Совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке, и реагировании на раздражители:
23. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений,- это:
2. Абсолютный нижний порог ощущений
24. Способность раздражителя одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств:
25. Изменение кривизны хрусталика глаза с целью точной фокусировки изображения на сетчатке:
26. Восприятие — это:
3. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при воздействии на органы чувств
27. Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта, от общей направленности и других личностных особенностей – это:
28. Свойство восприятия, характеризуемое как способность выделять какие-либо объекты или их части как «фигуру», а остальные объекты, как «фон», — это:
29. Кратковременная память — это вид памяти:
1. Обеспечивающий удержание информации в памяти в течение очень короткого времени
30. Вид памяти, обеспечивающий переработку и хранение информации со специальной целью запомнить, — это:
2. Произвольная память
31. Эйдетическая память – это тип памяти:
1. При котором долго сохраняется образ со всеми деталями
32. Самопроизвольное припоминание материала, который был когда-то воспринят, но затем временно забыт и не восстанавливался в памяти:
33. Условия, обеспечивающее эффективность произвольного запоминания и проявляющееся в четкой постановке задачи запомнить материал точно, полно и последовательно, — это:
5. Целевая установка
34. Явления, заключающееся в том, что человеком лучше запоминаются и чаще воспроизводятся те задания, которые он не сумел вовремя завершить:
2. Эффект Зейгарник
35. О каком внимании идет речь: «Преднамеренность сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется»?
4. Непроизвольное внимание
36. Распределение внимания – это:
3. Непроизвольный переход от одной деятельности к другой
37. Способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно его трансформировать:
38. Воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности, — это:
3. Творческое воображение
39. Процесс воображения, заключающийся в мысленном “склеивании” различных качеств, свойств, частей, в повседневной жизни не соединимых:
40. Мышление — это:
3. Обобщенная и опосредованная форма психического отражения в виде понятий, суждений, умозаключений
41. Совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных:
42. Вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения:
43. Мыслительные действия – это действия:
2. Связанные с решением задач
44. Гибкость мышления — это:
2. Умение увидеть, поставить новую проблему и решить ее
45. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным свойствам – это:
46. Абстракция – это:
3. Выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от несущественных
47. Особенность мышления, проявляющаяся в возможности привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей, — это:
5. Широта мышления
48. Процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений:
49. Особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно:
3. Внутренняя речь
1. В отечественной психологии личность – это:
5. Субъект деятельности, активный преобразователь окружающего мира
2. Человек как источник познания и преобразования действительности, носитель
активности – это:
3. Положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень
его авторитета в глазах остальных участников группы:
2. Социальный статус
4. Использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, превращение их в
способности, стремление к личностному усовершенствованию:
5. Устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и
2. Черта личности
6. Готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на
конкретные стимулы – это:
7. Способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию
их внутренних способностей – это:
8. Максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде
деятельности – это:
2. Уровень притязаний
9. Проявление черт детскости в поведении взрослого человека:
10. Потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая
как устойчивая личностная черта:
1. Мотив достижения успеха
11. Черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь
людям и животным:
12. Специфический вид человеческой активности, направленной на творческое
преобразование, совершенствование дейсвительности и самого себя- это:
13. Понятие, обозначающее совокупность мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения:
1. Направленность личности
14. Основной источник активности индивида, внутреннее состояние нужды,
выражающее его зависимость от условий существования – это:
Источник: www.stud24.ru